Имя героя греческих мифов. Имена древнегреческой мифологии


Герои греческих мифов и легенд не были бессмертны, как их боги. Но они не были и простыми смертными. Большая часть из них вела свое происхождение от богов. Их великие подвиги и свершения, которые были запечатлены в мифах и известных художественных творениях, дают нам представление о воззрениях древних греков. Так чем же прославились самые знаменитые греческие герои. Расскажем ниже…

Царь острова Итака и любимец богини Афины, был известен необычайным умом и храбростью, хотя ничуть не меньше — своей хитростью и лукавством. О его возвращении из Трои на родину и приключениях во время этих странствий повествует «Одиссея» Гомера. Сначала сильная буря прибила корабли Одиссея к берегам Фракии, где дикие киконы убили 72 его спутника. В Ливии он ослепил циклопа Полифема, сына самого Посейдона. После многих испытаний герой попал на остров Эя, где прожил год у волшебницы Кирки. Проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, Одиссей велел привязать себя к мачте, чтобы не соблазниться их волшебным пением. Он благополучно прошел через узкий пролив между шестиголовой Сциллой, пожирающей все живое, и Харибдой, поглощающей всех в своем водовороте, и вышел в открытое море. Но молния поразила его корабль, и все его спутники погибли. Спасся только Одиссей. Море выбросило его на остров Огигия, на котором семь лет его удерживала у себя нимфа Калипсо. Наконец, после девяти лет опасных странствий Одиссей вернулся на Итаку. Т ам вместе со своим сыном Телемахом он перебил женихов, осаждавших его верную жену Пенелопу и проматывавших его состояние, и стал вновь править Итакой.

Геракл (у римлян — Геркулес) , самый славный и могучий из всех греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Вынужденный служить микенскому царю Эврисфею, он совершил двенадцать знаменитых подвигов. Например, умертвил девятиглавую гидру, укротил и увел из преисподней адского пса Цербера, задушил неуязвимого немейского льва и оделся в его шкуру, воздвиг на берегах пролива, отделяющего Европу от Африки, два каменных столба (Геркулесовы столпы — древнее название Гибралтарского пролива), поддерживал небесный свод, пока титан Атлант добывал ему чудодейственные золотые яблоки, охраняемые нимфами Гесперидами. За эти и другие великие подвиги Афина после смерти отнесла Геракла на Олимп, и Зевс даровал ему вечную жизнь.

, сын Зевса и аргосской царевны Данаи, отправился в страну горгон — крылатых чудовищ, покрытых чешуей. Вместо волос на их головах извивались ядовитые змеи, а страшный взгляд обращал в камень всякого, кто осмеливался на них посмотреть. Персей обезглавил горгону Медузу и женился на дочери эфиопского царя Андромеде, которую спас от морского чудовища, пожиравшего людей. Прежнего ее жениха, устроившего заговор, он превратил в камень, показав отрубленную голову Медузы.

, сын фессалийского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, один из главных героев Троянской войны. Младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую мать держала его, опуская в Стикс. В битве за Трою Ахилл был убит сыном троянского царя Парисом, стрелу которого Аполлон, помогавший троянцам, направил ему в пятку — единственное уязвимое место (отсюда выражение «ахиллесова пята»).

, сын фессалийского царя Эсона, отправился со спутниками в далекую Колхиду на Черном море, чтобы добыть охраняемую драконом шкуру волшебного барана — золотое руно. Среди 50 аргонавтов-участников похода на корабле «Арго» — были Геракл, перец Орфей и близнецы Диоскуры (сыновья Зевса) — Кастор и Полидевк.
После многочисленных приключений аргонавты доставили руно в Элладу. Ясон женился на дочери колхидского царя, волшебнице Медее, и у них родилось двое мальчиков. Когда несколько лет спустя Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея убила соперницу, а затем и своих собственных детей. Ясон же погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

