Урок по литературе "Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. "Парад знакомых" Обломова


Главными героями в первой главе являются – Обломов и его слуга Захар. Обломов Илья Ильич – главный герой, с которым происходят события на протяжении некоторого времени в произведении. Он дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все своё время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь. Захар Трофимович – заглавный герой, верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью. Применяя метод поэтапного сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии-«Гороховая улица» в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселённый дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя. Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином. Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот. Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют своё актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира. А также, с помощью диалога между Обломовым и Захаром, можно выявить проблемы самого героя. Можно выявить одну проблему, которая охватывает и объединяет все остальные- это боязнь каких-либо перемен и необходимость действовать. «Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты поверить: надо деньги заплатить.

Какие счеты? Какие деньги? - с неудовольствием спросил Илья Ильич.

От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят.

Только о деньгах и забота! - ворчал Илья Ильич. - А ты что понемногу не подаешь счеты, а все вдруг?

Вы же ведь все прогоняли меня: завтра да завтра...

Ну, так и теперь разве нельзя до завтра?

Нет! Уж очень пристают: больше не дают в долг. Нынче первое число.

Ах! - с тоской сказал Обломов. - Новая забота! Ну, что стоишь? Положи на стол. Я сейчас встану, умоюсь и посмотрю, - сказал Илья Ильич. - Так умыться-то готово?

Готово! - сказал Захар.

Ну, теперь...

Он начал было, кряхтя, приподниматься на постели, чтоб встать.

Я забыл вам сказать, - начал Захар, - давеча, как вы еще почивали, управляющий дворника прислал: говорит, что непременно надо съехать... квартира нужна.

Ну, что ж такое? Если нужна, так, разумеется, съедем. Что ты пристаешь ко мне? Уж ты третий раз говоришь мне об этом.

Ко мне пристают тоже.

Скажи, что съедем.

Они говорят: вы уж с месяц, говорят, обещали, а все не съезжаете; мы, говорят, полиции дадим знать.» Мини конфликт в эпизоде- это противоречия внутри самого Обломова. Внутри него борются Личность и Обломов. Ему, вроде бы, и хочется что-то сделать, но абсолютно лень.

Первую главу можно поделить на несколько микротем: первая- характеристика Обломова, описание его внешности, вторая- место проживание, интерьер, где проживает сам Обломов, третья- диалог между Обломовым и слугой, где затрагиваются основные проблемы Ильи Ильича. В романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые - значит понять роман глубже, например, Гороховая улица - одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живёт Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живёт он не где-нибудь, а на Гороховой улице.

Первая глава знакомит нас с Обломовым, и именно поэтому присутствуют художественные описания, то есть портрет, интерьер, которые имею своё значение в произведение, например,«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошёл бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но все ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.», «В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту.

В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полу форменной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых.

»-это портреты наших героев, которые помогают нам понять и представить Обломова и Захара. По прочтению этого отрывка сразу же формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою.

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана осёкся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислонённая к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живёт - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развёрнуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.»- Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создаёт общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в
произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет
собой одно из основных средств характеристики героев. Интерьер характеризует внутреннее состояние герое, их чувства и переживания.

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввёл понятие «обломовщина», которое остаётся нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича.

Иван Александрович Гончаров относится к своему герою достаточно разносторонне: не только отрицательно, видя в нем «лишнего» человека, но и с сожалением. Пустая жизнь, пустые дни. Он не нужен людям, люди не нужны ему. Илья Ильич Обломов в пассивности видит своё счастье, и тут создаётся контраст между «живыми» людьми и вечно сонным Обломовым. Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперёд, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

«Гончаров роман Обломов» - Особенности композиции. Герой скончался, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Волков. Патриархальный. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Взросление. Алексеев? Сравните Ильюшу в 7 лет и в 14: какие перемены произошли в герое и почему? Агафья Матвеевна. Критика об ольге ильинской.

