Истории легендарных гитаристов: Ричи Блэкмор. Ричи Блэкмор - Король Гитары


Мало кто, хоть немного разбирающийся в рок музыке, не слышал имени Ричи Блэкмора. Да и не мудрено, за полувековую карьеру он успел поучаствовать в трёх суперпроектах – Deep Purple, Rainbow и Blackmore’s Night и множестве менее известных групп.

Родился Ричи в Уэстон-сьюпер-Мэр в Англии в далеком и неспокойном 1945 году. Со школы у него развилось отвращение к правилам и шаблонам, которыми было напичкано его образование. В то время он увлекался спортом, и казалось, свяжет свое будущее с ним, но однажды в школе увидел гитару, и это изменило его жизненные интересы в другую сторону. Первые уроки по игре на гитаре ему преподал его отец, затем Ричи учился у Джимми Салливана – известного в то время гитариста.

Первым его коллективом стала группа 21"s Coffee Bar Junior Skiffle Group. В то время он переоборудует свою акустическую гитару в электро. Вначале 60-х Ричи поменял много групп, но первое признание пришло к нему в коллективе The Savages, где Блэкмор получил немало уроков по поведению на сцене. Вскоре, уйдя из группы, он переходит в первую по-настоящему известную команду - The Outlaws. Группа характеризовалась бесшабашным поведением и не раз попадала на карандаш полиции. Некоторое время группа была аккомпаниаторами Джина Винсента и с ним побывала на зарубежных гастролях. После этого наш герой пробует себя во многих коллективах, заодно желая создать свою группу.

Наконец в 1968 году была сформирована группа, в которую вошли Крис Кертис, Блэкмор, Пейс и Джон Лорд. Название группы придумал сам Ричи. Этот коллектив был обречен на успех и стал одним из пионеров хард-рока. Группа называлась Deep Purple. Вначале группа старалась копировать чужой стиль и первые альбомы состояли в основном из хитов других групп. Наконец в 1969 году после записи с оркестром дела группы пошли удачнее. В то время в коллективе уже выступали Иан Гиллан и Роджер Гловер, сформировав золотой состав группы. С 1970 года группа выпускает один за другим ряд успешных альбомов, которые позволили им стать одной из ведущих групп того времени. В то время группа создала свои самые знаменитые хиты в которые Ричи вложил немалую лепту. Особенно в легендарный риф в песне Smoke on the Water – визитной карточке Deep Purple. Но Ричи всегда старался делать то, что ему нравилось и постепенно отношения в коллективе ухудшались, вскоре Гиллан и Гловер покинули группу, а после расхождений в дальнейшем направлении движений группы в 1975 году Блэкмор и сам покидает группу.

В то время он познакомился с американской группой Elf. Его поразила их игра и особенно вокалист со своим мощным голосом. Звали его Ронни Джеймс Дио. Вскоре Блэкмор предложил им войти в состав своей новой группы, получившей название Rainbow. Вскоре был записан первый альбом коллектива, который стал продолжением линии Machine Head и содержал в себе мощный хард-рок, так характерный для группы в конце 70-х. Для группы были характерны и лирические баллады, которые содержались на каждом альбоме. В целом группа стала одной из самых влиятельных на хард-рок сцене, но характеризовалась постоянной ротацией состава, который менялся на каждом альбоме. В результате уже в 1979 году от первого состава остался только сам Блэкмор.

После долгих попыток получить финансовый успех от своей музыки группа принимает решение изменить свой стиль на более коммерческий и для этого приглашает вокалиста, который смог бы придать ей нового шарма. Вначале им стал Грэм Боннет, а затем ему на смену пришел Джо Лин Тернер. В то время группа обладала настоящим звездным составом – Ричи Блэкмор, Роджер Гловер на басу, Кози Пауэлл за ударными и Дон Эйри на клавишах. Группа став коммерчески успешной тем не менее не отказалась от своего необузданного имиджа как на сцене, так и за его пределами. Заводилой являлся конечно же сам Блэкмор.

Наконец, в 1984 году группа распалась, поскольку её лидер вернулся в воссозданный в золотом составе Deep Purple. Поначалу Ричи сохранял терпимость с Гилланом, с которым у него сложились тяжелые отношения, но затем группа была вынуждена расстаться с воклаистом. Наконец в 1993 году подошла к концу многолетняя связь Ричи и Deep Purple. 17 ноября он сыграл свой последний концерт в их составе и вскоре после этого вновь возродил Rainbow и записал еще один альбом.

