Создание школьного музея план. Как создать школьный музей проект по истории на тему







Проект «Школьный музей» Состав творческой группы по проекту: 1. Майорова О.А.– учитель истории 2. Блохина Светлана- ученица 6 кл. 3. Князева Елена - ученица 6 кл. 4. Коньков Игорь - ученик 6 кл. 5. Пашкина Елена - ученица 6 кл. 6. Пучкова Светлана - ученица 6 кл. 7. Ручкин Иван - ученик 6 кл. Творческая группа


Проект «Школьный музей» Организовать собрание. Знакомство с понятием «проект», «проектная деятельность». Определение темы проекта Составление плана работы группы. Выявление проблемы, постановка целей и задач проекта. Сбор информации по теме Первичная обработка полученной информации Посещение Вознесенского историко- краеведческого музея Промежуточные результаты работы по проекту. Определение структуры организации школьного музея Сбор материалов, представляющих историческую ценность для школьного краеведческого музея. Описание истории собранных материалов Оформление презентации по проекту. Подведение результатов работы Составление сметы расходов на создание школьного краеведческого музея. Планировка музея Основные мероприятия





Проект «Школьный музей» Основная цель школьного музея: Формировать у учащихся чувство любви к родному краю и его прошлому; Задачи музея: изучить историю и культуру родного края; знакомить с русскими национальными традициями и обычаями, с интересными судьбами односельчан. К числу направлений работы музея относятся: Краеведческо-поисковое: поиск, обработка, сохранение материалов и сведений по истории и культуре родного края; Исследовательское: подготовка и проведение поисковых экспедиций по окрестностям родного края; Экскурсионно-познавательное: использование собранных данных и экспонатов в учебно-воспитательной работе школы; Информационно-издательское: разработка лекций, сценариев, методик; Методическое: создание лекторских групп по разделам, экспозициям и темам музея; Редакционная работа




Проект «Школьный музей» Анкета Уважаемый участник анкетирования! Наша творческая группа работает над темой «Школьный музей». Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам: ФИО.____________________________________ 1. Нужен ли школе музей? 2. Какого направления должен быть школьный музей: а). краеведческий; б). музей образования; в). исторический музей; г). другое ______________. 3. Хотелось бы вам, чтобы в школьном музее хранилась информация о вас? 4. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея? Укажите, в чем будет выражаться Ваша конкретная помощь: а). фотографии, фотоальбомы; б). документы; в). материалы по истории образования; г). бытовые предметы; д). другое _________________. Спасибо за сотрудничество! Социологический опрос



I. СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1. Цели и задачи школьных музеев

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

II . КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.

Следует выделить три главных направления краеведческой работы школы: семья, школа, родной край.

Семья

Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе школы, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).

Основными направлениями исследовательской деятельности могут быть:

Родословное древо

Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений.

Судьба семьи в судьбе страны

Многие школьники не знают, где работают их родители, дедушки, бабушки, они никогда не были в местах их детства, на родовых кладбищах, это ещё один разъединяющий людей фактор. А ведь знакомясь с улицами города, где прошли годы жизни близких, юные жители глубже, душевнее узнают свой родной край, теснее сближаются с родными. Еще более усилят эти добрые чувства совместное фотографирование, зарисовки мест жизни близких.

Семейный архив

Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива: заводят и подписывают конверты, тематические папки, заполняют вещицами небольшие коробки, составляют «легенды». Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей.

Школьный музей мог бы отбирать наиболее интересные материалы для выставок (с последующим возвращением в семью). Примерная тематика выставок: «Наши семейные реликвии», «Орден в моем доме», «Старая фотография», «Фотографии рассказывают», «Профессии наших родителей» и др. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Школа

Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа может выполнять функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы:

Изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);

Свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);

Атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);

Детские сочинения, творческие работы.

Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как литературный альманах (рукописный или набранный на компьютере). В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое - самое», «Из истории нашей школы», «Вести из классов», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха может быть самый активный краевед школы, член музейного актива.

