"Спас полунощный" — так называется жанр деревянной религиозной скульптуры, ко. Особенности пермской деревянной скульптуры


Пермская деревянная скульптура - явление уникальное, но малоизвестное за пределами края. Деревянные святые, ангелы и Христос, собранные по всему Пермскому краю, - очень разные, но все они будто живые, и удивительно эмоциональные: где-то трагичные, где-то задумчивые, где-то даже смешные. Наивность и реалистичность, выверенность линий и грубоватость пропорций - всё нашло своё место в этом культурном феномене Прикамья.

2. Когда христианство помалу начало приходить на Пермскую землю к местным жителям, доселе язычникам, оно было в целом понято и принято ими, но - с поправочкой. Привыкшим к живым и реалистичным образам прежних богов, не всем казалось правильным молиться плоским иконам. Так появились первые христианские деревянные скульптуры, сделанные по подобию языческих статуй.

3. Самая большая коллекция Пермской деревянной скульптуры находится в художественном музее в Перми, который находится в бывшем Спасо-Преображенском соборе, самом большом храме города (увы, он сейчас в строительных лесах, поэтому я его даже не стал фотографировать). С одной стороны, не самое лучшее место для музея, с другой - для произведений христианского искусства, наверно, храм - это как-то логично.

4. Здесь собраны более 400 скульптур со всего Пермского края. Самые популярные сюжеты - это Христос в темнице и на кресте, а также святитель Николай в разных вариациях, в том числе его Можайский образ. Кстати, конкретно этот на фото - один из старейших в коллекции (конец XVII-начало XVIII в.), привезён сюда из села Покча.

5. Более поздняя скульптура, XIX век. Николай Чудотворец вообще всегда был очень почитаем на Руси как святой-защитник и святой-покровитель в трудных путешествиях. А уж в этих местах перемещаться в то время было далеко не просто, особенно по направлению на север. Святителя Николая всегда призывали на помощь в самые трудные моменты пути.

6. Насколько живые глаза и одухотворённое лицо, просто удивительно.

7. Второй важный образ - Христос в темнице. Образ смирения и непротивления злу.

8. К сожалению, в музее темновато, и многие фото не очень получились. :(

9. Первые образцы Пермской скульптуры появились в середине XVII века, в окрестностях современной Чердыни. Кстати, вариант с происхождением от деревянных идолов - не единственный. Некоторые исследователи считают, что к тому времени Великопермское княжество уже два века как было христианизировано, и скульптура явилась самобытным феноменом, а не пережитком язычества. Так или иначе, но когда Священный Синод в 1722 году объявил запрет на объёмные иконы и образы, он где-то может и сработал, но не в Перми. Местные священники и архиереи закрывали на это глаза, т.к. народ был совершенно уверен в своей приверженности "живым", а не изображенным на доске святым.

10. Издревле на землях Пермского края жили разные народы, и особый колорит скульптурам придаёт то, что лица Христа и святых часто повторяют национальные черты мастера, делавшего их. Вот, например, Христос со странно-монгольским лицом.

12. Господь Саваоф. Вот тут уж не знаю... какой национальности был скульптор, как думаете? :)) Мне одному кажется, что чем-то африканским веет?

13. Господь Саваоф с бородой, но без усов - тоже специфично, ассоциации возникают Скандинавские.

14. Усекновенная глава Иоанна Предтечи на блюде. Один из самых запоминающихся образов музея.

15. Особое место занимает единственная почти полностью сохранившаяся композиция Христа в темнице. Обратите внимание на ангелов, держащих орудия казни Спасителя.

16. У самого Христа снова обнаруживаются монгольские черты лица. И опять же, чувствуется образ крайнего смирения и жертвенности.

18. Ну и, чтобы немного разбавить трагичные сюжеты, вернусь к ангелам, которые были на заглавном фото. Хотя опять же, по задумке автора Никона Максимовича Кирьянова (и далеко не о всех скульптурах история донесла до нас имена их авторов), эти ангелы должны держать орудия страстей Христовых, но если этого не знать, выглядят они несколько комично. Эти двое, например, мне напомнили болельщиков на стадионе. :)

Всего же Никон Максимович, проживший всего 46 лет (1860 - 1906 гг), успел изготовить около 500 скульптур, все они украшали часовню в его родной деревне Габово, которую также построил этот мастер. Думаю, что ангелов в этой деревне в итоге оказалось даже больше чем жителей.

19. Ну и, напоследок, верхний фрагмент замечательного древнего иконостаса. Весь музей занимает три этажа, и иконостас - по сути "сквозной" экспонат через все эти этажи. Он полностью сделан из дерева, и был в своё время привезён в Пермь из Пыскорского монастыря, упразднённого ещё в XVIII веке неподалёку от Соликамска. Интересно, что сам Спасо-Преображенский собор в Перми (то есть этот самый нынешний музей) строили с учётом размеров перевезённого сюда иконостаса, а не наоборот.