Эдип , сын фиванского царя Лая. Отцу Эдипа была предсказана смерть от руки собственного сына, поэтому Лай приказал бросить ребенка на съедение диким зверям. Но раб пожалел и спас его. Юношей Эдип получил предсказание Дельфийского оракула, что он убьёт отца и женится на собственной матери. Устрашенный этим, Эдип покинул своим приемных родителей и отправился странствовать. По дороге в случайной ссоре он убил знатного старца. Но пути в Фивы ему встретился Сфинкс, который стерег дорогу и задавал путникам загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Тех, кто не мог ответить, чудовище пожирало. Эдип разгадал загадку: «Человек: ребенком он ползает на четвереньках, взрослым ходит прямо, а в старости опирается на палку». Сокрушенный этим ответом, Сфинкс бросился в пропасть. Благодарные фиванцы выбрали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову царя Иокасту. Когда выяснилось, что убитый на дороге старец — его отец царь Лай, а Иокаста — его мать, Эдип в отчаянии ослепил себя, а Иокаста кончила жизнь самоубийством.

, сын Посейдона, тоже совершил немало славных дел. По пути в Афины убил шесть чудовищ и разбойников. В кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка нитей, который дала ему дочь критского царя Ариадна. Почитался также как создатель Афинского государства.

Герои Древней Эллады, имена которых не забыты по сей день, занимали особое место в мифологии, изобразительном искусстве и жизни древнегреческого народа. Они были образцом для подражания и идеалом физической красоты. Об этих храбрецах слагали предания и поэмы, в честь героев создавали статуи и называли их именами созвездия.

Легенды и мифы Древней Греции: герои Эллады, боги и чудовища

Мифология древнегреческого общества делится на три части:

1. Доолимпийский период - сказания о титанах и гигантах. В то время человек чувствовал себя беззащитном перед грозными силами природы, о которой он еще крайне мало знал. Поэтому окружающий мир представлялся ему хаосом, в котором существуют ужасающие неуправляемые силы и сущности - титаны, гиганты и чудовища. Их порождала земля как главная действующая сила природы.

В это время появляются Цербер, химера, змей Тифон, сторукие великаны-гекатонхейры, богини мщения Эринии, предстающие в облике страшных старух, и многие другие.

2. Постепенно стал развиться пантеон божеств другого характера. Абстрактным чудовищам стали противостоять человекообразные высшие силы - олимпийские боги. Это новое, третье поколение божеств, вступившее в бой против титанов и гигантов и одержавшее над ними победу. Не все противники были заключены в страшную темницу - Тартар. Многие вошли в число новых Океан, Мнемозина, Фемида, Атлас, Гелиос, Прометей, Селена, Эос. Традиционно главных божеств было 12, но на протяжении столетий их состав постоянно пополнялся.

3. С развитием древнегреческого общества и подъемом хозяйственных сил все сильнее укреплялась вера человека в собственные силы. Этот смелый взгляд на мир породил нового представителя мифологии - героя. Он победитель чудовищ и одновременно основатель государств. В это время совершаются великие подвиги и одерживаются победы над древними сущностями. Тифона убивает Аполлон, герой древней Эллады Кадм основывает знаменитые Фивы на месте обитания убитого им дракона, Беллерофонт уничтожает химеру.

Исторические источники греческих мифов

О подвигах героев и богов мы можем судить по немногочисленным письменным свидетельствам. Крупнейшими из них являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, «Метаморфозы» Овидия (они легли в основу знаменитой книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), а также труды Гесиода.

Около V в. до н.э. появляются собиратели сказаний о богах и великих защитниках Греции. Герои Древней Эллады, имена которых мы сейчас знаем, не были забыты благодаря их кропотливому труду. Это историки и философы Аполлодор Афинский, Гераклид Понтийский, Палефат и многие другие.

Происхождение героев

Сначала выясним, кто это - герой Древней Эллады. У самих греков есть несколько толкований. Это обычно потомок какого-нибудь божества и смертной женщины. Гесиод, например, назвал полубогами героев, чьим предком был Зевс.

