Концепция человеческой личности в поздних произведениях Н.В. Гоголя


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Художественный мир Гоголя, развитие критического направления в его произведениях. Особенности реализма произведений великого писателя. Психологический портрет времени и человека в "Петербургских повестях" Гоголя. Реальное, фантастическое в его творчестве.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2009

    Сравнительно-типологический аспект изображение характера в "Мёртвых душах" Гоголя и в произведениях О. де Бальзака, Диккенса и Теккерея. Национальное своеобразие гоголевского характера, обусловленное особыми путями развития реализма в русской литературе.

    магистерская работа , добавлен 02.02.2014

    Творчество Гоголя Николая Васильевича. Способы и приёмы воздействия на читателя. Наиболее яркие образы в произведениях "Вий", "Вечер накануне Ивана Купала", "Шинель". Описание некоторых чудищ из произведений Н.В. Гоголя, реально упомянутых в мифологии.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Предромантизм в зарубежной, русской литературе, понятие героя и персонажа. Истоки демонических образов, герой-антихрист в повести Н. Гоголя "Страшная месть". Тип готического тирана и проклятого скитальца в произведениях А. Бестужева-Марлинского "Латник".

    дипломная работа , добавлен 23.07.2017

    Сочинения по древнерусской литературе ("Слове о полку Игореве"), литературе 18 в.: анализ оды М.В. Ломоносова и стихотворения Г.Р. Державина, литературе 19 в. - по произведениям В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

    книга , добавлен 23.11.2010

    Раскрытие и исследование специфики функционирования свадебного сюжета в русской драматургии XIX века. Эволюция мотива жениха в литературе XIX века на примере комедии Н.В. Гоголя "Женитьба" и сатирической пьесы А.Н. Островского "Женитьба Бальзаминова".

    дипломная работа , добавлен 03.12.2013

    Основные направления в литературе первой половины XIX века: предромантизм, романтизм, реализм, классицизм, сентиментализм. Жизнь и творчество великих представителей Золотого века А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Крылова, Ф. Тютчева, А. Грибоедова.

    презентация , добавлен 21.12.2010

"Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

Гений классической литературы

Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

Список произведений писателя

Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

  1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
  3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  4. «Нос» (1841-1842).
  5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
  6. «Портрет» (1842).
  7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
  8. «Ревизор» (1835).
  9. Пьеса «Женитьба» (1841).
  10. «Мертвые души» (1835-1841).
  11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
  12. «Шинель» (1839-1841).
  13. «Рим» (1842).

Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

«Вий» - самое мистическое творение Гоголя

В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

Сатирическая комедия «Нос»

«Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

«Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

«Мертвые души»

Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.


Тему «маленького человека» впервые раскрыл Александр Сергеевич Пушкин. Эту идею в будущем продолжили Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.

Рассмотрим произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель», где тема «маленького человека» раскрывается через описание характера Самсона Вырина.


Проблему «маленького человека», его «тяжелой судьбы» удалось раскрыть и Н.

В. Гоголю в своей повести «Шинель». В этом произведении Николай Васильевич рассказал о «вечном» титулярном советнике. Гоголь описывал его следующим образом: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…». Когда мы представляем этого человека, на лице возникает улыбка, можно даже сказать усмешка. Рождается чувство превосходства и пренебрежения. Но при знакомстве с жизнью Акакия Акакиевича, с его обыденным распорядком дня, понимаешь, что кроме работы, которой он посвящает всё своё время, у него нет других развлечений, всё больше начинаешь проникаться его судьбой и положением. Интересы чиновника убоги и скудны, а пределом мечтаний является новая шинель. Шинель для Акакия Акакиевича, на мой взгляд, - это не вещь, не предмет гардероба, это защита от окружающего мира, от вечных издёвок и насмешек. Он желает спрятаться в ней от других. Безропотность, смирение, неумение постоять за себя - вот главные черты характера Башмачкина. Именно этим и пользуются окружающие его люди. Все смеются над ним, позволяют себе отпускать в сторону Акакия Акакиевича колкие замечания. Чиновник же только, молча, выслушивает эти гадости. В нем нет силы духа, он не может ответить и защитить себя. Но всё может измениться, так и для Акакия Акакиевича день обретения шинели стал настоящим праздником. Он вмиг стал сильнее, а в голове появились смелые мысли: «не положить ли куницу на воротник?». Он весело пообедал, с радостью направился на работу, где все оценили его обновку. Чиновник даже принял приглашение на день рождения от своего коллеги. Но вся ирония автора заключается в том, что на пути обратно у Акакия Акакиевича неизвестные отняли шинель. Нужно сказать, что лишившись новой вещицы, он страдал так, как обычно страдают о потери самого родного и близкого человека. Навсегда потеряв шинель, он вместе с ней потерял и последние свои силы. Слишком тяжелым испытанием явилась для чиновника утрата шинели. Акакий Акакиевич не смог пережить этого горя, у него обнаружилась сильная горячка, и вскоре он скончался. Самое ужасное в этой истории то, что многие люди просто забыли о нем, обществу не было никакого дела до бедного чиновника. Над его бедой все смеялись, никто не пытался поддержать и успокоить Башмачкина. Описав образ Акакия Акакиевича, Гоголь смог рассказать нам о проблеме «маленького человека».

