Сицилийская икона божией матери. Икона Божией Матери Дивногорско – Сицилийская ч.1


Пещерный комплекс в Больших Дивах расположен в основании мелового останца-дивы. Комплекс имеет два яруса, объединенных лестничным переходом. Нижний ярус состоит из пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери и обводной галереи с рядом расширений, верхний — включает три помещения хозяйственно-жилого назначения. В галерее 8 расширений-камер — аркосолий, с небольшими киотами. Они могли использоваться для захоронений. Внутри и снаружи храм был украшен фресками, которые от влажности быстро пришли в плачевное состояние.

Первое документальное упоминание о пещере в Больших Дивах относится к 1831 г., когда здесь была обретена Сицилийская икона Божией Матери. Согласно же монастырскому преданию, задолго до этих событий пещерный храм был создан основателями монастыря Ксенофонтом и Иоасафом. С 1856 г. комплекс находился в ведении Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Для присмотра за пещерами и обеспечения доступа к ним редких посетителей здесь была поставлена деревянная сторожка, где проживал монах. Тысячи паломников посещали Большие Дивы в XIX в. на праздник Успения. Интересно, что вплоть до начала 1930-х гг. здесь велись богослужения. В ХХ в. комплекс был сильно разрушен. Его реставрация началась с созданием музея-заповедника «Дивногорье». Общая протяженность комплекса 300 м. Посещение возможно только во время экскурсии.

Сицилийская икона Божией Матери

Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего происхождения. Впервые в русской иконографической традиции этот образ появляется в 1092 г. В Дивногорье икону принесли иноки Ксенофонт и Иоасаф. По преданию, икона сама вознеслась на меловой столб-диву, указав, что будет оберегать это святое место. Когда это было, предание умалчивает, возможно, в начале XVII в.

Лишь в 1831 г., когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры, Сицилийская Икона Божией Матери была «обретена» над входом в пещеру в Больших Дивах как чудотворная. 14 июля 1831 года считается днем «обретения» иконы. Древняя икона, к сожалению, не сохранилась, её возили по городам, и во время одной из поездок она была утеряна. Ещё в XIX в. с неё писались списки, один из них сейчас находится в церкви в Больших Дивах. Данный список писан на дереве и был покрыт металлическим окладом. В 2009 г. икона возвратилась в храм после реставрации. Считается, что Сицилийская Икона Божией Матери спасает людей от болезней и стихийных бедствий. Православная церковь отмечает праздник иконы 18 (5) февраля. Помимо «Сицилийской» икона имеет ещё два названия — «Исцелийская» и «Дивногорская», а списки её находятся также в Дивногорском Свято-Успенском монастыре, в Каменке, Россоши и других храмах.

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Во второй части нашей работы мы займемся изучением истории Дивногорского Успенского мужского монастыря и его главной святыни.

И если взглянуть на карту Лискинского района, Воронежской области то на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны мы увидим отметку о расположении Дивногорский Успенский монастыря.

Но, карта не предает нам своеобразную красоту этих мест. И особенность этих мест состоит в той особенности, что само место, обозначают две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.



Именно в этом месте был основан Дивногорский мужской монастырь.

Как всегда монастырь не мог возникнуть на пустом месте. Обычно ему предшествовало основание монастырского скита.

То есть поселение 2-3 монахов пожелавший вести более уединённый образ жизни, чем они могли получить в своем монастыре. А для основания монастыря должен был принят царский указ!

Тем не менее, история сохранила имена первых жителей пещер – иноков Ксенофонта и Иоасафа, (основавшими первоначальный монастырский скит) которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь.

Эту церковь столетие спустя освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю.

Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа.

Но, скит скитом, а вот официальной датой основания Дивногорского мужского монастыря считают 1652 г. И эта дата точно совпадает с голом переселения в эти места 4 тысяч украинских казаков пришедших с Волыни.



Известно, что первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая "бельцов".

В связи с расположением монастыре на Белгородской оборонительной линии было решено создать на месте монастыря и укреплённый пункт.

Сказано-сделано и в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар.

Территория монастыря-крепости была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца.

После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери.

В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня.

Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи.

К концу ХYII – началу ХYIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря.

Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом.

Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином.

Но, как не укрепляли монастырь без татар все же не обошлось.

В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей. Самим Монахам, удалось отсидеться за монастырскими стенами.

В 1686 году, когда на границах Русского государства становится неспокойно, обитель даже получила две пушки и пятнадцать мушкетов.

В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Дивногорской обители "на свечи, на ладан, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание право безоброчно построить на реке Потудани мельницу.

Право владения этой мельницей было подтверждено грамотами Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом.


Внимание российских власть предержащих к Дивногорскому монастырю было обусловлено и еще тем, что к этому времени обитель была не только крупным хозяйственным предприятием, но и центром духовного просвещения и орудием борьбы с расколом, распространившимся на Дону после 1682 года.

Так в 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола город Черкасск, проповедовал там три года и после испытанных там притеснений возвратился в свою обитель.

