Кем работал иван денисович шухов. Какие качества героя повести «Один день Ивана Денисовича» проявились в сцене коллективной работы на строительстве? Постановки и экранизации


Солженицын в своем легендарном произведении рассказывает о заключенном с номером Щ-854,сталинского послевоенного лагеря. Там, к заключенным не принято было обращаться по имени, только по номеру. Хотя между собой, или в бригаде у арестантов было негласное правило называть по имени, ну или на крайний случай по фамилии.

Шухова же многие звали по имени и отчеству. Он хоть и не был выдающейся личность, однако пользовался уважением в своей бригаде и камере. Чем же мужчина отличался от остальных заключенных? Ответ на этот вопрос очень прост - мужчина на протяжении всего срока оставался человеком. Он по возможности всегда помогал другим, но никогда сам ни у кого не просил помощи. Шухов знал, что «долг платежом красен», а он не любил оставаться в должниках.

Прежде чем что-либо сделать или куда-либо пойти, мужчина заранее все старался распланировать. Но, тем не менее, Шухов всегда действовал исключительно из обстоятельств. Даже поход в столовую в одиночестве, мог стать «роковым событием», если надзиратель его заметит. Поэтому мужчина был очень осторожен и быстр одновременно.

Молниеносная реакция мужчины зачастую спасала его от голода. Если повар на раздаче «зазевается» и не успеет посчитать, сколько тарелок уже выдано, то Шухов, смекнув, непременно успеет спрятать две порции, для себя и бригадира.

Но в основном уважение к себе , заработал, конечно же, своим трудом. Он отлично разбирался в плотничестве, строительстве, шил тапки другим заключенным и всегда при себе имел деньги, хотя в колонии их было иметь запрещено.

Посылки жена ему перестала присылать, так как он строго запретил этого делать. Иван Денисович понимал, что на свободе у него дети, а забирать у них последнее – он не мог. Послевоенные годы были самыми тяжелыми для всех. Шухов при желании мог заработать себе и на табак, и на «повышенную пайку», но помочь семье он ничем другим не мог.

Что же еще помогало ему остаться человеком? Скорее всего, просто желание жить по-человечески. Он поступал и относился к другим так, как хотел, чтобы относились к нему. Мужчина понял, то, что если ко всему подходить с неким позитивом, то и жизнь становится лучше.

Да, в неволе мало поводов для радости, и все же Шухов старался их находить. Он был счастлив от каждой своей «маленькой победы» и это же давало сил к его новым «достижениям».

Шухов был очень запасливым и экономным человеком, поэтому даже отведенную ему пайку хлеба делил на небольшие порции и употреблял в несколько приемов.

Еще мужчине помогала его смекалка. Поэтому, когда однажды он нашел кусок железной арматуры, то не стал его выбрасывать, а рискнул пронести его в камеру. Мужчина четко спланировал, как это сделать, и у него все получилось. Из железа он решил сделать нож. Любые колющие и режущие предметы строго запрещены. Но без них порой не обойтись даже заключенному.

Вот так с помощью собственной ловкости, смекалки и нормального человеческого отношения, Шухов смог не только выжить в лагере, но и не утратить моральных качеств.

Иван Денисович

ИВАН ДЕНИСОВИЧ - герой повести-рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1959-1962). Образ И.Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них - Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой - сам Солженицын, отбывавший срок по пресловутой 58-й статье в 1950-1952 гг. в лагере в Экибастузе и тоже работавший там каменщиком. В 1959 г. Солженицын начал писать повесть «Щ-854» (лагерный номер зека Шухова). Затем повесть получила название «Один день одного зека». В редакции журнала «Новый мир», в котором впервые была напечатана эта повесть (№ 11, 1962), по предложению А.Т.Твардовсюго ей дали название «Один день Ивана Денисовича».

Образ И.Д. имеет особое значение для русской литературы 60-х гг. наряду с образом до-пора Живаго и поэмой Анны Ахматовой «Реквием». После опубликования повести в эпоху т.н. хрущевской оттепели, когда был впервые осужден «культ личности» Сталина, И.Д. стал для всего тогдашнего СССР обобщенным образом советского зека - заключенного советских исправительно-трудовых лагерей. Многие бывшие осужденные по 58-й статье узнавали»Шв.Д. самих себя и свою судьбу.