Родной край

Разрабатывая план собирательской деятельности по истории родного края, не следует стремиться к «всеядности». Необходимо разработать реальную концепцию музея на ближайшие несколько лет. Желательно, чтобы музей имел комплексный характер (отражал историю, природу и культуру своего края), мог максимально использоваться учителями в учебном и воспитательном процессе, помогал бы ученикам раскрыть свой творческий потенциал во время музейной деятельности.

На первом этапе необходимо выявить круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок-воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим большое значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа. Не всегда целесообразно вырывать отдельный предмет из чьей-то коллекции, помня о принципе неделимости личных фондов.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

Комплексный характер исследований;

Разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер исследований

Комплексный характер сбора материала (что означает не собирание всего подряд без всякого отбора, а разноплановый характер исследования) и, как следствие, краеведческий профиль музея предполагают его максимально широкое включение в учебный процесс. В этом случае музей не станет инородным телом в организме школы. Это будет залогом его долгого существования. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе к школе, тем глубже изучение. При этом не следует замыкаться только на своем, сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город область, Россия в целом). Сопоставление частного и общего, подача частного на фоне общего - важный момент музейной деятельности. Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя-предметники. Географ, например, поможет оформить раздел связанный с природой, экономикой края, подберет необходимый иллюстративный материал, подготовит вместе с детьми схемы и диаграммы.

Хронологические рамки экспозиции могут быть различными.

Разнообразие исследовательских методов

Главные формы и направления исследований:

· Экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную для себя тему исследовательской работы на будущее.

· Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.

· Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к «легендам» или свидетельствам того как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.

· Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

· Просмотр телепередач, прослушивание радиопередач. Иногда самым неожиданным образом промелькнет интересная информация, рассказанная о вашей местности, например, известным историком. Или молодой поэт прочтет стихи о соседней речке. Так привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений.

· Основными методами формирования фонда школьного музея являются экспедиционный сбор материала (экспедиции, походы, экскурсии), а также получение даров.

· Экспедиционный сбор материала. Краеведческие экспедиции проводятся в ходе исследований по конкретной теме. Постановка и очередность тем, выдвигаемых для изучения (в дальнейшем - для комплектования), должна носить плановый характер и диктоваться краеведческими задачами, требованиями экспозиции и необходимостью создания систематических коллекций. Экспедиции целесообразно согласовывать с государственными музеями, профильными научными учреждениями. Возможно проведение совместных экспедиций в соответствии с разработанной музееведческой методи-кой, обеспечивающей необходимую научность поиска, отбор материала, его документирование.

Источники комплектования памятников могут быть самыми разнообразными. Прежде всего это семейные коллекции, о которых говорилось выше. Кроме этого, следует использовать антикварные и букинистические магазины, чердаки, сараи (с разрешения хозяев), пункты вторичного сырья. Поиск может вестись на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, в творческих союзах.

При проведении экспедиции группа готовит следующие полевые документы:

Полевой дневник. В нем фиксируют ход поисковой работы, её основные этапы, анализируют первые результаты и намечают перспективы дальнейших исследова-ний.

Полевая опись. Это первичный документ, в который заносятся основные сведения о находках (позднее они будут перенесены в Книгу учета основного фонда). Записи располагаются горизонтально по развороту тетради. Полевая опись имеет следующие графы:

1. Порядковый номер поступления.

2. Дата и место обнаружения.

3. Наименование памятника истории и культуры.

4. Количество.

5. Материал и способ изготовления.

6. Назначение памятника истории и культуры.

7, Способ использования и сохранность.

8. Краткое описание с указанием особенностей. Размер.

9. Владелец или источник поступления.

10. Легенда предмета.

11. Примечание.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов. Здесь фиксируются рассказы очевидцев события, старожилов, краеведов с указанием их анкетных данных, (желательно позднее дать подписать рассказчику отпечатанный или переписанный от руки текст. В этом случае материал обретает форму документального свидетельства.