В монастыре существовала хорошая библиотека, которая, помимо полного комплекта богослужебных книг, имела в своем составе сочинения Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Ефрема Сирина, "Меч духовный", "Духовную беседу". В 1684 году обитель получила в дар от правивших тогда Иоанна, Петра и Софьи книгу Устав.

Будучи духовным и хозяйственным центром монастырь привлекал к себе новых людей.

В 1692 году было дано разрешение селится на монастырских землях вольным бобылям.

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили ее алтарь во имя Иоанна Предтечи.

Во время Азовских походов Петра Великого русская армия прошла мимо устья Тихой Сосны, и многие их участники оставили описания Дивногорского монастыря.

Поскольку Петр Первый считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей, то накануне его приезда церковные власти позаботились об увеличении численности иноков в Дивногорской обители до сорока человек.

Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра служили в монастыре обедню вместе с монахами, которые владели особым церковным распевом. Большими его поклонниками были первый епископ Воронежский Митрофан и сам царь.

В апреле 1699 года монастырь передается из ведения Белгородской митрополии в состав Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский Митрофан с уважением относился к настоятелю Дивногорской обители.

При переходе в ведение Воронежской епархии монастырь получил 900 четей пашенной земли, а в 1701 году успешно завершил спор о покосах в устье Тихой Сосны.

Это был наивысший подъем экономического благосостояния обители, зафиксированный описью 1702 года.

Но уже к 1714 году монастырь лишился трех мельниц, об одной из которых сказано, что она "взята на государя". Еще одна мельница оказалась у адмирала Ф.М. Апраксина.

С этого времени основным источником пропитания обители становится скотоводство и земледелие.

Согласно описи 1714 года в Дивногорском монастыре проживало 12 иноков, поэтому, производя согласно указу 1723 года слияние малобратственных монастырей, Воронежская Духовная Консистория закрывает Семилукскую пустынь и по настоянию ее строителя переводит ее монахов в Дивногорье.

Правда, это не укрепило положение Дивногорского монастыря, поскольку все имущество Семилукской пустыни было передано другой обители.

Но, несмотря на неуклонное ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону.

В 1715 году он совместно с Пятницким Осторогожским монастырем приобретает часовню в Острогожске, а в 1721 году строит на своем подворье в этом же городе каменную церковь Преображения Господня.

До 1755 года в самом монастыре возводится каменный храм Успения Богородицы с приделом в честь Николая Чудотворца, а в 1758 году освящается построенная на месте деревянного Никольского храма каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Славится и особый распев Дивногорского монастыря. Не случайно одним из наиболее уважаемых старцев был уставщик обители Доримедонт.

Обитель обладала полным подбором учительской литературы, что позволило создать на монастырском подворье в Острогожске семинарию, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В итоге этих усилий Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае.

В 1758 году построена каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери.

В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий.

В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель и в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению.

Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Очень важный для нас факт! Оказывается, все монахи этого монастыря были выходцами с Украины!

Но в 1764 году по указу Екатерины Второй Дивногорской монастырь первоначально лишился своих мельниц, земель и крестьян и подлежал упразднению, но затем был все же сохранен, и лишь оставлен за штатом.

Посетивший его в 1769 году академик С.М. Гмелин застал в обители только одного игумена, который взял на себя роль гида знаменитого ученого.

Лишь по ходатайству Тихона Задонского 13 июля 1773 года последовало решение "оставить монастырь на прежнем положении".

Несмотря на довольно большие сложности, обитель быстро возрождается.

Постоянно растет состав братии. Ведутся восстановительные работы в пещерах.

Так, опись 1781 года отмечает, что галерея вокруг пещерного храма оставалась доступной лишь на 18 саженей, а в 1800 году Е. Болховитинов пишет, что пещеры были открыты на всю глубину. Постепенно налаживается и хозяйственная жизнь обители.

Опись 1786 года фиксирует 327 подданных малороссиян, работающих на монастырь, и 4000 десятин земли вокруг него. За пять лет (с 1782 по 1786 год) обитель продавала различного скота на 675,: рубля, две мельницы (на Потудани и Тихой Сосне) принесли 1389,08 рубля.

Наконец, "как против земляных дач, так и при мельницах ловится мелкая рыба", от которой "дохода денежного не бывает, а пользуется монастырь оною с удовольствием".

Но такое благополучие продолжалось не долго. И согласно императорского указу 1786 года обитель была упразднена, и в 1788 году Воронежская Духовная Консистория докладывала, что дивногорские иноки переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

Но пещеры и дивы по-прежнему пользовались вниманием окрестного населения, которое продолжало приходить сюда.

1 сентября 1813 года на имя Воронежского архиепископа Антония Первого было подано прошение "от жителей уездных городов Острогожска и Коротояка – дворян, купцов и войсковых жителей", всего 236 имен, в котором они писали, что отделенный от селений горами и реками "монастырь является пустынножительством, и хотя он уже четверть века как упразднен", ...жители, как ближайших окрестных стран, так и отдаленных из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба.

Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьезными трудностями.

Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом.

Заготовленное прошение в синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о переносе его обители в Дивногорье, в связи с аварийным состоянием монастырских построек и отсутствием средств и места для их восстановления.

По этому ходатайству в августе 1827 года Воронежским архиепископом Антонием Вторым было направлено прошение в Синод, и в январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место.

Коротоярский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря, в который и была переведена часть братии.

После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения двенадцатого-девятнадцатого веков и наземные постройки второй воловины восемнадцатого – первой половины девятнадцатого веков.

Коротоякские монахи весьма неохотно покидали обжитые места, да и сам настоятель предпочитал жить на подворье в Коротояке, а не в Дивногорской пустыни.

К тому же переезд потребовал от обители дополнительных затрат, что сказалось на материальном положении иноков.

Началась склока между братией. Часто менявшиеся настоятели не могли справиться с положение.

С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю.

Церковь вновь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками.

В 1860 г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы


Теперь, давайте проследим историю Сицилийской иконы Божией Матери.

В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. Икона Сицилийской Божьей Матери исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры.

По этому поводу в РПЦ МП как всегда для своих прихожан приготовлена очередная церковная легенда! Вот ее содержание!

"Икона явилась во сне благочестивой старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять Ее икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен.

Сицилийскую икону Божьей Матери обнаружили на меловом столпе (в 3 км от монастыря) при дороге в город Острогожск (потом в этом столпе сделали храм в честь Сицилийской иконы Божьей Матери).

Итак, представим себе ситуацию.

Древняя икона (изготовлена в 1096 г. в принципе бережно хранилась более чем 700 лет, но в связи с упразднением монастыря была установлена в пустынном и заброшенном месте, где без всякой защиты от нелегких метеоусловий находилась под открытым небом 45 лет.

Как Вы думаете, уважаемый читатель, а может деревянная икона простоять 45 лет в незащищенном месте и не подвергнутся разрушению?

Понятно, что это был хорошо режиссированный "спектакль", организованный местными священнослужителями в целях поднятия народного духа во время эпидемии холеры.

Но, продолжим чтение церковной легенды о новом "обретении" чудодейственной иконы!

"После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.

К заступничеству Владычицы местные жители прибегали не раз.

Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

И всегда – будь то новая эпидемия, личные недуги или засуха и пожары, люди молились перед Ее иконой и каждый получал по своей вере.

С нее было сделано несколько списков.

Один, из которых дошел до наших дней и пребывает сегодня в Трапезном храме Дивногорского монастыря"

Очень важная информация для нас.

Оказывается то, что сейчас хранится в Дивногорском мужском монастыре как легендарная "Сицилийская икона", это список (копия) Сицилийской иконы Божие Матери, выполненная очевидно местными богомазами-иконописцами.

Дальнейшая судьба монастыря такова.

В 1880-1886гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге.

В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания.

Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце Х1Х в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера.

В середине Х1Х века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь И.Предтечи.


Так образовался монастырский ансамбль, который можно описать следующим образом:

"Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье.

На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи.

Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт.

Средняя зона – собственно монастырский двор – была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы

В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы. В восточной зоне размещался хозяйственный двор.

Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно – и двухэтажными служебными постройками.


Но, не смотря на экономический подъем монастыря его внутренняя жизнь, была полна противоречий.

Страсти в монастыре накалялись и достигли своего пика в 1831 году. Как раз когда в Воронежской губернии началась холера.

В 1831 году Воронежский архиепископ был вынужден издать специальное распоряжение:

"Строжайше подтвердить всей братии иметь к настоятелю своему должную любовь, уважение, повиновение и в полном непрекословном быть его распоряжении; в противном случае все ему неповинующиеся будут подвержены строгому законному осуждению, именно: все духовного звания будут лишены и исключены из духовного ведомства, а послушники отданы в гражданское ведомство.

Впрочем, и настоятель обязан направлять вверенных ему любовью, кротостью, долготерпением и другими благоразумными мерами".

Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры удалось прекратить.

Долгое время жизнь монастыря осложнялась и спорами с местным населением из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, оставшегося приходским вплоть до 1835 года, когда была, наконец построена церковь в слободе Селявной.

Заново "Обретенная" в 1831 году Сицилийская икона Божией Матери в этот период прославилась многочисленными исцелениями и образ получил в народе название "Исцелийского".

Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что более семи месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке.

В честь этой иконы были освящены алтари храмов в слободе Селявной и пещерной церкви в Больших Дивах.

В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт еще в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением.

Кроме того, к северу от Дивногорской обители крестьянин П.П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н.М. Шатов. Освидетельствовавший пещеры благочинный П. Устиновский нашел их устроенными "весьма благоразумно", а самих пещерокопателей – людьми набожными и достойными.

В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии.

