Какие приспособления используются в костюмах балетных. Балетный костюм: в чем танцуют балерины




Костюм в балете является одним из важных компонентов оформления спектакля, он отвечающий требованиям как конкретного идейно-образного содержания, так и специфике хореографического искусства. Роль Костюма в балете значительнее, чем в драме или в опере, потому что балет лишён словесного текста и его зрелищная сторона несёт повышенную нагрузку, он должен быть лёгким и удобным для танца, не скрывать, а выявлять структуру тела, не сковывать движения, а помогать и подчёркивать их. Требования образно-характеристической конкретности и танцевальности нередко вступают между собой в противоречие. Как чрезмерное "обытовление", так и схематическое обеднение костюма являются крайностями. Мастерство художника в балете состоит в преодолении этих противоречий и крайностей, в достижении органичного единства образности и танцевальности.

Раньше пачка выглядела так

Классическая современная пачка

Выдающимся мастером Костюма в балете. является С. Б. Вирсаладзе. Его работам (особенно в спектаклях, поставленных Ю. Н. Григоровичем) свойственно органическое единство образной характеристичности и танцевальности. Художник никогда не обедняет костюм, не превращает его в чистую униформу и отвлечённую схему. Костюм у него всегда отражает образные черты героя и вместе с тем задуман в движении, создан в единстве с замыслом и работой балетмейстера. Вирсаладзе одевает не столько персонажи, сколько танец. Его костюмы отличаются высоким, нередко изысканным вкусом. Их крой и цвет выявляют и подчёркивают танцевальные движения. Костюмы в спектаклях Вирсаладзе приведены в определённую систему, отвечающую особенностям хореографии. Они соотнесены по цвету с декорациями, развивая их живописную тему, дополняя новыми красочными мазками, динамизируя в соответствии с танцем и музыкой. Работам Вирсаладзе свойствен своеобразный "живописный симфонизм".



Значительный вклад в развитие Костюма в балете внесли русские художники начала 20 века. У Бакста сам замысел костюма рождался в связи с хореографическим движением; на его эскизах костюмы представлены в острохарактерных, нередко утрированных движениях танцоров. Костюмы К. А. Коровина отличаются колористическим богатством и живописным единством с декорациями. Тонкое чувство эпохи и индивидуальности персонажа было свойственно А. Н. Бенуа. В костюмах Н. К. Рериха передана стихийная сила и первобытная экзотика персонажей. Художники "Мира искусства" нередко абсолютизировали красочное значение костюма и трактовали его как чисто живописное пятно в общей картине, порой игнорируя или даже подавляя танцора. Но при всём этом они необычайно обогатили выразительность костюма.



Современный балетный театр характеризуется многообразием художественных решений костюма. Он претворяет весь исторический опыт развития Костюма в балете, подчиняя его особым художественным задачам конкретного спектакля.

Пуанты - балетная обувь , обычно нежного цвета: розовый, беж, золотой..

Слово «пуанты» произошло от французского термина танцевать «sur les pointes», то есть «на кончиках пальцев». Пуанты одновременно означает и кончики пальцев ног и обувь, в которой танцуют, опираясь на кончики пальцев ног. В Петербурге их зовут «ковками» и «касками», в Москве - «пальцами». Пуанты - важнейший рабочий инструмент балерины. За один спектакль солистка иногда меняет их аж по три раза. Звезда дореволюционного Мариинского театра Ольга Спесивцева «станцовывала» за сезон по тысяче пар. Артистке кордебалета требуется в месяц три пары, солистам - четыре-пять: дольше пуанты не служат.
До сих пор, не смотря на прогресс, пуанты делаются в ручную. В каждой туфельке около 50-и деталей. Самая главная - "стакан" - жесткий носок пуант. Основной секрет у каждой фирмы находится в клее для создания стакана.

В танце на пуантах главное - апломб - это балетный навык удерживать равновесие в разных позах, стоя на кончике пальца по два-три такта. И тут все зависит от «пятачка» - кружка на острие пуанта, что делает его устойчивым. Чтобы «пятачок» не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Для каждого балета с определённым типом хореографии предназначаются разные по жёсткости и типу пятачка туфли. Балерины даже помечают их с внутренней стороны названиями спектаклей: «Лебединое озеро», «Спартак», «Баядерка».

