Проведение пожарных проверок: основания для проведения проверки. Периодичность и продолжительность проверок пожарной безопасности Периодичность плановых проверок по пожарной безопасности


В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.



Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .


В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях , связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

А) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

Что проверяет инспектор и как оформляются результы?

Что должен проверять инспектор на предприятии?

Представитель пожарного надзора проверяет противопожарное состояние объекта и выполнение ранее рекомендованных противопожарных мероприятий:

* осматривает территорию объекта, оборудование, здания, сооружения (в том числе строящиеся и реконструируемые);

* проверяет подъездные дороги, наличие пожарной техники и ее состояние, исправность автоматических установок пожаротушения, приспособлений пожарной сигнализации, средств связи, надежность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения и т.д.

Как должны быть оформлены результаты проверок?

По результатам проверки инспектор составляет документ – предписание – с указанием мер необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание должно быть обоснованным и ссылаться на нормативные акты. Ни одно из требований, заявленных устно, не является обязательным к выполнению.

Предписание состоит из двух разделов. В первом указываются меры из предыдущего предписания, не принятые в течение установленного срока. Второй раздел содержит перечень новых рекомендаций с указанием сроков их осуществления. Документ подписывается инспектором, проводившим обследование и руководителем предприятия.

Предписание составляется минимум в двух экземплярах. Один экземпляр остается в органе пожарного надзора для контроля. Второй в течение пяти рабочих дней после проверки передается предприятию для выполнения. Предписание необходимо подписать, подтверждая его получение и согласие со сроками выполнения указанных в нем требований.

Важно помнить:

Получив от инспектора предписание по результатам проверки, проверьте:

* перечислены ли все выявленные нарушения;

* указана ли норма законодательства, нарушенная предприятием;

* действует ли эта норма на сегодняшний день;

* применима ли она к вашему предприятию;

* установлен ли срок устранения нарушений.

Если таких данных в предписании нет, требования инспектора будут считаться необоснованными.

Предписание с необоснованными требованиями можно обжаловать в вышестоящем органе или у должностного лица государственного пожарного надзора в течение 10 дней после получения.

Можно ли устранить нарушения другим способом, не указанным в предписании?

При выявлении нарушения инспектор указывает в предписании не сами нарушения, а меры по их устранению. Такая практика является оправданной, поскольку многие руководители предприятий не знают, какие противопожарные меры нужно осуществить в конкретных случаях. Поскольку в предписании инспектор указывает только один способ для устранения нарушений, который не всегда бывает оптимальным, советуем уточнить есть ли альтернативные решения проблемы.

Пример. Инспектор обследовал малярный участок цеха, отнесенный по уровню взрывопожарной опасности к категории "А". При проверке выяснилось, что здесь работает 6 человек, а из помещения ведет только один выход. Следовательно, имеет место нарушение пункта 4.3.1 "Правил пожарной безопасности в Украине" и пункта 2.26 СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания". В таком случае инспектор готовит постановление о прекращении работы малярного участка, а в предписании отмечает, что необходимо оборудовать второй эвакуационный выход из помещения в течение такого-то срока.

Естественно, что для выполнения предписания предприятию потребуются значительные дополнительные расходы средств и немало времени. Между тем устранить нарушения можно другими, менее затратными путями.

Первый способ – уменьшить количество работников до 5 человек: в таком случае помещение с одним выходом будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Второй способ – изменить категорию помещения ("А" вместо "В"), то есть вместо взрывопожароопасных лаков и красок использовать более безопасные материалы, благодаря дополнительной вентиляции увеличить кратность воздухообмена, использовать меньшее количество легковоспламеняющихся жидкостей и таким образом сократить возможную площадь их разлива. При снижении категории существенно смягчаются противопожарные требования, в том числе и в отношении эвакуации (в помещении может быть один выход).

Важно знать:

Если нарушение требований пожарной безопасности связано с количеством работников, площадью, расстоянием, величиной давления и т. п., обычно существует несколько альтернативных способов его устранения.

Какие вопросы нужно задать инспектору при получении предписания?