Наконец, в 1860 году возобновилось пещерокопательство в Малых Дивах. Бывший настоятель монастыря схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу.

В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители.

Но затем последовали революция 1917 года и гражданская война.

Вчерашние, верные православные прихожане не только отреклись от последнего русского царя Николая Второго, но и предали свою веру в Бога.

Они в течении 1-2 годов буквально все стали "безбожниками"

А раз так, то богатый Дивногорский мужской монастырь стал для местных властей бельмом в глазу.

И поэтому его деятельность сначала была сильно ограничена, а потом монастырь был полностью ликвидирован. Что и было сделано в 1924 году.

Причем было это сделано в крайне жестокой форме.

Даже для тех жестоких времен. Большевики разорили Дивногорский монастырь, а всех монахов утопили в реке Доне.

Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее.

Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря богоненавистники тоже утопили вблиз текущей реке Тихой Сосне.

И тут в нашу правдивую историю монастыря вновь вмешивается мифическое церковное предание о новом чудесном спасении Сицилийской иконы Божией матери".!

"Все иконы монастыря красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери.

Жечь "религиозный хлам" решили поутру (Наверно перепились или были заняты разделом имущества монахов?)

Но, ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя.

Образ Владычицы взяла одна благочестивая женщина и сумела сохранить икону.

А 16 монахов уцелевших монахов (они в отличие от остальной братии) укрылись в скиту вблизи с. Больших Дивах (3 км от монастыря).

Но в 30-е годы их все солдаты НКВД расстреляли в самом храме.

Но, чтобы не пропадать добру коммунистическая власть перестроила монашескую обитель в санаторий для "победителей революции".

В 1942-43 гг. в бывшем монастыре располагался немецкий военный госпиталь.

По воспоминаниям местных жителей немцы в отличие от большевиков пещерные храмы они не оскверняли.

После 1945 года в стенах бывшего Дивногорского мужского монастыря был, разместился туберкулезный санаторий,

Лишь в 1988 году на территории Дивногорья был открыт музей-заповедник, просуществовавший здесь до 1997 г., когда монастырь официально был передан Воронежской Епархии РПЦ МП.

И тогда началось восстановление монастыря. Работа как видно по публикациям была проделана большая и трудоемкая. Новым инокам, пришлось выкорчевать вековые тополя, вывозить только более 500 "КАМАЗов" земли, нанесенной на территорию монастыря селями.

В ходе строительных работ были найдены ("обретены") мощи живших здесь когда-то иноков. И они уже пол всем канонам русского православия были перезахоронены у стен храмов.


Сейчас в монастыре подвизается 6 монахов и несколько послушников, регулярно приезжают добровольцы "трудники".

Основные усилия по реконструкции монастыря были направлены на реставрацию церкви Успенья Пресвятой Богородицы.

Так же были предприняты меры по возобновлению работы пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери, находящейся в двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон.


Эта Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее.

В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении.

19 июля 1998 г., в день Собора Радонежских святых, в Дивногорском Успенском мужском монастыре совершен первый постриг (Первый постриг с 1920-х годов, когда обитель была закрыта). Монастырь ожил. Как протекает жизнь в монастыре можно увидеть на следующих фото.



















Адрес: 397771, с. Дивногорье, Воронежская область, Лискинский район, Селявинского с /

Монастырское начальство:

Игумен.ПАРФЕНИЙ (Шалатонов)

И в завершение рассказа о Дивногорском мужском монастыре и о необходимости его посещения я расскажу о подлинной причине, которая обеспечивала Дивногорским монахам появления многочисленных фактов исцеления, якобы происходивших от Сицилийской иконы Божией матери.

Этот секрет заключается в природной радоновой воде, источники которой расположены как на территории монастыре, откуда монахи черпают свою "святую воду", так и в других местах Лискинского района, где находится, как помнит читатель Дивногорский монастырь.

Поэтому, для весь заинтересованных лиц подаю необходимую справку:


Санаторий РАДОН

Филиал ОАО "РЖД – ЗДОРОВЬЕ"

САНАТОРИЙ РАДОН

Уникальное лечение природной радоновой водой

Воронежская обл.

Ул. Коминтерна, 61

О целебных свойствах радоновых ванн люди знали задолго до открытия радиоактивности. Они замечали, что после купания в некоторых источниках или пребывания в пещерах прибавлялось сил и отступали болезни.

Древние римляне на таких целебных источниках построили Civitas Anurelia Aguensis (так назывался раньше Баден-Баден) – большие купальные сооружения для своих солдат, а в 214 г. н. э. – императорские купальни – Термы Каракалла.

Уникальная по лечебным свойствам природная радоновая вода – основной лечебный фактор круглогодичного многопрофильного НУЗ "Санатория-профилактория "Радон" ОАО "РЖД". Кстати, такому методу лечения, как радонотерапия, исполнилось 100 лет.

Концентрация радона в Лискинском природном источнике – 22,9 н Кюри/л, что относится к средне концентрированным радоновым водам и наиболее благоприятно для санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечений.

