Анализ произведения гранатовый браслет куприна. Рассказ «Гранатовый браслет» в критической литературе Гранатовый браслет истинная любовь


Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя - Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.

История создания романа

Большинство рассказов А. Куприна пронизано извечной темой любви, а роман «Гранатовый браслет» наиболее ярко воспроизводит ее. А. Куприн начал работу над своим шедевром осенью 1910 г. в Одессе. Задумкой данной работы послужил один визит писателя к семье Любимовых в Петербурге.

Однажды сын Любимовой поведал одну занимательную историю о тайном поклоннике своей матери, который на протяжении долгих лет писал ей письма с откровенными признаниями в безответной любви. Мать была не в восторге от такого проявления чувств, ведь была уже давно замужем. При этом, она имела более высокий социальный статус в обществе, нежели ее поклонник - простой чиновник П. П. Желтиков. Обострил ситуацию подарок в виде красного браслета, подаренном на именины княжны. В то время, это было дерзким поступком и могло положить плохую тень на репутацию дамы.

Муж и брат Любимовой нанесли визит к поклоннику домой, тот как раз писал очередное письмо своей возлюбленной. Они вернули подарок владельцу, попросив впредь не беспокоить Любимову. О дальнейшей судьбе чиновника никто из членов семьи не знал.

История, которая была поведана за чаепитием, зацепила писателя. А. Куприн решил положить ее в основу своего романа, который был несколько видоизменен и дополнен. Нужно отметить, что работа над романом шла тяжело, о чем автор писал своему другу Батюшкову в письме 21 ноября 1910 г. Работа вышла в свет только в 1911 г., впервые напечатана в журнале «Земля».

Анализ произведения

Описание произведения

В свой День рождения княгиня Вера Николаевна Шеина получает анонимный подарок в виде браслета, который украшен зелеными камнями - «гранатами». К подарку прилагалась записка, из которой стало известно, что браслет принадлежал еще прабабушке тайного поклонника княгини. Подписывался неизвестный инициалами «Г.С. Ж.». Княгиня смущена данным презентом и вспоминает о том, что на протяжении уже долгих лет ей пишет один незнакомец о своих чувствах.

Муж княгини, Василий Львович Шеин, и брат, Николай Николаевич, который работал помощником прокурора, разыскивают тайного писателя. Им оказывается простой чиновник под именем Георгий Желтков. Ему возвращают браслет и просят оставить в покое женщину. Желтков испытывает чувство стыда от того, что Вера Николаевна могла потерять свою репутацию из-за его поступков. Оказывается, что еще давно он влюбился в нее, случайно увидев в цирке. С тех пор он пишет ей письма о неразделенной любви до самой смерти несколько раз в год.

На следующий день семья Шеиных узнает о том, что чиновник Георгий Желтков застрелился. Он успел написать последнее письмо Вере Николаевне, в котором просит прощения у нее. Он пишет, что его жизнь больше не имеет смысла, но он любит ее по-прежнему. Единственное, о чем Желтков просит,- чтобы княгиня не винила себя в его смерти. Если данный факт будет мучить ее, то пусть она послушает в его честь Сонату №2 Бетховена. Браслет, который чиновнику вернули накануне, он перед смертью приказал служанке повесить на икону Божьей Матери.

Вера Николаевна, прочитав записку, просит разрешения у мужа взглянуть на покойного. Она приезжает на квартиру чиновника, где видит его мертвым. Дама целует его в лоб и возлагает букет цветов покойному. Когда она возвращается домой, то просит сыграть произведение Бетховена, после чего Вера Николаевна расплакалась. Она понимает, что «он» простил ее. В конце романа Шеина осознает потерю большой любви, о которой только может мечтать женщина. Здесь же она вспоминает слова генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Главные герои

Княгиня, женщина средних лет. Она замужняя, но отношения с мужем давно уже переросли в дружеские чувства. Детей у нее нет, но она всегда внимательна к своему мужу, заботиться о нем. Она имеет яркую внешность, хорошо образованна, увлекается музыкой. Но уже больше 8 лет к ней приходят странные письма от поклонника «Г.С.Ж.». Этот факт смущает ее, она рассказала о нем мужу и родным и не отвечает взаимностью писателю. В конце произведения, после смерти чиновника, она с горечью понимает всю тяжесть утраченной любви, которая бывает в жизни только раз.

Чиновник Георгий Желтков

Молодой человек лет 30-35. Скромный, небогатый, воспитанный. Он тайно влюблен в Веру Николаевну и пишет о своих чувствах ей в письмах. Когда ему вернули подаренный браслет и попросили прекратить писать княгине, он совершает акт суицида, оставив прощальную записку женщине.

Муж Веры Николаевны. Хороший, веселый человек, который искренне любит свою жену. Но из-за любви к постоянной светской жизни, он находится на грани разорения, чем тянет свою семью на дно.

Младшая сестра главной героини. Она замужем за влиятельным молодым человеком, от которого имеет 2 детей. В замужестве она не теряет свою женскую натуру, любит кокетничать, играет в азартные игры, но весьма набожна. Анна очень привязана к своей старшей сестре.

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский

Брат Веры и Анны Николаевны. Работает помощником прокурора, очень серьезный по своей натуре, строгих правил парень. Николай не расточителен, далек от чувств искренней любви. Именно он просит Желткова прекратить писать к Вере Николаевне.

