Инструкции по тб на уроках. Инструкция по тб для учащихся на уроках технологии


Помните анекдот о том, чем закончилась драка между физруком и трудовиком? Победу одержал трудовик, потому что карате - это карате, а молоток - это молоток. Шутки шутками, но в школе все инструменты должны использоваться только по назначению, как предписывает техника безопасности.

Техника безопасности - простая формальность?

Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.

Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах, то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.

Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.

Общие правила

Для начала рассмотрим техники безопасности в кабинете технологии:

  • Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
  • Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
  • Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
  • Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
  • Работу можно начинать только по команде учителя. Отвлекаться от работы не следует. Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
  • Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
  • Оборудование можно использовать только по назначению.
  • Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
  • Держать их нужно так, как показал учитель.
  • Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте.
  • На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
  • Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
  • Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено.
  • На время перемены нужно покинуть кабинет.
  • После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.

Инструкции по технике безопасности

В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.

Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:

  • общие положения - информация, раскрывающая предназначение инструкции;
  • требования и правила перед началом, во время и после работы;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Инструктаж

Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.

Инструктаж проводится в следующих случаях:

  • вводный - в самом начале года;
  • первичный - перед началом изучения новой темы;
  • повторный - раз в полугодие;
  • внеплановый - если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
  • целевой - когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.

Журнал техники безопасности

Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:

  • фамилии и инициалы учеников;
  • даты рождения проинструктированных;
  • класс, в котором они учатся;
  • дата инструктажа;
  • номер инструкции и её название;
  • подписи учеников;
  • фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
  • подпись преподавателя.

Стенды

Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.

Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.

Для мальчиков

Техника безопасности в кабинете технологии для мальчиков включает правила работы с мужскими инструментами и оборудованием.

Правила работы за станками

Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.

Перед началом работы:

  • Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
  • Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
  • Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
  • Проверить, как работает станок «вхолостую».

Во время работы:

  • Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
  • Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
  • Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
  • Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.

После окончания работы:

  • После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
  • Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.

Ручная обработка металла

При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.

До начала работы:

  • Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
  • Надеть очки (при рубке металла).
  • Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
  • Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
  • Убедиться в исправности верстачных тисков.

Во время работы:

  • Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
  • Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть - 6-7 см).
  • Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
  • При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.

После окончания занятия:

  • Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
  • Очистить оборудование от следов работы.
  • Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
  • Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
  • Привести в порядок себя.

Обработка древесины

Обрабатывать древесину вручную - процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.

До начала работы:

  • Надеть спецодежду (халат, головной убор).
  • Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
  • При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
  • Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).

Во время работы:

  • Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
  • Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
  • Не отвлекаться на посторонние дела.
  • Пользоваться инструментами строго по назначению.

После окончания занятия:

  • Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
  • Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
  • Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
  • Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
  • Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.

Для девочек

Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:

  • при приготовлении пищи;
  • при работе, связанной с кройкой и шитьём;
  • при пользовании электрическим утюгом.

Приготовление пищи

Одно из любимых занятий девушек - кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.

Перед началом работы:

  • Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
  • Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
  • Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
  • При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.

Во время урока:

  • Вымыть руки.
  • Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
  • Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
  • Готовить нужно только в эмалированной посуде.
  • Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
  • Пользоваться хорошо заточенными ножами.
  • Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
  • Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
  • Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
  • Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
  • Отходы помещать в урну с крышкой.
  • Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.

После окончания занятия:

  • Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
  • Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
  • Убрать мусор, выбросить отходы.
  • Выключить вытяжку.
  • Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.

Работа с тканью

Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.

Перед началом урока:

  • Надеть фартук, на голову повязать косынку.
  • Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
  • При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.

Во время работы:

  • Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
  • Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
  • Не брать в рот острые предметы.
  • Пользоваться при шитье напёрстком.
  • Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
  • Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
  • Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
  • Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
  • Не откусывать нитки зубами.

После окончания занятия:

  • Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
  • Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
  • Снять фартук и косынку
  • Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.

Использование электрического утюга

Любой электрический прибор представляет собой опасность, а утюг особенно, ведь им пользуются в непосредственной близости от рук, в связи с чем вероятность ожога увеличивается.

Перед началом занятия:

  • Надеть фартук, спрятать волосы под косынку.
  • Проверить, исправен ли утюг: осмотреть шнур и вилку на наличие повреждений.

Во время занятия:

  • Включать и выключать утюг из сети сухими руками.
  • В перерывах между работой ставить утюг на термоподставку.
  • Не допускать соприкасания подошвы утюга со шнуром.
  • Не прикасаться руками к подошве утюга.
  • Не оставлять горячий утюг без присмотра.

После окончания занятия:

  • Отключить утюг от электропитания за вилку.
  • Привести рабочую поверхность в порядок.
  • Снять спецодежду.
  • Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.

Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.

Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников, особенно если речь идет о работе с дерево- и металлообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

Общие правила техники безопасности на уроках труда

  • Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
  • Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
  • Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
  • Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
  • Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
  • На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
  • Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
  • В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
  • По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
  • После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.

Инструкция по технике безопасности на уроках труда

Каждый школьник на уроке труда должен неукоснительно соблюдать технику безопасности, а учитель контролировать её выполнение.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

  • Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
  • Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
  • На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
  • Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);
  • При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
  • Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
  • В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
  • Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
  • При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
  • При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
  • Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.

Технике безопасности на уроке труда при обработке металла и древесины на станках

  • Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
  • Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
  • Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
  • Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
  • Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
  • Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
  • Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
  • Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
  • Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
  • При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
  • Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
  • Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.

Техника безопасности поможет в значительной мере минимизировать вероятность травм на уроках труда. Но в первую очередь безопасность зависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителя донести школьникам важность правил техники безопасности.

Инструкция

по технике безопасности для учащихся

на занятиях по предмету «Мир вокруг нас» в начальных классах

Общие требования безопасности

1. Кзанятиямдопускаютсяучащиеся,прошедшиемедицинскийосмотри инструктаж потехнике безопасности.2.Опасностьвозникновениятравм:-приработесострымиирежущимиинструментами;-приработеслабораторнойпосудой;-принарушении инструкциипоТБ.3. Вкабинетедолжнабытьаптечка,укомплектованнаянеобходимыми
медикаментамииперевязочнымисредствамидляоказанияпервойпомощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовитьучебныепринадлежности.2.ВнимательновыслушатьинструктажпоТБповыполнениипрактическойработы.3. Входитьвкабинетспокойно,неторопясь,незадеваястолы.4. Прислабомзрениинадетьочки.5. Нетрогатьприготовленноедляработыоборудование.

Требования безопасности во время занятий

1.Выполнятьвседействиятолькопоуказаниюучителя.2.Пользоватьсятолькоисправнымоборудованием.3.Пробиркидолжнынаходитьсявспециальныхдержателях.4. Неделатьрезкихдвиженийвовремяработы.5.Соблюдатьпорядокнарабочемместеидисциплину..6.Приработеосторожнообращатьсясостекляннойпосудой.7.Притравматизмесообщитеучителю,онокажетвампервуюпомощь.8. Непокидайтерабочееместобезразрешенияучителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. Приплохомсамочувствиипрекратитьзанятияисообщитьобэтомучителю2. Привозникновениипожаравкабинете,немедленнопрекратитьзанятия,
покомандеучителяорганизованно,безпаникипокинутьпомещение.3.Осколкиразбитойпосудысамостоятельнонеубирайте,сообщитеобэтомучителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Послеокончанияработыпроизведитеуборкусвоегоместа.2.Непереносителабораторноеоборудованиесамостоятельно.3. Проверьтебезопасностьрабочегоместа.4.Вымойтелицоирукисмылом.5.Обо всехнедостатках,обнаруженныхвовремяработы,сообщитеучителю.

Инструкция

по технике безопасности для учащихся

на занятиях технологии в начальных классах

Общие требования безопасности

1. Кзанятиямдопускаютсяучащиеся,прошедшиемедицинскийосмотриинструктаж потехникебезопасности.2.Опасностьвозникновениятравм:- приработесострымиирежущимиинструментами;- приработесконторскимклеем;- принарушенииинструкциипоТБ.3. Вкабинетедолжнабытьаптечка,укомплектованнаянеобходимыми медикаментамииперевязочнымисредствамидляоказанияпервойпомощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовитьнеобходимыематериалыиинструменты.2. ВнимательновыслушатьинструктажпоТБпривыполненииработы.3. Входитьвкабинетспокойно,неторопясь.4. Прислабомзрениинадетьочки.5. Одетьрабочуюодежду-нарукавники,фартук.

Требования безопасности во время занятий

1.Выполнятьвседействиятолькопоуказаниюучителя.2.Ножницыпередаватьдругдругуострымконцомвниз.3.Прирезаниибумаги,тканиненаправлятьножницыксебеилитоварищу.4.Неделатьрезкихдвиженийвовремяработы.5. Соблюдатьпорядокнарабочемместеидисциплину..6. Приработешвейнойиглойодетьнапёрсток.7. Осторожнопользоватьсяконторскимклеем.8. Непокидатьрабочееместобезразрешенияучителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.Приплохомсамочувствиипрекратитьзанятияисообщитьобэтомучителю2. Привозникновениипожаравкабинете,немедленнопрекратитьзанятия,
покомандеучителяорганизованно,безпаникипокинутьпомещение.3. Приполучениитравмынемедленносообщитьослучившемсяучителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Послеокончанияработыпроизведитеуборкусвоегоместа.2. Вложитеножницывфутляр,швейныеиглывподушечку-игольницу.3. Проверьтебезопасностьрабочегоместа,убраныливсеиголки.4. Вымойтелицоирукисмылом.5. Обо всехнедостатках,обнаруженныхвовремяработы,сообщитеучителю.

