Контроль реализации управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений Причины необходимости проведения контроля выполнения решения


Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели.

При исследовании процесса принятия решений, как в теории, так и в практике менеджмента, основное внимание до последнего времени уделялось стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального варианта. Наблюдающийся в настоящее время в практике менеджмента разрыв между принятием управленческого решения и его реализацией, выражающийся как в затягивании сроков осуществления, так и в недостаточной эффективности реализованных решений, является во многом следствием недостаточного внимания менеджеров к такой важнейшей сфере своей работы как личное распорядительство. Дело в том, что ни одно, даже самое замечательное решение, не реализуется автоматически, для его осуществления необходимо прилагать определенные усилия, организовывать выполнение.

Итак, для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадия реализации управленческого решения состоит из следующих процедур:

Разработка плана реализации решения,

Управление реализацией,

Контроль выполнения решения,

Оценка результатов реализации.

Рассматривая содержание каждой из вышеперечисленных процедур, можно определить следующие основные задачи организационного механизма реализации управленческих решений.

1. Разработка плана реализации решения: определение комплекса необходимых работ, определение необходимого объема ресурсов, определение числа исполнителей, распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам, задачам и срокам.

2. Управление реализацией решения: проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями, личное распорядительство в ходе выполнения решений, оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.

3. Контроль выполнения решения: контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения, контроль за соблюдением сроков реализации, контроль за состоянием проблемной ситуации, внесение (в случае необходимости) изменений в программу реализации решения.

4. Оценка результатов реализации: периодическая оценка фактической эффективности решения, прогнозирование окончания срока эффективного действия решения, определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения, накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации стандартных решений.

Контроль как функция управления представляет собой процесс обес­печения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс установления стандартов, определения фактически достиг­нутых результатов и их отклонения от нормы; с другой - процесс мо­ниторинга хода выполнения управленческих решений и оценки дос­тигнутых результатов. Результаты контроля являются основа­нием для корректировки ранее принятых решений при обнаружении значительных отклонений от намеченного хода реализации решения. Другими словами, контроль представляет собой процесс сравнения полученных результатов с запланированными и, в случае необходи­мости, проведения соответствующих корректирующих мероприятий.

Неопределенность как неотъемлемая характеристика будущего является главным обоснованием контроля в процессе реализации управленческого решения.

Контроль сопутствует всем этапам процесса. По этому признаку различают следующие основные виды контроля.

Предварительный контроль осуществляется до начала мероприя­тий по разработке решения. Его целью является предупреждение на­ступления нежелательных результатов до момента их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методики и регламента контролирующих действий. Предварительный контроль использует­ся для раскрытия признаков и причин проблемы, анализа неопреде­ленностей, формулировки ограничений и оценки альтернатив. При­мером предварительного контроля являются действия комиссий по оценке статей проекта бюджета МО при принятии бюджета на сле­дующий год.

Текущий контроль реализуется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Он осуществляется руководителем и основан на измерении и изучении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Регулярный контроль работы исполнителей, обсуждение возникающих вопросов позволяют оперативно устранить текущие отклонения от намеченных планов и заранее скорректировать про­цесс решения проблемы.

Корректирующий контроль направлен на уже совершенные дей­ствия и создавшуюся ситуацию. Он предназначен для корректиров­ки ситуации, когда известны результаты реализации управленческо­го решения и они противоречат запланированным значениям. Глав­ной целью является недопущение повтора аналогичных ситуаций в будущем. Многие бухгалтерские и финансовые документы создают­ся с целью корректирующего контроля, так как, например, в финан­совом управлении города проводится сравнение реальных годовых бюджетных расходов с запланированными и на следующий год мо­жет быть предложен иной проект использования финансовых ресур­сов.

Заключительный контроль выполняется после того, как принятое решение реализовано. Назначение - учет, измерение конечных ре­зультатов и сравнение их с запланированными, на основании чего может быть сделан вывод о степени достижения цели. Следует пом­нить, что заключительный контроль осуществляется тогда, когда уже нельзя поменять решение в случае неудачного исхода. Он выполняет следующие важные функции.

1. Формирование и заполнение базы данных по следующим направлениям:

цели и составляющие их задачи;

    начальные, промежуточные и конечные параметры деятельно­сти;

    критерии оценки исходных показателей;

    набор корректирующих решений;

    результаты достижения целей при конкретных параметрах дея­тельности;

    набор решений но нейтрализации побочных явлений.

