Чешский танец. Бальные танцы XIX века


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

Конспект занятия в группе 2-го г.о. хореографической студии «Дина-Данс»

Тема занятия: «Чешский народный танец».

Подготовила и провела

Педагог дополнительного

Образования Дешина И.Н.

Красное-2017

Характерные особенности чешского народного танца. Особенности чешского народного костюма. Чешская полька – основной ход и элементы.

Цель занятия: формирование целостного представления о характере и особенности чешского народного танца;

изучение основных движений танца «Чешская полька».

Основные задачи:

В обучении

- дать целостное представление об особенностях чешского танца на примере польки;

Разучить танцевальные элементы Польки;

В развитии

- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве;

Развить музыкальный слух, чувство ритма;

В воспитании

Воспитать умение работать в паре, в ансамбле;

Воспитывать уважение к танцевальной культуре других народов.

Используемое оборудование: магнитола, компакт диски, флешка.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Оргмомент.

Педагог спрашивает детей - танцы каких народов известны им. (ответы ребят). Затем учитель рассказывает о теме занятия. О том, что у каждого народа есть своя история, своя музыка, свой танец и своя манера исполнения.

  1. Разминка.

Дети двигаются шагом с носка по кругу, змейкой, с перестроением в одну колонну, в две колонны, на полупальцах, на пятках. Ученики выполняют основные танцевальные шаги: подскоки, галоп, бег «лошадки», прыжки с продвижением вперёд, поочерёдно на правой, на левой ноге и т. д.. Музыкальное сопровождение по желанию педагога.

Музыкальный материал подбирается согласно характеру танца, желательно чередовать быструю музыку с медленной.

  1. Основная часть.

На предыдущем уроке ребятам даётся задание поработать с компьютером, найти информацию о танце Полька.

Учитель дополняет рассказ детей, говорит о том, что Полька- танец парный, музыкальный размер 2/4, темп - быстрый. Что Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем и каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои черты и колорит. Полька- это и концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька танцуется с любым партнёром под подходящую музыку.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственна легкость, живость, но, наряду с этим, плавность, целомудрие.

Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все.

Название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.

Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Польки писали Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус- сын.

Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского . Существуют польки венгерская , немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В нашей стране живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

  1. Просмотр видео и прослушивание музыки «Чешская полька»
  2. Особенности костюма.
  1. Разучивание танцевальных элементов.

Основные элементы танца «Полька»

Полька и сейчас популярна, ее танцуют на конкурсах и танцевальных вечерах.

М/Р - 2/4, 4/4, темп умеренно быстрый.

Подготовительные и основные движения И. П. - Зп, 1п, 6п.

Самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который исполняется легко и «воздушно» с акцентами на подскоках, с разной манерой исполнения. Подскок является главным составным элементом па польки, имеет несколько вариантов исполнения.

Вначале движения исполняются по 6п (при этом необходимо следить, чтобы колени и каблуки были сомкнуты), затем по 1п и по Зп (с П. Н. и с Л. Н.). В этом случае необходимо добиваться отведения колен в стороны. Колени расслабляются только после полного опускания каблука на пол. В положении на полупальцах ступня касается пола всей плоскостью подушечки. Корпус должен сохранять прямое положение.

Сгибание исполняется многократно П. Н., затем Л. Н., а также переменно П. Н. и Л. Н.; по Зп чередуются положения у щиколотки впереди и позади, ступня должна быть вытянута.

Сгибание ноги можно соединить с подъемом на полупальцы: на счет «раз» - подъем, на счет «и» - опускание. В дальнейшем это движение исполняется на одну восьмую долю такта.

Переступания (один такт). Затакт: «и» - сгибание П. Н. и подъем на полупальцы Л. Н.; «раз» - шаг П. Н. на месте; «и» - шаг Л. Н. на месте; «два» - шаг П. Н. на месте; «и» - Л. Н. опускается в позицию. При продолжении движения Л. Н. остается в положении у щиколотки и исполняется подъем на полупальцы П. Н. как затактовое движение.

Переступания исполняются переменно с П. Н. и с Л. Н. Сгибание можно заменить отведением ноги вперед, в сторону или назад с подъемом на воздух (положение выворотное, колено прямое).

