Стрессогенные факторы. Организационные факторы, вызывающие стресс
Стресс можно получить при воздействии очень сильных или
Необычных раздражителей (световых, звуковых, и др.), нанесении болевого воздействия (удар тока) с различными интервалами и в течение длительного времени; наличии трудных условий для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения в нервных центрах. Причиной эмоционального стресса также может стать «конфликтная ситуация» при которой человек под влиянием различных ограничивающих факторов не может удовлетворить свои ведущие биологические и социальные потребности.
Пути, через которые опосредуется стрессорная реакция, чрезвычайно сложны. Когда агент (стрессор) воздействует на организм, эффект будет зависеть от трех факторов:
свойств самого агента (стресс-фактора);
внешних факторов, обусловливающих его действие (внешнее обусловливание);
эндогенных факторов обусловливания (эндогенное обусловливание).
Таким образом, тот факт, что один и тот же стресс-фактор может вызывать различные повреждения у разных лиц, объясняется воздействием «факторов обуславливания», которые могут избирательно усиливать или ослаблять тот или иной эффект стресса.
Обусловливающие эндогенные факторы--это генетическое предрасположение, возраст или пол, а экзогенные -- лечение некоторыми гормонами, лекарства, диета и др. Под их влиянием хорошо переносимая в норме стрессорная реакция может стать патологической и вызвать болезни адаптации. Стрессор избирательно повреждает те части тела, которые ослаблены как этими обусловливающим и факторами, так и специфическими влияниями первичного агента. Так рвется равномерно напряженная цепь в том звене, которое ослаблено в результате внутренних и внешних факторов.
Существует ряд классификаций стресс-факторов. В настоящее время наиболее распространена классификация, которую предлагает отечественные психотерапевт В.И. Леви. Согласно этой классификации стресс-факторы подразделяются на кратковременные и долговременные .
К кратковременным стресс-факторам относятся:
неудачи (когда людям напоминают об их предыдущих неудачах или им предоставляется еще одна попытка разрешить неразрешимую проблему);
сопровождение выполняемой деятельности осмысленными или бессмысленными шумами, бьющим в глаза светом и т.д.;
страх (в результате критики, угрозы, увольнения, ожидания физической опасности, принятия критических решений);
физический дискомфорт (жара, холод и т.д.);
темп, скорость (требование закончить работу как можно скорее, перегрузка информацией).
Долговременные стрессовые условия подразделяются на четыре категории:
фронтовые стрессы (отражение атак, упорная оборона);
опасности, связанные с выполнением долга;
тюремное заключение и любой вид полной или ограниченной изоляции;
длительная деятельность, приводящая к усталости умственной или мышечной, или к той другой одновременно.
В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека - один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы
Что мы знаем о стрессе?
Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).
Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.
Стресс и здоровье - взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.
Причины
Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.
К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.
Классификация
Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры - это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).
Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.
Однако не всегда стрессоры - это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.
Физиологические
К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:
В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.
Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.
Психологические
По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:
Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.
Профессиональные
Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.
Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.
Последствия стресса
Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:
- Первичные - проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
- Вторичные - возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
- Третичные - соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.
О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.
Определение стресса
Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.
Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.
Селье выделил три стадии напряжения:
- Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
- Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
- Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.
В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.
С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.
Зарождение и природа стресса
Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.
Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:
- увеличение коры надпочечников;
- уменьшение вилочковой железы;
- прилив крови к слизистой ЖКТ.
Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.
Причины возникновения стресса
У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:
- Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
- Регулярная нехватка времени.
- Проблемы со сном.
- Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
- Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
- Комплексы неполноценности.
- Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
- Нет самоподдержки и уважения к своей личности.
Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.
Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:
- рабочие ситуации;
- личная жизнь;
- семья, дети;
- денежные проблемы;
- загруженность.
Внутренние причины:
- пессимизм;
- отсутствие настойчивости;
- повышенные требования к себе и жизни;
- отсутствие мотивации.
Современная классификация видов
Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:
- Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
- Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
- Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
- Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
- Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
- Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
- Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
- Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.
Регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.
Факторы влияния на развитие стресса
Выделяют несколько основных факторов:
- интенсивность;
- продолжительность;
- восприимчивость.
Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.
Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:
- Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
- Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
- Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
- Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
- Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.
Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.
Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.
Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.
Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»
Итог
Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.
Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:
1. Острые
Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.
2. Эпизодические
Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда спешим на работу.
