Иван крамской. Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец Как называется знаменитое произведение художника и крамского
Ива́н Никола́евич Крамско́й (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Автопортрет. 1874
Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. С 1853 года был ретушёром фотографий; сначала будущего художника в несколько приёмов обучил «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты» его земляк М. Б. Тулинов, затем работал у харьковского фотографа Я. П. Данилевского. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушёрством в известной тогда фотографии Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
В 1863 году Академия художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет Боткина[уточнить] (1880) - частная коллекция, Москва).
Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море. 1861
За чтением Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. 1866–1869
Женский портрет. 1867
Портрет художника К. А. Савицкого. 1871
Русалки. 1871
Портрет художника М. К. Клодта. 1872
Христос в пустыне. 180 x 210 см. 1872
Портрет А И Куинджи. 1872
Пасечник. 1872
Девушка с распущенной косой. 1873
Портрет И. И. Шишкина. 1873
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1873
Оскорбленный еврейский мальчик. 1874
Полесовщик. 1874
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
Голова крестьянина 1874
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника. 1875
Портрет писателя Дмитрия Васильевича Григоровича 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского. 1876
Н. А. Некрасов в период. Последних песен. 1877–1878
Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрина). 1879
Портрет Адриана Викторовича Прахова, историка искусств и художественного критика. 1879
Лунная ночь 1880
Портрет доктора Сергея Петровича Боткина 1880
Портрет актера Василия Васильевича Самойлова. 1881
Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина. 1881
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника. 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника. 1882
Девушка с кошкой. 1882
Неизвестная. 1883
Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев. 1883
Актер Александр Павлович Ленский в роли Петруччио в комедии Шекспира "Укрощение строптивой". 1883
Букет цветов флоксы. 1884
Неутешное горе. 1884
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи Ивановны Крамской, в замужестве Юнкер. 1884
Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва. 1885
Портрет Александра III. 1886
Дети в лесу. 1887
Полностью
На странице самые знаменитые картины Крамского Ивана Николаевича.
Крамской один из основателей и главной идеолог объединения передвижников.
Главным событием первой выставки передвижников и была картина Крамского «Христос в пустыне». Но самой известной и популярной картиной стала в дальнейшем картина «Неизвестная».
Крамской как никто другой оставил нам массу портретов великих деятелей своего времени.
Автопортрет Крамского.
Неизвестная. Крамской.
Самая таинственная и интригующая картина Крамского. И самая известная.
Но совершенно неизвестен прототип, та женщина, с которой художник писал. Лицо сразу бросается в глаза. Взгляд у женщины холодный и надменный, одета по самой последней моде. Сидит в коляске на фоне зимнего Петербурга с его Александринским театром.
На фото картина «Букет цветов. Флоксы». Крамской. Редкий для Крамского натюрморт.
Картины Крамского почти всегда изображают людей.
Девушка с распущенной косой. Крамской.
Какое горестное лицо у девушки, какой тоскливый взгляд!
Наверняка сам Крамской испытывал разочарования в жизни, пустоту и муку. Неслучайно картина многие годы была без зрителей, находясь в мастерской художника.
Сидит девушка и взгляд её обращён в никуда, в пустоту.
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника. Увлечённо она читает книгу.
Иродиада. Крамской.
Здесь религиозный сюжет. Иродиада виновна в гибели Иоанна крестителя, который откровенно осуждал брак её с дядей.
И после убийства Иоанна пожелала Иродиада взглянуть на его отрубленную голову и насладиться долгожданной победой над врагом. В картине кругом ядовитый красный цвет, цвет крови и смертоубийства! И это не столько религиозный сюжет, сколько нравственный или точнее сюжет безнравственности.
Крестьянин с уздечкой. Крамской. Былинный крестьянин!
Картины Крамского очень часто изображают простых людей, людей из народа! И эта картина своего рода итог многочисленных портретов крестьян. Моделью стал реальный крестьянин Мина Моисеев. Мудрое спокойствие и добрый юмор на лице его!
