Образ крестьянина в русской литературе. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо", образы крестьян Сформулируйте собирательные черты характера русских крестьян


Наиболее обширным по замыслу и исполнению произведением Н. А. Некрасова, синтезом основных мотивов его поэзии, поистине энциклопедией целой эпохи жизни русского народа является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Предположительно работа над ней была начата в 1863 г. В первом номере «Современника» за 1866 г. был опубликован «Пролог» поэмы. В 1869-1870 гг. новый некрасовский журнал - «Отечественные записки» - помещает главы первой части. Две части - «Последыш» и «Крестьянка» были написаны почти одновременно и опубликованы в 1873-1874 гг. (последовательность расположения этих частей внутри поэмы была и остается спорной). Наконец, к 1876 г. относится часть, которой суждено было стать последней - «Пир на весь мир».

Таким образом, поэма осталась неоконченной. В рамках произведения нет встречи мужиков с чиновником, купцом, «вельможным боярином, министром государевым», царем, между тем как Некрасов хотел удовлетворить любопытство всех семи мужиков. «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», - говорил поэт перед смертью. Легко заметить, что поначалу он работал с большей интенсивностью. Работа после окончания первой части продвигалась трудно, с перерывами, жизнь не давала однозначного ответа на вопросы, поставленные в поэме, и когда Некрасова «донимали» в беседе, «кому живется весело, вольготно на Руси», он отвечал полушутя и уклончиво: «Хмелю».

Путеводной нитью в понимании замысла и содержания поэмы является интерес Некрасова к историческим судьбам русского крестьянства, хотя о крестьянском счастье речь идет только в ироническом смысле - это дырявое и горбатое счастье крестьян Подтянутой губернии. Но пока не решен вопрос о довольстве и счастье русского крестьянина, представляющего подавляющее большинство народа - имя ему легион — никто не может быть счастливым на Руси. Чего ищут некрасовские странники? Об этом они сами говорят в главе «Последыш»:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошенной волости,

Избыткова села.

Ищут — и не находят. Вопрос о судьбах крестьянства - это вопрос, почему нет счастья крестьянину и где «ключи от этого счастья».

Поэма была начата Некрасовым сразу после реформы, и поэтому в ней, как и в других произведениях поэта этого периода, естественны размышления о том, изменилась ли жизнь народа к лучшему. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» содержит попытку если не дать ответ, то по крайней мере поставить этот вопрос во всей его глубине и сложности. «Крестьянские порядки нескончаемы», - говорит героиня главы «Крестьянка» Матрена Тимофеевна Корчагина. Зависимость и после реформы осталась прежней, лишь изменив свои формы:

... Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь, и господин.

И хотя у крестьян нет оснований, подобно Оболту-Оболдуеву, тосковать о недавних временах, они вынуждены признать, что в горьких сетованиях помещика («На всей тебе, Русь-матушка, - Как клейма на преступнике, - Как на коне тавро, - Два слова нацарапаны - «Навынос и распивочно») есть своя правда. Крепостнический порядок строился на произволе, внеэкономическом принуждении («кого хочу - помилую, кого хочу - казню»), но был все же определенным «порядком». Теперь же, заявляет Оболт-Оболдуев, «поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!» И некрасовские «временнообязанные» не без опасений воспринимают новый, только формирующийся уклад жизни.

В части поэмы, названной «Пир на весь мир», праздничная Вахлачина, которой напомнили о великом крестьянском грехе, вдруг видит себя не такой, как представляли подвыпившие и расхрабрившиеся мужики, а такой, какова она на самом деле:

Пропали люди гордые,

С уверенной походкою,

Остались вахлаки,

Досыта не едавшие,

Несолоно хлебавшие,

Которых вместо барина

Драть будет волостной.

В этих условиях формируется тип поведения русского крестьянина, в котором причудливо переплетаются терпение и гнев, хитрость и наивность, трудолюбие и апатия, доброжелательность и вспыльчивость.

Где же выход? Ответ на этот вопрос не прост и не однозначен. Он дается всей системой образов произведения. В этом ответе не только уверенность, но и горькие раздумья и сомнения. Русь великая и жалкая, могучая и бессильная во всех ее многообразных проявлениях предстает в поэме.