Тетрадь фотофиксаций. Юные фотографы записывают сведения о каждом сделанном кадре (Дата и место съемки. Содержание кадра. Условия съемки. Автор кадра). Это поможет избежать ошибок в дальнейшем при включении фотографий в фонды или экспозицию.

III . УЧЕТНО-ХРАНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Фонды школьного музея

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоит из основного музейного и научно-вспомогательного фондов.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения истории, культуры, природы и служащих для создания экспозиции (в соответствии с профилем музея) и использования их в образовательно-воспитательном процессе.

В основной фонд входят:

а) вещественные памятники: орудия труда, предметы быта, сельскохозяйственные орудия, ремесленные изделия, образцы фабрично-заводских изделий, оружие, нумизматические материалы, одежда, образцы горных пород, археологические находки;

б) изобразительные: произведения изобразительного искусства, картографические материалы, карикатуры, плакаты, фотографии;

в) письменные: газеты, книги, журналы, листовки, правительственные документы, официальные документы, воспоминания, письма, дневники, записные книжки.

В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диорамы, муляжи, модели, тексты, репродукции с художественных произведений, фотографии массового производства, образцы скоропортящихся сельскохозяйственных культур и другие экспонаты, подверженные порче и требующие быстрой замены.

2. Основные группы учетной музейной документации

Для грамотной организации исследовательской работы краеведы должны использовать три группы документов.

Научно-учетная документация

Сюда входят:

а) акты приема-сдачи документов;

б) книга учета основного фонда;

в) книга учета научно-вспомогательного фонда.
Справочный аппарат состоит из системы карточек (возможно в компьютерном варианте), позволяющих быстро обнаружить существование памятника в фондах, его местонахождение.

Основные виды вспомогательных картотек:

инвентарные (с основными сведениями, соответствующими инвентарной книге, с указанием шифров и места хранения).

тематические (по тематике коллекций).

именные (с характеристиками конкретных лиц).

хронологические (по хронологии событий).

географические (с географическими названиями).

Справочная карточка обычно содержит следующие сведения:

наименование предмета (с кратким описанием), учетный номер, место хранения.

В систему учета музейных предметов включаются полевые документы, акты приема музейных предметов на хранение в музей, дневники экспедиций, доклады по материалам музея, творческие работы.

Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

Основным документом учета и охраны музейных предметов является Книга учета основного фонда (инвентарная книга). Заполняется в виде таблицы, в ко-торую вносятся следующие данные:

1. Порядковый инвентарный номер. Одновременно с проставлением порядкового номера в книге ставится тот же номер на регистрируемом предмете;

2.Дата записи, т.е. внесения предмета в Инвентарную книгу. Дата должна быть полной, без сокращений;

З.Время, источник и способ поступления. Указывается полная дата (год, месяц, число), откуда поступил предмет, от кого. Фиксируются полные имена и отчества дарителей, названия учреждений (адрес, номер телефона и пр.), передавших предмет в музей;

4.Наименование и краткое описание предмета. Записывается в общепринятом литературном выражении с указанием вариантов местных диалектных названий. Указывается авторство, место происхождения, материал, из которого он изготовлен. Для фотографии необходимо дать краткое описание сюжета или события. Следует назвать фамилию, имя, отчество изображенных людей, год съемки, автора снимка. В письменных источниках, в том числе в журналах, газетах, дневниках, альбомах и др., указывается количество страниц или листов. В фотоальбомах проставляется количество фотографий. Фиксируются все надписи, штампы, подписи;

5. Количество предметов. Обычно пишется «1 экз.», но если регистрируется два или несколько одинаковых музейных предметов, то ставится соответствующее число;

6. Материал и техника изготовления. Указывается вид материала: камень, металл, дерево, ткань, картон, бумага, вата и пр. Фиксируется способ изготовления: литьё, чеканка, штамповка, гравировка, рукопись, машинопись вязание, плетение, аппликация и пр;.