Переступания исполняются также с продвижением, и первый шаг исполняется вперед, вправо (П. Н.), влево (Л. Н.) или назад. Второй шаг исполняется как шаг-приставка, третий шаг - в заданном направлении.

Подскоки (одна восьмая такта). Исполняются небольшие прыжки на низких полупальцах по 6п и по Зп.

На месте чаще используется поворот (90°), и за четыре движения исполняется полный поворот (360°).

С продвижением шаги обычно исполняются в сторону переменно П. Н. и Л. Н. в повороте (180е) на каждом подскоке.

Па польки - основной ход танца, исполняется по 6п и по Зп с П. Н. и с Л. Н. Во всех случаях предварительно исполняется затактовое движение.

Па польки по Зп. И. П. - Зп. Это движение используется в общепринятой польке. Исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в сторону, а также в повороте.

Затакт: «и» - подскок на Л. Н., П. Н. отводится на воздух: вперед при движении вперед или на месте, назад при движении назад, вправо при движении в сторону. «Раз» - шаг П. Н. вперед; «и» - шаг-приставка Л. Н. в Зп назад; «два» - шаг П. Н. вперед; «и» - Л. Н. сгибается и приближается к П. Н., положение у щиколотки не подчеркивается. При продолжении польки исполняется затактовое движение Л. Н.

Па польки на месте исполняется по аналогичной схеме, шаги исполняются по Зп.

Па польки назад начинается с затактового движения назад, и шаг-приставка исполняется в Зп вперед.

Па польки в сторону исполняется вправо (П. Н.) и влево (Л. Н.). Шаг-приставка исполняется в Зп вперед.

Па польки в повороте исполняется с вращением вправо или влево на подскоках. На месте поворот небольшой (45°, 90е). С продвижением исполняется полуповорот (180°) на каждом подскоке, и чередуются па польки вперед и назад, вправо и влево (с П. Н. и с Л. Н.).

В польке по Зп необходимо следить, чтобы все движения исполнялись выворотно. Здесь особенно важно добиться точности положений. Нельзя забывать, что все шаги исполняются на низких полупальцах так же, как и подскоки. Свободная нога проводится вперед или назад, близко к опорной ноге с присогнутым коленом. При отведении ноги на воздух ее не следует подбрасьшать. Отведение должно быть невысоким и сдержанным. Колени и ступня, отведенные на воздух, должны быть выпрямлены.

Па польки по 6п. И. П. - 6п. Движение исполняется на месте, с продвижением вперед, назад и в повороте по схеме переступаний. Затактовое движение исполняется с подскоком.

Па галопа (одна четверть такта). И. П. - 6п, Зп.

Движение исполняется вправо (с П. Н.) и влево (с Л. Н.).

«Раз» - шаг П. Н. вправо; «и» - шаг-приставка Л. Н. в 6п с легким прыжком с П. Н. на Л. Н.

На шагах подушечка ноги скользит по полу. Колени постоянно расслаблены. Скользящий характер движения подчеркивается тем, что покачивания вверх-вниз не должны быть заметными.

В современной польке движение чаще исполняется по 6п. По Зпв И. П. П. Н. впереди при движении вправо, Л. Н. впереди при движении влево. На шаге-приставке нога ставится в Зп назад. Не исключается исполнение движения по 1п. Наклон корпуса в сторону движения.

Па галопа можно многократно повторить в одном направлении. Для перемены направления используются шаг в сторону движения (счет «раз») и приставка (счет «два»).

Для быстрой смены направления вместо шага-приставки (счет «и») исполняется приставка или притоп без переноса тяжести тела.

Галоп можно закончить шагом с отведением ноги на каблук (счет «раз») с последующим сгибанием ноги в положение у щиколотки позади (счет «два»). При этом сохраняется приседание на опорной ноге.

2.2. Первоначальный вариант полек – чешская полька

Танец свободной композиции, широко использующий все основные движения, положения и позы, принятые в польке. Характер танца веселый, бодрый, подвижный.

М/Р - 2/4, темп умеренно быстрый.

Основные положения в паре и соединения рук

Открытое положение (Д - справа).

A. П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены в 1п (рис. 2.1. а).
Б. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.1. б).

B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп, Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены перед К (рис. 2.2. в).

Рис. 2.1.