3. Хронические
1. Внешность
Кто из нас никогда не испытывал переживаний из-за морщин, веса или фигуры? Психолог Аллен Каннер и его коллеги разработали шкалу «взлетов и падений», в которой стрессы различаются по их влиянию на жизнь человека. Больше половины респондентов поставили обеспокоенность своим весом на первое место.
2. Работа
Около 40% россиян испытывают стресс на работе, в Западной Европе эта цифра чуть ниже – 36% (по данным конференции «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», Сочи, 2016 год).
Профессиональные срывы влияют не только на самих работников, нанимателям они тоже дорого обходятся: со стрессом связано огромное количество отпусков по болезни.
3. Социальные факторы
Сюда входит стремление преуспеть в жизни, достичь растиражированного во всевозможных медиа идеала. Например, самоограничения ради совершенного тела могут вылиться в пищевые расстройства.
В группе риска также социальные меньшинства, часто подвергающиеся предвзятому отношению: исключение из общества, травля, дискриминация. Йен Мейер из Калифорнийского университета установил, что такие стрессы могут привести к проблемам с психическим здоровьем.
4. Здоровье
Страх за здоровье близких, опыт собственной болезни и потери контроля над происходящим может стать источником постоянного беспокойства. Более того, стресс, связанный с подобными опасениями, может в итоге привести к реальным проблемам со здоровьем.
5. Перемены в жизни
Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам – еще один стрессовый фактор. Причем неважно, какие это перемены, к лучшему или к худшему.
Американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рейх разработали оценочную шкалу трудности приспособления к социальным изменениям. Согласно ей, наиболее стрессогенные факторы – смерть партнера или развод, в шкале они занимают 1-е и 2-е место соответственно. А, например, переезд оказался на 28-м месте.
6. Финансы
Долги, счета, погашение кредитов, необходимость материально поддерживать других людей, отсутствие возможности жить в достатке и спокойно уйти на пенсию – все эти факторы приводят к чувству финансовой незащищенности, провоцирующему стресс.
Тут не существует универсального решения, хотя для облегчения финансовых стрессов лучше научиться управлять своими доходами и расходами.
7. Отношения
Даже самые счастливые отношения могут быть источником стресса для обоих партнеров. Когда люди начинают жить вместе, им нужно приспосабливаться к привычкам друг друга, к сокращению личного пространства.
Бытовые проблемы в итоге могут привести к разрыву. Зато хорошие отношения с партнером и друзьями – два наиболее существенных фактора по шкале Каннера, которые улучшают наше состояние и помогают бороться со стрессами.
Осознание чувств партнера, понимание, как ваши действия влияют на окружающих, – все это уменьшает риск стресса в отношениях. Но постоянный поиск компромиссов может иметь и обратный эффект.
8. Смерть близких
Шок от потери или страха потери близкого человека – очевидный стрессовый фактор. Забота об умирающем, организация похорон и другие ситуации, связанные с этим печальным событием, безусловно усиливают стресс. Кроме того, нужно время, чтобы приспособиться к отсутствию человека в вашей жизни.
9. Прошлое
Травма, вызванная событиями в прошлом, может сказываться долгие годы. Примерно у трети людей, попавших в травматическую ситуацию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство.
Введение …………………………………………………………………………….2
1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3
1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3
1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6
2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8
2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9
2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11
2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15
2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15
3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………22
Список использованной литературы ……………………………………………. 23
Введение
Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.
Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».
Исследования воздействия стресса на человека связаны с медициной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что повреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».
Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вызванными стрессами.
1. Стрессы в организационном поведении
1.1. Сущность стресса
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.
Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызванное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выговора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).
Заметим, что стресс:
· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охватывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);
· не просто нервное напряжение;
· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.
Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.
Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее популярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей личностной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего присуще сотрудникам,
работающим в сферах, связанных с коммуникациями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.
Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.
Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.
Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.
Таким образом, стресс личности - состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологический механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.
Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.
Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.
Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.
Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.
В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.
Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.
Рис. 1. Виды стрессов личности
Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).
Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).
Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
1.2. Динамика стресса
Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).
Выделяют три стадии развития стресса:
1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);
2) адаптация (отрезок ВС);
3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СD).
Рис. 2. Динамика стресса
Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.
Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень - переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.
Стадия дезорганизации (отрезок СВ) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.
Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.
Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 1).
Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.
