Олег даль от чего. Олег Даль умер, потому что не хотел жить…


Олег Даль являлся безумно талантливым актером, довольно неплохим сценаристом, а его чтение стихов было просто умопомрачительным. Толпы людей ценили, и что самое главное уважали его творчество. Артист достаточно привлекателен собой, и что не маловажно, харизматичен. Он так отыгрывал роли, что просто перехватывало дух, мог донести до зрителя все чувства и эмоции.

Его замечательную игру часто называли совершенством, чего нельзя было сказать о его личной судьбе, которую он собственно ручно погубил своими вредными привычками. А ведь ему светило великое будущее, возможно даже мировая известность.

Артист запал в душу большому количеству почитателей, которые помнят и любят его, а фильмы с его участием просматривают и сейчас.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

Внешность артиста довольно запоминающаяся, Олег был строен, красив и весьма молод. По характеру мужчина был тяжелым на подъем, упертый, в некотором смысле взрывным и импульсивным, особенно это сказывалось в рабочем коллективе. Но и в то же время он относиться к типу людей, которые достаточно заботливы и ласковы в семейном кругу. А в работе артист просто растворялся и был самим совершенством, можно даже сказать идеалом для большинства зрителей.

Многие дамы были влюблены не только в его персонажей, но и в самого актера. Поэтому и не удивительно, что о нем интересовались и интересуются и сейчас, его параметрами как: рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю было, когда он ушел из жизни.

Все элементарно просто, рост артиста составлял 185 сантиметров. Олег Даль был молод, можно сказать, мужчина в самом расцвете сил, но к несчастью, не дожил до своего сорокалетия всего пару месяцев, и умер в возрасте 39 лет.

Биография Олега Даля

Появился на свет мальчик 25 мая 1941 года в самый разгар Великой Отечественной Войны, в простой работящей семье. Он был вторым ребенком, еще у мальчика была старшая сестра. Мальчик рос достаточно активным и смышленым, уже в раннем детстве проявлялся его сложный характер, постоянно конфликтовал со сверстниками. Учился парень хорошо и после окончания школы решает поступать в Щепкинский театральный. Родители некоторое время были против выбора сына, мол это не профессия, но через время смирились и даже стали гордиться за своего мальчика.

Парень был очень трудолюбивый и уже учась в институте, он параллельно стал сниматься в кино и театре и именно с этого момента началась творческая биография Олега Даля.

Фильмография: фильмы с участием Олега Даля

Фильмография артиста просто зашкаливает количеством отснятых фильмов с его участием и многочисленными театральными постановками.

В 1962 году была первая сыгранная роль Олега Даля в фильме «Мой младший брат», где сыграл главную роль творческого мальчишки Алика Крамера. После чего ему поступило сразу несколько предложений, но уже в самом начале артист тщательно подбирал себе роли по душе и не разменивался по мелочам. Затем снялся в психологической кинокартине «Человек который сомневается».

Уже в 1967 году Олегу пришла известность благодаря фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», где актер был в роли стрелка-радиста, именно этой ролью покорил сердца многих поклонников, в особенности женского пола.

В 1968 году артист снялся в чудесной постановке «Старая, старая сказка», где он сыграл одновременно две совершенно разные по типажу роли солдата и веселого кукольника. Только самые талантливые люди могут отыграть в одном сюжете, нескольких персонажей, и по мнению критиков, обе роли ему удались превосходно, к каждой он нашел свой личный тонкий подход и выразил всю мощь постановки.

Затем актер большое количество времени посвятил театру, он сам считал, что он в первую очередь театрал и именно эта сцена создана для него, а кино стояло для него на втором плане. Несмотря на это он продолжал сниматься в кинокартинах.

У артиста было свое понимание прекрасного, и он часто не сходилось с мнением коллег и режиссеров, поэтому Олегу приходилось менять место работы.

Самым важным участием в фильме Даля считал роли в сюжетах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре», которые он сыграл просто восхитительно, вложив в них все силы и чувства передавая зрителю все самое значимое.

В конце 70х годов артист все чаще стал отказываться от предложений в съемках и тем самым заработал себе не очень хорошую репутацию. Стал все больше выпивать и отдаляться от всех. А 3 марта 1981 года ушел из жизни великий талант и кумир многих поклонников.

Личная жизнь Олега Даля

Наш актер относился к такому типу людей, как весьма взрывной, как ураган, его характер тяжелый, и в то же время притягивал своей харизмой и невероятным талантом. Сам артист был зачастую самой противоположностью своих персонажей, казалось, что этот человек невероятно счастливый и жизнерадостный человек, стремящийся к саморазвитию. Однако все это была лишь маска, и само собой безумный талант артиста.

Личная жизнь Олега Даля отмечается большим количеством разнообразия женского пола. В его жизни было три законных брака. Каждый из которых был чудесен по-своему, мужчина долгое время пытался найти ту самую единственную, которая смогла бы вытерпеть его склочный характер. Именно такую он нашел, в своем третьем браке Елизавету Апраскину, которая сумела скрасить, его в последнее время, унылое настроение, и дать желание к самой жизни, но от плохой привычки, тяге к алкоголю, так и не отучила.

