Что такое ремарка пример. Что такое ремарки в литературе и каково их назначение


Ремарка (от франц. remarque - замечание, примечание) - в литературе - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету. Может принимать различные формы:
  • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
  • автобиографические воспоминания автора;
  • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
  • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
  • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
  • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
  • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
  • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
  • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.

Напишите отзыв о статье "Ремарка (в литературе)"

Отрывок, характеризующий Ремарка (в литературе)

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни. Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.

Формы ремарок

Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.

Технические авторские ремарки

К отдельному виду авторских ремарок относятся пояснения, которые довольно часто оформляются как или примечания. Эти пометки могут уточнять самые разные вещи – даты, сведения об исторических деятелях и событиях, о том, откуда автор взял те или иные факты для своего произведения и многое другое.

Ирония и нравоучения

К авторским ремаркам относятся и всевозможные автора к читателям. Яркий такой ремарки – мораль в басне, которая не связана с тем, о чем говорилось ранее, но в то же время уточняет сказанное. К этой же форме относится во французской балладе. Автор может к читателю с нравоучением или иронически. Иногда авторская ремарка провоцирует читателя на то или иное отношение к событиям.

Лирические отступления, флешфорварды и флешбэки

Эти загадочные названия тоже обозначают виды ремарок. Лирическое отступление применяется, чтобы показать эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. Флешфорвард отсылает читателя к последующим событиям. Этот вид ремарки довольно часто применяется в исторической прозе. Флешбэк - отсылка к предыдущим событиям повествования. Этот вид ремарки еще аллюзией. Иногда автор в рассказывает, что произошло с героями дальше. Это тоже авторская ремарка.

Когда нашкодившему сорванцу говорят, качая головой: «Ну, ты молодец!», - это ирония. Когда сотруднику, трясущемуся от страха перед дверью начальника, говорят: «Ты герой», - это ирония. И когда глупому человеку, изрекающему банальные истины, говорят: «Умён-умён…», то это тоже ирония. Традиционная ирония является осуждением под видом похвалы. К ее помощи прибегают, когда хотят придать своему высказыванию прямо противоположный смысл, но действуют при этом тонко и даже любезно.

Инструкция

Слово «ирония» произошло от eirоnеia – притворство. Ирония есть категория эстетики, ее истоки ученые-словесники находят в традициях античной риторики. Именно оттуда « » европейская ироническая традиция нового времени.

Существует несколько форм иронии:
- прямая, при помощи которой наблюдается явное принижение , явления или . Способ придания происходящему отрицательного или смешного характера («Ну, ты богатырь…»);
- антиирония, является полной противоположностью иронии прямой. Используя ее, представляется возможным объект как нечто недооцененное («Где уж тебе, глупому, переубедить его» - человеку, получившему выговор от шефа);
- самоирония, которая направлена на себя. Как правило, она скрыто наделена положительным подтекстом («Куда уж нам, дуракам, вперед лезть»);
- Сократова ирония – это вариант самоиронии, построенной таким образом, чтобы объект, на который она направлена, самостоятельно вывел для себя закономерные логические выводы и скрытый смысл сказанного в иронической форме. Это очень искусный вид иронии, требующий познаний в логике и тонкой словесности.

Существует еще одна форма иронии, которую некоторые ученые возводят в совершенно отдельный вид, поскольку речь идет об ироническом мировоззрении. Речь идет не просто о выражении своих мыслей в определенной форме, а о состоянии души, при котором исключается слепая вера расхожим утверждениям и стереотипам, и когда человек не считает различные «общепризнанные ценности» такими уж значимыми и серьезными.

Многие словари в качестве синонимов «ирония» дают следующие: сарказм, насмешка, колючесть, ехидство, издевка, язвительность, осмеяние, насмешливость, стеб. С учетом величия и могущества языка, а также множество смысловых на одну лексическую единицу (слово), следует все же учитывать, что все эти обозначают далеко не одно и то же. Так, сарказм является более жестким типом иронии, язвительность – это, скорее, желчность и издевка, а ехидство – злоба и коварство.

Видео по теме

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как , анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной » стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный » с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.

Ремарка

Ремарка может означать:

  • Ремарка (в литер.) - (от франц. remarque - замечание, примечание) - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, имеющем прямое или косвенное отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету . Может принимать различные формы:
    • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
    • автобиографические воспоминания автора;
    • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
    • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
    • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
    • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
    • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
    • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
    • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.
  • Ремарка (театр.) - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.
  • Ремарка (кинематограф) - словесное воплощение непрерывного действия сценария.
  • Ремарк, Эрих Мария - немецкий писатель.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ремарка" в других словарях:

    ремарка - и, ж. remarque f. 1. Заметка, примечание. БАС 1. И ежели что не так покажетца, чтоб ремарки поставили и на каждый ремарк экспликацию вины дела. 23. 2. 1720. Указ Петра I. // Карташев 2 348. Притом посылаю вашему благородию копию о ремарках над… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от фр. remarquer замечать, отмечать). Отметка, примечание, заметка, выноска в книге. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕМАРКА пометка, замечание. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (французское remarque «замечание», «примечание») драматургический термин. Главное содержание Р. указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей. Как общее правило, Р. выполняет чисто… … Литературная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Ремарка - в драматическом произведении текст с указаниями автора для режиссера, постановщика, актеров об обстановке на сцене, поведении действующих лиц, их возрасте, одежде, характере и т. п. См. Внешняя ремарка, Внутренняя ремарка … Издательский словарь-справочник

    - (франц. remarque) 1) замечание автора текста (книги, рукописи, письма), уточняющее или дополняющее какие либо детали.2) В гравюре набросок в стороне от основного изображения.3) В драматургии, театре пояснение, указание драматурга для читателя,… … Большой Энциклопедический словарь

    РЕМАРКА, ремарки, жен. (франц. remarque). 1. Отметка, письменное замечание (книжн.). || Пояснение автора к тексту пьесы (обычно в скобках), дающее указания об обстановке, игре артистов, входах, выхода и т.п. (лит. театр.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    РЕМАРКА, и, жен. 1. Отметка, примечание (устар.). Ремарки на полях книги. 2. В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида. | прил. ремарочный, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова … Толковый словарь Ожегова

    - (от франц. remarque заметка), небольшое по размеру изображение на полях оттиска, часто не связанное с сюжетом гравюры. Происхождение ремарки связано со своего рода пробой пера испытанием инструмента при начале работы над гравюрной доской … Художественная энциклопедия

    Примечание на полях книги, пометка в торговой книге, на счете и пр. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

Книги

  • Лекция «Возвращение Ремарка. Лекция 1» , Дмитрий Быков. "Ремарк очень популярен сейчас, и был самым популярным прозаиком своего поколения. Поколения, все правила и принципы которого треснули, когда молодым людям было от 18-ти до 20-ти лет.… аудиокнига
Выбор редакции
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...

Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...