Балетная обувь все время эволюционирует. В эпоху Анны Павловой пуанты были только из блестящего атласа чёрного, белого и бежевого цвета, сейчас их делают матовыми, чтобы зрительно удлинить стопу, и всех мыслимых цветов. Хотя три названных выше цвета по прежнему на пике популярности - яркий цвет обуви не должен отвлекать зрителя от танца.

Изготавливают пуанты вручную. Балетная туфелька от Grishko , известнейшего российского производителя, состоит из 54 деталей. Верх выкраивается из атласа и бязи, подошва - из натуральной кожи.

Самая важная деталь пуанта - «коробочка» или «стакан» - жёсткая часть над опорным пятачком. Её изготовливают из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеивая их один на другой. «Коробочка» вклеивается в носок пуанта, а дальше мастер должен аккуратно и быстро - чтобы детали не сместились и не запачкали клеем атласный верх башмачка - вывернуть с изнанки на лицо.

Чтобы чувствовать колодку и ткань, мастера собирают пуанты не на столе, а на собственных коленях. После специальным молоточком надетому на колодку пуанту формуют носочную часть и отправляют его примерно на 15 часов в сушилку, где он «загорает» при температуре 55 градусов. После неё остается только вложить в пуанты гибкие супинаторы. Готовая пара тщательно проверяется: надетая на колодку, она должна стоять без поддержки.

Grishko выпускает около 25-30 тысяч пар пуантов в месяц, из них 70 процентов отправляется за рубеж. В пуантах этой российской фирмы танцуют балерины 80 стран мира.

Для чего нужны пуанты? Великий Барышников перед Вами.



Самые популярные пуанты имеют телесный цвет. Конечно, делаются и другие цвета. На самом деле изготовление пуант имеет множество секретов, и многие балерины серьезнейшим образом различают продукцию различных фирм и мастеров. Анна Павлова считала, что обувь, собранная в ручную, содержит частицу души мастера.

Трудно сказать на сколько экологически чистыми продуктами являются пуанты сегодня. Во всяком случае пуанты балерины, которая первая в мире встала на них, были съедены поклонниками. Это о Марии Тальони.



Ее туфельки были проданы с аукциона и скушаны..

Традиционным костюмом балерины является юбка особого кроя - пачка. С течением времени, когда развитие балета переходило из одной эпохи в другую, менялись и представления о балетных нарядах. Балетные юбки признаны были не только подчеркнуть фигуру танцовщицы, но и создать ей образ, и облегчить выступление. Женские юбки имели самые разнообразные формы и своеобразно украшались. Пачка представляет собой плоские, горизонтально посаженные на талию танцовщицы, тоненькие юбочки из тюля. Которые, будто поднявшись от порыва ветра, застыли в разных формах - «тарелочки», «колокола» и многих других. Исторически изменения балетного костюма, естественно, шли в сторону минимализации форм. Пачка возникла из женских костюмов ниже колен, ампирных юбок, называемых «колоколом». А «колокол», в свою очередь, является укороченным вариантом романтического тюника - длинной юбки до пят. Эти нежные костюмы принадлежат миру призраков, виллис, духов в «Сильфиде», «Жизели», «Серенаде», а с начала ХХ века, со времен «Шопенианы» прозрачный тюник в балетном просторечии именуется «шопеновкой». В «Ковент-Гарден» до сих пор кордебалет лебедей в «Лебедином озере» выходит в серебристых удлиненных пачках, их и пачками-то трудно назвать, однако они очень напоминают те, что запечатлены на сохранившихся гравюрах. В отличие от принятых в нашей традиции белых пачек, «плывущих», словно по глади озера. Лебединые пачки, как и головной убор из перьев (на балетном сленге «наушники»), придумал тот самый Пономарев, отмеченный английской прессой, по работам которого можно изучать эпоху конца XIX века и чьи эскизы костюмов к большому количеству постановок сохранились в Петербургской театральной библиотеке.Если во времена Анны Павловой пачки были длинными и пышными, потом они становились короче и еще короче, а позднее - длиннее, но тоньше. В этой трансформации нетрудно проследить балетную моду каждой эпохи, которая, в свою очередь, отражала «высокую моду». Начало века - это модерн, гедонистический и изысканный стиль, оттого и пачки обильно украшены настоящими перьями или драгоценными камнями. Костюмы Павловой моделировал законодатель моды Лев Бакст, он шил ей и повседневную одежду. Опыт русско-европейского авангарда прошел мимо нашей балетной (но отнюдь не театральной) моды -- лишь в дягилевской антрепризе встречались в костюмах примеры конструктивизма (люди-небоскребы у Пикассо в «Параде»), супрематизма (монохром ритуальной одежды Натальи Гончаровой в «Свадебке»), влияние моды Шанель (в спортивных пляжных костюмчиках из «Голубого экспресса»). И все же порой искусство балетного костюма достигало конструктивистских высот (самый яркий пример - «Болт» Татьяны Бруни, но печальная судьба постановки сурово решила судьбу художественного оформления).

