Избирательные реформы Великобритании XIX в. Развитие партийной системы Великобритании в XIX-XX в


Самая характерная особенность всех английских реформ - это постепенность. Реформа 1832 года, как и все английские реформы, не может быть названа радикальной, о чем свидетельствуют ее главные установления.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства корпорации и перешла к территориальному представительству населения. Депутатские места стали представляться в примерной зависимости от количества населения, проживающего в городах. “Акт о народном представительстве 1832 года” принятый английским парламентом содержал следующие пункты:

“I. Что всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой “A” (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента прекращает посылать депутата или депутатов в парламент.

II. Местечкам, перечисленным в списке под буквой “B” (всего 30), - посылать только по одному депутату.

III. (Места, названные в списке под буквой “С” (всего 22), - составляют избирательные пункты для посылки двух депутатов в парламент).

IV. (Места, названные в списке под буквой “D” (всего 20), составляют избирательные пункты для посылки одного депутата в парламент).

V. (Четыре избирательных пункта включают соседние округа)”. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 145.

Общее количество мест в Палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 так называемых «гнилых местечек» были полностью решены представительства, еще для 72 оно было сокращено и изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижения гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов).

По реформе 1832 года, городским избирателем делался тот, кто имел в собственности дом, приносящий не менее 10 фунтов стерлингов в год. Наниматель дома делался избирателем в том случае, если арендная плата достигала 10 фунтов стерлингов в год, то есть равнялась годовому доходу арендатора средней руки.

“XIX. Что всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия, не подлежащее поражению в правах и владеющее по закону или пол праву справедливости какой-либо землей или имением на началах копигольда, или иным любым держанием, кроме фригольда, пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее десяти фунтов в год, за вычетом всех рент и платежей, не относящихся или относящихся к соответствующему держанию, - будет иметь право голосовать при избрании найта или найтов графства в любой будущий парламент, выступая от графства, ридинга, местности, части графства, в которых будут соответственно будут расположены указанные земли и имения”. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 146-147.

Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли-копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - в 50 фунтов. Таким образом, править Англией уполномочивался собственник. Число избирателей составило 376 тыс. человек (вместо прежних 247 тыс.) Правом голоса была наделена 1/32 часть населения (376 тысяч на 12 миллионов).

Реформа сделала необходимую борьбу за голоса избирателей, чем раньше пренебрегала. Обе партии - и тори и виги - быстро это поняли. Они отбросили свои прежние клички и обзавелись «приличными названиями». Тори сделались - «консерваторами», а виги - «либералами». Эти названия они взяли в Испании.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику. Однако кто бы не побеждал, господство крупного землевладения и капитала было обеспечено. Избирательная реформа защищала в первую очередь интересы собственников. Но борьба за всеобщее избирательное право продолжалось, 376 тысяч не могли полноценно говорить за 12 миллионов. Социальные противоречия на этом не исчезали. Назревали новые перемены, новые реформы.

Более радикальной стала избирательная реформа 1867 года. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-1840 годов. В программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. Реформа включала в себя две части: новое распределение мест в парламенте и избирательный ценз. Первое мало, что меняло. В отличие от реформы 1832 года часть, говорящая о правах на участия в выборах была прописана более детально.

В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест.

“17. От и после окончания полномочий настоящего парламента никакой город, имеющий население менее чем десять тысяч человек по переписи тысяча восемьсот шестьдесят первого года, из тех городов, которые перечислены в списке “А” (всего 38), приложенном к данному Акту, не будет посылать в парламент более чем одного депутата.

18. От и после окончания полномочий настоящего парламента города Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, и Лидс будут соответственно посылать по три депутата в парламент от каждого.” Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 153.

Существенное значение имело расширение ценза. За основу по-прежнему принимался «дом». На этот раз право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили.

Был снижен ценз до 5 фунтов для собственников и арендаторов земли. До 1867 года они уплачивали налог через домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимость уплаты налога на бедных. По университетским округам избирательное право предоставлялось имеющим звания («master»).

“3. Всякий мужчина, начиная с тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года, будет иметь право на регистрацию в качестве избирателя и после регистрации участвовать в выборах … если удовлетворяет следующим требованиям:

1) являться совершеннолетним и не подлежит поражению в правах;

3) был подвергнут в течение указанного срока как постоянный жилец занимаемого им помещения … обложению всеми сборами (если таковые имеются) в пользу бедных, причитающихся с соответствующего помещения…

4) уплатил добросовестно на двадцатый день июля или до этого в том же году наравне с другими постоянными жильцами требуемую с него сумму в фунтах стерлингов по всем сборам на бедных, подлежащим уплате с указанного помещения …” Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 170-171.