В 1997 году страничка Rainbow в жизни Ричи была закрыта навсегда, а он вместе со своей гражданской женой Кэндис Найт организовал нечто совсем новое для себя. Группа Blackmore’s Night играла совсем нетипичный для Ричи фолк рок. Он до сих пор играет в этой группе, выпустив за эти годы 8 альбомов. В личной жизни Блэкмора, похоже, наконец, настала идиллия. Он женился в 2008 году на Кэндис, а вскоре у них родилась дочь. До этого Ричи трижды был женат и в первом браке у него родился сын Юрген.

В целом вклад Ричи Блэкмора в развитие музыки просто огромен. Он не только является одним из самых знаменитых виртуозов гитары, а ведь кроме гитары он играет и на других инструментах, но и дал дорогу в жизнь многим группам, например, Wishborne Ash. Также его манера игры на гитаре легла в основу игры многих гитаристов.

Акустические гитары Ричи Блэкмора

(В данной статье я хочу познакомить вас с акустическими гитарами, на которых Ричи Блэкмор играет на концертах Blackmore"s Night, а также использует для записи альбомов.)

Alvarez Yairi

Гитары Alvarez Yairi выпускаются в старинной мастерской, расположенной в горном селении Gifu в Японии, вдали от компьютеризированных фаб-
рик масштабных компаний-произво-
дителей гитар. Уже на протяжении 60 лет семейный бизнес Yairi строго придерживается классических тради-
ций при изготовлении гитар. Для производства своих инструментов компания применяет исключительно отборное дерево, тщательно выдержанное в естественных условиях. Стоят такие гитары от 2500 $.

Корпус электроакустической гитары Ричи выполнен из гавайского коа, который придает насыщенность и полноту звучанию среднего регистра и обеспечивает чистые высокие ноты, сохраняя при этом плотные низы. Накладка грифа выполнена из черного дерева, верхняя дека изготовлена из кедра. Гитара оборудована электроникой Alvarez System. Эту гитару Ричи использует как основную, при записи всех альбомов Blackmore"s Night.

Lakewood A-32

Немецкие акустические гитары фирмы Lakewood, наряду с Taylor, Ричи предпочитает другим фирмам. И не зря. Эта мегаизвестная фирма входит в тройку лучших фирм мира. Эта гитара использовалась при записи первого альбома "Shadow Of The Moon". "Newtone" - любимые струны Ричи для акустики. Корпус этой гитары выполнен из индийского палисандра, головка грифа из красного дерева, колки грифа костяные.

Lakewood Moon-Guitar

Эта уникальная, не имеющая аналогов, гитара ручной работы - подарок Blackmore"s Night от Lakewood. У Ричи уже была гитара A-32, но он хотел что-то уникальное для концертных выступлений. Гитара имеет относительно плоский корпус из палисандра и небольших размеров деку с уникальным украшением в виде полумесяца. Концовка грифа из красного дерева тоже сделана в виде полумесяца. Также луноподобно выполнены отметки на ладах грифа. Накладка грифа сделана из черного дерева. Звук этой гитары получился необыкновенно чистым и теплым. Гитара оснащена новой звукосни-
мающей системой EMF B-Band, делающей гитару лучшей для использования на сцене.

Lakewood 12-string Lute-Guitar

Еще один шедевр для Blackmore"s Night от Lakewood - двенадцатиструнная гитара ручной работы, выполненная в форме старинного европейского музыкального инструмента - лютни.

Именно эта гитару вы можете видеть в клипе "The Times They Are A Changin". Ричи был в восторге от неверояно реалистического ренессансовского звучания этой гитары, по-этому часто использует ее на многих концертах Blackmore"s Night. Это пока все, что я могу сказать об этой красивой гитаре.

Taylor 6 & 12-string

Это любимая акустика Ричи. Красивое звучание этой великолепной гитары вы можете слышать в любимой композиции Ричи - "Renaissance Faire" с первого альбома Blackmore"s Night. Хочется отметить, что акустические гитары американской фирмы Tailor и по сей день занимают почетное первое место в рейтинге лучших фирм-производителей гитар.

Эта компания имеет свою уникальную историю: около 30-ти лет назад молодой человек по имени Боб Тейлор хотел купить себе гитару. Естественно он хотел Martin, но не мог позволить себе такую роскошь. Тогда он решил сделать себе гитару сам, и, взяв за основу знаменитый dreadnought, изготовил себе подобный инструмент.

