Кузьма Минин: биография и роль в истории России. Нижегородский государственный педагогический университет им


Университет выпускает педагогов, психологов и лингвистов, инженеров и управленцев, художников и дизайнеров.

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ведет свою историю с создания учительского института в Новгороде, в 1911 году. Имя Козьмы Минина присвоено вузу в 2011 году. С тех пор он зовется Мининским университетом.

Современный университет стал результатом слияния Нижегородского государственного педагогическиого университета и Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Сегодня в вузе работают 6 факультетов, научные подразделения и лаборатории, общественные студенческие пространства, собственная автошкола.

В университете есть направления, уникальные для региона: философия, теология, продюсерство, изящные искусства. Традиционные сферы образовательной деятельности, такие как педагогика, психология, дефектология преобразуются в соответствии с требованиями времени. Развиваются направления туризма, сервиса, менеджмента, а также инновационные профили.

В университете сильны научные традиции. Абитуриенты могут попробовать себя в научном обществе учащихся «Эврика» - оно работает уже более 30 лет. Это отличная возможность старшеклассникам почувствовать себя ученым, «прийти» в науку еще в школе. Cтаршеклассники ведут научные проекты под руководством преподавателей вуза, доцентов или профессоров и представияют его результаты на ежегодной городской конференции.

В вузе регулярно проводятся олимпиады, конференции, круглые столы. Работают научное студенческое общество "Роза ветров", научно-исследовательское клубы, научно-практический клуб "Пеликановский спецназ", кружки при кафедрах. Работают творческий и коворкинг-центры, спортивный клуб и волонтерские объединения. Желающие могут вступить в педагогические отряды и отряды проводников, начать путь профессиональной реализации уже во время учебы.

Активные в науке и общественной деятельности, успешные в учебе студенты регулярно участвуют и выигрывают в конкурсах стипендий. Стипендиальных программ целых 7 - именных и государственных.

Работают также Совет студенческих инициатив и Актив креативных студентов - выдвигать собственные идеи, инициативы, предложения и быть услышанным может каждый.

Реализуется проект "Партнерство без границ" - университет ежегодно проводит форум YouLead (вместе с международной студенческой организацией AIESEC), разрабатывает совместные программы с зарубежными вузами - бакалавриат, аспирантура, магистратура. Для обучения привлекаются зарубежные специалисты и преподаватели. Студенты принимают участие в международных конкурсах стипендий и грантов, создан центр иностранных языков.

Университет делает профессию педагога современной и популярной. Какими должны быть учитель и учебное заведение сейчас, как отвечать нормам времени и сохранить традиции? Ряд нестандартных решений стали основой 12 Стратегических инициатив вуза. В них профориентационная работа, инновации в подходах и способах обучения, упомянутое выше "Партнерство без границ", погружение в практику. Университет создает педагога будущего, которым интересно работать, открывать новые грани профессии и двигать прогресс.

Подробнее Свернуть https://www.mininuniver.ru/

ФГБОУ ВПО
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
(НГПУ, Мининский университет )
Международное название

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)

Год основания
Реорганизован
Год реорганизации
Ректор

Федоров Александр Александрович

Студенты

10, 5 тыс.человек

Иностранные студенты

324 человека

Преподаватели

617 человек

Расположение
Юридический адрес

Координаты : 56°19′34″ с. ш. 44°00′27″ в. д.  /  56.326111° с. ш. 44.0075° в. д. (G) (O) (Я) 56.326111 , 44.0075

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) - один из старейших и крупнейших педагогических вузов России .

Нижегородский педагогический институт (1918–1919)

7 мая года на Всероссийском съезде делегатов от слушателей 22 учительских был рассмотрен вопрос «о возведении учительских институтов в статус высших учебных заведений и присвоении реформированным институтам наименования педагогических». Первый, - , учебный год Нижегородский педагогический институт работал, имея в своем составе 39 преподавателей и 89 студентов.

Институт народного образования (1919–1921)

Перед следующим учебным годом педагогический институт подвергся реорганизации. Следуя указанию Комиссариата просвещения, губернский отдел народного образования с 1 сентября года закрывает педагогический институт и учительскую семинарию, а с 13 ноября сливает их в единое высшее учебное заведение - Институт народного образования (ИНО), которому передавалась и базовая школа бывшего учительского института.

Нижегородский педагогический институт (1921–1926)

По распоряжению Наркомпроса осенью года Нижегородский институт народного образования снова преобразуется в педагогический институт. 15 сентября года институт въезжает в здание бывшей Нижегородской губернской гимназии, которое занимает и поныне. В наследство от гимназии ему достается оборудование учебных кабинетов и богатейшая в городе библиотека . В – годах преподавание предметов было организовано по 4 циклам: социально-историческому, физико-химическому, естественно-научному и естественно-географическому. В - учебном году институт состоял из пяти отделений: физико-технического, естественно-агрономического, общественно-экономического, политико-просветительского, школьного. Вместо последнего в - учебном году было создано лингвистическое отделение с секцией русского языка . Число студентов неуклонно росло от одного учебного года к другому и в - учебном году их количество составило 425.