Таблица 1. Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей
2. Причины и факторы стресса
Термин стрессор означает стимул, возникающий на работе и имеющий негативные физические и психические последствия у большинства людей, подвергающихся его воздействию.
К стрессорам, воздействующим на работников организации, относится множество факторов, находящихся как за пределами, так и внутри организаций, во-первых, и исходящие как от самих работников, так и от некоторых их групп, оказывающих обычно негативное воздействие, во-вторых.
Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 3). К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.
|
Рис. 3. Факторы, вызывающие стрессы личности в организации
Если исходить из того, что организация представляет собой открытую систему, испытывающую сильное воздействие внешнего окружения (рис. 4), то становится ясно, что стресс на рабочем месте не ограничен теми событиями, которые происходят внутри организации в течение рабочего дня.
Рис.4. Структура взаимосвязей организации
и различных групп интересов окружения
Рассмотрим основные группы стрессоров.
2.1. Внешние стрессоры.
Включают в себя изменения в обществе, вызванные научно-техническим прогрессом, международными и внутриполитическими событиями, ситуацией и отношением в семье, экономическими, финансовыми и социальными условиями жизни, расовой и классовой принадлежностью, окружением, в котором находится и живет работник. Например, стремительный темп социальных и технических изменений оказал сильное воздействие на образ жизни современного работника. Хотя достижения медицины способствуют увеличению продолжительности жизни, сведению к минимуму угроз многих заболеваний, однако современный темп жизни усилил стрессы и внутреннее напряжение, внутренний душевный дискомфорт. Вовлечение индивида в суету высокодинамичной урбанизированной жизни, ее постоянное движение и изменения, толпы людей на улицах, в транспорте – существенно нарушило душевное благополучие, гармонию и продуктивность физического, умственного и социального компонентов человека, привело к резкому росту потенциальных возможностей возникновения стресса на рабочем месте.
Общеизвестно влияние семьи на развитие и культуру личности человека. Ситуация в семье, кратковременный кризис, ссора или болезнь родных, затяжные напряженные отношения между супругами или детьми, финансовая, социальная и бытовая неустроенность являются серьезными стрессорами для работника. В семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях человек может передать свой стресс другому. Неудовлетворенность трудом, низкая заработная плата, семейные проблемы россиян в условиях все
дорожающей жизни и новых затратоемких «реформ» заставляют людей искать любую дополнительную работу, сокращать время отдыха и время, которое семьи проводят друг с другом, вынуждают жену бросать воспитание ребенка и выходить на работу, чтобы свести концы с концами. Обнаружена непосредственная связь между серьезностью и внезапностью жизненных изменений и последующим состоянием здоровья: чем более серьезным оказывается изменение, тем хуже становится здоровье и самочувствие человека.
Жизненные условия оказывают также непосредственное влияние на успех профессиональной деятельности. Например, психолог Ф. Кросби (США) показала, что развод более, чем какая-либо другая травмирующая ситуация, негативно влияет на качество работы: в течение первых трех месяцев оставленный супруг или супруга обычно не могут сосредоточиться на работе. Переменные социального характера (расовая, половая и классовая принадлежность) также могут стать стрессорами.
Исследованиями доказано, что женщины более подвержены психологическому дискомфорту, а мужчины более склонны к серьезным физическим заболеваниям. К специфическим стрессорам для работающих женщин относятся: дискриминация, наличие стереотипов, сложность совмещения карьеры с семейной жизнью и социальная изоляция, двойственные роли члена семьи и работника, личные и семейные стрессы, жилищные условия, отсутствие инфраструктуры в районе проживания, соседи, уровень шума или загрязненности воздуха и т.п. Даже люди, принадлежащие к среднему или высшему классам, подвержены и общим, и специфическим стрессам.
Внеорганизационные (внешние) факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:
· отсутствия работы или длительного ее поиска;
· конкуренции на рынке труда;
· кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.
Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.
В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.
Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.
2.2. Стрессоры, связанные с организацией.
Кроме потенциальных факторов стресса вне организации, на работника воздействуют внутриорганизационные факторы (рис.5):
а) политика и стратегия высшей администрации;
б) организационная структура;
в) организационный процесс;
г) рабочие условия.