«Обломов Гончарова» - Комната (интерьер). Из истории создания р. Фрегат «Паллада» (1858) (очерки о кругосветном путешествии). Обрыв (1868). И.А.Гончаров. А. В. Дружинин, либеральный критик. Обломов в системе авторских рассуждений. План анализа эпизода. Обыкновенная история (1844 – 1846). Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891).

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: С.М.Шор. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Кадр из фильма. Илл. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Ю.Гершкович 1982. Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

«Обломов в романе Гончарова» - На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Штольц. Один день из жизни Обломова. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Обломов. В 1849 году была написана первая часть романа. Обломов на диване. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым.

«Роман Гончарова Обломов» - Дружинин А.В. 1859 «Обломов». Пишет литературно-критические статьи, автобиографические произведения. Секретный комитет по крестьянским делам. 1859 1868 1869 1869 1872 1878 1879 1889. Учится на словесном отделении Московского университета. Домашнее задание. Публикация романа «Обыкновенная история»в журнале «Современник» (задуман в 1844 году).

«Обломов» - А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. И. А. Гончаров «Обломов». М. Ю. Лермонтов. Семейное счастье Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа. Прочитайте 1 главу и ответьте на вопрос: Портрет как средство создания образа. Материалы к урокам. Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5). Ольга Ильинская.

Всего в теме 8 презентаций

Роман Ивана Гончарова «Обломов» носит весьма поучительный характер.

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома - почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно вычленяют тему «Один день из жизни Обломова»? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, по внешним деталям можно многое сказать о характере человека. Косвенно о нем сообщает и обстановка жилища. Обо всем этом рассказывает нам первая глава произведения классика.

Интерьер жилища

Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза - еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему - и любимая одежда помещика - изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями - он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.

Где же разворачивается один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной, хорошо меблированной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот только три комнаты - нежилые (к ним - слишком далеко от дивана). Мебель там укрыта чехлами. Не удосуживается заходить туда Обломов, прикованный ленью, словно цепями, к своему лежбищу. Да и в той комнате, где находится Илья Ильич, добротная мебель красного дерева - бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые занавеси, дорогие безделушки, - все покрыто пылью, неухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши. Есть и клопы. А Захар даже не «напрягается», чтобы вывести блох, которым понравилась его шевелюра с бакенбардами. Прав был автор романа: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно лишь одного.

Ежедневное общение с Захаром

Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских - ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.

Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.

Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.

Прием гостей

Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги, а «дармовые», поскольку «угощает Миша». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку - «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами - начальник отделения Судьбинский. Мысли его - о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

Затем в дверях - писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним - Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.

После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. Причем это - послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения - на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.

Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы - Агафьи Пшеницыной (брату которой - Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе - отведена роль действительного разорителя Обломова).

Затем последовал обильный обед, и - покой, после дневных трудов. Подобный «напряженный режим дня» выдерживали уже несколько поколений его предков.

Выводы

Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось - день закончился. Ночь, сон. Затем утро - и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж - не старый (32 - 33 года) помещик Ильич - не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.

Разделы: Общепедагогические технологии

Цели урока.

Образовательная:

  1. Познакомиться с 1-7 главами первой части романа И.А.Гончарова «Обломов».
  2. Продолжать осваивать культуру работы с текстом художественного произведения (понимать и интерпретировать текст, выделять основные мысли прочитанного).
  3. Расширять возможности опоры на личный опыт (соотносить личностный смысл со своими чувствами, опытом, ценностями).
  4. Формировать умения и навыки работы с текстом.
  5. Формировать умения и навыки ведения диалога и монолога.

Развивающая:

  1. Рразвивать критическое мышление.
  2. Уметь делать выводы и заключения.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать монологическую речь.
  5. Развивать навыки работы со словом.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к русской классической литературе.
  2. Уметь слушать, понимать прочитанное.
  3. Искать проблему и находить решение для её преодоления.
  4. Воспитывать уважение к мнению других людей.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 1).

