Художник по свету обучающая программа. Должностная инструкция главного художника по свету


Должностная инструкция главного художника по свету [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный художник по свету относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный художник по свету назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного художника по свету принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы в должности художника по свету не менее 5 лет.

1.4. Главный художник по свету должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Технические параметры и возможности сцены;

Параметры и технические характеристики осветительной аппаратуры;

Основные приемы художественного освещения в соотношении со сценографическим решением;

Новейшие достижения науки и техники в области сценического освещения;

Электротехнику;

Электронику;

Вычислительную технику;

Цветоведение;

Механику;

Правила эксплуатации, хранения и транспортировки осветительных приборов;

Опыт работы организаций исполнительских искусств и специализированных организаций в области сценического света;

Историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;

Специфику творческой работы в организациях исполнительских искусств;

Основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Главный художник по свету:

2.1. Создает в соответствии с замыслом режиссера световое оформление новых и капитально возобновляемых постановок.

2.2. Разрабатывает совместно с художником-постановщиком принципы и стилистику художественного светового решения спектаклей, обеспечивает необходимый уровень художественного светового оформления.

2.3. Разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и правила их эксплуатации.

2.4. Участвует в приемке макета сценического оформления спектакля, дает конкретные предложения по монтировке и использованию необходимых технических средств.

2.5. Проводит световые репетиции спектаклей с фиксацией установленного художественного освещения на партитурах.

2.6. Контролирует точное выполнение художественного освещения спектаклей текущего репертуара.

2.7. Контролирует работу художников по свету и оказывает им необходимую помощь.

2.8. Способствует профессиональному росту художников по свету.

2.9. Организует изучение и внедрение новейших достижений в области театрально-постановочной техники и технологии.

2.10. Разрабатывает перспективные планы модернизации постановочного освещения.

2.11. [другие должностные обязанности]

3. Права

Главный художник по свету имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный художник по свету несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность - в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая - в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Где учиться на художника-технолога по сценическому свету. Образование

  • Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
  • Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
  • Белгородский государственный институт культуры и искусств
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
  • Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
  • Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
  • Казанское Театральное Училище специальность "Светорежиссура"
  • Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»

Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Зарплата на 28.10.2019

Россия 30000—630060 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

  • лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) - осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
  • стробоскоп-прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
  • пушка-прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
  • лазерные лучи
  • световой пол
  • ультрафиолетовые светильники
  • генераторы дыма, тумана, снега
  • имитатор или генератор пламени и многое другое.

Одна из проблем российского театра художником по свету и осветителем , считает главный художник по свету Мариинского театра Владимир Лукасевич.

То, что художник по свету - это не человек, знающий досконально только светотехнику , Владимиру Лукасевичу стало понятно через несколько лет после начала работы в театре. Поэтому он и его приятель Михаил Миклер, ныне главный художник по свету Малого оперного театра, пришли на постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1977 году и попросили учить их по программе, которую сами для себя и составили. К общим предметам, традиционным для художников–постановщиков, они добавили теорию цвета, электронику, физиологию зрения, психологию восприятия, которых раньше вовсе не было на этом факультете. Теперь этому и многому другому будут учить на новом курсе постановочного факультета в Театральной академии. На курсе «Художник по свету », созданном по инициативе Лукасевича и зав. кафедрой постановочного факультета В. М. Шеповалова.

Чужие ошибки

Художник по свету создает свою «роль света » в спектакле, которая в теории должна (как и все другие составляющие «роли») заставить зрителя и плакать, и смеяться, собственно чему и служит театр в целом. Как, в самом деле, вы заставите зрителя плакать, если не знаете, как нажать на его слезные железы, если вы не знакомы с психологией восприятия? Есть физиология зрения, например закон темновой адаптации. Как сделать перемену при «вырубке» на сцене, чтобы ее не заметил зритель? Возможно, просто погасить свет , но будет недостаточно, поскольку полной темноты в театре не бывает - ведь есть оркестровая яма, светильники аварийного выхода и пр. Может, правильнее в этом случае адаптировать зрение аудитории на какую–то повышенную яркость, чтобы продлить ощущение «темноты» у зрителя, до наступления темновой адаптации. Это вполне реальные инструменты... А если вы не хотите полной темноты, а хотите такое состояние, при котором зритель видит то, что необходимо по действию, но не то, что вам хотелось скрыть? Конечно, можно долго упражняться опытным путем, выискивая, до какой степени, на какую яркость и на какое время нужно адаптировать зрение зрителя, а можно просто знать, как работает кривая адаптации... Ну, а психология восприятия цвета - уходит далеко в историю, корни которой вы найдете и в тибетской философии, и буддистской культуре. Древний индийский театр, например. Когда в индийском театре опускался задник определенного цвета, скажем, зеленого, зритель сразу понимал, что речь идет о тоске. Это был и символ, и знак зрителю. Ну, и так далее. Такие вещи, конечно, необходимо знать и понимать изначально. Для чего и нужно фундаментальное образование - чтобы каждый раз не начинать с нуля, любимым нашим методом собственных проб и ошибок.