В чем же величие крестьянской Руси? Прежде всего в труде тяжелом, поистине богатырском, но плохо вознаграждаемом и, чаще всего, подневольном. Величие крестьянской Руси и в том, что, задавленная рабством, она сохранила веру в лучшую жизнь, доверие и сердечность. Случайному прохожему, страннику, незнакомому человеку в русской деревне дадут пищу и ночлег, будут рады разговору с ним.

Убожество крестьянской Руси - в ее темноте, невежестве, отсталости (в том числе и нравственной отсталости), доходящей до дикости. Странники с удивлением видят, как вахлаки ни за что ни про что бьют человека.

В поле зрения поэта и такие обычные явления русского народного быта, как пьянство и сквернословие. «Без ругани, как водится,- Словечко не промолвится, - Шальная, непотребная, - Слышней всего она!»(из главы «Пьяная ночь»). Эта особенность народного общения получает афористическое выражение: «...мужику не лаяться - едино, что молчать». Масштабы народного пьянства в изображении Некрасова поистине чудовищны. Недаром в условно-сказочном «Прологе» волшебная птица-пеночка предупреждает мужиков:

А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два - исполнится

По вашему желанию,

А в третий быть беде!

Заветное «ведро» чрезвычайно облегчает странникам поиски счастливого, открывает души и развязывает языки. Старый пахарь Яким Нагой сам говорит о себе:

Он до смерти работает.

До полусмерти пьет.

Убожество крестьянской Руси - в ее вековом терпении. Припоминаются презрительные реплики старого бунтаря Савелия: «Погибшие... пропащие...», «Эх вы, Аники-воины! - Со стариками, с бабами - Вам только воевать!», «Недотерпеть-пропасть,-Перетерпеть-пропасть!» Бог, царь и господин - это не только повелители мужика, это нередко идолы, которым он привык поклоняться. Конечно, Савелий, богатырь святорусский - тип русского крестьянина, но и холоп примерный, Яков верный - это тоже тип русского крестьянина. Рабская зависимость порождает «сущих псов», гордящихся своей рабской участью - вплоть до таких, как дворовый князя Переметьева, который гордится тем, что «с французским лучшим трюфелем» лизал тарелки, допивал из рюмок иностранные напитки и болен благородною болезнью, «какая только водится у первых лиц в империи», или дворовый князя Утятина Ипат, который до старости с гордостью рассказывает, как подгулявший барин выкупал его зимой в проруби.

Некрасову дорога идея единения, солидарности крестьян, крестьянского «мира». Выразительна сцена, когда в тяжбе совестливого, честного и любимого мужиками Ермила Ильича Гирина с купцом Алтынниковым поддержка крестьян помогает ему одержать победу:

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему

Против мирской казны...

Но «мир» плохо сознает собственные интересы, излишне доверчив к своим господам; в «Последыше», например, крестьянская община позволяет помещику издеваться над мужиками - в надежде на честное слово его наследников - отдать им после смерти князя Утятина поемные луга. Но Последыш умирает, а вахлаки по-прежнему ведут тяжбу за луга с молодыми Утятиными.

Особенно занимают писателя лучшие проявления русского крестьянского характера, зарождение самосознания в народной среде. Зачатки этого самосознания есть уже у придавленного нуждой и непосильным трудом Якима Нагого . Этот человек тридцать лет жарится под солнцем за сохой. И вот этот жалкий убогий пахарь произносит страстный, полный достоинства монолог в защиту мужика. Якиму свойственны и зачатки эстетического чувства, и понимание людей и их отношений, и живет он «не хлебом единым».

С особым лиризмом и проникновенностью представлена в поэме исповедь Матрены Тимофеевны Корчагиной . Чувство собственного достоинства далось ей дорогой ценой. Матрене Тимофеевне пришлось испытать и глумление над ее материнским чувством, и наглые домогательства господского управляющего Ситникова, и плеть. И ласковое заступничество губернаторши, которая избавила от рекрутчины мужа Матрены Тимофеевны питерщика Филиппа, не способно вытравить из сердца перенесенных ею горьких обид и оскорблений.

«Гневное сердце» Матрены Тимофеевны не исключение. Даже неисправимого холопа Якова верного мутит от непрерывных надругательств, и его самоубийство — это тоже своего рода луч света в темном царстве. Накопление горючего материала в народной среде очевидно, и потому эта среда должна выдвинуть своих лидеров, «заступников». Типы народных заступников появляются и в поэме Некрасова.

