Бриттен симфонический оркестр с чтецом. Путеводитель по оркестру для юных слушателей


Эдвард Бенджамин Бриттен ,барон Бриттен(1913-1976)-выдающийся британский композитор,дирижер и пианист.
О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине,первым после Генри Персела(1659 -1695)(английский композитор, представитель стиля барокко)получившем мировое признание.Прошли столетия после смерти "Британского Орфея",-так называли Персела,но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко,чтобы мир повернулся к нему с интересом,взволнованностью,с нетерпением ожидая,что нового появиться в его следующем опусе.Таким стал только Бриттен,снискавший мировую славу.Можно сказать,что Англия дождалась его.


"Простая симфония", Op.4 для струнного оркестра (1934г)

Бенджамином Бриттеном была написана для студенческого оркестра и впервые исполнена им в 1934 году под управлением автора.
Произведение посвящено Одри Олстон, которая в детстве учила Бриттена игре на альте. В симфони Бриттен использовал восемь тем (по две на часть), сочиненных им в детстве и к которым он испытывал особое расположение.

В этой симфонии, проявляются все элементы стиля Бенджамина Бриттена. С одной стороны - это классическая ясность; ясность Гайдна, Моцарта и Бетховена. С другой стороны - следование великолепным традициям английской музыки, начиная со времён вирджиналистов (вирджинал - английский вариант клавесина). А еще - огромное чувство юмора, буквально во всём. Но эта симфония, пожалуй, обладает рекордным чувством юмора, в чем мы с вами и убедимся…
«Простая симфония» Бенджамина Бриттена состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свое название. Первая - «Неистовое буре», вторая - «Игривое пиццикато», третья - «Сентиментальная сарабанда» и четвертая - «Веселый финал».
Уже названия частей настраивают слушателя на игривый лад.

Мы откроем для себя Бриттена - остроумного, как молодой Прокофьев, и классичного, как «папаша Гайдн»…

«Вы увидите, сколько чудес внутри этой музыки, сколько вечного и классического!..»


«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»
на тему Генри Перселла…
(1946г)

Одно из самых лучших произведений мировой музыки!
Бриттен взял тему Пёрселла - чудесную тему, очень энергетичную, очень сильную, и с неё начал. По сути, он написал Тему с вариациями и фугой. Так это называется официально.
За какие-нибудь семнадцать минут мы пройдем самый удивительный путь во всей истории музыки.


Как выстраивает свою тему и вариации гениальный Бенджамин Бриттен?
Итак, сначала звучит тема, потом эта же тема звучит в исполнении различных групп оркестра: сначала деревянных духовых, потом медных духовых, потом струнных, потом ударных, и в завершении опять все вместе - Тутти - они играют эту мелодию. Затем начинается безостановочное знакомство со всеми музыкальными инструментами симфонического оркестра: начинают играть флейты и флейты-пикколо, потом гобой, потом кларнет, потом фаготы, валторны; затем очередь струнных - скрипки, альты, виолончели, контрабасы; потом арфа, потом начинаются медные духовые - валторны, трубы, тромбоны и туба, потом ударные - их вообще тысячи! (У Бриттена их звучит еще немного - всего штук сорок-пятьдесят).
Затем начинается самое большое чудо, какое только может быть на земле - фуга. В переводе с латыни “фуга” означает “бег”. И Бриттен действительно дает нам настоящую фугу, которая бежит на всех парах - все инструменты бегут, торопятся, спешат, они свистят и щебечут, как птички, они поют, они дразнятся, они… Это что-то невероятное! Причем опять в том же самом порядке каждая группа инструментов играет эту тему сначала (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, струнные и т.д.). Это фуга, к которой в течение двух минут присоединяется огромное количество голосов, и уже кажется, что звучит вся Вселенная!
И вдруг снова чудо - когда весь оркестр верещит, свистит, поет, трещит, смеется, грохочет… в этот момент появляется ТЕМА - та самая, с которой всё это начиналось, соединяясь со всеми голосами фуги.

Подобного история музыки еще не знала!
Вот что вытворил удивительный Бриттен!

по материалам радио "Орфей"

Бенджамин Бриттен

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ
Читает Наталья Сац

«Путеводитель ло оркестру для юношества (Вариации и фуга на тему Перселла)» Б. Бриттена написан десятью годами позже «Пети и волка» Сергея Прокофьева - произведения, начавшего цикл знакомства детей с инструментами симфонического оркестра.

Бенджамин Бриттен - наш современник (1913-1976). Его произведения исполнялись неоднократно в Советском Союзе. Композитор и сам бывал у нас. Большой художник, Бриттен откликается на все животрепещущие проблемы современности. Перу его принадлежат «Баллада о героях», посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании против фашизма, и Военный реквием - памяти жертв второй мировой войны. В то же время он - автор Весенней симфонии и оперетты «Пол Баньян».

Бриттен любит писать для детей. Написав три оперы, он создал специально для ребят веселую оперу, которая так и называлась «Давайте ставить оперу, или Маленький трубочист» (1949). Это было веселое представление, в котором участвовали дети в возрасте от восьми до четырнадцати лет, но и присутствующая публика должна была петь песни по нотам, которые тут же раздавались всем, и подражать голосам птиц в одной из сцен. Впоследствии Бриттен в своих «взрослых операх» писал очень ответственные партии, которые должны исполняться детьми («Поворот винта», «Сон в летнюю ночь» и др.).

На партитуре Вариаций и фуги на тему Перселла стоит посвящение: «Это произведение с нежностью посвящается детям Джона и Джейн Моуд - Хемфри, Памеле, Каролине и Вирджинии - в целях образовательных и для развлечения».

