Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе (Художник-пейзажист И. И Шишкин)


Наталья Милько
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Знакомство с искусством портрета»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 3 общеразвивающего вида

КОНСПЕКТ занятия по ИЗО :

Кто такой художник. Знакомство с искусством портрета .

ПРОВЕЛА : Милько Н. В.

Программные задачи :

1. Формировать представление о портрете , о том, для чего его создают художники, что художники изображают не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего : все работает на раскрытие образа человека; учить детей узнавать по изображенному сюжету на картине, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации (радость, грусть, удивление, злость, испуг) ;

2. Вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, закреплять умение передавать различные выражения лица (радостное, грустное, испуганное и т. д.) ; развивать у детей воображение и чувство юмора; приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками, всей кистью и ее кончиком;

3. Воспитывать чувство радости от проделанной работы, желание доводить начатое дело до конца.

Материалы к занятию : различные портреты , крупные схемы лица человека с различным выражением, фланелеграф, краски, кисточки, заготовки для рисования смешных рожиц.

Ход занятия:

Сказка на фланелеграфе :

Жила была кисточка. Она была очень грустная, потому что с ней никто не хотел дружить. И однажды, когда она гуляла по улице, встретила мальчика. Он тоже был очень грустный, потому что очень хотел научиться рисовать. И решили они дружить. Кисточка нашла себе друга, а мальчик научился рисовать и стал … Кем стал мальчик? (художником)

Сегодня мы с вами тоже станем художниками.

Я сейчас вам расскажу о внешнем виде одного человека из нашей группы , а вы постарайтесь , по моему описанию, узнать, про кого я рассказала.

Описание : (цвет волос, прическа, одежда,)

А сейчас внимательно рассмотрите друг друга.

Кто хочет рассказать про внешний вид своего товарища?

Сейчас мы описывали внешность друг друга своими словами, а как называется рисунок, где изображен человек? (портрет )

Кто рисует портреты людей ? (художники-портретисты )

Рассматривание портретов разных людей

Можно ли определить по одежде, по действиям, кто эти люди?

Можно ли узнать где эти люди работают?

Однажды Вини Пух хотел залезть в пчелиный улей, чтобы украсть у пчел мед, но пчелы во время это заметили и решили защитить свой мед. И когда Вини Пух увидел, что на него летит рой пчел, то какие чувства он испытал? (Злость, радость, испуг)

У каждого лица свое выражение. А художники, рисуя портреты , передают чувства людей? (да) .

Как мы узнаем веселого человека (Он улыбается)

Как выглядит удивленное лицо? (глаза широко открыты, брови подняты, рот приоткрыт) .

А какие глаза, губы, брови на злом лице (брови сдвинуты, нахмурены, глаза прищурены, нижняя губа выпячена) .

А теперь, послушайте еще одну интересную историю.

Сказка с показом на фланелеграфе.

В одной деревне жила старушка . Звали ее Дарья Ивановна. И была у нее корова Зорька. Подоит Дарья Ивановна Свою корову и разольет вкусное парное молоко по крынкам (показываю крынку) . Летом приехал к Дарье Ивановне внук из города, Алеша. Он был веселым, озорным мальчиком и любил рисовать, особенно что-нибудь смешное. Вот раз бабушка перемыла все свои крынки, одни поставила на скамейку сушиться на солнышке, а другие повесила на колышки изгороди, чтобы стекла вода, а сама пошла доить свою Зорьку. Вышел во двор Алеша и увидел много крынок. Одни стояли на лавочке6 горлышком вверх, другие висели на кольях горлышком вниз. Посмотрел Алеша на крынки, показались они ему очень похожими на головы людей. Сбегал Алеша за своими красками и на каждой крынке нарисовал смешную рожицу. На одной крынке изобразил лупоглазого повара в колпаке. Вот такого! На другой – плаксу. Вот такую! А на третьей – Веселого зубастого мальчишку и еще много, много других забавных рожиц.

А вы хотите так же, как Алеша нарисовать смешные рожицы на крынках?

Кого вы хотите изобразить?

А теперь давайте станем художниками, сядем за столы и нарисуем смешные рожицы на крынках из под молока.

Рисование.

Выставка работ.

Подведение итога.

Как называются рисунки, где изображают человека? (портрет )

Кто рисует эти портреты ? (художники - портретисты ) .

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.

Валентина Соколова
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе «Музыкальный рисунок»

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства,

в подготовительной к школе группе

"Музыкальный рисунок"

(составила: воспитатель1 категории Соколова В. Ф)

Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности

(Рассматривание картины А. Пластов Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)

Цель:

Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.

Задачи обучающие:

1. Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;

2. научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».

3. Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление

4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Задачи развивающие:

5. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Задачи воспитательные:

6. Воспитывать самостоятельность и активность.

