Известные балеты и их композиторы список. Самые известные балеты мира


Публикации раздела Театры

Знаменитые русские балеты. Топ-5

К лассический балет - удивительный вид искусства, родившийся в Италии в эпоху зрелого Возрождения, «переехавший» во Францию, где заслуга его развития, включая основание Академии танца и кодификацию многих движений, принадлежала королю Людовику XIV. Франция экспортировала искусство театрального танца во все европейские страны, включая Россию. В середине XIX века столицей европейского балета был уже не Париж, подаривший миру шедевры романтизма «Сильфиду» и «Жизель», а Петербург. Именно в Северной столице в течение почти 60 лет работал великий хореограф Мариус Петипа, создатель системы классического танца и автор шедевров, которые до сих пор не сходят со сцены. После Октябрьской революции балет хотели было «сбросить с корабля современности», но его удалось отстоять. Советское время ознаменовалось созданием немалого количества шедевров. Представляем пять отечественных топ-балетов - в хронологическом порядке.

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри - Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все - хореография А. Горского .

Балет «Дон Кихот» - полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух...

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

«Лебединое Озеро»

Декорации к первому преставлению. Большой театр. Москва. 1877 год

Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов). 1895 год

Музыка П. Чайковского , либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова .

Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет прошел около 40 раз и канул в Лету.

После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета. Действию были приданы большая ясность и логичность: балет рассказывал о судьбе прекрасной принцессы Одетты, волею злого гения Ротбарта обращенной в лебедя, о том, как Ротбарт обманул полюбившего ее принца Зигфрида, прибегнув к чарам своей дочери Одиллии, и о смерти героев. Партитура Чайковского была сокращена приблизительно на треть дирижером Рикардо Дриго и переоркестрована. Петипа создал хореографию первого и третьего действий, Лев Иванов - второго и четвертого. Это разделение идеальным образом отвечало призванию обоих гениальных хореографов, второму из которых пришлось жить и умереть в тени первого. Петипа - отец классического балета, создатель безупречно гармоничных композиций и певец женщины-феи, женщины-игрушки. Иванов - балетмейстер-новатор, необычайно чутко чувствующий музыку. В роли Одетты–Одиллии выступила Пьерина Леньяни, «королева миланских балерин», она же первая Раймонда и изобретательница 32 фуэте, самого трудного вида вращения на пуантах.

Можно ничего не знать о балете, но «Лебединое озеро» известно всем. В последние годы существования Советского Союза, когда престарелые лидеры довольно часто сменяли один другого, проникновенная мелодия «белого» дуэта главных героев балета и всплески рук-крыльев с экрана телевизора возвещали о печальном событии. Японцы так любят «Лебединое озеро», что готовы смотреть его утром и вечером, в исполнении любой труппы. Ни одна гастрольная труппа, которых в России и особенно в Москве множество, не обходится без «Лебединого».

«Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Мариинский театр. 1892 год

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр. 1892 год

Музыка П. Чайковского, либретто М. Петипа. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892, хореография Л. Иванова .

По книгам и сайтам до сих пор кочует ошибочная информация о том, что «Щелкунчик» поставлен отцом классического балета Мариусом Петипа. На самом деле Петипа сочинил лишь сценарий, а первую постановку балета осуществил его подчиненный, Лев Иванов. На долю Иванова выпала непосильная задача: сценарий, созданный в стиле модного тогда балета-феерии с непременным участием итальянской гастролерши, находился в очевидном противоречии с музыкой Чайковского, которая хоть и была написана в строгом соответствии с указаниями Петипа, но отличалась большим чувством, драматической насыщенностью и сложным симфоническим развитием. Кроме того, героиней балета была девочка-подросток, а балерине-звезде было уготовано лишь финальное па-де-де (дуэт с партнером, состоящий из адажио - медленной части, вариаций - сольных танцев и коды (виртуозного финала)). Первая постановка «Щелкунчика», где первый - по преимуществу пантомимный акт, резко отличался от второго - дивертисментного, не имела большого успеха, критики отмечали лишь Вальс снежных хлопьев (в нем участвовали 64 танцовщицы) и Па-де-де Феи Драже и Принца Коклюша, источником вдохновения для которого послужило Иванову Адажио с розой из «Спящей красавицы», где Аврора танцует с четырьмя кавалерами.

Зато в ХХ веке, который смог проникнуть в глубины музыки Чайковского, «Щелкунчику» было уготовано воистину фантастическое будущее. Не счесть постановок балета в Советском Союзе, странах Европы и США. На российских просторах особенно популярны постановки Василия Вайнонена в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) и Юрия Григоровича в московском Большом театре.

«Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год

Миссис Патрик Кемпбепл в роли Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 1895 год

Финал балета «Ромео и Джульетта». 1940 год

Музыка С. Прокофьева , либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского. Первая постановка: Брно, Театр оперы и балета, 1938, хореография В. Псоты. Последующая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С. Кирова, 1940, хореография Л. Лавровского .

Если шекспировская фраза в известном русском переводе гласит «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» , то о написанном на этот сюжет балете великого Сергея Прокофьева говорили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» . Воистину изумительная по красоте, богатству красок и выразительности партитура «Ромео и Джульетты» в момент ее появления показалась слишком сложной и неподходящей для балета. Артисты балета попросту отказывались под нее танцевать.

Прокофьев написал партитуру в 1934-м, и первоначально она предназначалась не театру, а прославленному Ленинградскому академическому хореографическому училищу для празднования его 200-летия. Проект не был осуществлен в связи с убийством в 1934 году в Ленинграде Сергея Кирова, в ведущем музыкальном театре второй столицы грянули перемены. Не осуществился и план постановки «Ромео и Джульетты» в московском Большом. В 1938 году премьеру показал театр в Брно, и только два года спустя балет Прокофьева наконец был поставлен на родине автора, в театре тогда уже имени Кирова.

Балетмейстер Леонид Лавровский в рамках весьма приветствовавшегося советской властью жанра «драмбалета» (формы хореографической драмы, характерной для балета 1930-50-х годов) создал впечатляющее, волнующее зрелище с тщательно вылепленными массовыми сценами и тонко очерченными психологическими характеристиками персонажей. В его распоряжении была Галина Уланова , утонченнейшая балерина-актриса, которая так и осталась непревзойденной в роли Джульетты.

Партитуру Прокофьева быстро оценили западные хореографы. Первые версии балета появились уже в 40-х годах XX века. Их создателями были Биргит Кулберг (Стокгольм, 1944) и Маргарита Фроман (Загреб, 1949). Известные постановки «Ромео и Джульетты» принадлежат Фредерику Аштону (Копенгаген, 1955), Джону Кранко (Милан, 1958), Кеннету МакМиллану (Лондон, 1965), Джону Ноймайеру (Франкфурт, 1971, Гамбург, 1973).И. Моисеева , 1958, хореография Ю. Григоровича, 1968 .

Без «Спартака» понятие «советский балет» немыслимо. Это настоящий хит, символ эпохи. Советский период разрабатывал иные темы и образы, глубоко отличные от традиционного классического балета, унаследованного от Мариуса Петипа и Императорских театров Москвы и Петербурга. Волшебные сказки со счастливым концом были сданы в архив, и на смену им пришли героические сюжеты.

Уже в 1941 году один из ведущих советских композиторов Арам Хачатурян говорил о намерении написать музыку к монументальному, героическому спектаклю, который должен быть поставлен на сцене Большого театра. Темой для него был выбран эпизод из древнеримской истории, восстание рабов под руководством Спартака. Хачатурян создал красочную партитуру, использующую армянские, грузинские, русские мотивы и насыщенную прекрасными мелодиями и огненными ритмами. Постановку должен был осуществить Игорь Моисеев.

Понадобилось много лет, чтобы его произведение вышло на суд зрителей, и появилось оно не в Большом театре, а в Театре им. Кирова. Хореограф Леонид Якобсон создал потрясающий новаторский спектакль, отказавшись от традиционных атрибутов классического балета, в том числе от танца на пуантах, использовав свободную пластику и обув балерин в сандалии.

Но хитом и символом эпохи балет «Спартак» стал в руках хореографа Юрия Григоровича в 1968 году. Григорович поразил зрителя совершенно выстроенной драматургией, тонкой прорисовкой характеров главных героев, искусной постановкой массовых сцен, чистотой и красотой лирических адажио. Он назвал свое произведение «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом» (кордебалет - артисты, занятые в массовых танцевальных эпизодах). В роли Спартака выступил Владимир Васильев, Красса - Марис Лиепа , Фригии - Екатерина Максимова и Эгины - Нина Тимофеева. Кардебалет был по преимуществу мужской, что делает балет «Спартак» единственным в своем роде.