К сожалению, в России не было школы, где был бы собран в одном месте весь объем знаний, необходимый современному художнику по свету . Всегда была передача ремесла от мастера к ученику. Но мастера, такие как Климовский, Кутиков, Дягилев, Драпкин, Синячевский, Барков, Волков, Симонов, работавшие в пятидесятые–семидесятые, всегда говорили: «Смотри, как делаю я, - и учись». Естественно, поэтому они оставили мало учеников. И сегодня, наверное, было бы правильно сказать, что в большинстве своем все нынешние российские художники по свету - самоучки. Опираясь лишь на собственный опыт и интуицию, они снова и снова начинают с того же нуля, с которого начинало предыдущее поколение. В этом и состоит суть понятия «школа профессии» - она аккумулирует проделанный опыт.

На ежегодных семинарах для российских художников по свету Лукасевичу не раз приходилось слышать о практике работы в некоторых театрах, совершенно немыслимой в работе художника по свету : «А у нас в театре режиссер говорит: "Этот фонарь зафильтруйте красным! Этот - зеленым! Направьте сюда, я сказал! А этот - туда! Делайте, как я сказал..."».

Это то, что я бы назвал работой осветителя , - осветим там, где скажут.

Современный театр так работать не сможет. Подобного рода практика устарела лет сто назад, и это, конечно, рудименты театра XIX века. Но к удивлению, в достаточно большом количестве мест благополучно существует. Возможно, это связано с тем, что наши режиссеры и художники традиционно получают недостаточное образование в вопросах «сценографии» и света и как люди малообразованные убеждены, что «знают все». Проблема, конечно, двусторонняя. Недостаточное образование с обеих сторон порождает ситуации взаимного недоверия, когда постановщик не верит в творческий потенциал художника по свету , художник по свету - светит , куда скажут, тем самым изначально обедняя создаваемое произведение.

Никто, конечно, не спорит: режиссер–постановщик - создатель и генератор идеи и концепции спектакля в целом. Но не вопрос режиссера - какой фонарь куда направить. У режиссера другие задачи - заниматься актерами, мизансценой и так далее. Вопрос в том, что художник по свету работает с режиссером изначально, когда замысел еще формируется, до того, как спектакль начинают репетировать на сцене. К моменту выхода на сцену у художника должно быть готово все. Абсолютно все для репетиций, где проверяется и выверяется «роль света », в той же степени, как и любая актерская роль. Придумывать уже поздно. То есть он должен родить партитуру света , ложащуюся на концепцию спектакля, выношенную вместе с режиссером. Построить свое собственное произведение - создать светоцветовую гамму, гармонирующую не только с костюмами и декорациями, но и с характерами персонажей, и с музыкой, и всем остальным. Словом, он должен сделать собственную точную и эстетически выверенную работу, отработать партитуру освещения. В противном случае получаются полудоделанные спектакли - «произведения». По мнению Лукасевича, одна из проблем российского театра заключается в том, что у нас очень часто не различают: что такое художник по свету и что такое осветитель , который по просьбе постановщика осветит актера - «чтобы было видно», и декорации - «чтобы было красиво».

Стандарт образования

Толчком для начала работы по открытию в Театральной академии курса «Художник по свету » стало приглашение Владимира в Университет штата Коннектикут прочесть лекции по истории предмета в России. Американцам, кстати, занимающимся профессиональным обучением художников по свету с 1936 года, показался интересным российский опыт. А Владимир, в свою очередь, позавидовал тому, как у них устроено обучение. Ведь на драматическом факультете университета - четыре собственных, отлично оборудованных театра, в которых ставится по 6–8 полноценных спектаклей в год, силами всех студентов факультета. Таким образом, у художников по свету , так же, впрочем, как и у актеров с режиссерами, есть возможность - и это даже обязательно - поработать и осветителями , и монтировщиками, и ассистентами режиссера, то есть освоить театр со всех сторон. За курс они успевают выпустить самостоятельно как художники по свету по 5–7 спектаклей. Соответственно, заканчивая курс, они имеют уже приличный портфолио и могут представлять из себя что–то интересное для работодателей.