Как и у всех звезд бывают кризисы в жизни, некоторые справляются и вновь поднимаются на пьедестал, а некоторые замыкаются в себе. Даль относится к тому типу, которые не смогли справиться с самим собой, и плюс его пристрастие к алкоголю внесло окончательную лепту в жизнь мужчины. Никто себе представить не мог что причина смерти будет алкоголизм. Тяжело было поверить в погибель такого чудесного таланта, и многие задавались вопросом: «Олег Даль смерть по какой причине». Не маловажным фактом, повлиявшим на его погибель, стало то, что молодой мужчина был закодирован, и приняв большое количество спиртного спровоцировало кровоизлияние и мгновенную смерть. Похороны прошли с большим терзанием в сердцах у всех поклонников, знакомых и друзей.

Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?

Новость о потере такого таланта пролетела мгновенно, все были в шоке от случившегося. Никто не мог даже представить себе такую скорую потерю, достаточно молодого артиста, и постоянно задавались вопросами: «Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?». Ведь о пристрастии к алкоголю знали только самые близкие люди звезды.

Прощание с блистательным талантом проходили 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в самой столице. Увидеть в последний раз актера, пришло большое количество поклонников, друзей, коллег и родственников, все были опечалены такой утратой, а некоторые ходили в растерянности от случившегося.

Память об Олеге Дали будет с нами вечна, поклонники его творчества постоянно просматривают фильмы с его участием и восхищаются таким талантом по сей день.

Семья Олега Даля

Мальчик был рожден в самой обыкновенной семье, мать была преподавателем в местной школе, а отец работал инженером на железной дороге. Его появление пришло на самый разгар Великой Отечественной Войны, так что детство сложилось у парня не ахти. У Олега была еще старшая сестричка Ираида, с которой у него были очень теплые отношения. Семья Олега Даля была очень дружно, несмотря на все сложившиеся события их жизни.

Сам артист безумно хотел семью, он долгое время был в поисках той самой женщины, которая заставит его душу сиять изнутри. Он хотел найти женщину, которая будет ценить семейный очаг и в то же время быть ему единомышленником. Для своей возлюбленной он был готов на все, лишь бы она давала все свое тепло, в котором мужчина так нуждался. У него было две не очень удачных попытки, а третья увенчалась успехом, как говориться в народе «Бог любит троицу».

Дети Олега Даля

Своим самым большим детищем артист считал, отыгранные им роли. Он вкладывал в них душу, вместе с ролями вырастал его профессионализм и с ними изучал все новые тонкости аспекта идеальной роли.

Из-за его очень скверного характера и пристрастия к алкоголю у молодого человека так и не появились продолжатели его рода. А также повлиял, факт преждевременного ухода из жизни, ведь артист был еще молод и красив. Поклонники считают, что если бы у него были наследники, то непременно дети Олега Дали стали не менее талантливыми и успешными людьми.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

Встретил свою первую даму сердца Олег в театре «Современник», где они оба работали, ее звали Нина Дорошина. Артистка прославилась такими кинокартинами, как «Любовь и голуби», где она сыграла главную роль, которая стала ее визитной карточкой в мире кинематографа.

Девушка была достаточно молода, привлекательна и талантлива, у многих от нее просто вскрикивало голову, и наш актер не стал исключением. Артист сразу влюбился и стремительно начал ухаживать за девушкой, хотя она на то время крутила роман с Ефремовым, но нашему герою удалось привлечь свое внимание на себя и пара вскоре поженилась. Не прошло и дня со свадьбы, как уже бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина, не скрываясь, снова стала встречаться с Олегом Ефремовым. Первый брак увенчался разочарованием и большим провалом. Сама Нина говорила, что их браку не суждено было продлится долго, так как они были совершенно разними и просто не сошлись характерами.

Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

После первой неразделенной любви, через небольшой промежуток времени, Олег встречает актрису Татьяну Лаврову. Она была хороша собой и также весьма талантлива, и умна. Мужчине так сильно хотелось простого семейного счастья, что он не задумываясь жениться на очередной избраннице. Для Лавровой это был уже второй брак, который так же не продлился и пару тройку лет. Прожив с ней совместные два года, Татьяна решает уйти от артиста, объясняя это тем что он не тот, кто ей нужен. Молодой человек безумно расстроился, что опять у него не вышло семейного счастья, о котором он так мечтал, по его словам, Татьяна была черства в отношениях, а ему хотелось больше нежности и ласки.

Большинство друзей и родственников считают, что бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова подтолкнула его на путь алкоголизма. Так как после развода мужчина был сильно подавлен и разочарован в собственной жизни.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

Со своей будущей женой Лизой актер познакомился в ресторане, где женщина праздновала свой день рождение в окружении своих коллег по съемочной площадке, ведь она работала монтажером. В шутливой форме она пригласила его к себе в гости в Ленинград. Недолго думая Олег приезжает к ней в город, и через пару дней он уже предложил ей выйти за него замуж. Такой поступок был достаточно рискованным, ведь за плечами у молодого человека выло уже два неудачных опыта, но Олега это никак не испугало. Они вскоре поженились и жили душа в душу. Артист наконец нашел ту самую, которую так долго искал, она была не только хороша собой, а и нежна, умна и очень образованна, супругам всегда было о чем поговорить, им казалось, что у них даже одинаковый взгляд на мир. Пара была на седьмом небе от счастья, но от пагубной привычки своего мужа женщина так и не смогла отвадить. Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апратская была со своим супругом до последних его дней, они прожили совместно долгих 10 лет. Смерть для женщины стала настоящей трагедией и шоком. Как утверждает сама Лиза вместе с мужем умерла, и частичка ее души и в дальнейшем она не жила, а существовала.