Помимо известных прочтений «Спартака» Якобсоном и Григоровичем, существует еще около 20 постановок балета. Среди них версия Иржи Блазека для Пражского балета, Ласло Сереги для Будапештского балета (1968), Юри Вамоша для Арена ди Верона (1999), Ренато Дзанеллы для балета Венской государственной оперы (2002), Натальи Касаткиной и Владимира Василёва для руководимого ими Государственного академического театра классического балета в Москве (2002).

Балет — это вид сценического искусства; это эмоция, воплощенная в музыкально-хореографических образах.


Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веке.

Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - это искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен: сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драматический балет; бессюжетный - балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Именно поэтому британский интернет-ресурс Listversе решил составить свой рейтинг лучших балетных постановок в истории.

"Лебединое озеро"
Композитор: Петр Чайковский


Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен.

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских.

Прообразом для лебединого озера стало озеро в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую Чайковский посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

"Ромео и Джульетта"

«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.

«Ромео и Джульетта» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Этот балет — шедевр мирового искусства, воплощенный через музыку и удивительную хореографию. Сама постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни.

"Жизель"
Композитор: Адольф Адан

«Жизель» — «фантастический балет» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. В своей книге «О Германии» Гейне пишет о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро. Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии. Вот что называется балетом».

"Щелкунчик"
Композитор: Петр Чайковский

История сценических постановок балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», литературной основой которого стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», знает множество авторских редакций. Премьера балета состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.
Премьера балета имела большой успех. Балет «Щелкунчик» продолжает и завершает серию ставших классикой балетов П. И. Чайковского, в которых звучит тема борьбы добра и зла, начатая в «Лебедином озере» и продолженная в «Спящей красавице».

Рождественская сказка о благородном и прекрасном заколдованном принце, превращенном в куклу Щелкунчик, о доброй и самоотверженной девочке и их противнике злом Мышином короле, всегда была любима взрослыми и детьми. Несмотря на сказочный сюжет, это произведение настоящего балетного мастерства с элементами мистики и философии.

"Баядерка"
Композитор: Людвиг Минкус

«Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса.
Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. «Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма. В «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

"Весна священная"
Композитор: Игорь Стравинский

«Весна священная» — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»

"Спящая красавица"
Композитор: Петр Чайковский

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Мариуса Петипа называют «энциклопедией классического танца». Тщательно выстроенный балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. Но как всегда, в центре всякого спектакля Петипа — балерина. В первом акте Аврора — юная девушка, светло и наивно воспринимающая окружающий мир, во втором — она манящий призрак, вызванный из многолетнего сна феей Сирени, в финале — счастливая принцесса, нашедшая своего суженого.

Изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де влюбленных, принцессы Авроры и принца Дезире. Благодаря музыке П.И.Чайковского детская сказка стала поэмой о борьбе добра (фея Сирени) и зла (фея Карабос). «Спящая красавица» — подлинная музыкально-хореографическая симфония, в которой музыка и танец слиты воедино.

"Дон Кихот"
Композитор: Людвиг Минкус

«Дон Кихот» — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра. Интересно, что, несмотря на своё название, этот блестящий балет — отнюдь не инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение Мариуса Петипа по мотивам «Дон Кихота».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Петипа на музыку Людвига Минкуса, премьера которого состоялась в 1869 году в московском Большом театре, Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля.

"Золушка"
Композитор: Сергей Прокофьев

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров.
Вот как писал Прокофьев о балете Золушка: "Золушку я создавал в лучших традициях классического балета,» - что заставляет зрителя сопереживать и не оставаться равнодушными к радостям и бедам Принца и Золушки.

Кода мы говорим о балете, то всегда подразумеваем творчество , так как именно он вывел этот сценический жанр в разряд серьезных и масштабных музыкально-сценических представлений. У него всего три балета и все три - «Лебединое озера», «Щелкунчик», «Спящая красавица», славятся отменной драматургией и прекрасной музыкой.

Самое популярное балетное произведение Петра Чайковского, которое практически у всех на слуху – « », написанное в1877 году. Множество фрагментов из этого танцевального спектакля - «Танец маленьких лебедей», «Вальс» и другие, уже давно живут своей, отдельной жизнью, как популярные музыкальные композиции. Впрочем, и весь спектакль, который повествует о истории любви, достоин внимания меломанов. Чайковский, который еще при жизни был известен благодаря своему удивительному композиторскому таланту, щедро наградил балет бесчисленным количеством обворожительных и запоминающихся мелодий.

Еще один из лучших балетов в музыкальной истории - « » Чайковского. Это было второе обращение композитора к танцевальному жанру, и если «Лебединое озеро» публика сначала не оценила, то «Красавица» сразу была признана шедевром и шла практически во всех театрах Российской Империи и Европы.