7. Размер. Указывается только в сантиметрах: высота, ширина (толщина для объемных предметов). Для круглых предметов - диаметр;

8.Сохранность. Фиксируются все повреждения предмета: пятна, загрязнения, ржавчина, проколы, разрывы, потертости, сколы, помятость, сгибы, утраты деталей;

Э.Стоимость. Фиксируется в случае покупки предметов в ценах на момент приобретения в рублях;

10.Примечание. Место нахождения (записывается карандашом). Акты о передаче, изъятии, списании и т.д.;

В Инвентарную книгу заносятся только подлинные предметы или имеющие значение подлинников (копия с автографом автора, авторский макет, редкая фотография и т.д.).

Инвентарная книга нумеруется (в правом верхнем углу каждого листа), прошивается, заверяется подписью и печатью. Когда книга заполняется полностью, в её конце вносится итоговая запись:

«В настоящую инвентарную книгу внесено предметов (цифрами и прописью) с № по № ».

В следующей Инвентарной книге нумерация продолжается, инвентарная книга хранится в школе. Она входит в номенклатуру дел постоянного срока хранения.

З.Шифровка и маркировка музейных предметов

На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

Хранение музейных предметов осуществляется по виду материалов. Отдельно хранятся предметы из металла, дерева, ткани, бумаги и т.д. Совмещение предметов по виду не допускается. Нельзя хранить вместе в одних и тех же хранилищах (шкафах, папках, коробках, конвертах) бумагу и металл, металл и ткань и т.д., поскольку это приводит к порче музейных предметов (коррозия, ржавчина).

В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей. Для проведения санитарных и дезинфекционных работ следует привлекать специалистов из государственных музеев.

В школьном музее не допускаются никакие виды склеивания музейных предметов. Реставрационные работы могут проводиться только специалистами-реставраторами государственных музеев.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать. Все виды консервационных работ проводятся при участии специалистов из государственных музеев.

IV . ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Если рассматривать музей как центр музейно-педагогической работы, который берет на себя задачу «омузеивания» образования, то нужно, во-первых, признать его ответственность за создание в школе эстетически значимой и эстетически воспитывающей среды. Свои выставки школьный музей может разворачивать на любом пространстве, включая школьные коридоры, классы, мастерские.

Во-вторых, задачей школьного музея может стать комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования фонда наглядных пособий (предметы музейного значения, копии, муляжи, иллюстрированные материалы и пр.), организованного по типу «музей в чемодане».

Можно выделить несколько жанров школьных музейных экспозиций.

· Музей-экспозиция (выставка ) Экспозиция музея представляет собой более или м e нее сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущест-венно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации. Этот жанр школьного музея нуждается в добавлении ряда функций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обладает большими перспективами.

· Музей-мастерская

· Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся занятия, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу допол-нительного образования.

· Музей-лаборатория

· Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музеи осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественно-научного и технического профиля. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

· Музей-игротека

· Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя могут проводить на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также выездные представления в детские сады и близлежащие школы. Необходимой составляющей дея-тельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий.

Текст в экспозиции школьного музея

Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за-ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

Оглавительные (заглавные);

Ведущие;

Объяснительные;

Этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

Название предмета;

Атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

Дата.

Примеры этикеток

Плуг

Использовался для пахотных работ в крестьянских хозяйствах Прикамья в конце XIX - начале XX вв.

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками. В 1890 году число рабочих превышало 5000 человек.

Ученики 5-го класса п. Зюкайка В последнем ряду (крайний справа) Андрей Мохов. Пермская область, 1934 г.

Герой Советского Союза А.В. Иванов (1907-1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы»

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при-крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу-дет интересна и взрослым, и детям.

V . КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические вечера, уроки мужества, дни милосердия, профессий, открытых дверей, исторические, Фольклорные праздники, музейные олимпиады, конкурсы, исторические игры.

Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует учитывать в специальной тетради (книга учета массовых мероприятий), которая заполняется по следующей схеме:

Вся переписка музея должна подлежать учету, для чего отводится специальная тетрадь, в которой отмечается дата написания письма, порядковый номер, адрес, куда оно отправляется, и краткое его содержание.

Для писем, принимаемых в музеи, отводится другая тетрадь, которая также делится на графы: дата получения письма, дата отправления, адрес, автор, краткое содержание письма.

VI . ПАСПОРТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Статус «школьный музей» присваивается Министерством образования Российской Федерации.

Требования к экспозиции, претендующей на звание «школьный музей»:

Наличие фонда подлинных материалов, зарегистрированных в книге учета основного фонда (инвентарная книга);

Наличие оформленной экспозиции, с достаточной полнотой и глубиной раскрывающей содержание избранной темы;

Обеспечение условий сохранности собранного материала;

Наличие постоянного актива учащихся, ведущих под руководством педагога систематическую поисково-собирательскую и исследовательскую работу;

Охрана и пропаганда памятников истории и культуры, природы родного края;

Культурно-образовательная деятельность музея.

Музейная документация:

· Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении руководителя школьного музея

· Текущий и перспективный планы работы музея

· Книга учета основного фонда (инвентарная книга)

· Книга учета научно-вспомогательного фонда

· Тематико-экспозиционный план

· Картотека

· Книга учета массовых мероприятий

· Книга отзывов

· Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий.

План работы школьного музея состоит из следующих разделов:

1. Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном воду.

2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, улицы, микрорайона или о конкретном человеке - директоре учебного заведения, учителе, бывшем ученике; о боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Темы могут быть разнообразными в зависимости от профиля музея.

4.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных, музеях и т.д.

5. Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

6. Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

7. Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

8. Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

9. Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

В городах, где есть государственные музеи, создаются районные (городские) комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев, в состав которых входят представители органов управления образованием, специалисты государственных, музеев, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, объединений краеведов. Районная (городская) комиссия знакомится с деятельностью школьного музея, заполняет соответствующие документы (акт обследования, учетная карточка) и направляет их в областной центр детского и юношеского туризма

Через каждые пять лет музей должен подтверждать звание «школьный музей», о чем комиссия делает соответствующие записи в паспорте и учетной карточке.

"Организация работы школьного музея" //Методические рекомендации. /Составитель О.В.Старкова. /Областной центр детского и юношеского туризма.- Пермь, 2002.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Социальный проект

«Создание школьного музея».

Работу выполнили :

ученики 8 класса Исаев Ринат, Седова Кристина, Токсанбаева Саида

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания Высшей квалификационной категории,

Почетный педагог России - Кибкало Н.Г.

МБОУ "СОШ №61", г. Астрахань

г. Астрахань


Введение ……………………………………………………………………...

стр. 3

Глава I. Что такое Музей школы? …………………………………………..

стр. 5

Глава II. Описание проекта …………………………………………………

стр. 8

Глава III. Реализация проекта «Создание школьного музея» …………….

стр. 12

Заключение …………………………………………………………………..

стр. 14

Литература …………………………………………………………………...

стр. 16

Приложение ………………………………………………………………….

стр. 18

ВВЕДЕНИЕ.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины – все умирают.

Акакий Швейк
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история наших дедов и прадедов. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» – «храм».

Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Когда то давно в нашей школе №61 был музей, но затем нужда в нем отпала, экспонаты отправились в подвал, о нем забыли.

В 2010 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – многие школы вновь стали создавать, возрождать свои музеи. Идея возрождения музея в нашей школе жила давно. О необходимости такого «храма» высказывалась и администрация школы, родители и жители поселка, в котором наша школа, главный культурный объект, и сами ученики. Для реализации этой идеи нами был разработан проект возрождения музея нашей школы. Музея, который будет адресован школьникам и интересен для них, в создании которого они примут прямое участие, а впоследствии будут его основными посетителями и участниками всех видов деятельности.