Taylor не настолько конcервативная фирма, как Martin - они широко используют не только стандартные породы дерева (ель, красное дерево, роузвуд, черное дерево), но и работают с альтернативными породами - клен, коа (гавайское дерево), орех, кедр. В отличии от Martin, Taylor вообще не использует ламинирование, даже в самых своих дешевых моделях - все они из цельного дерева.

Taylor так же известен своими моделями c увеличенным размером коробки. Они прекрасно работают с двенадцатью струнами. В результате получается мощнейший инструмент, который в небольшом зале может звучать даже без усиления. В коллекции Ричи есть, как Taylor с 6 струнами, так и концертная гитара с 12 струнами. На этой гитаре очень красивый гриф, украшенный цветочными орнаментами. Познакомиться подробнее с этой гитарой вы можете посмотрев видеокассету "Shadow Of The Moon".

Уникальная двухгрифовая гитара (внешне похожая на двухгрифовую мандолину с удлиненным грифом) известной английской фирмы "Fylde". Второй гриф басовый и предназначен для быстрого перехода между тональностями сложных композиций. Это очень удобно, т.к. отсутствует необходимость второй гитары. Но, определенно, игра на таком инструменте требует больших навыков, чего у Ричи в избытке!
Официальный сайт фирмы "Fylde":

Другие гитары Ричи

Конечно, описанные выше гитары далеко не все, используемые Ричи. Я написал лишь про основные. Хотя гитара на данной последней фотографии используется Ричи чуть ли не на всех концертах Blackmore"s Night. И уж 100% на них присутствует. Кстати, гитар такого типа у Ричи, как минимум, три штуки. Две из них отличаются по цвету (одна темнее, другая светло-красная) и одна электроакустика с фирменной буквой "B" на конце грифа - судя по-всему, сделанная на заказ.

Легендарного лидера Deep Purple и создателя Rainbow Ричи Блэкмора принято считать человеком "тяжелого поведения": скандалистом и вообще крайне мрачной личностью. Сам Ричи уверяет, что таких шутников, как он, еще поискать. И тут же выкладывает тому доказательство: "Говорите, в России меня ждут поклонники? Целая армия? У меня уже трясутся коленки!"


Новый проект Блэкмора, группа Blackmore"s Night, - то, чего меньше всего ожидали от квазирокера. От музыки веет рыцарскими турнирами, а может, даже крестовыми походами, ее играют в декорациях средневековых замков и баварских домиков времен императора Максимилиана I.

Шумы и рифы

- На концертах Deep Purple играет в основном старые хиты, Smoke On The Water в первую очередь...

Одна из причин, по которой я покинул группу, - а их было предостаточно, - заключалась в том, что они ездили по всему миру, играя старые песни. Мне хотелось чего-то нового и свежего. Снова разъезжать по миру, играя древние хиты и считая, что творю "историю музыки", я не могу.

- Неужели, сочинив Smoke On The Water, вы не понимали, что именно ее и сотворили?

Да что вы! Я просто играл рифы, Ян Пейс - на ударных, нас было только двое. Просто идея ритма, еще одна песня, ничего особенного.

- Когда вам лучше сочиняется?

Я сова: встаю поздно, а играю целую ночь напролет, ложусь спать уже под утро. Это ночной тип музыки. Я люблю ночь, потому что люблю тишину. А ее сейчас так трудно найти! Днем люди производят столько ненужного шума, я их называю "шумовыми загрязнениями".

"Меня ненавидят"

- Не могу представить музыку Blackmore"s Night на больших стадионах.

Ну почему же? Мы выступаем и на стадионах, но больше - в старинных замках, в камерных театрах и даже в церквях. Невозможно сравнить уютную атмосферу малых залов с большими - холодными. Я теперь и не знаю, как вернуться к стилю игры для стадионов.

- Разная энергетика?

Абсолютно. Когда ты выступаешь перед 10 тысячами, ты больше сконцентрирован на притворстве, актерстве, театральных эффектах. Когда тебя слушают 100 человек, ты больше сосредоточен на самой музыке, на своих чувствах.

- Новым музыкантам нравится с вами работать?

Они это ненавидят.

- Почему???

А я им денег не плачу. А еще избиваю микрофонной стойкой, не кормлю и запираю на ночь в подвале замка, ха-ха-ха!

