Венера - Все о Венере. Богиня Венера в греческой мифологии - кто она и чему покровительствовала? История Венеры Милосской


Венера Прародительница. С этой богиней (которую со временем стали считать подобием греческой Афродиты) у римлян были особые отношения. Когда-то она была всего лишь покровительницей весны и пробуждения весенних сил природы. Но здесь были и другие богини, например, Флора, не менее популярные, чем Венера. Но когда римляне стали выводить свой род от троянского героя Энея, положение Венеры стало особенным: ведь Афродита-Венера была его матерью, а значит — родоначальницей римского народа. Так Венера заняла весьма почетное место среди римских богов и стала именоваться Венера Генетрикс («Прародительница»).

Венера богиня любви. Как богиня пробуждающейся природы она стала покровительствовать и любому пробуждению сил, в том числе — и силы любви. Здесь, по мнению римлян, ей помогал ее крылатый сын, вооруженный луком и стрелами — Амур или Купидон (греческий Эрот). Само имя Венеры стало использоваться римлянами как замена слова «любовь». Сила Венеры, верили римляне, наполняет весь мир: без нее не появляется на свет ни одно живое существо, одна она вызывает у всех желание к продолжению рода, без нее нет в мире радости и красоты, она радует людей мирным покоем.

Прозвища Венеры. Но если бы мы посчитали, что Венера — только богиня любви, мы совершили бы большую ошибку. Венера оказывала помощь римлянам и во время войны, поэтому ее чтили как Венеру Победоносную; ее почитали и как Венеру Лысую — столь необычное прозвище было напоминанием о том, как во время одной из войн римские женщины обрезали свои длинные волосы, чтобы из них сплели канаты для военных орудий. Была Венера и богиней удачи, называясь в этом случае Венера Феликс («Счастливая»). Удача эта бывала разная: ее мог получить и политик или полководец в своих общественных делах, а могли и простые люди в своих повседневных делах и развлечениях. Например, у игроков в кости считалось, что Венера Феликс приносит им выигрыш. Поэтому самый лучший бросок, когда на всех костях выпадали шестерки, назывался «Венера» (самый худший, когда выпадали одни единицы, именовался «собакой»).

«Отец» Марс. Марс примерно соответствует греческому Аресу, но между ними, пожалуй, больше различия, чем сходства. У греков Арес считался самым буйным и кровожадным из богов; его боялись, чтили, но не любили. Марс не был столь кровожадным, да к тому же считался отцом Ромула и Рема, основателей Вечного города. Поэтому и потомки Ромула почтительно именовали его «отцом».

Покровитель весны. Когда-то Марс был вполне мирным богом, и земледельцы молились ему о том, чтобы он отвратил от них недород, голод, болезни, ненастье и послал рост злакам, растущим на полях, приплод скоту, здоровье и преуспеяние людям. Под покровительством Марса находилась весна, и первый месяц года в древнейшие времена, когда год еще не начинался с января, был посвящен ему и носил его имя — март. Следы такого начала сохранились и до сих пор. Названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в переводе на русский язык означают «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый»; легко убедиться, что такими будут их номера, если отсчитывать их не с января, а с марта.

Военный защитник Рима. Итак, Марс был защитником людей и той земли, на которой они жили, от злых природных сил. Но ведь угроза таилась не только в природных явлениях, но и в людях, в соседях, которые постоянно покушались на земли Рима. Поэтому постепенно Марс стал и военным защитником Рима, а потом принял под свое покровительство и все войны, которые вели его потомки-римляне. Ему римляне молились о ниспослании удачи перед уходом на войну, а вернувшись с очередной победой в благодарность за нее приносили ему в жертву часть своей добычи. Неудивительно поэтому, что основные праздники в честь Марса приходились на март, время начала военных походов, и на октябрь, время, когда военная активность прекращается до следующей весны.

Храм Марса и его оружие. В храме Марса хранилось его копье и двенадцать священных щитов. Рассказывали, что в правление второго римского царя Нумы Помпилия один такой щит упал к нему с неба прямо в руки. Царь объявил, что это оружие явлено во спасение городу от свирепствовавшей тогда чумы и что его нужно беречь, чтобы оно не попало в чужие руки. Искусный мастер Ветурий Мамурий сделал еще одиннадцать таких же щитов, так что ни один вор не мог бы отличить настоящий щит от подделки.