Цель проекта:


  1. Возрождение, создание музея в школе №61;

  2. Возрождение и сохранение истории и духовных ценностей посёлка Свободный и школы №61;

  3. Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, поисковой работы.
Задачи проекта:

  1. Разработать программу и план возрождения школьного музея;

  2. Определить этапы и сроки возрождения музея;

  3. Собрать, изучить и систематизировать имеющиеся экспонаты;

  4. Определить направления работы и экспозицию музея;

  5. Определить источники и расходную смету возрождения музея;

  6. Открыть музей в школе № 61;

  7. Продолжить работу по пополнению фонда, экспозиции музея.
Ожидаемый результат :

Создание музея школы, интеграция музейной и учебной деятельности с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Эстетическое оформление школы.

Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музей становится весьма значимым, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект послужит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

ГЛАВА I . ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ ШКОЛЫ?
Музеи – это конгломераты памяти.

Георгий Александров
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «МУЗЕЙ».

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились" .

К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце 19 века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов).

В начале 20 века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения.

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года.

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей".
ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:


  1. Исторический;

  2. Естественнонаучный;

  3. Картинная галерея;

  4. Мемориальный музей;

  5. Технологический;

  6. Экологический .
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, относят следующие:

  1. Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

  2. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

  3. Музей – лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие.

Задачами школьного музея являются:


  1. Воспитывать чувство патриотизма – такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

  2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

  3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс;

  4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох;

  5. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;

  6. Способствовать формированию духовных ценностей .
Для создания школьного музея необходим ряд условий:

  1. Собранные и зарегистрированные музейные предметы;

  2. Музейный актив;

  3. Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

  4. Музейная экспозиция;

  5. Источники финансирования деятельности;
Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .
ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:


  1. Комплектование фондов;

  2. Фондовая работа;

  3. Создание экспозиции музея;
Музейный предмет – памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Все музейные предметы делятся на три группы:


  1. Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

  2. Изобразительные (картины, скульптура, графика);

  3. Письменные (документы на всех носителях).

ГЛАВА II . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Музеи – это кладбища искусства.

Альфонс Ламартин
Приступая к реализации проекта вначале мы, вместе с учителями, определи каким будет наш музей, какие направления мы хотели бы осветить, наметили стратегии, сроки.

Основные стратегии школьного музея:

1. Создание инициативной поисковой группы музея.

2. Разработка проекта «Школьный музей».

3. Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению.

4. Продумать необходимое оборудование, составить смету.

5. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

6. Создание экспозиций, разделов музея.

7. Оформление интерьера музея.

8. Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.

9 . Создание совета и актива музея.

10. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

11. Организация группы экскурсоводов.

12. Организация работы клуба «Истоки».

13. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

14. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

15. Оформление документации аттестации и паспортизации музея.

16. Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет: 2013 – 2015 годы. В результате должен быть открыт музей состоящий из трёх экспозиций: Музей Боевой славы, Музей истории школы, Музей истории культуры и быта поселка, изготовлены и оформлены стенды по истории школы и поселка, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав, паспорт и вся необходимая документация музея.

Материально-техническое обеспечение.

Мы планируем организовать школьную бригаду для выполнения запланированных работ по ремонту помещения и реставрации экспонатов.

Ресурсное обеспечение

1. Бюджет школы;

2. Материально-техническая база школы;

3. Школьные благотворительные акций;

4. Спонсорская родительская помощь;

5. Помощь социальных партнеров;

Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:


  1. Администрация школы;

  2. Управляющий совет школы;

  3. Совет старшеклассников;

  4. Инициативная группа школьного музея.
Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

Ожидаемые трудности.


  1. Низкий уровень финансирования;

  2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения;

  3. Загруженность педагогов и учеников.
Ожидаемые результаты.

1.Действующий школьный музей;

2.Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения;

3.Созданные тематические экспозиции;

4.Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея;

5.Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания

Основные этапы работы:

Первый этап - Подготовительный

январь – март 2013 года.