Так же Лискинская радоновая вода, в соответствии с классификацией минеральных вод Минздрава России, является минеральной лечебно-столовой и используется не только для наружного, но и внутреннего применения.

В санатории "Радон" квалифицированно и эффективно проводится лечение страдающих заболеваниями:

1. КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ:

2. НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ:

3. ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

4. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Лечение сопутствующих заболеваний

5. ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ:

Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки (стойкая ремиссия);

6. ЗНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ:

7. МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ:

Противопоказания:

Острые воспалительные процессы,

Лихорадочные состояния,

Беременность,

Гипофункция яичников нейроэндокринного происхождения,

Активный туберкулез,

Фибромы и фибромиомы матки, превышающие по размерам 12-недельную беременность,

Лейко-и лимфопения,

Заболевания крови,

Лучевая болезнь,

Наклонность к коронарным и церебральным сосудистым спазмам,

Ишемическая болезнь сердца II! -функционального класса,

Нарушение кровообращения II Б-Ш ст.,

Тяжелые формы неврозов,

Злокачественные новообразования.

На лечение отдыхающие должны являться с заполненными санаторно – курортными картами!

Курс лечения от 14 дней и более.

Так что уважаемый читатель поездка в Дивногорье будет полезна и для укрепления духа и для резкого улучшения вашего здоровья!

Ведь не нужно ехать в немецкий Баден-Баден, съездите с тем же результатом, но за меньшие деньги в русское Дивногорье...


Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) - уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Расположена в местности Дивногорье (Большие Дивы) Лискинского района Воронежской области. До 1923 года местность находилась в составе Острогожского уезда Воронежской губернии.

История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря . Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы» .

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии. Первые поселенцы Дивногорской обители были иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф. Кто они были по своему происхождению и где подвизались - неизвестно» .

Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере, где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи, и первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На Сицилийской иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, восседающего на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.

Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Икона Сицилийской Божией Матери написана на доске, величину 1½ аршина, а в ширину 1 аршин, покрыта серебрянною позлащ. ризою. Не сохранилось сведений, где первоначально находилась эта святая икона. С половины 18 века, как гласит общее предание, она стояла в меловом столпе (в двух верстах от монастыря), где находятся "дивные столпы". Здесь в меловом столпе устроена небольшая церковь, ныне упраздненная. (Эта церковь, вероятно, была посвящена св. Николаю). Сколько запомнило предание и, при существовании прежняго монастыря и по упразднении его (в 1788 году) к месту, где находилась св. икона, постоянно стекался народ; но с начала нынешнего столетия, по какому-то непонятному охлаждению окрестных жителей, само существование сей иконы пришло в забвение» .

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.

Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. – времени создания музея-заповедника – состояние храма было удручающим.

С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.

В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в "Больших Дивах" является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.




Явление Сицилийской иконы Божией матери в Московском царстве

В начале февраля (5 февраля) в Русской православной церкви, ежегодно чтут чудотворную икону Божией Матери, первоначально названной "Сицилийской".

(фото иконы)

Но, потом в конце XIX века, к этому наименованию было добавлено "второе имя" "Дивногорская", как более понятное простому русскому человеку окресных жителей, да и отвечающему названию места, где икона хранилась.

Но, прежде, чем мы приступим к изучению историю вышеуказанной иконы, я предлагаю читателю познакомится с ее, как бы "официальной версией" изложенной на одном из главных сайтов, представляющих РПЦ МП в Интернете (http://days.pravoslavie.ru/Life/life395.htm)

"Дивногорская – Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом.

Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века.

Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны.

Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках.

В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет.

Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками.

Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера.

В Коротояке, находившемся от обители в 7 – 8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен.

Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась.

Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов".

(икона в окладе)

Вот такая наша исходная фабула.

И у нас есть два варианта.

Первый это принять все как есть, "за истину в последней инстанции", а второй самостоятельно попытаться разобраться во всей этой истории.

Но мы будем действовать исходя из принципа "доверяй но проверяй" и поэтому выбираем второй вариант.

И в первой части этой работы, попытаемся работаться, кто такие "старцы Ксенофонт и Иоасаф", когда и почему они пришли (и приходили ли вообще) из теплой и солнечной Сицилии, "голубой мечты" всех российских туристов" в глубь так называемого русского "Дикого поля".

И поскольку уже мало кто может, припомнит, что же это за место – "Дикое поле", да и по другому она сейчас называется, то небольшое лирическое отступление.

Справка: "Дикое Поле" историческое название южно – русских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

Принадлежащие Большой Орде земли, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, по состоянию на конец XIV века оказались ничейными и отчасти пограничными.

Так же, хочу уведомить читателя, что официальная, т.е. признанная и одобренная в РПЦ МП история той или иной, чудотворной иконы Божией Матери, уже как бы "зафиксирована" в виде своего рода "канона", книги Е. Поселянина. "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (http://www.sedmitza.ru/text/440287.html).

