Любовная линия аркадия и кати. Cочинение «Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой


Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Елена ПОГОРЕЛАЯ,
10-й класс, лицей № 230,
г. Заречный,
Пензенская область
(учитель -
Тамара Александровна
Задорожная)

Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»)

Р азговор Аркадия с Катей... Когда приступаешь к чтению данного отрывка, не сразу понимаешь, какую роль играет он в развитии сюжета произведения или в развитии отношений между героями. Это не дуэль Павла Петровича и Базарова, не объяснение главного героя с Одинцовой, даже и не завязка - приезд Базарова в дом к приятелю. Обстановка очень спокойна и буднична: для Аркадия и Кати все волнения уже позади, пора сомнений и поиска миновала. В чём же тайна, в чём же смысл этого эпизода? Попробуем разобраться...

“В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием”, - пишет Тургенев. По всему видно, что это уже не первая их прогулка; на лицах молодых людей не видно ни смущения, ни робости, ни привычного, казалось бы, для Кати недоверия к “последователю нигилизма”. Впрочем, похоже, что от нигилизма не осталось и следа. А природа!.. какое спокойствие, какое умиротворение вливает она сейчас в его душу! Тень ясеня, редкие золотые блики, “яркая полоска” света, вспыхивающая в тёмных волосах Кати, воробьи и “изящная” Фифи у её “прелестных ножек” - что за идиллия! И удивляет мысль: разве способен находить счастье в покое и тишине ученик Базарова?

Впрочем, сам Аркадий разительной перемены в себе не замечает. Изумляется только читатель: он видит перед собой личность, а не тень “великого человека”, он слышит не повторение мыслей и суждений Базарова (кстати, о нём юноша вспоминает редко и как-то походя), а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь. Так думаю я. А они? Чтобы понять это, нужно вслушаться в разговор Аркадия с Катей.

Б еседа начинается со спора о литературе - спора, состоящего буквально из двух фраз, так как Катя уверена в своей правоте, а Аркадий не хочет и не собирается возражать. С самых первых реплик диалога мы видим, что юноша почти целиком находится под влиянием Катерины Сергеевны. Странно, но этот чистый, добрый, неглупый Аркадий напоминает мне плющ или вьюнок: растения, которые при всей своей чистоте не могут вырасти без поддержки сильного ясеня (говорю “ясеня”, вспоминая, каким символом становится здесь это слово: ведь ясень в эпизоде символизирует свет и простор природы и... юных сердец).

Разговор друзей переходит с литературы на жизнь, и вспоминают они Базарова - самого удивительного и неординарного человека, когда-либо встреченного ими. Такие встречи не проходят бесследно; и сейчас Аркадий, кажется, готов просить помощи у Кати - не явно, не прямо, но так, чтобы вместе разобраться, “что ж это было”. Вы замечаете, что в этом разговоре юный Кирсанов словно открывает самого себя? Его речь пересыпана наивными, почти детскими вопросами: “Кто меня переделает? Вы?”, “Разве вы замечаете, что я уже освободился из-под его влияния?” Суть этих вопросов заключена в одном: неужели я стал другим? Перемена для Аркадия настолько необычна, что он просит, требует у Кати ответа. Мнение новой подруги о Базарове для него чрезвычайно важно.

“Он вам никогда не нравился”, - говорит юноша. “Я не могу судить о нём”.

Ответ героини - это ответ думающей и честной натуры. Чем-то и Катя напоминает так называемых тургеневских девушек - Лизу Калитину, Елену Инсарову, - хотя, конечно, ничего необыкновенного ни в суждениях её, ни в поведении мы не найдём. Катя - цельный и сильный человек, её восприятие мира основано на двух точках: рациональной, логической - и инстинктивной. “Я чувствую, что он мне чужой, и я ему чужая”, - говорит Катя и тут же одним метким словом определяет всю сущность Аркадия: “Да и вы ему чужой. Он хищный, а мы с вами ручные”.

Люди могут сходиться и расходиться не из-за одних убеждений и разногласий. Есть в человеческом мире существа иной породы, и с ними нельзя сблизиться только по собственному желанию. Аркадий как человек хороший, но слабый не смог этого понять, Катя же - личность самодостаточная. Её Базаров настораживает, она не хочет прикасаться к его миру.