Лесная тропинка. Крамской.
Редкий для Крамского пейзаж без людей. Картины Крамского почти всегда с людьми!
Лунная ночь. Крамской.
Первоначальное название картины «Волшебная ночь».
И действительно ночь волшебна, но как раз волшебная луна её и делает такой! Множество деталей в ночи луна осветила своим ярким светом. В центре красивая и задумчивая девушка в шикарном белом платье на лавке сидит.
Перед ней пруд с кувшинками. Позади неё парк с могучими деревьями! Картина наполнена лирикой и таинственностью!
Молитва Моисея после перехода израильтян через Красное море.
Некрасов в период Последних песен.
В изголовье умирающего Некрасова Крамской поместил портрет Добролюбова и бюстик Белинского. Так он изобразил во имя чего поэт жил и творил!
Оскорблённый еврейский мальчик
На фото «Пасечник». Крамской.
Картины Крамского нередко изображают простого русского мужика.
Полесовщик. Крамской.
Полесовщик — это старое слово, означавшее лесника.
Другие названия картины «Мужик с дубиной» и «Мужик в простреленной шапке».
Вот такого грозного и сильного лесника написал Крамской.
Крамской ещё и комментировал этот портрет словами о том, что именно из таких мужиков и складываются народные восстания Разина и Пугачёва.
Портрет Александра III
Это уже не герой из народа, а герой над народом. Впрочем, самый лучший был царь, только пил много.
Портрет Анатолия Ивановича Крамского, сына художника.
Портрет Веры Николаевны Третьяковой
Замечательные портреты у Крамского!
Портрет великого доктора Боткина
Портрет И. И. Шишкина. Крамской.
Самый знаменитый портрет Шишкина!
А это уже Шишкин на фоне природы. Наверняка деревьями любуется Шишкин.
Сам Крамской почти не отделял портреты от картин. И на этом полотне могучий и раскованный Шишкин изображён на фоне солнечной лесной поляны. Портреты и картины Крамского великолепны!
Портрет великого Третьякова
Портрет Гончарова. Крамской.
Иван Крамской (27 мая 1837, Острогожск - 24 марта 1887, Санкт-Петербург) - русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Биография Ивана Крамского
Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.
После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии.
Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известной в то время фотографии Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.
Творчество Крамского
В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 - все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Одна из известнейших работ Крамского - «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах - «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877-1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 - все в Третьяковской галерее.
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».
До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию.
Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».
Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»
9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».
В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров.
Неизвестная
Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.
Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.
Биография художника Ивана Крамского
АвтопортретХудожник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.
Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.
Русалки
После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.
Христос в пустыне
Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.
Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.
Лунная ночьОбучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.
ПолесовщикВ 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.
Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.
ПасечникОднако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.
Оскорбленный еврейский мальчикТак возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?
Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное мореСтуденты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» - такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.
Крестьянин с уздечкой Мина МоисеевИван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художникаКрамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.
Женский портретВ 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.
Девушка с распущенной косой Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художникаУмер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.
О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.
Автопортрет
Крамской Иван Николаевич (1837-1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу.
Мария Федоровна, урожденная принцесса Дагмара Дании, женой русского царя Александра III. 1880
Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860),
Роспись главного купола храма Христа Спасителя в Москве. 1863
Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море 1861
большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня». Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия художеств отрицательно отнеслась к предложенному новшеству.
Христос в пустыне, 1872 Третьяковская галерея, Москва
Неизвестная, 1883 Третьяковская галерея, Москва
Девушка с распущенной косой, 1873 Третьяковская галерея, Москва
Александр III, 1886 Русский музей, Санкт-Петербург
Мария Федоровна 1880
Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так характеризовал попытку молодых художников: «в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты». Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать картины на заданную академией тему - «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 году некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок. Крамской сделался портретистом. В дальнейшей своей художественной деятельности, Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам - произведениям воображения и охотно отдавался ему, когда житейские обстоятельства то допускали. Еще в бытность свою академистом, Крамской принес большую пользу своему профессору Маркову, употребив год времени на рисование картонов для плафона в храме Спасителя (в Москве), по эскизам Маркова.