В целом, экспозиция крайне интересная, и, безусловно, достойная посещения. Настоящее сокровище Пермской земли.

…Одно из самых ранних впечатлений связано с этим местом.
В четыре года первый раз за руку с мамой поднималась по высокой лестнице, казавшейся бесконечной, под самый свод Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Мы шли, конечно же, не в храм, а в Пермскую художественную галерею. В годы после революции величественное, красивое строение, напоминавшее стрельчатой колокольней Петропавловский собор в Петербурге, было передано властями музейным работникам для устройства в его стенах экспозиции картин и предметов искусства. Благодаря этому собор не подвергся уничтожению, как десятки других городских церквей, и с этого времени высокий в несколько этажей старинный пыскорский иконостас служил «фоном» для размещенной на последнем этаже галереи коллекции деревянной
скульптуры.

Именно там я впервые услышала о Христе и увидела Его облик. История земной жизни Спасителя была не похожа на сказку. Даже тогда для детского сознания было ясно, что придумать «легенду» о распятии и о муках на кресте, подробности о терновом венце и о бичевании невозможно. Вопрос-утверждение: «Это правда? Это было…» не получил ответа. Мать не произнесла ничего, но по тому, как она взяла меня за руку, как подводила от одной скульптуры к другой, чуть слышно, шепотом поясняя что-то, осталось чувство того, что все точно так. И в последующие годы экспозицию мы нередко проходили быстрым шагом, зная, что впереди главное, а иногда одним кивком
договаривались: «Сразу – в “деревянную скульптуру”».

Неканоничные произведения

Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания. В других городах России – Пскове, Новгороде, Переславле Залесском, Вологде и Архангельске – удавалось найти до нескольких десятков образцов деревянной скульптуры, в Пермской губернии их оказалось более двухсот. В современную экспозицию включено далеко не все.

Разные по стилю, высокие с человеческий рост и миниатюрные объемные изображения представляют образы Христа, Богородицы, Архангелов и святых. Есть в этом собрании и традиционные храмовые распятия. Но все же большая часть произведений пермских мастеров, является неканоническими. Стоит напомнить, что в XVI веке Стоглавый собор запретил объемное изображение Христа как плотское, смутительное, а два века спустя святейший Синод (в 1722 и в 1767 гг.) подтвердил это решение: «Иконы резные или истесанные и изваянные запретить».

Однако в строгановских землях, особенно на севере, скульптурные изображения долго еще сохранялись. И это было связано отнюдь не с эстетическими предпочтениями приходского духовенства и не с почитанием самих изображений наравне с иконами, а с условиями, в которых велась евангельская проповедь. Население Прикамья было чрезвычайно пестрым по составу. Русские поселения соседствовали с татарскими, коми-пермяцкими, зырянскими, марийскими и удмуртскими. Настоящая миссионерская деятельность здесь стала возможна лишь в процессе колонизации после включения покоренных территорий в состав государства Российского. Языческие же культы были укорененными и имели широкое распространение. Вот почему объемные изображения при подавляющей неграмотности крестьян оказались понятней, доступней для восприятия новых членов Церкви, обращенных из язычников.

Со стороны священнослужителей такого рода «снисхождение» было частью битвы за души. Как было вести себя приходскому священнику, когда местный резчик, потрясенный историей Христа, вырезал из дерева не столбовое изображение языческого «божества», как прежде, а увиденный им на иконе земной облик Спасителя, стараясь передать с помощью пластики невыносимость Его страданий? Даже самый строгий зритель едва ли найдет в этих скульптурах нечто чувственное: наиболее распространенным оказался сюжет «Христос в темнице». Поруганный, униженный, избитый, в терновом венце, истекающий кровью. Отвергнуть, запретить?
Творчество резчиков служило выражением сопричастности, и одновременно было своеобразной проповедью. Непросвещенным, а иногда и почти не говорившим по-русски, «полунемым» односельчанам мастер мог просто показать, как это было.


XVIII в.(Из часовни в пос. Пашия Горнозаводского района)


XVIII в. (И церкви Воскресения Христова в г. Соликамске)

И традиция скульптурного украшения храмов привилась, неофициально, полулегально. Со временем в некоторых местах от объемных изображений отказались, и произведения народных мастеров (во избежание поругания) перемещались из храмов в подсобные помещения.

Деревянная скульптура представляла интерес не только с художественной точки зрения, но и с исторической. В ней отразилось то, как происходило «усвоение», «присвоение» Христа недавними язычниками. Самые впечатляющее в пермской коллекции – те образы, в которых прослеживаются черты местных народов. Есть среди них «Христос с лицом татарина», «Христос» в образе крестьянина коми-пермяка в синеном шабуре с опояской. Создатели скульптуры, вольно или невольно, сумели передать главное: жертва Спасителя была жертвой за мир…

Начало XIX в.