У Владимира Лукасевича в прошлом был опыт преподавания (12 лет) театральной светотехники на постановочном факультете ЛГИТМиК, и даже было выпущено несколько курсов по специальности «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету ». В конечном счете, стало понятно, что теоретически, без достойной технической базы, это, пожалуй, не имеет смысла.

Понимаете, получилась такая неправильная вещь. Все попытки сделать некий нормальный класс на факультете и в то же время при Мариинском театре не увенчались успехом. И выходило, что люди приходили к нам учиться, мы их учили, они заканчивали вуз, получали диплом «художник по свету » и были уверены, что написанное в дипломе соответствует истине. Но это было не так, или не совсем так. Как минимум, потому, что у них не было возможности освоить профессию на практике. И получалось, что мы говорили человеку, будто он рыжий, а он на самом деле был лысым. А обманывать все–таки нехорошо. Собственно из–за этого подготовка художников по свету была остановлена, а читать просто светотехнику было уже не очень интересно.

И еще. После преподавания в Америке меня мучила зависть: почему у них можно так учиться, а у нас нет? Ведь сегодня ситуация уже давно другая, и есть возможности получить определенную техническую базу, надо только работать над этим. И мы договорились с Театральной академией открыть соответствующий курс на постановочном факультете.

Именно по специальности «Художник по свету »?

Здесь зарыта другая, большая и в то же время смешная проблема. Основная идея заключалась в том, что с самого первого курса это должен быть курс художников по свету . Безо всяких там специализаций, потому что это все–таки разные вещи: специализация и профессия. Но тут мы натолкнулись на кое–что интересное. Оказалось, в перечне профессий, имеющихся в нашей стране, художник по свету есть, а в списке Министерства образования - нет. То есть выходит, что профессия - вроде вот она, а кто и как должен готовить специалистов, никто не понимает. Ерунда полная.

Чтобы эта профессия появилась в вышеозначенном списке, должен существовать утвержденный Стандарт образования. Мы написали этот стандарт, но заниматься им, утверждать (из–за 8–15 выпускников в год) в министерстве, вероятно, некому.

А что представляет собой этот Стандарт образования?

Перечень всех предметов и знаний, которые должен освоить студент, чтобы стать профессионалом. Я пригласил для этой работы моего друга Джима Франклина, который в свое время организовывал подобный курс в университете Коннектикута (теперь одной из ведущих школ нашей профессии в США). Параллельно он целый семестр читал лекции в Театральной академии. В то же время эта тема активно обсуждалась на заседаниях и круглых столах Ассоциации художников по свету России. Ломали копья. Начиналось с глупостей: А как это должно называться? Светодизайнер или еще как–то? Но что такое светодизайнер ? Я не понимаю, кто такой светодизайнер . Что такое вообще дизайн в нашем понимании? Ведь в английском языке слово «дизайнер» не соответствует же напрямую слову «художник». Это, скорее, конструктор. Хотя и это тоже не совсем верно. В конечном счете, речь идет о профессии творческой и создающей некий визуальный ряд, - значит, художник. В конце концов, вне наших споров она существует в реестре профессий. Художник по свету - это правильно.

С другой стороны, как научить быть художником? Наверное, это невозможно, это, скорее, от папы с мамой. Я думаю, у нас в Академии (как и в любом другом творческом вузе) речь идет, прежде всего, о том, чтобы дать человеку ремесло. Ремесленные приемы существования в профессии. А что он с этими приемами вытворит, как реализуется, зависит от его творческого потенциала. Но профессии нужно учиться. Истории русского и зарубежного театра, истории материальной культуры, истории изобразительного искусства, философии, теории сценографии, истории русской и зарубежной литературы, перспективе, черчению, расчету театральных конструкций, живописи, рисунку, психологии и физиологии восприятия, истории театрального света и театрального костюма, компьютерному моделированию и теории пространственного решения спектакля... Да много чего еще мы включили в Стандарт образования. Длиннющий список.

Для чего художнику по свету изучать столько гуманитарных предметов?