Руководитель, получивший предписание, должен выяснить следующие вопросы:

* суть каждого нарушения;

* требования какого конкретно нормативного акта по пожарной безопасности нарушены, является ли данный акт действующим на сегодняшний день и распространяется ли он на обследованное помещение;

* влияет ли выявленное нарушение на безопасность эвакуации людей при пожаре;

* можно ли выявленное нарушение квалифицировать как административное правонарушение;

* какие меры могут способствовать устранению нарушения;

* требования по срокам устранения выявленных нарушений.

Такой анализ ситуации позволяет выявить наиболее важные нарушения и выбрать оптимальный способ для их устранения. В случае несогласия с рекомендациями предписания аргументировано обжалуйте необоснованные требования.

Какие санкции может наложить инспектор?

Штрафы. Если в результате проверки выявлены административные нарушения, инспектор может составить постановление об административном взыскании. Такое постановление можно обжаловать в течение 10 дней в вышестоящем органе или в течение месяца – в суде.

Вышестоящий орган (должностное лицо) государственного пожарного надзора обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в течение 30 дней и принять соответствующее решение.

Если вы не согласны с принятым решением, то можете обжаловать его в суде в течение месяца с даты принятия решения.

Меры пресечения. Постановление о применении мер пресечения (например, о приостановлении работы предприятия или отдельного участка) можно обжаловать в вышестоящем органе или у должностного лица органа пожарного надзора в течение 5 рабочих дней со дня получения постановления.

Важно знать:

Инспектор не имеет права выносить постановление об административном взыскании или о применении предупредительных мер (например, о приостановлении работы предприятия). Такие Постановления выносятся только руководителем соответствующего органа пожарного надзора.

Важно знать:

Подача жалобы не отменяет действия самого постановления до момента принятия соответствующего решения судом.

Какие бывают проверки 1 г., 9 мес. назад

Репутация : 0

Виды проверок и периодичность их проведения

Целью пожарно-технических обследований и проверок является контроль соблюдения требований пожарной безопасности. Проверки могут быть плановые и внеплановые (целевые).

Плановым обследованиям и проверкам подлежат все предприятия, учреждения, организации. Периодичность таких проверок зависит от того, к какой группе объектов отнесено предприятие.
Периодичность планового пожарно-технического обследования

Группа Виды объектов Периодичность планового пожарно-технического обследования
Первая - промышленные и складские объекты категории "А" и "Б" по взрывопожарной опасности
- объекты категории "В" с площадью 500 м 2 и больше;
- объекты с массовым пребыванием людей и высотные дома,
- здания центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
- другие объекты, которые определяются соответствующим приказом начальника территориального органа госпожнадзора.
Раз в год
Вторая - промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории "В" площадью меньше 500 м 2,

Сельскохозяйственных предприятия и фермерского хозяйства, на которых задействованные наемные работники,
- объекты торговли (кроме малых архитектурных форм),
- здания повышенной этажности,
- предприятия бытового обслуживания, подземного и многоэтажного гаражного кооператива и тому подобное, которые не вошли в групы I и III, перечень которых утверждается руководителем местного органа госпожнадзора.
Раз в три года
Третья - все государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных),
- дачные, садовые и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных),
- другие малые архитектурные формы и тому подобное.
Раз в пять лет

Внеплановые проверки не проводятся, если предприятие заключило со страховой компанией договор о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении возможного ущерба.

Пожарно-технические обследования и проверки проводятся в присутствии руководителя (собственника) предприятия или его представителя, который должен быть заранее проинформирован о дате проведения проверки (!).

В каких случаях на предприятии не должна осуществляться плановая проверка?

Инспектор не имеет права проверять предприятие в текущем году, если:

* плановая проверка уже осуществлена в этом году;
* в этом году уже проведена экспертиза вашего объекта органами пожарного надзора;
* предприятие заключило договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам из-за несоблюдения вами требований пожарной безопасности, полностью компенсирует страховая компания.

Внеплановые проверки проводятся для контроля выполнения решений (предписаний, постановлений) представителей

К приходу пожарного инспектора надо вооружиться!!!