«Плясуны». Хранителями и стражами этих щитов были жрецы-салии (их название в переводе означает «плясуны»). Раз в год, 1 марта, салии, одетые в одежды пурпурного цвета, подпоясанные медным поясом, с медным шлемом на голове, взяв эти щиты, обходят город по его городской черте — померию, исполняя свой танец, который сопровождается ударами мечей по щитам. Танец этот был несложным, на три счета, и символизировал, что римляне готовы к военным действиям, их военные силы проснулись от зимней спячки.

«Марс, пробудись». Но пробуждать нужно было не только воинскую мощь людей, но и самого Марса. Перед отправлением в поход полководец приводил в движение висевшие на стене в храме Марса священные щиты и копье, восклицая при этом: «Марс, пробудись!» Все, что происходило затем на войне, было связано с именем Марса. Сопровождавшие его боги Павор («Ужас») и Паллор («Страх») заставляли дрогнуть дух врага, а Виртус («Доблесть») и Хонос («Честь») вдохновляли римлян на подвиги. Над их войском кружила Глория («Слава»), и после боя отличившиеся в нем воины получали награды как бы от самого Марса.

Марсово поле. Марсу было посвящено находившееся в Риме незастроенное пространство — Марсово поле. Это было единственное место в городе, где человеку не запрещалось находиться вооруженным. Поэтому издавна здесь римские юноши состязались в умении владеть оружием, здесь же происходили военные смотры, отсюда войско отправлялось в поход, здесь раз в пять лет проводился обряд очищения римского народа. А ежегодно, в день праздника Эквирий (28 февраля и 14 марта) собравшиеся на Марсовом поле римляне делались зрителями конских скачек. Большие размеры Марсова поля позволяли одновременное проведение многих состязаний, поэтому там каждый мог найти зрелище на свой вкус, и оно всегда было полно народа.

Диана покровительница латинов. Римская богиня Диана очень похожа на греческую Артемиду, с которой ее и отождествили. Ее тоже изображали в виде юной девы, окруженной зверями и чтили как покровительницу лесов, животных, помощницу женщинам при родах, врачевательницу. Когда-то Диана была покровительницей союза латинских племен, и когда Рим стал главой этого союза в Риме ей построили храм. Сюда часто приходили пленные латины, не покорившиеся Риму и обращенные в рабов. Годовщина основания храма считалась их праздником, праздником рабов. В храме Дианы висели коровьи рога необыкновенной величины, и о них рассказывали такую историю.

Необыкновенная телка. У одного человека из соседнего с Римом племени сабинян как-то родилась телка необыкновенного вида и величины. Прорицатели сказали ему, что править над всеми племенами будет тот город, гражданин которого принесет эту телку в жертву Диане. Обрадованный таким пророчеством, сабинянин погнал телку в римский храм Дианы, поставил перед алтарем и уже готов был совершить жертвоприношение. Тогда римский жрец, который слышал и о чудесном животном, и о предсказании, воскликнул: «Как? Ты собираешься совершить жертвоприношение, не омывшись в проточной воде? Боги не примут твою жертву!» Смущенный сабинянин пошел к Тибру, чтобы совершить омовение, а римлянин быстро совершил жертвоприношение, обеспечив этим господство своему городу. Как память об этой хитрости и в знак этого господства висели в храме рога необыкновенной телки.

Три дороги, три мира. Римляне почитали Диану и на перекрестке трех дорог, называя ее Тривиа («Трехдорожная»). Эти три дороги символизировали ее власть над тремя мирами, небом, землей и подземным миром. Но, пожалуй, самым необычным было почитание Дианы Арицийской, в Ариции неподалеку от Рима. Здесь, на берегу озера, находилась священная роща богини, которая служила убежищем для беглых рабов и преступников. Укрывшийся в роще человек мог стать жрецом Дианы Арицийской, «царем леса», но для этого нужно было сорвать ветку со священного дерева. Сложность была в том, что «царь леса» уже был, и так просто эту ветку он не отдал бы. Ее нужно было сорвать, одолев предшественника, а потом самому мучительно ждать, когда новый более сильный пришелец отберет у тебя и власть в этой роще, и жизнь.