Материал для занятия:

Картина А. Пластова «Первый снег»

Стихотворение И. Бунин «Первый снег»

Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»

Альбомный лист;

Набор красок или гушь;

Стаканчик с водой.

Ход занятия.

Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»

Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?

Дети:- Писатели.

Воспитатель:- Правильно.

Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?

Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …

Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?

Дети: Первые признаки зимы.

Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.

Воспитатель: А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?

Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.

Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время.

Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.

Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»

Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?

Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?

Дети: рисует себе воображаемые картины.

Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия. Пластова «Первый снег»

Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?

Дети: -художники.

Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?

Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….

Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.

На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.

Воспитатель: Кто вышел на порог дома?

Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.

Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?

Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки - такие, какие могут быть только у детей

Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.

Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?

Дети: серое.

Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?

Дети: нет.

Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.

Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.

Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?

Дети:-Дети радуются первому снегу.

Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.

Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!

Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?

Дети:- композиторы

Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.

Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?

Дети: -Петь, танцевать, веселиться.

Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?

Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.

Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.

Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.

По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.

Педагог предлагает детям физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Педагог предлагает детям пройти в мастерскую

Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.

Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.

Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»

В конце занятия подводятся итоги:

Выставка рисунков.

1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?

Дети: - Понравилось.

2. Что вам понравилось больше всего?

3. Музыку какого композитора мы с вами рисовали?

4. Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?

5. Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?

6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

Конспект занятия - путешествия в старшей группе по знакомству детей с изобразительным искусством.
«Путешествие по Королевству изобразительного искусства».

Составила: воспитатель МДУ детский сад № 228 Сизова Ольга Вадимовна

Программное содержание:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начало музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям

искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры

внешней и внутренней.

5. Знакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства:

скульптура - скульптура малых форм;

жанры - сказочно-былинный портрет; в живописи - натюрморт, пейзаж, бытовая картина.

Подготовительная работа:

Занятие познавательного характера, беседы об основных видах профильных музеев.

Рассматривание тематических альбомов о художниках, фотографий,

иллюстрации, дидактические игры.

Материал к занятию:

1. Ширма, оформленная как дворец, мольберты для заданий.

2. Домик для персонажа. Незнайка-кукла.

3. Атрибуты для задания.

4. Скульптуры м/ф.

фарфор (медвежонок, оленёнок, жеребенок, собачки, белка, зайчонок, телёнок, зебра, слон, девочка, вытирающая тарелку, девушка с чайником).

дерево (медведь).

мрамор (сова).

стекло (мышь, гусеница, дракон, гусеница в яблоке).

5. Кроссворд.

6. Портреты художников.

7. Мозаика по жанрам.

8. Рамы и багет.

Музыкальное оформление : Г. Гладков

Веселая дискотека.

Ход занятия:

В: Ребята, вы любите приключения?

Д: Да, конечно, мы любим!

В: Вот и я очень люблю и хочу пригласить вас отправиться со мной в увлекательное путешествие!

Д: А куда, куда мы поедем?

В: Я уже говорила вам, что со дня на день жду письма от одной очень важной персоны.

Д: Да, говорили, а пришло письмо.

В: Письмо я получила, вот оно. Прислала его нам королева Кисточка. Она приглашает нас в путешествие по своему королевству Изобразительное искусство. Согласны?

В: Но дорога нелегка, нужно много знать и, возможно, нас в дороге ждут приключения и неожиданности, а может и волшебные превращения. Не испугаетесь?

Д: Нет, мы ничего не боимся.

В: Чтобы дойти до королевства, надо знать дорогу. А что помогает путешественнику не сбиться с дороги?

Д: Компас и карта.

В: Правильно. Есть у меня такая карта, а компасом будет вот это перо Жар-Птицы. Хорошо взять в путь и веселую мелодию. (Звучит мелодия).

В: Давайте развернём карту и поглядим. Здесь указан маршрут по которому мы должны идти, и первым кого мы видим?

Д: Незнайка и его домик.

В: Правильно, а вот и перо-компас показывает направление (Звучит мелодия, дети идут к домику Незнайки).

Д: Тут конверт.

В: Посмотрим, что в нем (открывает, читает):

«Незнайка идет в гости к художнику Тюбику на урок рисования. Он собрал мольберт. Что лишнее положил Незнайка?» Дети выполняют задание, помогают Незнайке навести порядок в мольберте.

В: Молодцы, все правильно. Давайте посмотрим на карту и продолжим путь. Здесь написано » Аллея художников», и перо-компас показывает, куда идти. (Звучит музыка. Дети идут ко второму пункту своего путешествия).

Д: Здесь тоже конверт. Конверт оранжевого цвета.

В: Давайте-ка откроем и поглядим. Читает:

» Волшебница Чернильда перемешала все книги. Художники расстроены. Они не могут разобраться в своих иллюстрациях и просят им в этом помочь».

В: Ну, этому несчастью мы сумеем помочь.

Д: Да, мы разберем книги.