Бизнесменам, к которым приходит пожарный инспектор, надо встретить его, вооружившись сводом законов. Если плановая проверка в вашем офисе проводится чаще раза в год – это незаконно.

Осуществлять государственный пожарный надзор, согласно кодексу об административных правонарушениях РФ, имеют право только государственные инспекторы по пожарному надзору, все другие должностные лица пожарной службы не имеют таких полномочий.

Требования пожарной безопасности для различных организаций могут различаться. В зависимости от использования, все объекты делятся на три группы по взрывопожароопасности. Первая группа – это промышленные и складские помещения категории "А" взрывопожароопасности и категории "В" при площади более 500 кв. м. Вторая группа – категория "В" при площади менее 500 кв. м. Третья группа – все государственные, ведомственные, жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных) и другие малые архитектурные формы. Для каждой группы установлена своя частота проверок пожарными инспекторами. Плановые проверки проводятся: первая группа – не реже одного раза в год, вторая группа – один раз в три года, третья группа – один раз в пять лет.

Действующее законодательство предусматривает плановые пожарные проверки на любых объектах не чаще одного раза в год. Если плановая проверка в вашем офисе проводится чаще, это незаконно. Но это касается только тех объектов, где не зафиксировано нарушений.

Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы. В распоряжении обязательно должны быть указано название организации, а также точные сроки, в какой период должна быть проведена проверка.

Самые распространенные нарушения пожарной безопасности – отсутствие огнетушителей, несоответствие класса огнетушителей категории помещений или недостаток их количества, а также загромождение или блокировка пожарных выходов.

Если у инспектора нет достаточных доказательств того, что нарушены правила пожарной безопасности, то оформляется определение о возбуждении административного расследования, а протокол оформляется после его завершения, если, конечно, подтвердится факт нарушения. В других случаях протокол, составленный позже, считается недействительным. Административное расследование не может длиться более одного месяца. В исключительных случаях его могут продлить еще на один месяц в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

На практике инспектор часто не оформляет протокол сразу, а выписывает предписание, а уж потом, как правило, через месяц, а то и позже, если предписание не выполнено, налагает штраф. По закону в такой ситуации пожарные могут наказать фирму только за неисполнение предписания, а не за нарушение правил пожарной безопасности, выявленное в ходе предыдущей проверки. За неисполнение предписаний инспектора предусмотрены следующие штрафы: для юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ, для предпринимателя или руководителя фирмы – от 5 до 10 МРОТ (часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Установленной законом формы протокола нет, он может быть составлен и от руки. Однако, оформляя протокол, инспектор должен строго придерживаться правил, установленных в ст. 28.2 КоАП РФ – должны быть указаны дата и время составления, данные лица, составившего протокол, данные нарушителя, свидетели, время и место совершения нарушения, суть нарушения и др. В протоколе обязательно должна стоять подпись нарушителя, подтверждающая, что ему разъяснили его права и обязанности. Также в нем обязательно следует указывать сведения о нарушителе, о том, что он совершил, а также предусматривающую ответственность за такое нарушение статью КоАП РФ. Если протокол составлен неправильно, главный государственный инспектор по пожарному надзору может дать проверяющим три дня на его исправление. Если и после исправлений в протоколе нет обязательных реквизитов, инспектор по пожарному надзору оштрафовать нарушителя уже не может.

Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. Если нарушителем является предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они. Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен. В течение суток после составления протокола инспектор должен отправить его главному пожарному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Главный государственный инспектор по пожарному надзору рассматривает протокол на открытом заседании в течение 15 дней с момента его составления. Вы можете присутствовать при этом лично или прислать своего представителя (по доверенности). Результаты рассмотрения недействительны, если о его времени и месте вас не известили. Если вы присутствовали на заседании, то копию постановления с результатами рассмотрения дела вам вручат сразу, если нет, вам вышлют ее по почте в течение трех дней.
Если вы не согласны с постановлением, то в соответствии с законом у вас есть 10 дней, чтобы обжаловать его в суде. Оплатить штраф вы должны в течение 30 дней с момента истечения срока обжалования. Но вы сможете всего этого избежать, если будете знать о своих обязанностях, правах, и с самого начала будете соблюдать все требования правил пожарной безопасности.

Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае - не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как - это мы вам расскажем.

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници­пального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при органи­зации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление госу­дарственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципаль­ного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.

Вал по плану, план по валу

Проверки организаций могут быть плановыми и внепла­новыми.

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом пла­новой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осущест­вления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведом­лении о начале осуществления отдельных видов предпри­нимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государ­ственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обя­зательных требований и (или) требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных пред­принимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государ­ственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и на основании требо­вания прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные

Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом доку­ментарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального пред­принимателя, устанавливающих их организационно-пра­вовую форму, права и обязанности, документы, использу­емые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требо­ваний, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержа­щиеся в документах юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудо­вания, подобных объектов, транспортных средств, произ­водимые и реализуемые юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осу­ществления их деятельности.

…порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации...

Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.

Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?

Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель органи­зации может создавать пожарно-техническую комиссию.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хра­нения веществ и материалов, а также размещения техно­логических установок руководитель организации обеспе­чивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечи­вает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инва­лидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руко­водитель организации организует круглосуточное дежур­ство обслуживающего персонала.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, теле­фонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных про­дуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей руководи­тель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практиче­ских тренировок лиц, осуществляющих свою деятель­ность на объекте.

…что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру…

Чтобы не было мучительно больно

Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.

На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Кроме того, необходимо регулиро­вать места хранения и допустимое количество единовременно находя­щихся в помещениях сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным доку­ментам.

Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.

Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.

На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.

Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).

Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

…если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности…

Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.

На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

…за нарушение правил пожарной безопасности фирма может поплатиться штрафом от 150 тыс. рублей до 1 млн рублей...

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лег­кого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на гра­ждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного мил­лиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение админист­ративного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятиде­сяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об админист­ративных правонарушениях в сфере пожарной безопас­ности рассматривают органы, осуществляющие госу­дарственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территори­альных подразделений.

Ольга Шибаева, эксперт журнала "Консультант"

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В последние десятилетия у бизнес-сообщества сформировалось неоднозначное отношение к проверкам пожарной безопасности на объектах защиты. Недостаточная компетентность и коррумпированность отдельных должностных лиц ГПН, несовершенство порядка проведения проверок, делающее последние серьезным оружием нечистоплотной конкурентной борьбы - все это имело и имеет место. Однако нужно признать, что даже такие грубые нарушения со стороны надзорных органов не могут служить оправданием халатного отношения к пожарной безопасности.

Пожарные проверки классифицируются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. В нашем обзоре мы рассмотрим ключевые аспекты проведения выездных плановых проверок.

Периодичность проведения пожарных выездных плановых проверок

В общем случае плановые выездные пожарные проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года с момента:

  • уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, отдельные виды которой определены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584;
  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;
  • изменения класса функциональной пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности;
  • проведения последней плановой проверки.

Иная периодичность плановых проверок установлена для видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере. Конкретный их перечень и периодичность приведены в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. Например, в детских лагерях государственный пожарный надзор (ГПН) осуществляется 1 раз перед началом каникул, в аптеках и школах - не чаще 1 раза в год, в санаторно-курортных стационарах - не чаще 1 раза в 2 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ, Правительством РФ может быть установлена другая периодичность проведения плановых проверок при осуществлении тех видов госнадзора, которые определяются согласно частям 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее в тексте - Федеральный закон о защите прав предпринимателей). Выбор интенсивности, формы и продолжительности проведения контрольных мероприятий зависит от отнесения хозяйственной деятельности к определенной категории риска или классу (категории) опасности (так называемый риск-ориентированный подход). Положения Федерального закона о защите прав предпринимателей в отношении риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок вступают в силу с 1 января 2018 года, но Правительство РФ вправе определять отдельные виды госнадзора, которые могут проводиться и до 1 января 2018 года.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены плановые проверки тех ИП и организаций, которые, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, могут быть названы субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют виды деятельности, относящиеся к сферам:

  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • повышения энергетической эффективности;
  • образования;
  • к социальной сфере.