Чтобы быть образованным, современным. Как вы предполагаете работать над пьесой, положим, или оперой, не зная истории, материальной культуры той эпохи, о которой идет речь в вашем спектакле? Узкое профессиональное знание, по–моему, Карл Маркс называл «профессиональный кретинизм». Ради широких знаний, конечно! Позже Джим (я в это время был на гастролях) представлял нашу программу в Мюнхене на семинаре художников по свету , где традиционно собираются монстры нашей профессии из Европы и Америки. И, со слов Джима, коллеги были слегка изумлены: программа выглядит еще более серьезной, чем та, которая есть на сегодня в Штатах. Дело в том, что по ряду причин, например в США, нет возможности обеспечить такой широкий спектр предметов. А у питерской Театральной академии в этом плане ресурс огромный. И я пошел на это умышленно, поскольку в американской школе меня сильно смущала именно ограниченность в плане знания истории, опыта мирового, европейского театра, общего кругозора. О российском театре они, пожалуй, кроме имени Станиславкого и не знают ничего. Там в университете ко мне приходили студенты и рассказывали о сумасшедших идеях, которые самостоятельно выносили. И мне пришлось прочесть лекцию о нашем соотечественнике, который работал у Далькроза в Хеллерау в 1912 году. «...Такое уже было. В четырнадцатом году Николай Зальцман все это уже делал...». Так что художник по свету - это не просто знание фонариков . Это подробное знание предмета со всех сторон.

Какие требования вы предъявляли на вступительных экзаменах?

Благодаря тому, что курс открыт именно при Театральной академии, у нас, как во всех творческих вузах, есть возможность в два с половиной тура устроить отбор студентов. По тому принципу, по которому хочется.

Так по какому же?

Хочется, чтобы студент был умный и талантливый. Первый отборочный тур проходил так. Каждый абитуриент получил репродукцию картины - классическая живопись. На основании этой картинки нужно было нарисовать план, боковой разрез - сделать якобы театральную сцену - и поставить свет . В руках только карандаш и бумага. Мне было не важно, как они умеют рисовать планировки - рисовать их будут учить потом четыре года - важно понять, во–первых, насколько человек видит пространство и, во–вторых, насколько видит свет в этом пространстве. Такую вот иезуитскую задачу я им ставил. А для второго тура нужно было либо сделать самому фотографию, либо найти вырезки из журналов с картинками, в которых свет играл свою определенную роль. И рассказать об этом. И не простейшие эффектные картинки, где, скажем, солнце восходит за лесом и виден мощный «контровой» свет, а что–то более сложное, многоплановое. Были еще пара задачек из школьной физики и черчение. Потом - собеседование, когда все педагоги кафедры расспрашивали абитуриентов о театре, литературе, музыке. Чтобы понять, насколько человек театрален и из нашей команды. Таким образом было отобрано восемь человек (хотя изначально я предполагал курс из шести). Очень надеемся, что из них выйдет толк.

И ваши выпускники будут ставить свет в лучших театрах мира?

Хотелось бы, конечно. Я думаю, это, прежде всего, зависит от них. Что от нас зависит на факультете, я думаю, мы сделаем. А потом - как жизнь поведет. Может быть, и не театр, кто знает. Речь идет о том, что художник по свету - это художник по свету . И свет он может ставить, где угодно: в казино ли, в театре... Освещать Казанский собор или экспозиции музеев. Это - профессия. И прикладываться она может к чему угодно. Вопрос в том, чтобы человек понимал, что он делает. Конечно, существует специализация - архитектурное освещение , театральный свет , концертный свет . Но все это - различные предметы курса. А художник по свету должен придумать, как наилучшим образом осветить то или иное. Мне, например, хотелось бы увидеть архитектурное освещение Санкт–Петербурга не таким, какое оно сегодня. Ведь Питер - потрясающая драматургическая среда. Ну не может же Петербург Достоевского освещаться так же, как Петербург Пушкина, - это же разные города! И свет , и среда в этих разных городах должны делаться иначе. Ну, хотя бы из эстетических соображений. А у нас все освещение - фонарики : было темно, стало светло - вот и весь прогресс. То же самое и с театром - проблемы одного корня. Но этот период когда–то пройдет. Надеюсь, не без нашей помощи.