Вулкан хозяин огня. Этот бог первоначально был хозяином огня, как благодетельного для людей, так и разрушительного, как земного, так и небесного. Огонь Вулкана производит пожары, во время которых выгорают целые города, но этот же бог может и защитить от пожара. Поэтому, хотя храмов Вулкана в городской черте Рима не было, ему устроили алтарь на специальной площадке возле форума, которая называлась Вулканаль. Праздник в честь Вулкана (Вулканалии) справлялся 23 августа, и в этот день богу по традиции приносили в жертву живых рыбешек — существа, связанные с водой, стихией, которая противоположна огню и может его укротить.

Бог кузнецов. Со временем, когда в Риме начало развиваться ремесло, Вулкан стал богом кузнецов и уподобился греческому Гефесту. Изображения его стали тоже похожи на изображения Гефеста — бородатый мужчина в одежде ремесленника, с молотом, наковальней и клещами. Кузница Вулкана, как считали римляне, находится под землей, и если из вершины горы вырывается огонь и дым, значит, в ней работает бог. Поэтому все огнедышащие горы стали называть именем этого бога — вулканы, и их извержения тоже приписывали его деятельности.

Бог Меркурий

Бог Меркурий. Имя этого бога происходит от латинского слова «меркс» — товар. Уже по одному этому понятно, что речь идет о божестве, связанном с торговлей. Действительно, римский Меркурий (отождествлявшийся с греческим Гермесом) был в первую очередь богом торговли и торговцев. Меркурий давал торговцам прибыль, он заботился об их безопасности, он мог указывать зарытые в земле клады. Символом этой стороны деятельности Меркурия был кошелек, с которым его часто изображали. В благодарность за все это купцы отдавали в храм Меркурия десятую часть своих доходов, а на эти деньги в августе устраивалось общественное угощение.

Праздники Меркурия. Особенно почитаемым у торговцев был праздник в честь Меркурия, справлявшийся 15 мая. В этот день они зачерпывали воду в источнике Меркурия возле Капенских ворот, а затем, окунув в эту воду пальмовую ветвь, окропляли свои товары, обращаясь к Меркурию с такой молитвой: «Смой мое прежнее вероломство, смой лживые речи, которые я говорил! Если я ложно божился, надеясь, что мою ложь не услышат великие боги, пусть быстрые ветры развеют всю мою ложь! Пусть сегодня широко отворится дверь моим плутням, а боги пусть не заботятся о моих клятвах! Дай же мне хорошую прибыль и помоги хорошенько обмануть покупателя!»

Кроме торговли, Меркурий покровительствовал тайным знаниям и считался основателем и покровителем тайной науки алхимии, при помощи которой пытались превратить в золото разные вещества. Такого Меркурия чтили с эпитетами «знающий», «мудрый». Позаимствовал римский Меркурий часть функций и у греческого Гермеса, подобно которому он стал считаться вестником богов и проводником душ умерших в подземный мир.

Бог Нептун. Обычно считается, что римский Нептун, подобно греческому Посейдону, является богом морей. Это и так, и не так. Так — потому что после отождествления с греческим богом Нептун действительно получил в свои ведения и моря; не так — потому что изначально он не был связан с морем. Это и понятно: у моряков-греков Посейдон был братом самого Зевса, таким же могучим, как Отец богов и людей, и очень чтимым, поскольку от него зависело, будет ли плавание благополучным.

Но римляне-то были сухопутным народом! Морские просторы интересовали их очень мало, зато важным был бог-покровитель всякой влаги и защитник от засухи. Этим богом и был Нептун. Особо он покровительствовал источникам и другой текучей воде, которая питает собою и поля, и животных, и самих людей. Нептуналии, праздник Нептуна, справляли 23 июля, когда летняя жара особенно сильна, потоки пересыхают, поля чахнут без влаги. В этот день бога молили послать спасительную воду, возродить к жизни засыхающие растения.