Генерал Аносов

Старый боевой генерал, бывший друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Участник русско-турецкой войны, был ранен. Не имеет семьи и детей, но близок к Вере и Анне как родной отец. Его даже называют «дедушкой» в доме Шеиных.

Данное произведение насыщено разными символами и мистикой. В основе лежит история трагической и безответной любви одного человека. В конце романа трагизм истории приобретает еще больших масштабов, ведь героиня осознает тяжесть потери и неосознанной любви.

Сегодня роман «Гранатовый браслет» очень популярен. В нем описаны великие чувства любви, местами даже опасной, лиричной, с трагичным окончанием. Это всегда было актуально среди населения, ведь любовь бессмертна. К тому же, основные герои произведения описаны очень реалистично. После выхода повести в свет, А. Куприн приобрел высокую популярность.

Куприн в своих произведениях показывает нам настоящую любовь, где нет ни грамма корысти, и, которая не жаждет никакой награды. А любовь в рассказе «Гранатовый браслет» описывается всепоглощающей, это не просто увлечение, а великое чувство на всю жизнь.

В рассказе мы видим настоящую любовь одного бедного чиновника Желткова к замужней Вере Шеин, как он счастлив просто любить, ничего не требуя взамен. И как мы видим, ему совершенно было не важно, что он ей не нужен. И как доказательство своей безграничной любви, он дарит Вере Николаевне гранатовый браслет, единственную ценную вещь, которая досталась ему в наследство от мамы.

Родные Веры, недовольные вмешательством в их личную жизнь, просят Желткова оставить её в покое и не писать письма, до которых ей всё равно нет дела. Но разве же можно отнять любовь?

Единственной радостью и смыслом в жизни Желткова была любовь к Вере. У него не было, каких либо целей в жизни, его ничего больше не интересовало.

В итоге он решает покончить с собой и выполняет волю Веры, оставив её. Любовь Желткова так и останется безответной…

Поздно поймёт она, что это была настоящая любовь, та, о которой многим приходиться только мечтать, прошла мимо неё. Позже, глядя на мёртвого Желткова, Вера будет сравнивать его с величайшими людьми.

Рассказ «Гранатовый браслет» красочно показывает нам все мучения и нежные чувства, которые противопоставлены бездуховности в этом мире, где влюблённый готов на всё ради любимой.

Человек, который сумел так трепетно полюбить, присутствует какое-то особое понятие жизни. И пусть Желтков был всего лишь обычным человеком, он оказался выше всех установленных норм и стандартов.

Куприн изображает любовь, как недостижимою тайну, а для такой любви не существует сомнений. «Гранатовый браслет» очень интересное и в тоже время грустное произведение, в котором Куприн старался нас научить ценить в жизни что-либо своевременно…

Благодаря его произведениям мы оказываемся в мире, где перед нами предстают бескорыстные и добрые люди. Любовь - это страсть, это мощное и настоящее чувство, показывающая лучшие качества души. Но кроме всего этого, любовь - это правдивость и искренность в отношениях.

Вариант 2

Любовь - это слово вызывает совершенно разнообразные эмоции. Оно может нести, как позитивный настрой, так и негативный. Куприн был уникальным автором, который мог в своих произведениях сочетать несколько направлений любви. Одним из таких рассказов стал «Гранатовый браслет».

Автор всегда трепетно относился к такому явлению, как любовь, а в своем рассказе он ее превознес, можно сказать, боготворил, что сделало его произведение настолько волшебным. Главный герой - чиновник Желтков - был безумно влюблен в одну даму по имени Вера, правда открыться ей смог целиком только в конце своего жизненного пути. Вера сначала не знала, как реагировать, потому что ей приходили письма с признаниями в любви, а ее семья смеялась и издевалась над этим. Один только дедушка Веры предположил, что слова, написанные в письмах, могут оказаться не пустыми, тогда внучка пропускает мимо себя любовь, о которой мечтают все девушки на свете.

Любовь показана как светлое, чистое чувство, а объект обожания чиновника Желткова предстает перед нами образцом женского идеала. Наш герой готов завидовать абсолютно всему, что окружает и прикасается к Вере. Он завидует деревьям, которых она могла коснуться, проходя мимо, людям, с которыми она разговаривает по дороге. Поэтому, когда к нему пришло осознание безвыходности его любви и жизни, он решает преподнести любимой женщине подарок, с помощью которого, хоть и не самостоятельно, он сможет прикоснуться к ней. Этот браслет был самым дорогим предметом, который имел наш бедный герой.

Любовь на расстоянии очень тяжело ему давалась, но он лелеял ее в своем сердце долгое время. На прощание, перед смертью, он написал ей последнее письмо, в котором сообщил, что уходит из жизни по велению Бога, а ее благословляет и желает дальнейшего счастья. Но можно понять, что Вера, поздно осознавшая свой шанс, уже не сможет спокойно и счастливо жить, возможно, это была единственная настоящая и искренняя любовь, которая ждала ее в жизни, и она ее упустила.

В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.

Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».

Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.

В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Маршак

    Сочинения по литературе Самуила Маршака

  • Сочинение Примеры самовоспитания из жизни

    Многие из нас часто слышали о такой вещи как самовоспитание. Что же означает это слово? Оно означает процесс воспитания человека, в котором роль воспитателя играет сам воспитуемый. Вначале человек намечает цели – каким я хочу стать

  • Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель начала ХХ века. В своих произведениях он воспевал любовь: неподдельную, искреннюю и настоящую, не требующую ничего взамен. Такие чувства дано испытать далеко не каждому человеку, а разглядеть их, принять и отдаться им среди бездны жизненных событий, способны лишь единицы.