2. Сбор статистических данных о специфике работы в конкретной сфере, позволяющий руководителю принимать более адекватные решения в сложных ситуациях.

3. Разработка инновационных технологий для совершенствования процесса реализации решения.

Существует два варианта контроля: по результатам и по упреж­дению.

Контроль по результатам использует организационную, эконо­мическую, техническую и правовую документацию. Осуществляется оценка отклонения фактического результата от запланированных значений. Такой вариант контроля целесообразно применять в про­цессах с небольшим временем цикла и при невысокой стоимости процесса разработки и реализации решения. Управленческое реше­ние постепенно совершенствуется на основе предыдущих результа­тов реализации, с помощью корректировок и уточнений (рис. 6.1).

Контроль по упреждению основывается на стандартах, нормах, пра­вилах и может осуществляться до начала или в процессе разработки и реализации решения.

Контроллинг - направление в управленческой практике, которое включает административный, технологический контроль, ревизию и аудит.

Административный контроль представляет собой постоянное на­блюдение за процессом разработки и реализации управленческого решения, сроками и качеством.

Технологический контроль - контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации решений.

Ревизия - документальное фискальное обследование результатов реализации решения.

Аудит - документальное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным кри­териям.

Между процессами принятия решений, планирования и контроля существует неразрывная связь, которая определяется предназначе­нием, миссией и целями управляемой системы. Требования к контро­лю формируются руководством с участием всех заинтересованных сторон и регламентируют состав анализируемой информации, струк­туру отчетов и ответственность за сбор данных, анализ информации и принятие решений. Разработка эффективной системы контроля под­разумевает:

    тщательное планирование всех мероприятий, проведение которых необходимо для достижения целей;

    оценка ресурсов и времени, необходимых для выполнения наме­ченных планов;

    сопоставление достигнутых результатов и использованных ресур­сов с учетом временных характеристик;

    корректировка планов по временным и материальным затратам, необходимым для выполнения оставшейся работы;

    периодическое сопоставление полученных результатов и затрат с планом и бюджетом.

Характеристики и принципы построения эффективной системы контроля. Эффективная система контроля должна обладать четко отлаженными механизмами координации, коммуникации, свойства­ми гибкости, экономичности, своевременности.

Коммуникации. Процессы передачи информации являются осно­вой эффективного контроля. Контроль эффективен настолько, на­сколько адекватна, своевременна и точна информация, на которой базируется система. Разработка управленческих решений, оценка результатов их реализации требуют эффективной информационной системы.

Сотрудникам должны быть известны требования, предъявляемые к заданию, чтобы они могли их выполнить и на их основе осуществ­лять самоконтроль. Часто неэффективная работа является следствием того, что руководитель не располагает реальной информацией. Для быстрой и эффективной обработки данных о результатах работы не­обходимо использовать современные информационно-коммуника­ционные технологии.

Координация контроля - важное условие его эффективности. Контроль является средством координации выполнения заданий различными подразделениями и служащими, способствующим кон­центрации работников на достижении общеорганизационных целей. Результаты деятельности любого учреждения не являются результа­том деятельности какого-нибудь одного работника или отдела, а кро­ме того, задачи разных отделов или работников зачастую не взаимо­связаны.

Своевременность контроля заключается в том, что он должен про­водиться именно тогда, когда это необходимо. Систематическое на­блюдение за результатами позволяет принимать корректирующие меры в процессе реализации решения и достичь намеченных целей. В случае обнаружения каких-либо отклонений от намеченного пла­на работ принимают меры по их исправлению или устранению. Од­нако чрезмерный контроль или бесконечные проверки снижают эф­фективность и увеличивают сроки реализации управленческого ре­шения.

Гибкость системы контроля выражается в том, что в процессе реа­лизации управленческого решения должны меняться как стандарты, так и возможные корректирующие действия.

Экономичность контроля . Если затраты на контроль превосходят создаваемые им преимущества, то следует от него отказаться. Иными словами, преимущества от контроля должны превосходить затраты финансовых, временных и человеческих ресурсов на его проведение. Система контроля должна срабатывать только при наличии замет­ных отклонений фактических результатов от плановых значений.