Рис. 5. Факторы стресса, связанные с организацией
Так как сегодня в организациях происходят большие изменения, направленные на адаптацию к явлениям в окружающей деловой среде (глобализация экономики и образования, развитие информационно-компьютерных технологий, стремление к всеобщему управлению качеством,
диверсификация рабочей силы), то нарастают и стрессоры для персонала на его конкретных рабочих местах. Постоянное сокращение работающего персонала ведет к уменьшению численности работников и перекладыванию на них обязанностей уволенных или ушедших сотрудников.
В результате резко возросли загруженность работающих, число пропусков рабочих дней из-за болезней, вызванных перегрузкой. Опрос менеджеров ведущих компаний США (из списка Fortune 500) показал, что свыше 75% респондентов согласны с тем, что требования, предъявляемые к менеджерам, будут возрастать, если эти фирмы хотят выдержать рыночную конкуренцию с Японией и другими соперниками, что непременно приведет к большей продолжительности рабочего дня и усилению стресса. Опрос рядового персонала этих фирм также показал, что практически все работают больше, чем требуют стандартные нормы 40-часовой рабочей недели, а половина опрошенных вырабатывают от 6 до 20 дополнительных часов в неделю, реально работают в среднем по 10 ч в день, а иногда и до 15 ч. При этом женщины, получающие меньше мужчин и перегруженные работой, испытывают еще больший стресс.
Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.
· Трудовая деятельность индивида - ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.
· Взаимоотношения в организации - построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.
· Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.
сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.· Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.
· Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют
программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.
· Карьерное продвижение - достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.
· Физические условия труда - слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.
Последние исследования показали, что наличие легкого стресса может оказывать позитивное воздействие на людей, вносить оживление в их работу, улучшать кровообращение, усиливать активность в достижении новых производственных успехов. Люди, работа которых связана с постоянной инициативой (руководители, дикторы, репортеры, предприниматели и др.), только выигрывают от небольших стрессов, однако другие люди (педагоги, врачи, полицейские) от них лишь страдают. В целом есть данные о том, что выполнение многих производственных задач существенно зависит от стресса, и повышение его уровня обычно резко снижает уровень качества работы.
Вредное воздействие высоких уровней стресса затрагивает физическую, физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности людей. Оно должно внимательно изучаться специалистами, учитываться менеджерами и руководством организаций, для повышения эффективной деятельности людей. Статистика показывает большие расходы зарубежных фирм на физическую замену работников, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Непроизводительные расходы для компаний США с численностью работающих до 4 тыс. чел. (табл.3), показывают важность решения проблемы сохранения здоровья персонала, а также любой нации, ее подрастающего и трудоспособного населения.
Таблица 3. Расходы фирм США на персонал
из-за сердечно-сосудистых заболеваний работников
№ п/п |
Основные параметры персонала фирм |
Численные данные |
Численность работающих |
||
Мужчины в возрасте 45-60 лет |
||
Ежегодное число смертей от ССЗ (0,06*Показатель п.2) |
||
Число преждевременных уходов на пенсию в связи с ССЗ (0,03*Показатель п.2) |
||
Потери в штате фирм в связи с ССЗ (п.3+п.4) |
||
Ежегодные затраты на замену заболевших сотрудников (Показатель 5*$4300) |
||
Число работников, которые могут умереть от ССЗ, если болезнь будет сохраняться на том же уровне (0,5*Показатель п.1) |
Высокому уровню стресса могут сопутствовать такие психологические свойства личности, как гнев, беспокойство, депрессия, нервозность, раздражительность, напряженность и скука. Исследованиями обнаружена прямая взаимосвязь между стрессом и такими агрессивными действиями людей, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы в результате стресса ведут к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение, к неудовлетворенности своим трудом, что приводит к прямым убыткам для организации.
Очень серьезную озабоченность вызывает не всегда заметное, но реальное воздействие стрессов на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые должности в компаниях США. Они постоянно подвергаются воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, а их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их даже по серьезным аспектам, опасаясь разгонов. Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения, чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занятием ими высокой должности, и страдают от потери самоуважения. Они могут медлить и откладывать принятие решений, негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, начинают ненавидеть свою работу. Если у такого менеджера вдруг случается сердечный приступ или иной рецедив, его начинают жалеть, считают происшедшее результатом стресса, а резкие колебания настроения, заниженная самооценка, неспособность к принятию решений, недовольство работой и руководством вызывают всеобщее осуждение и порождают мнение о непригодности менеджера и его неумении ладить с людьми. В целом же и сердечный приступ, и психологические проблемы - результат избыточного стресса, а психологические аспекты оказывают большое влияние на эффективность трудовой деятельности.