При этом, если индивидуальный предприниматель или организация, даже отнесенные к субъектам малого предпринимательства, ранее привлекались к ответственности за совершение грубого нарушения и в соответствии с постановлением подвергались административным наказаниям в виде:

  • дисквалификации или приостановления деятельности,
  • приостановления и/или лишения лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, -

при этом с даты окончания проверки, на основании которой было вынесено такое постановление, прошло менее 3-х лет, органы ГПН имеют право включать в ежегодный план проведения выездной пожарной проверки эти субъекты хозяйственной деятельности.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год - для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год - для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально - на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий - не более 50 часов, для микропредприятий - максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Порядок организации, проведения, оформления и учета результатов пожарных проверок

Учет проведенных контрольных мероприятий ведется в федеральной государственной информационной системе - едином реестре проверок. Ее оператором назначена Генпрокуратура РФ. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 415, они устанавливают требования к созданию реестра, порядок автоматического присвоения учетных номеров проверкам, состав, сроки и порядок включения в реестр информации о мероприятиях контроля, их результатах, принятых мерах.

Здесь следует иметь в виду, что положения данных Правил в вопросе присвоения учетного номера надзорным мероприятиям и включения в единый реестр проверок информации о проверках действуют:

  • с 1 июля 2016 года - для федерального и регионального государственного надзора,
  • с 1 января 2017 года - для муниципального контроля.

Учетный номер проверки присваивается автоматически и однократно, не может быть изменен и повторно использован. Состоит из 3-х частей: кода региона по месту издания распоряжения о проведении проверки, последних двух цифр года осуществления контрольного мероприятия, восьмизначного порядкового последовательно генерируемого номера.

Генеральная прокуратура РФ, в соответствии с частью 3 статьи 13.3 Федерального закона о защите прав предпринимателей, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера», обеспечивает размещение информации о проверках на сайте proverki.gov.ru, доступной неограниченному количеству лиц в объеме:

  • учетного номера проверки;
  • информации, содержащейся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя (см. ниже табл. 1);
  • данных о результатах пожарной проверки, содержащихся в акте проверки (см. ниже табл. 2);
  • сведений о мерах, предпринятых в случае выявленных нарушений.

Ежегодные планы проведения плановых проверок ИП и компаний, а также их автономных структурных подразделений, представительств и филиалов, разрабатываются контролирующими государственными и муниципальными органами в соответствии с Правилами подготовки, установленными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489. Ежегодные планы, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав предпринимателей», должны включать следующую информацию:

  • наименование - для организации, ФИО - для ИП;
  • адрес нахождения каждого объекта защиты, относящегося к территориальному органу ГПН - для компании, адрес места ведения бизнеса - для ИП;
  • цель и основание проведения каждой плановой пожарной проверки;
  • период проведения каждой плановой пожарной проверки с указанием начала и завершения мероприятия;
  • наименование государственного или муниципального контролирующего органа либо всех органов, совместно осуществляющих надзор.

Ежегодный план контрольно-надзорных мероприятий должен быть доступен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и территориальных подразделений органа ГПН.

Плановый пожарный надзор начинается с подписания руководителем ГПН или его заместителем распоряжения (приказа) о назначении проверки, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В этом документе указывается информация, приведенная в таблице 1.

Таблица 1. Перечень сведений, содержащихся в распоряжении (приказе) руководителя ГПН или его заместителя