Чтобы создать действительно непобедимого воина и защитника, требуется не одно поколение. Геракл - тридцатый в роду потомков главного и в нем сосредоточилась вся мощь предыдущих героев его рода.

У Гомера это сильный и отважный воин или человек благородного происхождения, имеющий знаменитых предков.

Современные этимологи также по-разному толкуют значение рассматриваемого слова, выделяя общее - функцию защитника.

Герои Древней Эллады часто имеют схожую биографию. Многие из них не знали имени своего отца, воспитывались или одной матерью, или были приемными детьми. Все они, в конце концов, отправлялись на свершение подвигов.

Герои призваны выполнять волю олимпийских богов и даровать покровительство людям. Они приносят на землю порядок и справедливость. Есть в них и противоречие. С одной стороны, они наделяются сверхчеловеческой силой, но с другой - лишены бессмертия. Сами боги иногда пытаются исправить эту несправедливость. Фетида закалывает сына Ахилла, стремясь сделать его бессмертным. Богиня Деметра в благодарность афинскому царю кладет его сына Демофонта в огонь, чтобы выжечь в нем все смертное. Обычно эти попытки заканчиваются неудачей из-за вмешательства родителей, опасающихся за жизнь детей.

Судьба героя обычно трагична. Не имея возможности жить вечно, он подвигами пытается обессмертить себя в памяти людей. Часто его подвергают гонениям недоброжелательные боги. Геракла пытается уничтожить Гера, Одиссея преследует гнев Посейдона.

Герои Древней Эллады: список имен и подвиги

Первым защитником людей стал титан Прометей. Его условно называют героем, поскольку он является не человеком или полубогом, а настоящим божеством. По версии Гесиода, именно он создал первых людей, вылепив их из глины или земли, и покровительствовал им, защищая от произвола других богов.

Беллерофонт - один из первых героев старшего поколения. В подарок от богов-олимпийцев он получил чудесного крылатого коня Пегаса, с помощью которого одолел ужасную огнедышащую химеру.

Тесей - герой, который жил до великой Троянской войны. Его происхождение необычно. Он потомок многих богов, и его предками были даже мудрые полузмеи-полулюди. У героя сразу два отца - царь Эгей и Посейдон. До своего самого великого подвига - победы над чудовищным Минотавром - он успел совершить много добрых дел: уничтожил разбойников, подстерегающих путников на Афинской дороге, убил чудовище - Кроммионскую свинью. Также Тесей вместе с Гераклом участвовал в походе на амазонок.

Ахилл - величайший герой Эллады, сын царя Пелея и богини моря Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, она клала его в печь Гефеста (по другим версиям, в или кипящую воду). Ему было предначертано погибнуть на Троянской войне, но перед этим совершить немало подвигов на поле брани. Мать пыталась спрятать его у правителя Ликомеда, нарядив его в женскую одежду и выдав за одну из царских дочерей. Но хитроумный Одиссей, посланный на розыски Ахилла, смог разоблачить его. Герой был вынужден смириться со своей судьбой и отправился на Троянскую войну. На ней он совершил множество подвигов. Одно только появление его на поле боя обращало врагов в бегство. Ахилл был убит Парисом стрелой из лука, которую направлял бог Аполлон. Она попала в единственное уязвимое место на теле героя - пятку. почитали Ахилла. В честь него строились храмы в Спарте и Элиде.

Истории жизни некоторых героев настолько интересны и трагичны, что о них стоит рассказать отдельно.

Персей

Герои Древней Эллады, их подвиги и истории жизни известны многим. Одним из наиболее популярных представителей великих защитников древности является Персей. Он совершил несколько подвигов, которые навечно прославили его имя: отрубил голову и спас от морского чудовища красавицу Андромеду.

Для этого ему пришлось добыть шлем Ареса, делающий любого невидимым, и сандалии Гермеса, дающие возможность летать. Афина, покровительница героя, дала ему меч и волшебный мешок, в котором можно было спрятать отрубленную голову, потому что взгляд даже на мертвую Горгону превращал любое живое существо в камень. После смерти Персея и его жены Андромеды они оба были помещены богами на небо и превращены в созвездия.