Утилитарно упрощенные пачки ранних советских лет выглядели вполне аскетичными -- воздушная волнистая линия не должна была вызывать буржуазных ассоциаций. 50--60-е -- годы «новой волны» в европейском искусстве совпали с первыми зарубежными гастролями наших орденоносных театров и принесли моду на универсальное мини: в балетных дворцах и снах возникли балерины в узеньких пачках. В 70--80-х ширина их увеличилась, но они как-то обесцветились бесстильем - словно отражение годов глухого затишья, одновременно «застоя» и «подполья», официального искусства. Известны случаи, когда костюмы «гробили» балет, и, наоборот, качественную хореографию никогда не спугнет лаконичная одежда. Так, в середине XX века в балетную моду вошли купальники и трико -- не просто универсальная репетиционная одежда танцовщиков, но фирменный сценический костюм школы Баланчина. Черная леотарда стала синонимом его «черных» балетов («Агон», «Четыре темперамента», «Симфония в трех движениях»); были у Баланчина и невообразимых контуров плоские пачки под гастрономическим названием «тарелочки», вторящие изгибам широкополых шляп в «Симфонии Дальнего Запада». После гастролей баланчинской труппы New York City Ballet на балет стали смотреть другими глазами в СССР, даже одеваться на урок стали по-иному: до того женщины занимались в хитонах из марли, а мужчины в чем придется. Точнее, первый шаг в этом направлении сделали приезды в Москву Королевского балета и Парижской оперы в конце 1950-х. К этому времени как раз расцвел «Каменный цветок» Юрия Григоровича в Ленинграде: никаких традиционных костюмов - Симон Вирсаладзе затянул Хозяйку Медной горы в пятнистый комбинезон. Потом была «Легенда о любви», после чего у нас надолго закрепилась мода на обтягивающее, словно вторая кожа, балетное трико.

Меж тем пачки по-прежнему занимают место королевы в государстве классического балета. До недавнего времени существовали конструктивные отличия в их покрое в Москве и Петербурге: на уровне форм юбок, очертаний, количества воланов и укладок. Важно то, что пачки лебедей в Петербурге-Ленинграде испокон века отличались от нереид в «Спящей красавице» или тенейв «Баядерке».

Но меняется, как показывает время, не только мода, потому в спектакли Большого стали возвращаться костюмы разного покроя. И апеллирующие к императорским временам пачки в форме раскрывшихся бутонов в «Корсаре», последней крупной премьере театра, говорят столько же о театре, сколько и о всей стране.

С момента своего создания и вплоть до середины XIX века балетный танец исполнялся в обуви на каблуках и длинных юбках. В таком наряде было сложно выполнять ряд элементов, тем более, что балет постоянно совершенствовался и обрастал новыми позициями и движениями. В это время появляются известные всему балетному мирe пуанты. Пуанты представляют собой особый вид обуви, который закрепляется на ноге при помощи лент, а носок укрепляется жесткой колодкой. Слово пуанты происходит от французского «кончик». Французские балерины могли похвастаться тем, что умели становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы. Для облегчения такого танца и стали использоваться пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Однако для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. Ведь эта балетная обувь, как облегчает труд профессиональной танцовщицы, так и может навредить неопытной исполнительнице.

В балетных школах девочек несколько лет обучали классическим танцевальным элементам прежде, чем позволяли надеть пуанты. Танцевальные навыки и гибкость тела способствовали мастерству балерины в движении на пуантах. Несмотря на весь профессионализм балерины, перед выступлением на пуантах или занятием, необходимо хорошо разогреть ноги и обувь. Если балерина пренебрежет этим правилом, то ее танец может закончиться серьезной травмой. Для того, чтобы танцевать на пуантах, нужно значительно поработать над укреплением пальцев ног.

Современные пуанты изготавливаются из атласной материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки. балет модельный коллекция дизайн

Танец на пуантах отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения.