Владимир Лукасевич родился в Одессе в 1956 году. В пятнадцать лет поступил в Ленинградский кинотехникум на специальность «Театральный художник по свету». В семнадцать лет сделал свой первый спектакль как художник по свету в Рязанском областном драматическом театре. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Ставил спектакли во многих драматических театрах России. Работал в театре им. В. Ф. Комиссаржевской с народным артистом СССР Р. С. Агамирзяном. Преподавал в ЛГИТМиК дисциплину «Художник–технолог» со специализацией «Художник по свету». С 1985 года работает в Мариинском театре в должности главного художника по свету. Преподает в Университете штата Коннектикут. Ставит свет в спектаклях, идущих не только в Санкт–Петербурге, но и на сценах оперных и балетных театров мира. На его счету более 300 спектаклей, классические и авангардные постановки: «Борис Годунов», «Щелкунчик», «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Спящая красавица», «Самсон и Далила», «Корсар», «Жар–птица», «Петрушка», «Травиата», «Копелия», «Кармен», «Тема с вариациями», «Манон», «Сказка о царе Салтане», «Ариадна на Наксосе» и др... Оформленные им спектакли шли и идут на многих площадках мира - Сполетто Фестиваль США, Ла Скала, Опера Бордо, Королевская опера Ковент Гарден, Опера Марсель, Новая Израильская опера, Новая национальная опера в Токио. Восемь лет назад по его проекту в Мариинском театре сделана уникальная реконструкция светового оборудования софитов, и в театре появилась световая техника с полностью автоматизированным управлением. Владимир Лукасевич - один из членов правления Ассоциации художников по свету России и под эгидой этой ассоциации и Театральной академии Санкт–Петербурга проводит ежегодные семинары повышения квалификации художников по свету. А в этом году по его инициативе на постановочном факультете в Театральной академии впервые провели набор на курс «Художник по свету».

Перечень предметов 5–летнего курса обучения по специальности «Художник по свету»
Иностранный язык
Физическая культура
Отечественная история:
Мировой исторический процесс в России
История отечества
Философия:
Основы философских знаний
Философия искусства (Эстетика)
Культурология
Психология и педагогика
Русский язык и культура речи
Социология
История русской литературы
История зарубежной литературы
История зарубежной драматургии
История театра
История зарубежного театра
История русского театра
История изобразительного искусства
История зарубежного изобразительного искусства
История русского изобразительного искусства
История материальной культуры и быта
Рисунок и живопись
Театральные здания и сооружения
Организация театрального дела в России
Театральный грим и пастиж Материаловедение
Безопасность жизнедеятельности
История русской музыки и музыкального театра
История зарубежной музыки и муз. театра
История Санкт–Петербурга
Техника безопасности в театре
Сценическое оборудование (свет)
Драматургический анализ
Теория сценографии
История театрального света
Сценографическая композиция
Технология художественного оформления
Технология театрального производства
Устройство и оборудование сцены
Основы перспективы и макетирования
Расчет театральных конструкций
Технология создания сценического костюма
Технология художественно– светового оформления
История театрально– декорационного искусства
История костюма
Основы архитектуры
Черчение и начертательная геометрия
Оборудование театрального освещения
Свет и цвет
Партитура света, графика
Психология восприятия
Технология театрального освещения
Электроника
Эстетика света
Компьютерное моделирование света
Специализированное программное обеспечение
Свет в музыкальном театре
Свет в драматическом театре
Световое оформление архитектуры
Световое оформление концертных программ

Книги

Справочная книга по светотехнике

Московский Дом света и издательство «Знак» готовят к выпуску в конце 2005 года третье издание «Справочной книги по светотехнике ».
Первые два издания вышли в свет в 1983 и 1995 годах. За это время «Справочная книга по светотехнике», опубликованная тиражом 65 тысяч экземпляров, стала настольной книгой большинства специалистов и одновременно учебным пособием по многим разделам светотехники.
Новое издание отличается значительно большей полнотой материалов, представлением новейших нормативных данных, методов и средств расчета, проектирования и светового дизайна, полноцветным оформлением и печатью на высококачественной бумаге. В новом, третьем издании значительно расширены разделы «Источники света », «Пускорегулирующие устройства и системы управления освещением», пересмотрены методы расчета и проектирования на основе широкого использования компьютерной техники. В книге появились новые разделы: «Световой дизайн », «Свет и здоровье», «Энергосбережение в осветительных установках», «Подводное освещение », «История светотехники».
«Справочная книга по светотехнике » предназначена для широкого круга специалистов–светотехников, электриков, архитекторов, гигиенистов, врачей, работников охраны труда, связанных с применением естественного и искусственного освещения , разработкой и производством светотехнических изделий , проектированием, монтажом и эксплуатацией светотехнических установок.
«Справочная книга по светотехнике » будет выпущена и на CD.
Заказать «Справочную книгу по светотехнике» можно в Доме света. Его адрес:
Россия, 129626, Москва, пр. Мира, 106, оф. 346
Тел./факс: (095) 682–19–04, тел. (095) 682–26–54
E–mail: Light–[email protected]