- У вас есть ученики?

Да, я учу соседских детишек. Мы живем в лесу, возле моря. Вечером они собираются у нас, мы жжем костер, печем картошку. Мы вместе играем музыку, написанную за пять веков до того, как они появились на свет.

- Вы знаете, сколько в вашем доме гитар?

Двадцать. Что-то вроде того. В основном акустические - их 12. И, наверное, 8 электрических. Но на этих я играю редко.

- Вы осознаете, какую энергию несет в зал ваша игра? Вообще музыка может рассматриваться как инструмент воздействия на человеческий разум?

Если гитарой, да по головушке - очень даже может!

Бритни и клоны

- Как вам нравится модная музыка?

Та, что на радио? Это все манипуляции звукозаписывающих лейблов, которые платят радиостанциям огромные деньги, особенно это касается Америки. За последние 3 года ничего, кроме Бритни Спирс , не услышишь. Ну разве что Кристину Агильеру и Джессику Симпсон. Но они, по сути, близнецы Бритни Спирс . Все одинаковые, ритмический рисунок- один и тот же. Ничто не может заставить меня слушать такое радио. Думаю, лейблы просто боятся убытков, если начнут раскручивать новые таланты. Или старые.

- На последнем "Грэмми" были одни американцы. Разве это не дискриминация музыкантов из других стран?

Хорошая постановка вопроса. Почему, когда я в Европе, там звучит много других групп, а как только попадаю в США, то слышу только американские команды? У Майкла Олдфилда столько хитов в Старом Свете, а в Америке его не знают. Да там не знают даже ABBA! Это - грандиозный эгоизм американского рынка, 97% которого отдано на откуп "своим". Пожалуй, единственная английская группа, которую они знают, - это U2. Да и то только потому, что они ирландцы...

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур "Rainbow" в поддержку "Stranger In Us All" ("Fuel Records" был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда "Deep Purple" прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal "Hush". В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде "Renaissance" или "Baroque", гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно...

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз - это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса...

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная...

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она "запланированная". Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения "Deep Purple" музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, "Perfect Strangers" получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома "Smoke On The Water" , все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из "Yes" также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома "Bad Company", где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на "Stranger In Us All" , поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава "Rainbow"...

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, - "In A Metal Mood" c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к "плохим". Так было и так будет всегда. Увы...

Vintage Guitar: И вот новый состав "Rainbow". И все те же "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы"?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки "Engl". Они великолепны. Обладают широким спектром "перегрузов" и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с "Marshall" показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на "десятку". "Двойка"-"тройка" - и звук становиться жиденьким. А "Engl" хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: "Stratocaster" - ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях "Fender" с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре - хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на "фендеровскую" фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику...

Не поверите: у меня нет ни одного "старого" "Stratocaster". Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались "Stratocaster`ы" периода, когда "Fender" вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар "Fender" - это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество - два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, "страты" с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать... С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант "громче и тише".

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои "Stratocaster`ы". Но не похоже, что вы - коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят ""58 Strat". По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар "Gretsch". Внешний вид - фантастика! А внешний вид в гитаре - это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный "страт". Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что "Fender" постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде "Blackmore"s Night". Он - акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night - моя жена - пела бэк-вокалы на "Stranger In Us All", а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку "Stranger In Us All"? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце - концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта "Blackmore"s Night". В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе - через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Очевидно, что Ричи Блэкмор очень ревностно относится к собственной музыке, но наш разговор с ветераном рок-сцены носил исключительно доброжелательный и открытый характер. И хотя Блэкмор заслужил славу как исполнитель "громкой" музыки, он нашел в себе смелость раздвинуть собственные музыкальные горизонты, пойти наперекор общественному мнению и играть в свое удовольствие.

Источник статьи сайт - guitar.ru

Все белые Стратокастеры в обязательном порядке подвергались переделкам и модификациям:

  • накладка грифа скалопировалась;
  • гриф вклеивался в деку;
  • менялись рычаги тремоло;
  • устанавливались колки, сперва Schaller, позже - локовые Sperzel Trim-Lok;
  • менялась электроника и звукосниматели, инсталлировался MTC - Master Tone Control.