Инструкция

по технике безопасности для учащихся

в кабинете начальных классах


Общие требования безопасности

1.Соблюдениеданнойинструкцииобязательнодлявсехучащихсязанимающихсявкабинете.2.Спокойно,неторопясь,соблюдаядисциплинуипорядок,входитьивыходитьизкабинета.3.Незагромождатьпроходысумкамиипортфелями.4.НевключатьэлектроосвещениеисредстваТСО.5.Неоткрыватьфорточкииокна.6.Непередвигатьучебныестолыистулья.7.Нетрогатьрукамиэлектрическиерозетки.8.Травмоопасностьвкабинете:- привключенииэлектроосвещения;-при включенииприборовТСО;- припереноскеоборудованияит.п.9. Неприноситьназанятияпосторонние,ненужныепредметы,чтобынеотвлекатьсяинетравмироватьсвоихтоварищей.10.Не играть в кабинете на переменах мячом.11.Не садитьсянатрубыирадиаторыводяногоотопления.

Требования безопасности перед началом занятий

1.Неоткрыватьключомдверькабинета.2.Входитьвкабинетспокойно,неторопясь.3.Подготовитьсвоёрабочееместо, учебныепринадлежности.4.Неменятьрабочееместобезразрешенияучителя.

Требования безопасности во время занятий

1.Внимательнослушатьобъясненияиуказанияучителя.2.Соблюдатьпорядокидисциплинувовремяурока.3.НевключатьсамостоятельноприборыТСО.4.НепереноситьоборудованиеиТСО.5.Всюучебнуюработувыполнятьпослеуказанияучителя.6.Поддерживатьчистотуипорядокнарабочемместе.7.Приработесострыми,режущимиинструментаминаурокахтрудовогообучения
соблюдатьинструкцииучителяпотехникебезопасности.8.Вовремяучебныхэкскурсийсоблюдатьдисциплинуипорядок.9.Неотходитьотгруппыбезразрешенияучителя.10.Соблюдатьинструкциюпоправиламбезопасностиприлабораторно-
практическихработахпоприродоведению(Окружающиймир).

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.Привозникновенииаварийныхситуаций(пожарит.д.),покинутькабинетпоуказаниюучителяворганизованномпорядке,безпаники.2.Вслучаетравматизмаобратитеськучителюзапомощью.3.Приплохомсамочувствиииливнезапномзаболеваниисообщитеучителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1.Приведитесвоёрабочееместовпорядок.2.Непокидайтерабочееместобезразрешенияучителя.3.Обо всехнедостатках,обнаруженныхвовремязанятий,сообщитеучителю.4.Выходитеизкабинетаспокойно,нетолкаясь,соблюдаядисциплину.

Инструкция

Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование, прошедшие медицинский осмотр.2. Учитель должен:- знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ; - пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;- руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка;- режим труда и отдыха учителя определяется графиком его работы;- иметь первую группу допуска по электробезопасности.3. Травмоопасность в кабинете:- при нарушении правил личной безопасности;- при включении электроприборов и аппаратуры ТОО (технических средств обучения);- при работе с колющими, режущими инструментами.4. О случаях травматизма сообщать администрации школы5. Соблюдать правила техники безопасности труда6. Относится к не электротехническому персоналу и должен иметь 2-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности.7. Не производить самостоятельный ремонт электроприборов, розеток и т.п.8. Нести ответственность (административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы

Проверить готовность учебного кабинета к занятиям;- проверить исправность электроосвещения;- подготовить необходимы инструменты для уроков труда;- подготовить оборудование для практических занятий, демонстрации опытовна уроках природоведения (Окружающий мир);- проветрить кабинет;- проконтролировать санитарно-гигиеническое состояние кабинета.

Требования безопасности во время работы

Соблюдать личную безопасность и требования инструкций по ОТ;- следить за соблюдением дисциплины учащимися;- контролировать выполнение учащимися практических заданий;- проводить инструктаж с учащимися по технике безопасности труда,по всем видам практических работ и экскурсий;- не допускать учащихся к переноске аппаратуры ТОО;- не допускать учащихся к самостоятельному включению электроприборов.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации детей; - сообщить о происшедшем администрации школы, при пожаре известить службу 01;- оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма;- при внезапном заболевании учащихся вызвать медработника, сообщить родителям.

Требования безопасности по окончании работы

Отключить аппаратуру ТСО от электросети;- принять от учащихся выданные им для работы инструменты;- проверить соответствие их количества;- убрать аппаратуру ТСО и инструменты;- после экскурсии сверить численность учащихся;- проследить уборку рабочих мест после практических занятий;- проветрить кабинет;- выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ;- обо всех недостатках, обнаруженных во время учебных занятий, сообщить администрации.