(Из церкви Преображения с.Усть-Косьва Ильинского района)

«В свете декрета»

Интересна и история формирования коллекции. Собиратель ее был человеком сугубо светским, искренне увлеченным музейным делом и историей искусства. Имя его Николай Николаевич Серебренников. Впрочем, интерес к храмовой деревянной скульптуре возник у него не случайно: отец его был священником из села Верхние Муллы, расположенного неподалеку от Перми. Революция многое «перепутала». В вихре гражданской войны Серебренников побывал в рядах Белой армии, а затем в эвакуации в Сибири, где–то в районе Ачинска, перешел на сторону «красных».

В начале 20-х годов вместе с руководителем музейного дела в Прикамье А.К. Сыропятовым Н.Н. Серебренников предпринял первые шаги к осуществлению своей мечты
– создать коллекцию церковного искусства, где была бы представлена и пермская деревянная скульптура.

Возможно, никакой коллекции и не было бы, если бы не «случай». Как-то в 1922-м году, возвращаясь домой под вечер, Серебренников свернул в сторону старой кладбищенской часовни села Ильинское, двери которой оказались раскрыты нараспашку. В темном помещении его внимание привлекли пять скульптурных изображений, которые тут же с разрешения местного исполкома были перенесены в ильинский музей.

Сведений о скульптуре в церковном архиве не нашлось. Но в дореволюционных изданиях удалось обнаружить немало упоминаний о художественной и исторической
значимости деревянной скульптуры. Серебренников уже не сомневался: пермскую деревянную скульптуру необходимо тщательно изучать. Дореволюционные справочники и путеводители позволили продумать и маршруты будущих экспедиций. В период с 1923-го по 1926 гг. их было предпринято шесть: Чердынский и Соликамский уезды, села и деревни Пермского, Коми-Пермяцкого и Верхнекамского округов.

Об обстановке, в которой происходили эти экспедиции, свидетельствуют воспоминания самих участников. Исследователей обычно «охраняли» сельские комсомольцы, представители милиции и местных органов Советской власти. Председатели сельсоветов и волостных исполкомов присутствовали и при осмотре храмов.

Дело в том, что «научный интерес» участников экспедиций не ограничивался только деревянной скульптурой. Старинные ценные иконы, кресты, фелони, покрова,
церковные сосуды… Источник лаконично констатирует: «неохотно расставались с ними церковники».


Семен Хромой. «Рождество Иоанна Предтечи» Конец XVI в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Истома Савин Конец XVI – начало XVII в. (Из церкви с. Орла Усольского района)


Складень трехстворчатый: Богоматерь Владимирская, с праздниками в
18-ти клеймах и 10-ю ликами святых на створках.1603 г. (Из церкви Похвалы
Пресвятой Богородицы с. Орла Усольского района)

Экспедиции эти, по сути, стали практическим воплощением декрета 1918-го года. В литературе 70-х годов упоминается о «недружелюбном приеме экспедиций местным населением», о случаях сопротивления реквизициям и о попытках «сокрытия» наиболее ценных святынь. Среди прочего, простодушно говорится и о том, что А.К. Сыропятову приходилось «усмирять» своих «темпераментных помощников», «разъясняя крестьянам и членам церковного совета суть декрета об отделении церкви от государства».

Успех экспедиций в этих случаях не определялся достижением взаимопонимания: ценности, среди которых были и имеющие богослужебное значение, изымались в
формальном порядке как «принадлежащее государству имущество». Принимавший участие в одной из экспедиций известный художник И.Э. Грабарь писал жене:
«Серебренников производит операцию “изъятия” в Пермский музей, что у него может и сорваться, несмотря на захваченные с собой наши “декреты и инструкции”
и бумаги от Верхнекамского окр. исполкома». Письмо заканчивалось уведомлением: «Кончилось благополучно; двенадцать первоклассных вещей, в том числе и икон,
вывезли».

Только из Чердыни в Пермь было доставлено 100 пудов памятников церковного искусства. Среди «трофеев» экспедиции по Соликамскому уезду оказались иконы из
Благовещенской церкви села Орел – «Богоматерь Владимирская», «Рождество Иоанна Предтечи», скульптура «Николай Можайский». Из Ныроба была привезена объемная
резная икона «Параскевы Пятницы».


«Никола Можайский» «Параскева Пятница» Cер. XVIII в. XVII в. (Из церкви Благовещения с. Покча Чердынского района) (Из церкви в Ныробе)

Для организаторов экспедиций художественное значение деревянной скульптуры и икон было бесспорно, но предстояло продумать, как представить коллекцию в рамках официальной идеологии? И выход был найден: зал, где она размещалась, стал частью экспозиции …«антирелигиозного искусства». В 20-е – 30-е годы под сводами музейного помещения пятиконечной звездой запестрели натяжные плакаты: «новый коммунистический быт – против религиозной безграмотности!»,
«борьба против религии – борьба за светлое будущее!»…

