Дивеево монастырь земля с канавки богородицы. Серафимо-Дивеевский монастырь - четвёртый земной удел Богородицы


Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

Реклама — поддержка клуба

В статье:


Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

"Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского

    1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
    2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
    3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
    4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
    5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
    6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
    7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
    8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе

В этой святой обители покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, который оставил множество предсказаний. Часть из них уже сбылась.

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова). До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки* канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия. При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II, повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

*Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

«Древний Муром и Дивное Дивеево. Дивеево - Русская Земля Обетованная»

О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали - очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево - это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.

Я в и


О МОНАСТЫРЕ: НАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. КАНАВКА БОГОРОДИЦЫ

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало - очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём - через Колокольню. Правильным - потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно- белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне - не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.

Вход в монастырь

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) - мужского рода, а Преображенский - женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий - высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский - стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.

Троицкий собор

Преображенский собор

Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так - почувствовали себя невправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо.

Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному.

За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки - бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор . Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого.

Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка . Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее. Я подготовилась к ней ещё заранее.

По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей - старое осталось за калиткой.

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Отец Серафим говорил так: «Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта.

Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» - это за гранью моего понимания.

Канавка - очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом - разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось - это огромная лиственница царевича Алексея . Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена невысоким штакетником, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Рассказы о поездке в Муром и Дивеево

Есть одно особенно священное место в обители,
место утоления всякой скорби и печали, - это Канавка.
Cвящ. Василий Тигров

Село Дивеево считается четвертым уделом Божией Матери на земле, последним уделом в нашем бренном мире. Именно это место связано с множеством легенд, притч и историй, и именно оно, целиком и полностью построено по велению Царицы Небесной, открывшей свою волю Агафье Семеновне Мельгуновой, в монашестве Александре (ныне причисленной к лику святых), первоначальница Дивеевской обители, по ее кончине преподобному Серафиму - главный устроитель и духовный отец. И одним из выдающихся мест Дивеево можно назвать Канавку. В Дивеево, Канавка Царицы Небесной, считается даже неприступным для антихриста, ибо говориться в преданиях, что когда слуга Диаволов придет на землю, то везде будет ходить, лишь Канавку пересечь не сможет. И именно по этой причине Серафим, с веления Божией Матери, просил сестер монастыря землю складывать не за пределы вала, а в свою обитель.

Вообще, в Дивеево Канавка Богородицы почитается отдельной святыней, и является последней волей Царицы Небесной, которую воплотил преподобный Серафим. История же устроения Канавки есть чудо Господне, ибо началась она еще с самой матушки Александры, которой было послание от Божией Матери об устроительстве Канавки, и которую воплотить в жизнь она не успела, но повелела претворить ее уже Серафиму. Преподобный же неверно истолковал волю Царицы Небесной, но был остановлен ею и наставлен на путь истинный. Собрал он послушниц и сказал им пройти по колышкам, установленным землемером, с бочонком меда, и съесть его с мягким хлебом, а по пути меж колышек класть камни, что бы не снесло их весенним паводком. Сестры исполнили волю Серафима и к весне наметки для Канавки были готовы. Но сестры не спешили браться за работу, опасаясь тяжких трудов. И тогда Серафим с помощью божией сотворил чудо - за ночь прокопал Канавку на аршин (а это почти 71 см!), но при этом он как будто и не покидал свою келью, о чем свидетельствует послушница, не успевшая отправиться обратно в Дивеево и заночевавшая по велению преподобного в Сарове.

В Дивеево Канавка была окончена только лишь к 1855 году, но за первые три года была проделана основная часть работ, не останавливаемых ни зимой, ни летом, ни в мороз лютый, ни в половодье мартовское. И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева. Тропка Небесной Владычицы притягивает к себе множество паломников, ведь как говорил преподобный Серафим, кто с молитвой Канавку пройдет, кто полторы сотни Богородиц прочтет, тот обретет тут и Афон, и Иерусалим, и Киев - первые три удела Царицы Небесной.

По Канавке регулярно совершаются большие крестные ходы:

  1. Накануне 14 января, после всенощного бдения, под праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого с пением молебна на Новолетие;
  2. Всю Светлую седмицу ежедневно, после поздней литургии, с Пением пасхального канона, стихир Святой Пасхи и чтением Евангелия. Таким же образом во все воскресные дни от Антипасхи до Отдания Пасхи;
  3. На престольный праздник св. равноап. Марии Магдалины 4 августа, после поздней литургии;
  4. В праздник иконы Божией Матери "Умиление" 10 августа, после поздней литургии, с иконами Царицы Небесной и преподобного Серафима, с пением молебна;
  5. На погребение Божием Матери 30 августа на утрени после Великого славословия, с Плащаницею с пением "Святый Божие";
  6. В праздник Рождества Богородицы 21 сентября, после поздней литургии;
  7. В праздник Казанской иконы Божией Матери 21 июля и 4 ноября, после поздней литургии;
  8. В праздник основания Мельничной обители 22 декабря, после литургии с пением параклиса Божией Матери.
  9. Помимо вышеуказанных праздников по Святой Канавке ежедневно совершается крестный ход после вечернего богослужения.