Великий Князь Михаил Павлович
К лучшим произведениям не портретной живописи Крамского относятся картины: «Майская ночь» (по Гоголю), «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель», «Христос в пустыне» и некоторые другие. Много труда положил Крамской на сочинение картины «Иисус Христос, осмеиваемый как царь Иудейский» - картины, которую он называл «Хохот», и много надеялся на нее.
Но Крамскому не удалось обеспечить себя так, чтобы вполне отдаться этой работе, которая так и осталась далеко неоконченной.
Скульптура Христос 1883
Полесовщик 1874
Созерцатель 1876
Русалки (Майская ночь) 1871
Лунная ночь 1880
Крамской, пишущий портрет своей дочери, Софьи 1884
Семья художника
Дети в лесу 1887
Портретов Крамской написал множество; из них особенного упоминания заслуживают портреты С. П. Боткина, И. И. Шишкина, Григоровича, госпожи Вогау, семейства (женские портреты) Гинцбургов, мальчика еврея, А. С. Суворина, неизвестной, графа Л. Н. Толстого, графа Литке, Д. А. Толстого, Гончарова и многие другие. Они отличаются полным сходством и талантливой характеристикой лица, с которого портрет писался; упомянутая выше картина «Неутешное горе» есть собственно портрет, имеющий все качества и достоинства картины.
Портрет Софьи Крамской, 1869
Портрет пейзажиста Федора Васильева (1850—1873), сгоревшего от чахотки - друг художника
Портрет Льва Толстого 1873
Портрет художника Шишкина, 1873
Портрет художника Ивана Шишкина, 1880
Портрет философа Соловьева, 1885
Женский портрет 1881
Неутешное горе 1884
Но не все произведения Крамского равной силы, что художник и сам признавал без колебания; иногда он не интересовался лицом, с которого ему приходилось писать, и тогда становился только добросовестным протоколистом. Крамской понимал и пейзаж и хотя не написал ни одной картины этого жанра, но в «Майской ночи», равно как и в другой «Ночи», превосходно передал лунное освещение не только человеческих фигур, но и пейзажной обстановки.
Лесная тропинка, 1870
Деревня-Yard-в-Франция, 1876
Техника живописи у Крамского была - тонкая законченность, которую иногда считали некоторые излишней или чрезмерной. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: в несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского (Портрет написан в одно утро, но остался неоконченным, так как Крамской за этой работой умер.)
Много произведений Крамского находится в известной Третьяковской галерее в Москве (картины «Неутешное горе», «Христос в пустыне» и «Майская ночь»; портреты П. М. Третьякова, гр. Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Н. А. Некрасова, П. И. Мельникова, В. В. Самойлова, М. Е. Салтыкова и др.; рисунки: «У лукоморья дуб зеленый», портрет В. Васистова, Н. Ярошенко и другие произведения).
Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского, 1866
Портрет академика Рупрехта Франца Ивановича.(офорт)
Крамской занимался также гравированием на меди крепкою водкой; в числе исполненных им офортов, лучшие - портреты императора Александра III, в бытность его наследником цесаревичем, Петра Великого и Тараса Шевченко. Сделался ли бы Крамской крупным историческим живописцем - трудно сказать. Рассудочность у художника преобладала над воображением, как он сам признавался и в интимном разговоре, и в переписке, ставя И. Е. Репина выше себя по существу таланта. Вообще Крамской был очень требователен к художникам, чем нажил себе немало порицателей, но вместе с тем строго относился к себе и стремился к самоусовершенствованию. Замечания Крамского и его мнения об искусстве не имели характера лишь личного убеждения, но обыкновенно были доказательны, на сколько это вообще возможно в вопросах эстетики.