Частью работы сотрудников стали «разъяснительные беседы» с посетителями. Основной аргумент против «пережитков прошлого» несложен: каждый народ «придумывает себе бога по своему образу и подобию»: вот, как видят его коми-пермяки, а вот, как татары… Обращалось внимание и на то, что «в страданиях “вымышленного бога” легко прочитываются страдания угнетенных народных масс Прикамья». Превратная логика: как будто не один и тот же Христос привлек к Себе любовью татарских и коми-пермяцких мастеров; как будто близость Спасителя всем скорбящим и Его правду можно заменить справедливостью в духе классовой теории…

XVIII в. (Из часовни при кладбищенской церкви Св. Жен-мироносиц г. Соликамска)

«Органы» могли быть довольны. Выставка служила «идеологическим подкреплением» яростной политики в отношении Православной Церкви. В 20-е – 30-е годы Пермская епархия понесла внушительные потери, равных которым в России почти не было. Мученическую кончину приняли архиепископ Андроник (Никольский) и викарный епископ Соликамский Феофан (Ильменский)*. Открытая евангельская проповедь была в те годы практически невозможна.

Однако «средства человеческие» не всесильны: работа экспозиции имела и результаты, противоположные цели организаторов: раздел церковного искусства
годами привлекал людей, для которых посещение «галереи» было единственной возможностью без опасения последствий для себя и своих близких помолиться возле
благодатных икон, принести к подножию Креста Господня свои переживания и скорби.

…И однажды для всей России наступило время перемен. Однако парадигма «завоеваний революции» оказалась удивительно стойкой. Вот уже несколько лет
Пермская епархия пытается вернуть Спасо-Преображенский кафедральный собор. Аргументы светских властей неизменны: «в городе нет помещения, достойного
уникальной художественной коллекции». И действительно, часть «экспонатов» из раздела «христианское искусство» – иконы, распятия и сам иконостас – трудно представить вне этих стен. Однако и о передаче святынь Церкви речи пока не идет. «Пленником прошлого» остается и старинное городское кладбище,
прилегающее к архиерейскому дому – место упокоения священников, почетных граждан**. Для того, чтобы искоренить саму память о людях уважаемых, внушающих чувство благодарности, после революции на этом месте был построен… зоопарк, действующий и поныне.

Но что бы ни происходило за эти десятилетия, до какого безумия не доходил бы мир, на самой высокой точке Комсомольского проспекта, под сводами Преображенского кафедрального собора, «Христос в терновом венце» сидел на темничном камне, как на Престоле Славы. Даже среди молчания Истина напоминала о Себе средствами неканонического искусства.

Двадцатидвухметровый позолоченный иконостас
из кедра Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, был привезен из Пыскорского монастыря, а выполнен в XVII веке в Москве.

* Архиепископ Андроник (Никольский) в июне 1918 г. был заживо погребен чекистами неподалеку от Перми. А викарный епископ Феофана в декабре того же года, за несколько дней до занятия города войсками адмирала А.В. Колчака, был подвергнут изощренным мучениям: в тридцатиградусный мороз чекисты многократно погружали его в ледяную прорубь, пока тело Владыки не покрылось двухсантиметровым слоем льда, и затем утопили. Вместе с епископом Феофаном мученическую смерть приняли два священника и пять мирян.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняков.

** На этом месте упокоен, например, известный и почитаемый некогда в городе доктор Ф. Граль (1770-1835 гг.), безвозмездно лечивший бедняко

Пермская деревянная скульптура, или “пермские боги” - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV -XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII -XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен…

Местные язычники, даже приняв православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути продолжая поклоняться деревянным идолам. Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями, “деревянные боги” на протяжении нескольких веков множились в церквях Урала, где жили коми-пермяки.

Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянные скульптуры и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Христос в темнице, ХVIII в. 120x42x55 Дерево (сосна), левкас, темпера. Круглая скульптура.

Иисус Христос в темнице

Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность. Тем не менее, большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.

Фигуры Иисуса Христа

Однако в истории осталось, например, имя крестьянина из деревни Габова (ныне Карагайский район) Никона Кирьянова. Для деревенской часовни он вырезал примерно 500 деревянных скульптур, создав наивный по форме, но высокий по духовному содержанию ансамбль. Выделяется также “шакшерская школа” (конец ХVIII - первая половина ХIХ века), характерная для чердынских поселений. Ее образцы отличаются как бы гофрированными поверхностями.

В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966).

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области. В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок. После выставки 1924 г. эти уникальные произведения получили прозвание “пермские боги”. В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 резных изображений XVII -XX веков.

Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество - те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Уральские мастера вложили в пермскую деревянную скульптуру всю свою душу, профессиональное мастерство. Поэтому шедевры пермской деревянной резьбы отличаются человечностью, одуховлетворенностью и обаянием.

Фигура Спасителя

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: “Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII -XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной”.

Фрагменты распятия. Богородица, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Сотник Лонгин

Скульптура из Соликамска, XVIII в

Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается - на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа - совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. “Живой” Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни - сидящим в темнице перед казнью. В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке - скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от т.н. заушения - унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди.