Именно это положение, внесенное либералами и принятая правительством консерваторов, привела к тому, что избирательное право получили также наниматели небольших квартир, уплачивающие налог на бедных. Десятифунтового барьера для них уже не существовало, следствием чего стало значительное увеличение количества избирателей.

Избирательная реформа 1867 года коснулась и избирателей от графств. Как и с избирателями от городов круг избирателей так же значительно увеличивался, ряд ограничений были отменены или снижены.

“1) является совершеннолетним и не подлежит поражению в правах; владеет по закону или по праву справедливости какими-либо землями на началах фригольда, копигольда или иного держания пожизненно или сроком в два или несколько поколений, или в более пространных пределах, с чистым доходом не менее пяти фунтов в год... или имеет право в качестве… арендатора… на какие-либо земли или имения, представляющие собой фригольд или иное держание… с первоначально установленным сроком не менее чем в шестьдесят лет… и с чистым доходом не менее пяти фунтов в год…” Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 152-153.

Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог, и тем самым расширяла круг избирателей. Количество избирателей в графствах выросло наполовину, в городах на 200%. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники. Новый миллион голосующих составился из ремесленников, мелкой буржуазии, квалифицированных рабочих.

В 1872 году в Англии вводится тайное голосование. В связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась система для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей. Введение тайного голосования положительно повлияло на становление набиравших силу рабочих движений.

Третья избирательная реформа была проведена в 1884-1885 годах. Постепенно исчезали старые страхи перед массовым избирателем. Оказалось, что одно только расширение избирательного права при сохранении в руках правящих партий монополий на выдвижение кандидатов и на их протаскивание (для чего необходимы не малые деньги) не угрожает изменением состава парламента.

По реформе избирательное право распространялось в равной степени и на жителей графств и городов. Акт о народном представительстве 1884 года гласил следующее:

“Во всем Соединенном королевстве будет установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов.” Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 172.

Также 1884 году было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.

“5. Каждый мужчина, владеющий в графстве или городе… землей или помещением, приносящим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов, может быть зарегистрирован, голосовать на выборах в таком графстве или городе…

6. Избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.”Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 173.

Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тысяч жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тысяч жителей - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного голосования»: избиратель, владеющий собственностью в городе не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвующих в голосовании.

Существенным в новой реформе - помимо расширения избирательных прав в графствах - было введение избирательных округов. Каждый из них выбирал одного депутата. Победителем признавался кандидат набравший относительное большинство голосов. Парламент избирался на 7 лет. Новое увеличение количества мандатов получили промышленные города. Буржуазные депутаты составляют уже значительную массу членов палаты общин. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу. Однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

Основными тенденциями развития избирательного права Англии в 19 веке было все большее увеличение количества лиц получающих избирательное право. Постепенно снижались различные цензы, все больше людей получали возможность влиять на политическую жизнь страны, что в определенной степени снижало классовую напряженность в обществе. Борьба за голоса избирателей способствовала возникновению новых идей, концепций развития государства. Неправильно принятые решения становились оружием для их противников в борьбе за голоса избирателей. Власть постепенно начинала становиться подконтрольной обществу, несла перед ним ответственность. Все это положительно повлияло на дальнейшее развитие Англии.

Избирательное право : основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки - местечки («гнилые» - старые, давно оставленные деревни; «карманные» - принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое , избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата . Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города - средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения . Естественным следствием этого противоречия было требование избирательной реформы . Буржуазия не покушалась на палату лордов. Но нижнюю палату она хотела видеть буржуазной. В борьбе за реформу буржуазия обратилась к помощи рабочих. Она обещала им законы, которые дадут дешевый хлеб, и рабочие примкнули к борьбе (обещали отменить хлебные законы, запрещавшие ввоз дешевого хлеба из-за границы, чтобы лендлорды имели возможность продавать свой хлеб по высокой цене).

1816 год - массовая манифестация в пользу реформы; возникали разного рода рабочие союзы. Желая покончить с сопротивлением лордов, буржуазные организации обратились с призывом изымать вклады из банков. Лорды сдались.