Что можно сказать ещё? Зная итог отношений Аркадия и Катерины Сергеевны, я не могу не подумать об их будущем. Пусть Кирсанов станет вторым Николаем Петровичем; но, по-моему, судьба Кати будет сложнее. Она, не успев вырасти, встретила доверчивую любовь-дружбу, встретила и отдалась этому чувству. Но что станет, если по её жизненному пути пройдёт сильный и неординарный человек “её судьбы”? Устоит ли она перед новым чувством любви?

Как бы то ни было, сегодня мы открыли первую страницу эпилога и вместе с тем новой жизни: кончено всё для Базарова, а перед Кирсановым расстилается другая дорога - дорога человека, окончательно примкнувшего к лагерю “отцов”.

Ч то ж, подведём итоги. В таком небольшом и, казалось бы, незначительном, “проходном” фрагменте Тургеневу удалось показать многое. Завершена тема отцов и детей - каждый нашёл своё место. Кроме того, открылись новые стороны характеров персонажей. Чувствуется, что изменилось отношение автора к Аркадию: Тургенев отходит от ироничной снисходительности и с доброй улыбкой смотрит на этот новый союз. Таким образом, в эпизоде ещё раз подчёркивается основная идея произведения: любовь торжествует над всеми сухими теориями, ведь, по словам Тургенева, “только ею, только любовью держится и движется мир”.


Роман И. С. Тургенева в жанровом отношении многопланов. Во-первых, это семейный роман, так как в нём показаны взаимоотношения родителей и детей в семье. Во-вторых, он социально-идеологический, потому что отражает борьбу либералов-дворян и разночинцев. В-третьих, психологический, так как автор глубоко раскрывает внутренний мир своих героев, создаёт психологически точные типы людей.

И, наконец, мы можем назвать произведение Тургенева философским, вследствие того что писатель обращается к вечным темам жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Эпизод «Объяснение Аркадия и Кати» помогает читателям понять, почему младший Кирсанов, боготворивший своего «учителя» - друга Базарова, отказывается от своих прежних убеждений и оставляет гордого и самолюбивого нигилиста в одиночестве. Почему застенчивая и робкая Катя оказалась сильнее не только самоуверенного Базарова, но и своей сестры Анны Сергеевны Одинцовой?

Именно под влиянием Кати Аркадий оставляет «сатирическое направление» и начинает искать идеалы не там, где искал их прежде. Он находит их в семье, которую создаёт, как мы узнаём из последней главы, с Катей.

Из лагеря «детей» он переходит в лагерь «отцов». У него рождается сын, он становится «рьяным хозяином».

Обратимся к эпизоду «Объяснение Аркадия и Кати» и попытаемся понять, как раскрываются в нём характеры действующих лиц романа.

Важное значение имеет место действия, та обстановка, в которой происходит разговор молодых людей. Высокий ясень, в тени которого на дерновой скамейке сидят Аркадий и Катя; бледно-золотые пятна света на садовой дорожке и на жёлтой спине борзой собаки Фифи, и «небольшая семейка воробьёв», которых девушка кормит, бросая им крошки белого хлеба, - всё в этой картине создаёт атмосферу покоя, умиротворения и гармонии. Молодым людям очень хорошо рядом друг с другом, между ними искренние и доверительные отношения. Они сходятся во многих взглядах, одинаково любят природу, искусство. С Катей Аркадий может быть самим собой. Он не боится, что какое-либо его высказывание вызовет неприятие или осуждение. Вспомним знаменательный разговор друзей у стога сена, когда Аркадий сравнил движения сухого кленового листа с полётом бабочки, а Базаров его прервал: «О мой друг Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво». Общаясь с Катей, молодой Кирсанов может позволить себе «говорить красиво»: «Не находите ли вы… что «ясень» по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». Катя соглашается с ним, и Аркадий с удовольствием думает: «Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь».

Младшая сестра Одинцовой очень наблюдательна, её высказывания о людях верны и точны. Например, она хорошо понимает чуждость Базарова не только ей, но и Аркадию: «Он хищный, а мы с вами ручные», «Хищные» - это сильные, независимые натуры, стремящиеся переделать мир. Катя и Аркадий –« ручные», потому что они обладают простотой нрава, они не собираются разрушать старое, а лишь продолжать прежнее, развивать его. Девушка отмечает, что её сестра изменила своё отношение к Аркадию, стала к нему «расположена». Гордая и независимая Анна Сергеевна тоже находилась под влиянием Базарова, «но над ней никто долго взять верх не может».