История балетной пачки. Фото – thevintagenews.com

Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке.

Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета.

Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.

Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы.

Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».


Мария Тильони в балете “Зефир и Флора”. Вот так выглядела первая пачка, теперь она называется “шопенка”

Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии.

Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.

Кто придумал пачку

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», в которой балерина исполняла главную партию сказочной феи.

Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони.

По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.

Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.


Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.

Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.

Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией, таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.

Как пачка прижилась в России

Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась.

Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.

Как еще видоизменялась пачка

Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа, балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей.


В одних сценах она появлялась в обычном «штатском» платье, а для сольных партий надевала пачку, чтобы продемонстрировать все свои умения и талант. Анна Павлова выступала в длинной и широкой юбке.

В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку.

А с 60-х годов она превратилась просто в плоский круг. Чем только ни украшают пачку: стразами, стеклярусом, перьями, драгоценными камнями.

Из чего делают пачки

Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина. Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой.

От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.

На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.

Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.

Какие бывают пачки

У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку. Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.

Александр Радунский и Майя Плисецкая в балете Р. Щедрина “Конек-горбунок”

Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати, солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма. Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или с чуть опущенной юбкой.

«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.

Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.

Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, – хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье исполняется роль Джульетты.

Зачем нужны пачки во время репетиций

Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену.


Так, все части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же у репетиционных пачек не делают так много слоев.

Пачка на репетиции просто необходима. Ведь танцовщики должны сразу видеть, где пачка будет мешать, где она может задраться или ее может задеть партнер. А постановщик сможет формировать рисунок танца.

Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных артистов и даже в цирке.

Баранова Анастасия,ученица 5 "Б"класса

История создания и особенности русского балетного костюма

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое балет?

Бале́т (фр. ballet , от итал. ballo - танцую) - вид сценического искусства ; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто , в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец . Немаловажную роль играет пантомима , с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п.

Зарождение балета.

Танцевальный класс Эдгар Дега ,

В начале - как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии , во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище - придворный балет . Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года , когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачём, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо . Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия -балет, опера -балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать . Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новерром .

Русский балет.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века…

Балетный костюм: в чем танцуют балерины?

История балетного костюма вполне логична. Когда на сцене главенствовали медленные менуэты, костюмы были длинными, тяжелыми, расшитыми драгоценными камнями, со множеством юбок и подъюбников. По мере того, как танец усложнялся, соответственно, эволюционировал и костюм. Вначале убрали корсеты, юбки становились все короче и легче, а декольте все откровеннее.

Пачка.

Впервые в том, что сейчас называется «пачкой», на сцену выпорхнула балерина Мария Тальони, первая Сильфида и прародительница «романтичного балета» (Тальони известна еще и тем, что она первая из балерин в мире стала на пуанты, но об этом позже).

Невиданная доселе газовая юбка, сплетенная, казалось, из воздуха, узаконила балетный костюм. Первое время танцовщицы (особенно с некрасивыми кривыми ногами) даже бурно протестовали против новаций, но потом успокоились – очень уж красиво смотрелось это воздушное облако.

В общем, как вы поняли, чем техничнее становился танец – там проще и короче становился костюм. К привычному нам сейчас виду пачки пришли где-то к середине ХХ века.

Теперь разберемся с названиями. Пачки бывают разными и меняют свой вид, в зависимости от балета.

Tutu – смешное французское слово, которое как раз и переводится как пачка. Именно это слово используется в английском языке для обозначения балетной юбки.

Классическая пачка – блиноподобная круглая юбка. В таких танцуют балерины, как вы наверное догадались, в самых что ни на есть классических балетах: Лебединое озеро, Пахита, Корсар, 2 и 3 акт Баядерки, Щелкунчик и т.д.

Стандартный радиус пачки – 48 см. Но чаще всего размер окружности варьируется – в зависимости от роста балерины, партии и общей стилистики спектакля. Солистки, в зависимости от своих физических данных, могут самостоятельно выбрать форму пачки – украшающую именно их ноги: они бывают ровные, параллельные полу, чуть опущенные, с пышным низом или, наоборот, совершенно плоские.

Романтическая пачка или «шопенка» - длинная юбка из фатина. Именно она отвечает за создание «нездешних» фантастических образов – призрака погибшей Жизели, прекрасного духа Сильфиды. А апофеоз романтического балета «Шопениану» так и вовсе невозможно представить без этих чудесных воздушных юбок – они создают иллюзию полета, воздуха, свободы, абсолютной нереальности происходящего.