Организация начала урока

В 1879 году русский классик, автор трех знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Иван Александрович Гончаров пишет статью «Лучше поздно, чем никогда», в которой подводит итоги своей творческой деятельности, подвергая критическому, довольно подробному анализу все три своих романа. Как вы думаете, зачем автор решился на такой шаг?

Обратить внимание ребят на доску.

ПОНИМАНИЕ:

Цель урока

Цель формулируют учащиеся:

Научиться понимать мысли и суждения писателя и учиться самим высказывать собственные мысли и суждения так, чтобы быть понятыми другими людьми.

Учитель, обобщая высказывания учеников, называет цель урока:

Учиться понимать мысли и суждения Гончарова, т.е. открывать секреты художественной манеры писателя.

Актуализация знаний

Вы прочитали 1 часть романа И.А.Гончарова «Обломов». Встречались ли вы ранее в литературе с таким героем? Что объединяет его с другими литературными героями и чем он отличается от них?

Учитель предлагает учащимся сопоставить героев литературных произведений, подчеркнуть те слова, которые характеризуют этих героев и сопоставить их. Работа с раздаточным материалом.

Чацкий

Печорин

Чичиков

Обломов

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Дорога
Дом
Доброта
Лень
Мягкость
Бездуховность
Безнравственность
Решительность
Служба
Спокойствие
Цель
Энергия

Делаем вывод, что есть общие черты в характерах героев, но есть и различия. С чем это связано?

Как сказал Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда»: «Дело не в изобретении новых типов, - да, коренных общечеловеческих типов немного, - а в том, как у кого они выразились, как связались с окружающей их жизнью и как последняя на них отразилась».

Разъяснение и усвоение нового материала

«Пошаговый» анализ текста.

Посмотрим, как же сумел «выразить» своего героя И.А. Гончаров. Работаем в парах. Время работы 3 минуты. Учащиеся работают с опорной таблицей № 2.

Текст опорного конспекта

Ожидаемые ответы

С чего начинает свое повествование Гончаров?

С характеристики героя, именем которого назван роман.

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Писатель дает нам четко и ясно понять, какой это человек: апатичный беспечный, изнеженный, ленивый, но при этом мягкий и добрый.

В прямом или переносном значении употребляет Гончаров ключевые слова в характеристике героя. Почему это так важно для Гончарова?

Ключевые слова в характеристике героя употреблены в своем прямом значении. При этом автор избегает всякой двусмысленности. Гончаров сразу высказывает свое отношение к герою: спокойное, без обсуждения и упреков, ближе к симпатии.

А ведь именно такого восприятия и добивается Гончаров. Посмотрите ещё раз на эпиграф нашего урока (У меня всегда есть один образ…). В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаза бросался ленивый образ Обломова…» (цитата выведена).

Прежде чем работать с текстом дальше, обратите внимание на опорный лист №3. Даны три описания жилья героев литературных произведений. Как вы думаете, к какому из героев, которых мы сегодня вспомнили в начале урока, они относятся. Чем отличаются эти описания? Что сближает их? Свой ответ обоснуйте.

1 описание: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов… Внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько потасканный, показывавший, что был не первый раз в дороге. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица».

(Примерный ответ: во-первых, есть указание на губернский город, чемодан «несколько потасканный», характерная деталь, определяющая Чичикова – ларчик. Манера Гоголя – неторопливо, обстоятельно дается описание гостиницы; серьёзно, без тени улыбки сообщаются такие детали: «покойная комната с тараканами». Жизненно просты, а потому особенно комичны сравнения: «тараканы, выглядывающие, «как чернослив», из всех углов». Читаешь и сразу вспоминаешь слова Пушкина о том, как грустна Россия. Описание ведется автором.)

2 описание: « Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и ружьё, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке, казак свою на другой…».