Всем очень жаль, что так рано нас покинул великолепный артист, ведь он мог радовать нас своей игрой еще долгие годы. Таких талантов как Олег Даль просто невозможно забыть, он будет жить в сердцах каждого почитателя его творчества.

Олега Даля считают самым ярким и неоднозначным актером. Его талант приводил в восторг многочисленных поклонников, а его поведение на съемочной площадке или сцене бесило коллег. О нем можно было услышать и хорошее и плохое, он сам был человеком, впадающим в крайности. Непосредственный характер помог актеру оказаться на вершине славы, ему многое прощали, и он шел дальше – вперед к своей мечте.

Слава к Олегу Далю пришла после выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», хоть до этого у него уже были достаточно успешные работы в кино.

Детство

Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино под Москвой. Отец – Иван Зиновьевич — был крупным железнодорожным инженером, Мама — Павла Петровна — работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Особых проблем с учебой в школе у Олега не было. Он любил спорт, особенно баскетбол. Но однажды обнаружилось, что у него больное сердце, и врачи запретили мальчику играть.

Олег легко нашел замену спорту – он увлекся поэзией, литературой и живописью. Когда речь заходила о выборе жизненного пути, то он говорил, что хочет связать свою биографию с небом и выучиться на летчика. Эти мечты так и остались мечтами – из-за больного сердца дорога в летное училище была закрыта.

В школе он увлекся творчеством , одним из любимых произведений стал «Герой нашего времени». Олег решил, что будет актером и сыграет полюбившегося персонажа на сцене. Откуда мальчику, выросшему в послевоенное голодное время, было знать, что пройдет каких-то 15 лет, и он сможет воплотить свою мечту в жизнь.

Юность

В 1959-м школа осталась позади, и парень объявил родителям, что собирается поступать в театральный вуз. Семья встала на дыбы, ведь в роду не было ни одного артиста. Все мамины родственники были учителями и филологами, отец — инженер, член партии, поэтому ни о каком театральном никто даже и слышать не хотел. Актерская профессия казалась им очень нестабильной в плане заработка, и потом, у сына с детства была картавая речь.

Фото: Олег Даль в юности

Олег Даль был очень настойчивым и добивался всего, что задумал. Поэтому он не стал слушать родителей и пошел на экзамены. Парень хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и успешно прошел все испытания. Ему повезло поступить с первого раза и оказаться в мастерской Н.Анненкова, в знаменитой «Щепке». Даль учился вместе и , которые тоже стали известными актерами.

Фильмы

В 1961-м началась экранизация повести «Звездный билет», которую написал . Режиссер А.Зархи долго подыскивал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур – студентов театральных вузов, отобрал пару десятков претендентов и пригласил на пробы. Удача улыбнулась Олегу Далю – он должен был сыграть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в красивейшем городе – Таллине. Картина получила название «Мой младший брат».

После того, как фильм пошел в прокат, молодой актер попал в поле зрения к двум уже прославленным режиссерам: Л.Аграновичу и . Агранович предложил Олегу работу в картине «Человек, который сомневается», причем он должен был сыграть главного персонажа. По сюжету фильма героя Даля Бориса Дуленко арестовывают и предъявляют ему обвинение в убийстве школьницы.

Картина вышла в прокат в 1963-м, как раз к моменту окончания Олегом театрального училища. Дипломный спектакль выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Современника» , которой очень понравилась игра талантливого молодого человека. Она предложила Далю прийти к ним в театр. Чтобы стать полноправным актером, нужно было пройти отборочный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег блестяще справился с задачей и попал в состав труппы. На его карьере этот успех никак не отразился – ему доверяют только второстепенные роли.

Даля снова позвали в кино. На этот раз в картину «Первый троллейбус», которую зрители увидели в 1964-м. Сюжет был простым и незамысловатым, но очень понравился любителям кинематографа.

Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем роли его были незаметными. В 1966-м на Олега Даля обратил внимание режиссер киностудии «Ленфильм» В.Мотыль. Он как раз искал актера на исполнителя главной роли в картине «Женя, Женечка и «катюша»». Увидев Олега, режиссер даже не сомневался – именно так и должен был выглядеть его герой. Картину не одобрили чиновники от искусства, поэтому ее показывали не часто, хоть зрителям фильм пришелся по душе.

После показа картины, карьера Олега Даля начала постепенно расти вверх. Его приглашают сниматься в проекте о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», где его героем стал летчик Соболевский. Прокат этой картины сделал из Даля всероссийского героя, и вывел его карьеру на высочайший уровень.

Наладились дела и в театре, где он начал снова выходить на сцену. На этот раз роль была значительной – Васька Пепел в постановке «На дне».

В конце 60-х Олегу Далю предлагают сотрудничество режиссеры Н.Кошеверова и Г.Козинцев. Последний позвал актера изобразить Шута в «Короле Лире»- роль, которую потом назвали самой значимой в творческой биографии артиста. Картина вышла в 1971-м и была награждена почетными международными премиями Чикагского, Миланского и Тегеранского кинофестивалей.

Олега Даля пригласили на работу в Ленинградский драматический театр, поэтому он поселился в Северной столице.