Святая канавка Пресвятой Богородицы – самая известная святыня Дивеевского монастыря, излюбленное место для паломничества. На самом деле, канавка – не такая уж маленькая, это – достаточно глубокий ров. По нему ходят Крестным ходом, его посещают верующие, а по молитвам на Святой Канавке совершались многие православные чудеса. Известны даже случаи исцеления с помощью глины их Святой Канавки. Сама Царица Небесная явилась к Преподобному Серафиму Саровскому с указанием основать Мельничную общину и обнести ее канавой с валом. Преподобный Серафим говорил, что канавка хранит следы самой Богородицы, которая обошла общину по канавке, обозначив ее Своей обителью.

Святая канавка: история

Святая канавка окружена двухметровым валом. Она была создана трудом насельник Дивеевского монастыря. Как и сама обитель, канавка была устроена в точности, как просила этого сама Царица Небесная. Дивеевская обитель уникальна тем, что ее духовнику – преподобному Серафиму Саровскому не раз являлась Богородица. Родившись в купеческой семье, преподобный Серафим всю свою жизнь отдал и посвятил Церкви Видел преподобный Серафим и, как Пресвятая Дева Мария обходит монастырь по определенному пути. Именно здесь он обозначил камушками место будущей канавки. В 1833 году работа по ее созданию была практически завершена. Но история Канавки на этом не закончилась. Она была разрушена и фактически вырыта заново после трудных для Церкви времен.

Святая канавка Пресвятой Богородицы пережила времена богоборчества, еще в дореволюционные годы она чуть не исчезла, а по святым местам были запущены каретные экипажи, ведь после кончины Преподобного Серафима за святыней почти никто не ухаживал, но и сегодня канавка собирает тысячи паломников со всего мира. После трудных времен Святую канавку буквально восстановили с нуля. Сейчас Святая канавка имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Вал Святой канавки вымощен брусчаткой и огорожен изгородью.

Каждый день после вечерней службы в течении Светлой Седмицы здесь проходит крестный ход с иконой “Умиление”. Принято и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке с молитвой. Крестные ходы здесь совершаются также:

  • в праздник памяти преподобного Серафима 2/15 января;
  • в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа;
  • на погребение Матери Божией 16/30 августа;
  • в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря;
  • 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Когда украшают канавку в Дивеево

На праздник Успения Пресвятой Богородицы канавку украшают, делая ее похожей на прекрасный цветущий сад. Сначала она заполняется ковром из свежей зеленой травы, потом на ней выкладывают орнаменты из цветов. Цветы обычно привозят паломники, они же участвуют в украшении Святой Канавки или просто жертвуют розы, ромашки, ирисы, гвоздики для ее украшения.

Кому приезжать на Святую канавку?

Можно смело сказать, что Дивеевский монастырь – это уникальный памятник истории и архитектуры, который часто посещают туристы, независимо от своих религиозных убеждений. Стоит ли ехать на Святую Канавку неверующим людям? Да, если вы не будете мешать молящимся и проявится уважение к участникам Крестного Хода. Для православных людей существует всего четыре удела Пресвятой Богородицы:

  1. Иверия
  2. Дивеево

И все же в первую очередь сюда приезжают, чтобы помолиться, увидеть своими глазами места, по которым ступала Стопа Богородицы, посмотреть на монастырь, духовником которого был преподобный Серафим Саровский.

“Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!”. ” (Отец Василий Садовский).

Какую молитву читать на канавке

Святая Канавка Божией Матери – это особое место и даже, если вы приехали просто посетить его, а молиться по какой-либо причине не планировали, там не принято громко шуметь. Вести себя следует с почтением, тихо и скромно.

Не существует строгих правил молитвы на Святой канавке, но обычно принято 150 раз читать молитву “Богородице Дево, радуйся”:

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Икону со словами молитвы можно приобрести в монастыре.

Многие читают перед посещением Святой Канавки молитвенное правило Преподобного Серафима Саровского.

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

и, наконец Символ Веры единожды.

– Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную , а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную , и это пусть продолжает до самого сна.

– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

– “Держась этого правила, – говорит отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”.

Выбор редакции
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...

Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...