Справка: Поселянин Е. (Погожев Евгений Николаевич) (1870-13.02.1931), русский публицист и духовный писатель.

Е. Н. Поселянин за свою деятельность и верность православию был репрессирован и трагически погиб в 1931.

И вот, что "собрал" для потомков в своей книге Е. Поселянин о предмете нашего исследования.

"Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко – византийском, а не романском стиле.

В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви.

Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок.

Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию?

Предание говорит, что "Сицилийская икона" принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию".

И все было бы хорошо, но вот ходе перепроверки вышеизложенной информации, выяснилось, что нет, никаких документально подтвержденных исторических данных, о "явления" на острове Сицилии в 1096 году, "чудотворной" иконы Божией Матери"!

А все что "описал" Поселянин это "церковное предание" т.е. сборник мифов и легенд.

В то же время в ходе проверки было подтверждено, что христианство по православному обряду было распространено и на Сицилии. А раз так, то мы продолжим наше расследование, чтобы углубить свои познания в этом вопросе.

Так, по мнению современных историков "раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху.

После постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века.

Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён.

Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом.

Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей1054 года.

Примечательно, что падение Сицилийского эмирата под ударами норманов в конце ХI века привело к релатинизации острова, которая в свою очередь повлекла за собой постепенный упадок как мусульманской, так и православной (восточно-христианской) культуры на острове, хотя последняя сохраняла присутствие до ХVI века.

После первого падения Константинополя в1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир.

С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество.

Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию.

Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней.

Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков, постепенно перешло в католичество.

Теперь давайте рассмотрим "оригинал" иконы" и ее современный список.

(оригинал иконы)

(современный список)

(размеры иконы)

И тут у нас, кроме описания самой Богородицы и Младенца Иисуса Христа должны заинтересовать те две фигуры, что нарисованы у подножья трона, на котором сидит Богородица.

"Официально" мы имеем как бы изображение двух ангелов.

Но, если присмотреться к их детально прописанным лицам, то легко обнаруживаются выписанные портреты двух людей (мужчин) из которых один старше, другой моложе по возрасту.

А это свидетельствует о том, что тут изображены не ангелы с трафаретным ангельским обличием, а изображены лица являвшихся заказчики иконы их называли "донаторами".

В Средние века заказ священных образов считался одним из средств отпущения грехов и достижения спасения.

И раз это так, то на "оригинале" иконы мы можем видеть, очевидно, и самих легендарных старцев "Ксенофонта и Иосафа". И еще одно замечание. Роактика изображеия на иконах "донаторов" в иконописи распостранилась только в XIII веке, что дает нам новую точку отсчета "давности" иконы. Уже не X или XI века, а XIII век!

Теперь о размерах иконы. Икона большая!

Очевидно это была одна из главных икон православного храма, для которого она была написана и ее размеры не предполагали ее постоянного перемещения, тем более по такому маршруту Сицилия-Византия, Киевская Русь-Московское царство и Дикое поле!

Как видно с вышеприведённой фотографии перенести икону могут только два человека.

А комфортно перенести могут только 4 -6 человека.

Слово "оригинал иконы я беру в кавычки, потому как есть обоснованные сомнения в аутентичности сохранившегося образа, тому образу, что был "явлен" в 1096 году в Италии. Но, все доводы за и против, будут изложены в следующей части.

Теперь нам надо понять:

"Почему "старцы-иноки Ксенофонт и Иосаф" после 1453 г. не мигрировали как все остальные беженцы с Византии в Италию (на Сицилию), или хотя бы на святую гору Афон, (что было и ближе и безопаснее, да и с языком не было бы проблем), а "ушли" покинув захваченный турками Константинополь, в совершено необжитые и непригодные для жизни места – русское "Дикое поле"?

"Дикое Поле" как я уже отмечал это географическое место в южно-русских и украинских степях между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

Земли эти официально принадлежащие Золотой Орде, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, оказались ничейными и пограничными.

Сама ж территория "Дикого поля" делилась на крымско – татарскую и на ногайскую части.

Постоянно жить здесь было крайне опасно, так как Крымское ханство почти ежегодно совершало грабительские набеги на русские земли с требованием выплаты "дани".

В связи с частыми набегами татар перед московскими царями остро встал вопрос об охране южных границ.

С этой целью в 1571 году на Диком поле была организована первая общегосударственная сторожевая служба, своего рода пограничные заставы.

Следует заметить, что 1571 год считается и временем вхождения той части "Дикого поля, "которое ныне занимает Воронежская область, в состав Московского царства.

Но каким же образом осуществлялась охрана южных границ тогдашней России?

Согласно установленному маршруту и в точное время на охрану границы выезжали конные отряды. В летнее время, когда набеги татар были белее частыми, организовывали сторожевые посты.

Для защиты границ принимаемых мер оказалось недостаточно, поэтому вскоре были воздвигнуты города-крепости Воронеж (1594 году) и Ливны (1586 году), возле них установлены дальние и ближние сторожевые посты.