70-е годы стали очень успешными, и принесли актеру интересные роли в кинематографе. В 1972-м Олегу предложили роль в картине «Земля Санникова». Он сначала загорелся, а потом пришло разочарование. Артист был уверен, что сюжет интересный, но его постепенно превращают в дешевый балаган. Он отказывается от съемок и после этого с большой тщательностью отбирает себе роли.

Когда-то в детстве Олег мечтал сыграть Печорина, и вот в 1973-м ему выпала такая возможность. Его позвали на съемки фильма «По страницам журнала Печорина», где доверили главную роль. В последующие два года вышло еще пять фильмов с его участием.

Личная жизнь

В личной жизни Олега Даля было три официальных брака, но детей у актера не было ни в одном из них. Первый раз он женился в 1963 году. Избранницей Олега стала актриса «Современника» , но брак существовал недолго.

Вторую жену звали , она тоже была актрисой.


Фото: Олег Даль и его жена

Третьей женой Олега Даля стала Елизавета Апраксина, которая доводилась внучкой литературоведу Борису Эйхенбауму. Они познакомились на съемочной площадке картины «Король Лир» в августе 1969-го, где женщина работала монтажером. Она была единственной из трех жен Даля, которая сумела сладить с его тяжелым характером. Влюбленные поженились и прожили вместе до самой смерти артиста. Даль гордился и любил свою жену, Елизавета окружила мужа женским вниманием и заботой. Она словно нашла тот ключик, которым открывались потаенные дверцы его души, и это помогло супругам жить в мире и согласии, несмотря на сложный характер любимого.

Причина смерти

В конце 70-х актер перестал так много времени проводить на съемочной площадке. Одной из самых значимых работ того периода стала картина «Отпуск в сентябре», снятая в 1979-м. Олег Даль начал сильно выпивать, при этом отказывался бороться с вредной привычкой. Здоровье было основательно подорвано детскими проблемами с сердцем и постоянными разборками с режиссерами.


Фото: Могила Олега Даля

Олег даль умер 03.03.1981 года в одной из гостиниц Киева, куда он приехал в командировку. Смерть наступила в результате сердечного приступа, вызванного употреблением спиртного. Олег Даль в последние годы говорил, что скоро умрет, он даже чувствовал, что это произойдет в ближайшее время. Местом упокоения Олега Даля стало Ваганьковское кладбище в Москве.

Избранная фильмография

  • 1962 - Мой младший брат
  • 1963 - Первый троллейбус
  • 1966 - Строится мост
  • 1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика
  • 1968 - Старая, старая сказка
  • 1970 - Король Лир
  • 1971 - Тень
  • 1973 - Пожар во флигеле
  • 1974 - Звезда пленительного счастья
  • 1975 - Вариант «Омега»
  • 1977 - Золотая мина
  • 1978 - Расписание на послезавтра
  • 1979 - Приключения принца Флоризеля
  • 1980 - Незваный друг

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Детство актера Олега Даля

Олег Иванович Даль появился на свет в подмосковном городе Люблино в семье потомков легендарного русского филолога, составителя толкового словаря Владимира Даля. Отец будущего актера Иван Зиновьевич занимал важный пост в железнодорожных инженерных службах. Мать Павла Петровна работала учителем в школе. У Олега Даля была сестра Ираида.

Рос Даль в городке Люблино, дворовое детство будущего актера проходило у дома №63 по улице Московской. Еще в школе у него было обнаружено заболевание сердца. Тогда же мальчик начал увлекаться живописью и литературным творчеством.

После окончания десятилетки, в 1959-м, сильно картавивший с детства Олег Даль, вопреки родительской воле, принял решение стать студентом Щепкинского театрального училища.

Начало творческого пути Олега Даля

Творческий экзамен в «Щепку» Даль сдавал с программой, в которую выходил монолог Ноздрёва в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя и отрывкок из поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. По результатам конкурса, юноша был зачислен актерский курс мастера Николая Анненкова, актера Малого театра, Народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии. Однокурсниками Олега были такие ставшие позднее известными артисты как Михаил Кононов и Виталий Соломин.

В кино Даль дебютировал в 1962 году в роли Алика Крамера, в ленте «Мой младший брат», снятой по мотивам повести Аксёнова «Звёздный билет». После этого по приглашению Сергея Бондарчука молодой актер пробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее «Война и мир», но пробы не прошёл. В 1963 году в прокате появился напряженный психологический детектив Аграновича «Человек, который смеется», в котором артист сыграл главную роль.

Олег Даль. Между прошлым и будущим

Олег Даль и первая популярность

В 1967 году, поссорившийся со всеми театрами из-за своего вспыльчивого характера Олег Даль, с третьих проб (первые две он сорвал, находясь под воздействием алкоголя), был утвержден руководством «Ленфильма» на роль в трагикомической военной ленте режиссера Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В августе 1967 года состоялась премьера этого фильма. Правда, советские чиновники признал картину «вредной», и предоставили ей прокатную лицензию лишь в третьесортных кинотеатрах страны. Фильм появился на больших экранах только после того, как получил огромное количество позитивных рецензий от адмиралов и высшего командного состава Балтийского и Северного флотов.

Окончательно укрепить популярность у зрителя, обеспечить себе регулярные приглашения сниматься у именитых режиссеров Олегу Далю удалось после участия в съемках фильма о жизни летчиков во время Великой Отечественной войны «Хроника пикирующего бомбардировщика». В этом фильме актер сыграл главную роль – стрелка-радиста Жени Соболевского.