    А. И. Куприн - биография и творчество

    Маленький Александр Куприн потерял отца, когда ему был всего год. Его мать, представительница старинного рода татарских князей, приняла судьбоносное для мальчика решение переехать в Москву. В 10 лет он поступил в Московскую военную академию, полученное образование сыграло заметную роль в творчестве писателя.

    Позже он создаст не одно произведение, посвященное своей военной юности: воспоминания писателя можно узнать в повестях «На переломе (Кадеты)», «Прапорщик армейский», в романе «Юнкера». 4 года Куприн оставался офицером пехотного полка, но желание стать романистом не оставляло его никогда: первое известное произведение, повесть «Впотьмах», Куприн написал в 22 года. Жизнь армии еще не раз найдет отражение в его творчестве, в том числе и в наиболее значительном его произведении, повести «Поединок». Одной из важных тем, сделавшей произведения писателя классикой русской литературы, стала любовь. Куприн, виртуозно владея пером, создавая невероятно реалистичные, детальные и продуманные образы, не боялся демонстрировать реалии общества, обнажая самые безнравственные его стороны, как, например, в повести «Яма».

    Повесть «Гранатовый браслет»: история создания

    Работу над повестью Куприн начал в непростые для страны времена: закончилась одна революция, закружилась воронка другой. Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» создается в противовес настроению общества, она становится искренней, честной, бескорыстной. «Гранатовый браслет» стал одой такой любви, молитвой и реквиемом по ней.

    Повесть была опубликована в 1911 году. За ее основу была взята реальная история, которая произвела на писателя глубокое впечатление, Куприн практически полностью сохранил ее в своем произведении. Изменению подвергся лишь финал: в оригинале прототип Желткова отказался от своей любви, но остался жив. Самоубийство, которым закончилась любовь Желткова в повести - это лишь другая интерпретация трагического окончания невероятных чувств, позволяющая максимально полно продемонстрировать разрушительную силу черствости и безволия людей того времени, о чем и повествует «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении является одной из ключевых, она детально проработана, а то, что история создана на основе реальных событий, делает ее еще более выразительной.

    Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» находится в центре сюжета. Главная героиня произведения - Вера Николаевна Шеина, супруга князя. Ей постоянно приходят письма от тайного воздыхателя, но однажды поклонник преподносит ей дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении начинается именно здесь. Посчитав такой подарок неприличным и компрометирующим, она рассказала о нем своему мужу и брату. Воспользовавшись связями, они легко находят отправителя подарка.

    Им оказывается скромный и мелкий чиновник Георгий Желтков, который, случайно увидев Шеину, полюбил ее всем сердцем и душой. Он довольствовался своей позволяя себе изредка писать письма. Князь явился к нему с разговором, после чего Желтков почувствовал, что он подвел свою чистую и непорочную любовь, предал Веру Николаевну, скомпрометировав ее своим подарком. Он написал прощальное письмо, где попросил свою любимую простить его и послушать на прощание сонату для фортепиано №2 Бетховена, а затем застрелился. Эта история встревожила и заинтересовала Шеину, она, получив разрешение у мужа, отправилась на квартиру покойного Желткова. Там она впервые в жизни испытала те чувства, которые не признавала на протяжении всех восьми лет существования этой любви. Уже дома, слушая ту самую мелодию, она понимает, что потеряла шанс на счастье. Так раскрывается тема любви в произведении «Гранатовый браслет».

    Образы главных героев

    Образы главных героев отражают социальные реалии не только того времени. Эти роли характерны для человечества в целом. В погоне за статусом, материальным благополучием человек снова и снова отказывается от самого главного - светлого и чистого чувства, которому не нужны дорогие подарки и громкие слова.
    Образ Георгия Желткова - главное тому подтверждение. Он не богат, ничем не примечателен. Это скромный человек, не требующий ничего взамен своей любви. Даже в предсмертной записке он обозначает ложную причину своего поступка, чтобы не навлечь беду на любимую, равнодушно отказавшуюся от него.

    Вера Николаевна - молодая женщина, привыкшая жить исключительно в соответствии с устоями общества. Она не чурается любви, но не считает ее жизненной необходимостью. У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было необходимо, и она не считает возможным существование других чувств. Так происходит до того, пока она не сталкивается с бездной после смерти Желткова - то единственное, что может будоражить сердце и вдохновлять, оказалось безнадежно упущенным.

    Главная тема повести «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении

    Любовь в повести - это символ благородства души. Этого нет у черствого князя Шеина или у Николая, черствой можно назвать и саму Веру Николаевну - до момента поездки на квартиру покойного. Любовь была высшим проявлением счастья для Желткова, ему не требовалось больше ничего, он находил блаженство и великолепие жизни в своих чувствах. Вера Николаевна видела в этой безответной любви лишь трагедию, ее поклонник вызывал у нее лишь жалость, и в этом кроется главная драма героини - она была не способна оценить красоту и чистоту этих чувств, это отмечает каждое сочинение по произведению «Гранатовый браслет». Тема любви, по-разному истолкованная, неизменно будет встречаться в каждом тексте.

