Только сильный духом способен сохранить свою честь. Выпускное сочинение по направлению: честь и бесчестие


Вопрос о чести и бесчестье никого не может оставить равнодушным. Он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Мы понимаем, что такое хорошо и что такое плохо, но как стать лучше — вот тема первостепенной важности. Какими же качествами должен обладать человек чести? Что я должен делать, чтобы стать таким? Сегодня эти вопросы наиболее актуальны для моего поколения, но ответы даны нам давным давно великими писателями и мыслителями. Рассмотрим некоторые из них.

К сожалению, зачастую нам приходится сталкиваться с человеческой ложью, то есть с людьми, которые способны вводить в заблуждение окружающих. Я считаю, что лжецы теряют свою честь, когда «говорят, то чего нет», как уклончиво выразился писатель Джонатан Свифт об обмане. Из читательского опыта я могу привести несколько примеров, которые наглядно показывают, что такое честные качества и бесчестные. Михаил Шолохов затронул , одной из которых является вопрос чести. Главный герой Андрей Соколов был обычным гражданином. У него была семья, дети и хорошая работа, но всё это Андрей теряет в один миг в ходе войны. Казалось бы, в такой ситуации не до нравственной щепетильности, однако он прошёл все трудности войны с гордо поднятой головой, но без лживого слова. Одним из главных эпизодов, раскрывающих его внутреннюю силу, является сцена допроса Андрея комендантом Мюллером. Слабый, бессильный солдат превзошёл немца по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу Германии был неожиданным для Мюллера. Такие дерзости были чреваты пагубными последствиями, но герой не опустился до лжи. Отвагу русского солдата враги неожиданно оценили. Мюллер сказал: «Вот, что Соколов. Ты настоящий русский солдат. Ты очень храбрый. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твердость характера героя вызвала уважение тех, кто находился в кабинете у коменданта. Они решили, что Андрей заслуживает жизнь, дали ему буханку хлеба и кусок сала, которые он разделил между своими умирающими от голода сокамерниками. Андрей Соколов – настоящий патриот своей страны, который олицетворяет честь, достоинство и храбрость.

Другими примерами могут послужить герои-антиподы Пётр Гринёв и Алексей Швабрин из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Береги честь смолоду — это главное наставление отца Петру Гринёву, который отправляется на службу. Петр достойно исполняет волю родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, в то время как другой герой Алексей Швабрин делает это без особых колебаний. Он лжет, чтобы спасти себя от расправы, но его присяга ничего не стоит. Швабрин – предатель, хотя если бы его поступок можно было объяснить только страхом смерти, то его еще как-то можно было бы оправдать, ведь не всем дано быть героями, как Соколову, например. Но Швабрин – подлый и низкий человек. Он лжет, дабы заполучить Машу в жены и получить со временем заветное место коменданта крепости. Лжец пытался лишить девушку чести в глазах Гринёва, а позже подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство не находит оправдания. Алексей не страшится позора, ему непонятно значение слова «честь», а потому солгать для него – обычное дело. Последствия такого поведения Пушкин описал очень реалистично: от человека без чести все отворачиваются. Зато Гринев предстает перед обществом мужественным, отважным и доблестным юношей.

Таким образом, примеры из литературы говорят о том, что честь подразумевает храбрость, доблесть, мужество и прямоту. Петр Гринев и Андрей Соколов пережили немало тягот и лишений ради того, чтобы сохранить свое достоинство, свои нравственные ориентиры и ценности. Однако Алексею Швабрину даже повода не нужно, он и без всяких угроз предаст и солжет, лишь бы получить желаемое. Поэтому человеку, прежде всего, надо победить в себе труса, чтобы защищать свою честь в любых обстоятельствах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин — человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери — труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок — он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил «долг».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский «Гроза». Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины — предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить «за победу немецкого оружия». Андрей Соколов — человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин «Бедная Лиза». Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин «Уроки французского». Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