Четко структурированные планы являются основой контроля. При достаточно частом обновлении плана без применения процеду­ры контроля изменений контроль над реализацией решения может быть утрачен.

Эффективная система отчетности . Необходимо основываться на единых подходах и критериях при формировании отчетов о ходе вы­полнения работ. Методика их подготовки и получения должна быть ясно определена и достаточно проста. Для всех видов отчетов необ­ходимо определить четкие временные интервалы.

Система анализа фактических показателей и тенденций позволя­ет установить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, и если нет, определить серьезность последствий выявленных откло­нений.

Процесс контроля ориентирован на повышение вероятности дос­тижения цели. В теории управления процессы принятия решений и контроля определяют как тесно взаимосвязанные, поэтому еще на стадии планирования следует разработать способ соотнесения пла­нов с реальной ситуацией. Определение целей является не только ча­стью процесса планирования, но и началом процесса контроля.

Процесс контроля характеризуется следующим: содержательная составляющая определяет, что выполняется; организационная - кем и в какой последовательности осуществляется контроль; технологи­ческая отвечает на вопрос, какие методики и технологии использу­ются.

Целью контроля является обеспечение соответствия утвержден­ного решения и процесса его исполнения, предотвращение вероят­ных недоработок и проблем, выявление отклонений от заданной про­граммы, поставленных целей и задач, установленных сроков.

Функция диагностики заключается в выявлении фактического состояния дел; ориентирующая функция сосредоточена на указании проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего вни­мания; стимулирующая направлена на выявление и вовлечение в ра­боту всех временных, денежных, человеческих ресурсов.

В процессе реализации управленческого решения при сравнении фактических и запланированных результатов руководителю необхо­димо определить, насколько фактические результаты соответствуют установленным стандартам. Если выявлены явные расхождения, он должен решить, насколько они допустимы. Далее руководитель оце­нивает фактические результаты, т. е. делает вывод о качестве приня­того решения. Деятельность на этой стадии процесса контроля связа­на с проведением следующих мероприятий: установление масштаба допустимых отклонений, оценка фактических результатов, информи­рование о результатах, оценка результатов.

В процессе реализации управленческого решения иногда допус­кается неточное соблюдение критериев выбора. Так, по отдельным характеристикам определяется интервал допустимых отклонений, в пределах которого они считаются несущественными. Размер интер­вала играет крайне важную роль. При достаточно большом интерва­ле возможные отклонения приводят к необратимым последствиям. Если интервал мал, то руководитель будет реагировать на каждое не­значительное отклонение, что требует больших финансовых и вре­менных затрат, и контроль становится неэффективным.

Особое внимание следует обратить на методику измерения фак­тических результатов, получаемых в процессе реализации решений. Важно корректно определить типы шкал, единицы измерения значе­ний контролируемых параметров, выбрать частоту и точность изме­рений.

Передача информации играет важную роль в процессе контроля. Ценность данных значительно снижается, если они несвоевременны и неточны. К информации предъявляется требование наглядности, что позволяет легко понимать смысл контролируемых процессов и предпринимать адекватные действия. Перечислим основные трудно­сти, связанные с передачей информации:

    искажение сообщений в процессе межличностного общения и при прохождении по каналам передачи информации;

    информационные перегрузки, которые подавляют восприятие и мышление руководителя, занятого обработкой больших объе­мов информации;

    сложная организационная структура, затрудняющая прохождение информации и повышающая вероятность ее искажения.

Оценка результатов заключается в сравнении фактических и тре­буемых результатов решения с учетом масштаба допустимых от­клонений. На основании сравнения судят о том, достигнута ли цель принятия решения или нет. Если обнаруживаются существенные от­клонения реальных значений показателей от плановых, принимается решение о выполнении корректирующих действий.