Состав информации распоряжения (приказа) о проведении пожарной проверки
А
А.1 Учетный номер проверки и дата его присвоения (присваиваются в автоматическом режиме с момента внесения в единый реестр проверок информации, указанной в подпунктах «а» - «в» пункта 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок)
А.2
А.3 Даты начала и окончания проведения проверки
А.4 Правовые основания проведения пожарной проверки, включая обязательные и муниципальные требования, подлежащие проверке, а также (при наличии) административные регламенты по осуществлению государственного контроля (надзора) и перечень документов , представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки
А.5 Цели, задачи, предмет и срок проведения пожарной проверки
А.6 Вид (плановая или внеплановая) и форма (выездная или документарная) пожарной проверки
А.7 Перечень надзорных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач пожарной проверки, и продолжительность их проведения
А.8 Данные о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя (в случае внеплановой выездной проверки)
А.9 Информация о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок
Б Информация об органе ГПН:
Б.1
Б.2 ФИО и должность уполномоченных на проведение проверки лиц
Б.3 ФИО и должность лиц, привлеченных к контрольным мероприятиям: частных экспертов и представителей аккредитованных экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации и наименования органа по аккредитации, выдавшего свидетельство об аккредитации
Б.4 Номер функции в «Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»
В Информация о проверяемом лице:
В.1
В.2 Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - для организации; (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя; ИНН - для всех
В.3 Адрес юридический и нахождения каждого объекта защиты: арендованного или находящегося в собственности (основного офиса, филиалов, автономных структурных подразделений, представительств) - для компании; адрес фактического места ведения бизнеса - для ИП (место жительства индивидуального предпринимателя не указывается в соответствии с Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ)
В.4 Адреса опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов использования атомной энергии (для специальных проверок данных объектов)
Г Информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 9 (для плановых проверок) и частями 8, 13, 16–18 статьи 10 (для внеплановых проверок) Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

Далее, заверенная печатью и росписью руководителя ГПН или его заместителем копия распоряжения (приказа) о проведении выездной плановой проверки не позднее чем в течение 3-х рабочих дней до начала проведения контрольных мероприятий направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом проверяемым лицам.

Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Иными словами, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала - об этом также свидетельствует правоприменительная судебная практика.

Если выездная пожарная проверка проводится в отношении участников СРО, то на адрес саморегулируемой организации также должно быть выслано уведомление, чтобы ее уполномоченный представитель смог присутствовать в процессе контрольных мероприятий. Если же члены СРО, в отношении которых проводилась проверка, допустили нарушения обязательных и муниципальных требований, должностные лица органа ГПН обязаны уведомить об этом саморегулируемую организацию. Кроме того, плановая проверка членов СРО (ИП или компаний) проводится выборочно, то есть в отношении не более чем 10% от общего числа участников саморегулируемой организации, но не менее чем 2-х членов СРО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок.

Алгоритм проведения плановой проверки следующий. Выездная проверка проводится согласно предмету мероприятия, указанному в распоряжении, в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании. Если нарушений обязательных и муниципальных требований пожарной безопасности не выявлено, в 2-х экземплярах составляется акт по результатам проведенной проверки. Он подписывается должностным лицом (лицами) ГПН. После этого производится запись в журнале учета проверок (при его наличии) проверяемого лица, происходит ознакомление правообладателя (арендатора) объекта защиты или уполномоченного на это лица с актом под роспись. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается под роспись проверяемому лицу на месте, направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или, при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Если электронный документ с актом выслан способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, акт считается полученным проверяемым лицом.

Если же в процессе проверки возникла необходимость в проведении исследований (испытаний, экспертизы), то они являются дополнительным промежуточным этапом контрольного мероприятия. В случае установления достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения, в зависимости от ситуации определяется один из вариантов:

  1. Возбуждается дело об административном нарушении;
  2. Информация направляется в иные компетентные органы государственного надзора об обнаружении правонарушений, по которым в соответствии с КоАП РФ органы ГПН не имеют право возбуждать производство.

В первом варианте: при внеплановой проверке, если имеют место только те нарушения, которые уже были зафиксированы и предписаны к устранению при ранее проведенной плановой проверке, составляется акт, в остальных случаях:

  • оформляется предупреждение на месте совершения правонарушения;
  • выносится определение о возбуждении дела и проведении расследования;
  • составляется протокол о применении меры обеспечения административного делопроизводства;
  • составляется протокол об административном правонарушении.

Во втором варианте выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований и/или о проведении мероприятий другими надзорными органами, например, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и составляется акт по результатам проведенной проверки.

Акт проверки органом ГПН юридического лица или ИП, примерная типовая форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141, содержит информацию, приведенную в таблице 2.