Иван Крамской, Портрет императрицы Марии Александровны. 1877 г.
Основное его требование - содержательность и национальность художественных произведений, их поэтичность; но не менее того Крамской требовал и хорошей собственно живописи. В этом отношении Крамской должен быть отмечен, и в этом можно убедиться, читая переписку художника, изданную А. Сувориным по мысли и под редакцией В. В. Стасова («Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи». (СПб., 1888). Нельзя сказать, чтобы Крамской судил верно по первым впечатлениям, но всегда более или менее мотивировал перемену мнения. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока живописец не находил компромисса.
Иван Гончаров
Крамской не имел большого образования, всегда жалел о том и восполнял этот недостаток постоянным серьезным чтением и сообществом интеллигентных людей, вследствие чего он сам был полезным для художников собеседником (Крамской известен также своей педагогической деятельностью, как преподаватель с 1862 года в рисовальной школе общества поощрения художников).
Портрет художника И. Е. Репина - ученика Крамского
Портрет художника Ивана Николаевича Крамского работы Репина. 1882 год
Крамской Иван Николаевич в ушел из жизни за работой, у мольберта. В последний свой день, 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К. Раухфуса. Вдруг побледнел и, бездыханный, рухнул на мольберт. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Могила Ивана Николаевича Крамского. Санкт-Петербург, Тихвинское кладбище, Александро-Невская лавра
Букет цветов, 1884
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины ХIХ века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1879
Портрет Анатолия Крамского, Сын, 1882
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, 1882
Портрет Сергея Крамского, сын художника, 1883
Оскорбленный еврейский мальчик 1874
Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова 1874
Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника 1875
Портрет Дмитрия Васильевича Григоровича, 1876
Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1876
Портрет Веры Николаевны Tretjakowa, родившийся Mamontowa, 1876
Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского, 1876
Портрет поэта Николая Некрасова, 1877
Н.А. Некрасов в период "Последних песен" 1877-1878
Портрет писателя Сергея Тимофеевича Аксакова 1878
Адриана Викторовича Прахова портрет, искусствовед историк и искусствовед, 1879
Портрет певицы Елизаветы Андреевны Лавровского на сцене Дворянского собрания, 1879
Портрет писателя Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин), 1879
женский портрет 1880
Портрет доктора Сергей Петрович Боткин, 1880
Портрет С. И. Крамской. 1880
Портрет Анны фон Дервиза, 1881
Девушка с кошкой, 1882
Портрет Барбары Кирилловны Лемох в детстве, 1882
Женщина с зонтиком (в траве, Подмосковье), 1883
Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло 1884
Часть 45 -
Часть 46 -
- Домашняя бастурма — лучшие рецепты
- Как обустроить рабочий стол по Фен Шуй для денег
- Заговоры против соперницы вернут спокойствие в семью
- Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие
- Чиновник Сергей Рыбаков: «Время – то, что мы в него вмещаем
- Боли в левом боку со стороны спины
- На автомобиле - от государства
- Постный суп-пюре из тыквы — полезное блюдо для детей и взрослых
- Географические координаты
- Если женщина порезала палец — приметы помогут ей узнать будущее
- Потерять или найти крестик: к чему это?
- Территориальные единичные расценки
- Кронштадтское восстание («мятеж») (1921) Подавление кронштадтского восстания
- Даосская система. Л. БингСекреты любви. Даосская практика для женщин и мужчин. Система «Вселенское Дао»
- Цигун: китайская практика укрепления организма
- Оед общество евангелизации детей
- Лимонное печенье из песочного теста Как приготовить лимонное печенье из песочного теста
- Салат ералаш с говядиной рецепт
- Горбуша, запеченная в духовке с картошкой
- Как приготовить хворост в домашних условиях: вкусные и легкие рецепты