Итак, после оценки результатов реализации решения руководи­тель может выбрать одну из следующих стратегий:

1) если результаты сравнения фактических и плановых значений позволяют сделать вывод, что цель достигнута, то никакие допол­нительные действия не предпринимаются, а положительный опыт решения сохраняется в базе данных для использования в подоб­ных ситуациях в будущем;

2) если отклонения от намеченных результатов становятся недопус­тимыми, предпринимается попытка разобраться в причинах этих отклонений и предпринимаются необходимые мероприятия для возвращения на правильную траекторию. Если выявлены откло­нения в ходе текущего контроля, то руководитель выполняет кор­ректирующие действия непосредственно в процессе реализации решения. Если отклонения от цели обнаружены по результатам заключительного контроля, то проводится анализ новой проблем­ной ситуации и повторяется процесс разработки и реализации ре­шения;

3) несовпадение фактических и запланированных результатов объ­ясняется тем, что была запланирована нереалистичная цель. За­вышенные требования к качеству решений сводят на нет усилия исполнителей, снижают их мотивацию. И наоборот, легкость дос­тижения поставленной цели объясняется слишком мягкими кри­териями выбора. Контрольная информация позволяет выявить необходимость доработки не только самих решений, но и требо­ваний, предъявляемых к их качеству, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Разработанные стандарты позволяют усовершенствовать процесс анализа работы и, как следствие, систему контроля принятия управ­ленческого решения. Рисунок 6.2 иллюстрирует связь контроля, стан­дартов деятельности и измерений. Тогда контроль может быть представлен как последовательность действий.

    Разработка стандартов деятельности и норм, с которыми будут сравниваться реальные результаты. Стандарты должны учитывать количественные и качественные характеристики.

    Установление допустимых и приемлемых отклонений от сущест­вующих стандартов при реализации решения.

    Оценка фактических результатов деятельности на основе приме­нения различных методов измерения.

    Процесс сопоставления стандартов и полученных результатов опирается на оценочные суждения и, как следствие, отличается высокой субъективностью.

    Текущая деятельность. Если запланированный результат не был достигнут, то принимаются корректирующие меры для измене­ния существующих стратегий.

    Будущая деятельность. К целям будущей деятельности относится использование накопленного положительного опыта для форми­рования будущих управленческих решений.

Необходимо отметить, что при организации контроля необходи­мо учитывать следующее:

    реализацию контрольных функций следует поручать лицам, ком­петентным в данных вопросах, чтобы они могли быть способны оценить причины и следствия возможных отклонений и предло­жить мероприятия по их устранению;

    для обеспечения объективности и принципиальности оценок ли­ца, отвечающие за контроль, не должны быть связаны материаль­ными интересами с подконтрольными подразделениями.

Поскольку система контроля оказывает влияние на людей, при ее реализации руководитель должен учитывать следующие аспекты:

    люди негативно воспринимают внешний контроль;

    контроль определяет положение и власть того, кто его осуществ­ляет;

    установки и стандарты могут быть по-разному поняты, и контроль может привести к конфликту между сотрудниками;

    при очень жестком контроле может быть ограничена гибкость системы, а нехватка гибкости и инициативы приводит к сниже­нию уровня мотивации и способности к адаптации во внешней среде.

Разработанные стандарты контроля должны быть осмыслены и восприняты всеми сотрудниками, чтобы каждый понимал причины и ожидаемые результаты, а участие в разработке и внедрении систе­мы контроля поможет во многом преодолеть негативное отношение к ней.

В процессе проведения контроля можно столкнуться со следу­ющими трудностями:

    сложно избежать предвзятости и субъективных толкований;

    доверчивость, поверхностные наблюдения, стремление оправдать ожидания руководства;

    низкая компетентность;

    малые сроки для проведения детального анализа;

    отсутствие решимости сказать правду.

Таким образом, контроль в первую очередь призван информиро­вать исполнителей о ходе работы, ее соответствии планам руководи­теля. Сотрудник, реализующий управленческое решение, заинтере­сован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оце­нены по достоинству. Так что иногда мягкий контроль повышает вес выполняемых исполнителем поручений, прибавляет самоуважения, уверенности.

Для повышения эффективности контроля при его проведении следует учитывать следующие психологические факторы:

    увлеченно работающего сотрудника не стоит отвлекать, так как он примет контроль как помеху;

    часто контролируемые задачи становятся более приоритетными для исполнителя по сравнению с менее контролируемыми, поэто­му проводить контроль следует системно.

Государственный контроль над местным самоуправлением . Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство осу­ществляет контроль решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления. Для любого административного контроля характерно следующее:

    реализация контроля только в формах и случаях, предусмотрен­ных конституцией или законом;

    контроль направлен на обеспечение законности и конституцион­ных принципов;

    степень вмешательства контролирующего органа должна быть соразмерна значимости защищаемых интересов.

