Либретто балета тщетная предосторожность краткое содержание. Балет Тщетная предосторожность


«Тщетная предосторожность».
Михайловский театр.
Музыка Луи Герольда, хореография Фредерика Аштона.

После семилетнего перерыва в репертуаре Михайловского театра снова появилась «Тщетная предосторожность», на этот раз в хореографии Фредерика Аштона (1960). Прежняя постановка — Олега Виноградова (1971) на музыку Луи Герольда — продержалась в афише до 2007 года. В 2002 году балет Аштона был перенесен в Большой театр, но сейчас в его репертуаре осталась только версия Юрия Григоровича.

Сцена из спектакля.

«Тщетная предосторожность» — лирическая комедия (редкий жанр в классическом балете), чудесным образом пережившая все реформы и потрясения XIX и XX веков, считается старейшим балетом, дошедшим до наших дней. Речь, правда, идет только о либретто Жана Доберваля: хореография и сборная музыка премьеры 1789 года не сохранились. Пасторали с незатейливой интригой, где обстоятельства мешают соединению влюбленных, были традиционны для балетной сцены. Но этот балет воспринимался современниками как новаторский. Доберваль сделал сюжет и героев боле реалистичными (пусть и наивно): буколические шелка он заменил на прозаический ситец в прямом и переносном смыслах. Важным отличием явилась также действенность хореографии. Вслед за своим учителем Жаном Новерром Доберваль создал балет, где действие развивалось через хореографию, а не только пантомиму, что не раз отмечала критика. На одном из премьерных показов в театре Бордо главный танцовщик, услышав весть из Парижа о том, что третье сословие получило право голоса, провозгласил со сцены тост, бурно поддержанный залом. В XIX веке этот «народный» балет обрел две партитуры — Луи Герольда (1828) и Петера Гертеля (1864), и, в интерпретации разных хореографов, с успехом шел на европейских сценах, часто избираемый для дебютов и гастролей благодаря простоте и универсальности.

В России балет благополучно пережил революцию 1917 года, сойдя за пособие для начинающего балетомана. В 1937 году Леонид Лавровский поставил «Тщетную предосторожность» (на основе партитуры Гертеля). Пасторальное «кукольное царство» (по определению Лавровского) версии Мариуса Петипа — Льва Иванова, которое сохранялось в репертуаре до 1922 года, он заменил реалистичностью и социальной подоплекой. Главным мотивом стала борьба за «свободную любовь», которая торжествует победу в третьем акте, сочиненном хореографом для праздничных танцев по поводу рождения первенца Лизы и Колена.

А. Соболева (Лиза), В. Лебедев (колен).
Фото — архив Михайловского театра.

«Тщетная предосторожность» Аштона гармонично вписалась в снизошедшую на Михайловский театр атмосферу буржуазной респектабельности, приятно оттененную растительным орнаментом дуатовских опусов и умело разбавленную выверенными дозами неординарных режиссерских интерпретаций в опере. Сегодня балет Аштона — классика, но еще не архаика — смотрится как комическая пастораль ХХ века. В спектакле даже предусмотрено появление тележки, запряженной живым пони, а открывает балет комический pasdecinq петуха и четырех упитанных курочек.

Как и огромное количество других версий этого балета, «Тщетная» Аштона собрана из мозаики музыкальных фрагментов (обработка Джона Ланчбери на основе партитуры Герольда), находок предшественников и оригинальной хореографии. Многое было почерпнуто из рассказов Тамары Карсавиной — исполнительницы партии Лизы в балете Петипа-Иванова, а также из фотографий спектакля Лавровского. Так появились танец с ленточками, зонтик-лошадка деревенского дурачка Алена, сцена с майским деревом и ключами… В программке к спектаклю Михайловского театра приведена цитата из книги Джули Кавана, которая приписывает идею танца Симоны в сабо (номер-хит спектакля) Аштону, хотя по версии российских исследователей он появился уже в спектакле Петипа-Иванова.