Педагогический факультет Нижегородского университета (1926–1930)

В году педагогический институт был присоединен к Нижегородскому университету на правах факультета с 5 отделениями (физико-математическим, химико-биологическим, социально-историческим, отделениями языка и литературы, а также политпросветработы). Фактически сохраняя автономию, институт существовал в университете до весны года, когда НГУ был расформирован.

Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт (1930–1993)

На протяжении 1930-е годы годов шел процесс расширения института и его перестроек. В - учебном году институт состоял из 9 отделений (общественно-исторического, общественно-экономического, физического, математического, естественного, химического, биологического, дошкольного и педагогического), на которых учились 775 студентов. Весной года при институте был создан двухгодичный «вечерний пединститут» для ускоренной подготовки учителей фабрично-заводских училищ и работников дошкольных учреждений. В году. Вместо отделений в августе были введены факультеты, и в институте их стало 5: исторический, языка и литературы, физико-математический, естественный и педагогический. В октябре при пединституте организуется автономный двухгодичный учительский институт с тремя отделениями. В первой половине 30-х годов гимназический корпус был надстроен: над боковыми его частями (бывшими флигелями, соединенными с основным корпусом) было выстроено по два этажа, а над главным корпусом - один. Это существенно пополнило аудиторный фонд. Осенью года местные власти присвоили имя Максима Горького институту, который стал именоваться Горьковским педагогическим институтом имени Максима Горького К началу Великой Отечественной войны на дневном отделении института обучалось 1350 студентов. Во время войны институт был переведен в здание сельхозинститута. До революции там была духовная семинария, а сейчас это второй корпус НГПУ. За годы войны из института ушли в ряды Советской армии 287 человек (из них 243 студента). 59 человек были добровольцами, из них 40 девушек. В 1944 - 1945 учебном году институт по контингенту студентов достиг довоенного уровня. В годы войны институт функционировал нормально: разрабатывались и читались новые курсы; был открыт ряд учебных кабинетов, систематически осуществлялся прием новых студентов, регулярно выплачивались стипендии, кафедры продолжали вести научную работу, укрепляя связи с производством, в том числе и оборонным.

После войны из здания бывшей Нижегородской гимназии выехал штаб Московского военного округа и госпиталь, был проведен капитальный ремонт, восстановлены лаборатории, кабинеты. В 1945/1946 учебному году велись занятия на факультетах языка и литературы, историческом, биологическом, географическом, физико-математическим и педагогическим с дошкольным и школьным отделениями. В 1947 году к ним прибавился факультет физического воспитания и спорта с 4-годичным сроком обучения. При факультете русского языка и литературы в 1949 году создано отделение логики, психологии и русского языка. В 1947 году на факультетах (кроме педагогического и физкультурного) была введена вторая специальность преподавателя, в связи с чем срок обучения увеличен до 5 лет.

Нижегородский государственный педагогический университет (1993–2011)

В этот период институт был предоставлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени, а в институт был преобразован в университет и получил название «Нижегородский государственный педагогический университет».

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина - Мининский университет (c 7 сентября 2011 года)

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ (№ 1466 от 7 апреля 2011 года) произошла реорганизация ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» и ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» в форме присоединения ВГИПУ к НГПУ. НГПУ - старейший вуз региона, ВГИПУ - самый молодой из государственных вузов Нижегородской области. Два коллектива - преподаватели и ученые, студенты и аспиранты - объединились для того, чтобы строить современную крупную образовательную организацию нового типа, отвечающей современному этапу развития общества и системы образования.