Молодые люди даже думают одинаково, сходясь на том, что независимость им не нужна. Умная и чуткая Катя намекает Аркадию, что между ним и её сестрой могут быть какие-то чувства. Она самостоятельна, сдержанна, умеет владеть собой. Автор передаёт её скрытые переживания через жест. Из-за волнения она начинает бросать воробьям крошки слишком резко: «взмах её руки был слишком силен, и они улетали прочь, не успевши клюнуть». Именно в эту минуту Аркадий понимает внутреннее состояние девушки и произносит почти признание в любви: «…знайте, что я вас не только на вашу сестру, - ни на кого не променяю».

Прав был Базаров, говоря о Кате: «… а твоя и за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберёт…» Анна Сергеевна ничего не подозревает о чувствах молодых людей и имеет «виды» на Аркадия. Она снисходительна по отношению к младшей сестре, не догадываясь о том, что это «молодо – зелено» одержит над ней победу. Одинцова советует Кате примерить новые ботинки: «… а у тебя ещё такие прелестные ножки!» А восемнадцатилетняя девушка в эту минуту думает: «… прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них».

Из эпизода «Объяснение Аркадия и Кати» можно сделать вывод, что эти герои составляют психологическую пару, обладая мягким и простым характером. У них родственные души.

/ / / Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» наполнен не только конфликтной линией, которая постоянно разгоралась между главным героем – Евгением Базаровым, а также Павлом Петровичем и Николаем Петровичем. Конечно, эта тематика занимает основное место в романе, Тургенев уделяет наибольшее внимание описанию именно конфликта нового и старого поколения, столкновения их интересов.

Однако читатель имеет возможность наблюдать и за любовными сценами, за вспыхиванием чувств, за женитьбой и семейным счастьем. Наибольшим тому подтверждением являются отношения Аркадия и Катерины.

Аркадий был сыном Николая Петровича. Он, наконец-то, освободился из-под дурного влияния Базарова и принялся строить личную жизнь. Катерина, точно так же, как и ее возлюбленный, освободилась от контроля своей сестры Анны. И теперь, встретившись, между ними происходит сцена объяснения, с которой мы знакомимся во второй части романа.

Разговор Катерины и Аркадия сопровождается пением птиц. Их встреча назначена в прекрасном саду. Поначалу герои беседовали на общие темы, им обоим была приятна компания друг друга. Далее, Аркадий заводит речь о Базарове, однако, Катерина тонко подмечает, то мужчины не похожи, что они совершенно разные. В один момент Аркадий обижается на такие слова Кати, однако, понимает, что и сам не хочет больше походить на своего друга.

Параллельно этим отношениям раскрывается и связь между Евгением и Анной. Базаров признается Одинцовой в страстной, безумной любви, однако, хладнокровная женщина отвергает его. Такое стечение обстоятельств Базаров достаточно трудно переносит. А вот любовь Катерины и Аркадия была искренней и чистой, взаимной и настоящей. Именно поэтому, они находят счастье друг с другом.

В романе «Отцы и дети», образы Аркадия и Евгения совершенно разные. Несмотря на то, что они были друзьями, после приезда в имения Одинцовой, Кирсанов понимает и видит свое отличие от друга. Он соглашается с утверждением Кати, о том, что Базаров был «хищным» одиноким и отстраненным, а вот сам Аркадий и его Катерина совершенно «ручные», обычные, простые люди.

Именно после сцены разговора с Катериной, Аркадий все больше не понимает своего друга, он отдаляется от него, не разделяет его мнения. Кирсанов понимает, что совершенно бессмысленным является противопоставление себя обществу. Намного комфортнее и уютнее дружить с людьми и плыть по общему течению. Аркадий выбирает свой путь, герой идет по следам отца, на встречу счастливой и размеренной семейной жизни.

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» — XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства — такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (...) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.