То есть до 1594 года, ни о каком постоянном присутствии гражданского населения в пределах Дикого поля речь идти не могла.

Но и строительство крепостей не могло полностью пресечь набеги. Сложная обстановка тех лет вынуждала и дальше укреплять южные границы, зорко следить за происками врагов.

В 1635 году началось продолжавшееся два десятилетия строительство Белгородской защитной черты.

Ее общая длина составляла 798 километров. Она протянулась от города Ахтырка в Сумской области Украины до города Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской области.

На территории современной Воронежской области было построено несколько городов-крепостей, входивших в Белгородскую защитную черту.

Города-крепости должны были сдерживать натиск крымских и ногайских татар.

Но, как показал дальнейший ход событий, оказались малоэффективными как средство обороны.

И, тем не менее, именно существование Белгородской защитной линии все же способствовало колонизации этих "ничейных" земель.

Летом 1685 года на юге Воронежского края побывала военно-географическая экспедиция под руководством воеводы Ивана Жолобова. Ее цель изучить возможность строительства русской укрепленной линии по реке Битюг и соединения ее с Белгородской защитной чертой у города-крепости Коротояк, что на Дону,

Зная о бесконечных набегах татар, русские люди боялись селиться далеко за Белгородской защитной чертой.

В целом же земли "Дикого поля" продолжали стихийно осваивается, прежде всего, в XVI-XVII вв. беглыми крестьянами и холопами.

С 1786 официально земли Дикого поля (в своей большей части) называлась землёй Войска Донского, а с 1870-1920 – Областью Войска Донского. Центр – Черкасск, с 1806 – Новочеркасск.

Вышеизложенная информация свидетельствует, что до начала строительства Белгородской защитной линии, ни о каком постоянном месте жительстве или основании действующего монастырского скита на территории "Дикого поля" речь идти не могла.

И вот тут нам надо заняться арифметикой.

Нам известно, что икона Божией матери "Сицилийская" появилась на острове Сицилия в 1096 году.

Потом ее следы через примерно 400 лет отыскиваются в Константинополе.

Ибо именно оттуда в 1453 году она была выведена монахами Ксенофонтом и Иосафом!

Теперь зададимся еще одним вопросом.

Куда была вывезена икона?

А теперь мы переходим к предыстории истории Дивногорского Успенского мужского монастыря в котором хранилась наша "Сицилийская" икона Божией Матери.

И вот, что нам известно об этом факте.

В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор – Донское Белогорье.

Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами: огромными меловыми стопами.

И выше заданный вопрос о том, куда была вывезена с Константинополя, не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Ведь между Константинополем и "Диким полем" мешала обширная и густо населённая людьми, исповедовавшим христианскую религию, территория под названием для одних Речь, Послитая для других Украина. Где константинопольские монахи-отшельники могли найти приют и защиту.

Но, сначала давайте посмотрим, что же собой представляет "Дивногорье"?

До сих пор, сам вопрос о происхождении "див" и сегодня остается открытым.

Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания.

Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды.

Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья.

В них располагались не только храмы, но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском.

По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.

В Лискинском районе, Воронежской области на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен и Дивногорский Успенский монастырь.

Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.

Этот монастырь был основан в середине ХYII века.

То есть от взятия турками Константинополя до основания Дивногорского мужского монастыря прошло не менее 300 лет.

И если действительно монахи Ксенеофонт и Иосаф вывезли "Сицилианскую" икону с Византии, то они не могли прожить триста лет, чтобы прийти в Дивногорье в XVII веке и основать там монастырский скит и быть там похоронены!

А ведь их "могилы" показывают паломникам и сейчас!

А раз так, то значит, за них это сделали другие люди.Возможно некоторых их них (из числа монахов) и могли звать Ксенофонтом и Иосафом, но это были уже совсем другие монахи...

В связи с этим у нас есть и новый вопрос:

Кто и когда основан "Дивногорский мужской монастырь"?

Так историк Воронежского края Е. Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г.

Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. И вот к его доводам нам стоит прислушаться!

В. Тевяшов основываясь на изучении исторических документов утверждает, что первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.

Вот тут, мы уважаемый читатель, наконец, из "темных дебрей средневековых веков" вышли, наконец, на пешеходную тропу, которая надеюсь, нас приведет к истине в нашем поиске!

А суть вопроса в том, что вместе с украинскими казаками в числе гражданского населения населением из числа беженцев, под Воронеж, прибыли и украинские православные священники, изгнанные поляками с Волыни!

И вот эти украинские священники или монахи и принесли с собой и нашу "Сицилианскую" икону Божией матери и вместе с ней и всю историческую легенду о ее явлении на Сицилии в 1096 году.

Скупые исторические факты свидетельствуют именно в поддержу этой версии.

Так в 1652 году на территории современной Воронежской области у впадения речки Острогощи в приток Дона Тихую Сосну был построен город Острогожск.

В том же году по приказу русского царя Алексея Михайловича Романова в крепости поселили 4 тысячи малороссийских казаков и других беженцев, которых привёл с Волыни полковник И.Н. Дзиньковский.