Из штатных деталей Блэкмор оставлял только деревянные деку с грифом и тремоло. Напомню, что начиная с 1971 года, на Стратокастеры устанавливались цельнолитые бриджи с литыми сёдлами вместо штампованных (по утверждению Ричи, они дают бóльший сустейн). Штатные рычаги тремоло Ричи ломал на-ура, поэтому они заменялись на усиленные.

Скалопирование грифа

Под скалопированием понимается процесс снятия дерева между ладами так, что в промежутках остаются углубления (ложбинки):

Сама по себе процедура достаточно простая (при наличии прямых рук или гитарного мастера), но скалопирование вносит свои корректировки и в методику игры, и в конечный звук:

  • более точный контроль струны - подушечки пальцев касаются только струны, а не накладки грифа под ней;
  • более точные вибрато - можно делать не только классическое вибрато, но глубинное, что ли? - когда меняется давление пальца на струну;
  • при игре появляется некий металлический призвук;
  • на скалопированном грифе играть быстро становится чуть труднее.

Нам остаются неизвестными причины, по которым Маэстро предпочитает скалопированные грифы, но я лишь могу полагать, что это сила привычки; в конце концов - в его фирменном агрессивном вибрато левой рукой есть немалое влияние скалопированости грифа.

С другой стороны, схема скалопирования у гитар Блэкмора отличается от распространённой овально-симметричной; это так называемое прогрессивное скалопирование:

Хорошо виден дифференцированный и несимметричный по глубине профиль скалопирования

Исторически первые попытки скалопировать гриф Ричи предпринял сам (ножом для мяса), после чего нож был конфискован эту процедуру начали делать его гитарные техники.

Чем обусловлен именно такой прогрессивный профиль? Вспоминая свои ранние попытки анализа вибрато Блэкмора, напомню некоторые факты:

  • постановка пальцев левой руки у Ричи - не посередине между ладами, а ближе к ладу играемой ноты;
  • так как амплитуда вибрато широкая и скорость большая, то и соответствующая область межладового пространства должна быть максимально просторной, в том числе в 3D (по глубине) - это прямой отсыл к п. 2 преимуществ скалопирования грифа выше;
  • кроме того, в риффах Ричи чистенько практикует т. н. «виолончельное» вибрато кистью прямо над ладом:

Обратите внимание на положение пальцев относительно межладового пространства грифа

Просуммировав факты выше - приходим к выводу, почему профиль такой клинообразным - начало снимается меньше, чтобы не губить жёсткость накладки, ближе к концу больше, чтобы удобного вибрато пальцами.

Подчеркну, что скалопируются грифы не только электрогитар, но и акустических (не всех, но некоторых) - Маэстро верен своим привычкам.

Приклеивание грифа

Классическая конструкция Стратокастера, как это было придумано Лео Фендером, предусматривает крепление грифа к деке посредством четырёх болтов:

Такая конструкция обеспечивает уверенный прижим грифа в гнезде, сустейн достаточно неплох и гриф надёжно закреплён.

В 1971 году в Стратокастерах крепление было изменено на трёхболтовое, с технологией Micro-Tilt для регулировки наклона грифа относительно деки:

Простите за расплывчатость, но это фотография Страта №1 с серийным номером 578265

Несмотря на инновационные преимущества Micro-Tilt, существенным недостатком трёхболтовой схемы считается ненадёжное крепление грифа, из-за которого гриф частенько съезжает относительно деки, да и сустейн у такой конструкции был похуже, чем в классической схеме на 4 болтах.

Что же сделал Ричи? Тут следует напомнить, что первым серьёзным инструментом Маэстро был полуакустический Gibson ES-335 - а в «Джибсонах» все грифы вклеиваются в деку, что намертво удерживает его и даёт бесконечный сустейн (бесконечный по меркам Стратов).

…совершенно верно, Ричи вклеил гриф в деку. Как лично мне поведал гитарный техник Блэкмора John “Dawk” Stillwell, для этого использовался пятиминутный эпоксидный клей, после чего гриф слился с декой как родной:

Кстати, это приклеивание в будущем здорово аукнется Блэкмору

Master Tone Control

Кроме перепайки электроники, в гитары Блэкмора монтировалась маленькая и незаметная снаружи небольшая коробочка с четырьмя проводочками под названием MTC (Master Tone Control).

Не спорю, в 1995 и более поздние годах электрогитара Ричи звучит волшебно: это тот самый звук, к которому стремлюсь я лично - но у меня нет уверенности в том, что это не влияние усилителей ENGL, используемых в этот период. Считается, что звук гитары раннего Блэкмора вполне можно нарулить и без всяких чудо-коробочек.