У каждого человека своя судьба, кто-то ей доволен, кто-то нет, а кто-то видит смысл жизни лишь в том, чтобы все свои беды списывать на судьбу.
В рассказе Шолохова "Судьба человека" через судьбу простого работяги была показана судьба всего народа, т.к. в годы воины такая жизнь могла повторяться много раз. Главный новый прием – рассказ в рассказе. Главное художественное открытие Шолохова – воспроизведение живого слова героя.
Главный герой рассказа Андрей Соколов выдержал все испытания судьбы, он был сильным по своей натуре. По началу его жизнь была похожа на жизнь миллионов людей: жена, дети, работа. Жену свою он очень любил, и было за что, она была действительно умной женщиной. Она не лезла ему под руку, когда он приходил домой с работы злой и уставший, она не бранила его, когда он выпивал с друзьями, а он вскоре понял какая у него жена и не стал больше выпивать, а всю зарплаты нес домой.
Дети тоже радовали его. Анатолий - старший сын участвовал в олимпиаде по математике, и о нем написали в центральной газете. Андрей Соколов очень гордился сыном. Еще были у него две дочки, они тоже хорошо учились. И все бы ничего, но началась война. Андрей во время войны был шофером, но воевал недолго – попал в плен.
Во время плена раскрываются главные черты характера нашего героя. Во-первых, сначала, когда немец отобрал у него сапоги, а Андрей еще и отдал немцу свои портянки – и это должно расцениваться не как иначе, как жест презрения.
Во-вторых, бесконечно можно говорить о «поединке» Андрея Соколова с Мюллером. Эта ситуация может быть рассмотрена в контексте сказочного сюжета борьбы добра и зла. Чтобы это утверждение не казалось диким, я могу назвать несколько признаков сказочного сюжета. Первое это выбор героя. Герой, как и в сказке, выбирает путь погибели, который приносит ему спасение. Второе это то как героя в разговоре называют Иваном.
И, возвращаясь к сцене разговора Мюллера с Андреем Соколовым, обратим внимание на очень важную деталь. Руки Мюллера «трясутся от смеха». Фраза немного парадоксальная, не так ли? Руки трясутся обычно от страха, и это выдает внутреннее состояние Мюллера, который боится Андрея Соколова.
Также хочется сказать обо всех врагах в этом рассказе. Почему о врагах, а не о немцах, потому что враги в данном контексте должны рассматриваться не только как немцы, а еще и как наши русские предатели. Итак, первый немец, который забрал сапоги у Андрея сравнивается с волчонком. Окружение Мюллера сравнивается со сворой собак. Немец, которого везет Андрей в конце рассказа, описан как толстый боров. Крышнев предатель сравнивается с ползучим гадом. Враги в рассказе показаны, как нелюди. Это относится и немцам и к предателям.
Андрей Соколов выдержал все, что приготовила ему судьба, но оказалось, что это еще не все испытания. Андрей получает письмо, которое напрочь ломает его жизнь: его дом, где остались дети и жена находился возле аэродрома и в сорок втором году немецким самолетом дом был взорван, и в тот момент там находились жена и дочки Андрея. Андрей Соколов приехал на то место, где когда-то стоял его дом посмотрел на ямы, которая там осталась, и уехал. Одна надежда осталась у Андрея на сына, которого не было в доме, когда упала бомба. Но судьба опять преподносит ему испытание, сына убивает немецкий снайпер в день Победы.
Андрей остается совершенно один. Но живет он так недолго, он находит маленького мальчика-сироту, которого усыновляет и это становится смыслом его жизни. Теперь только одно тревожит Андрея, после всего пережитого его часто беспокоит сердце, и он боится умереть во сне и испугать своего сынишку.
Вот такая жизнь, такая судьба. И ничего нельзя изменить.
Шолохов показывает силу русского характера, продолжая устоявшуюся литературную традицию. Один из героев повести Лескова произносит: «Ты русский человек, значит, все сможешь…»

    Гражданская война 1918-1920 годов - один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры...

  1. Новое!

    Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько...

  2. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец семейства, жил и...

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство» ,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:

1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».


Аргумент к теме "Честь и бесчестье"

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "честь и бесчестье" можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова "Судьба человека", А. С. Пушкина "Капитанская дочка", А. А. Лиханова "Чистые камушки".


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос - Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия"». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...