Перечисленные принципы не исключают контроль государства над выполнением органами местного самоуправления делегирован­ных им полномочий. Надзор за выполнением законодательства орга­нами и должностными лицами местного самоуправления возложен на прокуратуру РФ. При выявлении не соответствующих закону му­ниципальных правовых актов прокурор соответствующего уровня обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Протест должен быть рассмотрен в 10-дневный срок или на ближайшем заседании представительного органа мест­ного самоуправления. При отклонении протеста прокурор вправе об­ратиться в суд.

Соответствие устава муниципального образования законодатель­ству РФ контролирует орган юстиции, на который возложена его ре­гистрация.

Контроль выполнения органами и должностными лицами мест­ного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государствен­ной власти.

Контроль органов власти местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности выполняют специальные струк­туры, к которым относятся органы финансового, экологического, са­нитарно-эпидемиологического, земельного контроля и надзора.

Надзорные органы вправе:

    адресовать органам местного самоуправления рекомендации по решению возложенных на них задач;

    при невыполнении возложенных на органы местного самоуправ­ления задач и обязательств адресовать им соответствующие пред­писания;

    направлять органам местного самоуправления уведомления о воз­ражении по их решениям и действиям и рекомендовать в течение определенного срока отменить или внести изменения в указан­ные решения и действия.

Органы государственного специального надзора е имеют права вмешиваться в дела местного сообщества за пределами своей компе­тенции и не вправе отдавать должностным лицам местного само­управления распоряжения по решению местных задач.

Финансовый контроль целевого расходования бюджетных средств осуществляют органы финансового контроля, входящие в систему Министерства финансов РФ.

Судебный контроль наиболее формализован, строится исключи­тельно на правовых аргументах и реализуется всеми видами судов. Он используется для того, чтобы обезопасить граждан и юридиче­ских лиц от ошибок и незаконных решений этих органов. Решения, принятые на основе прямого волеизъявления граждан, решения и действия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

Наиболее распространенные случаи судебного обжалования ре­шений:

    введение не предусмотренных законодательством местных нало­гов и сборов;

    ужесточение условий ввоза или вывоза определенных товаров;

    нарушения порядка приватизации объектов муниципальной соб­ственности;

    нарушения порядка выделения земельных участков под застройку.

Каждому руководителю приходится контролировать ход выполнения множества управленческих решений на различных уровнях управления.

Контроль - одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

С помощью контроля руководитель определяет, правильны ли его решения, нуждаются ли они в корректировке и если нуждаются, то в какой степени. Контроль позволяет глубже видеть и осмысливать результаты работы, своевременно предупреждать и устранять возможные просчеты, диспропорции, а также своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку.

Одна из функций управления - система контроля за реализацией управленческих решений.

Контроль выполнения управленческих решений включает следующие действия:

  • · своевременно ли проинформированы исполнители о том, какие действия, вытекающие из управленческих решений, и в какие сроки они должны выполнить;
  • · правильно ли поняты исполнителями смысл и содержание управленческих решений в той части, в которой они выступают как ответственные исполнители;
  • · имеются ли погрешности и ошибки и нужны ли в связи с этим какие-то корректировки в управленческих решениях или в организации исполнения решений;
  • · знают ли исполнители о системе мотиваций и санкций, установленной в фирме для персонала, исполняющего решения, как ими оценивается достаточность и эффективность этой системы и не нуждается ли она во внесении каких-то корректив;
  • · соответствует ли реальный процесс выполнения управленческих решений тем задачам, которые были заложены в управленческие решения;
  • · имеется ли необходимость в организации дополнительного и углубленного информирования исполнителей, организации консультаций и переподготовки исполнителей, а также применении санкций по отношению к тем, кто по нерадивости или умыслу не выполнил действий, предусмотренных или очевидно вытекающих из управленческих решений.

Основными требованиями к контролю исполнения решений являются: ориентированность на результаты.

В центре внимания должно быть решение задач, стоящих перед организацией, соответствие делу:

  • · контроль должен измерять и оценивать то, что действительно важно для дела;
  • · контроль должен осуществляться в строгом соответствии с временными интервалами, которые определяются с учетом:
    • а) временных рамок плана;
    • б) скоростью измерений и оценок;
    • в) временем, необходимым для анализа полученных результатов и подготовки предложений для руководства организации.