Инструкция

по охране труда для учителя начальных классов

ответственного за учебный кабинет

Ответственный за учебный кабинет

1. Осуществляет организацию безопасности и контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий.

2. Не допускает проведения учебных занятий, в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях.

3. Участвует в разработке инструкции по охране труда.

4. Проводит или организует проведение преподавателем инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца.

5. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся (заниженность освещенности, шум пускорегулирующей аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.).

6. Немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, произошедшем с обучающимся.

7. Несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.

Инструкция

по соблюдению мер пожарной безопасности для учителя

Каждый учитель обязан:

1. Знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности в образовательном учреждении, не допускать действий, могущих привести к пожару и загоранию.

2. Уметь вызвать пожарную команду, использовать первичные средства пожаротушения.

3. Знать свои обязанности при обнаружении дыма, запаха гари, при возникновении пожара.

4. По окончании работы отключать электроприборы и электросеть.

Каждый обнаруживший пожар или загорание обязан:

1. Немедленно сообщить в пожарную часть по телефону 01 или администрации школы.

2. До прибытия пожарной части и администрации принять меры по эвакуации обучающихся, и одновременно приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

3. При прибытии к месту пожара администрации или пожарной команды сообщить все необходимые сведения:

 о месте очага пожара, мерах, принятых по его ликвидации;

о наличии в здании или подвале пожаро- и взрывоопасных материалов;

 о наличии в помещении людей, занятых ликвидацией очагов горения и нуждающихся в помощи.

Во избежание пожара в учебном здании, кабинетах, на рабочих местах запрещается:1. Курить и пользоваться открытым огнем в местах, не отведенных для этих целей.2. Пользоваться нестандартными (самодельными) электроприборами.3. Пользоваться электроутюгами, электрообогревателями и другими электронагревательными приборами без подставок из негорючих материалов.4.Применять для защиты электросетей нестандартные (самодельные) предохранители.5. Пользоваться временной электропроводкой.6. Подключать несколько потребителей электроэнергии к одному источнику питания.

Инструкция

по правилам поведения и технике безопасности для учащихся

на уроках физической культуры в начальных классах


1. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие Инструктаж по технике безопасности.2. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья).3.Учащиеся обязаны иметь на уроках спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице). Запрещается заниматься в майках.4.Учащиеся переодеваются в специально отведенном месте – спортивной раздевалке.5.В спортивном зале запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю.6.Ценные вещи не рекомендуется оставлять в раздевалке, их следует передавать освобожденным от занятий учащимся либо учителю физкультуры.7.Освобожденные от занятий учащиеся должны присутствовать на уроке с классом в спортивной обуви. Они обязаны показать учителю медицинскую справку об освобождении.8.Со звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. Когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.9.Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры.10.Запрещается пользоваться мобильным телефоном, плеером, фотографировать и снимать на видеокамеру.11.Учащиеся не должным мешать учителю проводить урок и другим учащимся выполнять упражнения на уроке.12.Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю.13.На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.14.Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и пр.) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий.15. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.16.Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся.17. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.18. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.19.Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.20.Запрещается перемещать ворота без разрешения учителя.21.Учащиеся обязаны соблюдать осторожность при переходе из одной половины зала в другую, когда зал разделен на две части для двух групп (классов).22. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю.23.В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые появились после урока физкультуры.

Должностная инструкция

учителя начальных классов

1. Общие положения

1.1.Учитель начальных классов назначается и освобождается от работы приказом директора общеобразовательного учреждения из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.

1.2.В своей деятельности учитель начальных классов руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением «Об образовательном учреждении», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Комитета по образованию администрации города Улан-Удэ, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МАОУ СОШ №8 , трудовым договором (контрактом), приказами и распоряжениями директора школы и настоящей должностной инструкцией. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.3.Учитель начальных классов должен знать :

    Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребёнка;

    основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения , педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

    требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;

    методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС НОО;

    требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

    средства обучения и их дидактические возможности;

    основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

    основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности учителя начальных классов

Образовательный процесс

2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.

2.2. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом психологии младшего школьного возраста, индивидуальных особенностей и склонностей учащихся, уровня их развития.

2.3 . Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, организует урочную и внеурочную деятельность учащихся в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.4. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом соответствующих разделов Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №8, специфики требований стандарта; обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС, несет ответственность за его реализацию.

2.5. Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеурочной деятельности в соответствии с Программой духовно-нравственного воспитания и развития общеобразовательного учреждения.

2.6. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях школьников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает детям в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением ОП. Разрабатывает программы коррекционной работы с обучающимися.

2.7 .Обеспечивает соответствие рабочих программ требованиям ФГОС.