Таблица 2. Перечень сведений, содержащихся в акте пожарной проверки

Состав информации акта проверки органом ГПН
А Информация о пожарной проверке:
А.2 Номер распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН (его заместителя) и дата
Б Информация об органе ГПН:
Б.1 Полное наименование надзорного органа
Д Информация о результатах пожарной проверки:
Д.1 Дата, время и место составления акта проверки
Д.2 Дата, время, продолжительность и адрес проведения надзорных мероприятий
Д.3 Наименование - для организации; ФИО - для ИП
Д.4 ФИО и должность уполномоченного лица, проводившего проверку
Д.5 ФИО и должность руководителя, другого должностного лица организации, уполномоченного представителя юрлица или ИП, присутствовавших при проведении проверки
Д.6 Данные об ознакомлении с актом проверки или отказе от него, о наличии подписей в акте или об отказе от совершения подписи, о внесении в журнал учета проверок (при его наличии) записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи
Д.7 Данные об отсутствии или наличии нарушений обязательных и муниципальных правовых требований с приведением конкретных положений правовых актов: характер нарушений и лица, их допустившие
Д.8 Данные о соответствии или несоответствии обязательным требованиям информации, указанной в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Д.9 Причины невозможности осуществления контрольных мероприятий (если они не были проведены)

Как организации, так и ИП не обязаны, но имеют право вести журнал проверок, его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141. В журнал должностными лицами органов ГПН заносится запись о проведенных контрольных мероприятиях, в которой указывается полное наименование надзорного органа и ФИО пожарного инспектора, дата и время, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, а также выявленные правонарушения и выданные предписания. Журнал проверок прошивается, его страницы нумеруются и удостоверяются печатью организации или ИП. Если данный журнал не заведен, об этом указывается в акте проверок.

Если у ИП или компании имеются разногласия и возражения в отношении указанных в акте фактов, выводов, предложений и вынесенных предписаний, Федеральный закон о защите прав предпринимателей дает 15 рабочих дней с момента получения акта на обжалование в письменной форме его положений.

Согласно приказу МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375, юридическое или физическое лицо, в отношении которого подготовлены документы в ходе или по результатам пожарной проверки могут обжаловать в досудебном порядке решение или действие (бездействие) органа ГПН. Для этого необходимо направить жалобу на имя того руководителя ГПН, который выдал распоряжение о проведении проверки или на имя руководителя вышестоящего органа ГПН в отношении любых нижестоящих должностных лиц. Жалоба должна быть зарегистрирована в течение 3-х дней и рассмотрена в течение 15 рабочих дней. После этого орган ГПН признает обжалуемое решение (действие/бездействие) должностного лица правомерным либо неправомерным и определяет меры, направленные на устранение допущенных нарушений, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов проверяемых лиц. Подать жалобу можно как на составленный акт проверки, так и на невозможность исполнения предписания органа пожарного надзора в установленный срок. При этом важно, чтобы любое заявление или возражение было составлено юридически грамотно и обоснованно.

Совет
В зависимости от специфики бизнеса и назначения объекта защиты, конкретные обязательные условия обеспечения пожарной безопасности могут отличаться для различных ИП и юридических лиц. Рекомендуем вам обратиться к квалифицированным юристам, работающим в сфере ПБ. Это позволит избежать неприятных сюрпризов во время проведения плановой проверки и не допустить процедуры выездной внеплановой проверки. В любом случае, юридическая подготовка поможет обнаружить риски, но не предотвратить их.

Обязанности, ограничение полномочий и ответственность пожарного инспектора при проверке

Должностное лицо органа ГПН при проведении надзорных мероприятий обязано:

  1. Предъявить служебное удостоверение.
  2. Ознакомить предпринимателя или уполномоченного лица компании с распоряжением или приказом руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки, а также:
      с целями, задачами, предметом и правовыми основаниями проведения выездной проверки;
    • с перечнем административных регламентов контроля, обязательных и муниципальных требований, документов, необходимых для достижения целей и задач проведения пожарной проверки;
    • с видами и объемом контрольных мероприятий;
    • со сроками и условиями их проведения;
    • с составом независимых экспертов и представителей экспертных организаций, услуги и понесенные расходы которых оплачиваются в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 1311;
    • с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, с указанием их ФИО и должностей;
    • с документами и/или информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
  3. Вручить под роспись предпринимателю или уполномоченному лицу компании заверенную печатью и росписью копию распоряжения или приказа руководителя органа ГПН (его заместителя) о назначении выездной проверки.
  4. Предоставить копии заявления о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности предпринимателя, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 (в случае внеплановой выездной проверки).
  5. Разъяснить суть содержания статьи 26.1 Федерального закона о защите прав предпринимателей до начала проведения контрольных мероприятий.
  6. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей.
  7. Проводить проверку только в установленные сроки.
  8. Проводить проверку только в присутствии предпринимателя или уполномоченного лица компании, не допускать необоснованное ограничение его прав и законных интересов.
  9. Проводить исследования (испытания, измерения) только с оформлением протоколов об отборе образцов продукции или проб обследования объектов по установленной форме, если последние необходимы для исследования.
  10. Предоставлять разъяснения, другую информацию и документы относительно предмета проводимой пожарной проверки.
  11. Исключить требование от предпринимателя или уполномоченного лица компании документы и информацию, не относящиеся к предмету проверки.
  12. Ознакомить с результатами проверки.
  13. Соотносить тяжесть выявленных нарушений, их потенциальную опасность для здоровья и жизни людей, животных и растений, окружающей среды, памятников архитектуры, истории и культуры, безопасности государства, для возникновения ЧС с определяемой мерой ответственности.
  14. Доказать аргументированность (обоснованность) принятого решения.
  15. Осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок, если таковой имеется у юрлица или ИП.

Грубые нарушения организации и проведения пожарной проверки влекут недействительность результатов надзорных мероприятий. К грубым нарушениям, в частности, статьей 20 Федерального закона о защите прав предпринимателей отнесены:

  • отсутствие правовых оснований для проведения плановой или внеплановой проверки;
  • не включение контрольных мероприятий в ежегодный план;
  • отсутствие согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры;
  • отсутствие распоряжения (приказа) руководителя ГПН (его заместителя);
  • нарушение сроков уведомления о предстоящих надзорных мероприятиях;
  • нарушение установленных сроков и времени их проведения;
  • проведение плановой проверки в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении лиц, отнесенных положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме занятых в сфере образования, здравоохранения, электроэнергетики, энергосбережения и теплоснабжения, а также социальной сферы;
  • не разъяснение положений статьи 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, о чем сказано в ее 5-й части;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, не имеющих государственной аккредитации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 636;
  • привлечение к пожарной проверке экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом;
  • требование документов или выполнения требований, не относящихся к предмету проверки и компетенции органа ГПН. Например, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования технического характера, косвенно связанные с пожарной безопасностью, и их нарушения могут влиять на состояние ПБ, но при этом ответственность за них установлена статьей 9.11 КоАП РФ, а рассмотрение дел по ней отнесено статьей 23.30 КоАП РФ к компетенции органов государственного энергетического надзора (Письмо МЧС РФ от 2 июня 2011 г. № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП»);
  • требование выполнения положений нормативных правовых актов, потерявших свою актуальность или наоборот - еще не вступивших в силу, а значит, не соответствующих текущему законодательству Российской Федерации, или выполнения муниципальных правовых актов, которые не были опубликованы должным образом;
  • разглашение информации, полученной в ходе проверки и относящейся к коммерческой, служебной или государственной тайне кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ;
  • непредставление акта проверки, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141.

Ответственность должностных лиц органов ГПН за несоблюдение требований законодательства о государственном надзоре и муниципальном контроле определяется статьей 19.6.1. КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб., за повторное нарушение - от 5 до 10 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 6 до 12 мес. При этом о принятых мерах проверяемому лицу должно быть сообщено в письменной форме в течение 10 дней с момента их определения.

Чтобы не обороняться от пожарных инспекторов, а ждать их как дорогих гостей, нужно всего лишь соблюдать букву закона, безоговорочно соблюдая требования пожарной безопасности. В этом вопросе экспертную помощь способны оказать . Более 15 лет мы занимается обеспечением противопожарной защиты на объектах любой сложности, проводим пожарный аудит и оценку пожарных рисков, проектирование и монтаж автоматических систем сигнализации, пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...