Важное значение имеет учет поведенческих аспектов, обусловленных стрессом человека на рабочем месте. Например, прямым результатом сильных стрессов могут выступать недоедание или переедание, бессонница, злоупотребление курением, алкоголем и наркотиками. В США, например, до 6% населения являются алкоголиками, еще около 10% сильно злоупотребляют алкоголем. В стране ежегодно потребляется около 6 млрд. таблеток амфетаминов и барбитуратов. Многие фирмы и банки тратят огромные суммы на программы борьбы с наркотиками, проводят обязательное тестирование своих служащих на употребление наркотиков. Проводимые в организациях исследования показали прямую корреляцию стрессов с употреблением алкоголя, прогулами и текучестью кадров. Наносимый экономический и социальный ущерб от стрессов требует применения индивидуальных и групповых методов эффективного контроля и управления персоналом как на уровне отдельного человека, организации, так и общества в целом.
2.3. Групповые стрессоры.
Факторы, влияющие на групповое поведение работников, также являются потенциальными источниками стресса. Все групповые факторы стресса можно подразделить на три основные категории:
1) отсутствие групповой сплоченности (сплоченность очень важна для персонала нижнего уровня; если работник не чувствует себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, указаний руководителя или действий группы, то это может явиться для него серьезным источником стресса);
3) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов (конфликт обычно обусловлен наличием серьезных противоречий или несовместимостью отдельных свойств личности, ее целей, нужд и ценностей, отношениями людей внутри группы и между ними, что также оказывает стрессовое воздействие на работников).
2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека
Все вышеуказанные стрессоры (вне- и внутриорганизационные, групповые) проявляются на уровне отдельного индивида, причем на развитие у него стресса влияют как ситуационные факторы, так и характер личности.
Индивидуальные различия в характерах и чертах личности людей по-разному влияют на восприимчивость ими стресса. М. Фридманом и Р.Н. Розенманом выделены полярные характеры людей типов А и В и особенности их поведенческих реакций (табл.2), коррелирующих с частыми стрессовыми состояниями и негативными последствиями в виде сердечно-сосудистых заболеваний.
Таблица 2. Поведение людей с полярными характерами типов А и В
Первоначально считалось, что люди типа А наиболее подвержены сердечным приступам. Однако последние исследования не смогли подтвердить ранее полученные данные и показали:
· люди типа А могут дать выход своему стрессу и лучше с ним справиться, чем люди типа В;
· к кардиологическим проблемам приводит не столько нетерпение, сколько гнев и враждебность, которые люди не скрывают в общении с другими людьми.
Тщательное изучение причин стресса среди рабочих и другого персонала компаний США, Японии и Германии показало, что решающим фактором, определяющим наиболее вероятное возникновение стресса, ведущего к сердечным приступам, высокому артериальному давлению и заболеваниям, является то, как люди справляются со своей агрессивностью.
Сравнение успешности людей типа А и В показало, что, как правило, типу А легче достичь вершин успеха. Однако на самой вершине успеха они уступают людям типа В, так как последние более терпеливы и шире смотрят на вещи. В этой ситуации людям типа А надо переключиться на поведение типа В, однако большинство из них не могут и не хотят изменяться или обуздать свой характер.
Кроме характера, другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля ситуации. Исследования показали, что если работники ощущают, что слабо контролируют окружение и собственную работу, то они испытывают стресс, который, в свою очередь, отражается на таком физиологическом факторе, как артериальное давление, и таком
психологическом факторе, как удовлетворенность трудом. Если работники приобретают чувство контроля над своей рабочей средой, участвуют в принятии решений, непосредственно их затрагивающих, то это снижает испытываемый ими стресс, и повышения артериального давления у них не наблюдается. Например, рабочие, ощущающие потерю контроля, особенно занятые неквалифицированным трудом, втрое чаще, чем другие, страдают гипертонией. Как правило, потеря контроля превращает стресс в расстройства органического характера.