2.8. Осваивает, разрабатывает и реализует рабочие программы по предметам. Организует образовательный процесс в строгом соответствии с утвержденным планированием.

2.9. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

2.10. Использует в своей работе общепринятые интерпретации (традиционные и инновационные формы) ежедневных рабочих планов. Хранит документ в течение учебного года, предоставляет для проверки по требованию.

2.11 . Допускает в любое время на свои уроки администрацию школы в целях контроля за работой в соответствии с Уставом школы.

2.12. Выполняет Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты школы, приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения.

2.13 . Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся.

2.14 .Организует совместную работу с библиотекарем школы и родителями по организации внеклассного чтения учащихся.

2.15 . Организует проведение школьных мероприятий интеллектуального характера по соответствующим направлениям.

2.16. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, обеспечивает ознакомление их с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в школе, информирует о ходе и перспективах образовательного процесса в классе и школе, организует родительские собрания.

Охрана труда и безопасность

2.18. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:

    безопасное проведение образовательного процесса;

    проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;

    организацию изучения учащимися правил по охране труда, дорожного движения, здорового образа жизни, поведения в быту и т. п.;

    осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

2.19. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.20. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса в порядке и в пределах установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

2.21. Немедленно сообщает администрации школы о несчастных случаях, принимает меры по оказанию помощи пострадавшим.

Работа с документацией

2.22. Систематически работает с должностной документацией: классным журналом, дневниками учащихся, электронным документооборотом.

2.23. Осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, ежеурочно заполняет классный журнал в соответствии с «Инструкцией» и выставляет текущие оценки в классный журнал. Не допускает небрежности в заполнении и исправлении записей.

2.24 . Своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.

2.25 .Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдения единого орфографического режима.

2.26 .Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4 классах ежедневно проверяют все классные и домашние работы учащихся.

2.27 .Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ и другой практической части.

2.28 .Проверяет контрольные диктанты и контрольные по математике в 1-4 классах к следующему уроку.

2.29. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяц, когда они проводились.

2.30 .Проводит работу над ошибками, допущенными в контрольной работе, на следующем уроке после проведения контрольных работ. Своевременно сдает отчеты по работам.

2.31 .Хранит тетради для контрольных работ учащихся в течение 4 лет.

2.32 .При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

    проводит паспортизацию своего кабинета;

    ведет портфолио закрепленного за ним кабинета в соответствии с действующим Положением;

    следит за порядком в кабинете, за организацией рабочих мест учителя и обучающихся;

    постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

    принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Повышение педагогического мастерства

2.33 . Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки. Участвует в работе МО начальных классов с целью повышения педагогического мастерства.

2.34. Проходить обязательную аттестацию педагогических работников раз в пять лет на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.

2.35. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

Организационная культура

2.36. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

2.37. Дежурный учитель приходит на работу за 20 минут до начала своей основной деятельности (8 часов 20 минут) и уходит через 20 минут после их окончания; дежурит во время перемен между уроками.

2.38. Организует питание учащихся и осуществляет его контроль в столовой.

2.39. Учителю запрещается:

    изменять по своему усмотрению расписание занятий;

    отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

    удалять учащегося с урока.

3. Права учителя начальных классов

Учитель начальных классов имеет права:

3.1. Предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом школы.

3.3. На повышение квалификации в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

3.4 .На получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.5. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.

3.6 .На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.

3.7 . Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы с учащимися, работы с родителями.

3.8. На защиту профессиональной чести и достоинства.

3.9. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью 64 календарных дня.

3.10. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

4. Ответственность учителя начальных классов

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность за:

    реализацию образовательных программ в полном объеме;

    реализацию требований ФГОС в соответствии с ООП НОО;

    жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

    соблюдение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами школы;

    качественное и своевременное ведение необходимой документации;

    выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»;

    безопасное ведение образовательного процесса;

    принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;

    проведение инструктажа обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;

    организацию изучения обучающимися правил по охране труда, дорожного движения, здорового образа жизни, поведения в быту и т. п.;

    осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава школы, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

4.3 . За применение методов обучения, воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель начальных классов может быть уволен в соответствии со ст. 336 ТКРФ, п. 2.

5. Взаимоотношения

5.1. Взаимоотношения с обучающимися, администрацией, коллегами, родителями и другими лицами учитель строит на доброжелательной основе.

5.2. Рабочий день учителя начальных классов начинается не позднее 8 часов 40 минут. Режим работы устанавливается расписанием занятий в соответствии с объемом педагогической нагрузки.

5.3. Заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отношение к учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.

5.4. Заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены).

5.5. Получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.6 . В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы утверждается приказом директора школы.

5.7. Учитель начальных классов назначается и освобождается от должности директором общеобразовательного учреждения.

