"работа над качеством звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе гитары".


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Унечская детская школа искусств»

Открытый урок

Тема: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Провела преподаватель: Малюкова И.И.

с уч – ся 2 класса Карпекиным Михаилом

Тема урока: «Работа над техникой арпеджио в классе на гитары».

Цель урока : Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Учить учащегося навыкам и умению работы с арпеджированной фактурой;

    Учить слуховому восприятию музыки;

    Развить технику правой руки;

    Развивать исполнительское мастерство;

    Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;

    Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

  • Подставка под ногу

  • Нотная литература

    Дидактический материал

    Компьютер

    Видео материал

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы урока

    закрепление первичных знаний

    определение используемых в работе музыкальных терминов

    Работа над инструктивным материалом

    упражнения на независимость и подвижность пальцев правой руки

    Л. Панайотов Этюд С - dur

    Работа над техникой арпеджио на примерах

    Р.Н.П. обр. В Токарева « В сыром бору тропина»

    В. Козлов «Маленькая арфистка»

    Повторение пройденного музыкального материала

    Итог урока

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие.

Урок проводится с учащимся второго класса специализация гитара Карпекиным Михаилом (10 лет)

    Сообщение темы урока

Тема урока: « Работа над техникой арпеджио в классе гатары»

Беседа. Ты видел игру гитариста, как легко и ловко работают руки исполнителя. Хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения? Ученик – «Да».

Тогда нам нужно изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Конечно всю работу на одном уроке показать не возможно, поэтому сегодня мы с тобой покажем только ее часть.

Звукоизвлечение – одна из самых сложных и важных составляющих игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого и богата окрашенного обертонами звука требует особого внимания к работе над ним, особенно на первых этапах обучения.

Назови основные приемы звукоизвлечения? Ученик – апояндо и тирандо. Правильно.

Апояндо (удар) – этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне:

    Показ на инструменте

    Карточки

Звук получаемы при апояндо глубокий, объёмный, сильный. Применяют когда нужно выделить мелодию.

Тирандо (щипок) – прием заключается в оттягивание струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальцем, то он коснется ладони. Остановки на струне он не имеет.

    Показ на инструменте

    Проигрывание по открытым струнам

    Карточки

Применяется тирандо при исполнении двойных нот, аккордов, арпеджио, при проведении подголосков в аккомпанементе.

Что такое аккорд? Ученик – это созвучие трех и более звуков взятых одновременно.

Если звуки аккорда сыграть поочередно, то такое исполнение называется арпеджио.

Слово арпеджио произошло от итальянского arpeggio – что в переводе означает играть как на арфе.

Ты знаешь такой инструмент? Ученик – Да, она имеет треугольную форму и много струн.

    Беседа про арфу

    Показ видео материала

Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и по - этому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе.

    Работа над инструктивным материалом.

    Работа с упражнениями на открытых струнах по сборнику А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»

    Упражнение по сборнику М. Александрова «Азбука гитариста» (№ 9,10,11,12)

    Детские песенки: М.Александрова «Маленький кораблик», «Морские волны»

Работа на уроке:

    Следили за качеством звука;

    Правильной работы пальцев правой руки;

    Отрабатывали подвижность и независимость пальцев правой руки в различной последовательности.

    Л. Понайотов Этюд С - dur

Беседа: Этюд написан в тональности С – dur, размер 3\4 мелодия с аккомпанементом.

Какой технический прием обрабатывался? Ученик – трезвучное нисходящее арпеджио. Назови аппликатуру правой руки? Ученик – a m i.

Проверка д\з – проверка знания текста, аппликатуры.

Работа на уроке : старались достигнуть максимальной четкости, частоты и ровности звучания, выделяя при этом верхний мелодический звук способом апояндо безымянным пальцем правой руки, а аккомпанирующие звуки способом тирандо. Контролировали порядок движения пальцев правой руки.

Д/з – следить за правильным звукоизвлечением и выполнением аппликатуры.

    Работа над техникой арпеджио в пьесах.

    Р.Н.П обр. В Токарева «В сыром бору тропина».

Беседа. Пьеса написана в вариационной форме (тема и вариация). Тональность a – moll, в вариации гармонический вид.

Сегодня мы покажем работу над вариацией т.к. ведущую роль в ее исполнении выполняет правая рука. Она изложена четырехзвучным арпеджиом в аппликатуре p i m i , мелодическую линию ведет большой палец.

Проверка д/з – исполнение точного текста, верной аппликатурой.

Работа на уроке: слушали, анализировали, работали над звуком, отрабатывали точное попадание третьего пальца на ноту соль диез малой октавы.

Д/з – играть медленно, ровно, слушать бас.

    В.Козлов «Маленькая арфистка»

    Исполнение произведения преподавателем;

    Рассказ о композиторе, знакомство с его творчеством;

    Анализ произведения.