Г. Руки соединены накрест; Л. Р. (Д) сверху (рис. 2.2. г). Закрытое положение.

A. Руки разъединены.

Б. Обе руки соединены во 2п, или П. Р. (К) и Л. Р. (Д) (рис. 2.2. д).

B. П. Р. (К) и П. Р. (Д) соединены в Зп (рис. 2.3. е). Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).

Б. Левое. Аналогично соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д).


Рис. 2.3.

Противоположное положение.

П. Р. (К) и Л. Р. (Д) соединены во 2п (рис. 2.4. и).

Свободные руки могут быть в исходной позиции. К может перевести руку за спину, Д может поддерживать руками край юбки . В Зп руки должны быть округлены.

______________________________________________________

Полька в открытом положении (2 такта). И. П. - лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н., Д-П. Н.).

1-2 такты: два па польки вперед (К - с Л. Н., с П. Н.; Д - с П. Н., с Л. Н.).

В паре. И. П. - открытое положение (рис. 2.1. а).

Движение исполняется с небольшим наклоном головы друг от друга и друг к другу.

Обход К (4 такта). И. П.-лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н., Д - П. Н.).

1-4 такты: четыре па польки. К - на месте, начинает с Л. Н. с постепенным поворотом влево; Д - вперед по небольшому кругу по Л. Т., начинает с П. Н. К. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

В паре. И. П. - открытое положение (рис. 2.1.а).

Д обходит К по маленькому кругу по Л. Т. К. П. - закрытое положение. Руки можно разъединить, а также соединить в замкнутой позиции или во 2п.

Полька с разворотом (2 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц, Зп (впереди: К - Л. Н.; Д -П. Н.).

1 такт: па польки по Л. Т. (К-с Л. Н. влево; Д - с П. Н. вправо).

2 такт: поворот (90°) (К - влево; Д - вправо) и па польки вперед по Л. Т. (К -с П. Н.; Д - с Л. Н.). К. П. - лицом по Л. Т. или для повторения движения в конце исполняется поворот (90°) (К - вправо; Д - влево). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение (рис. 2.3. ж). На 2 такте К и Д принимают открытое положение (рис. 2.1. а).

______________________________________________________

Смена рук в боковых положениях (2 такта). И. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т., ноги в Зп (П. Н. впереди).

Затакт: «и» - затактовое движение (К-с П. Н.; Д - с Л. Н.).

1 такт: па польки по Л. Т. (К - с П. Н. вперед; Д -с Л. Н. назад). Поворот корпуса влево.

2 такт: па польки по Л. Т. (К - с Л. Н. вперед; Д - с П. Н. назад). Поворот корпуса вправо. К. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

В паре. И. П. - закрытое положение, руки разъединены.

На 1 такте К иД принимают правое боковое положение, соединяются П. Р. (К) и П. Р. (Д) (рис. 2.1. з). На 2 такте К и Д принимают левое боковое положение, соединяются Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) и т. д.

Соло-поворот Д (2 такта). И. П. - лицом по Л. Т., Зп (впереди: К - Л. Н.; Д-П. Н.).

1-2 такты: К-два па польки вперед по Л. Т. (Л. Н., П. Н.), Д - полька в повороте вправо с П. Н. К. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т. При продолжении движения Д исполняет в конце поворот (180°) до И. П.

В паре. И. П. - открытое положение, руки соединены накрест (рис. 2.2. г).

К исполняет движение с небольшим продвижением. Л. Р. (К) и Л. Р. (Д) разъединяются; Д исполняет поворот под соединенными руками с продвижением чуть впереди К.

Д может исполнить поворот на подскоках.

В паре. И. П. - открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а).

Д исполняет два шага с подскоком в повороте (180°) влево под соединенными руками. К. П. - закрытое положение, руки разъединены.

Повороты можно исполнить в более сложных сочетаниях. Например:

Повороты Д под руками (4 такта). И. П.: К - лицом, Д - спиной по Л. Т., Зп (впереди: К -Л. Н.; Д -П. Н.).

Партнер (К). 1-3 такты: три па польки вперед по Л. Т. начинает с Л. Н.

Партнерша (Д). 1-2 такты: два па польки в повороте (360°) вправо (назад с Л. Н.; вперед с П. Н.). 3 такт: па польки назад с Л. Н. в полном повороте влево. 4 такт: шаг П. Н. вперед (К - по Л. Т.; Д - против Л. Т.) и приставка Л. Н. в Зп (К - вперед; Д - назад).