5.8. Учитель начальных классов подчиняется директору школы и курирующему заместителю директора по учебной работе на начальной ступени обучения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

1.2. Опасность возникновения травм:

при работе с острыми и режущими инструментами; при работе с конторским клеем; при нарушении инструкции по ТБ.

1.3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.

2.2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.

2.3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.

2.4. При слабом зрении надеть очки.

2.5. Надеть рабочую одежду — нарукавники, фартук.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.

3.3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.

3.4. Не делать резких движений во время работы.

3.5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

3.6. При работе швейной иглой надеть наперсток.

3.7. Осторожно пользоваться конторским клеем.

3.8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

4.2. При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.

4.3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. После окончания работы произведите уборку своего места.

5.2. Вложите ножницы в футляр, швейные иглы в подушечку-игольницу.

5.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

5.4. Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все иголки.

5.5. Приведите себя в порядок, вымойте лицо и руки с мылом.

Секция акробатики и борьбы

Занимающийся, допустивший невыполнение или нарушение настоящих правил привлекается к ответственности и с ним проводится повторный инструктаж. В случае повторного нарушения он может быть отстранен от тренировок на срок до одной недели. А при злостном нарушении – отчислен из состава занимающихся.

Для тренировок нужно:

1. Иметь сменную обувь для того, чтобы пройти от раздевалки до зала. В зале оставлять ее аккуратно поставленной под скамейками вдоль стены.

2. Входить в зал только в спортивной форме.

3. Форма должна быть без молний, пуговиц, застежек и других жестких или мешающих элементов, облегать тело, не иметь широких карманов и выступающих накладных деталей; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным. Футболка или майка должны быть заправлены так, чтобы они не наматывались на руку страхующего и не спадали на лицо во время переворотов.

4. Форма для юношей: футболка или спортивная майка, спортивные трусы или шорты (выше колена), сменные носки.

5. Форма для девушек: футболка, купальник или короткое гимнастическое трико, велосипедки, лосины или шорты (выше колена), сменные носки.

6. Перед тренировкой снимать с себя часы, цепочки, кольца, браслеты, сережки и другие жесткие или мешающие предметы.

7. Бережно относится к спортивному инвентарю, оборудованию залов и других помещений ДЦКС и РГУФКСиТ, поддерживать чистоту и порядок в раздевалках и подсобных помещениях.

8. Уважительно относится ко всем членам группы, персоналу ДЦКС «Южное Измайлово» и РГУФКСиТ, тренерам и всем преподавателям, работающим в зале.

9. Запрещено находиться в зале, если там нет тренера. Зал – это место повышенной опасности.

10. В случае опоздания или прихода раньше, в зал входить только с разрешения тренера.

11. В случае пропуска занятия заранее предупредить тренера и сообщить о причине (можно через SMS сообщение).

12. Перед тем как войти в зал, посмотрите по сторонам и убедитесь, что Вы не помешаете ходу тренировки.

13. Не используйте дезодоранты, туалетную воду, духи с резким запахом и пачкающую косметику .

14. Не оставляйте в раздевалках ценные вещи.

15. Занимающимся необходимо знать правила противопожарной безопасности и план эвакуации из здания. В случае обнаружения неисправности электрооборудования следует незамедлительно сообщить об этом тренеру.

16. В случае возникновения пожара, сильного задымления, полного отключения электроэнергии в тёмное время суток необходимо прекратить занятия покинуть помещение согласно плану эвакуации.

На тренировках необходимо:

17. Обращаться к тренеру и всем преподавателям, работающим в зале на Вы , по имени и отчеству.

18. Точно и своевременно выполнять указания тренера .

19. Качественно выполнять разминку .

20. В случае плохого самочувствия сообщать об этом тренеру.

21. При выполнении упражнений в группе соблюдать дистанцию и интервалы, необходимые для предотвращения столкновения даже в случае неправильного выполнения упражнения (падение, остановка, возврат в исходное положение и т. п.) любым из членов группы.

22. Для выполнения сложных упражнений положить в зону приземления гимнастические маты и попросить тренера обеспечить страховку.

23. Освоить приемы самостраховки, сдать тренеру зачет и уметь применять на практике.

24. Делать дополнительные упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

25. Выполнять упражнения только предложенные тренером или с разрешения тренера.

26. на снарядах, проверить их состояния, положить маты в зоны возможного падения.

27. Запрещается кричать и громко разговаривать .

28. Запрещается отвлекаться и отвлекать других во время выполнения упражнения или страховки.

29. Запрещается перебегать от одного места занятий к другому.

30. Запрещается выполнять сложные акробатические упражнения без страховки .

31. Запрещается находиться в зоне приземления или возможного падения выполняющего упражнение.