    Предательство любви совершила сама Вера Николаевна, когда отнесла браслет мужу и брату - устои общества оказались для нее важнее единственного светлого и бескорыстного чувства, которое имело место в ее эмоционально скудной жизни. Она понимает это слишком поздно: то чувство, которое встречается раз в несколько сотен лет, исчезло. Оно легко коснулось ее, но она не смогла разглядеть этого прикосновения.

    Любовь, приводящая к саморазрушению

    Сам Куприн ранее в своих очерках как-то выразил мысль, что любовь - это всегда трагедия, она содержит в равной степени все эмоции и радости, боль, счастье, радость и смерть. Все эти чувства помещались в одном маленьком человеке, Георгии Желткове, который видел искреннее счастье в безответных чувствах к холодной и недоступной женщине. Его любовь не имела взлетов и падений, пока в нее не вмешалась грубая сила в лице Василия Шеина. Воскрешение любви и воскрешение самого Желткова символично происходит в момент прозрения Веры Николаевны, когда она слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации. Таков «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении полна печали и горечи.

    Главные выводы из произведения

    Пожалуй, главной линией является тема любви в произведении. Куприн демонстрирует глубину чувств, которые далеко не каждая душа способна понять и принять.

    Любовь у Куприна требует отказа от моралей и норм, насильственно навязанных обществом. Для любви не нужны деньги или высокое положение в обществе, но она требует от человека гораздо большего: бескорыстности, искренности, полной самоотдачи и самоотверженности. Хочется отметить следующее, заканчивая анализ произведения «Гранатовый браслет»: тема любви в нем заставляет отрекаться от всех социальных ценностей, но взамен дарует истинное счастье.

    Культурное наследие произведения

    Огромный вклад в развитие любовной лирики сделал Куприн: «Гранатовый браслет», анализ произведения, тема любви и ее изучение стали обязательными в школьной программе. Это произведение также неоднократно экранизировалось. Первый фильм по мотивам повести вышел уже через 4 года после публикации, в 1914 году.

    Им. Н. М. Загурского в 2013 году поставил одноименный балет.

    В.Н. А йдарова

    Во всем многообразии тем, поднимаемых в произведениях А.И. Куприна, чье творчество К. Паустовский по праву называл «энциклопедией жизневедения», выделяется одна заветная тема, к которой писатель обращается очень бережно и благоговейно – тема любви. «Впотьмах», «Святая любовь», «Столетник», «Олеся», «Суламифь», «Леночка», «Гранатовый браслет» и еще многие произведения А.И. Куприна поднимают проблему любви, этой «величайшей тайны в мире».

    В письме к Ф.Д. Батюшкову летом 1906 г. Куприн признавался: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я».

    Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви...

    Что же такое любовь? Как женщины и как Христос, я отвечу вопросом: «А что есть истина? Что есть время? Пространство? Тяготение?»

    Словами героя «Поединка» Назанского Куприн идеализирует самоотверженное платоническое чувство: «...сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в...безнадежной любви! Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь посвятить ей».

    Порыв к идеальному, очищенному от всего житейского романтическому чувству А.И. Куприн сохранит на всю жизнь. Уже в старости, в эмиграции, в течение ряда лет он уединялся и писал нежно и почтительно любовные письма к женщине, которую очень мало знал, но которую любил сокровенной любовью.

    И еще одно интересное свидетельство. К. Паустовский отмечает, что Куприн часто говорил, будто бы писателем он стал совершенно случайно и собственная слава его удивляет. Биографы писателя констатируют, что в 1894 г. поручик Куприн вышел в отставку из армии и поселился в Киеве. Вначале бедствовал, но вскоре начал работать в киевских газетах и писать. До этого Куприн писал очень мало.

    Что же заставило молодого офицера выйти в отставку и так резко изменить жизнь? Только ли «свинцовые мерзости» армейской действительности, хотя они, наверное, в первую очередь. Однако была в жизни Куприна и история, в которой тесно переплелись любовь, молодое безрассудство и стечение трагических обстоятельств, крушение надежд.

    Об этом малоизвестном эпизоде из жизни Куприна узнаем из воспоминаний Марии Карловны Куприной-Иорданской - первой жены писателя. Узнаем и о той роковой роли, которую сыграет Киев в его судьбе.

    После окончания Алексайдровского военного училища в Москве, Александр Куприн в чине подпоручика был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в захолустных городках Подольской губернии - Проскурове и Волочиске. Куприн служил в Проскурове третий год, когда однажды на полковом балу в офицерском собрании познакомился с молоденькой 17-летней девушкой Верочкой и... влюбился. Верочка происходила из обеспеченной аристократической семьи, родители ее умерли, и она жила у своей сестры, бывшей замужем за капитаном. Бог весть, каким образом эти люди оказались в том захолустном полку. Куприн стал встречаться с Верочкой, которая отвечала ему явной симпатией, но об их свиданиях узнали сестра с капитаном. Куприна вызвали и поставили непременное условие: родные согласятся на этот брак, если молодой человек окончит Академию Генерального штаба и перед ним откроется военная карьера, «выход» в высшее общество, знакомства, связи.