В хорошо сделанном балете Аштона, где гармонично переплетены танец (вполне действенный) и пантомима, будет столько блеска, сколько смогут привнести талантливые исполнители. Характерные и гротесковые роли в комедии предполагают импровизационность в создании образа. Однако в данном случае есть серьезные ограничения: за точным соответствием оригиналу скрупулезно следят балетмейстер-постановщик Майкл О’Хэйр и правообладатель постановки Аштона Жан-Пьер Гаскье.

Сцена из спектакля.
Фото — архив Михайловского театра.

Премьере 27 марта, исполненной не без энтузиазма, не хватило именно блеска, азарта, актерского мастерства. Главные герои — Лиза (Анастасия Соболева) и Колен (Виктор Лебедев) — скорее классичные, чем характерные, более естественно смотрелись бы в дворцовом, а не деревенском окружении. Порою милым и нежным, ведущим кокетливую игру, им не доставало витальности и убедительности, самостоятельно найденных, запоминающихся штрихов.

Вдовушка Симона — гротесковая роль, партитуру которой вел Майкл О’Хэйр, — не стала такой фееричной и смешной, какой могла быть. Ален (Денис Толмачев) оказался хоть и странноватым, но добрым малым.

В целом сложился однородный актерский ансамбль: никто не перетягивал внимание на себя, но и не вдохновил чудом театрального перевоплощения.

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

Подробности

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Л. Герольд

ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Балет в 2-х действиях, 4-х картинах

Либретто Ж. Доберваля

Балетмейстеры-постановщики: Д. Авдыш, В. Могильда

Дирижер - А. Лейтуш.

Художник - народный художник РСФСР и Башкирской АССР, лауреат премии им. С. Юлаева В. Плекунов.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МАРЦЕЛИНА - В. Кузнецов, В. Тзапташвили
ЛИЗА - В. Фильянова, Е. Шихова, Ф. Якупова
КОЛЕН - А. Иванов О. Карпович В Кузнецов
МИШО - Ю. Надейкин Ф. Павлов В. Яковлев
АЛЕН - Ю. Ефимов А. Иванов А. Минеев
НОТАРИУС - С. Корнилов

Подруги, саботьеры, крестьяне, крестьянки - солисты и артисты балета.

Концертмейстер - М. Шостак
Педагог-репетитор - Л. Иванова
Зав. литературной частью Г. Мальбахова
Зав. постановочной частью- П. Дюмин

Техника спектакля:

Гл. машинист сцены - Ю. П. Малинин
Ст. машинист сцены - Г. В. Бондаренко
Ст. художник-гример - П. В. Ремизов
Ст. художник по свету - В. Н. Задорожный
Ст. художник-декоратор - А. И. Безгин
Ст. художник-бутафор - Г. М. Атраментова
Старший реквизитор - Е. А. Маслакова
Ст. костюмеры - Л. А. Малинина, Г. Ф. Фежоренко
Костюмы женские - Е. И. Редина
Костюмы мужские - А. Г. Гирина
Радио - М. М. Ионов
Обувь - Б. И. Кравец

Главный режиссер засл. деят. иск. Азерб. ССР А. Т. УСУБОВ
Главный балетмейстер засл. деят. иск. РСФСР В. Я. ТУЛУПОВА

Цена 10 коп.

Ом. обл. тип. 1982 г. Зак. 792, тир. 5000

«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»

I действие

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Алена, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена и не желает подчиниться матери.

Подруги Лизы и друзья Колена сочувствуют им, но помочь соединиться влюбленным не могут. Марцелина не спускает глаз с дочери, мешает ее встрече с любимым, заставляя работать по дому, не давая ни минуты отдыха.

Поле. Крестьяне отдыхают. Появляются Марцелина, Мишо и Ален. Они ищут Лизу. Ален мечтает о свадьбе, грезит о своем счастье с Лизой.

II действие

Комната в доме Марцелины. Лиза думает о возлюбленном. Марцелина пытается отвлечь ее от этих мыслей, давая уроки хорошего тона, обучая светским манерам. Наконец уставшая Марцелина засыпает. Лиза пытается открыть дверь и убежать из дому, но мать вовремя просыпается...

К Лизе приходят подруги. Вместе с ними тайком пробирается в дом и Колен. Он прячется в чулан. Заподозрив что- то неладное, Марцелина выпроваживает гостей из дому и уходит сама.