Баллада о свете

«Ей больше 120 лет, но она не выглядит на свой возраст. Сколько бы ни соперничали с ней новые источники света, она остается прекрасней всех. Вещь, неизменная в своей классической форме, пример совершенного дизайна, к которому нечего добавить и от которого нечего отнять. Во многих случаях гораздо более красивая, чем все абажуры и светильники , которыми теперь украшают и закрывают ее».
Так начинается новая, только что вышедшая книга, посвященная первому в истории широко используемому электрическому прибору. В книге более 200 иллюстраций. Текст выстроен по трем основным темам: технические аспекты внедрения лампочек, реклама и графика из многих, не публиковавшихся ранее документов и, наконец, «слова про свет » - взгляд поэтов и писателей на объект исследования.
Эта книга - многоголосая хвалебная песнь электрической лампочке на 144 страницах, в превосходной минималистской обложке, копирующей плакат работы Питера Бихренса, сделанный в 1912 году по заказу компании AEG. Книга не претендует на звание технического трактата или учебника по осветительной технике, это - «иллюстрированный атлас», читать который - одно удовольствие. Даже заглавие напоминает о свойстве света нести веселье и радость.
Текст открывают стихи русского поэта Владимира Маяковского, посвященные электрической лампочке и ее пламенному сердцу. Завершают книгу строки великого американского невролога Оливера Сакса: фрагмент автобиографической прозы о его любимых металлах - осмии, вольфраме и тантале, из которых делают нити накаливания в лампах. Между этими двумя светящимися стержнями протягиваются пять частей книги: «Миф и красота», «Эдисон и ему подобные», «Война против газа», «Мастерские света», «Наше время». В «Мастерских света» можно найти шесть биографий самых главных компаний и исчерпывающее описание бесчисленных коммерческих брэндов. Автор - не новичок в подобных публикациях. В 1995 году Lupetti опубликовало его «Знаки света», сейчас уже фактически распроданные. В сопровождении иллюстраций легко и приятно пробираться сквозь историю рекламирования электрической лампочки с небольшой долей технических подробностей и культурных экскурсов. На самом деле, треть тома - его заключительная часть - возносит очарование света на высокий пьедестал, созданный словами поэтов.
Материалы предоставлены Порталом Света
www.lightingacademy.org

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете ...

Беседовала Мария Медведева

Визитка

Анна Махортова , 20 лет. Помощник художника по свету в Московском мюзикл-театре «Монотон». Студентка МГТТ им. Л. Филатова.

Мы сталкиваемся с их работой постоянно: в театре, на концерте, на детском утреннике где-нибудь в заурядном ДК. Сталкиваемся, но не задумываемся, настолько результат этой работы естественен и привычен. Однако отсутствие этих людей на рабочем месте -кошмарный сон любого режиссера или актера. Эти люди - художники по свету, «световики». С одной из них, очень жизнерадостной и увлеченной студенткой Аней, мне удалось пообщаться.

Чем занимается художник по свету? Что входит в круг его обязанностей?

Главная и основная задача художника по свету - обеспечить световую составляющую спектакля, мюзикла, концерта. Художник по свету придумывает, какое освещение и в какой момент будет на сцене, если этим не занимается режиссер. Вообще, режиссеры часто в этом ничего не понимают, и тогда световик может полностью светооформить спектакль. Если же режиссер - человек интересующийся и многосторонний, каким он и должен быть, то они вместе со световиком могут это обсудить, режиссер может прописать партитуру, и тогда художник по свету будет, скорее, исполнителем. Весь спектакль записывается как последовательность включения «света» на пульт управления, и во время действия уже ничего придумывать и экспериментировать не нужно - все заранее выверено. Остается только вовремя включить определенную кнопку. Но сам процесс отработки всего этого достаточно долгий и трудоемкий, ведь нужно многое учесть: сочетаемость цветов, интенсивность освещения и так далее.

Аня, как получилось, что ты занялась таким делом? Это как-то связано с твоей будущей профессией?

Я учусь в театральном колледже имени Филатова, и при колледже есть свой театр. Учусь я на менеджера социальной и культурной деятельности. Когда я училась на первом курсе, световик нашего театра искал себе помощника на полставки среди студентов. Он предлагал нашим ребятам, но все почему-то отказались. И тогда я начала проситься к нему, говоря, что пол в этом занятии не важен, а мне очень интересно было бы поработать в этой сфере. В колледж я поступила в 16 лет, поэтому меня не могли оформить в отделе кадров. Так что на эту работу я просилась еще два года. Когда возраст достиг необходимой отметки, меня сразу же взяли. Три года я уже отработала.