Д/з – самостоятельный разбор текста.

    Повторение пройденного музыкального материала.

    Б.Ковач Этюд С – dur

    О.Максимов «Грезы»

    Итог урока

    Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке

    Выставление мотивированной оценки

    Обобщенеи д/з

Самоанализ урока

Тема урока : «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Арпеджио самый естественный прием игры на гитаре. Исполнение гармонических фигураций способствует развитию технике пальцев правой руки. Прочная основа техники игры закладывается в подготовительных упражнениях, этюдах. Рассчитанных на выработку устойчивых правильных навыков, естественных движений пальцев правой руки. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организовано систематической работы.

Учащийся Карпекин Михаил имеет средние музыкальные данные, работоспособен, занимается добросовестно. Состояние аппарата удовлетворительное.

Цель урока: развитие навыка исполнения технического приема арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Образовательные:

    Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки;

    Обучение способом работы с арпеджированной фактурой;

    Развивающие:

    Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки;

    Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре;

    Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для пальцев правой руки на основе доступного нотного материала

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к игре на гитаре;

    Воспитывать культуру исполнения;

    Воспитывать грамотного музыканта посредствам осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: на уроке использовались совестный, наглядный, объяснительно – иллюстративно, накопление знаний, самоконтроль, частично – поисковые методы, видео материал, создание ситуацию успеха.

Этапы урока соблюдения.

Время отведенное на все этапы урока распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

Урок результативный.

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.

  • Развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • Развитие музыкального мышления, памяти, внимания и воображения;
  • Активизация наблюдательности и самостоятельности;
  • Развитие навыков работы с энциклопедиями, справочниками (печатными изданиями), так и с компьютерными технологиями;
  • Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению;
  • Развитие умений поисковой и исследовательской познавательной деятельности;
  • Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи.

Воспитательные:

  • Расширение круга сведений из области музыкального искусства, формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к гитарному искусству;
  • Формирование нравственных, поведенческих и других общих качеств личности обучающихся: ответственность, чувство коллективизма, инициативность, целеустремлённость.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Методы реализации поставленных задач:

  • Поисковый
  • Творческий
  • Игровой

Приёмы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный (презентационный материал)
  • Практический

Оборудование:

Музыкальные инструменты (2 гитары), подставки, микшерный пульт, экран, проектор.

Ориентация современного художественно-эстетического образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности.

Совершенно ясно, что на уроке специального инструмента, в большей степени, мы осваиваем навыки игры на инструменте, даем ребёнку знания в рамках программы. Проблема в том, что на более подробный и полный дополнительный материал из истории инструмента, жизни и творчестве композиторов, исполнителей на инструменте, на просмотр видео-исполнений ведущих гитаристов-виртуозов просто физически не хватает времени.

Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, мотивировать их на самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки.

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий преподавателя и обучающихся:

Проводится тщательная подготовка: например даются тема и предварительные задания к ней, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика класса;

Главным условием является подготовка и работа над репертуаром (по теме);

Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в той или иной вид активной работы.

В процессе работы, все знания, учащиеся добывают самостоятельно, в зависимости от поставленных задач. Эти задачи решаются с помощью поискового и исследовательского методов обучения. В течении полугода работы над данной темой, обучающиеся (причём все) «перелопатили» огромное количество справочной литературы, энциклопедий, материалов в интернете. Пересмотрели видеозаписи ведущих исполнителей, виртуозов классической гитары, научились обобщать и систематизировать полученную информацию, выбирать главное и интересное, сравнивать и находить особенности исполнения тех или иных произведений различных эпох и жанров, самим исполнять произведения определённых в теме композиторов.

Нетрадиционные уроки - это интересная, необычная форма предоставления материала, ведь весь материал был добыт и осмыслен обучающимися. Преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, готовит репертуар и создает Презентацию (это можно поручить и старшеклассникам) и конечно же познаёт новое сам (некоторые факты стали неожиданностью).

Результат урока можно узнать в конце из анкетирования, либо опроса учащихся (желательно с применением системы поощрения), и т.д. все будет зависеть от творческой фантазии преподавателя.

Конечно, постоянно проводить нестандартные уроки по специальности нецелесообразно, можно их использовать как вводные, обобщающие, контрольные один, два раза в год. С их помощью нужно давать почувствовать ситуацию успеха обучающимся с разными музыкальными данными, так как к работе привлекаются все учащиеся класса.

Нетрадиционные уроки хорошо запоминаются, они интересны обучающимся, активизируют познавательную деятельность, творческую активность обучающихся и могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей инструментальных классов, для обновления содержания художественно-эстетического образования и совершенствования собственной педагогической деятельности в современном музыкальном образовании.