Компонентный состав этот волшебного ингредиента звука Ричи является (пока) неразгаданной тайной, но упорные попытки расшифровать конструкцию коробочки в любом случае должны увенчаться успехом. Например, конкуренты просветили её в рентгене:

Собирая воедино все скупые упоминания о MTC в сети, имеем такую информацию о начинке коробочки:

The MTC has 4 components and a few wires. 2 Resistors, 1 Capacitor, 1 coil, 1 capacitor.
Dawk says it has «2 circuits», though how a capacitor is a «circuit» I’m not sure. The Red/Black wires go to the capacitor ONLY and it’s not connected to anything else inside. The White Wires go to the resistors and the coil and they are not connected to anything else inside either. The red/black wires replace the cap in your guitar with the same value cap in the MTC! The white wires go to the volume control and this bit only operates on reduced volume. The capacitor only comes in around mark 3 on the tone pot. That’s it. It’s packaged in a keyfob box filled wih resin for obvious reasons.

Вольный перевод:

MTC содержит четыре компонента: 2 резистора, 1 конденсатор, 1 катушка индуктивности, 1 конденсатор (?).
Dawk сообщает, что в коробочке 2 цепи, но я не уверен, как конденсатор может быть самостоятельной цепью. Красный и чёрный провода подсоединены ТОЛЬКО к конденсатору и ни к чему больше. Белые провода подходят к резисторам и катушке, и также ни к чему другому не подсоединены. Красный и чёрный провода припаиваются вместо штатного конденсатора на гитаре, и конденсатор внутри MTC имеет такую же ёмкость! Белые подсоединены к регулятору громкости и эта часть MTC начинает срабатывать только в промежуточном положении ручки громкости. Конденсатор срабатывает в положении 3 ручки тона. Вот и всё. Всё герметично закатано в компаунд по вполне понятным причинам.

Анализ подобных решений в Интернете позволяет с уверенностью говорить, что Dawk задействует в MTC так называемый Q factor , основанный на LCR-контуре с тщательно подобранными номиналами компонентов.

Такие технология тоноконтроля достаточно широко распространены и продаются наборами для самостоятельной установки, в частности Rothstein Guitars , Torres Engineering , Bill Lawrence’ Q-filter (запомните последнего производителя). Dawk также совсем не лишён коммерческой жилки и продаёт коробочки всем желающим прикоснуться к Заветному звуку по $350 с доставкой:

Есть и альтернативное решение - RBTC . Если в течение определённого времени потусоваться на форуме Dawk’а , то можно заметить, что особенно ценные разделы форума закрыты и в своих постах он постоянно поносит некоторых (простите) “ASSHOLES”. Им и их деструктивной деятельности даже посвящена отдельная тема форума. Если я не ошибаюсь, ушлые ребята набрали информации о чудо-коробочке из разделов сайта, когда они были доступны, проанализировали и создали свой коммерческий продукт (предположительно, RBTC). Разумеется, Dawk’а, успешно приторговывающего своими коробочками, это в корне не устраивало, и он закрыл/удалил бесценные разделы, попутно понося коварных и вероломных (простите) “ASSHOLES” в каждом сообщении.

Вообще их разборки вообще нас не касаются, это уже дело каждого - решать, какая коробочка звучит лучше, какая технология работает аутентичнее; можно покопаться самому, как это начал делать я . Подкину полезную ссылку онлайн-калькулятора резонансной частоты, может пригодиться.

Теперь конкретно про Белые Стратокастеры.

Белый Стратокастер №1, серийный номер 578265

Самый верный инструмент Ричи Блэкмора, на котором отыграл более 15 лет. Почти все студийные альбомы и живые концерты Rainbow были записаны и сыграны на нём, он пережил возрождение Deep Purple в 1984 году и приход Тёрнера в 1989 - в-общем, настоящий боевой инструмент Маэстро.

Несмотря на 1974 год выпуска, есть определённые подозрения, что реальная дата выпуска грифа и деки - более ранняя: гриф, к примеру может быть даже 1972…1973 года. Отмечается, что у грифа минимальная толщина, и это присуще гитарам именно этих годов выпуска. Но с другой стороны, санбёрстный Страт 1974 года, на котором Ричи играл на видеоконцерте в Мюнхене в 1977 году имеет более широкий гриф, так что мы можем только догадываться об истинных датах выпуска.