Ярким воплощением крестьянской силы и непокорства является Савелий , «богатырь святорусский». Действительно, в нем есть нечто от былинного богатыря, поднявшего страшную тягу и ушедшего в землю «с натуги». Не случайно и то, что увидев в губернском городе памятник Ивану Сусанину, Матрена Тимофеевна вспоминает дедушку Савелия:

Стоит из меди кованный,

Точь-в-точь Савелий дедушка,

Мужик на площади.

Савелий - из породы тех мужиков, которые под предводительством Разина и Пугачева вешали и сбрасывали с колоколен дворян, потрясали Москвой и всей помещичьей Русью. Бывший каторжник, который под русское слово «Наддай!» вместе с другими крестьянами закопал в землю немца-управителя и, по его собственным словам, «лютее зверя был», Савелий, однако, до конца жизни гордо несет свое человеческое достоинство: «Клейменый, да не раб!..». Савелий хранит еще память о тех давних временах, когда крестьянская община, пользуясь дремучими лесами и топкими болотами, действительно отстаивала вольность, когда Корежина и под розгами стойко стояла за свои права. Но времена эти - в прошлом, и героический дух деда Савелия далек от настоящей жизни. Он уходит из жизни непокоренным, но в убеждении, что судьбу русского крестьянина не изменить и «правды не найти».

И все же память о вольности жива в русском крестьянине, как жива легенда о разбойнике Кудеяре, искупившем свои грехи убийством помещика - пана Глуховского, «богатого, знатного, первого в той стороне». Некрасов, таким образом, допускает насилие как один из возможных путей в справедливом переустройстве общественных отношений. Но не только через насилие возможно изменение к лучшему взаимоотношений между людьми. Другой путь обозначен поэтом в образе Ермила Гирина.

Ермил Гирин - грамотный крестьянин, что само по себе было редкостью. Еще большей редкостью были его совестливость и бескорыстие, проявившиеся еще в ту пору, когда двадцатилетний Ермил был писарем в конторе. И это в стране, где взятка была таким же обычным явлением, как пьянство и сквернословие! Крестьяне оценили Гирина и избрали его старостой. Один раз оступился Ермил: спас брата от рекрутчины, поставив не в очередь другого молодого парня, и этот свой неверный шаг пережил как настоящую трагедию, добившись восстановления справедливости и отказавшись от должности старосты. И в новом своем положении, став владельцем мельницы, которую выторговал у Алтынникова, Гирин остался верен себе:

...И стал он пуще прежнего

Всему народу люб:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал

<…>

Порядок строгий вел!

Были бы люди разных сословий похожи на Ермила - не пришлось бы долго мужикам разыскивать счастливого, не нужно было бы восстанавливать справедливость при помощи насилия. Но люди, похожие на Ермила, явление на Руси исключительное, а рассказ о Ермиле обрывается на том, что он сидит в остроге. На пути законности и правосознания добиться справедливости оказывается невозможным...

С проблемой коренного изменения крестьянской жизни связан и образ Григория Добросклонова . Григорий - сын полунищего деревенского дьячка, переживший тяжелое детство, раннюю смерть матери и выживший благодаря сердобольным односельчанам. Григорий Добросклонов - дитя Вахлачины, он хорошо знаком с крестьянской долей и крестьянским трудом, однако путь у него иной. Он семинарист, мечтает об университете, но с детства твердо знает, кому будут принадлежать его ум и знания. Заветная мысль поэта о возвращении интеллигенцией своего долга народу выражена здесь в самом простом варианте, но несомненно, что Некрасов тем самым исследует и проблему формирования демократической интеллигенции в целом, генезис ее твердой преданности интересам крестьянства, «униженных» и «обиженных», и в то же время - ее трагическое одиночество, обозначенное в судьбе Григория Добросклонова. В песнях Григория Добросклонова просматривается исторический оптимизм поэта, предчувствие им коренных перемен в русской жизни.