В польке чаще исполняется правый поворот.

1такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К - с Л. Н. влево; Д - с П. Н. вправо). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц.

2такт: па польки по Л. Т. в повороте вправо (К - с П. Н. вправо; Д - с Л. Н. влево). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение, замкнутая позиция рук.

Исполняя переступания, К и Д обходят друг друга против Л. Т. На 1 такте шаги шире у К, на 2 такте - у Д. Руки не разъединяются, К и Д должны постоянно находиться на одинаковом расстоянии друг от друга. На каждом такте исполняется небольшой наклон корпуса по Л. Т.

Повороты в паре можно многократно повторить.

Па галопа. И. П. - 6п. Исполняется в различных положениях в паре и с поворотами.

Галоп в закрытом положении (2 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

1 такт: два па галопа по Л. Т. (К - влево; Д - вправо).

2 такт: шаг по Л. Т. (К - Л. Н. влево; Д - П. Н. вправо) и приставка в Зп вперед (К - П. Н.; Д - Л. Н.).

Галоп исполняется с небольшим наклоном корпуса в сторону движения. Галоп можно исполнить против Л. Т., в этом случае К исполняет движения Д, и наоборот.

Руки могут быть соединены также в замкнутой позиции.

Па галопа можно исполнить на любое нечетное количество тактов и закончить шагом с приставкой.

Галоп с поворотом (4 такта). И. П.: К - спиной, Д - лицом к Ц.

1-2 такты: три па галопа (К - влево; Д - вправо). В конце исполняется поворот (180°) (К - влево на Л. Н.; Д - вправо на П. Н.). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц. 3-4 такты: три па галопа (К - вправо; Д - влево). В конце исполняется поворот (180°) (К - вправо на П. Н.; Д - влево на Л. Н.). К. П. - И. П.

В паре. И. П. - закрытое положение, руки соединены во 2п.

В конце 2 такта соединенные П. Р. (К) и Л. Р. (Д) проводятся вперед, Л. Р. (К) и П. Р. (Д) разъединяются, К и Д принимают противоположное положение (рис. 2.4. и).

Соединение № 3 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки соединены во 2п (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-2 такты: галоп в закрытом положении по Л. Т. 3-4 такты: галоп в закрытом положении против Л. Т. 5-8 такты: две польки с поворотом. 9-12 такты: обход К. 13-16 такты: два поворота в паре. С первым шагом К и Д принимают закрытое положение, замкнутую позицию рук. К. П. - И. П.

Соединение № 4 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки разъединены (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-4 такты: переход спиной (до-за-до). К. П.: К - лицом, Д - спиной к Ц. 5-8 такты: переход спиной (до-за-до). К. П. - лицом по Л. Т., открытое положение, руки соединены в Зп (рис. 2.1. б). 9-10 такты: соло-поворот Д. 11 --12 такты: поворот в паре. 13-16 такты: повторение движений 9-12 тактов. К. П. - И. П.

Соединение № 5 (16 тактов). И. П. - закрытое положение, руки в замкнутой позиции (К - спиной, Д - лицом к Ц).

1-4 такты: два поворота в паре. К. П. - И. П. 5-8 такты: галоп с поворотом. К. П. - лицом по Л. Т. Открытое положение, руки соединены в 1п (рис. 2.1. а). 9-11 такты: полька в открытом положении (П. Н., Л. Н., П. Нтакт: соло-поворот Д на подскоках. К. П. - закрытое положение (К - лицом, Д - спиной по Л. Т.), руки разъединены. 13-14 такты: смена рук в боковых положениях. 15 такт: повторение движений 13 такта. 16 такт: совместный поворот на подскоках из бокового положения. К. П. - И. П.

Соединение № 6 (16 тактов). И. П. - открытое положение лицом по Л. Т., руки соединены накрест (рис. 2.2. г).

  1. Заключительная часть. (5 мин.)

В заключительной части урока выполняются движения на восстановление дыхания, одновременно повторяются позиции ног и рук.

Учитель интересуется, понравился ли ребятам урок, что нового они узнали. Благодарит детей за старание.

Поклон. Уход из зала.