Балет основан на сюжете известной нам еще с детства, сказочной истории Шарля Перро о Спящей красавице, злой фее и всепобеждающей любви. Чайковский дополнил эту историю замечательными танцами сказочных персонажей, а Мариус Петипа – изумительной хореографией, которые все месте стали энциклопедией балетного искусства.

« » - третий и последний балет Петра Чайковского, одна из признанных вершин его творчества, которая обязательно идет во всех театрах Европы в канун Рождества и Нового Года. Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» продолжает тему борьбы зла и добра начатую Чайковским еще в «Лебедином озере», дополняет её элементами фантастики и, естественно, любви и самопожертвования. Философская сказка, многочисленные прекрасные мелодии танцевальных номеров и хореография делают этот балет одним из лучших и самых востребованных классических музыкальных произведений мировой музыки.

В свое время это был один из самых скандальных балетов. Теперь «Ромео и Джульетта» – одна из классических танцевальных постановок во многих театрах мира. Новая, во многом революционная музыка композитора, требовала от труппы новых сценографии и манеры движений. До премьеры, композитору буквально приходилось уговаривать постановщиков и танцоров участвовать в постановке. Впрочем, это не помогло, главные театры страны - Больший и Кировский театры отказались ставить этот спектакль. Только после неожиданного и ошеломительного успеха «Ромео и Джульетты» в Чехословакии, балет поставили в Питере и Москве, а самого Прокофьева наградили Сталинской премией.

Классический спектакль всех танцевальных труп мира – «Жизель» . В основе балета легенда о виллисах - духах невест, умерших от несчастной любви и поэтому преследовавших в бешенном танце всех юношей на своем пути. С момента премьеры в 1841 году «Жизель» не теряла своей популярности у любителей танцевального искусства, и имела множество постановок.

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке. Композиторы балетной музыки 17- 19-го веков, включая Жан-Батиста Люлли и Петра Ильича Чайковского, были преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с увеличением международной известности Чайковский при жизни увидел распространение балетной музыкальной композициии балета в целом во всём западном мире.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Абсолютный слух о балете "Спящая красавица"

    ✪ Dona nobis pacem Даруй нам мир I S Bach Месса h-moll Татарский театр оперы и балета 2015

    ✪ ♫ Классическая музыка для детей (Classical music for children).

    Субтитры

История

  • Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание "музыки балета" раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского воспринимали его писание балетной музыки как нечто низменное.
    С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый "Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Первопроходцем был Джон Уивер (1673-1760). Оба Люлли и Жан-Филипп Рамо написали "оперу - балет", где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным.
    Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь - пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в "Сильфиде". Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.Постепенно танцы стали более смелыми, с подъемами балерин в воздух мужчинами.
    До времени Чайковского композитор балета не отделялся от композитора симфоний. Музыка балета была сопровождением для сольного и ансамблевого танца. Балет Чайковского "Лебединое озеро" был первым музыкальным балетным произведением, который был создан симфоническим композитором. По инициативе Чайковского балетные композиторы уже не писали простые и легкие танцевальные части. Теперь уже основное внимание в балете уделялось не только танцу; композиция вслед за танцами приняла равное значение. В конце 19 века Мариус Петипа хореограф русского балета и танца, работал с такими композитором как Цезарь Пуни в создании балетных шедевров, которые оба хвастались как сложным танцем, так и сложной музыкой. Петипа работал с Чайковским, сотрудничая с композитором в его работах "Спящая красавица" и "Щелкунчик", или косвенно, через новую редакцию "Лебединого озера" Чайковского после смерти композитора.
    Во многих случаях по-прежнему короткие балетные сцены использовались в операх для смены пейзажа или костюма. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки как части оперы является "Танец часов" из оперы "Джоконда" (1876) Амилькаре Понкьелли.
    Кардинальное изменение в настроении произошло, когда был создан балет Игоря Стравинского "Весна священная" (1913).

Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы. В 1924 году Джордж Антейл написал "Механический балет". Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления - модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму "Давайте потанцуем" (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз - танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в "Вестсайдской истории" (1957). В некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету", так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете "Ромео и Джульетта". Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется "Волшебная лавка", премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является "Сон" - музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.