Я пока не художник по свету, а только его помощник. Хотя в будущем возможно и повышение. В данный момент я сама ничего не придумываю, этим занимается мой начальник. Он устанавливает конкретные положения в программу пульта, а я во время спектакля слежу за должным исполнением этой программы, переключаю кнопки, которые заранее запрограммированы. Конечно, меня обучают всяким хитростям и особенностям работы со светом, так что в будущем я смогу работать художником по свету.

То есть эта работа была тебе интересна сама по себе?

Да. Моя старшая сестра работает режиссером в кино. Я часто бывала на съемочной площадке, и на тот момент тоже хотела работать в кино. Я посчитала, что для нормальной качественной работы важно постараться узнать максимально много направлений в организации процесса изнутри, чтобы потом грамотно руководить и ставить правильные задачи перед своими подчиненными.

По ходу дела я искренне увлеклась самим процессом, стала интересоваться нюансами и тем, что не нужно мне непосредственно в работе, а для себя. Изначально этого не было.

Скажи, твоя погруженность в эту профессию изменила что-то в твоем мироощущении?

Если говорить о мировосприятии, то все это не настолько тонкие вещи. Однако я начала лучше разбираться в сочетаемости цветов. Заходя в помещение, я обращаю внимание на свет. И если подумать, то да, определенная профессиональная деформация произошла. Теперь, когда я прихожу на спектакль или концерт, я обращаю внимание прежде всего на свет. Потом задаю вопросы своему начальнику, что и как было сделано, почему именно так. Нормально спокойно посмотреть на то, что происходит на сцене, я уже не могу. Как мы с сестрой не можем нормально сходить в кино (смеется). Вообще, приходя работать в культурно-развлекательную сферу, на все это начинаешь обращать внимание, примеривать на себя и на свои будущие проекты. Так что, приходя на концерт, я концентрируюсь не на своих ощущениях и впечатлениях, а на анализе происходящего. Это другой уровень, и он гораздо интереснее, на мой взгляд.

Честно сказать, и круг интересов у меня несколько поменялся. Новые приборы, приемы. Это все так необычно, это хочется изучать и понимать. Я недавно была на концерте одного зарубежного артиста, приехавшего со своим оборудованием - я смотрела только на это оборудование, на то, как цвет и свет сочетаются с музыкой, работают в едином ритме. Хотелось со всем этим уметь работать, все потрогать, пощупать. Чтобы потом самой создать что-то такое, чтобы зритель мог сказать: «Вау!»

Какие качества должны быть у человека, который хочет работать художником по свету?

Наверное, все тонкости узнаются уже в процессе работы. Но определенное чувство цвета и света должно быть, это точно. Понятно, что дальтоник художником по свету стать не сможет. Должна быть хорошо развита интуиция, чтобы понимать, достаточно ли света на главном герое, стоит ли ставить красный и оранжевый, или надо добавить немного холодного освещения.

В плане обучения: разумеется, есть и курсы. Я знаю, что во ВГИКе есть курсы. Но я, например, никаких курсов не заканчивала, начинала с мелочей, как раньше подмастерье. Мой начальник многому меня научил и продолжает учить. Я набираюсь опыта из рук в руки. Да, бывают ошибки и ляпы, но зато у меня сразу есть практика. Вообще, художник по свету - это обыденная профессия. В такие мало кто рвется. Куда интереснее быть на виду: режиссером, актером.

Насколько серьезные бывают ляпы?

Освещение - это неотъемлемая часть представления. Любого. В темноте зритель ничего не увидит. Но современное оборудование позволяет гораздо больше. Свет задает настроение. С помощью света можно изобразить дождь, пожар, бурные эмоции героев или грусть. У меня был случай. Поскольку сама я ничего не настраиваю, во время антракта я вышла в буфет, чтобы перекусить. Возвращаюсь к началу акта на свое место, открывается занавес - а там идет так называемое основное освещение, как на репетиции. Актеры все стоят, действие не начинают, ждут правильного освещения. А его нет. А зрители ждут, когда же актеры что-то будут делать. Я заметалась, жму на кнопки - ничего не меняется. Кое-как к середине акта освещение заработало, пришлось перезагружать пульт. Потом до конца спектакля руки тряслись. Благо, можно было свалить все на технику, она, как известно, имеет свойство глючить. Это случай не вопиющий, но я встречалась с тем, что неграмотное освещение сильно портило происходящее на сцене, не давало зрителю полностью погрузиться в мир спектакля.

Художник по свету - это действительно художник. Он создает дополнительное измерение для спектакля. Это как фокус в кино - передний план, задний план. Эмоции, настроение, погода. Выпустить в нужный момент дым или мыльные пузыри.