Гибкость контроля - он должен учитывать и приспосабливаться к происходящим изменениям в деятельности организации:

  • · простота контроля - наиболее эффективным является тот контроль, при котором используются простейшие методы и делаются выводы, понятные для исполнителей, деятельность которых контролируется;
  • · экономичность контроля - в руководствах подчеркивается, что если суммарные затраты на систему контроля чересчур велики, то надо отменить контроль вообще или же ввести менее тщательный контроль.

Система контроля включает:

систему мер по разъяснению значения и смысла управленческих решений, закрепленных в нормативных документах, в плане и программах;

проверку того, соответствует ли реальный процесс их реализации тем идеям, которые в них заложены, нет ли необходимости в дополнительной работе с персоналом, нет ли необходимости во внесении корректив, устранении ошибок, имеющих место в этих документах.

В соответствии с подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно. Управленческое воздействие не будет приносить желаемый результат и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.

В широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационного обеспечения контроля), элементов выхода (информационном объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями контроля являются:

  • · сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
  • · своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
  • · обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Достижение целей системы контроля, как известно, обеспечивается реализацией задач, которые, на мой взгляд, заключаются в достижении основных показателей эффективности управления организацией:

  • · соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е. целевым установкам и ориентирам) и стратегиям;
  • · устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
  • · сохранность ресурсов и потенциала организации;
  • · должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  • · показатели безошибочности регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации -- наличие, полнота, арифметическая точность, временная определенность, представление и покрытие данных в отчетности;
  • · рациональное и экономное использование всех ресурсов;
  • · соблюдение работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур -- положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;
  • · соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, данных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной контрольной системы. Результативность контроля характеризует экономия потерь (ущерба), обусловленная функционированием системы, т.е. разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии. Очевидно, что систему контроля организуют с итогом отдачи от ее функционирования или затраты на создание и держание функционирования системы определенной степени сложности вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств, направленных на ее создание и поддержание, не должны превышать ожидаемых убытков от ее отсутствия.

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, обеспечивает оптимальных ход процесса на всех других его стадиях (планирование, организация, регулирование, учет, анализ). При этом особенность контроля заключается в его двойной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и тому подобное) обязательно интегрирована с контрольной, поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является:

  • · неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
  • · «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Для того чтобы глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой теории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ее отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, подойдем к контролю с более широкой позиции с практической точки зрения, рассматривая его как систему и составную подсистемы управления организацией.

Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационного обеспечения контроля), элементов выхода (информационном объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета.

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть еще и экономичным, т. е. преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Контрольная информация должна поступать к руководителям и исполнителям в сроки, необходимые для своевременного принятия решений, а также в достаточных объемах и форме, удобной для использования. При оценке информации каждый руководитель должен оценить необходимость и важность данных, используемых в процессе контроля.

Контроль за ходом выполнения управленческого решения начинается с первых шагов его реализации. Однако любой контроль невозможен без точного, детального учета работы. При этом используются самые различные виды учета: статистический, бухгалтерский, оперативный и другие.

Процесс осуществления контроля можно разделить на три четко различных этапа:

  • · выработка показателей, критериев и стандартов;
  • · сопоставление с ними достигнутых результатов;
  • · принятие необходимых корректирующих действий.

При осуществлении контроля нельзя ограничиваться только констатацией фактов. Необходимо также провести анализ возможных мероприятий, направленных на изменение и улучшение достигнутых результатов. Это даст возможность использовать контроль не только для оперативного руководства, но и для воспитания подчиненных.

При разработке системы и процедуры контроля руководитель должен принимать во внимание поведение людей, так как оно оказывает очень сильное стимулирующее воздействие на поведение организации. Непродуманная система контроля может привести к тому, что поведение руководителей и исполнителей будет ориентировано не на достижение целей организации, а на удовлетворение требований контроля. В этом случае подчиненные чаще всего делают то, что руководитель хочет увидеть в процессе контроля, и пренебрегают той частью работы, которая не контролируется. Другой отрицательный эффект непродуманной системы контроля заключается в том, что эта система может побуждать работников выдавать недостоверную информацию, утаивать одни сведения и приукрашивать другие.