Длинная пышная юбка, понятное дело, скрывает ноги балерины. С одной стороны, это отвлекает от возможных недостатков, а с другой – привлекает все внимание на стопы. А ведь романтические балеты насыщенны мелкой техникой и некрасивые нерабочие стопы без высокого подъема несколько сбивают с романтического настроя.

Есть еще такое понятие как тюник или тюника – это та же самая пачка, балетная юбка.

Хитон – это однослойная юбка чаще всего из шифона. В хитоне, например, исполняется партия Джульетты.

Пачки, шопенки, тюники и т.д. бывают как сценические , так и репетиционные .

Если костюм, например, Одетты, в котором балерина выходит на сцену, представляет собой единое целое – то есть сшитые верхняя (лиф) и нижняя часть (собственно, пачка), то репетиционный костюм – это только юбка с «трусиками», которая надевается на репетиционный купальник (шопенки – без трусиков, просто юбка на кокетке).

Репетиционные пачки состоят из меньшего количества слоев.

Вы спросите, а зачем пачка на репетиции? Ведь вполне можно обойтись стандартной репетиционной одеждой – трико и купальником. Но репетировать обязательно нужно в том, в чем потом балерина выйдет на сцену – так можно следить за тем, чтобы юбка не задиралась, чтобы партнер ее не цеплял, чтобы контролировать общий рисунок танца.

Пуанты

Пуанты (от фр. pointe - острие; иногда колки или каски) - обувь , которая века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.

Это слово имеет два близких друг другу значения.

  1. Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - обозначает танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века.

2. Пуантами называются специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах). Используется при исполнении женского классического танца .

Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони в партии Флоры в балете « Зефир и Флора » в Ковент-Гарден , Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах - в 1832 году в парижской Гранд-Опера в балете « Сильфида » в постановке Ф.Тальони . А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину .

Атласные туфельки-пуанты – важнейший рабочий инструмент балерины. За один спектакль солистка иногда меняет их по три раза. Звезда дореволюционного Мариинского театра Ольга Спесивцева на репетициях и выступлениях «станцовывала» за сезон по 2000 пар.

В театральных мастерских для каждой танцовщицы шьют обувь по индивидуальной мерке и только вручную. Но даже изготовленные по спецзаказу туфельки приходится «доводить до кондиции»: на репетицию балерины нередко приходят с… молотком. Он нужен, чтобы размягчить новые пуанты и оставить твердым только самый носок.

Гарантия качества – уникальные руки мастеров, ведь 80–90% операций производится вручную. Где вы еще увидите мастера сидящим на такой же, как в средние века, низкой деревянной «табуретке», где вместо сиденья – переплетенные кожаные полоски? И специальным молотком полирующего еще сырой носок пуанта?

Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. После 11 км (примерно столько «проходит» солистка за спектакль) ноги у балерины абсолютно мокрые. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А еще он должен не бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца. Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.

Самую важную деталь пуантов – «коробочку» (так называют жесткую часть над опорным пятачком), делают из шести слоев обыкновенной мешковины и текстиля, наклеивая их одну за другой на вывернутый носок, как в папье-маше. Надев сырую и податливую заготовку на колодку, мастер оглаживает ее, придавая нужную форму, а потом и полирует молотком. Клей варят в основном из натуральных компонентов. Так что при особом желании современные пуанты можно… съесть без особого вреда для здоровья, как это некогда сделали петербуржские поклонники великой Тальони.

Чтобы чувствовать колодку и ткань, мастера собирают туфельки не на столе, а на собственных коленях. Готовая пара тщательно проверяется: будучи надета на колодку, она должна стоять без поддержки.

Мужской балетный костюм.

История мужского балетного костюма начиналась с костюмов такой сложной конструкции, что сейчас очень тяжело себе представить, как в подобных нарядах можно было хотя бы просто ходить, не говоря уже о том, чтобы исполнять различные сложные трюки во время танца. Но со временем балетные танцовщики одержали победу в нелегкой борьбе за освобождение не только от сложных и неудобных костюмов, но и от большого количества одежды в принципе.