Список использованной литературы:

1. Бальсевич В. К. Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 19с.

2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка№ 1. - С.23-25.

3. Кряж В. Н. Гимнастика, ритм, пластика / В. Н. Кряж, Э. В. Ветошкина. – Минск: Полымя, 19с.

4. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. - М.: Физкультура и спорт, 19с.

5. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений / А. Лифиц. - М.: Академия, 19с.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития на уроках ритмики / Э. Я. Степаненкова. - М., 20с.

7. Тарасов Н. И. Классический танец / Н. И. Тарасов - М., 19с.

8. Филатов С. В. От образного слова - к выразительному движению / С. В.Филатов - М.: Педагогика, 19с.

9. Франио Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц. - М.: Музыка, 19с.

10. Уральская В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. - М.: Советская Россия, 19с.


И танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.

Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.

На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы. Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.

Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Первоначальная форма всех чешских танцев, обрядовых и не обрядовых - круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.

Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Год создания: 1834 Полька - это веселый танец из Богемии, который танцуют то в открытой, то в закрытой позиции с ритмом 2/4. Полька по происхождению - чешский крестьянский танец из восточной Богемии (сейчас - часть Чехии). Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги , танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.

Из народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.

На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.

Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше. Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры.

Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива , он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки, «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4.

Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами

Музыкальный руководитель ДОУ

1. Чешский народный парный танец, подвижного характера; размер две четверти:

1).Мазурка;

3).Краковяк;

2. Взаимосвязь средств составляющих главное содержание «элементарного музицирования» по системе Карла Орфа

1). Музыка и движение

2). Музыка, движение, творчество

3). Музыка, речь, движение

4) Музыка, игра на музыкальных инструментах, импровизация.

3. Музыкальное занятие праздничные утренники развлечения, музыка в быту – это ….. музыкальной деятельности

4). Основы

4. Фронтальные, тематические доминантные комплексные- музыкальные (ая) ……

1). Деятельность

2). Занятия

4) свойства

5. К наглядным методам обучения относятся приемы

1) выразительное исполнение песни руководителем

2) игровой

3) пояснение танцевального движения

4) беседа по содержанию

6. Композитор написавший симфоническую сказку «Петя и волк»

1). Д. Шестакович

2). С. Прокофьев

3). Ю. Чичков

4). Д. Кобалевский

7. Цель программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой

а) Нравственно-патриотическое воспитание детей, основанное на их приобщении к истокам русской народной культуры

б) Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой

в) Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

г) Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности

8.Основная форма организации музыкальной деятельности в ДОУ:

Праздники и развлечения

Самостоятельная музыкальная деятельность

Занятия

Музыка в повседневной жизни

10. Современная программа по музыкальному воспитанию дошкольников, включающая все пять видов музыкальной деятельности детей

- «Ритмическая мозаика»

- «Гармония»

- «Музыкальные шедевры»

- «Малыш»

11.Что такое эвритмия?

Равномерность ритма в музыке, в танце и в речи

Элементарное музицирование

Искусство движения.

Восприятие музыки.

12. Музыкально - пластическому развитию детей в программе «Радуга» Дороновой Т. соответствует цвет:

Фиолетовый;

Голубой:

Зеленый.

Красный

Оранжнвый

13.Основная направленность программы А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика»:

Психологическое раскрепощение ребенка;

Развитие музыкальности;

Развитие двигательных навыков и умений;

Развитие творческих способностей.

14.Какой из ниже перечисленных танцев не относится к историко-бытовым танцам:

Кадриль;

Мазурка.

15.Вид музыкальных занятий, позволяющий полно раскрыть и развить потенциальные творческие способности ребенка:

Типовые;

Доминантные;

Интегрированные;

Тематические.

16.В музыкальном воспитании детей главным методом является:

Образный рассказ;

Художественное слово;

Наблюдение.

17.Программа «Оберег» Е.Г.Борониной предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду детьми от 2 до 7 лет. Программа имеет подпрограммы. Какая из них соответствует ясельному возрасту:

Беседушка;

Теремок;

Гуленьки.

Ладушки.

18.С чего начинается занятие по системе К.Орфа:

С пения;

Коммуникативно-двигательных игр;

Игры на инструментах.