Как бог морей Нептун грозен и неукротим. В его власти наслать бурю, он может и прекратить ее; бушующие на море ветры немедленно успокаиваются, заслышав его грозный окрик: «Вот я вас!»

Фонс и Фонтаналии. С Нептуном было связано много других богов, так или иначе относящихся к влаге. Так, богинями источников были камены, а всеми вообще источниками заведовал бог Фонс, в честь которого 13 октября, когда после летней жары вновь начинали оживать источники, справляли праздник Фонтаналии. Женой Нептуна считалась богиня Салация, чье имя можно перевести как «Движение моря», всеми портами, как речными, так и морскими, заведовал бог Портун, а каждая река имела своего отдельного бога.

Однако Нептун был не только богом влаги. Как и греческий Посейдон, он считался покровителем коней, откуда происходит его эпитет «конный». Конный Нептун считался покровителем всадников, и в его честь в Риме устраивались скачки. Впервые их ввел Ромул, и именно во время этого праздника произошло знаменитое похищение сабинянок.

Венера была основной римской богиней, главным образом связанной с любовью, красотой и плодородностью, а также сельским хозяйством, пашнями и садами. Она считалась родоначальником римского народа посредством своей мифологической функции прародителя Энея и поэтому сыграла ключевую роль во многих римских религиозных фестивалях и мифах. Поскольку многие из фигур римской мифологии были в значительной степени выделены из греческой традиции, Венера очень похожа на Афродиту, богиню любви в греческом пантеоне.

Происхождение и этимология

Венера продолжает длинную череду божеств женского пола, которая по своим признакам имеет схожие черты с индоевропейскими мифологическими системами, а также с культурой Ближнего Востока. Сюда относятся такие богини, как Иштар из Месопотамии, богиня Хатхор в Древнем Египте, Астарта из мифологии финикийцев, этрусская богиня Туран, и Ушас, древнеиндийская богиня рассвета.

Венера отождествляется также с греческой богиней Афродитой, и описывается как красивая женщина с правомочием на любовь, сексуальность, плодовитость, а иногда и культовую проституцию. Венера заимствовала значимые аспекты из атрибутов окружающих богинь и даже далеких индоевропейских небесных персонажей. Например, она несет определенную лингвистическую связь с богиней Ушас, санскритским эпитетом vanas относящимся к «красоте», «желанию». Vanas, имеет родственную связь с Венерой (Venus лет.), предполагается, что Венера была связана с протоиндоевропейской лингвистической традицией через реконструированный корень - «желать».

Миф о рождении

История рождения Венеры, заимствованная непосредственно у греков, объясняет, что богиня возникла из пены морского берега. Это чудесное творение произошло после того, как Сатурн кастрировал своего отца-тирана, верховного бога небес Целуса (что эквивалентно греческому Урану). После того, как Сатурн отрезал гениталии Целуса, он незамедлительно бросил их в море. Поскольку гениталии дрейфовали по воде, кровь(в некоторых вариантах, сперма), которая вышла из разорванной плоти, смешанной с морской водой, дала возможность развиться плоду. Этим ребенком стала богиня Венера.

Венера и Вулкан

Венера являлась женой Вулкана, который был известным кузнецом. Вулкан не был красавцем, но он безумно любил супругу, и чтобы доставлять ей радость, ковал для нее красивейшие драгоценности. Его спокойный характер, неприглядная внешность и банальная жизнь с ним, отталкивали Венеру, и она постоянно была неудовлетворена. У Венеры и Вулкана не было совместных детей, но ее внебрачные любовные связи как с богами, так и со смертными, позволили ей стать матерью.

Вулкан ревновал жену и часто испытывал отвращение к ее бесстыдному поведению. Однажды он решил отомстить ей. Он сковал тонкую крепкую сеть и разместил ее в спальне, где Венера обычно принимала любовников. Одним из ее постоянных фаворитов был Марс - бог войны. Подкараулив молодую пару в спальне и дождавшись их пламенных объятий, Вулкан дернул за веревки удерживающие сеть сверху, и она упала на любовников полностью захватив их в неприглядном виде.