Относительно отсутствия у людей контроля над ситуацией отметим, что люди с большей готовностью воспринимают ощущение беспомощности, если причины отсутствия контроля обладают такими характеристиками:
· они связаны с их личными качествами, а не с внешними факторами;
· являются стабильными и длительными, а не временными;
· оказываются всеобщими и универсальными, присущими многим жизненным ситуациям, а не какой-то одной.
Необходимы дальнейшие исследования в сфере ощущения контроля и приобретенной беспомощности, которые помогут лучше понять стресс и методы борьбы с ним.
Относительно другой такой важной личностной характеристики человека, как самоэффективность, существуют убедительные доказательства того, что оценка своей способности действовать и изменить ситуацию - важная специфика человека, помогающая ему противостоять стрессу. Такие люди легче и спокойнее переносят стрессовые ситуации. Излишнее возбуждение из-за стресса мешает решать сложные проблемы, так как наша мотивация часто превосходит оптимальный уровень. У людей с высокой самооценкой есть основания физиологического и психологического плана оставаться спокойными.
Люди по-разному реагируют на стрессоры:
· одни не выдерживают и малейшего стресса, а другие успешно справляются с ним, внешне оставаясь спокойными в экстремальных стрессовых ситуациях;
· часть людей, по-видимому, обладают особой психологической устойчивостью;
· руководители, обладающие повышенной психологической устойчивостью, меньше подвержены заболеваниям, отличаются преданностью делу, стремлением разрешать сложные проблемы и умением владеть ситуацией в динамических рыночных условиях;
· люди, наделенные психологической устойчивостью, могут выжить и даже процветать в сложных стрессовых условиях, другие - становятся жертвами вредных последствий стресса.
3. Методы борьбы со стрессом
Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.
В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.
Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.
Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый - на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.
В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.
Проводятся также тренинга для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинга с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.
Второй уровень управления стрессом - для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.
· Учитесь правильно распоряжаться своим временем.
· Умейте переключать свою деятельность.
· Заставьте стресс работать на вас.
· Посмотрите на ситуацию со стороны.
· Все проходит, пройдет и это.
Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.
1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем.
Умение правильно организовать свое время - важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:
· при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;
· все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;
· избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;
· четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность - проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность - выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;
· проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.
Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.
2. Умейте переключать свою деятельность.
Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.
3. Заставьте стресс работать на вас.
Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:
· постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);
· отнеситесь к стрессу как источнику энергии.
4. Посмотрите на ситуацию со стороны.
В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:
· воспринимайте проблему как вызов;
· не думайте о прошлых событиях как о поражении;
· вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное - победа над эмоциями.
5. Все проходит, пройдет и это.
· Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо. 19
· Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.
· При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.
· Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.
· Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.
Специальные методы управления неизбежным и затяжным стрессом:
· упражнения (ведение активного образа жизни - занятия спортом: ходьбой, бегом, плаванием, велосипедом, теннисом и др., чтобы успешно справляться со стрессовыми ситуациями);
· снятие напряжения (общение, медитация, хорошая книга, развлекательное шоу и др.; исследования, например, показывают позитивное физическое и психологическое воздействие медитации на людей);
· самоконтроль поведения (сознательно контролируя причины и следствия своего поведения, люди могут научиться самоконтролю, управлять последствиями, награждая себя, например, лишним перерывом, если им удалось сохранить спокойствие и собранность в общении с исключительно агрессивным клиентом; люди должны осознавать предел своих возможностей и распознавать первые сигналы надвигающихся неприятностей, избегать ситуаций, грозящих вызвать стресс);
· когнитивную терапию с применением эмоциональной модели Элиса и когнитивной модификации поведения Майхенбаума для снижения уровня беспокойства и снижения стресса на рабочем месте, показавших свою некоторую практическую эффективность;
· сеть взаимопомощи (поддержка и общение с другими людьми, оказывающими социальную и психологическую поддержку методами групповой динамики).