Бриттен очень любил гениального английского композитора, жившего в XVII столетии, Генри Перселла, автора первой национальной оперы «Дидона и Эней». Он многому учился у своего знаменитого предшественника. «Он обязан Перселллу больше, чем любому другому композитору, - пишет его биограф Имоджин Холст, - не только тому, что он называет «ясностью, блеском, нежностью и странностью» песен, но также и живости инструментальных пьес. На тему одного из его хорнпайпов («хорнпайп» - «волынка» - название матросского танца) Бриттен написал свой «Путеводитель по оркестру» (ор. 34) - самый веселый из всех уроков инструментовки».

Запись 1

Русский текст Наталии Сац

Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац

Запись 1970 г.

Общее время звучания - 19:31

ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ОРКЕСТРУ» В ИСПОЛНЕНИИ НАТАЛЬИ САЦ:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

СКАЧАТЬ СКАЗКУ
(mp3, битрейт 320 kbps, размер файла - 44,4 Мб):

Запись 2 (на английском языке)

Royal Philharmonic Orchestra (Королевский филармонический оркестр),
дирижёр Andre Previn (Андре Превин)
Запись студии Telarc (USA)

Запись 1986 г.

Общее время звучания - 17:06

ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ «YOUNG PERSON"S GUIDE TO THE ORCHESTRA»
В ИСПОЛНЕНИИ ОРКЕСТРА п/у АНДРЕ ПРЕВИНА:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент. B. Britten. Young Person"s Guide to the Orchestra" />

«Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена (1946 г.) принадлежат (наряду с прокофьевским «Петей и волком») к популярнейшим «детским» сочинениям симфонической музыки.

Изначально Бриттен писал музыкальные иллюстрации к фильму об инструментах оркестра. Но огромное количество писем, полученных после выхода этого фильма, побудило композитора создать самостоятельное оркестровое произведение.

Музыкант-просветитель, Бриттен постоянно стремился привлечь юных слушателей в мир академической (но совсем не скучной!) музыки. Так, в его замечательном сочинении «Давайте создадим оперу!» маленькие и большие зрители становятся полноправными участниками спектакля.

Неслучайно для Бриттена и обращение к музыке Генри Пёрселла (использована тема Рондо из музыки к пьесе А. Бен «Абделазар»). Возродив на оперной сцене перселловский шедевр «Дидону и Эней», он нередко черпал вдохновение в наследии «золотого века» английской музыки.

Рельефная, яркая мелодия, исполняемая tutti и, затем, отдельно каждой оркестровой группой, «спускается» по всем инструментам оркестровой партитуры (начиная с флейты, далее по всем деревянным духовым, струнным, арфе, медным и ударным), чтобы в конце снова объединить весь оркестр в фуге. Автором предусмотрены словесные комментарии - краткие рассказы о каждом инструменте - написанные другом Бриттена, либреттистом оперы «Питер Граймс» Монтегю Слейтером.

Тяготевший к музыкальному театру, Бриттен и здесь создает увлекательное игровое зрелище с калейдоскопической сменой инструментов-«персонажей», надевающих к тому же различные «маски» (каждая вариация звучит в своем жанре - полонеза, марша, ноктюрна, хорала и т.д.) По меткой характеристике Р. Насонова, «композитору удается не только продемонстрировать виртуозные возможности всех оркестровых инструментов, но и создать целую галерею их портретов, объединенных занимательным музыкальным сюжетом».

«Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

Бенджамин Бриттен

Бенджамин Бриттен стоял у истоков возрождения английской музыки на мировой арене. Он создавал произведения различных жанров и уделял особое внимание народным веяниям. Его роль как музыканта-просветителя отразилась в музыкальных этюдах, которые предназначались для молодёжи и детей.

Произведения Перселла привлекали ярый интерес автора, благодаря чему были рождены на свет редактированные варианты оперы «Дидона и Эней», «Оперы нищих». Неповторимое значение из всех работ Бриттена придаётся «Вариации и фуге на тему Перселла», которая стала своеобразным «путеводителем по оркестру для молодёжи». Произведение изначально было написано для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра». В дальнейшем путеводитель был исполнен в Лондоне симфоническим оркестром.

Сложное полифоническое произведение знакомит слушателей с возможными тембрами различных инструментов оркестра. Такое интересное и специфическое звучание производит впечатление даже на самых маленьких зрителей и может смело занять место самого популярного обучающего музыкального творения. Путеводитель рекомендуется детишкам с шестилетнего возраста, познакомит их с удивительным и ярким миром симфонической музыки. Звучание оркестра периодически прерывается понятными и интересными пояснениями. Комментарии раскрывают каждый инструмент и доступно характеризуют его для ребёнка.

Все они воплощаются в своего персонажа, одеваю своего рода маску, и звучат в различных жанрах, которые включают полонезы, марши, ноктюрны, хоралы и другие. Таким образом, создаётся целая портретная галерея инструментов. Этот калейдоскоп звучаний завораживает поочерёдно различными тембрами, которые в итоге объединяются в искрящуюся фугу. Сочинение состоит из нескольких фрагментов и финала для удобства зрителя. Путеводитель включает в себя шесть ансамблевых комбинаций оркестровых композиций, тридцать сольных выступлений, которые потом сливаются в фугу с задействованием всех инструментов сразу.

Научите ребенка различать музыкальные инструменты на слух, благодаря их феноменальному и уникальному тембру звучания. Все они различны по глубине и насыщенности, по наличию бархатистого или мягкого оттенка, а также по продолжительности и яркости. Здесь Вы сможете насладиться чудесной скрипкой, выразительным альтом, будоражащей виолончелью и контрабасом. Не упустите трогательную флейту, кларнет, фагот, громкую трубу и тромбон, а также разнообразные ударные. Перечень всех используемых инструментов просто бесконечен, как и безграничный и богатый мир музыки.

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...