Наконец, убеждения (принципы), касающиеся любви, сыграли важнейшую роль в судьбе героев романа. Аркадий и Катя ценят взаимную любовь и хотят иметь семью. Оба согласны ограничить свою жизнь «домашним кругом» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 4, XIII), согласны покоряться друг другу, чтобы избежать семейных ссор: «...уважать себя и покоряться, это я понимаю; это счастье...» (XXV), — говорит Катя. Они согласны пожертвовать своей независимостью («На что она?» — XXV), чтобы жить вместе. Совершенно искренне так думает Аркадий, человек добрый и уступчивый. Более сложные соображения у Кати.

Восемь лет Катя может наблюдать свою престарелую тётку — никому не нужную княжну Авдотью Степановну, приживалку в доме Одинцовой. Чтобы не повторить печальную судьбу этой старой девы. Катя должна выйти замуж за молодого Кирсанова, так же как восемь лет назад Анна Сергеевна должна была выйти замуж за богача Одинцова. Одинцов был старше Анны Сергеевны на двадцать пять лет, но был умён и одинок, так что молодая жена должна была приноравливаться только к его вкусам и желаниям. Катя выходит замуж за молодого и богатого человека, но зато должна ужиться с его разнохарактерными родственниками: недалёким Николаем Петровичем, простодушной Фенечкой, мрачным Павлом Петровичем, бойким Митей. И Катя, как следует из финала романа, умеет ладить со всеми. Благодаря ей, Аркадий получил от жизни всё, о чём мечтал: спокойную любовь, добрую жену, а через год и сына Колю — словом, он зажил полной жизнью, как оно и следует положительному человеку.

Если Аркадий и Катя видят в любви и семье достойную цель жизни, то Базаров и Одинцова думают иначе. Базаров, как оказалось, может страстно полюбить женщину, но при этом считает любовь в лучшем случае приятным дополнением к серьёзной деятельности, научной или общественной. Поэтому он так решительно отвергает жизненный опыт Павла Петровича: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек— не мужчина, не самец» (VII). С точки зрения Базарова, настоящее дело требует полной самоотдачи, значит, надо быть готовым к «бобыльной жизни» (XXVI), то есть одинокой, бессемейной, но именно настоящее дело представляет интерес для настоящего человека. А любовь и семья — удел обыкновенных смертных, которые только и умеют следовать природным инстинктам. Недаром при прощании Базаров указал Аркадию «на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни»: ведь «галка — самая почтенная семейная птица» (XXVI).

Анна Сергеевна, дожив до двадцати восьми лет без любви, одновременно хочет и боится полюбить. Выйдя восемь лет назад замуж за Одинцова по расчёту из-за крайней бедности, она в полной мере испытала, что это значит — житье мнительным, болезненным, «кислым», хотя и добрым человеком (XV). Теперь, будучи свободной и независимой, она может выбирать предмет для своих романтических чувств, то есть может спокойно обдумать ответ на признание Базарова. Нигилист, она сама себе признавалась, очень ей понравился, но она уже поняла, что для этого амбициозного человека любовь не станет главным в жизни. А ведь Анна Сергеевна имеет своё представление о настоящей любви: «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо» (XVII). Роман с Базаровым мог подарить Одинцовой только любовь: ни богатства, ни веса в обществе, ни светского успеха нигилист не мог дать своей избраннице, да и любовь его была бы кратковременной. Как бы страстно он ни был влюблён, он быстро бы вспомнил о своём деле. Итак, Анна Сергеевна, трезво взвесив обстоятельства, отказала Базарову, предпочитая покой и комфорт ненадёжным чувствам: «Нет, (...) бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» (XVIII).

Подводя итог, отметим, что противопоставление — один из любимых художественных приёмов Тургенева. Характер главного героя лучше всего раскрывается через парное сравнение образов (Базаров — Павел Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - карикатурные нигилисты, Базаров — родители) или в сходных ситуациях (история любви Аркадия и Кати Локтевой — история любви Базарова и Одинцовой). Следует признать, что задуманный контраст с двумя историями любви получился очень убедительным.

Заурядному (иначе говоря, обыкновенному) Аркадию легко найти своё место в мире — делай свою жизнь по примеру «отцов» и будешь счастлив, как они. А если человек «странный» (иначе говоря, необыкновенный), если Базарову мало «спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории» (Достоевский), что тогда? «Ломать» его и насильно подравнивать под обычных людей? Тургенев вполне ясно выражает в романе свою идею: пусть каждый получит своё (Suum cuique — XX).