Ф. М. Достоевский также раскрыл тему «маленького человека» в своём произведении «Белые ночи». Но мне кажется, что «маленький человек» Достоевского отличается от героев Пушкина и Гоголя. Ведь мечтатель Достоевского «маленький» лишь потому, что отличается от других. Он отличается своей сердечностью, милосердием, участием, наконец своим добрым сердцем. Мечтатель уходит от этого серого, скучного мира, в свой мир, в прекрасный мир иллюзий и снов. Мы видим яркий контраст между реальной жизнью и той, в которой существует мечтатель Достоевского. И герой говорит о том, что он уже никогда не сможет измениться. Он живет призрачными мечтаниями и одиночеством.


Герой Достоевского после разговора с Настей осознал и испугался своего будущего. Но он понимал, что, прожив столько лет таким образом: ночными мечтами и иллюзиями, снами и сказками, каждый утро возвращаясь в мрачный и серый Петербург, он уже не сможет ничего изменить.

У каждого из трех писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. Ф. Достоевского «маленький люди» получились по-разному. Но так или иначе им всем удалось пережать одну очень важную мысль: неважно, какого звания человек, какое место он занимает в обществе, чем увлекается и о чем мечтает, каждый заслуживает уважения. Нужно уметь рассмотреть в каждом из окружающих нас людей личность, нужно уметь постоять за слабого, понять и поддержать человека в трудную минуту. Считать себя лучше и достойнее других – ошибка. Персидский поэт Саади сказал: «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку».

Образцы предметного мира в произведениях Н.В. Гоголя

Изображение человека в окружении мира вещей неизбежно превращает предмет в составную часть образа персонажа: образ предмета в сознании читателя сопровождает образ героя или даже становится его образным эквивалентом, метафорической заменой.

Сама проблема вещного мира в произведениях названного писателя представляется исключительно важной и значимой, так как связь между человеком и окружающей его предметной средой является у Гоголя, с одной стороны, чрезвычайно прочной, с другой - подвижной, так как вещи нередко переходят в человека, а человек - в вещи. В свою очередь наличие подобной связи составляет художественную особенность стиля писателя, определяя тем самым его своеобразие и неповторимость.

От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям» и «Мертвым душам» вещный мир Гоголя проходит очевидную художественную эволюцию: от яркости красок и узорчатости рисунка к тусклости изображения и цветовому однообразию. Национальный колорит, присущий сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», сменяется прозой городской жизни с её гротескно-реалистическими описаниями в «Петербургских повестях», представленные автором вещные реалии все теснее соприкасаются с внутренним миром персонажей, полнее и точнее отражают окружающую действительность. В «Мертвых душах» талант Гоголя раскрывается как талант гротескового бытописателя с его умением показать внутренний мир того или иного героя через окружающие его предметы.

Вещный мир интересен Гоголю и сам по себе, как самостоятельно живущий, имеющий свой характер и законы развития (самостоятельный предмет изображения), и как проявление особенностей мира людей. Часто именно те или иные вещи помогают раскрыть суть человеческих взаимоотношений, выявить особенности уклада жизни в целом.

Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в обществе.

Считаю, что анализ художественного текста на уроках или факультативных занятиях под таким углом зрения («Предмет-символ и персонаж». «Предмет как средство создания образа человека») нацелит учащихся «пересмотреть» прочитанные в прошлом гоголевские произведения и взглянуть на них по-новому, а при выполнении творческих заданий проявить свои аналитические способности, умения и навыки самостоятельной исследовательской работы.

Задания к уроку-исследованию «Заглавный образ в повести Н.В.Гоголя «Шинель»:

1. Место образа шинели в системе образов повести.

2. Докажите, что в гоголевской повести образ шинели играет сюжетообразующую роль.

3. Найдите в тексте повести описание шинели. Какие основные приемы использует

Гоголь для создания образа шинели?

4. Как помогает образ шинели в раскрытии образа Акакия Акакиевича?

5. Символом чего является образ шинели в повести?

6. Почему образ шинели вынесен в заглавие повести?

(Материалы к уроку)

Хотя внимание читателя приковано прежде всего к образу Акакия Акакиевича, шинель в системе образов повести Н.В.Гоголя занимает центральное место. Шинель не только важнейшее средство создания образа «маленького человека», мелкого чиновника Башмачкина, но и предмет, который играет сюжетообразующую роль. А главное – этот предмет становится символом мира, которым порожден Акакий Акакиевич и который губит его. Также образ шинели получает богатое содержание и становится одним из важнейших средств выражения авторской позиции по отношению к современной Гоголю чиновно-бюрократической российской действительности, подменяющей истинные духовные ценности ценностями мнимыми.

Появление образа шинели связано с завязкой. «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

Образ старой шинели создан автором с помощью гиперболы и гротеска: «сукно… истерлось, что сквозило», «подкладка расползлась», «она имела странное устройство: воротник уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее». На игре двух значений слова «подтачивание» (в языке портных – «подшивание, ремонт», а в русском языке глагол «подточить» значит «повредить, размывая или разъедая изнутри» или «ослабить, привести в упадок») построено Гоголем внутреннее противоречие образа: каждая попытка привести шинель в приличный вид, порядок, означает ее большее разрушение. Используя прием олицетворения, Гоголь рисует шинель как живое существо: подобно человеку, у нее «грехи», «благородное имя», которое сослуживцы Акакия Акакиевича отнимают, называя ее «капотом». Убогая, ветхая шинель символизирует бедность, нищету духа жалкого чиновника Башмачкина.

В повести две шинели: старая и новая. Строя образ шинели, Гоголь, опираясь на принцип контраста, использует в описании эпитеты, детали, сравнения («худой гардероб», «дело совсем гнилое», «тронешь иглой – а вот уж оно и ползет», «подуй ветер, так и разлетится» – «лучше сукна и не бывает», добротный плотный коленкор «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей»), организует сюжет вокруг предмета (старая шинель – предмет насмешек и издевательств чиновников, новая – причина поздравленй, «большого торжественного праздника», обеда). Все это помогает читателю понять глубину символического содержания образа шинели.

Что же значит новая шинель для Акакия Акакиевича? В чем символическое, обощающее значение образа шинели в гоголевском произведении?

Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Слово «страсть» не Гоголя, но оно, кажется, довольно точно передает напряженность, неодолимость стремления его героя стать владельцем новой шинели. Ирония автора заключена уже в самой несоизмеримости предмета стремлении и той властной силы, с какой оно выражается. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…», «он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель…», «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Несоответствие одного и другого, создавая яркий комический эффект, вызывает у читателя горькие мысли об оскудении и извращении души героя, ее ничтожности и пустоты, приводит к пониманию авторской позиции по отношению к современному Гоголю чиновно-бюрократического миру, в котором внешнее и внутреннее поменялись местами: у одних мундир заменил личность, у других чин заменил человека. Ценность человека определяется по чину, одежде, дому, т.е. по формальным признакам, что становится условным выражением строгой иерархической упорядоченности и обезличенности человеческого бытия.

Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».

Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности, из-за того, что опять стал ничтожен. Это подчеркнул его визит к «значительному лицу».

В образе шинели Н.В.Гоголь показал характерную деталь русского чиновника середины

XIXвека, а также выразил идею глубокой зависимости поведения, внутреннего мира человека от устройства социальной среды.

Урок-экскурсия в музей литературных героев

(материалы к уроку)

Тема: Предмет как средство создания образа героя / по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»/

Цель: для осуществления проекта продолжить работу в группах на выявление в тексте гоголевской поэмы деталей, художественных средств, приемов, с помощью которых автор создает образы героев; использовать развернутые изображения предметов для характеристики помещиков; повторить о парадоксе, гротеске, оксюмороне; помочь учащимся в подготовке экспоната для музея литературных героев и создании его легенды; воспитывать у учащихся интерес к изучаемым художественным произведениям.

Нестандартный урок «Экскурсия в музей литературных героев» поможет учителю приблизить ученика к произведению, герою, писателю, «помедлить над строкой». Эта интересная форма организации урока, основой которой является групповая проектная деятельность учащихся, результат – презентация проекта, требует большой кропотливой работы, подготовки. Дети получают задание: подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги, т.е. деталь-экспонат, звуковое оформление экскурсии.

Задания группам:

Доказать, что Н. В. Гоголь использует перечисление предметов и развернутые изображения отдельных предметов для создания образов помещиков и их домов.

Докажите, что в «Мертвых душах» предмет является символом качеств человека, может символизировать состояние его души (приведите примеры таких деталей. раскройте их значение).

Докажите, что многие образы предметов строятся на парадоксе – с использованием гротеска, оксюморона.

Для музея:

– подготовить экспонат для демонстрации (эстетическое оформление, этикетки в духе времени)

– придумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения)

– предусмотреть «изюминку» - сюрприз (музыкальное сопровождение, инсценировку, спецэффекты)

– отхронометрировать время презентации - 3-5 минут

Слово учителя. Образ предмета – символ качеств персонажа гоголевской поэмы.

Н.В.Гоголь, необычайно наблюдательный художник, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Человек опутан «тиной мелочей». Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит, и вполне может выразить их внутреннюю сущность. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются. Одно помогает глубже понять другое; и предмет выступает как средство создания образа человека, являясь символом его качеств, его состояния души. Вспомним первые строки «Мертвых душ». «В ворота гостиницы губернского города NNвъехала довольно красивая рессорная бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки». Больше ничего не сказано о бричке, она характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие. Например, шкатулка Чичикова помогает заглянуть во внутренний мир Павла Ивановича. «Вот оно внутреннее расположение: в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Так приоткрываются тайны человеческой души предприимчивого дельца, энергичного приобретателя с тщательно скрываемыми противозаконными намерениями.

Многие образы гоголевской поэмы строятся на парадоксе с использованием гротеска, оксюморона. Сегодня мы совершим экскурсию в музей литературных героев поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя, экспонатами будут предметы и вещи персонажа, которые стали не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения, – это особенность поэтики Н.В.Гоголя

Выступление учащихся. Презентации экспонатов. Защита проектов.

Отличительной особенностью характера Манилова является неопределенность праздная мечтательность, бездеятельность, бесхозяйственность. Гоголь иронически замечает: «У всякого есть свой задор, у Манилова ничего не было». Это наивный, благодушный, слащавый празднослов. И на вещах его лежит отпечаток личности героя: в них чего-то недостает или что-то лишнее… Предметом, символизирующим состояние души Манилова, являются кучки пепла, выстроенные в ряд на подоконнике, – итог бессмысленных многочасовых мечтаний. И наконец, книга, заложенная закладкой на 14 странице, которую он, образованнейший, по его мнению, человек, постоянно читал уже два года. Гоголь использовал прием парадокса.