32. Перед началом выполнения упражнений на снарядах и тренажерах , необходимо проверить их техническую исправность, при обнаружении неисправности сообщить тренеру. Положить страховочные маты в зоны возможного падения.

33. Запрещается находиться на снарядах вдвоем.

34. При несчастном случае, получении травмы, пострадавший или очевидец случившегося обязан немедленно сообщить об этом тренеру или любому находящемуся в зале преподавателю для принятия неотложных мер по оказанию первой доврачебной помощи.

35. Выполнять только в одном направлении с другими занимающимися , вдоль средней линии, не отклоняясь от неё.

36. Выполнять по очереди, для увеличения интервалов в шахматном порядке, дождаться, когда идущий перед Вами освободит зону выполнения упражнений.

37.

38. Возвращаться по краям зала или по той же линии в зависимости от указаний тренера, не мешая другим членам группы.

39. Выполнять только в одном направлении с другими занимающимися, вдоль средней линии, не отклоняясь от неё.

40. Перед выполнением упражнения будет свободна.

41. Возвращаться по диагонали запрещено, только по краям зала не мешая другим членам группы.

42. Выполнять только в направлении от зоны разбега , вдоль средней линии, не приближаясь к краю.

43. Перед выполнением упражнения убедиться, что зона разбега и приземления будет свободна.

44. Возвращаться в зону разбега по акробатической дорожке запрещено.

45. Выполнять только с разрешения тренера.

46. Перед выполнением упражнений положить на передний и задний края батута гимнастические маты.

47. только один человек .

48. Запрещено выполнять упражнения на краю батута .

49. На батуте можно выполнять только предложенные тренером упражнения.

50. Запрещается спрыгивать с батута на жёсткий пол .

51. При сходе с батута убедиться, что зона приземления будет свободна и часть рамы, через которую будет выполняться сход, надежно прикрыта матами.

52. Перед выполнением упражнения убедиться, что мини-трамп надежно установлен : не качается и не скользит.

53. Убедиться, что снаряд надежно прикреплен к полу талрепом .

54. в зону приземления и на раму мини-трампа гимнастические маты.

55. Убедиться, что зона разбега и приземления будет свободна .

56.

57. Выполнять только с разрешения тренера.

58. Перед выполнением упражнений закрепить края баллона так, чтобы во время прыжков его края не отрывались и не скользили.

59. При сходе с баллона убедиться, что зона приземления будет свободна.

60. Перед выполнением упражнения убедиться, что мини-батут или мостик надежно установлен: не качается и не скользит.

61. Для выполнения упражнений положить в зону приземления гимнастические маты.

62. Убедиться, что зона разбега и приземления будет свободна .

63. Возвращаться на исходное положение на расстоянии двух метров от края дорожки для разбега, не мешая другим членам группы.

64. На батуте одновременно может находиться только один человек .

65. Для того, чтобы одеть или снять лонжу необходимо ослабить натяжение резины до её повисания. Попросите партнера или тренера помочь отрегулировать натяжение.

66. Выполняя упражнения следить, чтобы резина не перекручивалась , в случае её сильной закрутки развернуться и выполнять упражнение в другую сторону.

67. Следить за тем, чтобы натяжение резины было одинаковым с каждой стороны .

68. Прекратить занятия на вспомогательной лонже в случае появления головной боли.

69. По окончанию упражнений снять страховочный пояс , повесить вместо него специальный грузик и поднять лонжу.

По окончании занятий следует убрать в отведённое место спортивный инвентарь и привести в порядок место тренировок и раздевалки.

Занимающийся не должен курить (книга Аллена Карра: «Легкий способ бросить курить») и приобщаться к другим пагубным привычкам (лекция Жданова: «Алкогольный террор») , не совместимыми с занятиями акробатикой. Соблюдать гигиену и спортивный режим. Акробат должен ценить своё здоровье и здоровье окружающих, быть приверженцем здорового образа жизни (книга Алена Карра: «Легкий способ сбросить вес»).

akrobatika.narod.ru

Презентация к уроку по физкультуре (5 класс) по теме:
Техника безопасности на уроке гимнастики

Правила поведения и инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Техника безопасности на уроке гимнастики ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГБОУ СОШ №7 г.ЖИГУЛЕВСКА ПАШКОВА СТЕЛЛА ТЕВОСОНА

Учащийся должен: одеть спортивную обувь и форму; заходить в спортзал, и выполнять упражнения с разрешения учителя; соблюдать интервал и дистанцию; Учащимся нельзя: — покидать место проведения занятия без разрешения учителя; — толкаться, ставить подножки в строю и движении; 2

Гимнастическое бревно Нельзя на снаряде находиться одновременно двум занимающимся. Выполнять упражнение со страховкой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.

Акробатическая дорожка При укладке не должно быть зазоров, а также наложения края мата на другой. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на дорожку, не мешайте другим.