    Летом 1883 г. Куприн уезжает из Проскурова, в Петербург сдавать экзамены в Академию. Путь его пролегает через Киев. Там он встречает бывших соучеников по кадетскому корпусу, которые уговаривают его задержаться на два дня, чтобы отметить встречу. В день отъезда молодые офицеры отправились на берег Днепра, где какой-то предприниматель на причаленной к берегу старой барже оборудовал ресторан. Офицеры расположились за столиком, когда вдруг к ним подошел околоточный со словами, что столик забронирован для пристава, и требованием немедленно освободить места. Армейские офицеры всегда недолюбливали жандармерию, знаться с полицией считали для себя унизительным, а посему не обратили внимания на околоточного. Тот же вел себя нагло, начал кричать, запрещая хозяину заведения обслуживать господ офицеров. И тут произошло нечто невообразимое. Околоточный полетел за борт в воду. Публика хохотала и аплодировала. Отправил его «остыть» не кто иной, как Александр Иванович Куприн. Околоточный поднялся весь в тине (баржа стояла у берега на мелком месте) и начал составлять акт об «утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей».

    В Киеве Куприн истратил все свои сбережения, и по приезде в Петербург ему приходилось «туго». Новые друзья-офицеры звали его «покутить», однако Куприн скрывал от них свое плачевное безденежье, отговариваясь, что зван на обед к своей богатой тетке, а сам питался одним черным хлебом, который аккуратно разрезал на порции и не позволял себе сразу съедать более одной части. Иногда, не выдерживая, он заходил в колбасную лавочку и просил хозяйку дать колбасных обрезков пожирнее для тетушкиной любимой кошки. На самом деле и тетушка, и кошка были вымышленными, а сам подпоручик, уединяясь и прячась, с жадностью набрасывался на еду.

    Куприн блестяще сдал экзамены в Академию Генерального штаба. Сам начальник Академии похвалил его. Куприн уже видел себя в мечтах блестящим офицером Генерального штаба и в недалеком будущем мужем Верочки.

    Но вдруг из Киева, от командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова приходит бумага, в которой сообщалось, что подпоручик Куприн такого-то числа, такого-то года совершил проступок, порочащий честь офицера. За этим следовал приказ: запретить поступление в Академию Генерального штаба сроком на 5 лет. Это было крушение надежд, катастрофа. Верочка была навсегда потеряна...

    Куприн хотел даже застрелиться, но револьвер был продан, чтобы рассчитаться с долгами. Куприн немедленно подает рапорт об увольнении из армии и выходит в отставку. С военной карьерой было покончено навсегда... Возвращается в злополучный для него Киев, где в нужде и тяготах перепробует множество профессий: будет работать грузчиком на речной пристани, одно время даже выступать борцом легкого веса в цирке, перепробует еще множество работ, но все они будут временными, не приносящими существенного заработка. Иногда в моменты жесточайшего безденежья его можно было увидеть ночующим под открытым небом среди нищих и бродяг на склонах Мариинского парка. Наконец Куприну удастся устроиться наборщиком в типографию, и время от времени он приносит в редакцию печатавшейся там газеты заметки об уличных происшествиях. По свидетельству самого Куприна: «...постепенно я втянулся в газетную работу, а через год стал уже заправским газетчиком и бойко строчил фельетоны на разные темы». Собирал материал для очерков «Киевские типы». Таким образом именно сложное стечение обстоятельств, в котором сплелись любовь, случай в Киеве и разочарование, несбывшиеся мечты во многом способствовали решению изменить собственную жизнь и посвятить ее творчеству, где особое место занимают произведения о любви.

    В 1910 году А.И. Куприн задумал создать «печальную историю», «очень милую», как он говорил, для него вещь. «Не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю, - плачу. Недавно рассказывал одной хорошей актрисе - плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я, еще не писал». Куприн создает «Гранатовый браслет». Многие персонажи имели свои жизненные прототипы. «Это...печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». Однажды, находясь в гостях, писатель услышал от крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова иронично поведанную историю о преследовании его жены Людмилы Ивановны (в девичестве Туган-Барановской) пошлыми письмами, написанными неким телеграфистом, а также о подарке, присланном ей в день Пасхи, - браслете в виде толстой позолочрнной дутой цепочки, к которой было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос воскрес, дорогая Лима. П.П.Ж.». Возмущенный супруг - в «Гранатовом браслете» князь Василий Львович Шейн и его шурин - чопорный Николай Николаевич Туган-Барановский (имя в рассказе не изменено) разыскали телеграфиста Петра Петровича Жолтикова (в «Гранатовом браслете» бедный чиновник Желтков) и потребовали прекратить преследования. Жолтиков был переведен в провинцию, где вскоре женился. Куприн изменит эту несколько «грубоватую» историю, придаст ей иное содержание, по-своему осмыслит события и создаст один из самых поэтичных и печальных рассказов о трагичной и единственной любви.

    В «Гранатовом браслете» писатель затрагивает различные аспекты проблемы любви, и прежде всего - проблему любви истинной, «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», такой, которая встречается «только один раз в тысячу лет» и проблему «видимости» любви.

    Один из героев рассказа говорит, что люди разучились любить, любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. «Почему люди женятся?» - рассуждает человек старшего поколения, умудренный жизнью генерал Аносов. И называет несколько причин: женщины из-за «стыда» оставаться в девушках, нежелания быть лишним ртом в семье, стремления быть хозяйкой. Мужчины в основном из-за бытовых удобств: устав от холостой жизни, от беспорядка, плохих обедов, «от грязи, окурков, разорванного...белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей...». Не на последнем месте и выгода: «семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее». Аносов называет еще несколько причин и делает неутешительный вывод: «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не Видел». Он рассказывает два случая, лишь похожих на настоящее чувство, оба закончившихся трагически, продиктованных глупостью и вызывающих лишь жалость.