Этот сидящий в темнице Спаситель из д. Усть-Косьва (XVIII в) одет вместо багряницы в национальную пермяцкую одежду - синёный шабур. Безымянный резчик тонко передал типично пермяцкие черты лица и одежду, перейдя, по сути, от изображения Бога к человеку, “созданному по своему образу и подобию”.

Это распятие XVII века из села Вильгорьт, несмотря на сюжет, не может не вызвать улыбку - Христос на кресте похож на персонажа из детского мультфильма или комикса.

Во всяком случае, думаю, появись сейчас такое распятие на современной художественной выставке - его немедленно сочли бы богохульством или чем-нибудь подобным.

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век!

Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены. Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву.

Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях - по всей видимости, другие были уничтожены . “Снятие с креста”, с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева - Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа - от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов.

Сидящий в темнице Спаситель из Канабековской часовни в Пашийском заводе резко отличается от других своими спокойно скрещенными руками. 1840-гг.

Особенно выделяется и эта, с таким изяществом выполненная фигура распятого Христа (крест не сохранился) XVII века из часовни при кладбище Жен Мироносиц церкви в г. Соликамск.

Эти лица производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают взгляд, заставляют остановиться рядом, проникнуться страданием человека, сидящего перед тобой и поразиться верой, которой наполнен его взгляд. Пожалуй, за те полтора-два часа, проведенные в этом зале, я получил такое эмоциональное впечатление от увиденного, какое не получал много лет. Трудно выразить эти чувства словами. Чтобы понять меня, их нужно испытать самому, конечно.

Эта фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны . В описи коллекции написано, что ”резчик сделал Христа похожим на сельского батюшку, возможно старого священника, своей тихой и спокойной жизнью казавшегося для ваятеля идеалом христианского на этом свете жития .”

По легенде это знаменитое распятие “Христа-татарина ” из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви .

До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре.

Николай Чудотворец Изображение Николы Чудотворца отличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма.

Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского)

Одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской

Поражает формой своей головы Никола Можай (XVII в) из с. Покча Чердынского района

Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими - святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Село Ныроб, XVII век! Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, “с пышным игривым узорочьем легкой рельефности” в одежде

Апостолы Фома и Павел. XVIII в .

Ангел, ХVIII в. Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Херувим, ХIХ в. 36x44x18, Дерево (береза), левкас, темпера. Круглая скульптура

Снятие со креста 1 пол. ХIХ в., 82x71х4, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота.

Царские врата, ХVIII в., 211x119x10, Дерево (сосна), левкас, темпера, позолота. Барельеф Саваоф

1685. Икона “Тайная вечеря” Симон Ушаков

Невьянская икона

Александр Невский, Невьянская икона 19 века

Древнепермская азбука Стефана Пермского

May 24th, 2016

Как вы помните, совсем недавно я вернулся из прекрасного города Пермь, где есть не только "Реальные пацаны", а еще и куча всего интересного и даже уникального. Кроме прогулок по городу мне выдалась возможность посетить Пермскую художественную галерею, где я увидел знаменитые деревянные скульптуры пермского края. Ведь Пермь - это место, где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль, где совершенно неожиданное скрещение православия, буддизма, язычества, и как результат - пермская деревянная скульптура, совершенно уникальное явление.

Давайте посмотрим и узнаем об этом подробнее...



"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться - скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников - один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII - начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.

Фото 2.


Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря

История религий Пермского края интересна и удивительна. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.

Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.

В определённое время религию народов древнего Пермского края можно назвать троеверием. Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богам и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц.

Многие из них сохранились и до наших дней. Археологи выделяют их в особый культурный слой - пермский звериный стиль. Дело в том, что канонически церковью строго запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа. В 1722 и 1767 годах Святейший синод строжайше запретил объемное изображение Иисуса - разрешалось только иконическое «плоское». В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса Христа. Т.е. в двух случаях были сделаны исключения: первый - на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре, а второй на Северном Урале!

Фото 3.

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!

Фото 4.

Однако пермяки по-прежнему сохраняли свою приверженность язычеству. Тогда православная церковь была вынуждена разрешить населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Таким образом, появилась пермская деревянная скульптура.

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Фото 5.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Фото 6.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века - «Параскева Пятница» из села Ныроб, «Никола Можайский» из села Покча, «Распятие» из города Соликамска - и по форме, и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны, объемы предельно обобщены, многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

Фото 8.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город Чердынь. Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.

У Алексея Иванова в "Сердце Пармы" есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.

Фото 9.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.

Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.

Фото 10.

Фото 11.


А эта фигура Христа венчала иконостас в соборе Лысьвы. Сам же иконостас был огромным и богато украшенным резьбой, хоть и не таким большим как здесь, в Перми. Несколько фигур - вот всё, что от него осталось.

Фото 12.

У людей было поверье, что Николай Чудотворец ходит по улицам и охраняет покой православных. На ноги Николы надевали башмаки и забирали их обратно, уже стоптанные. Он ведь ходит, вот и стаптывает. На Николу Летнего и Николу Зимнего в небольшую деревню к этой скульптуре собиралось до десяти тысяч молящихся. Даже некрещёные удмурты почитали Чудотворца, считая его хозяином леса.