Но как бы то ни было, в 1975…1976 году инструмент появился в распоряжении у Блэкмора, и Ричи постепенно стал осваивать его. Первоначальные изменения были минимальными: был лишь скалопирован и вклеен гриф. Электроника и звукосниматели оставались штатными, крышки и ручки - белыми:

Гитара в первозданной белизне

Со временем на Страте начали появляться усовершенствования в части электроники. Если дорчитатель помнит, то в ранней Rainbow сценическое оформление подразумевало использование самой настоящей Радуги над сценой:

Данная конструкция состояла из множества разноцветных лампочек, управлялась от компьютера, была ненадёжной и жутко капризной. Но самым большим недостатком Радуги было то, что весь этот массив ламп наводил жуткие радиоэлектрические помехи на аппаратуру и гитары Ричи в частности - борьба с гитарным «фоном» была головной болью Ричи в течение 10 лет.

В рамках борьбы с шумом и поиска новых горизонтов звука в 1977 году по наводке Dawk (YES… I WAS A ’’SCHECTER’’ DEALER…) на гитару были установлены звукосниматели Schecter F-500T:

В отличие от штатных звукоснимателей Стратокастера, в Schecter магниты были одинаковой высоты и располагались заподлицо с поверхностью звукоснимателя; кроме того, их увеличенный диаметр способствовал более высокому «выхлопу» датчиков. Медная фольга вокруг обмотки - дополнительный электрический экран для минимизирования внешних наводок.

«Джибсоновское» прошлое Ричи время от времени давало о себе знать и в этот раз проявилось в том, что средний звукосниматель был демонтирован и вместо него красовалась гордая затычка, в которую иногда устанавливалась катушка-пустышка для уменьшения шумности электроники (humbacking effect). Ричи признавался, что никогда не использовал средний звукосниматель, загоняя его вровень с пикгардом.

Увеличенные магниты также влияли на частотную характеристику звукоснимателя, появилось больше хлестких низких частот - это то, что нравилось Ричи в те времена. Он хотел избавиться от типичного стратокастерного едва осязаемого баса, но и в то же время сохранить прозрачность в звуке, присущую сингловым датчикам.

Dawk не подпаивал датчики Schecter на полную мощность, вместо этого он задействовал лишь часть катушки с потерей «выхлопа». Её Ричи компенсировал степенью компрессии в своём легендарном бобинном магнитофоне AIWA, который использовался не только для создания эффекта задержки, но и для компрессии звука. Dawk соединил внутреннюю половину катушки бриджевого звукоснимателя с внешней половиной нэкового для усиления низких частот.

Кроме того, датчики были пропитаны в особом составе, но не в воске, как в случае с обычными звукоснимателями - это, по мнению Dawk, убивает верха.

Дополнительно к нестандартной распайке Dawk экранировал медной фольгой пикгард и полости гитары и снабдил гитару настроенным под конкретную систему MTC - Master Tone Control.

Ввиду того, что звукосниматели были чёрного цвета, в тон к ним были подобраны ручки крутилок и переключателя датчиков, и в такой конфигурации гитара просуществовала до 1986 года:

Обратите внимание на широченные магниты звукоснимателей и пустышку посередине

Всегда верный своим приколам, Блэкмор привинчивает на головку грифа пуговицу для крепления гитарного ремня. Предназначено, по словам Ричи, “conversation piece to annoy and confuse people”, проще говоря, для ловли лулзов:

В 1986 году начался новый этап в борьбе с качеством звука и шумом. Опробовав на десятке тестовых Стратокастерах различные звукосниматели и их комбинации, Блэкмор принимает решение избавиться от шумящих Schecter в пользу звукоснимателей Bill Lawrence L-450 (нэк) + XL-450 (бридж):

Bill Lawrence L-450 - это выполненный в форм-факторе сингла двухрельсовый хамбакер на двух катушках, соединённых последовательно между собой, общим сопротивлением 12 кОм. Наличие двух катушек давало гибкие возможности по их коммутации, открывало новые варианты звучания, плюс преимущество хамбакеров - минимальные шумы. Но нельзя сказать, что Ричи прям сильно любил эту конфигурацию - датчик был бесшумным, но Блэкмору не нравилось звучание звукоснимателя (хамбакеры и синглы весьма сильно отличаются по звучанию).