Дубинноголовая Коробочка погружена в мир хозяйственных мелочей, озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копейкой она не умеет обращаться: деньги лежат у нее мертвым грузом в пестрядевых мешочках. Скопидомство, мелочное накопительство проявляются в многочисленных нитяных мешочках, распоротом и сохраняемом салопе, старой колоде карт. Часы будто с трудом отсчитывают время, со странным хрипом, шипеньем. Гротеск – время останавливается

Ноздрев – человек широкой натуры. Он с легким сердцем проигрывает большие деньги или может накупить кучу ненужных вещей. Это «исторический человек», т.к. многие его комбинации заканчиваются «историей» – скандалом, дракой. Ноздрев – бесшабашный хвастун, мастер «лить пули», враль. Думается, что предметом, характеризующим состояние его души, является бессмертная шарманка. Она исполняет мазурку, но игра прерывается песней «Мальбруг в поход поехал» и вдруг завершается вальсом. А очень бойкая дудка никак не хочет угомониться и долго еще продолжает свистеть. Здесь схвачен весь характер Ноздрева: неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент набедокурить, напакостить, совершить что-то непредвиденное, необъяснимое.

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Немногословен, обладает железной хваткой, все у него прочно – на века. Представьте пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, стол, стул, кресла, каждый из которых, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич. И я тоже похож на Собакевича!» А картины, на которых изображены «герои с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Гротесковое изображение ватрушки, величиною больше тарелки, как бы олицетворяет звериный аппетит Собакевича, его мощь.

Плюшкин – владелец бессменного количества вещей, но добро, накопленное им, не принесло ему счастья и покоя. Запасы его гниют, приходят в негодность. Постоянный страх за свою собственность превращает Плюшкина в раба вещей, «прореху на человечестве». Его душа олицетворяется с засохшим сухарем из кулича, привезенного дочерью на Пасху, что выражает бессмысленное накопительство, скупость, подозрительность. Герой все тащит в дом: старую тряпку, ведро, подошву, черепок. Гоголь гротескно изображает «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Согласно словарю символов, остановившиеся часы – это смерть. Паук в христианском символическом мышлении является злым противопоставлением доброй пчелы, и в большинстве случаев служит для изображения грешных помыслов, которые высосут из человека кровь. А в народе считается, что паук – это душа умершего человека.

А вот еще один важный предмет. Для его изображения автор использует оксюморон – люстра должна освещать, нести свет, а она висела «в холстинном мешке, от пыли сделавшемся похожим на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» – люди, лишенные духовности, неспособные ни к какому высокому душевному движению. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности. Отсюда особое внимание писателя к изображению быта этих людей. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода играют весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выделить те или иные черты характера персонажей.

Думается, что предложенная выше работа над образом персонажа при изучении гоголевских произведений под таким углом поможет учащимся в дальнейшем понять глубину символического содержания образов таких предметов, как халат и диван Обломова в романе Гончарова, чеховского «футляра» Беликова, гранатового браслета Куприна и др.

Литература

Галанов Б.Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель.1972. – 184 с.

Гоголь Н.В. Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1987. – 703.(Б – ка учителя)

Добин Е.С. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель.1975. – 191.

Кислицына Т.Г. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М.: Духовные истоки. 2004. – 223.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение. 1979. – 432.

Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа. 2006. – 444.

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.)

Литература

Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе?

Один из самых загадочных русских классиков. Автор произведений, которые совершенно неожиданно для современников оказывались знаковыми и оказывали огромное влияние на развитие всей отечественной культуры. Что рассказать о нем ученикам? Что напомнить одиннадцатиклассникам, а заодно и себе, о личности этого неподражаемого русского гения?

В чем суть?

Николай Гоголь - очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности - и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя - или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел - и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.

«Кто же это назвал Гоголя реалистом? Помню я свои школьные учебники - Гоголь только реалистом в них и был. А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении. Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию. Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать? И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы - призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся. Этот мир выглядит удивительным созданием писательского воображения и писательской фантазии». (Б. Ланин).

Итак, Гоголь придумывал, то есть создавал целые миры. По приезде в Петербург он пытается выдумать Петербург - и вдруг после «Петербургских повестей» в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия. В «Ревизоре» он придумал уездный город и типы провинциальных чиновников - и сам удивился, когда в них узнали реальных лиц (знаменитое «всем досталось, а мне больше всех», сказанное императором Николаем I).