Фото 13.


Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян.

Фото 14.

Как я уже говорил, статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.

Фото 15.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.

Фото 16.

Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами было видение. На небе появился огромный Николай угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.

Фото 17.

Давайте еще вспомним как это все собиралось. Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края - Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.

Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".

С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.

Книга Серебренникова могла быть никогда не напечатана, опоздай он с ней всего на полгода. В конце 1929 г. по всей стране развернулась борьба против участников краеведческих обществ и кружков, что было связано с изменением политической обстановки в стране. Был уволен директор Пермского музея А. Лебедев по обвинению в том, что он "превратил музей в приемный дом для «бывших»". Лебедев смог переехать в Свердловск, но в 1937 г. был арестован и расстрелян. Та же участь постигла профессора П.С. Богословского, который сформировал в Перми научно-краеведческую школу и был директором научного музея. Был арестован художник И. Вроченский.

Все эти люди работали вместе с Н.Н. Серебренниковым и его самого с таким "непролетарским" происхождением легко могла постичь та же участь. Тяжелым ударом для Николая Николаевича стало появившееся известие о том, что его книгу собираются издать во Франции - в те годы это могло стать приговором в деле о "политической измене". Ученый был вынужден срочно отправить письмо в газету "Уральский рабочий", сделать заявление о том, что он впервые слышит о переиздании во Франции и "в качестве самокритики" написать о том, что "в своей книге он обнаружил ошибочность в ряде основных положений". Намечавшееся было переиздание книги в московском издательстве "Academia" не состоялось.

Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.

При словах «фонд» или «хранение» невольно возникают образы либо тёмного подвала, либо заставленного склада. Но в случае коллекции деревянной скульптуры  -  это представление неверно. Она живет над землёй. Как и подобает богам.

Хранение коллекции, где нам удалось побывать, находится в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора. Крутой и сложный подъём ведёт в тесное помещение, разделённое на две комнаты, сверху донизу уставленные произведениями прикамских резчиков. Там висят, стоят, лежат, сидят воплощённые в дереве образы Христа, апостолов, святых, ангелов и херувимов. Такая плотная концентрация в столь небольшом пространстве впечатляет и завораживает. Особенно в сравнении со всем известной, светлой и полной воздуха экспозицией деревянной скульптуры.

Фото: Роман Зиюков Фото: Роман Зиюков
Фото: Роман Зиюков

Всего в этой коллекции галереи находится более четырёхсот предметов. В самой экспозиции представлено 67 самых знаковых и показательных экспонатов. По прикидкам старшего научного сотрудника отдела хранения Ксении Зубакиной, это примерно 15 % всей коллекции.

Хотя православная храмовая скульптура явление не уникальное и встречается не только в Пермском крае, коллекция Пермской художественной галереи известна как крупнейшее музейное собрание церковной православной скульптуры, происходящей из одного региона.

Сама коллекция более-менее едина в плане времени создания произведений: это период с конца XVII до начала XX века. Точное время, как и имена авторов установить трудно, а порой и невозможно в силу того, что утрачены документы, вроде церковных книг. Зато обширна география  -  весь Пермский край. Деревянные скульптуры были найдены более чем в сотне поселений.


Фото: Роман Зиюков
Фото: Роман Зиюков Фото: Роман Зиюков

«Видишь, там на горе, возвышается крест»

В пермской деревянной скульптуре несколько разных сюжетов, но самым частым является распятие Христа. В коллекции более сотни распятий, и у распространённости именно этого сюжета есть несколько причин, причём одна вытекает из другой.

Фото: Роман Зиюков

Первая заключается в истории и традициях самой церковной деревянной скульптуры в России:

«Вопрос о происхождении типологии этих скульптур остаётся не до конца исследованным,  -  рассказывает заместитель директора ПГХГ по научной работе Ольга Старцева,  -  ведь для православия более характерны плоскостные изображения  -  икона, фреска. Конечно, резная пластика известна в древнерусском искусстве с глубокой древности. Это были резные образки и иконки, кресты, энколпионы, киотные скульптуры большей или меньшей рельефности. Периодом расцвета православной пластики на Руси принято считать XV  -  XVI века. То есть движение по пути развития объёмного изображения было, и в этом нет ничего противоречащего православному канону. Отношение официальной православной церкви к статуям в храме было крайне противоречивым. В русской истории были периоды подъёма православной скульптуры, её популярности и почитания, но периодически появлялись официальные запреты. Постановление церковного Собора 1666-1667 годов запретило объёмную скульптуру в храмах, сделав исключение лишь для композиции „Распятие с предстоящими“. В XVIII-XIX веках во многих районах России резные образы Христа, Саваофа, ангелов и святых не только продолжали оставаться в храмах, но и создавались новые. В первую очередь это касается территорий, удалённых от центра, расположенных на севере, в районе Архангельска, Вологды, Сольвычегодска, и на востоке, в районе Иркутска и Красноярска. Это явление было столь распространенным, что в 1722 и в 1832 годах Святейший Синод снова принимает постановления о недопустимости скульптур в православном храме. Повторяемость запретов говорит, скорее всего, о том, что на местах, особенно в удалённой провинции, указы воспринимались как временная дисциплинарная мера».