Лиза одна. Она мечтает о Колене, о будущих детях. Появляется Колен. Сердца влюбленных переполнены счастьем - наконец-то они могут побыть вдвоем. Слышны шаги Марцелины. Испуганная Лиза прячет Колена в своей спальне.

Марцелина приносит свадебное платье для дочери. Приходят нотариус. Мишо и Ален. Сейчас будет заключен выгодный брак. Чтобы не показывать дочь раньше времени в подвенечном платье, Марцелина заставляет Лизу спрятаться в своей комнате. Ален идет за Лизой... Дверь спальни раскрывается, на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо негодует. Планы Марцелины рухнули. Ей ничего не остается, как согласиться на брак дочери с Коленом
Крестьяне бегут смотреть на жениха и невесту. Из церкви выходят Лиза и Колен. Их радостно все поздравляют, просят Марцелину простить влюбленных.

Марцелина великодушно прощает молодых, в честь которых начинается сельский праздник.

Историческая справка

В 1789 году во Франции, в Бордо, с большим успехом шел балетный спектакль «Тщетная предосторожность». Музыка к балету была сборной, составленной из отрывков популярных в то время произведений: Луи Герольд, известный французский композитор, чьи оперы имели мировое признание, решил частично обработать и написать музыку к этому популярному балету. 27 ноября 1828 года в Париже, на сцене Гранд-опера, состоялась премьера двухактного балета «Тщетная предосторожность» с музыкой Л. Герольда.

Сценарий Ж. Доберваля.

«Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг»

Балет в 2 актах (3 картинах) на сборную музыку, балетмейстер Ж. Доберваль .

1. Ферма тетушки Симоны (в русских постановках Марцелины). Она заставляет свою дочь Лизу выполнять различную домашнюю работу. А девушка думает о встрече с любезным ее сердцу Коленом. Приходят крестьяне наниматься на работу по уборке урожая Симоны. Среди них Колен, но Симона гонит его прочь. Ей не нужен бедный жених, она собирается выдать дочь за сына винодела Тома (в русских постановках Мишо). Вот и он легок на помине, пришел вместе со своим сыном Никезом (в русских постановках Аленом). Никез обещает богатое приданое, Симона, поторговавшись, соглашается. Лиза упрямится, вырывает у молодого человека свою руку и убегает. Остальные уходят вслед за ней.

Поле. Уборка урожая. В полуденный перерыв Лиза находит Колена, но Симона снова мешает влюбленным. Общее веселье и танцы крестьян. Начинается гроза. Никез раскрывает зонтик, но сильные порывы ветра валят его с ног. Ливень заставляет всех удалиться. В суматохе влюбленные снова вместе.

2. Комната на ферме Симоны. На заднем плане лестница в спальню. Симона велит дочери сесть за прялку. Сама также пытается прясть, но ее одолевает сон. Лиза пытается выкрасть ключ из кармана матери. Та просыпается и, для того чтобы прогнать сон, предлагает дочери потанцевать. Лиза с радостью соглашается и приносит матери тамбурин. Симона пытается аккомпанировать танцу Лизы, но снова засыпает. В окне над дверью появляется Колен, Лиза снова пытается украсть ключ. Симона внезапно просыпается и отчаянно бьет в тамбурин. Симона танцует с дочерью.

Приходят жнецы и жницы. Приносят много снопов и просят расплаты. Симона скупо раздает деньги и провожает работников. Внезапно из снопов появляется Колен. Трогательная встреча, влюбленные обмениваются шейными платками. Услышав, что мать возвращается, Лиза в испуге отправляет юношу в спальню, а сама изображает, что заснула за работой. Симона будит дочь. Увидев у нее новый платок, она в гневе велит Лизе отправляться в спальню. Напрасно девушка умоляет не делать этого - мать прялкой загоняет дочь туда, где находится Колен, и запирает за ней дверь.