Однако для этого им пришлось пройти долгий и нелегкий путь. Первые балетные танцовщики выступали в масках и высоких париках с пышно взбитыми волосами, поверх которых надевался головной убор. Из одежды на них были юбки на каркасе длиной до колена, длинные мантии и т.п. Танцевали мужчины в башмаках на высоком каблуке. К концу ХVIII века техника танца усложняется, и костюмы становятся более легкими и изящными. И на протяжении последующих столетий костюмы становятся все легче и откровенней, доходя до таких крайностей, как бандаж и даже полная обнаженка. Сегодня танцоры классического балета обычно выступают в обтягивающем трико и водолазках или с открытым торсом, поражая зрителя грацией своих движений и совершенством тренированного тела.

Костюмы «принцев» в различных спектаклях, могут считаться настоящим произведением искусства. Так как в отделке используется большое количество парчи, бархата, золотых и серебряных шнуров и тесьмы, различной бижутерии и камней. Балетные костюмы придворных (колеты или камзолы ), тоже обильно украшаются разнообразной отделкой. Костюмы второстепенных персонажей, хотя и не имеют яркой отделки, но тоже выглядят интересно, например доспехи рыцарей или стража султана.

Когда, во время спектакля, сливаются воедино - музыка, танец, свет, декорации и костюмы, то испытываешь настоящее чувство восторга. Особенно, если смотреть классические постановки – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Карсары», « Лебединое озеро» и др.. потрясающие спектакли с в исполнении настоящих мастеров балета.

Очаровывающая взгляд грация, великолепная пантомима, будоражащая до глубины души музыка - такими словами я описываю свои ощущения, после посещения балета.Балерины порхают словно бабочки, едва касаясь сцены.Каждое движение кажется легким и воздушным, а от изящных костюмов танцоров и вовсе не отвести глаз.

История балета началась примерно с 1400 годов.Родиной этого танца является Италия, но многие ассоциируют балет с Францией.

Все потому, что именно во Франции он окреп и приобрел популярность, благодаря балетмейстеру Жану Жоржу Новеру.Балетный костюм в те времена состоял из множества слоев и увесистых тканей, что не позволяло танцорам исполнять наиболее изящные позы и движения.Большее неудобство испытывали танцовщицы, из-за длинных пышных и тяжелых юбок.

Революцию в мире балетной моды в 19 веке произвела итальянская балерина Мария Тальони.Еще девочкой Тальони участвовала в различных постановках, но каждый ее выход отличался тем, что она отказывалась от тогдашних модных туфель на каблуках, пышных платьев, грима и париков, и появлялась на сцене в простеньком платье.Именно она первой исполнила танец на носочках-пуантах и в юбке-пачке, которую сделали специально для нее в 1839 г. по эскизу художника-дизайнера Эжена Лами.Струящаяся по воздуху легкая туника, напоминающая форму цветка, помогла балерине выполнять сложную технику движений и излучать сказочный неземной свет.

Во Франции даже существует обычай среди молодежи, оставлять свои первые пуанты на могилке своей предшественницы.Зрелище это, правда, не очень впечатляющее...

Пуанты
Первые балетки появились в 19 веке, до этого в туфли балерин вкладывались специальные пробки, толщиной примерно в 2 пальца.Из-за этого обувь быстро изнашивалась и становилась непригодной.
Современные балетки изготавливаются индивидуально для каждого танцора, а не по обычным стандартным размерам.С ножек балерин снимаются мерки и обрабатывается деревянная колодка, повторяющая контур ступни.К колодке прибивают прочную кожаную подошву, которая намного меньше размера ступни и обшивают материалом, чаще всего атласной тканью.Пуанты должны быть такой же форму, как колодка, поэтому они околачиваются молотком до идеальной формы.Стельки в пуантах обычно из картона и кожи, что придает гибкость движениям ступни.Для того чтобы колодка была твердой, после изготовления обувь должна просушиться 24 часа в специальной печи.После сушки колодка становится настолько твердой, что ей даже можно забивать гвозди.

Балетная пачка
Как я уже писала выше, впервые балетная пачка была создана для романтичной и хрупкой Тальони.Балетные юбки-пачки существуют двух видов: классическая и шопенка (тюника).
Классическая пачка многослойна, при ее изготовлении используется 10-15 слоев материала и жесткий обруч.На изготовление одной такой пачки уходит около трех дней кропотливой и постоянной работы.А после изготовления, требуется еще и тщательный уход, чтобы юбка топорщилась в разные стороны и сохранила свой великолепный вид, ее хранят в подвешанном состоянии.

Выбор редакции
В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...