В 1968 Даль сыграл роль солдата в музыкальном фильме по мотивам сказок Г.Х.Андересена «Старая, старая сказка». В 1970 году на широкие экраны вышла двухсерийная экранизация «Короля Лира» Шекспира. В этом фильме Олег Иванович создал интереснейший образ Шута.


Одной из самых известных работ Даля стала роль Евгения Крестовского в «Земле Санникова» о которой, кстати, сам актер впоследствии отзывался негативно. Серию сказочных фильмов с участием актера продолжила постановка в 1972 году «Тени» Евгения Шварца, где артист выступил в роли Христиана-Теодора, ученого и его Тени.

Карьера Олега Даля в театре

Снимаясь в кино, Даль параллельно активно развивался в качестве театрального актера. С 1963 года начинающего артиста пригласили работать в театр «Современник». Правда, первые пять лет он исполнял там роли преимущественно второго плана.

В 1968-м сыграл вора Васю Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых заметных работ артиста на сцене «Современника».

Первый режиссерский опыт Даля – постановка «Принцесса и дровосек» (1969), где он также сыграл в одной из главных ролей.

Имея собственное представление о внутренней «творческой кухне», Олег Даль неоднократно сменил место работы и режиссера. В начале 70-х гг. он трудился в Ленкоме, одновременно репетируя во МХАТе у Олега Ефремова. В 1975, прекратив сотрудничество с театром «Современник», артист поступил на курсы режиссеров в мастерскую Хейфеца во ВГИКе. Правда, на них он так и не доучился - бросил. В конце 70-х Олег Даль входил в труппу театра на Малой Бронной.

Олег Даль. Последние 24 часа

За два года (1973-74) Даль, снялся в пяти кинолентах подряд, таких как «Звезда пленительного счастья» (реж. В.Мотыль), «Операция «Омега» (реж. А.-Я.Воязос) и других.

Последние работы Олега Даля

Одной из самых замечательных работ в последние годы жизни Олега Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» которая вышла на экраны только после смерти актера, в 1987 году. В ноябре 1980-го Даль стал работать в составе труппы Малого театра, где сыграл роль Алекса в спектакле «Берег».

Последнюю роль актер сыграл в ленте «Незваный друг». Фильм вышел в 1980 году. Правда, утверждали Олега Ивановича на эту роль «со скрипом». Из-за конфликта оказалось подорвано здоровье артиста. В последние месяцы жизни актер сильно пил. Осознавая проблему – Олег Даль предпринимал попытки «завязать» с гибельной привычкой.


Работа до изнеможения, частые конфликты с режиссерами и руководством киностудий, опала (Даль называл себя «инородным артистом»), невозможность выезжать за границу, чрезмерное употребление алкоголя, - все эти факторы привели к тому, что 3 марта 1981 года Олега Ивановича Даля не стало вследствие сердечного приступа. Актер умер в номере гостиницы в Киеве, где пребывал в творческой командировке. Могила артиста находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

До своего 40-летия он не дожил двух месяцев.

Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера.


Говорят, он был «неудобным» для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них его погубила.


Актер театра и кино Олег Даль
Он родился за месяц до начала войны и, как многие дети его поколения, мечтал стать моряком или летчиком. Но из-за проблем с сердцем ему пришлось выбирать другую профессию. Он увлекся литературой и живописью, а после окончания школы решил поступать в Щепкинское театральное училище, хотя его родители были против. Ему удалось сдать экзамены с первой попытки. Во время учебы Олег Даль начал сниматься в кино, и уже тогда он обратил на себя внимание известных режиссеров – ему поступили предложения от Леонида Аграновича и Сергея Бондарчука.


Олег Даль


Владимир Высоцкий и Олег Даль
Всесоюзную популярность Олегу Далю принесла главная роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Успех закрепил фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». К концу 1960-х гг. он был уже одним из самых популярных и любимых в народе театральных и киноактеров.


Актер театра и кино Олег Даль



Никто не подвергал сомнению его актерский талант, но многие режиссеры опасались с ним сотрудничать: Даль мог взяться за роль, начать репетировать, а потом решить, что фильм или спектакль недостаточно хорош и отказаться от работы. Его называли одной из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Ему многое прощали за его талант и неординарность, но его чрезмерная прямота и принципиальность, резкость и максимализм, обидчивость и вспыльчивость мешали строить и дружеские, и профессиональные отношения.


Олег Даль в фильме *Женя, Женечка и *катюша*, 1967


Кадр из фильма *Женя, Женечка и *катюша*, 1967
Олег Даль часто конфликтовал с режиссерами – он требовал полной свободы действий и не любил, когда ему мешали делать то, что он считал нужным. Дело часто доходило до выговоров и «разборов полетов» на общем собрании. Олег Ефремов не раз пытался уволить его из «Современника», Даль уходил из театра и снова возвращался. На съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» он однажды отказался выходить на съемочную площадку из-за того, что его костюм топорщился и плохо на нем сидел. Одним из немногих, кто был согласен терпеть и срывы, и грубость Даля, был режиссер Григорий Козинцев, который считал, что масштаб актерского дарования перекрывал все трудности характера, и понимал, что ему и самому непросто мириться с собой.


Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968


Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968
Актер часто отказывался от ролей, если сценарий казался ему неинтересным. Так он поступил с фильмами «Безымянная звезда», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Экипаж». Из-за того, что он бросил работу, уже приступив к съемкам в «Экипаже», у него случился серьезный конфликт с руководством «Мосфильма». После чего Олег Даль записал в своем дневнике: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня».


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе


Актер театра и кино Олег Даль
Из-за тяжелого характера долгое время Олег Даль не мог найти счастья и в семейной жизни. Два его первых брака распались. Актрисой Нина Дорошина вышла за него замуж назло человеку, которого любила, – Олегу Ефремову, и Даль узнал об этом прямо во время свадьбы. Поэтому этот брак тут же распался. Семейный союз с актрисой Татьяной Лавровой тоже был недолговечным. В 1969 г. актер познакомился с Елизаветой Эйхенбаум, которая была монтажером на съемках, и вскоре они поженились. Его знакомые говорили, что она была единственным человеком, кто смог найти к нему подход.


Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973


Олег Даль в фильме *Земля Санникова*, 1973
В театре Даль часто срывал спектакли из-за того, что позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии или вообще не являться. Незадолго до смерти, пропустив свой единственный спектакль в Малом театре, он написал объяснительную: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок – позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас – мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы». Однако побороть алкогольную зависимость актер так и не смог. Его жена вспоминала: «Олег страшно пил. При этом делался похожим на Зилова из «Утиной охоты», даже страшнее. Себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал… Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже».


Кадры из фильма *Не может быть!*, 1975


Олег Даль в фильме *Приключения принца Флоризеля*, 1979
Последней заметной работой Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» в 1979 г. Из-за алкогольной зависимости актера обострились конфликты с режиссерами, что сказалось на здоровье и напомнило о давних проблемах с сердцем. Знакомые говорили, что в последние месяцы жизни актер был в состоянии физического и нервного истощения. Во время гастролей в Киеве 3 марта 1981 г. Олег Даль скончался в гостиничном номере. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, но говорили, что спровоцирован он был употреблением алкоголя. После его смерти жена призналась: «С Олегом я прожила счастливую жизнь. Не прилагая особых усилий, он сделал меня совершенно другой: я забыла о прежней Лизе Апраксиной и одолела профессию жены Художника, которому трудно. Хоть и научилась смотреть на все его глазами, жить его делами, все равно он так и остался для меня загадкой. Прекрасной. Я умерла вместе с ним».


Актер театра и кино Олег Даль
Сам о себе Олег Даль говорил: «Я не народный, я инородный». Его вдова Лиза признавалась: «Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался». Актер Олег Борисов называл его «заповедной личностью». Из-за своих конфликтов с руководством Даль не получал никаких наград, званий и премий, но для миллионов зрителей был и остается истинно народным артистом.


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе

Олег Даль ушёл в 39 лет. Он не имел званий, премий и призов (в 1978-м получил народного Украинской ССР). «Я артист — этим всё сказано». Ставка за «творческие встречи со зрителями» от тогдашнего Бюро пропаганды киноискусства (а это могло подолгу быть единственным источником заработка «опасного» артиста) — 18 руб. Даль не очень-то приветствовал эти «встречи», актёрские «выходы на публику», к народу. На одной из них, когда его по ошибке представили как народного артиста, тут же уточнил: «Я не народный, я инородный». А себя в дневнике спрашивал: «Как стать единственным? Найти неповторимость — в чём она?» Именно единственным и неповторимым Даль и был. «Кто-то должен быть Далем, кто-то — при нём карликом. В природе не предусмотрено существование двух Далей», — это уже его талантливейший и тоже неповторимый тёзка Олег Борисов, называвший Даля «заповедной личностью». Удивительный, уникальный, не такой, как все, — такое ощущение он вызывает: «Своеобразным обозвали, вернее — обозначили». Оказалось, что эта ипостась его — и дар, и крест.


«Человек без кожи»

«Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался», — вспоминала о Дале его третья жена Лиза. А вторая, знаменитая актриса Татьяна Лаврова , с которой актёр прожил всего полгода, писала, что «любить его было трудно, не любить невозможно». Его и впрямь очень нежно и с какой-то тревогой и страхом любили те, кто его понимал и ценил его уникальный дар. «Счастливейший партнёр — он талантливо ходил, молчал», — пишет Марина Неёлова .

Марина Неёлова и Олег Даль в фильме «Старая, старая сказка», 1968 год

Жена Лиза Эйхенбаум , внучка знаменитого учёного-литературоведа с родословной, идущей от графов Апраксиных, ленинградская богемная интеллектуалка, вышла за Олега, страшно пьющего и малоизвестного, в 33 года, имея за плечами два брака, роман с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым (предпочла ему Даля!), — и верно служила мужу 10 лет, оставив работу, обустраивая быт и дела, терпя его безобразные запои, переехала с мамой (обожавшей своего «зятёныша», «дурного и славного») ради него в Москву из писательской квартиры деда в хрущёвскую двушку (и ту ещё надо было купить: у коренного москвича Олега ничего не было).

Она посвятила ему жизнь, хранила его архив, устраивала выставки, подготовила к записи пластинку-моноспектакль Даля «Наедине с тобою, брат…» по стихам Лермонтова, подготовила сборники его памяти, написала о нём книгу и сама — «Взрослый молодой человек», мечтала о музее в их последней квартире (и первом настоящем их доме) на Смоленском бульваре. С одной из таких выставок памяти артиста исчезли некоторые его личные вещи, магнитофон «Электроника». Олег так радовался этому подарку родственника — ветерана «Нормандии — Неман», сам бы никогда не купил, а для рабочих записей лермонтовских стихов он был так необходим!