Факультеты и кафедры

Естественно-географический факультет
  • Кафедра анатомии, физиологии человека и основ безопасности жизнедеятельности
  • Кафедра биологии и биологического образования
  • Кафедра химии и химического образования
  • Кафедра физической географии и геоэкологического образования
  • Кафедра экологии и экологического образования
  • Кафедра социально-экономической географии и методики обучения географии
  • Кафедра экологии и природопользования
Психолого-педагогический факультет
  • Кафедра дошкольной педагогики
  • Кафедра общей педагогики и социальной работы
  • Кафедра социальной психологии
  • Кафедра музыкального образования и эстетического воспитания
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра общей психологии
  • Кафедра коррекционной педагогики
  • Кафедра специальной психологии
  • Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования
Факультет профессионально-педагогического образования
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра теории и методики профессионального образования
  • Кафедра строительства и сварочных технологий
  • Кафедра дизайна
  • Кафедра андрагогики и педагогики
Филологический факультет
  • Кафедра русского языка
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра русской литературы
  • Кафедра культурологии
  • Кафедра культуры русской речи
  • Кафедра всемирной литературы
  • Кафедра теории и методики обучения русской словесности
Социально-экономический факультет
  • Кафедра менеджмента
  • Кафедра философии и истории мировоззрения
  • Кафедра финансов и страхования
  • Кафедра экономики организации
Технолого-экономический факультет
  • Кафедра общетехнических дисциплин
  • Кафедра декоративно-прикладного и изобразительного искусства
  • Кафедра машиноведения и информационных технологий
  • Кафедра экономики и предпринимательства
Факультет физической культуры
  • Кафедра спортивной психологии и педагогики
  • Кафедра физического воспитания
  • Кафедра спорта
  • Кафедра спортивных игр и гимнастики
  • Кафедра теоретических основ физического воспитания
Факультет математики, информатики и физики
  • Кафедра алгебры и геометрии
  • Кафедра теоретической физики, теории и методики обучения физике
  • Кафедра математического анализа, теории и методики обучения математике
  • Кафедра информатики и информационных технологий
Исторический факультет
  • Кафедра истории России
  • Кафедра всеобщей истории и дисциплин классического цикла
  • Кафедра современной истории России
Факультет дизайна и информационных технологий
  • Кафедра математики и информатики
  • Кафедра средового дизайна
Автомобильный факультет
  • Кафедра автомобильного транспорта
  • Кафедра общей инженерной подготовки
  • Кафедра физической культуры и спорта
Философско-теологический факультет
  • Кафедра философии и социальных наук
  • Кафедра философии
  • Кафедра астрономии и истории естествознания

Известные преподаватели

  • Фёдоров, Александр Александрович
  • Лукоянов, Валерий Витальевич
  • Фортунатова, Вера Алексеевна
  • Кауркин, Радислав Вячеславович

Известные выпускники

Ссылки

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя - Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне. Известен тот факт, что Татьяна Семеновна - вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья. Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах. Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть. Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

В это время под Арзамасом оказались беженцы - стрельцы со своими семьями из города Смоленска , тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор. Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб., Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь - воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего. Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия. Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско. Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну. Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.

(полное имя - Кузьма Минич [Минин сын] Захарьев Сухорукий) - славный деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, служивший в молодости в ополчении Алябьева и Репнина, земский староста и начальник судных дел у посадных людей; был в Нижнем Новгороде "излюбленным человеком" за честность и "мудрый смысл". Подробности об его деятельности становятся известными только с 1611 г., когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно). После прочтения ее убеждал народ "стать за веру" протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина "Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником".

К. Маковский. Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода

В Нижнем начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали "третью деньгу", т. е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Д. М. Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину По словам летописи, он "жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал не малое воинство". К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков.

Э. Лисснер. Изнание поляков из Кремля

На другой день после венчания на царство (12 июля 1613 г.) Михаил Феодорович пожаловал Минину звание думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 г. ему поручено было беречь Москву, вместе с ближними боярами, во время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь) и получал важнейшие "посылки". Умер в 1616 г., "во время розысков" в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Вдове его и единственному сыну Нефеду (стряпчему) царь пожаловал новые вотчины. Прах Минина покоится в нижегородском Преображенском соборе. В 1815 г. ему воздвигнут памятник в Нижнем Новгороде, а в 1826 г. - в Москве. Большинство историков (особенно И. Е. Забелин и М. П. Погодин) являются защитниками Минина против Н. И. Костомарова, который считает его "человеком тонким и хитрым, с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели и игравшим сначала роль театрального пророка" (намек на его слова о явлении св. Сергия, по легенде XVIII в.), а потом "диктатора с крутыми и жестокими мерами". Несомненно, Минин был богато одаренной и даже исключительной натурой: с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.

Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

Ср. П. И. Мельников, "Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время" ("Москвитянин", 1850, № 21); Чичагов, "Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и К. Минина" (СПб., 1845); Костомаров, "Личности смутного времени" ("Вестник Европы", 1871-1872 и в "Русской Истории в Жизнеописаниях"); И. Е. Забелин, "Минин и Пожарский" (М., 1883) и "Действия Нижегородской Ученой Арх. Комиссии".

В. Р-в.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

В Нижнем Новгороде был учреждён Нижегородский учительский институт, который начал подготовку учителей для высших начальных училищ Нижнего Новгорода и городов Нижегородской губернии. Во второй год работы института на первый курс было принято 29 воспитанников, из которых 20 человек были выходцами из крестьянских семей. 1 января 1914 года в институте обучался 81 человек. Первый выпуск института состоялся в июле 1914 года .

Нижегородский педагогический институт (1918-1919)

7 мая 1918 года на Всероссийском съезде делегатов от слушателей 22 учительских был рассмотрен вопрос «о возведении учительских институтов в статус высших учебных заведений и присвоении реформированным институтам наименования педагогических». Первый, - , учебный год Нижегородский педагогический институт работал, имея в своём составе 39 преподавателей и 89 студентов.