Одиссей

Герои древней Эллады были не только необычайно сильными и мужественными. Многие из них отличались мудростью. Самым хитроумным из них был Одиссей. Не раз его острый ум выручал героя и его спутников. Многолетнему путешествию царя Итаки домой Гомер посвятил свою знаменитую «Одиссею».

Величайший из греков

Герой Эллады (Древней Греции), мифы о котором получили наибольшую известность, - это Геракл. и потомок Персея, он совершил немало подвигов и прославился на века. Всю жизнь его преследовала ненависть Геры. Под влиянием посланного ею безумия он убил своих детей и двух сыновей родного брата Ификла.

Смерть героя наступила преждевременно. Надев отравленный плащ, присланный женой Деянирой, которая думала, что он пропитан любовным зельем, Геракл понял, что умирает. Он приказал приготовить погребальный костер и взошел на него. В момент смерти сын Зевса - главный герой греческих мифов - был вознесен на Олимп, где стал одним из богов.

Древнегреческие полубоги и персонажи мифов в современном искусстве

Герои Древней Эллады, картинки с изображением которых можно увидеть в статье, всегда считались образцами физической мощи и здоровья. Нет ни одного вида искусства, в котором не использовались сюжеты греческой мифологии. И в наши дни они не теряют популярности. Большой интерес вызвали у зрителей такие фильмы, как «Битва титанов» и «Гнев титанов», главным героем которых является Персей. Одиссею посвящен великолепный фильм с одноименным названием (режиссер - Андрей Кончаловский). «Троя» рассказала о подвигах и гибели Ахилла.

О великом Геракле снято огромное количество фильмов, сериалов и мультфильмов.

Заключение

Герои Древней Эллады и сейчас являются замечательным примером мужественности, самопожертвования и преданности. Не все они идеальны, и многим из них присущи отрицательные черты - тщеславие, гордыня, властолюбие. Но они всегда вставали на защиту Греции, если стране или ее народу грозила опасность.

Древняя Греция – это один из богатейших источников мифов о богах, простых людях и
смертных героев, которые защищали их. На протяжении многих веков эти истории создавались
поэтами, историками и просто «очевидцами» легендарных подвигов неустрашимых героев,
имеющими силы полубогов.

1

Особым почетом среди героев славился Геракл, сын Зевса и смертной женщины
Алкмены. Самым известным мифов из всех можно считать цикл о 12 подвигах,
которых в одиночку совершил сын Зевса, будучи на службе у царя Еврисфея. Даже
в небесном созвездии можно увидеть созвездие Геркулес.

2


Ахилл это один из самых храбрых греческих героев, предпринявших поход против
Трои под предводительством Агамемнона. Истории о нем всегда полны смелости и
отваги. Не зря он является одной из ключевых фигур в писаниях «Илиады», где ему
отведено больше почести, чем любому другому воину.

3


Его описывали не только как умного и храброго царя, но еще и как
великолепного оратора. Он был главной ключевой фигуре в рассказе «Одиссея».
Его приключения и возвращение к жене Пенелопе нашли отголосок в сердцах
многих людей.

4


Персей являлся не менее ключевой фигурой в древнегреческой мифологии. Он
описывается как победитель чудовища горгоны Медузы, и спаситель прекрасной
царевны Андромеды.

5


Тесея можно назвать самым известным персонажем всей греческой мифологии. Он
чаще всех появляется не только в «Илиаде» но и в «Одиссее».

6


Ясон – предводитель аргонавтов отправившихся на поиск золотого руна в Колхиду.
Это задание было дано ему братом его отца Пелийем, чтобы погубить его, но оно
принесло ему вечную славу.

7


Гектор в древнегреческой мифологии предстает перед нами не только царевичем
Трои, но и великим полководцем, погибшим от рук Ахилла. Его ставят наравне со
многими героями того времени.