1832 год - Акт о народном правительстве , предложенный правительством вигов , стал законом; ее основные моменты:

  • более 50 местечек - из тех, что «гнилые», - были вовсе лишены представительства в парламенте;
  • еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;
  • освободившиеся 143 места были отданы: 66 - «большим густо населенным и богатым городам», 65 - графствам, остальные - Шотландии, Ирландии, Уэллсу;
  • уменьшены расходы на избирательные кампании;
  • голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.
  • для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник .

Реформа сделала необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори - «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги - «либералы» (поощряли прогресс).

19 век - упорная борьба за всеобщее избирательное право, ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек. 1850 - 60 гг. в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия (склонялась к компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя побудила консерваторов и либералов к новой парламентской реформе. И та, и другая из партий хотели, чтобы реформа была результатом именно ее инициативы.

1867 год - Акт о народном правительстве распадался на две части:

  • новое распределение мест в парламенте : львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов - 34 из 560;
  • избирательный цент : расширение ценза - право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1884 год - Акт о народном представительстве :

  • каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;
  • каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;
  • избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год - Акт о перераспределении мест : в графствах - введение избирательных округов , каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

1871 год «Акт о тред-юнионах» - профессиональные союзы рабочих - тред-юнионы - добиваются легального существования (тред-юнион - такая временная или постоянная коалиция для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой). 1875 год - профсоюзы склонили парламент к отмене тюремного заключения за нарушение договора найма. По старому закону («господин и служащий»), рабочий, оставивший место до срока, подвергался тюремному заключению на 3 месяца. Стала возможной агитация, направленная на повышение з/п; было отменено уголовное наказание за организацию забастовок; получает признание «свобода совести», то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; в той или иной степени признавалось свободное выражение мнения - свобода слова.

Отсутствие системы административных наказаний и штрафов - во всех случаях полиция обращалась за содействием к суду. Митинги не запрещались и не требовали предварительного разрешения; однако местные власти имели право разгона, если находили, что митинг превращается в «шумное сборище».

Глава 25. Избирательные реформы в Англии XIX века

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд.157 .

В конце XVII - - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве , согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.



Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей - - посылал двух депутатов, большой - - свыше 65 тыс. - - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд. 157 .

В конце XVII - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.


Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве , согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест.

Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно, же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Почти двести лет после Реставрации Стюартов в 1660 г. вплоть до первой половины XIX в. в Англии не происходило заметных демократических движений с самостоятельной платформой и политическими требованиями. С этим были связаны и низкие темпы демократических преобразований в правовом английской государстве, и ускоренные темпы давно назревавших реформ на протяжении XIX века.

Конструирование парламентской монархии в Англии было бы невозможно без ее остова, каковым стал принцип независимости, как структурной, так и финансовой, парламента и принцип его верховенства в политической системе.

Реформа избирательного права и прежде всего системы парламентских выборов происходила в несколько этапов (1832, 1867, 1884, 1885, 1911, 1918, 1928 гг.) и привела в итоге к следующим результатам: поэтапное снижение и затем отмена имущественного и образовательного цензов на парламентских выборах; введение тайной подачи голосов; переход к нарезке единообразных избирательных округов; ужесточение наказаний за преступления против избирательной системы.

Общая характеристика средневековой избирательной системы. Основную массу депутатов Палаты общин (467 из 658) «выбирали» жители мелких городов и деревень – «парламентских местечек», в разное время и по разным причинам получивших эту привилегию. Было две категории таких местечек: 1) «гнилые местечки» – старые, давно оставленные и опустевшие деревни и сельские поселения, в которых могло насчитываться иногда лишь несколько десятков жителей; 2) «карманные местечки» – деревни и мелкие города, принадлежавшие крупным лендлордам, которые, пользуясь тем, что голосование на выборах было открытым, заранее указывали избирателям, за кого они должны голосовать, и наказывали за непослушание выселением.

Другой отличительной чертой средневековой избирательной системы Англии было несоответствие между количеством избирателей и числом избираемых ими в своих округах депутатов. Так, в некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек, а в других избирательное право принадлежало лишь мэру и его советникам. В среднем на одном местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата, в то время как, например, 500 тыс. жителей Лондона посылали в парламент всего 4 депутата, а 165 тыс. жителей графства Корнуэллс – лишь 44 депутата. Кроме того, депутатские места нередко служили предметом откровенного торга, и их покупали за весьма значительную сумму в 2 тыс. ф.ст.