Нельзя, однако, не видеть, что образ «народного заступника» чрезвычайно романтизирован, и только на уровне романтизированного сознания Григорий может чувствовать себя счастливым («Быть бы нашим странникам под родною крышею, - Если б знать могли они, что творилось с Гришею»). На фоне народной отсталости, столь убедительно показанной и в жизни его родной Вахлачины, крайней редкости в народной среде людей, подобных Ермилу Гирину, крайней немногочисленности и в самой интеллигентной среде людей, для которых действительно дороже всего «доля народа, счастье его, свет и свобода», финал поэмы остается открытым, и следует помнить, что, по замыслу Некрасова, «Пир на весь мир» не завершает его произведения. Достаточно ли в народной среде сил для нравственного обновления? Способен ли русский народ счастливо устроить свою жизнь, научится ли он «быть гражданином» или ему со своим «золотым» сердцем суждено оказаться на задворках цивилизации? Останутся ли верны «народные заступники» заветам «ангела милосердия»? Ответа на эти вопросы в поэме нет, как не завершена и сама поэма; ответ этот теряется в тумане исторической перспективы...

Несмотря на незавершенность, «Кому на Руси жить хорошо» - не только крупнейшее произведение Некрасова, но и одно из крупнейших в русской поэзии. По масштабу и глубине изображения народной жизни, многоплановости поэтического повествования, постижению народного характера как в его массовых проявлениях, так и в индивидуальных судьбах «Кому на Руси жить хорошо» действительно является народной эпопеей. Начиная с «Пролога», органически входит в ткань литературного произведения народно-поэтическая стихия: сказочные и песенные мотивы, причитания (особенно в главе «Крестьянка»), малые жанры - поговорки, пословицы, загадки. Но необходимо учитывать, что Некрасов подходил к фольклору не как подражатель, робкий эпигон, а как уверенный в себе и взыскательный мастер, зрелый поэт, имеющий сложившееся определенное отношение к народу и его слову. И к фольклору он никогда не относился слепо, а распоряжался им совершенно свободно, подчинял его своим идейным задачам и своему собственному, некрасовскому стилю.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003

«Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана". Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь. Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии. «Как зубы с голоду» работает у каждого проворная рука.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства.

Выслушав рассказ попа о его "счастье", получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно "слово христианское". «Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!» Они обладают чувством собственного достоинства. В главе "Счастливые" сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: "Проваливай!" Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: «На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего. Ты счастлив - слова нет.»

Главное внимание автор уделяет крестьянам. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Грудь впалая, как вдавленный живот. У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле...Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается "дольщиками", которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. «Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, "как липочка ободранный, вернулся он на родину". Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян. Яким понимает, что крестьянство - великая сила. Он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян: «В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил...» Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда: «бунтовалась вотчина помещика Обрубкова…» Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.

Еще один герой произведения - Савелий. Савелий, богатырь святорусский - борец за народное дело. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. "Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения" получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. "Клейменый, да не раб!" - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель: «наши топоры лежали - до поры!» О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие... пропащие». Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.

некрасов поэма крестьянство русь

В последней главе, названной "Бабья притча", крестьянка говорит об общей женской доле: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого» Но Некрасов уверен, что "ключи" должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: «Еще ты в семействе покуда - раба, но мать уже вольного сына!»

С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе "Счастливые" крестьяне-правдоискатели встречаются с "разбитым на ноги дворовым человеком", который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его "дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны". А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится "близостью" к господам и своей "почетной" болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена "воля": «А я князей Утятиных Холоп - и весь тут сказ!»

С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: «выкупал меня, раба последнего, зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: в одну опустит в неводе, в другую мигом вытянет и водки поднесет.» Не мог Ипат забыть господских "милостей" того, что после купанья в проруби князь "водки поднесет", то посадит "рядом, недостойного, с своей персоной княжеской".

Покорный раб показан также в образе "холопа примерного - Якова верного". Яков служил у жестокого господина Поливанова, который "в зубы холопа примерного... походя дул каблуком". Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков "задурил". Сначала "мертвую запил", а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил "вольную", данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем "на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей". Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог - высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога - это надежда на лучшую жизнь.

Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: «люди холопского звания - сущие псы иногда: чем тяжелей наказания, тем им милей господа.» Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и он верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа. «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь» Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это - сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

Ты мимо их, помещиков!

Известны нам они!

Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

Дай слово христианское!

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

То непригодно нам.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

А мы на что, кума?

Давай серпы! Все семеро

Как станем завтра, — к вечеру

Всю рожь твою сожнем!

Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

...Наши топоры

Лежали — до поры!

О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь туг сказ!

С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно!

Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Введение

Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный». Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим. Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей. Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой. Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром. Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние. Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа. Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику. Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей. Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

Тест по произведению

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...