«Мертвые души» - это придуманные странствия по России. Убогая и обильная, мечтательная и бессильная, расточительная и скопидомная - в лице представших перед взором Чичикова карикатурных помещиков, - эта Россия была воспринята современниками как настоящая, как последняя правда о ней. Придуманные Гоголем миры воспринимались как реальные, настоящие, более правдивые, чем правда.

Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя - придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?

Это задание хорошо выполнять, разбив класс на группы и создав виртуальные кабинеты для каждой группы. Для этого воспользуйтесь сервисом «Классная работа» цифровой платформы LECTA: в нем уже есть шаблоны творческих заданий, которые ученикам предстоит заполнить своими наблюдениями.

Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему «Алгоритм успеха» учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

О личности и жизненном пути

Откуда «вырос» Гоголь? Когда он начал учиться в Нежинском лицее, современной литературой считались Сумароков и Тредиаковский. Когда он ушел из жизни, современной литературой был сам Гоголь. Два «крестных отца» было у Гоголя: Пушкин и Белинский, а вот школьные учителя его были скверными; учитель литературы был настолько безразличным и безграмотным, что один из учеников переписал главу из «Евгения Онегина» и подал ему как свою собственную - а тот и не заметил. Не похвалил, не пристыдил: сдал - и ладно.

Учитель - таким был один из первых псевдонимов Гоголя. Так он подписывал свои первые статьи и стихи. Он предчувствовал свою миссию: стать учителем нации, занять место человека, который подготовит Россию к ее исключительной духовной миссии в мире. Он жаждал кафедры, мечтал о преподавании: начал читать лекции по истории, однако одной только страстью преподавательская деятельность не вершится, здесь требуется и тяжелая рутинная подготовка, и кропотливая работа исследователя. В общем, учительская миссия Гоголю не удалась. А пока не удавалась - он писал, публиковался и постепенно становился новой «звездой» русской литературы.

Гоголь и современники. В какой-то момент Гоголь был представлен своему «литературному отцу», Пушкину - и Пушкин подарил ему сюжет. После этого Пушкин смеялся: «Так тебя может обобрать, что потом хоть кричи». Идеи «Ревизора», «Мертвых душ» - все это подаренные сюжеты, которые сегодня неотделимы от личности Гоголя.

А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев - впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.

Петербург. Этот город - один из главных героев произведений Гоголя. В свое время писатель мечтал стать чиновником, заняться государственной службой. А где? Конечно, в Санкт-Петербурге! В рассказе «Ночь перед Рождеством» Петербург представляется героям таким, каким его ждал увидеть молодой Гоголь: огромные здания, великолепие богатых особняков, огни, нарядные люди... И вот сам Гоголь отправился туда в экипаже, и по мере приближения пассажиры все ловили отблески Петербургских огней: хоть издалека поймать первый яркий свет этого потрясающего города, с его европейским вкусом и лоском. Гоголь выскакивал так часто, что по дороге успел отморозить уши и нос. Они прибыли в Петербург... А Петербург оказался холодным, неприступным, бесприютным городом - с людьми, говорящими иначе, с должностями, выглядящими недоступными, с дверьми, которые не открываются. И рекомендательные письма, с которыми приехал Гоголь в Петербург, мало помогли ему.

Гоголь, каким мы его не знаем . Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек - да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России - и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.

Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления - только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу - то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.

Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта - фактически, уморив себя голодом.

Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он - великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.

О знаковых произведениях Гоголя

Сжигать рукописи. Каждый школьник знает о печальной судьбе второго тома «Мертвых душ» - но это далеко не единственный случай, когда пришлось предать огню свои творения. Там, в Петербурге, еще в самом начале своего пути писателя, Гоголь отправил в журнал свое стихотворение - и его неожиданно опубликовали. Он так обрадовался, что отдал в печать «Ганца Кюхельгартена», свою поэму в духе немецкого романтизма. А ее так разругали, что пришлось бегать по книжным лавкам и скупать все экземпляры. И сжигать. Запомните: это был первый случай, когда он сжигал свои творения. Еще не раз он будет принимать решение - предать свои творения огню.