Просмотр содержимого документа
«конспект нетрадиционного урока "Мой остров гитара"»

КОНСПЕКТ

открытого урока

по специальности гитара

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п. Старь»

Дятьковского района Брянской области

Черкесовой Елены Юрьевны

Форма: нетрадиционная УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема: « МОЙ ОСТРОВ ГИТАРА»

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на остров «Гитара». На нём, мы узнаем о своём любимом инструменте много интересного, зайдем в гости к великим композиторам и исполнителям, а так жевы сами исполните произведения этих композиторов и продемонстрируете свои знания и умения приобретенные за годы обучения на прекрасном инструменте, который вы выбрали для обучения.

Весь материал этого путешествия вы искали самостоятельно, в разных источниках информации. Был проделан большой путь по остову «Гитара», вы узнали много нового и интересного, и так как всё это вы проделали сами, то на всю жизнь приобрели новые знания, новые духовные и культурные ценности, способствующие вам в дальнейшем самостоятельно воспринимать и оценивать их.

Слайд №2 - Ученик: Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как классический , блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX векеэлектрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Слайд №3 - Ученик: Тар - один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египтеи Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Слайд №4 - Ученик: Испанская гитара

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В 15 веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с пятью сдвоенными струнами (первая струна могла быть одиночной). Такие гитары получили название испанских гитар. К концу 18 века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце 18 – начале 19 века итальянский композитор-виртуоз МауроДжулиани.

Слайд №5 - Ученик: Устройство гитары

Слайд №6 -Ученик: Русская гитара

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале XVIII века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII - начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Слайд №7 - Ученик: ДЖУЛИАНИ Мауро

Джулиани - (1781-1829) – выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился 27 июля 1781 года близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.

В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.

Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. Творческое наследие Джулиани насчитывает более 200 пьес. Это произведения для гитары соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, "Большая увертюра"), а также камерные ансамбли с участием гитары (в частности, дуэты), концерт для гитары с оркестром, так же он является автором «Школы игры на гитаре».
Сын МауроДжулиани – Михаил ДЖУЛИАНИ – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Парижской консерватории по классу вокала.

Джулиани «Аллегро» исполняет ученик.

Ученик: Матео Каркасси

Маттео Каркасси (1792 – 1853гг.) - итальянский классический гитарист и композитор.
С раннего детства учился играть на фортепиано, затем на гитаре, и к двадцати годам уже заслужил репутацию хорошего исполнителя.
В 1820 году поселился в Париже, где занимался концертной и педагогической деятельностью.
Его исполнение, отмеченное блестящей виртуозностью и элегантностью, пользовалось большой популярностью среди французской публики. Каркасси часто исполнял собственные сочинения, в основном это были фантазии и вариации на темы опер. Гитарист успешно концертировал в Лондоне, а также в различных городах Германии. Каркасси - один из представителей (наряду с Фердинандо Карулли и Мауро Джулиани) классической итальянской гитарной школы. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей.
Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды и «Школа игры на гитаре », выпущенная в печать в Париже в 1836 году и ставшая одним из наиболее популярных пособий при обучении на этом инструменте.

Исполняет ученик – Каркасси «Андантино»

Ученик: Фернандо Сор (1778 – 1839 гг.)

Сор Фернандо с ранних лет обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии в Барселоне.
Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах», поставленную в театре Санта Круз.
В 1813 году Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары.
В 1823 году Сор поселяется в России вместе со своей женой, балериной Фелисите Юллен, танцевавшей главную партию в московской постановке «Золушки» (балет был сочинён Фернандом Сором и поставлен в Большом театре в Москве). Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России», в которых использует русские народные мелодии.
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства.
Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками (Мауро Джулиани , Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли ). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей. Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями.
Сор также имеет большое значение как педагог - его «Школа игры на гитаре », опубликованная в 1830 году, пользовалась огромной популярностью. Среди учеников Сора - ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.

Дуэт учащихся – Ф. Сор «Старинный испанский танец»

Слайд №9 - Ученик: Андрес Сеговия (1894 – 1987гг.)

Андрес Сеговия начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде,исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, и др.)

В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

Слайд№10 - Видео материал: в исполнении Андреса Сеговии (Альбенис«Астурио»).

Слайд №11 - Ученик: Виктор Козлов

(родился 10.01.1958, Челябинск) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия).
Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор.

Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов).
В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина.
В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом.

Как композитор, является автором оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.
Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло.

В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец, "Марш солдатиков" , "Маленький детектив" , "Танец охотника" , "Кискино горе" . Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.
В настоящее время Виктор Козлов преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения). На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба. Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" (с 1991).