Фото: Роман Зиюков

Но такие запреты всё-таки имели свои исключения, к которым и относились распятия:

«Православная скульптура в храмах периодически была под запретом святейшего Синода. Но именно распятия разрешалось помещать в храм,  -  объясняет Ксения Зубакина.  -  Распятие размещалось на вершине иконостаса  -  навершии. Именно с распятий началось насыщение храмов православной скульптурой. Практически в любых подобных коллекциях всегда много распятий. Часто они были с предстоящими  -  это отдельные фигуры библейских героев. Ближе всего к кресту стоят Богоматерь слева и Иоанн Богослов справа. Поэтому скульптур Богоматери и Иоанна Богослова у нас в коллекции тоже много. Иногда само распятие от всего комплекса утрачено, а фигуры Богоматери и Богослова сохранились».


Фото: Роман Зиюков

В экспозиции представлены в основном большемерные экспонаты, а в фонде хранится множество других распятий  -  напрестольные, выносные для крестного хода. Есть даже целая композиция распятия с десятью предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, сотником Лонгином и шестью ангелами. В таких композициях только ангелы держат Орудия Страстей  -  то, чем пытали Христа (розги, клещи, копье), но здесь сохранились только гвоздь и колонна позорного столба.

Но, пожалуй, самое яркое и необычное распятие  -  это одна из работ резчика Никона Кирьянова, которой дали условное название: «Распятие, окружённое тридцатью четырьмя головками херувимов». Описывать словами, как выглядит эта удивительная и поражающая воображение скульптура, бесполезно, это надо видеть. По словам Ксении Зубакиной, у российских и иностранных специалистов узнавали, есть ли аналогичные памятники в других музейных коллекциях, и выяснили, что нет. Так что это распятие можно считать поистине уникальным.

Да и сам факт того, что известно имя и точные годы жизни (1860  -  1906) автора деревянной храмовой скульптуры, тоже по-своему уникален. Никон Кирьянов  -  резчик-самоучка, жил в селе Габово Карагайского района. Он вырезал статуи специально для одной из двух часовен, которые сельчане построили для себя сами. По воспоминаниям старожилов деревни, в этой часовне находилось около пятисот скульптур Кирьянова, а сейчас в коллекции галереи  -  восемнадцать его произведений. Все они очень узнаваемы благодаря яркому стилю автора, который сейчас причисляют к наивному искусству.

Фото: Роман Зиюков

«...И шестикрылый серафим. На перепутье мне явился...»

Ещё в коллекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов и ангелов. Всего их больше ста, и основная часть расположена в хранении. Изображений Небесных сил так много в музейном собрании потому, что они были одним из типичных и наиболее распространённых элементов декора иконостаса в XVIII  -  XIX веках. Кроме того, в изображении ангелов не было жесткого канона, что давало резчикам определённую свободу творчества и фантазии. В коллекции есть летящие и коленопреклонённые ангелы, держащие свиток или рипиду, а также трубящие ангелы  -  предвестники Апокалипсиса. До недавнего времени один из таких ангелов с трубой был символом Пермской художественной галереи. Отдельно выделяются ангелы с Орудиями Страстей Христовых  -  такие композиции называют Страстной ангельский чин, который отдельным рядом располагался на иконостасе. В экспозиции галереи ангелов с Орудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос в темнице» из посёлка Пашия.

Фото: Роман Зиюков

Чин для апостолов

С хранящимися в фонде произведениями для одного из иконостасных чинов связанна загадочная история:

«Целый комплекс скульптур был найден здесь, в подвале Спаса-Преображенского собора, в 1920-е годы. Но непонятно, для какого храма они предназначались,  -  рассказывает её Ксения Зубакина.  -  Эти скульптуры иконостасные. Иконостас в церкви состоит из нескольких рядов  -  чинов. Каждый из них посвящён определённым событиям или праздникам. В иконостасе есть деисусный, или, как его ещё называют, апостольский чин. Мы привыкли, когда чин состоит из ряда икон, но видимо здесь предполагалось, что апостольский чин будет состоять из двенадцати отдельно вырезанных скульптур апостолов, а в центре должен был быть Иисус. В коллекции из двенадцати скульптур всего девять. Неизвестно, затерялись ещё три, или просто не были сделаны. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что часть скульптур не покрашена. Апостолы Пётр и Павел из этой композиции представлены в экспозиции. А семь фигур хранятся здесь, в фонде».