    Нет любви и между мужем и женой Фриессе: Анна не может терпеть своего глупого, но богатого камер-юнкера Густава Ивановича, при этом родила от него двух детей. Он же обожает ее, привлекавшую внимание многих мужчин, но обожает ее самодовольно, так, что «становится за него неловко».

    В семье княгини Веры, как ей кажется, царит атмосфера любви и прочной, верной, истинной дружбы. Дважды в разговоре с генералом Вера Николаевна приводит свой брак как исключительный пример счастливой любви: «Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?». Но в первом случае генерал медлит с ответом: «...довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: - Ну, хорошо... скажем - исключение...», А во второй раз прерывает слова Веры, говоря, что имел в виду совсем иную - подлинную любовь: «Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми... Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Куприн вводит множество штрихов, раскрывающих характер взаимоотношений в семье Шейных. Семья сохраняет видимость благополучия, князь занимает видное положение в обществе, а сам еле сводит концы с концами. Живет выше средств, ибо, согласно положению, приходится делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д. И он не замечает, что Вера, стремясь помочь князю избежать разорения, экономит на себе, отказывает себе во многом.

    В день рождения Веры князь обещает привезти к обеду немногих и только самых близких знакомых, но среди гостей оказывается местный вице-губернатор фон Зекк, светский молодой богатый шалопай и кутила Васючок, профессор Спешников, штабной полковник Пономарев - те люди, с которыми Вера едва знакома, но которые вхожи в петербургский свет. Мало того, Веру охватывает суеверный страх - «нехорошее предчувствие», ибо гостей оказывается тринадцать человек. Князь Василий невнимателен к Вере. На дне рождения ой представляет гостям иллюстрированную поэму «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», а на просьбу жены прекратить это, делает вид, будто не расслышал ее слов или не придал им значения, и будет продолжать свое, как ему кажется, остроумное повествование, в котором представит себя в благородном свете, Веру - в смешном, а П.П.Ж. в жалком и пошлом; Он даже не удосужится запомнить настоящие инициалы Г.С.Ж., которыми были подписаны адресованные Вере письма, настолько мелок и незначителен для князя Шейна этот бедный человек. Зато когда Василий Львович узнает о подарке - гранатовом браслете, он негодует, что история может получить огласку в обществе и выставить его в смешном и невыгодном положении, поскольку адресант - человек не их круга.; Вместе с чопорным, напыщенным шурином князь Василий собирается «принять меры». Они разыскивают Желткова и во время разговора подчеркивают пренебрежение к нему: не отвечают на приветствие - протянутую руку Желткова, пренебрегают приглашением присесть и выпить стаканчик чаю, делая вид, будто не расслышали предложение. Николай Николаевич с наглостью даже угрожает Желткову возможностью обратиться к помощи властей, а Василий Львович высокомерным молчанием отвечает на готовность Желткова с помощью дуэли удовлетворить претензии князя. Возможно, он считает зазорным для себя снизойти до поединка с человеком низшего сословия, возможно, к тому же, он слишком дорожит своей жизнью. Во всем их поведении просматривается высокомерная поза - неестественная и фальшивая.

    Куприн показывает, что люди, за редким исключением, разучились не только любить, но и быть искренними. Происходит подмена естественного искусственным, условным. Исчезает духовность, подменяемая ее видимостью. Интересна в этом плане художественная деталь - подарок, полученный княгиней Верой в день рождения от Анны: старинный молитвенник, переделанный под изящную дамскую записную книжечку.

    Данная предметная деталь выступает знаком утраты духовности и подмены ее лишь видимой красотой. Ведь Анна славилась «набожностью», даже приняла тайно католичество, а сама, как будет сказано, охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы. Она носила власяницу, но обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличиями.

    Еще один подарок, полученный княгиней в день рождения от мужа, также представляется значимым - серьги из грушевидных жемчужин. Как известно, жемчуг относится к разряду так называемых «холодных» драгоценностей, и потому в ассоциативном плане этот подарок, возможно, соотносим с холодом - отсутствием истинной любви между князем Василием и Верой. К тому же грушевидная форма серег напоминает, пусть и отдаленно, слезы - знак грядущего прозрения и разочарования Веры в собственном браке, лишенном подлинной любви. Мотив холода разворачивается и в пейзаже: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя...грустный запах», «холод вечеров», «ночная прохлада» и т. д. Следует отметить, что пейзаж в рассказе А.И. Куприна выступает вернейшим показателем внутренней человеческой жизни. Мысль об отсутствии любви усиливается и благодаря мотиву пустоты в изображении грустной картины осени: «Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью...», «сжатые поля», «деревья, бесшумно и покорно роняющие желтые листья», «опустевшие клумбы» и т. д.

    Пейзаж словно подчеркивает одиночество Веры. К. Паустовский замечал: «Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы... сообщает особую горечь и силу повествованию».