Слайд №12 - Видео материал: Виктор Козлов «Восточный танец»

Слайд №13 - Ученик: Олег Копенков

КОПЕНКОВ ОЛЕГ – гитарист, композитор, аранжировщик, ведущий концертов, ведущий радиопрограмм, ди-джей, председатль Клуба Гитаристов Беларуси, литератор, педагог, продюссер.

Родился 01сентября 1962 в Минске. Учился в ДМШ № 2 по классу баяна у преподавателя Александра Динина, в Средней школе № 102 с музыкальным уклоном по классу гитары у Георгия Станкевича. В музыкальном училище занимался в классе Владимира Белышева, Бенигны Мацкевич и Анатолия Побережного.

В Университете культуры преподавателем был Владимир Угольник. С 1990г. играет в дуэте с Сергеем Кабановым (дуэт «КОПАКАБАНА»).

С 2005 года начал писать музыку для гитары. Вышли в свет 10 авторских сборников:«Мне иногда бывает грустно», «Копенков в стиле… № 2», «Копенков в стиле… № 3», «Край мой чаровны», «Карнавал», «Давай споём!», «Только крупные формы», «Миниатюры», «С миру по нотке» и «Только для тебя».

Гастроли: Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Украина, Эстония.

Фестивали: «Хрустальные струны» (Жданов 1986, 1988), «Серебренные струны» (Симферополь 1987, 1989), Всесоюзные фестивали гитаристов (Минск 1987-1991), (Фрунзе 1989), (Днепропетровск 1987, 1989), (Ленинград 1989), (Киев 1990), «Ренессанс гитары» (Гомель-Минск 1995-2009).

Награды: дипломы Международных конкурсов композиторов (2007, 2008, 2009 и 2010).

Дуэт учащихся - Олег Копенков “А может быть”

Видео найденое и понравившееся учащимся класса:

Видео материал: Дуэт гитаристов “Аргентинская мелодия” и “Коррида”

Видео материал: Китайские дети играют на гитарах

Заключение: Вот мы и закончили своё путешествие по острову “Гитара”

Вы узнали много нового, услышали произведения в исполнении профессионалов и учащихся, которые только начинают свой путь в мире музыки и искусства. И конечно же в конце урока, я хочу узнать у путешественников, плодотворно ли мы провели время на Остове “Гитара”:

ВОПРОСЫ:

1. Как назывались предшественники гитары? (тар, киннора, набла, цитра, кифара, вина, ситар….);

2. Как называется верхняя часть грифа? (головка или голова);

3. Сколько струн у Испанской гитары? (было 5, в последствии, 6 струн);

4. Как мы называем резонаторное отверстие на корпусе? (розетка)

5. Когда гитара получила распространение в России? (в конце 17 века);

6. С какими композиторами вы познакомились сегодня? (Ф. Сор, М.Каркасси, М. Джулиани, В. Козлов, О. Копенков, А. Сеговия);

7. Какой классический композитор жил работал некоторое время в России? (Фернандо Сор);

8. Виктор Козлов – это классический или современный композитор и исполнитель? (Современный);

9. Чей творческий путь длился более 70 лет? (А. Сеговия);

10. Джулиани – итальянский или испанский гитарист-виртуоз? (итальянский).

11. МатеоКаркасси – русский композитор? (итальянский).

12. Где живёт и работает Олег Копенков? (Белоруссия).

14. Кто сочинил произведение «Кискино горе»? (Виктор Козлов).

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.

Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.

Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:

  • для каждого учащегосястул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
  • фортепиано;
  • дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
  • Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор». Санкт- Петербург.
  • Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Время урока: 40 минут.

Количество учащихся: 6-8 человек.

ХОД УРОКА

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения.
Рассказ преподавателя Действия учащихся
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же, играя аккорды, обучитесь самостоятельно аккомпанировать под собственное пение.
Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой используются буквы, цифры и специальные символы.
Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов.
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна ли такая запись? Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.
С течением времени данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты;
– буквенное обозначение;
– табулатура.
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1 ).
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня».
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее:
– читать необходимо слева на право;
– шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары;
– вертикальная черта – это тактовая черта;
– арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки;
– короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3 . Рисунок 4) и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2 ).
Теперь возьмем «песенник». Что вы видите?
Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»):
– построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д.
– выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»;
– играем.
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты.
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий.
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре») :
1) читать необходимо сверху вниз;
2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую;
3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны;
4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской цифрой);
5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны.
6) каждый аккорд обозначен буквенно.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмем тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста, T, S, D.
Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте.
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов.
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm (где 6-ая струна «не используется») и E7.
Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания.
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров.
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла»
Вы снова прекрасно справились с заданием, которое поможет подобрать аккомпанемент к песне. Я предлагаю вам русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6).
А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами.
Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент.
Учащиеся разбиваются на пары и выполняют задание.
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент.
Выбор редакции
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...