И.Д.Шухов - герой из народа, из крестьян, судьбу которого ломает беспощадная государственная система. Попав в адскую машину лагеря, перемалывающую, уничтожающую физически и духовно, Шухов пытается выжить, но при этом остаться человеком. Поэтому в хаотической круговерти лагерного небытия он ставит самому себе предел, ниже которого не должен опускаться (не есть в шапке, не есть рыбьи глаза, плавающие в баланде), - иначе гибель, сначала духовная, а потом и физическая. В лагере, в этом царстве беспрерывной лжи и обмана, гибнут именно те, кто предает себя (лижет миски), предает свое тело (околачивается в лазарете), предает своих (стукач), - ложь и предательство губят в первую очередь именно тех, кто им подчиняется.

Особые споры вызвал эпизод «ударного труда» - когда герой и вся его бригада вдруг, словно забыв, что они рабы, с каким-то радостным энтузиазмом берутся за укладку стены. Л.Копелев даже назвал произведение «типичной производственной повестью в духе соцреализма». Но этот эпизод имеет прежде всего символическое значение, соотносимое с «Божественной комедией» Данте (переход из нижнего круга ада в чистилище). В этом труде ради труда, творчестве ради творчества И.Д. строит уже не пресловутую ТЭЦ, он строит себя, вспоминает себя свободного - он возвышается над лагерным рабским небытием, испытывает катарсис, очищение, он даже физически перебарывает свою болезнь. Сразу после выхода «Одного дня» в Солженицыне многие увидели нового Льва Толстого,»Шв.Д. - Платона Каратаева, хотя он и «не округл, не смирен, не спокоен, не растворяется в коллективном сознании» (А.Архангельский). В сущности при создании образа И.Д. Солженицын исходил из мысли Толстого о том, что день мужика может составить предмет для такого же объемистого тома, как несколько веков истории.

В определенной степени Солженицын противопоставляет своего И.Д. «советской интеллигенции», «образованщине», «платящей подать в поддержку обязательной идеологической лжи». Споры Цезаря и кавторанга о фильме «Иван Грозный» И.Д. непонятны, он от них отворачивается как от надуманных, «барских» разговоров, как от надоевшего ритуала. Феномен И.Д. сопряжен с возвращением русской литературы к народничеству (но не к народности), когда в народе писатель видит уже не «правду», не «истину», а сравнительно меньшую, по сравнению с «образованщиной», «подать лжи».

Еще одна особенность образа И.Д. в том, что он не отвечает на вопросы, а скорее задает их. В этом смысле значителен спор И.Д. с Алешкой-баптистом об отсидке как страдании во имя Христа. (Этот спор напрямую соотносится со спорами Алеши и Ивана Карамазовых - даже имена героев те же.) И.Д. не согласен с таким подходом, но примиряет их «печенье», которое И.Д. отдает Алешке. Простая человечность поступка заслоняет и исступленно-экзальтированную «жертвенность» Алешки, и упреки Богу «за отсидку» И.Д.

Образ И.Д., как и сама повесть Солженицына, стоит в ряду таких явлений русской литературы, как «Кавказский пленник» А.С.Пушкина, «Записки из мертвого дома» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» (Пьер Безухое во французском плену) и «Воскресение» Л.Н.Толстого. Это произведение стало своего рода прелюдией для книги «Архипелаг ГУЛАГ». После выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицын получил от читателей огромное количество писем, из которых позже составил антологию «Читают «Ивана Денисовича»».

Лит.: Нива Ж. Солженицын. М., 1992; Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество. М., 1994; Curtis J.M. Solzhenitsyn’s traditional imagination. Athens, 1984; Krasnov V. Solzhenitsyn and Dostoevsky. Athens, 1980.

[в лагере]? [См. краткое содержание рассказа «Один день Ивана Денисовича» .] Ведь не одна же потребность уцелеть, не животная жажда жизни? Одна эта потребность плодит таких, как завстоловой, как повара. Иван Денисович находится на другом полюсе Добра и Зла. В том-то и сила Шухова, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить душу живу . Такие нравственные категории как совесть, человеческое достоинство, порядочность определяют его жизненное поведение. Восемь лет каторги не сломили тела. Не сломили и душу. Так рассказ о советских лагерях вырастает до масштабов рассказа об извечной силе человеческого духа.