19.Что не является основным свойством музыкального звука:

Громкость;

20.Отметьте обозначение медленного темпа в музыке:

21.Созвучие, в котором звуки сливаются и как бы дополняют друг друга:

Диссонанс;

Модуляция;

Консонанс;

Кантилена.

22.Как называется перенесение мелодии из одной тональности в другую:

Альтерация;

Хроматизм;

Транскрипция;

Транспозиция.

23. Логоритмика основывается на связи:

Слова и движения;

Слова и музыки;

Музыки и движения;

Слова, музыки, движения;

Музыки и пения,

Движения и пения.

24. В программе Т.Н. Сауко, А.И. Бурененой «Топ, хлоп малыши» основной вид деятельности:

2) музыкально-ритмическая деятельность

3)восприятие музыки

25.Подпрограмма Е.Г.Борониной «Обереги» Для старшей группы называется:

1). Ладушки

2).Теремок

3). Гуленьки

4). Беседушки

26. Произведение с беспечной, светлой, игривой, радостно-удивленной музыкой:

1). «Жаворонок» М. Глинка

2). «Печальные птицы» М. Равеля

3). «Песня жаворонка» П. Чайковский

27.В программе «Гармония» Тарасовой К.В. развитие музыкальных способностей осуществляется через:

1) восприятие музыки

2) музыкально- ритмические движения

4) во всех видах деятельности

28. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В какой мере относится эта правовая норма к программам, используемым в дошкольных учреждениях?

1) В полной мере;

2) Не относится;

3) Закон допускает установления государственных образовательных стандартов для дошкольного образования, но не предусматривает обязательную стандартизацию содержания дошкольного образования;

4) Закон определяет, что решение по этому вопросу должны принять федеральные органы управления образованием

29. В каком году принят проект Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН?

30. Каким образом должна соблюдаться охрана здоровья воспитанников:

1). Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование

2) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников

4). Создание условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников

31. Кто должен участвовать в принятии решении затрагивающих настоящее и будущее ребенка:

1). ребенок и родители (законные представители), несущие ответственность за жизнь детей их развитие и защиту

2). Родители и органы местного самоуправления

3). Родители (законные представители) и образовательные учреждения

4). Ребенок и родители (законные представители)

1). М. Глинка

2). П. Чайковский

3).С. Прокофьев

4). А.Александров

33.Композитор, написавший «Походный марш»

1). Д. Шостакович

2). Ю. Чичков

3). С. Прокофьев

4). Д. Каболевский

34. В каком году была написана новогодняя песня «В лесу родилась елочка»:

35. К педагогическим задачам музыкального обучения и воспитания не относится

А) формирование осознанного отношения к музыке

Б) формирование деятельно-практического отношения к музыке

В) формирование идейной убежденности

Г) формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке

36.Слушание музыки

А) способствует развитию дыхательного аппарата

Б) формирует навыки выразительного музицирования

В) способствует накоплению музыкально-слухового опыта

Г) способствует формированию определенных музыкальных понятий

37.Перед прослушиванием музыкального произведения необходимо

А) эмоционально настроить слушателей

Б) рассказать как можно больше о музыке, которую предстоит прослушать

Г) провести физическую разминку

38.Основным видом деятельности на музыкальных занятиях является

А) драматизация

В) инструментальное музицирование

Г) слушание

39.Какой вид музыкальной деятельности способствует удовлетворению потребности дошкольников в двигательной активности?

А) слушание

Б) песенное творчество

40.Какой вид музыкальной деятельности направлен на развитие творческих способностей дошкольников?

А) слушание

Б) песенное творчество

В) музыкально-ритмические движения

Г) музыкальная грамота

41.Импровизация

А) формирует навыки выразительного музицирования

Б) находится в неразрывной связи со всеми видами деятельности, усваивается только на их основе

В) способствует формированию определенных музыкальных понятий

Г) способствует творческому развитию

42.Какие методы могут быть использованы музыкальным руководителем во время вступительной беседы перед слушанием музыки?

Музыкального обобщения;

Деятельно-практические;

Наглядно-зрительный;

Словесный.

43.Дополнительное заключение, встречающееся в музыкальных произведениях после основного раздела:

Реприза.

  1. Перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы вверх или вниз

Модуляция;

Кульминация;

Мелодия;

Секвенция.