(Повествование ведется от лица героя. Перед нами «фатера», в которой «нечисто» - нет ни одного образа, морской ветер и детали, которые характеризуют военного человека: шашка, ружьё, пистолеты, бурка, казак, сопровождающий главного героя.)

3 описание: «Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковую материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, фарфор и множество красивых мелочей.… Но…задок дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно такой же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи».

(Описание квартиры Обломова: во-первых, это дом, где человек живет довольно длительное время. Он чувствует себя здесь комфортно. Детали подтверждают образ Обломова: апатичный, изнеженный, ленивый.)

Обратите внимание, как Гончаров «ведет» нас за своим образом, как «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Начиная с главного – с характеристики своего героя, он потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «Кто?», он отвечает далее на вопрос «Где?». Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдем далее? – «Когда?».

Обратите внимание на дополнительный лист №4. С одной стороны вам предложен распорядок дня обычного человека, а с другой незаполненный распорядок дня Обломова. Заполните его.

Распорядок дня обычного человека

Распорядок дня Обломова

УТРО: Пробуждение, умывание, завтрак, сборы на работу.

УТРО: Проснулся часов в 8, хотел встать, умыться, напившись чаю, подумать, но продолжал лежать, лежа попил чаю и продолжал лежать.

ДЕНЬ: Аактивная трудовая и общественная деятельность.

ДЕНЬ: Продолжал лежать, правда несколько раз пытался вставать, но потом опять ложился.

ВЕЧЕР: Организация досуга, общение с друзьями, родными.

ВЕЧЕР: Он испытывал чувство мирной радости, что он с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване. Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам.

Подумайте, для чего писатель вводит временные образы в свое повествование? Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое? Меняется ли наше мнение? (Нет, не меняется, только больше узнаем о том образе, который стоял один перед глазами автора.)

Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению собственных мыслей и суждений.

Выработка умений и навыков

Анализ эпизода «Визитеры Обломова».

В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня и мне надо только смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Предлагаю вглядеться в лица визитеров, используя прием РАФТ (учащимся было предложено подготовить один из эпизодов. Приложение 2 ).

С какой целью Гончаров вводит эпизод «Визитеры Обломова», какую информацию об Обломове несет этот эпизод?

(Герой предельно сужает пространственные границы, сводя их к одному – дивану, он даже не подпускает к себе визитеров, отказываясь от рукопожатия – эпизод повторяется от одного визитера к другому, время сознательно «растягивается» за счет того, что разные эпизоды написаны по одной повествовательной схеме: описание визитера, определение его жизни в жизни Обломова, диалог с Обломовым, размышление Обломова о предмете разговора.)

Закрепление усвоенного

Итак, каков же секрет художественного мастерства Гончарова, на что мы будем обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысли писателя?

После высказывания учащихся, учитель обобщает, записывает особенности художественной манеры писателя:

  1. Последовательность.
  2. Опорные точки в повествовании.
  3. Проведение героя через схожие ситуации.
  4. Неукоснительное следование художника своей манере в изображении героя, времени и пространства.

Ведь не случайно в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «У меня всегда есть один образ… он-то и ведет меня вперед». Мы пойдем вслед за автором.

Список литературы

  1. И.В. Николаева, М.О. Кондратова Современное прочтение и интерпретация художественных произведений в процессе организации исследовательской деятельности учащихся / И.В. Николаева, М.О. Кондратова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под редакцией П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
  2. Кондратова М.О., Николаева И.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования коммуникативной компетенции / Кондратова М.О., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.
  3. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и педагога как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Николаева И.В. // Право на детство: профилактика насилия над детьми / Материалы Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  4. Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007.
  5. Р.В. Овчарова. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие. – М.: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2007.
  6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
Выбор редакции
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...

Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...

Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...
Хрустящие палочки и завитушки, вкус которых многим знаком с детства, способны конкурировать с попкорном, кукурузными палочками, чипсами и...
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...