Вулкану такой мести показалось недостаточно, и он пригласил остальных богов полюбоваться на скандальную пару. Богам понравилось увиденное, они начали смеяться и издеваться над Венерой и Марсом. На Олимпе еще долго со смехом и грубыми шутками вспоминали унижение пойманной пары. Марс, не выдержав позора, как только освободился из ловушки, спрятался в безопасное место оставив Венеру одну.

Сын Эней

Среди многих детей Венеры значительным был Эней, легендарный троянский герой, чьи блуждания позволили ему найти город, который когда-нибудь станет Римом. Эней был рожден в результате любовной связи Венеры со смертным царем дарданов, Анхизом. Венера соблазнила его в облике фригийской принцессы (миф, заимствованный непосредственно у греков). Легенда утверждает, что именно Венера помогла Энею убежать от горящего города Трои, защищая его от гнева Юноны. Позже ему встретилась богиня Дидона, королева Карфагена. Она предоставила ему надежное убежище, а после влюбилась в Энея.

В одной из очередных битв Эней находит свою смерть рядом с рекой Нумичиус. Убитая горем Венера попросила бога Юпитера воскресить сына. Юпитер согласился, и после того, как бог реки Нумичиус собрал из нее останки Энея, Венера помазала его бессмертным нектаром амрита, сделанным из амброзии. Эней тут же принял потерянную форму. Поскольку он является отдаленным потомком Ромула и Ремуса, мифологических основателей Рима, Венера также считалась божественным предком всего римского народа. Кроме того, самые известные императоры Юлий Цезарь и Август также проследили свое происхождение до Энея и, следовательно, до Венеры.

Венера в искусстве

Учитывая идею о том, что Венера была олицетворением красоты и сексуальности, неудивительно, что она являлась обычным предметом классического, средневекового и современного искусства. Римское и эллинистическое искусство произвело множество вариаций относительно богини, часто основываясь на греческой Афродите из Книды, самой известной скульптуре Праксителя. Многие скульптуры передающие женские обнаженные образы, нашедшие своё место в современной истории искусства, обычно называются «Венеры», даже если они изначально могли служить изображению смертной женщины, а не как культовой статуи богини. Примерами такого типа работ являются знаменитая Венера Мило (130 л. до н. э.), Венера Медичи, Венера Каспитолина и Венера Каллипига - форма богини, популярная в Сиракузах.

Венера возобновила свою популярность, как предмет живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Выступая «классической» фигурой», для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изобразить Венеру незапятнанной. Как богиня сексуального наследия, степень эротической красоты в ее выступлении была также оправдана, что явилось очевидным призывом ко многим художникам и их покровителям. Примерами таких работ являются «Рождение Венеры» Боттичелли (1485 г.), «Спящая Венера» Джорджоне (1501г.) и «Венера Урбино» (1538 г.). Со временем общий термин venus означал любое постклассическое художественное изображение обнаженной женщины, даже если не было никаких признаков того, что произведение искусства являлось богиней.

Почитание

Поклонение Венере было сосредоточено вокруг ее главных храмов, прежде всего во время двух фестивалей Виналии, которые отмечали обильный урожай. 15 августа 293 года до н.э. в её честь был воздвигнут один из старейших храмом. Храм был построен на деньги собранные из штрафов, взимаемых с женщин, которые были признаны виновными в прелюбодеянии. День поклонения был назначен на 19 августа, после чего начиналось празднование фестиваля.

23 апреля 215 года до н. э.был построен еще один храм посвященный Венере, который находился за воротами Коллины на Капитолийском холме в целях празднования поражения римлян в битве при Тразименском озере. Этот день отмечался в течение столетий, за которым последовал еще один фестиваль Виналии.

В ее роли как предка римского народа Венера, мать, была отмечена на фестивале 26 сентября. Поскольку богиня считалась матерью юлианской родословной, в частности, Юлий Цезарь также посвятил ей храм в Риме.

Аналогичность сюжетов греческой и римской мифологии при том, что одни и те же герои зовутся по-разному, часто вносит путаницу в сами истории. Поэтому о сегодняшних героях расскажу информацией, взятой с сайта греко-римской мифологии.