Избирать и быть избранными могли только лица, достигшие 30-летнего возраста с доходом не менее 2 ф.ст. в год и обладавшие недвижимостью. Демократичности выборов мешали помимо цензов открытая подача голосов и засилье в парламенте сельской аристократии, а не городских буржуа с их либеральными взглядами (на 90 депутатов, избиравшихся в городах, приходилось 398 депутатов из графств).


Первые шаги на пути преобразований средневекового избирательного права были предприняты в сер. XVII в. Так, в соответствии с положениями «Орудия управления» 1653 г. О. Кромвель осуществил в сущности первую парламентскую реформу Англии. Количество мест в Палате общин изменилось (вместо 488 стало 460); заметно увеличилась доля депутатов из быстро растущих городов за счет сокращения сельских делегатов; местные шотландский и ирландский парламенты были упразднены, и английский парламент впервые стал общебританским (400 депутатов избиралось в Англии и Уэльсе, по 30 – в Шотландии и Ирландии). Создание единого общегосударственного законодательного органа вместо трех прежних было в условиях ломки феодальной и региональной ограниченности вполне прогрессивным шагом. Традиционно О. Кромвеля обвиняют в установлении высокого имущественного ценза на парламентских выборах (200 ф.ст. годового дохода). Но на самом деле за столь высокой цифрой стояла поправка на присущее революциям и гражданским войнам обесценивание денег (инфляцию). Кромвель по сути дела восстановил ценз, существовавший накануне революции, и отстранил таким образом от участия в выборах всех низко- и среднеоплачиваемых подданных. К тому же в конституции 1653 г. уже не говорилось о земельном цензе и всем англичанам, сражавшимся за «божье дело», были даны избирательные права. Лорд-протектор просто не мог оставить политически бесправными ветеранов-«железнобоких», которым он был многим обязан.

В ходе Реставрации Стюартов и в период правления Карла II вместо кромвелевского избирательного права была снова введена архаичная средневековая система с ее громоздкостью, земельным цензом, засильем духовенства и светской аристократии в парламенте. Прекратились регулярные ежегодные перевыборы Палаты общин, введенные конституцией 1653 г. За 25-летнее правление Карла II парламентские выборы состоялись лишь дважды – в 1661 и 1679 гг., причем первый их этих парламентов, прозванный «кавалерским» (сторонники короля получили в нем большинство мест), работал в течение долгих 17 лет. Кроме того, произошло восстановление парламентов в Шотландии и Ирландии.

Затем в Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г., а также в уточнявших их актах 1696 и 1711 гг. в Англии была утверждена строго ограниченная монархия с номинальной королевской властью, с верховенством парламента, который стал именоваться «всемогущим», и ответственным перед ним правительством. Билль о правах узаконил такую ключевую демократическую свободу, как свобода парламентских дебатов. Запрещалось преследование англичан за любые ходатайства и жалобы, обращенные к депутатам парламента или к монарху.

В начале XIX в. рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии «вигов» приблизили проведение давно назревавшей избирательной реформы, которая была осуществлена в три этапа: 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

В целом, избирательные преобразования XIX века в Англии проводились в двух основных направлениях: 1) перераспределение избирательных округов путем лишения представительства определенных «гнилых местечек» и сокращения квоты для других фиктивных избирательных округов; 2) расширение круга субъектов избирательного права, в том числе за счет изменения или отмены избирательных цензов.

Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

В ст. I – IV Акта 1832 г. закреплялось перераспределение избирательных округов на основе новой градации «парламентских местечек» в зависимости от численности населения (например, список «А» – менее 2 тыс. жителей, список «В» – 4 тыс. жителей и т.д.). При этом «местечки» из списка «А» (всего 56) лишались права посылать депутатов, из списков «В» (30) и «D» (20) сохранили право посылать только одного депутата.

В ст. XVIII – XXVII Акта 1832 г. сдержались отдельные избирательные цензы, дававшие в совокупности право участия в парламентских выборах: поло-возрастной ценз (мужчины с 21 года), ценз оседлости (6 месяцев), имущественный ценз (годовой доход не менее 10 ф.ст.), ценз в виде уплаты налога на бедных, а также обязательное требование о внесении в списки избирателей. В избирательных округах графств для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось в течение 6 месяцев фактически владеть арендуемой землей, фригольдом, копигольдом или получать ренту с земли. Важным условием было также то, что фригольд или иное держание использовалось не менее 60 лет и чистый годовой доход у держателя составлял не менее 10 ф.ст., а у краткосрочного арендатора (аренда на 5, 10, 30 лет) – не менее 50 ф.ст. В избирательных округах городов и «местечек» для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось наличие владения в течение 12 месяцев в пределах города недвижимостью на праве собственности или аренды, приносящей доход не менее 10 ф.ст. Также необходимо было проживать в пределах города или местечка в течение 6 месяцев до внесения в списки избирателей.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