    Вера признается сестре, что и море, когда она привыкает к нему, начинает давить ее «своей плоской пустотой...Я скучаю...». И вот в ее размеренную, спокойную, счастливую буднями семейного бытия жизнь (Вера была «строго проста, со всеми холодно и свысока любезна, независима и царственно спокойна») врывается исключительное обстоятельство, нежданный третий подарок - гранатовый браслет и письмо, посланные неизвестным молодым человеком. Вера поначалу воспринимает этот подарок как досадное пошлое притязание. И сам браслет ей кажется грубым и пошлым: «...низкопробный, очень толстый,... дутый и с плохо отшлифованными гранатами...». Однако, когда Вера случайно поворачивает браслет на свету то в гранатах «вдруг загорелись прелестные густокрасные огни». Из письма Вера узнает о том всемогущем, беззаветном чувстве любви, которое ни на что не надеется и не претендует, чувстве благоговейном, преданном, готовом пожертвовать всем, даже жизнью. С этого момента в рас­сказе начитает звучать мотив подлинной любви. И этот подарок, и это письмо, словно начинают высвечивать все в ином свете. То, что казалось пошлым, вдруг оказывается искренним и подлинным. А то, что виделось истинным, вдруг предстает фальшивым.

    В сравнении с этим письмом кажется пошлой и кощунственной «сатирическая» поэма Василия Львовича, пародирующая подлинное чувство. Герои Куприна словно проверяются любовью. По мнению писателя, в любви ярче всего проявляется человек.

    Интересна и еще одна деталь, связанная с гранатовым браслетом; В письме Желткова будет сказано, что по старинному семейному преданию браслет наделяет даром предвидения носящих его женщин и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Как только Желтков расстанется с гранатовым браслетом, это пророческое и трагическое предопределение осуществляется. Можно сказать, что, даря этот браслет Вере Николаевне, юноша приносит в дар ей не только свою любовь, но и свою жизнь. Гранатовый браслет наделяет Веру способностью особого видения - не только предчувствовать последующий ход событий («Я знаю, он убьет себя»), но и шире - гранатовый браслет как нежданный подарок - любовь-озарение, в результате одаривает Веру Николаевну постижением сути истинной любби. «Ослепленная» ранее лишь «видимой» любовью (ср. также: густой туман, бездорожье в пейзаже), княгиня Вера вдруг прозревает и понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

    Ибо настоящая любовь - это «величайшая тайна в мире». По мнению Куприна, в любви заключается «весь смысл жизни - вся вселенная». Сближение понятий, сближение семантик «любовь-жизнь» прослеживается и в цветовой символике камней гранатового браслета: в центре - зеленый, традиционно соотносимый с жизнью, в обрамлении красных гранатов, в своей условной семантике восходящих к значению любви. Однако традиционная символика красного цвета сопряжена также со значениями крови и трагедии («Точно кровь!», - подумала с неожиданной тревогой Вера и затем не могла отвести глаз от «кровавых огней, дрожавших внутри гранатов»).

    Писатель осмысливает любовь как величайшее счастье и величайшую трагедию.

    Уже пейзаж, начинающий рассказ, рождает предчувствие трагедии. Описание бушующей стихии построено по принципу нарастания: густой туман - мелкий, как водяная пыль, дождик - свирепый ураган - бушующее море, уносящее жизни людей. Предчувствие трагедии усиливает звуковой ряд рев - гром - вой: «...огромная сирена ревела днем и ночью, точно бешеный бык», «гремели...железные кровли», «дико завывало в...трубах». И вдруг буря сменяется картиной спокойной, ясной, светлой природы.

    Подобная резкая смена состояний природы еще более нагнетает предчувствие какого-то огромного события, которое вскоре должно произойти и в котором соединятся свет и мрак, счастье и горе, жизнь и смерть.

    Предчувствие трагедии сгущает мотив смерти, прослеживаемый в «сатирической» поэме Васи Шейна (телеграфист в конце поэмы умирает), в рассказах Аносова о двух случаях неразделенной любви, в пейзаже («…закат догорел. Погасла последняя багровая...полоска, рдевшая на самом краю горизонта»), в портрете Желткова (смертельная бледность и губы «белые..., как у мертвого»), в его послании («Ваш до смерти и после смерти покорный слуга») и др.

    Куприн осмысливает любовь как величайшую трагедию, поскольку вмешивается социальный аспект, социальное разделение людей, благодаря условностям которого мысль о любви между княгиней и бедным чиновником невозможна.

    Кроме того, под любовью-трагедией и любовью-счастьем понимается любовь самоотверженная, единая, всепрощающая, на все готовая: «такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Именно такой является неразделенная любовь Желткова. В последнем предсмертном письме он говорит о своей любви, как о громадном счастье, радости и утешении, о любви, как о божьем вознаграждении, благодарит Веру только за то, что она существует, боготворит ее: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Эта любовь «сильна, как смерть» и сильнее смерти.

    Любовь – трагедия, ибо это вечно возвышающее и очищающее чувство, равное по вдохновению большому искусству. В последней записке Желткова и его последнем письме содержится просьба о сонате Бетховена. Эту сонату Куприн выносит и в эпиграф ко всему рассказу, утверждая, что любовь, как и искусство, - это высшая форма прекрасного.

    Благодаря самоотверженной любви Желткова Вера Николаевна наконец поняла, что такое подлинная любовь, и в этот момент озарения, она словно обретает великую силу любви, соединяющую души.

    Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2000. – № 6. – С. 1-6.

    Каждое поколение задает себе вопросы: Есть ли любовь? Какая она? Нужна ли она? Вопросы трудные и невозможно однозначно ответить на них. А. Куприн непревзойденный мастер пера способный задавать такие вопросы, отвечать на них. Куприн любит писать о любви, это одна из самых любимых его тем. Чувство щемящей тоски и одновременно просветления наступает после прочтения «Гранатового браслета».