Перекладина Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями. На перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению. В местах соскоков положить гимнастические маты.

Лазание по канату Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. . Не используйте его не по назначению. В месте соскока уложить гимнастический мат. Нельзя соскальзывать с каната при спуске.

Опорный прыжок Не выполнять упражнения без страховки. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя. Проверить исправность мостика. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега.

Гимнастический зал 8

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от урока.

К занятиям допускаются учащиеся:

  • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
  • Учащийся должен:

    • иметь коротко остриженные ногти;
    • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
    • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
    • знать и выполнять настоящую инструкцию.
    • Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

    • маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
      • канат не должен иметь порывов и узлов;
      • бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
      • жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
      • перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
      • поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
      • Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

        Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.

        Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

        II. Требования безопасности перед началом занятий

        Учащийся должен:

        • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
        • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
        • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
        • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
        • по команде учителя встать в строй для общего построения.
        • Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
          Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
          При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя.
          На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
          Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
          Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу.
          Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.
          Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

          III. Требования безопасности во время занятий

          Учащийся должен:

          • каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
          • вытирать руки насухо, использовать магнезию;
          • выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
          • при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;
          • при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
          • переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

          Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.
          Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.
          Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
          Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
          Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.
          Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.

          IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

          Учащийся должен:

  1. Маты должны быть целыми, без торчащих частей, укладываются они на все возможные предполагаемые места падений или ударов.
  2. Канат проверяется на возможные надрывы, если имеются лишние узлы, их нужно убрать.
  3. Деревянные поверхности снарядов, например бревно, должны быть гладкими, без шероховатостей, сколов, заусениц. Подобные снаряды выставляются на высоту, подходящую возрастной группе учеников.
  4. Металлические поверхности, например у перекладины, не должны иметь ржавчины на местах соприкосновения с кожей.
  5. Мягкие набивные элементы также проверяются на наличие прорезов, надрывов, пустот.
  6. Запрещено выполнять упражнения со спортивным инвентарем, если на ладонях имеются свежие раны и мозоли.

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике в группе, предполагают выполнение сложных элементов с подстраховкой. Дети должны соблюдать достаточную дистанцию, чтобы не поранить друг друга.

Обязанности учеников

Гаджеты, техника, часы, украшения не должны находиться при себе. Такие вещи сдаются преподавателю или запираются на замок. Правила безопасности на уроках гимнастики предполагают, что перед занятиями ученики переодеваются в специальную форму и далее действуют организованно и только по разрешению учителя.

Ученики должны перед выполнением упражнений насухо вытирать руки, завязывать шнурки, для предотвращения внезапных соскоков с инвентаря. Любые занятия, где предусмотрены прыжки, выполняются мягко и без спешки, повторяя рекомендации преподавателя. Если замечено ухудшение самочувствия, ранения или другие происшествия, об этом следует сразу сообщить учителю.

Также по технике безопасности на уроке гимнастики запрещено мешать другим детям выполнять упражнения, трогать во время этого снаряд или их самих, а также отвлекать. Любое упражнение на бревне должно быть выучено на более низком основании или на полу.

Действия в экстренных ситуациях

Техника безопасности на уроках предусматривает своевременное оповещение учителя о любой нестандартной ситуации. Если кому-то стало плохо или получена травма, нельзя скрывать этот факт. Пострадавшему предоставляется покой и вызывается врач, если своими усилиями ликвидировать травму нельзя.

В случае пожара нужно придерживаться техники безопасности на гимнастике на уроках физкультуры для учеников, инструкция обязывает прекратить любое занятие и организованной группой вместе с преподавателем эвакуироваться согласно соответствующему плану, оповестить руководство и вызвать пожарную службу.

Окончание занятия

По технике безопасности на уроках после завершения всех заданий ученик должен по команде учителя убрать весь спортивный инвентарь в специально отведенные места и так же организованно покинуть зал. После чего, дети моют руки с мылом и переодеваются.

Это общие рекомендации по безопасности на уроках гимнастики в школе, более подробная инструкция есть в каждом учебном заведении, как правило, ее дают на подпись ученикам. Следуя простым правилам, проверенным годами практики, можно сильно сократить риск от занятий спортом и предупредить угрозу травм заранее.

gimnastikasport.ru

Безопасность на уроках по гимнастике

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.) и падения, а в результате – травмы.

Типичные травмы:
ссадины, потертости и срывы мозолей;
ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;
не исключены ушибы головы.
Меры обеспечения безопасности
1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.
2. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается.
3. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.
4. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.
5. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия.
Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.
Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей.
Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.
При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.
6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.
Различают следующие вилы помощи:
проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;
фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;
подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;
комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновре-менно и последовательно.
Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.
Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.

Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые са-мим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.

fizkultura-obg.ru

Выбор редакции
Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...

Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...

Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...