Фото: Роман Зиюков

Се Человек

Немного особняком от всех сюжетов церковной скульптуры находится «Сидящий Спас». Образ сидящего Спасителя, с рукой, поднесённой к лицу  -  наверное, один из самых узнаваемых в пермской деревянной скульптуре. «Сидящий Спас» был не иконостасной скульптурой, в отличие от большей части остальной коллекции. В Прикамских храмах его чаще всего помещали в северной части, в затемнённых в нишах. Обычно эти статуи делали почти в полный рост, и в храмах они располагались невысоко, в поле зрения человека, но в фонде есть и камерные вещи, и даже один совсем маленький Спас, притулившийся на полочке. Иногда фигуры Спасителя помещали в специально изготовленные для этого «темницы». Единственная в коллекции «темница»  -  та самая из села Пашия  -  выставлена в экспозиции галереи, и это уникальный памятник, аналогов которому нет в других музеях России. В самой «темнице» находится скульптура Сидящего Спаса, которая представляет редкий для пермской коллекции вариант позы  -  Христос изображён со скрещенными на коленях руками. На остальных скульптурах Спаситель правой ладонью защищается от заушения  -  пощёчины.

Всего в коллекции галереи находится семнадцать скульптур «Сидящих Спасов», в фонде под них отведено специальное место. Благодаря этому можно увидеть их различия, то, как разные резчики по-разному создавали скульптуры, какой разный уровень мастерства и детализации в изображении анатомии. Но у всех заметно, что лики этих скульптур имеют этнические черты народов Пермского края: татар, башкир, коми-пермяков. И это естественно, потому что художник всегда ориентируется на то, что видит вокруг. Как замечает Ольга Старцева, точно так же когда-то художники эпохи Возрождения писали Мадонн со своих знакомых.

И хотя фигуры Спасителя отличаются по стилистике, деталям, элементам одежды, сюжет у них один. В иконографии «Сидящего Спаса» переплетаются сразу несколько источников из библейского сюжета о Страстях Христовых: осмеяние, коронование терновым венцом, «esse homo»  -  Се Человек, или муж скорбей. В скульптурах это проявляется в изображении ран на теле, терновом венце, положении рук.


Фото: Роман Зиюков

У такого подробного выражения земных страданий Спасителя есть своя особая задача по приобщению ещё недавних язычников к христианству:

«Необходимость перестроить сознание на сложные, абстрактные и высокие понятия, которые несёт в себе христианская идея, требовала духовного роста, внутренней рефлексии человека,  -  объясняет Ольга Старцева.  -  Переживание темы Страстей Христовых в сознании резчика становится очень важным процессом. Потому что можно понять страдание как расплату за что-то, как наказание и последствие. А здесь  -  жертва во искупление чужого греха. Это всё очень абстрактно для вчерашнего язычника, который должен впитать эту новую веру. В произведениях пермской деревянной скульптуры мы видим искреннее стремление к тому, чтобы это понять, прочувствовать, пронести через себя. Поэтому образы „Сидящего Спаса“, при всей отрешённости ликов, очень близки тому, для кого они первоначально предназначались, тем, кто на них смотрит. Даже анатомическими деталями: увеличенными суставами, натруженными руками, теми деталями, что соотносятся с повседневностью и с тем, что человеку близко и понятно. На жалости и сопричастности рождается наивное и одновременно высокое чувство  -  защитить страдающего и униженного бога».

Божественные тайны

Несмотря на множество исследований и статей о коллекции Пермской деревянной скульптуры, в ней ещё остаётся много неизвестного и неизученного. Так, например, остаются лакуны в изучении вопроса о влиянии католичества и способах проникновения черт католической храмовой скульптуры в православную храмовую пластику Прикамья.

Ольга Старцева :

«Это влияние налицо, отрицать его нельзя. Например, в некоторых памятниках мы можем проследить очевидное влияние стилистики барокко. При этом мы пока не имеем никаких документальных подтверждений того, что русские резчики обучались у европейских мастеров. Всегда говорится, что западноевропейское влияние в этих изображениях есть, особенно в Спасах, но какими путями оно шло и как усваивалось мастером-резчиком, доподлинно не известно. Мы знаем, что большая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Это Русский запад, и там как раз в христианской культуре вполне естественно существуют объёмные изображения. Кроме того, на наших землях после Северной войны осело много пленных шведов, поляков, литовцев. Многие из них жили при храмах. Этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, это были разные люди, пёстрые по социальному составу. Мы не знаем, насколько они были грамотны, что у них было при себе  -  какие литературные источники и прочее. Конечно, такие связи существовали, но мы не имеем прямых свидетельств, что кто-то из русских мастеров обучался у них».

Фото: Роман Зиюков

Наверняка в столь обширной и разнообразной коллекции пермской деревянной скульптуры таится ещё немало подобных загадок. Пока пермские боги сохраняют тайны в своей обители. Но наверняка рано или поздно какие-то из них будут обязательно раскрыты, и мы узнаем об этих удивительных произведениях искусства ещё больше.

  • Фоторепортаж Ивана Козлова из запасников Пермской художественной галереи с уникальным кадрами пермских богов  -   на «Звезде».
Выбор редакции
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...