Институт народного образования (1919-1921)

Перед следующим учебным годом педагогический институт подвергся реорганизации. Следуя указанию Комиссариата просвещения, губернский отдел народного образования с 1 сентября 1919 года закрывает педагогический институт и учительскую семинарию, а с 13 ноября сливает их в единое высшее учебное заведение - Институт народного образования (ИНО), которому передавалась и базовая школа бывшего учительского института.

Нижегородский педагогический институт (1921-1926)

По распоряжению Наркомпроса осенью 1921 года Нижегородский институт народного образования снова преобразуется в педагогический институт, его ректором назначен экономист-аграрник Д. Г. Лурье . 15 сентября 1921 года институт въезжает в здание бывшей Нижегородской губернской гимназии, которое занимает и поныне. В наследство от гимназии ему достаётся оборудование учебных кабинетов и богатейшая в городе библиотека . В -1922 годах преподавание предметов было организовано по 4 циклам: социально-историческому, физико-химическому, естественно-научному и естественно-географическому. В - учебном году институт состоял из пяти отделений: физико-технического, естественно-агрономического, общественно-экономического, политико-просветительского, школьного. Вместо последнего в - учебном году было создано лингвистическое отделение с секцией русского языка . Число студентов неуклонно росло от одного учебного года к другому и в - учебном году составило 425 чел.

Педагогический факультет Нижегородского университета (1926-1930)

В 1926 году педагогический институт был присоединён к Нижегородскому университету на правах факультета с 5 отделениями (физико-математическим, химико-биологическим, социально-историческим, отделениями языка и литературы, а также политпросветработы). Фактически сохраняя автономию, институт существовал в университете до весны 1930 года , когда НГУ был расформирован.

Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт (1930-1993)

На протяжении 30-х годов шло расширение института, он перестраивался. В - учебном году институт состоял из 9 отделений (общественно-исторического, общественно-экономического, физического, математического, естественного, химического, биологического, дошкольного и педагогического), на которых учились 775 студентов. Весной 1931 года при институте был создан двухгодичный «вечерний пединститут» для ускоренной подготовки учителей фабрично-заводских училищ и работников дошкольных учреждений. Вместо отделений в августе г. были введены факультеты, и в институте их стало 5: исторический, языка и литературы, физико-математический, естественный и педагогический. В октябре при пединституте организуется автономный двухгодичный учительский институт с тремя отделениями. В первой половине 30-х годов гимназический корпус был надстроен: над боковыми его частями (бывшими флигелями, соединёнными с основным корпусом) было выстроено по два этажа, а над главным корпусом - один. Это существенно пополнило аудиторный фонд. Осенью 1932 года местные власти присвоили имя Максима Горького институту, который стал именоваться Горьковским педагогическим институтом имени Максима Горького . К началу Великой Отечественной войны на дневном отделении института обучалось 1350 студентов. Во время войны институт был переведён в здание сельхозинститута. До революции там была духовная семинария, а сейчас это второй корпус НГПУ. За годы войны из института ушли в ряды Советской армии 287 человек (из них 243 студента). 59 человек были добровольцами, из них 40 девушек. В 1944-1945 учебном году институт по числу студентов достиг довоенного уровня. В годы войны институт продолжал работать: разрабатывались и читались новые курсы; был открыт ряд учебных кабинетов, систематически осуществлялся приём новых студентов, регулярно выплачивались стипендии, кафедры продолжали вести научную работу, укрепляя связи с производством, в том числе и оборонным.

После войны из здания бывшей Нижегородской гимназии выехал штаб Московского военного округа и госпиталь, был проведён капитальный ремонт, восстановлены лаборатории, кабинеты. В 1945/1946 учебному году велись занятия на факультетах языка и литературы, историческом, биологическом, географическом, физико-математическим и педагогическим с дошкольным и школьным отделениями. В 1947 году к ним прибавился факультет физического воспитания и спорта с 4-годичным сроком обучения. При факультете русского языка и литературы в 1949 году создано отделение логики, психологии и русского языка. В 1947 году на факультетах (кроме педагогического и физкультурного) была введена вторая специальность преподавателя, в связи с чем срок обучения увеличен до 5 лет.

Современная Россия

Нижегородский государственный педагогический университет

В этот период институт был предоставлен к награждению орденом Трудового Красного Знамени, а в институт был преобразован в университет и получил название «Нижегородский государственный педагогический университет».

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ (№ 1466 от 7 апреля 2011 года) произошла реорганизация НГПУ и Волжского государственного инженерно-педагогический университета путём слияния. Объединённый вуз получил название «Мининский университет» или «НГПУ имени Козьмы Минина».

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...