    Скромный почтовый служащий самозабвенно любит княгиню. Семь долгих, томительных лет Желтков любит женщину, с которой даже ни разу не встретился. Он просто ходит за ней, собирает забытые ей вещи, дышит воздухом, которым дышит она. А какие он пишет ей письма! В знак своей любви он дарит ей гранатовый браслет, который ему самому очень дорог. Но Вера Николаевна оскорблена и все рассказывает своему мужу, которого не любит, но очень к нему привязана. Шеин, Муж Веры Николаевны, выясняет отношения с Желтковым. Он просит больше не докучать его жене письмами и подарками, но разрешает написать прощальное письмо с извинениями. Это явилось причиной самоубийства Желткова. Осознание того, что он никогда не добьется любви своего идеала, что дни его будут пусты и холодны, толкнули Желткова на страшный поступок.

    «Да святится имя твое!»,- с такими восторженными словами уходит Желтков из жизни. И разве не потеряла Вера Николаевна возможность любить? Любить дано не каждому. Только человек с чистой, незапятнанной душой может отдаться этому чувству. Скромный Желтков, которого в толпе можно не заметить, противопоставлен богатым, черствым людям светского круга. Но душа, какая у него душа... Ее не видно, она не в одеждах. Ее можно только почувствовать, полюбить. Желткову не повезло. Его душу не разглядел никто.

    Я плакала, когда читала это произведение. Переживания Желткова перечитывала несколько раз. А его письма к любимой женщине? Их можно выучить наизусть. Какая глубина любви, самопожертвования и самоотречения. Говорят, что сейчас так не могут любить. Наверное. Генерал Аносов в повести говорит, что нет любви, и в наше время не было. Получается, о вечной любви думают все поколения, но узнать ее удается единицам.

    Куприн написал «Гранатовый браслет» в 1911 Году. До сих пор его произведение не потеряло актуальности и востребованности. Почему? Потому что тема любви вечна. Если не было бы любви, мы стали все черствыми, железными машинами без сердца и совести. Любовь спасает нас, делает нас людьми. Иногда, так получается, из-за любви проливается кровь. Это больно и жестоко, но это очищает нас.

    Хочу в своей жизни испытать счастливую любовь. А если не будет взаимности, ну что ж. Главное, чтобы любовь была.

    Вариант 2

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве. «…Почти все мои сочинения – моя автобиография…» - замечал писатель.

    …Главная героиня Вера Николаевна Шеина, выделявшаяся своей добросердечием, учтивостью, воспитанием, рассудительностью и особенной любовью к детям, которых, она не могла иметь. Она была замужем за князем Шеином, находившегося в состоянии банкротства.

    На именины Вере супруг преподнес сережки, сестра – антикварный молитвенник, выполненный в виде записной книжке. На празднике находились лишь близкие родственники, вследствие этого праздник получился хорошим, все поздравляли княгиню. Но, на любом празднике может что-то произойти, так и здесь.

    Главной героине приносят еще один презент и письмо. Этот дар – гранатовый браслет для писателя обладал огромным значением, так как он считал это знаком любви. Адресатом данного подношения был тайный поклонник княгини Г.С. Желтков. Это был мужчина в возрасте тридцати пяти лет, худощавого телосложения с одутловатым лицом, трудился чиновником. Его чувства к женщине бурлили на протяжении восьми лет, это была неразделённая любовь, доходящая до безрассудства, Желтков коллекционировал все предметы, которые принадлежали или держала в руках его любимая.

    Своим презентом он показал свои чувства перед всем семейством Шеиных. Супруг и родственники решают, что нужно возвратить презент обладателю и растолковать, что с его стороны это неприличный поступок. Муж Веры в разговоре с поклонником показывает свое благородство, он видит, что чувства Желткова подлинные. В скором времени, княгиня из газеты узнает о самоубийстве своего воздыхателя. У нее появляется желание посмотреть на человека, даже после его кончины.

    Находясь в квартире почившего, Вера Николаевна осознает, что это был ее мужчина. Чувства к супругу давно угасли, осталось только уважение. Немаловажным символом считается письмо, оставленное Желтковым возлюбленной.

    В художественной литературе тема любви считается основной, это одна из главных элементов социума.

    Анализ рассказа для 11 класс

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Образ Гринева и Швабрина в повести Капитанская дочка 8 класс

      Центральные персонажи повести, герои-антагонисты (то есть находящиеся в непримиримом противоречии между собой) – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Гринев и Швабрин, скорее всего, ровесники, оба из дворянских семей

    • Идейный замысел автора в комедии Ревизор Гоголя

      Идея написать комедию на основе «русского анекдота» возникла у Гоголя в процессе работы над «Мертвыми душами». Свой замысел Гоголь воплотил в комедии «Ревизор», которая представляет собой чиновно-бюрократичную картину

    • Птаха в рассказе Уроки французского: образ и характеристика сочинение

      «Уроки французского» - один из самых ярких рассказов Валентина Распутина. Он повествует о совестливом мальчике, которому довелось пережить трудное послевоенное время.

    • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

      Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

    • Мне кажется, учитель должен быть умным, добрым и отзывчивым: кормить кошечек и собачек, помогать нам, выполнить то, что нам тяжело.

    Выбор редакции
    По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

    Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

    Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

    1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
    Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
    Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
    Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
    Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
    Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...