Марс (греческий Арес) - нелюбимый сын Юпитера-Зевса и Юноны-Геры, бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой.
Римская Венера (она же греческая Афродита) - богиня любви и красоты.
Мужем Афродиты является Вулкан (он же Гефест) - самый искусный в кузнечном ремесле мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Вулкан трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна.

Diego Velázquez The Forge of Vulcan 1630 г. Museo del Prado

Frans Floris Venus at Vulcan"s Forge 1560-64 гг.

Paolo Veronese Vulcan and Venus 1560-61 гг. Fresco Villa Barbaro, Maser.

Jan Brueghel the Elder Venus at the Forge of Vulcan (An Allegory of Fire) 1606-23 гг.

Palma Giovane Venus and Cupid at Vulcan"s Forge 1610 г.

Jan van Kessel I Venus at the Forge of Vulcan 1662 г.

Georg Raphael Donner Venus in Vulcan"s Workshop 1730 г.

Sigismund Christian Hubert Goetze Venus Visits Vulcan 1909 г.

Francesco Albani Summer Venus in Vulcan"s Forge 1616-17 гг.

Giorgio Vasari Vulcan"s Forge 1567-68 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Bartholomaeus Spranger Venus and Vulcan 1610 г.

Brothers Le Nain Venus at the Forge of Vulcan 1641 г.

Giovanni Battista Tiepolo Venus and Vulcan 1762-66 гг. Fresco Halberdiers" Room, Palacio Real, Madrid

François Boucher The Visit of Venus to Vulcan 1754 Wallace Collection, London

Богиню любви, впрочем, выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса (он же Арес), бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. От их связи родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот, всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Sandro Botticelli Venus and Mars circa 1445-1510 гг.

Nicolas Poussin Mars and Venus 1626-28 гг.

Узнав о связи жены от всевидящего Гелиоса, законный супруг Венеры - Афродиты, Вулкан решил по-свойски наказать неверную. Раздосадованный и обиженный, он выковал тончайшую, невидимую глазу, но очень прочную сеть и приладил ее к ложу. В нее-то и попались незадачливые любовники.
Во время свидания Венера и Марс оказались в ловушке, - и тут появился Гефест и при виде барахтавшихся в сети любовников начал хохотать. Раскаты его хохота были слышны на земле, и смертные могли принять их за гром. Сбежались боги.
- Смотри, Юпитер (он же Зевс)! - крикнул Вулкан-Гефест. - Вот как я наказываю за неверность.
Богини захихикали, показывая пальцами на пойманных, боги тоже развеселились, хотя многие из них сами не прочь были бы занять место Марса - Ареса.
Освобожденные Вулканом по просьбе Нептуна (он же Посейдон) любовники немедленно расстались. Марс умчался во Фракию, где немедленно разжег новую кровопролитную войну, а Венера-Афродита - на Крит в Пафос, где ее искупали и натерли нетленным маслом хариты.

Гомер в восьмой песне Одиссеи повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Но влюбленные были пойманы в сеть ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам.

Tintoretto Venus, Mars, and Vulcan 1551 г. Alte Pinakothek, Munich

Maerten van Heemskerck Vulcan Showing the Gods His Net with Mars and Venus. 1536-40 гг.

Diego Velázquez Mars 1639-41 гг. Museo del Prado

Как и другие боги, Венера - Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Афродита пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев. Она пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса, а перед битвой просит у своего мужа Вулкана-Гефеста, чтобы тот выковал меч для Энея.
В Риме греческая Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - "рода Энеева мать" - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию, особенно прославляется в эпоху принципата Августа.

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).

Была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы и обаянию ее красоты покорялись все боги, люди и даже звери. Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты .

Мифы древней Греции. Афродита (Венера). Повелительница любовных желаний

Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой раковине. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров. В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше , любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах. Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры».

Туалет Венеры – излюбленный сюжет для художников и поэтов. Оры занимаются воспитанием прелестной богини, а грации (хариты) присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она – самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона , желая вернуть любовь Юпитера , просит Венеру одолжить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

Когда греческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений Венеры к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Венеры есть именно изящество, элегантность драпировок и движений. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Венеры выражена, главным образом, женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в Венере именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

Выбор редакции
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...