45.Композитор, написавший музыку к песне «Птичка» на стихи А.Барто («Села птичка на окошко…»):

М. Красев;

М. Иорданский;

М. Раухвергер;

А. Филиппенко.

46. Пьеса необыкновенно изящна, грациозна, полна забавных звучаний, юмора, чудес:

1). «Парень с гармошкой» Г. Свиридова;

2). «Мужик на гармонике играет» П. Чайковский

3). «Музыкальный ящик» Г. Свиридов

4). «»Музыкальная табакерка» А. Лядова.

47. Стиль в музыке, появившийся в Европе после французской революции:

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм

48. Основная задача творческой группы заключается в

1) повышении профессионального мастерства педагогов

2) более глубоком проникновении в проблему

3) освоении и широком внедрении новой идеи, методики воспитания и обучения

49. Основное направление Концепции дошкольного воспитания

1) оптимизация педагогического процесса

2) гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

3) интеграция задач воспитания и обучения

4) создание условий для развития способностей ребенка

50.Когда в России появились первые детские сады?

Перед началом программы я признался своей коллеге Лене Патлатой, что очень люблю польку. «Как, Либор» – закричала Лена, - «ты собрался жениться? Уезжаешь в Польшу». «Нет» – успокоил ее я - «полька – это еще и танец такой». Лена сразу успокоилась, а я научил ее танцевать польку. Видели бы вы, дорогие слушатели, как мы с Леной танцевали. Прямо в этой студии, за несколько минут до начала программы. Знаете, под какую музыку?

Слушайте. Звучит полька композитора Юлиуса Фучика. Она называется «Старый ворчун». Кстати, меня Лена так часто называет. Ворчуном старым. Хотя вовсе я не старый, да и ворчу редко…

Вот вы сейчас послушали польку. И сразу вспомнили адрес, по которому вы можете присылать письма к нам на радио. 123056, Россия, Москва, улица Юлиуса Фучика 12, Национальное туристическое управление Чехии, для «Радио Прага». Правда, тот Юлиус Фучик просто однофамилец композитора, польку которого вы слушали. Вообще, мало кто знает, что полька – национальный чешский, а никак не польский танец. Тогда почему он называется «Полька»? Точно никто в Чехии не знает. Однако есть теория, что танец назвали полькой в честь поляков. Полька возникла как раз во время знаменитого польского восстания в тридцатые года девятнадцатого века. А чешские композиторы так симпатизировали полякам и их восстанию, что и назвали танец в их честь – «полькой».

Послушайте еще одну польку. Композитор Карел Коваржовиц. Закройте глаза и представьте восставших польских шахтеров. Почему? Потому что полька называется «Шахтерской».

Самый знаменитый чешский композитор Бедржих Сметана (а фамилия его правильно произносится Сметана, с ударением на «е», а никак не Сметана) писал не только симфонии и оперы, но работал и в танцевальном жанре. Балеты, правда, не писал, а вот полек сочинил больше, чем какой-либо другой чешский композитор. Сейчас мы послушаем польку, написанную для фортепиано. И называется она «Полька Луизы».

Ну, а самая знаменитая чешская полька называется «Skoda Lasky», я бы перевел это название на русский язык, как «Я жалею о любви». Ее написал композитор Ярослав Вейвода. И было это в 1934 году. Во время второй мировой войны эта полька прославилась на весь мир. Кто ее только не исполнял. Более того, эту польку перевели на несколько языков. Немецкий, английский, французский, итальянский. Полька «Skoda lasky» звучала по разные стороны войны. В прошлом году в общенациональном чешском голосовании именно эта полька была признана «Хитом двадцатого века». Давайте послушаем. А я с вами прощаюсь, выключаю микрофон и начинаю танцевать. Присоединяйтесь! До скорой встречи, в студии работал Либор Кукал.

Консультанты: Любуша Генькова, Штефан Носал, Йозеф Квочак, Тибор Андрашован

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI-XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне.

Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой - рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами. На основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы.

Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие. Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца.

Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки - на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка - правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки.

Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» - плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях. Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки , причем полька выполняется по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше.

Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры. Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем два раза на два такта - на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам - две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки , «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4. Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами.

Выбор редакции
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...

Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....

Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...

Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...
Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...
Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...
Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...