Приблизительно в то же время (середина 80-х годов) Ричи начал увлекаться гитарными MIDI-системами, расширяющими варианты звучания гитары, поэтому на все белые Страткастеры были установлены MIDI-звукосниматели Roland GK-1, и этот Страт не стал исключением:

Продолжая тему мелких нюансов, обращу внимание на три отличительных визуальных факта Стратокастера №1:

  • перенос крепления ремня к гитаре с торца верхнего рога на тыльную сторону;
  • зеленоватый пластик пикгарда в начале…середине 80-х годов;
  • лёгкая царапина aka коцка на деке ниже второй ручки тона.

Эти изменения стали последними в жизни легендарного Стратокастера, потому что в 1992 году случилось непоправимое: по словам Ричи, он отдал Стратокастер гитарному мастеру для очередной замены ладов. Мастер решил, что скалопированные углубления между ладами - это износ накладки грифа вследствие чрезмерной игры и отшлифовал её до гладкого состояния, причём любезно не потребовал за это дополнительной платы. Ричи был, мягко говоря, в ярости! Решив по горячим следам доскалопировать накладку, ставшую уже гораздо тоньше после неосторожной проделки мастера, Блэкмор напильником добрался до кленового основания грифа:

После всех этих злоключений гриф стал абсолютно неиграбельным. Ввиду того, что гриф был вклеен в деку и заменить его было нельзя, скрипя сердце Ричи был вынужден списать любимый инструмент.

Так печально сложилась судьба рабочей лошадки Блэкмора, верой и правдой служившей Маэстро практически 20 лет.

Белый Стратокастер №2, серийный номер S778960

Второй по счёту белый Стратокастер 1977 года выпуска также был вторым по популярности инструментом Блэкмора; после гибели первого Ричи вынужденно переключился на эту гитару, и начиная с 1993 года, постоянно играет именно на нём.

Выпущенная в 1977 году, эта гитара имела все атрибуты Стратокастеров того периода, это:

  • чёрный пластик пикгарда, крышек звукоснимателей и ручек потенциометров, рычага тремоло и переключателя датчиков;
  • серийный номер S778960, размещённый на головке грифа, под словом “Fender”;
  • литые тремоло и сёдла.

Во всё остальном это был классический Стратокастер CBS-эпохи: цвета Olympic White, с увеличенным набалдашником, «пулей» на грифе и палисандровой накладкой:

Электроника гитары, была, естественно, подвергнута изменениям: вместо штатных звукоснимателей были установлены “Velvet Hammer” производства Red Rhodes - качественно намотанные датчики в фендеровском стиле. По сложившейся традиции было установлено два датчика, а посередине был установлен размагниченный звукосниматель для создания эффекта хамбакера - глушения нежелательного «фона». Разумеется, на гитару также была вделана волшебная коробочка MTC (кстати, хронологически первым MTC получил именно этот инструмент).

В 1981 году чёрный пластик пикгарда был заменён на белый, и гитара обрела знакомые черты фирменного стиля Ричи Блэкмора:

Визуально от Страта №1 гитара отличалась более узкими магнитиками звукоснимателей и отсутствием лулзовой пуговицы ремня на набалдашнике (ну, и наличием серийного номера на грифе):

Моё знакомство с творчеством Ричи Блэкмора началось с концерта Come Hell Or High Water, в рамках этого турне основной была именно эта гитара, и именно с датчиками Lace Sensor Gold (собственно, к этой конфигурации я и стремился

Известно, что на этот Стратокастер были установлены два звукоснимателя Bill Lawrence L-250, представляющими из себя хамбакеры в корпусе стандартного сингла:

Также на гитару вместо стандартного выходного гнезда был установлен активный бустер Alembic Stratoblaster, питающийся от 9-вольтовой батареи. Кроме этого, гитара отличалась сверхдлинным рычагом тремоло.

К началу 90-х годов на гитаре были заменены датчики, предположительно на Seymour-Duncan SSL-4T + SSL-7T (SSL-4, кстати, устанавливаются в подписные Страты Блэкмора). В такой конфигурации инструмент принимал участие в туре Come Hell Or High Water, когда на настроенной в Drop D гитаре Ричи играл песню The Battle Rages On .

На инструмент впоследствии также был установлен MIDI-датчик Roland GK-1:

Дальнейшая судьба малоизвестна, но предположительно данный Страт снимался в клипе “Ariel”:

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...