Что, за это тоже художник по свету отвечает?

Придумывает это, конечно, режиссер, световик может подать идею, но все оборудование подключено к одному пульту. Так что да, если нужно, я запускаю дым или пузыри, делаю другие спецэффекты.

Профессия перспективная? Конкуренция большая?

Световиков сейчас достаточно много, но тем не менее перспективность этой профессии нельзя отрицать. Каждый небольшой театр, каждая, даже малоизвестная группа хотят иметь своего световика. Так что без работы не останешься. Индустрия развлечений растет, постоянно растет и потребность в художниках по свету. Понятное дело, что в какие-то крутые места попасть сложно, там совершенно другой уровень, хотя и там непомерной конкуренции нет. Но даже среднего уровня световик получает очень неплохую зарплату, при этом не рискуя потерять место, если он только не косячит постоянно.

Планируешь после окончания колледжа продолжить эту работу?

Сложно сказать. Планы постоянно меняются. Если в начале обучения я планировала стать продюсером, теперь я хочу быть оператором. В этой профессии понимание света очень важно, так что мой нынешний опыт обязательно пригодится. Не знаю, сколько я еще проработаю в нашем театре, потому что все в моей жизни меняется очень быстро. Но пока я уходить точно не собираюсь: это стаж, это опыт, это практические знания. И это просто интересно.

Профессия осветителя появилась в шекспировскую эпоху. Специальные слуги следили за тем, чтобы свечи не коптили и не гасли по ходу спектакля. Системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии ещё во времена эпохи Возрождения. Сегодня, для того чтобы стать художником по свету, надо не только быть на «ты» с электротехникой, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать физику, оптику, режиссуру и сценографию. Как видите, требований много, а потому художник по свету в нашей стране – редкий специалист.
Особенностями этой профессии делится Константин Герасимов – художник по свету и генеральный директор компании TDS , специализирующейся на комплексном техническом обеспечении мероприятий.

TDS Константин Герасимов за работой.


«Художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых технических и в то же время творческих профессий. С помощью света мы передаем общую идею шоу, создаем атмосферу. Для каждого проекта мы разрабатываем уникальный дизайн, подбираем оборудование, способное решить конкретные задачи. И здесь важно не только знать законы освещения, современные приборы и технологии, но иметь неуёмную фантазию, чтобы снова и снова удивлять зрителя.

В нашем деле, так же как и в живописи, нельзя просто взять в руки кисть и сразу начать создавать шедевры. Этой профессии нужно учиться всю жизнь. Недостаточно просто освоить азы. Шоу-индустрия стремительно развивается, каждый день появляются новые технологии. Нужно четко понимать, какие из них сейчас в тренде, и искать то, что мировой зритель еще не видел. И здесь на помощь приходит симбиоз технологий, ведь любое шоу состоит из совокупности элементов - декораций, видеоряда, спецэффектов. Проработав много лет в шоу-индустрии, я понял, что секрет успешного шоу скрывается именно в комплексном подходе к созданию проекта. Совместная работа художника по свету с другими техническими специалистами позволяет создать тот самый эксклюзив и выводит шоу на принципиально новый уровень качества.
Эта идея легла в основу компании TDS, которая объединила профессионалов в области технического обеспечения мероприятий. Наша команда ведет проект на всех этапах его жизни – разрабатывает дизайн сцены и декораций, создает световые и видеоинсталляции и выполняет полный комплекс работ по техническому администрированию и сопровождению проекта.

Мы уверены, что качество любого проекта зависит от тщательности его подготовки, поэтому используем методы 3D-визуализации и предварительного программирования для проектирования и постановки шоу. Это позволяет еще до начала монтажа увидеть полную картину проекта и детально проработать его техническую составляющую.

Нажмите на фото, чтобы посмотреть следующий слайд.

Выбор редакции
Все чаще современному человеку выпадает возможность познакомиться с кухней др. стран. Если раньше французские яства в виде улиток и...

В.И. Бородин, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва Введение Проблема побочных эффектов лекарственных средств была актуальной на...

Добрый день, друзья! Малосольные огурцы - хит огуречного сезона. Большую популярность быстрый малосольный рецепт в пакете завоевал за...

В Россию паштет пришел из Германии. В немецком языке это слово имеет значение «пирожок». И первоначально это был мясной фарш,...
Простое песочное тесто, кисло-сладкие сезонные фрукты и/или ягоды, шоколадный крем-ганаш — совершенно ничего сложного, а в результате...
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...
Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...
Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...
Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...