Каждый руководитель считает, что в ходе выполнения решений он должен контролировать деятельность своих подчиненных. Однако в первую очередь подчиненные контролируют своего руководителя, его работу, его отношения с людьми, его решения и оценивают их по важнейшим критериям - своевременности, обоснованности, соответствию практике. Этот процесс начинается с момента передачи решений подчиненным.

Отсутствие контроля приводит к тому, что исполнитель перестает чувствовать необходимость выполняемой работы и, в конце концов, выполняет ее с низким качеством или старается совсем не выполнять.

Руководитель должен вести строгий и точный учет работы. Следует выбирать главные показатели, характеризующие основные результаты работы.

Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней, так и внешней. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Контроль необходим и для поддержания успеха.

Характеристики эффективного контроля:

  • 1. Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
  • 2. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будущем.
  • 3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
  • 4. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
  • 5. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
  • 6. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
  • 7. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.
  • 8. К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.

Хорошо организованный контроль представляет собой обратную связь, без которой немыслим процесс управления. Поэтому в системе управления любой организации должна вестись серьезная, квалифицированная информационно-аналитическая работа, одним из направлений которой является осуществление контрольной деятельности.

Контроль должен быть своевременен, понятен, прост и экономичен.

Контроль - это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля - это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой - процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Именно результаты контроля служат основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.

Главная причина необходимости контроля - это неопределенность, представляющая собой неотъемлемый элемент будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого планируется на перспективу.

Между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый "зазор", некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется исходя из того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда является неполной.

Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения.

Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.

Кроме того, нельзя забывать, что исполнители принятых решений - люди, а не машины и возможны отклонения в ходе выполнения принятых решений, и по этой причине, например может быть неэффективным взаимодействие работ между различными подразделениями внутри организации, недостаточно правильно понято задание, наконец, исполнитель может заболеть, его может переманить конкурент и т.д.

Отсутствие надежной системы контроля и как следствие эффективной обратной связи способно привести организацию к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало причиной краха многих крупных и мелких организаций.

Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации.

Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы.

Это справедливо и для решений, содержащих элемент риска. Точно так же именно система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились в организации при осуществлении ее деятельности.

Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля.

Функция контроля - всеобъемлющая. Она не является только полномочиями специально назначенного контролера. Функцию контроля должен осуществлять любой руководитель.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. Здесь контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.

Контроль поступающей и исходящей из организации информации - самостоятельная управленческая задача, которой ни один руководитель не вправе пренебрегать.

Текущий контроль проводится непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником и базируется на измерении фактических результатов проделанной работы.

Основной инструмент организации контроля - обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.

Заключительный контроль обязателен после завершения работы. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ.

Еще одной важной функцией заключительного контроля считается его определяющая роль при реализации функции мотивации. Мотивация осуществляется по результатам контроля.

К ключевым составляющим процесса контроля относятся выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, корректирующие действия.

Понятие контроля. Контроль - это одна из основных функций уп­равления, представляющая собой обеспечение достижения целей, по­ставленных организацией, реализации принятых управленческих ре­шений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их коррек­тировке .

Осуществлять контроль - это значит, с одной стороны, устанавли­вать стандарты, измерять фактически достигнутые результаты и их от­клонения от установленных стандартов; с другой - отслеживать ход выполнения принятых управленческих решений и оценивать достиг­нутые результаты в ходе их выполнения.

Именно результаты контроля становятся основанием для руководи­телей организации реализации принятых ранее решений значительны.

Необходимость контроля корректировать принятые ранее решения, если от­клонения в ходе реализации управленческих решений. Конт­роль исполнения управленческих решений обусловлен множеством причин.

Неопределенность . Основная причина необходимости контроля -неопределенность, которая, будучи неотъемлемым элементом будуще­го, присуща любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем. Существуют следующие факторы неопреде­ленности:

Временной интервал между принятием и реализацией решения - между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации при­нятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того ил и иного видения ситуации, той или иной мо­дели ситуации, которая всегда неполна;

Персонал организации. Исполнители принятых решений - люди, а не машины. Отклонения возможны в ходе выполнения приня­тых решений и по этой причине, например, может быть неэф­фективным взаимодействие работ между различными подразде­лениями внутри организации, может быть недостаточно правильно понято задание, наконец, исполнитель может забо­леть, его может переманить конкурент и т.д. Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зави­
сит от профессионализма менеджера, принимающего решения.
Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряет­ся как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся разви­тию ситуации принятия решения .