Они пришли из-за Днепра, с территории современной Западной Украины, из области, непосредственно граничащей с Польшей на западе и Белоруссией на севере, спасаясь от притеснений польского государства и католического духовенства, в пределы независимого русского государства.

Казаки полковника И.Н. Дзиньковского положили начало большому переселению украинцев в Придонские степи и их освоению.

Теперь надо бы рассказать о личности И. Дзиньковского, но сначала надо познакомить читателя с подлинным истерическим документом.

Челобитье Черниговского полковника Ивана Дзики (Дзинковского)

об отводе места для поселения

Царю и великому князю Алексею Михайловичу всие Русии.

Великий царь, мы,холопы твои, которые целовали крестъ у Путивли имени твоему великому, я, Иван Дзика, полковник Чергиговский, посылаем двоих сотников, изо полной думы нашей, которые пришли на имя твое царское, дбы тобе, великий царю, ударили челом от усех нас.

Просим тебя, великие царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас холопов своих, дай нам где мешкать и як маем мешкать слободы, лет на килька не бы вольно было пиво варите и вино робот, ибо теперешнего часу...стравовались и не маемо, отколъ буде люду барзо много, который стоят над рубежом и ждут таким де способом, якъ и мы милостивого помилования: если нас, холопов своих помилуешь, то оные готови на твои имя.

Великий царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас, дай нам мешкать в городище Заводниское, бо если великие царь, где далеко даси, то все не заидут, бо бардзо есть худых много, которых мало мают на чом поихати, так теж жадаемомо и просимого милостивого помилования от тебя великий царь, князь Алексей Михайлович, посланцев наших не бавячи, отпустите, бо не диж, великий царь уже нам докичило стояти в дуброве: дети наши от зимкости малые не могут тепрети, умирают.

Теды утоли наши слезы, не хабы есмо великие цари, где нам укажет место, стали будуватись, добыж бодьше нужд не терпели.

С тым ся милостивому помилованию твоему витаем, великий царь князь Алесей Михайлович.

Писан у Белых берегах под Путивлем

Иван полковник холоп твои, со всеми холопами твоими"

По царскому указу украинским переселенцам было дано право сохранить всю организацию украинского казацкого полка.

Новосёлам были предоставлены льготы, позволявшие заниматься промыслами, владеть землями, угодьями, мельницами, рыбными ловлями, винокурением, виноторговлей, не платя податей и таможенных денег.

За это, они должны были оборонять южные границы России. К казакам полковника И.Н. Дзиньковского присоединилось немало выходцев из-за Днепра.

Они образовали Острогожский слободской полк, первый из слободских малороссийских посёлков, возникших на степных рубежах русского государства.

В 1672 году казаки Острогожского полка получили от царя Алексея Михайловича грамоту на владение землями по притоку Дона реке Чёрная Калитва, расположенными к югу от Тихой Сосны.

Началось освоение и заселение территорий, где стоят современные города Россошь, Ольховатка, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Калач и другие.

Дальнейшая судьба Ивана Дзиньковского выходит за предмет нашего исследования, поэтому мы с ним попрощаемся, а вот что было дальше читатель узнает из следующей части.

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

В 1831 году в Коротояке, как и по всей России, бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Ее икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная ее благочестивую жизнь.

Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший еще в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот еще был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на нее, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.

Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по недавности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес ее вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).

После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. В честь нее был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.

Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся в 1863 году. Имеется в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

К этой болезни у нее присоединилась еще другая – боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

– Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

– Проси Дивногорскую Владычицу.

Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

– Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

«Когда же я, – приводим собственные слова исцеленной, – подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, – в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, – облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

– Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

«Да, – сказала я, – теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. – И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахомов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454-458 страницах.

Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь, приводит свой разговор с одним из иноков обители: «Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит – неизвестно».

Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30... За 4 версты от Острогожска тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!».

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.

А вот такую икону Пресвятой Богородицы мы видели при посещении Дивногорья, изумительного по красоте и тишине монастыря. Образ так понравился, что некоторые паломники приобрели его для себя и своих приходов.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Выбор редакции
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...

Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...

Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...

Всем известно, что пальцы, как и волосы, — это наши «антенны», которые связывают нас с энергией космоса. Поэтому по повреждениям на...
Понять, что делать, если потерялся крестик, поможет знание предназначения православного символа, ведь в этой религии священники...
Изготовление меда пчелами – общеизвестный факт. А вот о других продуктах, возникающих в результате деятельности этих насекомых, знает уже...
Фильм о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре — четвертом уделе Пресвятой Богородицы. Содержит документальную хронику...
Обычно пиццу готовят с твердым сыром, но недавно я попробовал заменить его сулугуни. Должен признаться, что в таком варианте пицца стала...
Фета – кремово-белый греческий сыр, который традиционно готовят из овечьего или козьего молока и хранят в рассоле или оливковом масле. У...