Акт о народном представительстве 1867 г. Этот Акт наряду с очередным перераспределением депутатских мест (все «местечки» с населением менее 10 тыс. жителей были лишены возможности избирать парламентариев) предусмотрел дальнейшее расширение избирательного корпуса, распространив избирательное право в городах на арендаторов (нанимателей) квартир, если стоимость найма в год без меблировки составляла не менее 10 ф.ст. Условиями получения права голоса владельцами отдельного жилья (строения) были ценз оседлости не менее 12 месяцев, уплата местных налогов и сборов на бедных. Все это вновь увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. Кроме того, в графствах имущественный ценз для всех владельцев земли или имения был снижен до 5 ф.ст. чистого годового дохода.

В связи с введением порядка регистрации избирателей, а также тайного голосования в 1872 г., требовавших применения новых методов воздействия на избирателей, возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Они помогали избирателям вносить фамилии в избирательные списки, представляли их интересы в суде, а со временем стали вести агитационную работу.

Акт о народном представительстве 1884 г. Либеральный кабинет Гладстона провел третью по счету избирательную реформу. В феврале 1884 г. премьер-министр внес в Палату общин соответствующий билль, принятый подавляющим большинством голосов. Однако Палата лордов отклонила этот законопроект под предлогом, что Кабинет министров должен сообщит парламенту свои планы относительно распределения избирательных округов. Консерваторы опасались, что реформа будет проведена исключительно в интересах «вигов». Обе партии хотели провести ее таким образом, чтобы оказаться в наиболее выигрышном положении.

Но на внеочередных парламентских выборах 1884 г. либеральная партия, умело использовавшая народное возмущение обструкцией избирательного билля Палатой лордов, победила. Законопроект Гладстона был повторно внесен в парламент. В межпартийные распри решительно вмешалась королева Виктория, которую встревожил тот факт, что в стране начинается мощное движение за упразднение Палаты лордов. По предложению королевы состоялась встреча Гладстона и лидера «тори» лорда Солсбери, во время которой были урегулированы основные разногласия. После этого билль о реформе без особых затруднений прошел через парламент и в декабре 1884 г. стал законом.

В результате преобразований 1884 г. число избирателей достигло 5 млн. жителей. Возможность вотировать в графствах была предоставлена лицам, арендовавшим немеблированные квартиры за плату не менее 10 ф.ст. в год. В целом, после третьего этапа избирательной реформы право голоса на парламентских выборах получили следующие категории лиц:

1) все владеющие в течение 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей недвижимостью, приносившей годовой доход в 10 ф.ст., при условии проживания в избирательном округе 6 месяцев и уплаты всех налогов;

2) наниматели или собственники жилых домов, уплатившие налог на бедных;

4) квартиранты, платившие за пользование жильем не менее 10 ф.ст. и проживавшие не менее 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей;

5) привилегированные горожане с правом голоса, основанном на старинных статутах и королевских грамотах. Они имели дополнительную привилегию «множественности голосов», т.е. во время выборов могли вотировать во всех местах, где находилось имущество, обеспечивавшее им электоральный ценз. В целом, около 1/10 части жителей Англии обладало более чем одним голосом на выборах в парламент. Кроме того, можно было совмещать голосование в университетском округе, если избиратель окончил университет и ежегодно уплачивал особый взнос, наряду с голосованием в том месте, где он имел общую электоральную квалификацию.

Анализ избирательного закона 1884 г. показывает, что права голоса по-прежнему не имели женщины, мужчины моложе 21 года, а также лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, и подданные, не отвечавшие цензу оседлости.

Избирательная система Англии строилась как мажоритарная система относительного большинства. В 1884 г. был прекращен эксперимент с «треугольной пропорциональной системой» выборов. Мажоритарная система поддерживала существование в стране двухпартийной системы, соответствовала тенденции усиления правительственной власти, и в то же время позволяла искажать волю избирателей.

Следующим этапом парламентской реформы стало создание в 1885 г. новых избирательных округов. Ранее депутаты избирались от городов и графств в целом, как от особых юридических учреждений. После закона 1885 г. избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. жителей выбирал 1 депутата, от 50 до 65 тыс. жителей – 2 депутатов, от 65 тыс. жителей и более – 3 депутатов.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...