«Шинель». Казалось бы, типичная повесть для натуральной школы, открывшей образ «маленького человека». С большой душой, с большим человеческим самомнением, с большой охотой занять совершенно иное место: а в Акакии Акакиевиче ничего этого нет. Да человек ли он вообще? По сути, все, из чего он состоит, это его нелепое спотыкающееся имя и его шинель. А сбросил он эту шинель - и стал настоящим демоном Петербурга. И гоголевская мистика обволакивает город и грохочет над ним как смех ушедшего навсегда бедного писаря. Ведь он же занимает свое место над Петербургом только после смерти - мстя, наказывая, летая над этим странным холодным каменным мешком - будто дьявол в одном из своих неожиданных обличий.

«Ревизор». Еще одно произведение, которое имело огромный резонанс сразу после выхода в свет. Однако сам Гоголь искренне удивился, почему публика смеется над «Ревизором» - вообще-то сатирической пьесой. Как же так, да не рассмешить он хотел, не высмеять. Да и как удивлялся: «Я же всего о шести провинциальных чиновниках рассказал! Что же на меня нападают? Да попробовал бы я рассказать о столичных, о петербуржских...».

«Мертвые души». Это ключевое произведение в творчестве Гоголя, выношенный годами великий замысел. Роман должен был отражать Дантов Ад: то есть, «Мертвые души» это путешествие Чичикова по аду России той поры; он спускается все ниже и ниже, встречая всех российских демонов - глупость, алчность, жадность. Начинает вое путешествие со сладкоречивого Манилова, а заканчивает у Плюшкина, бесполого, омерзительного и пугающего, помните это программное определение: «прореха на человечестве»? Это путешествие по аристотелевским порокам человека, это погружение в глубины человеческого безмолвия и бездушия. И, наконец, над этим поднимается высокая фигура, на которую в ужасе оглядываются все: «А не Наполеон ли он?»

Первый том романа все сообщество встретило единодушно, в едином порыве восторга. Гоголю рукоплескали, Гоголем восторгались. Он почувствовал, что его приняли - хотя слава и не была его конечной целью. Все ждали продолжения романа - и вдруг Гоголь отправляется к гробу Господню, становится религиозным писателем и мыслителем. Далее он проводит время за границей, будто тянет время, затем обострение болезни - не то физической, не то душевной... Потом, наконец, он объявляет, что второй том почти готов. И вдруг - нелепый сюжет с публикацией «Выбранных мест из переписки с друзьями». Тоненькая брошюрка, которую Гоголь передает Плетневу для публикации, должна быть издана в типографии таким образом, чтобы мало кто ее знал, чтобы она не попала в руки недругам - ну и конечно, слух о ней разносится моментально. Книга встречает невероятно жесткий, острый отклик Белинского: он называет Гоголя поборником невежества, мракобесом, поборником кнута. Они не были близки, они не так часто виделись - но все же упрек от Белинского, человека, который открыл ему дорогу, провозгласил его преемником Пушкина, был для Гоголя весьма ощутимым ударом.

Он ответил на письмо, Белинский продолжил - и сказал, что назвать его рассерженным человеком - это ничто, он не рассержен: он в ярости, он удручен. Прочитать выбранные места из переписки с друзьями, написанные автором «Мертвых душ», «Ревизора», «Шинели» для Белинского было страшным разочарованием. Вероятно, вся эта тяжелая история и послужила толчком к тому, чтобы отправить второй том «Мертвых душ» в огонь.

Впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор - а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна... На голову ему надевают мешок, стучат барабаны... И в последний момент - каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.

«Второй том „Мертвых душ“ - это попытка Гоголя написать все, что после напишут Толстой, Тургенев и Достоевский. Это попытка увидеть то, чего еще нет», - считает Дмитрий Быков. Не читая второго тома, попробуйте пофантазировать - куда двинется Чичиков второй половины XIX века и с кем встретится? Сначала придумайте и зафиксируйте, потом познакомьтесь с содержанием 2 тома через интернет и сравните. Это задание можно выполнять с опорой на учебник УМК Б. Ланина для 7, 8, 9 классов.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...