Входят Тома, Никез, нотариус и за ними крестьяне. Тома кладет на стол два мешка с деньгами, все готовы подписать брачный договор. Симона дает жениху ключ от спальни и предлагает сходить за невестой. Никез надевает перчатки и торжественно поднимается по лестнице. Но только он поворачивает ключ в замке, как в дверях все видят смущенных, но счастливых Лизу и Колена. Никез отказывается от женитьбы, Симона в отчаянии. Молодые на коленях просят ее согласиться на их счастье. Все, включая нотариуса, присоединяются к ним. Симоне ничего не остается, как согласиться. Негодуют лишь Тома и Никез, им ничего не остается, как с позором удалиться.

Сельский праздник заканчивает представление.

«Тщетная предосторожность» - старейший из дошедших до нас шедевров хореографического наследия, так сказать, прабабушка современного балета. Прославленного танцовщика, педагога и балетмейстера Жана Берше (1742-1806), по прозвищу Доберваль , современники называли «Мольером танца», его искусством восхищались Дидро, братья Гримм и Бомарше. Премьера состоялось в Большом театре города Бордо за две недели до взятия Бастилии. Неудивительно, что первые зрители находили в балете темы, созвучные своему с времени. Прежде всего - борьба героев за свое счастье, не взирая на имущественные и сословные предрассудки. Со временем этот конфликт в обществе обострялся, и Мишо становился владельцем богатой мельницы, то отходил на второй план, и Ален становился лишь придурковатым парнишкой.

С годами менялось и название балета: «Балет о соломе», «Худо сбереженная дочь» (La Fille mal gardée), «От худа до добра один шаг», «Обманутая старуха» и, наконец, «Тщетная предосторожность» - название, утвердившееся на русской сцене. За два с лишним века стерлись из памяти и первоначальная хореография, и музыка. Сохранилось главное - дух и стиль балета, который не утерял своей свежести, жизнерадостности и непосредственного веселья.

Драматургия «Тщетной предосторожности» по праву считается образцовой - действие, мастерски разработанное Добервалем, движется с предельной простотой и в то же время с неумолимой последовательностью. Рассказ изобилует неожиданными и острыми поворотами. Выразительная пантомима сочетается с разнообразным танцем и удачно оттеняет его. Герои балета уже не условные комедийные маски, а живые люди, хотя влияние традиций ярмарочных комедиантов, безусловно. В персонажах, как это нередко бывает в старинных балетах, сегодня аккумулированы артистические удачи многих поколений выдающихся исполнителей «Тщетной предосторожности». Мари Теодор, Фанни Эльслер, Вирджиния Цукки, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Екатерина Гельцер, Елена Люком, Татьяна Вечеслова, Павел Гердт, Тимофей Стуколкин, Михаил Фокин, Михаил Мордкин, Никита Долгушин - вот только несколько славных имен.

Балет Доберваля, как и многие хореографические спектакли того времени, разыгрывался под музыку, собранную из популярных мелодий и куплетов. В незатейливом сопровождении танцев звучали французские народные интонации. В 1828 году при первой постановке «Тщетной предосторожности» на сцене Парижской Королевской академии музыки известный композитор Луи Герольд тактично обработал разрозненные музыкальные фрагменты, оберегая их наивную простоту и национальный характер. В 1864 году при постановке в Берлинской придворной опере балет приобрел новый музыкальный наряд, сочиненный немецким композитором Петером Гертелем. Утратившая былую наивность и французский колорит музыка стала типично балетной, порой сентиментальной, порой банальной. В дальнейшем она дополнялась фрагментами разного плана и качества: вальсами, польками и даже чардашем.

В России балет появился в начале девятнадцатого века почти из первых рук. Балетмейстер петербургского театра Шарль Дидло в молодости танцевал Колена у самого Доберваля. Впоследствии «Тщетную предосторожность» часто ставили и в Москве, и в столице. Большим успехом пользовались гастроли Фанни Эльслер , рисовавшую Лизу наивной, кокетливой и шаловливой простушкой. В 1885 году для дебюта в Петербурге итальянской балерины Вирджинии Цукки Лев Иванов и Мариус Петипа сочинили уже трехактный спектакль на музыку Гертеля. Танцам отводилось все большее место: во второй картине появился танец богемских цыган, а третий акт был сплошным дивертисментом в деревенском французском стиле. С 1896 года почти на десятилетие роль Лизы монополизировала всесильная Матильда Кшесинская . Балерина блистала и в знаменитом танце с лентами из первой картины и в пантомимных сценах и, конечно, в эффектном па-де-де. Постановка сохранялась в Мариинском театре до конца 1920 годов.