В: Давайте, возьмите по книжке и кладите туда, где стоит фотография

художника-иллюстратора.

(Дети раскладывают иллюстрации).

В: Вот, просто молодцы! Нам пора в дорогу. Взгляните на карту. Нам нужно на улицу Скульпторов, вот и перо показывает туда. (Звучит музыка).

Д: Опять конверт. Желтого цвета.

В: Прочитаем?

В: » Кто такие скульптуры?

Что вы знаете о скульптуре?

Составьте маленький рассказ о медвежонке.» (Выслушивает ответы детей).

В: Художник может передать тревогу, испуг своего героя с помощью выразительного жеста. А вы не хотите придумать историю про медвежонка? Медвежонок остался в большом лесу без мамы-медведицы, малыш-медвежонок, в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить - идти вперед или нет?

Так с помощью движения скульптор сумел передать характер своего героя, его настроение, тревогу и нерешительность.

В: А нам опять пора в путь, и перо показывает, что с улицы Скульпторов мы попадаем с вами в Жанровые переулки. (Звучит музыка).

В: Знаете, ребята, в Жанровых переулках очень легко заблудиться. А чтобы этого не случилось, мы должны вспомнить, какие бывают жанры? Стихи? И мозаика? Поговорим и поиграем.

Д: Это переулок Пейзажный. (Дети выполняют задание и читают стихи).

В: Вот и вышли мы с вами из переулков и не заблудились. Поглядим на

карту. Что вы видите?

Д: Художника Тюбика и кроссворд.

В: Значит идем к художнику Тюбику. (Звучит музыка).

Д: Здесь конверт голубого цвета.

В: Откроем и прочитаем.

» Ребята, мы находимся в гостях у художника Тюбика. Все предметы, которыми он пользуется, всем хорошо знакомы. Назовите их, и вы узнаете, как называется комната, где работает Тюбик«.

В: Что, поиграем в «Поле чудес?»

(Дети и воспитатель выполняют задание).

А нас зовет карта, поглядим, куда нам идти дальше. (Звучит музыка).

В: Вот и пришли. Что за чудеса - рама есть, мольберт есть, а картины нет?

Может это проделки злой Чернильды?

Д: Есть конверт синего цвета. (Читает текст в конверте):

Волшебница Чернильда залила чернилами картину Васнецова «Три богатыря». Богатыри просят о помощи. Их надо вернуть в картину.

В: Как же это сделать? Разве что самим поиграть в богатырей. Ведь для чего-то лежат здесь богатырские доспехи и ждут добрые кони. (Дети делают предположения, обмениваются мнениями).

Д: Мы согласны.

В: Вспоминайте сюжет картины. Что за жанр? А теперь распределите, кто будет кто. (Звучит музыка).

Вот так картина получилась, настоящая живая картина. Ребята, поглядите на мольберт. Чары злой Чернильды пропали. Богатыри вернулись на свое место. Вот, что значит быть смелыми и решительными. Давайте скажем богатырям «До свидания» и обратимся к карте. Что вы видите?

Д: Дворец, замок, большой дом.

В: Мы совсем близко от дворца Королевы Кисточки. Но на нашем пути еще

один дворец. Там живет принцесса Цветана. Давайте поспешим туда.

(Звучит музыка).

Д: Конверт фиолетовый.

В: Откроем, посмотрим. (Читает):

«Злая волшебница Чернильда, пролетая над дворцом принцессы Цветаны, засыпала песком цветные тропинки, которые ведут к дворцу. Помогите Цветане освободить тропинки от песка, вспомнив волшебную фразу. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр.

В: Принцессе Цветане нужна наша помощь. Вспомните, как звучит фраза.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В: Вот и появились дорожки-тропинки.

(Звучит музыка Королевы Кисточки, из дворца выходит Королева Кисточка). К.К. : Много ли вы узнали нового?

К.К. : А знаете ли вы, что больше всего на свете любят дети?

Д: Мороженое, пирожные, мультики, кукол, гулять, рисовать, конфеты.

К.К. : Много всего любят дети. Я хочу подарить вам краски и волшебные

конфеты, которые называются «Фантазия». Скушаете их и нарисуете

прекрасные рисунки. Опустите их в большой конверт и пришлете ко мне во

дворец, а мой дворец называется домом для муз, а где живут музы?

Д: В музее.

К.К. : Музыка, муза, музей… Какие красивые слова. Ну что ж, мои друзья, вам пора возвращаться, а я буду ждать ваших рисунков. До свидания. (Звучит музыка).

В: Вот и закончилось наше путешествие, и хоть все мы знаем, что это была игра, но игра очень интересная. Спасибо вам, дети. Спасибо гостям.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства».
Автор: Сизова Ольга Вадимовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 228
Месторасположение: г. Ярославль, Ярославская область

1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

А картины которые он пишет?(пейзажи)

У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

Верно, сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...