В рамках организации следует вычленять каждый из факторов стресса, чтобы его уменьшить или устранить на рабочем месте. Например, при определении политики фирмы следует уделять внимание объективной оценке деятельности сотрудников, а также добиваться максимально справедливой системы оплаты труда. При разработке организационной структуры следует избегать высокой формализации и специализации. В отношении условий труда следует устранять риск травматизма, шум, улучшить освещение и температурные условия, систему коммуникаций и распространения информации, конкретизировать неясности или устранять противоречивые цели. Сегодня в США около 12 тыс. фирм предлагают различные программы по борьбе со стрессом, начиная от консультационных услуг, семинаров по борьбе со стрессами для менеджеров, проводимых в обеденный перерыв, и публикаций,
посвященных здоровью, и кончая специальными оздоровительными центрами с
оборудованием, помогающим снять напряжение с помощью физических упражнений. Помимо этого, предлагаются следующие рекомендации для включения их в стратегию организаций:
· создавать в фирме атмосферу взаимной поддержки;
· обогащать содержание обязанностей работников;
· смягчать конфликты и прояснять организационные роли;
· планировать карьеру и расширять возможности для продвижения ваших сотрудников по служебной лестнице, оказывать им консультационную помощь.
Одним из средств избежать стресса является уход от стрессовой ситуации . Это достигается путем отдыха – активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса, переключение внимания на иные не имеющие отношения к стрессу объекты. Поэтому рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание и др. – противострессовые мероприятия.
Все это в комплексе должно помогать снижению или предотвращению стресса как на каждом рабочем месте, так и в организации в целом.
Заключение
Стресс в профессиональной деятельности – это не только проблема, с которой нередко сталкиваются работники. Он все чаще и чаще рассматривается как часть цены за возможность работать. Тот факт, что программы управления стрессом не на попытку сделать условия труда менее стрессовыми, а на развитие нашей способности справляться со стрессом, свидетельствует о том, что не многие верят возможность полностью или в значительной мере исключить стресс из профессиональной деятельности.
Одним из последствий сокращения штатов является то, что меньшему числу людей приходится выполнять работу, которая прежде выполнялась большим числом работников. Предполагается, что организации должны производить больше с меньшими ресурсами. Технологические достижения (в частности, компьютерные технологии) также повышают скорость выполнения работы. Эти изменения способны ухудшить психическое здоровье работников, уменьшив их автономность и, следовательно, самооценку.
В эволюции сферы труда работники все в большей мере подчиняются ситуационным факторам, а не контролируют условия работы. Как свидетельствуют результаты исследований, посвященных физическому здоровью и стрессу, снижение возможности саморегуляции (т.е. чувство беспомощности) негативно отражается на психическом состоянии. Не отрицая реальности трудового стресса и не беря на себя ответственность за него, организации уделяют этой проблеме все больше внимания. Ежегодные затраты на здравоохранение в нашей стране составляют 500 млрд. долл., при этом бизнес несет половину расходов. Ежегодные убытки американской экономики, обусловленные заболеваниями, связанными со стрессом, составляют по оценкам специалистов, 150 млрд. долл. Таким образом, дешевле содействовать здоровому поведению, чем платить за несодействие ему.
Список использованной литературы
1. Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Организационное поведение / Под ред. Г.Р. Латфуллина. – СПб.: Питер, 2007.
3. Смирнова Г.Б. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2004.
4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2006.
Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского
Четвертый факультет дистанционного обучения.
Контрольная работа
по дисциплине: « Организационное поведение»
тема: «Стрессы, их причины, методы борьбы со стрессом»
Выполнил: студент 2 курса
Группы 4-32 МТ/13
Порхачева И.Н.
Проверил: Пайдемирова Е.А.
- Как обустроить рабочий стол по Фен Шуй для денег
- Заговоры против соперницы вернут спокойствие в семью
- Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие
- Чиновник Сергей Рыбаков: «Время – то, что мы в него вмещаем
- Боли в левом боку со стороны спины
- На автомобиле - от государства
- Постный суп-пюре из тыквы — полезное блюдо для детей и взрослых
- Географические координаты
- Если женщина порезала палец — приметы помогут ей узнать будущее
- Потерять или найти крестик: к чему это?
- Настойка прополиса на спирту -применение внутрь, наружное, рецепты, лечебные свойства
- Кронштадтское восстание («мятеж») (1921) Подавление кронштадтского восстания
- Даосская система. Л. БингСекреты любви. Даосская практика для женщин и мужчин. Система «Вселенское Дао»
- Цигун: китайская практика укрепления организма
- Оед общество евангелизации детей
- Лимонное печенье из песочного теста Как приготовить лимонное печенье из песочного теста
- Салат ералаш с говядиной рецепт
- Горбуша, запеченная в духовке с картошкой
- Как приготовить хворост в домашних условиях: вкусные и легкие рецепты
- Домашняя бастурма — лучшие рецепты