8


Эргин – сын Посейдона, и один из аргонавтов, отправившихся за Золотым Руном.

9


Талай – еще один из аргонавтов. Честным, справедливым, умным и надежным –
таким его описывал Гомер в своей «Одиссеи».

10


Орфей был не столько героем, сколько певцом и музыкантом. Однако, его
изображение можно «встретить» во многих картинах того времени.


Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004

Герои рождались от браков олимпийских богов со смертными. Они были наделены сверхчеловеческими возможностями и огромной силой, но не обладали бессмертием. Герои совершали всевозможные подвиги с помощью своих божественных родителей. Они должны были на земле выполнять волю богов, вносить в жизнь людей справедливость и порядок. Высоко почитались герои в Древней Греции, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Не всегда понятие героического поступка включало в себя воинскую доблесть. Одни герои, действительно, - великие воины, другие - врачеватели, третьи - великие путешественники, четвёртые - всего лишь мужья богинь, пятые - родоначальники народов, шестые - пророки и т.д. Греческие герои не бессмертны, но их посмертная судьба необычна. Некоторые герои Греции обитают после смерти на Островах блаженных, другие - на острове Левка или даже на Олимпе. Считалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле. Гробницы героев – герооны – были местами их поклонения. Нередко при этом существовали в разных местах Греции могилы одного и того же героя.

Подробнее о героях по книге Михаила Гаспарова «Занимательная Греция»

В Фивах рассказывали о герое Кадме, основателе Кадмеи, победителе страшного пещерного дракона. В Аргосе рассказывали о герое Персее, который на краю света отрубил голову чудовищной Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень, а потом победил морское чудовище - Кита. В Афинах рассказывали о герое Тесее, который освободил среднюю Грецию от злых разбойников, а потом на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего во дворце с запутанными переходами - Лабиринте; он не заблудился в Лабиринте потому, что держался за нить, которую дала ему критская царевна Ариадна, ставшая потом женой бога Диониса. В Пелопоннесе (названном так по имени еще одного героя - Пелопа) рассказывали о героях-близнецах Касторе и Полидевке, ставших потом богами-покровителями конников и борцов. Море покорил герой Ясон: на корабле «Арго» со своими друзьями-аргонавтами он привез в Грецию с восточного края света «золотое руно» - шкуру золотого барана, сошедшего с небес. Небо покорил герой Дедал, строитель Лабиринта: на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины, хотя сын его Икар, летевший вместе с ним, не удержался в воздухе и погиб.

Главным из героев, настоящим спасителем богов, был Геракл, сын Зевса. Он был не просто смертным человеком - он был подневольным смертным человеком, двенадцать лет служившим слабому и трусливому царю. По его приказам Геракл совершил двенадцать знаменитых подвигов. Первыми были победы над чудовищами из окрестностей Аргоса - каменным львом и многоголовой змеей-гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы вырастало несколько новых. Последними были победы над драконом дальнего Запада, сторожившим золотые яблоки вечной молодости (это по дороге к нему Геракл прорыл Гибралтарский пролив, и горы по сторонам его стали называться Геракловыми столбами), и над трехголовым псом Кербером, сторожившим страшное царство мертвых. А после этого он был призван к главному своему делу: стал участником в великой войне олимпийцев с мятежными младшими богами, гигантами, - в гигантомахии. Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.

Но гигантомахия была лишь предпоследней опасностью, грозившей всевластию олимпийцев. От последней опасности спас их тоже Геракл. В своих странствиях по краям земли он увидел на кавказской скале прикованного Прометея, терзаемого Зевсовым орлом, пожалел его и стрелою из лука убил орла. В благодарность за это Прометей открыл ему последнюю тайну судьбы: пусть Зевс не добивается любви морской богини Фетиды, потому что сын, которого родит Фетида, будет сильнее отца, - и если это будет сын Зевса, то он свергнет Зевса. Зевс послушался: Фетиду выдали не за бога, а за смертного героя, и у них родился сын Ахилл. И с этого начался закат героического века.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...