Аркадий и Катя стремились к семейному счастью и добились его. Аркадий из горячей любви готов покоряться жене, и такая покорность для него не обидна. Катя находит достойное применение своему сильному характеру, во всём помогая мужу, воспитывая сына. Анна Сергеевна, выйдя второй раз замуж уже не по расчёту, а «по убеждению» за будущего выдающегося деятеля (XXVIII), тоже исполнила свою мечту о покое и достоинстве. Странно только, что Базаров, как утверждают некоторые литературоведы, умирает от любви (!): ведь он мечтал о высоком поприще на благо России, а любовь (даже после истории с Одинцовой) считал дополнением к главному делу. Доказательством может служить его последний разговор с Аркадием (XXVI).

Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идёт накал страстей, все ждут, когда что-нибудь случится. Иван Сергеевич Тургенева в своем романе сумел осветить не только социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт "отцов" и "детей", выявить возрастные проблемы поколений. Сумел он это сделать через чувство, которое пробуждается в сердце любого человека, независимо от его убеждений и социального положения. Это чувство - любовь, и оно в разное время посетило и "отцов" (братьев Кирсановых) и "детей" (Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова), оставив в каждом из них свой особенный, неповторимый след.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенички, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. В жизни Николая Петровича Кирсанова любовь всегда была опорой и движущей силой. Вначале - бесконечное, трогательное, нежное и глубокое чувство к жене Маше, с которой они почти не расставались: "десять лет прошло как сон". Но счастье закончилось, жена Николая Петровича скончалась. "Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель", и начал учиться жить заново. Вдвоем, с сыном Аркадием, в деревне Марьино, названной так в честь жены. Десять лет прошло, прежде чем сердце Николая Петровича, тянущееся к семейной жизни, смогло вместить в себя еще одну любовь, не равную ни по возрасту, ни по общественному положению. Феничка - мать второго сына Кирсанова, дочь его бывшей экономки - сумела осветить жизнь и наполнить дом радостью. Совсем другой была судьба второго брата Кирсанова - Павла Петровича. Молодой и энергичный, он нравился женщинам в юности, но его сердце было отдано в один момент княгине Р. - замужней женщине, пустой и легкомысленной кокетке. Умный и деятельный Павел Петрович не сумел справиться со своим чувством и впоследствии погубил из-за несчастной любви не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю последующую жизнь. Эта любовь никогда не могла быть удовлетворена, она лишила Кирсанова дела, отняла богатые возможности, принесла мучения и отчаяние. Аркадий Кирсанов вырос, имея перед глазами живой пример нежной и глубокой любви родителей. Именно поэтому он так возмущался, когда его друг - нигилист Базаров - высмеивал человеческие чувства, таинственность отношений мужчины и женщины, "загадочность" женского взгляда. Стоило ему отдалиться от Евгения, как потребность в близком и любящем его человеке стала ведущей, и Катя вошла в его жизнь долгожданным светом. В отношениях Аркадия и Кати Одинцовой И.С.Тургенев разоблачает нигилистские взгляды Аркадия. Катя заявляет, что переделает его и претворяет свои слова в жизнь. Кирсанов отказывается от своей прошлой идеологии. По сути, любовь Аркадия к Кате результат подчинения слабой натуры более сильной. Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно по этому любовь застала его врасплох, смяла, привела в отчаяние. Как мог он, Базаров, попасться на эту удочку, если всегда смеялся над этим чувством, которому просто не давал права на существование! Но оно пришло и сделало образ Базарова трагическим, поскольку, возвысив его, не только заставило усомниться в своих установках и убеждениях, но и сделало его более человечным. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Она не может пожертвовать своим порядком, ей нужна спокойная любовь. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою. Но Базарова любовь не погубила, за счет своего характера он не сдался, жизнь на этом не закончилась.

Любовь - вечное чувство, оно приходит, не спрашивая, и уходит, не предупреждая. Страницы романа буквально пронизаны духом любви. И именно во время испытания любовью наиболее полно раскрывается характер людей, как это и показано в прекрасном романе И. С. Тургенев "Отцы и дети".

Выбор редакции
Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...

Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...
Всем известно, что пальцы, как и волосы, — это наши «антенны», которые связывают нас с энергией космоса. Поэтому по повреждениям на...