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Читает автор. Фрагмент

Сам герой Солженицына вряд ли сознает свое духовное величие. Но детали его поведения, казалось бы, незначительные, таят в себе глубокий смысл.

Как бы ни был голоден Иван Денисович, ел он не жадно, внимчиво, в чужие миски старался не заглядывать. И хоть мерзла его бритая голова, во время еды он непременно снимал шапку: «как ни холодно, но не мог он себя допустить есть в шапке». Или – другая деталь. Чует Иван Денисович духовитый дымок папиросы. «...Он весь напрягся в ожидании, и желанней ему сейчас был этот хвостик сигареты, чем, кажется, воля сама, – но он бы себя не уронил и так, как Фетюков, в рот бы не смотрел».

Глубокий смысл заключен в выделенных здесь словах. За ними кроется огромная внутренняя работа, борьба с обстоятельствами, с самим собою. Шухов «выковывал себе душу сам, год от году», сумев остаться человеком. «И через то – крупицей своего народа». С уважением и любовью говорит о нем

Этим объясняется отношение Ивана Денисовича к другим зэкам: уважение к тем, кто выстоял; презрение к тем, кто потерял человеческий облик. Так, доходягу и шакала Фетюкова он презирает потому, что тот миски лижет, что он «себя уронил» . Обостряется это презрение, быть может, и потому, что «Фетюков, кесь, в какой-то конторе большим начальником был. На машине ездил». А любой начальник, как уже говорилось, для Шухова – враг. И вот он не хочет, чтобы лишняя миска баланды досталась этому доходяге, радуется, когда того бьют. Жестокость? Да. Но надо понять и Ивана Денисовича. Немалых душевных усилий стоило ему сохранить человеческое достоинство, и он выстрадал право презирать тех, кто свое достоинство потерял.

Однако Шухов не только презирает, но и жалеет Фетюкова: «Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». Зэк Щ-854 себя поставить умеет. Но нравственная победа его выражается не только в этом. Проведя долгие годы на каторге, где действует жестокий «закон-тайга», сумел он сберечь самое ценное достояние – милосердие, человечность, способность понять и пожалеть другого.

Все симпатии, все сочувствие Шухова на стороне тех, кто выстоял, кто обладает сильным духом и душевной стойкостью.

Словно сказочный богатырь, рисуется в воображении Ивана Денисовича бригадир Тюрин: «...грудь стальная у бригадира /... / боязно перебивать его высокую думу /... / Стоит против ветра – не поморщится, кожа на лице – как кора дубовая» (34) . Таков же и зэк Ю-81. «...Он по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит...» Портрет этого человека под стать портрету Тюрина. Оба они вызывают в памяти образы богатырей, вроде Микулы Селяниновича : «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменна была прямизною /... / Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного» (102).

Так раскрывается в «Одном дне Ивана Денисовича» «судьба человеческая» – судьба людей, поставленных в нечеловеческие условия. Писатель верит в неограниченные духовные силы человека, в его способность выстоять перед угрозой озверения.

Перечитывая теперь рассказ Солженицына, невольно сравниваешь его с «Колымскими рассказами » В. Шаламова . Автор этой страшной книги рисует девятый круг ада, где страдания доходили до такой степени, когда, за редким исключением, люди уже не могли сохранить человеческий облик.

«Лагерный опыт Шаламова был горше и дольше моего, – пишет А. Солженицын в «Архипелаге ГУЛаге », – и я с уважением признаю, что именно ему, а не мне досталось коснуться того дна озверения и отчаяния, к которому тянул нас весь лагерный быт». Но отдавая должное этой скорбной книге, Солженицын расходится с ее автором во взглядах на человека.

Обращаясь к Шаламову, Солженицын говорит: «Может, злоба все-таки – не самое долговечное чувство? Своей личностью и своими стихами не опровергаете ли вы собственную концепцию?». По мнению автора «Архипелага», «...и в лагере (да и повсюду в жизни) не идет растление без восхождения. Они – рядом».