Лиза пережила мужа на 12 лет (две строгие плиты на Ваганьковском рядом) и всю жизнь считала его и их брак подарком судьбы. Но он, «человек без кожи» по её определению, так и остался для неё «таинственным, полнейшей загадкой». Откровением стали для вдовы дневники Даля, которые он вёл с 1971 г.: «Я даже не подозревала, как разрывалось его сердце». Оно и разорвалось в номере гостиницы в Киеве, куда он приехал договориться о съёмках в комедийном фильме Николая Рашеева (снявшего популярнейший телефильм «Бумбараш») «Яблоко на ладони». Странно, но автограф Даля выглядит как линия нитевидного пульса с инициалами «ОД» в начале. Режиссёр тогда, в 1981-м, пережил шок, когда, взломав в номере дверь, Даля обнаружили неживым, — сам попал в больницу, отказывался снимать тот свой фильм без Олега. Но деньги были выделены, и «Яблоко» вышло на экраны…

Олег Даль, Андрей Миронов и Александр Збруев в фильме «Мой младший брат», 1962 год. Фото: Кадр из фильма

Даль оставил полсотни ролей в кино, рано, ещё на 2-м курсе Щепкинского училища, снявшись в культовом фильме «Мой младший брат» по нашумевшему тогда «Звёздному билету» Василия Аксёнова, потом назвавшего его «прирождённым современным молодым интеллектуальным героем», но в то же время и «типичным человеком XIX века, прирождённым чеховским героем». Им поразительно сыграны Лаевский из прекрасной экранизации чеховской «Дуэли» Иосифа Хейфица (этот мастер, мэтр «влюбился в Даля, сравнивал его с пламенем от свечи, которую несут против ветра»), Печорин в телеспектакле по Лермонтову Анатолия Эфроса (для того чтобы непременно сыграть его, Даль и стал актёром, по его признанию, даже сам ухитрился исправить свою картавость для поступления на актёрский), Шута в «Короле Лире» великого Григория Козинцева : «Мальчик из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы выбирал мотивы повеселее. У него детские вымученные глаза. Олег Даль — именно такой Шут…» Мэтр нежно относился к артисту, прощал и срывы: «Ведь он — не жилец…» Он мог бы сыграть булгаковского Мастера, он не сыграл Гамлета, Макбета, Чацкого, Мышкина, Треплева, отказался от Хлестакова у Гайдая сам, как и от Пети Трофимова у Эфроса.

Много или мало оставил Даль, всегда переживавший, «какая память останется»? Эдвард Радзинский тонко заметил, что Даль был «болен прекрасной болезнью — манией совершенства, органически не выносил фальши, рвачества и халтуры».

Олег Даль в роли Шута в фильме «Король Лир», 1970 год. Фото: РИА Новости / Резников

«Укоряющий талант»

Даль вообще часто отказывался от ролей сам, и не только в т. н. «производственных» пьесах и фильмах в духе «соцреализма», который он люто ненавидел. Отказался от Жени Лукашина у Рязанова , от «Экипажа» Митты : «Не моё!» А уж ненавидеть Даль умел. Он был «нетерпим, убийственно остроумен, а иногда невыносим» — дневники его, весьма откровенные, переполнены порой желчными, ядовитыми характеристиками коллег, «культурных» чиновников, целых театров (даже прославленных, в которых он и служил), режиссёров, признанных кумиров и авторитетов «застойных» 70-х, коих Даль был и сыном, и героем, и жертвой. Тех 70-х, когда искусство всё более порабощала иерархия званий, премий с заседаниями в президиумах, загранпоездками, путёвками, автомобилями, пайками…

Даль буквально физически мог страдать от «непролазной бесталантливости и абсолютного непрофессионализма», «пошлого кошмара безвкусицы» и «воинствующего мещанства», царивших в искусстве и в среде людей искусства, в которую он трагически не вписывался. Даже при первых тех самых творческих встречах с ним люди отмечали его «неактёрское» поведение: ничего не требует («Номер люкс? Зачем мне? Мне и одноместного хватит»), не панибратствует и не терпит фамильярности, не травит байки и анекдоты, не принимает подарки «в дорогу». Он мог обескураживающее честно ответить чужому человеку на предложение коньячку: «Нет, если я сейчас выпью — сорвусь». Он был честен до жестокости прежде всего с собой («Совесть — вот личность Олега», — заметил Иосиф Хейфиц) — и в профессии, и в страшной борьбе со своим недугом, пьянством: «Я себе противен до омерзения!», «безвольный безумец я», «веду борьбу не на жизнь, а на СМЕРТЬ (и это не фигурально)» — слова из дневников. Даль лечился, «зашивался» всегда добровольно, впервые — вместе с Высоцким , давал запирать себя дома и не выпускать по три дня.