Предупреждение возникновения кризисной ситуации . Отсутствие надежной системы контроля и, как следствие, эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало причиной краха многих крупных и мелких организаций.



Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффектив­ным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Хорошо отлаженная система контроля своевре­менно выявляет проблемы. Это справедливо и для решений, содержа­щих элемент риска.

Поддержание успеха . Система контроля позволяет выявить те положительные аспекты и сильные стороны, которые определились при осуществлении ее деятельности. Сопоставляя реально достигну­тые результаты с запланированными, руководство организации полу­чает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направле­ния деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организа­ции и их причины, менеджер может быстро адаптировать организа цию к. динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Виды контроля. Любая функция управления может эффективно дей­ствовать только при наличии эффективно действующей системы конт­роля. Контроль - это критически важная и сложная функция управле­ния, неприятная, однако, для работников предприятия.

Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учи­тывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть все­объемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключи­тельно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществ­лять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанно­стей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль - это фундаментальный элемент процесса управления . Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотива­цию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действи­тельно, фактически все они - неотъемлемая часть общей системы конт­роля в данной организации. Все виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель; способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они толь­ко временем осуществления (рис. 5.1.).

Рис. 5.1. Виды контроля

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предва­рительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Некоторые наиболее важные виды контроля в организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предва­рительный контроль над деятельностью организации.

Основное средство осуществления предварительного контроля -реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое со­блюдение - это способ убедиться, что работа выполняется в заданном направлении.

Если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль использует­ся в трех ключевых областях ;

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов дос­тигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того
чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состо­янии выполнить порученные им обязанности, необходимо уста­новить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекоменда­ции, представляемые нанимаемым. Существенно повысить ве­роятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления спра­ведливых размеров выплат и компенсаций, проведения психоло­гических тестов, а также при помощи многочисленных собеседо­ваний с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительны и контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, какие знания и навыки нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющим­ся у них, прежде чем приступать к фактическому исполнению
своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффек­тивно;

Предварительный контроль в области материальных ресурсов осу­ществляется путем выработки стандартов минимально допусти­мых уровней качества и проведения физических проверок соот­ветствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в
выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля матери­альных ресурсов относится также обеспечение их запасов в орга­низации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефи­цита (подробнее см. в главе, посвященной методам принятия управленческих решений);

Предварительный контроль в области финансовых ресурсов. Важ­нейшее средство предварительного контроля финансовых ресур­сов - бюджет (текущий финансовый план), который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет - механизм предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или органи­зации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Текущий контроль осуществляется непосредственно входе проведе­ния работ. Чаще всего его объект- подчиненные сотрудники, а сам он традиционно прерогатива их непосредственного начальника. Регуляр­ная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудно­сти для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выпол­нением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактичес­ких результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь - это обмен данными о полученных результатах. Простейший пример обратной связи - сообщение начальника подчи­ненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию повеления так, чтобы избежать отклонения организации от наи­более эффективного пути к поставленным перед ней задачам. Все сис­темы с обратной связью характеризуются (32]:

Наличием цели;

Использованием внешних ресурсов;

Преобразованием внешних ресурсов для внутреннего использо­вания;

Отслеживанием значительных отклонений от намеченных целей;

Корректировкой этих отклонений для того, чтобы обеспечить до­стижение целей.

Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы дос­тичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с ситуационными факторами внутри организации. Внешние факторы - все то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменения технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы куль­турных ценностей и многое другое.

Вполне допустимо рассматривать управление в основном как по­пытку обеспечить функционирование организации в качестве системы с эффективной обратной связью, т.е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики па заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Однако хорошее уп­равление далеко выходит за рамки простого стремления обеспечить статус-кво и адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если организация не стремится адаптироваться и совершенствовать свою де­ятельность, изначально заняв активную позицию, она вряд ли останет­ся эффективной в долгосрочном плане.

Заключительный контроль - фактически пол ученные результаты сравнивают с требуемыми л ибо сразу по завершении контролируемой дея­тельности, либо по истечении определенного заранее периода време­ни. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:

Дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагает­ся проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность оце­нить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем;

Способствует мотивации. Если руководство организации связы­вает мотилационные вознаграждения с достижением определен­ного уровня результативности, то, очевидно, фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...