Отмечая стойкость и силу духа Ивана Денисовича, многие критики, тем не менее, говорили о бедности и приземленности его духовного мира. Так, Л. Ржевский считает, что кругозор Шухова ограничен «хлебом единым» . Другой критик утверждает, что солженицынский герой «страдает как человек и семьянин, но в меньшей степени от унижения его личного и гражданского достоинства»

В рассказе Солженицына приоткрывается занавес на происходящее в сталинских лагерях. Судьбы тысячи военных после попадания в плен навсегда загублены и искорежены на собственной родине. Все они объявлены изменниками родины и почти каждый второй здесь оказался из-за жестокой несправедливости, выбирая между «деревянным бушлатом» и смертью.

Таким «бравым солдатом» признавшим себя «изменником» после долгих пыток, стал Иван Денисович Шухов. Автор уточняет, что герою около сорока лет, восемь из которых он провел в «местах не столь отдаленных». Между тем мужчина даже в таком положении не перестал быть человеком. Он не пошел по несложному пути доносчика и в то же время не сломался под гнетом обстоятельств. Мужчина честно зарабатывал всеми возможностями «свой хлеб» и пользовался уважением у сокамерников.

С утра до вечера мужчина анализировал ситуацию и по возможности действовал. Это могло быть с одной стороны незначительное действие, на пример вовремя и невзначай занять место в очереди тому, кто должен получать посылку или сшить тапочки. В лагере все имело свою цену. К то же каждый шаг должен быть продуман, ведь кругом на вышках стояли часовые, которые при малейшем поводе могут отправить в карцер.

Шухов никогда не избегал и физической работы. Он был мастером на «все руки» и хорошо разбирался как в строительстве, так и в любой другой области. Поэтому в бригаде ему доставалось в основном работа каменщика. Предусмотрительный Шухов на этот случай, припрятал себе хороший мастерок. Даже в этом вопросе он по максимуму был предусмотрителен и бережлив.

Жизнь заставила его находиться в постоянной суете. Он никогда и ничего не просил у других, а так же не откровенничал. Здесь хоть и была большая бригада, а все же Шухов старался держаться сам по себе. В то же время он не был изгоем. Такое положение позволяло мужчине отвечать только за самого себя и свои действия.

Мужчина был не только прилежным трудягой, но и старался не нарушать порядка, и вставал всегда строго по «подъему», чтобы не провоцировать лишний раз надзирателей и не искушать и без того нелегкую судьбу. Ведь карцер это не просто полная изоляция от общества, это безвозвратная потеря «нажитого», а так же собственного здоровья.

Нужно ли говорить о том, что Шухов был очень бережливым?! Он старался всегда припасти хлеба, а потом в случае сильного голода – съесть его и продлить свое существование. Прятал он его в своем матрасе, каждый раз зашивая «пайку».

Нитки и иголку мужчина так же бережно хранил, как и ножик, сделанный своими руками. Шухов постоянно перепрятывал эти «ценнейшие» вещи, так как они так же были под запретом. Он хоть и жил одним днем, все же успевал продумать и даже построить четкие планы на день грядущий.

Иван Денисович в неволе жил так, как и в обычной жизни. Он не рассчитывал, что после завершения срока выйдет на свободу, так как знал, что с его статьей, могут продлить заключение. Однако мужчина никогда не подавал вида, а наоборот, ему было приятно, что сокамерники завидуют его «маленькому» двухгодичному оставшемуся сроку.

Идея рассказа пришла в голову писателя, когда он отбывал срок в Экибастузском концлагере. Шухов - главный герой «Одного дня Ивана Денисовича», является собирательным образом. Он воплощает в себе черты заключенных, находившихся с писателем в лагере. Это первое вышедшее в печать произведение автора, принесшее Солженицыну всемирную известность. В своем повествовании, имеющем реалистическое направление, писатель касается темы взаимоотношения людей, лишенных свободы, их понимание чести и достоинства в нечеловеческих условиях выживания.

Характеристика героев «Один день Ивана Денисовича»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Бригадир Тюрин

В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Капитан второго ранга Буйновский

Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.

Кинорежиссер Цезарь Маркович

Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.

Алешка - баптист

Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.

Стенька Клевшин

Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Фетюков

В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Два эстонца

Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Ю-81

Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...