Он казался многим обречённым, очень больным, этот «преждевременно уставший», «усталый мудрый мальчик с добрыми голубыми глазами» — по определению Людмилы Гурченко . Мальчишеская стать (его звали в юности «арматура» и «перочинный ножик» — 1 м 84 см при немыслимой худобе — «теловычитании»), а главное, у Даля отмечали ребячью суть. Элегантный, стильный, лёгкий, точно летящий («Он же ничего не весит!» — изумился его партнёр по Малому театру, подняв Даля на репетиции, по роли, на руки)… Даль всегда выглядел моложе своих лет. Его трудно, невозможно вообразить стариком, это с каким-то ужасом отметила про себя однажды, наблюдая за ним, жена: он же никогда стариком не будет! «Точно с жизнью его связывала тоненькая ниточка, которая может оборваться в любую секунду». Из зала ему могли написать в записке: «Олег Иванович, пожалуйста, берегите себя! Вы очень нам нужны». Но могли и такое: «Вы же всё врёте!» Или полюбопытствовать, есть ли у актёра дети («Я этого не знаю», — отвечал) и где купил пиджак…

Человеческое хамство, наглость и тупость приводили его в ярость. А вот перед теми же «пуленепробиваемыми» качествами у бюрократов, цензоров, чиновников он был абсолютно беззащитен. Спасало чувство юмора: объяснительную записку в театре мог написать в стихах! К слову, Даль, интеллектуал и книгочей, писал стихи, рассказы, рисовал прекрасно, инсценировку «Зависти» Олеши сделал, отлично пел и играл на гитаре, потому и так переживал, что не дали самому спеть «Есть только миг» в «Земле Санникова». А сам Дин Рид , услышав однажды в компании пение Даля — «Эх, дороги…», спросил, впечатлённый, сколько у того золотых дисков…

Не было у Даля при жизни не только многих ролей, но и дисков. Свой единственный моноспектакль «Наедине с тобою, брат…» по Лермонтову он, впервые «сам себе режиссёр», записывал в полном одиночестве дома, запершись в «кабинетике», накануне своего ухода на магнитофон, с подобранной им самим музыкой, стирал и снова записывал — экономил кассеты. Одна чудом сохранилась и чудом попала мне в руки в 1986-м году — впечатление было огромным и очень горьким. Та уникальная постановка, которой так и не было, как и многого другого в короткой жизни артиста, в 1981-м планировалась для Концертного зала им. Чайковского с «полуподпольным» «Арсеналом» Алексея Козлова — затормозили «сверху». Даль тогда был отлучён от профессии актёрским отделом «Мосфильма» («они добили меня»), а фильм «Отпуск в сентябре» по «Утиной охоте» Вампилова , где он на разрыв сердца сыграл Зилова, на 8 лет лёг на полку, актёр его так и не увидел, свою, быть может, лучшую в жизни роль… Едва не оказался на полке и «Женя, Женечка и „катюша“» Мотыля, узкий прокат ждал «Плохого хорошего человека» по «Дуэли»…

«Пойду умирать!»

«Современник» в пору расцвета (где Даль, начинающий, пять лет ждал ролей) — оттуда актёр уходил и возвращался, там пережил первую любовь и свадьбу с Ниной Дорошиной , влюблённой в Олега другого, Ефремова, и с ним эту самую свою свадьбу покинувшей. МХАТ, Театр на М. Бронной (где Дон Жуана Даль так и не сыграл — играл в 37 лет юного Беляева в «Месяце в деревне»), наконец, последний в его жизни Малый театр (где под Новый 1981 год Даля «ввели» срочно на крошечную роль бармена в «Береге» Юрия Бондарева ), Высшие режиссёрские курсы (откуда в ужасе ушёл), ВГИК, студенты…

Олег Даль в фильме «Человек, который сомневается», 1964 год, и Нина Дорошина в фильме «Первый троллейбус», 1963 г.

О собственной смерти Даль думал, писал весь 1980-й, после ухода «брата», Высоцкого: «Я следующий», «уйду за Володей…» На фото Даля на похоронах друга (и действительно брата по несчастью) больно смотреть. Пересуды за спиной: может, хоть это его вразумит, ведь он, «истеричный алкоголик», сам во всём виноват… А в обычном деловом письме Даля к знакомому режиссёру незадолго до смерти — вдруг на полях рисунок: могила с крестом и следы к ней. А эти беспощадные записи в дневнике, только для себя (теперь они изданы)? «Подари мне покой, о, Господи», «не надо мне искать грязь на стороне, её предостаточно во мне самом», этой «собственной гнуси» и «абсолютного безволия», «мозг утомлён безвыходностью идей и мыслей», «одиноко-то как, бог ты мой», «я — абстрактный мечтатель» и «какая ужасная профессия — быть зависимым…»

Свой несостоявшийся лермонтовский спектакль Даль сначала назвал «Смерть поэта», а последняя его роль в кино — в фильме «Мы смерти смотрели в лицо». Последняя поездка на творческие встречи со зрителями в сентябре 1980 г. была в Пензу, и он поставил условие — поехать в лермонтовские Тарханы и непременно посетить семейный склеп поэта. Так и было, и все отметили запредельную усталость, болезненный вид и какую-то отрешённость, сломленность артиста. Даль, по определению режиссёра Бориса Львова-Анохина — «трагический непоседа, непримиримый скиталец, гордый бродяга», кажется, и впрямь что-то знал о своём скором уходе, по крайней мере — предчувствовал. Выйдя из актёрского автобуса утром у гостиницы, сказал вдруг всем не обычное «До свиданья!» — «Прощайте!». Позавтракав в буфете, попрощался и с актёром Леонидом Марковым : «Пойду к себе. Умирать».

Выбор редакции
В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...