Композиторы балета

В начале XIX века балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Первым, кто попытался изменить существующую практику, стал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер . За это он подвергался немалой критике начиная с первого своего сочинения - балета «Прозерпина» (1818):

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других известных (чаще всего оперных) произведений, начали отходить и другие композиторы - Фердинан Герольд , Фроманталь Галеви , и, в первую очередь - и затем плодотворно работавший с Мариусом Петипа , при создании своих партитур чётко следовал указаниям хореографа-постановщика и его плану - вплоть до количества тактов в каждом номере. В случае с Сен-Леоном ему даже приходилось использовал мелодии, заданные балетмейстером: согласно воспоминаниям Карла Вальца Сен-Леон, сам скрипач и музыкант, не раз насвистывал Минкусу мотивы, которые тот «лихорадочно переводил на нотные знаки».

Такая практика не соответствовала принципам того же Шнейцхоффера, который дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда работал отдельно от хореографа (исключение было сделано лишь при создании балета «Сильфида » совместно с

Как ни крути, а нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр русского композитора в четырёх актах, благодаря которому немецкая легенда о прекрасной девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей искусства. По сюжету принц, влюбленный в королеву лебедей, предает её, но даже осознание ошибки не спасает ни его, ни его возлюбленную от разбушевавшейся стихии.

Образ главной героини – Одетты – как бы дополняет галерею женских символов, созданных композитором за свою жизнь. Примечательно, что автор балетного сюжета до сих пор остается неизвестным, и ни на одной афише никогда не значились имена либреттистов. Впервые балет был представлен еще в 1877 году на сцене Большого театра, однако первый вариант был признан неудачным. Самая знаменитая постановка – Петипа-Иванова, которая и стала эталоном для всех последующих представлений.

Лучшие балеты мира: «Щелкунчик» Чайковского

Популярный накануне Нового года балет для детей «Щелкунчик» впервые был представлен публике в 1892 г. на сцене известного Мариинского театра. В основе его сюжета лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Борьба поколений, противоборство добра и зла, скрывающаяся за маской мудрость – глубокий философский смысл сказки облечен в яркие музыкальные образы, понятные самым юным зрителям.

Действие разворачивается зимой, в канун Рождества, когда все желания могут осуществиться – и это придаёт дополнительный шарм волшебной истории. В этой сказке возможно всё: заветные желания станут явью, маски лицемерия спадут, а несправедливость будет обязательно побеждена.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Жизель» Адана

«Любовь, которая сильнее смерти» – пожалуй, самое точное описание знаменитого балета в четырех действиях «Жизель». История погибающей от горячей любви девушки, отдавшей своё сердце обрученному с другой невестой знатному юноше, так ярко передается в грациозных па стройных вилис – невест, умерших до свадьбы.

Балет имел грандиозный успех уже с первой постановки в 1841 году, и в течение 18 лет на сцене Парижской Оперы было дано 150 театральный представлений произведения знаменитого французского композитора. Эта истории настолько покорила сердца ценителей искусства, что в честь главной героини истории был даже назван открытый в конце XIX века астероид. А сегодня уже наши современники позаботились о сохранении одной из величайших жемчужин классического произведения в киноверсиях классической постановки.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

Эпоха великих рыцарей давно прошла, но это вовсе не мешает современным юным барышням мечтать о встрече с Дон Кихотом XXI века. В балете точно передаются все детали фольклора жителей Испании; и многие мастера пытались поставить сюжет о благородном рыцарстве в современной интерпретации, но именно классическая постановка уже сто тридцать лет украшает русскую сцену.

Балетмейстер Мариус Петип смог умело воплотить в танце весь колорит испанской культуры благодаря использованию элементов национальных танцев, а некоторые жесты и позы напрямую указывают на то место, где разворачивается сюжет. История не утратила своей значимости и сегодня: и Дон Кихот и в XXI веке умело вдохновляет горячих сердцем молодых людей, способных на отчаянные поступки во имя добра и справедливости.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Ромео и Джульетта» Прокофьева

Бессмертная история двух любящих сердец, соединившихся только после смерти навсегда, воплощается на сцене благодаря музыке Прокофьева. Постановка состоялась незадолго до Второй мировой войны, и надо отдать должное преданным своему делу мастерам, которые устояли против имевших обыкновение в то время порядков, царивших и в творческой сфере сталинской страны: композитор сохранил традиционное трагическое окончание сюжета.

После первого грандиозного успеха, удостоившего спектакль Сталинской премии, было много версий, но буквально в 2008 году состоялась традиционная постановка 1935 года в Нью-Йорке с неизвестным до этого момента публике счастливым окончанием знаменитой истории.

************************************************************************

Приятного просмотра!

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...