В 1937 году в другом ленинградском театре - Малом оперном - молодой Леонид Лавровский решил отказаться от прежней, по его словам, «пасторали с очаровательными пастухами и пастушками, предающимися разным шалостям». Музыка Гертеля была очищена от позднейших наслоений дирижером Павлом Фельдтом , сочинившим заодно и новый третий акт, посвященный рождению первенца у Лизы и Колена. Задорный и смешной балет был, казалось бы, не ко времени в 1937 году, однако он выдержал 26 представлений и сошел со сцены «под давлением» пушкинского юбилея. В трудные годы Великой Отечественной войны оба ленинградских театра в эвакуации снова вспомнили о комедийной «Тщетной предосторожности». В Малом, вернувшийся к руководству, Федор Лопухов сочинил новую хореографию с сохранением трех фрагментов из спектакля Льва Иванова.

В Кировском театре обновление балета в редакции 1923 года выпало на долю Владимира Пономарева . С этим спектаклем связана единственная балетная рецензия композитора Сергея Прокофьева. В ней он поясняет непреходящей интерес к «Тщетной предосторожности»: «Сюжет, сочиненный знаменитым французским балетмейстером Добервалем, незамысловат, но танцевален и легко передается средствами балета. В нем не приходится прибегать, как в некоторых балетах, к отчаянным жестикуляциям, чтобы объяснить между двумя танцевальными номерами, что „он" любит „ее", а „она" любит „другого", причем публика чувствует неловкость, зачем „они" так много машут руками и все-таки не понимает, кто кого любит. В „Тщетной предосторожности" действие ясно из самого танца». Однако по возвращению в родной город обе балетные труппы не сохранили комедийный спектакль в репертуаре.

Во второй половине двадцатого века при новых постановках «Тщетной предосторожности» вернулись к музыке Герольда, обновив ее оркестровку и общую композицию. В 1960 году в Лондонском Королевском балете хореографом Фредериком Эштоном «Тщетная предосторожность» была поставлена заново. Дирижер спектакля Джон Лэнчбери сделал удачную транскрипцию музыки Герольда, консультировала постановку легендарная Тамара Карсавина . Удачный спектакль не только долгие годы украшал лондонскую афишу, но практически не имел конкуренции при желании других западных трупп реализовать «Тщетную предосторожность». В 2002 году он был перенесен и в московский Большой театр, найдя там достойных исполнителей. А между тем в Киеве и Фрунзе, Риге и Одессе, Таллине и Саратове танцевали совсем иную версию старинного балета.

Ее в 1971 году в ленинградском Малом оперном театра осуществил Олег Виноградов в содружестве с известным историком балета Юрием Слонимским . Балетмейстер сочинил всю хореографию заново, опираясь на лучшие традиции прошлого и не избегая современных средств выразительности. Три акта спектакля - по существу, три сюиты танцев с обязательным па-де-де в каждой. Диапазон настроений этих дуэтов велик: скромный, тесно связанный с развитием сюжета в первой картине, более развитый, эмоционально насыщенный в картине жатвы и, наконец, финальное радостное торжество героев, использующее многообразное богатство классического танца. В последнем акте выделяется и своеобразный квартет-состязание саботьеров, представляющий немалые трудности для исполнителей и всегда вызывающий восторг зрителей. Весь спектакль погружен в поэтическую атмосферу быта, в нем много света, ярких, порой забавных декораций. Это озорная и увлеченная игра в старинный балет из сельской жизни. Актеры то и дело «подают реплики», много и удачно играют с серпами, граблями и т. п. Стиль и манера танца, детали сценического поведения развивают традиции французского комедийного балета Доберваля. Только на родной сцене этот спектакль, изобиловавший многими актерскими удачами, прошел 186 раз. То, что такая «Тщетная предосторожность» не устарела и в двадцать первом веке, показали ее недавние постановки в Перми, Казани и московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

А. Деген, И. Ступников

Фото: «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...