А) Создать творческую группу – актив музея;

Б) Разработать информационные листовки о возрождении музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности;

В) Информировать педагогический коллектив об идее возрождения музея школы с целью поддержки проекта;

Г) Обратиться к совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей;

Ж) Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности с целью определения профиля и жанра будущего музея;

З) Разработать концепцию музея, обосновать идею музея, определить профиль;

К) Определить место в здание школы для размещения музея;

Л) Произвести ревизию имеющихся музейных экспонатов и архивных документов;

М) Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций (см. Приложение №1);

Н) Изыскать финансовые возможности для ремонта помещения и оформления музейных экспозиций.

Второй этап – Основной.

Деятельность по возрождению музея.

май - сентябрь 2013 года

А) Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы;

Б) Реставрация экспонатов музея;

В) Комплектование фондов;

Г) Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам;

Д) Создание картотеки, имеющихся ресурсов;

Е) Описание вещественных и документальных источников оставшихся от бывшего музея, оформление актов приёма предметов и внесение их в инвентарную книгу,

Ж) Поисковая работа инициативной группы музея по сбору экспонатов, документов и соответственное оформление новых материалов при поступлении в музей;

З) Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки;

И) Разработка и утверждение нескольких тем экскурсий с указанием цели, категории и возраста экскурсантов;

К) Разработка сценария открытия музея;

М) Информирование школы об открытии музея;

Н) Открытие одной экспозиции музея.

Третий этап – Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей»

2014 год

А) Открытие остальных экспозиций;

Б) Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея;

В) Дооформление Стендов и экспозиции музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы);

Г) Разработка программ работы музея и популяризация музея;

Д) Вовлечение Музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия;

Е) Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности;

Ж) Проектная деятельность учащихся;

З) Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.

Четвёртый этап – Развитие музея

2015 год

А) Анализ работы за два года;

Б) Выявление проблем, определение путей их решения;

В) Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами;

Г) Совершенствование деятельности музея;

Д) Активизация исследовательской и проектной работы учащихся, с использованием базы, экспозиции музея.

Предполагаемая поисково-исследовательская работа работа:


  • Сбор информации об истории школы и ее традициях, учителях-ветеранах, выпускниках школы, краеведческого материала о истории села Ронги, истории предприятий и учреждений, выдающихся людях и событиях;

  • Изучение местных традиций, народных преданий, праздников, обрядов;

  • Активное участие в собирании материалов по погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны, вкладе земляков в победу над врагом;

  • Сбор сведений об исчезнувших и исчезающих деревнях.
Предполагаемые экспозиции музея:

Музей Боевой славы

1. Этапы ВОВ;

2. Медали ветеранов ВОВ;

3. Боевые спутники солдата;

4. Военная амуниция;

5. Опаленные войной;

6. Астраханцы Герои;

7. Дети, пионеры герои.

Музей Истории и Культуры п. Свободный

1. Мир прошлого, комната русской избы;

2. Предметы быта;

3. Плетенная красота;

4. История поселка Свбодный;

5. Фрагмент комнаты начало-середина 20 века.

Музей Истории и Культуры школы №61

1. Советское прошлое;

2. Школьная летопись, как все начиналось;

3. Школа сегодня;

4. Прошлое на старом фото…

И так определив для себя все нюансы предстоящей работы, этапы, механизмы, стратегии, мы приступили к реализации проекта.

1. Введение

Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Татарской гимназией № 1.

Проект необходим для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия;

    Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

    Воспитание Гражданина.

2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

3. Основные задачи программы-проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

    интерес к историческим знаниям;

    интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

    чувство уважение, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

    Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

    С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, гимназии, своего класса.

    Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности сетевого проекта.

Гимназия имеет большой опыт работы в данном направлении. Более двадцати лет в гимназии работает кружок юных историков. За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В част-нос-ти боль-шую по-мощь нам ока-зы-ва-ли науч-ные сот-руд-ни-ки го-су-дарст-вен-но-го му-зея рес-пуб-ли-ки, Инс-ти-ту-та язы-ка, ли-те-ра-ту-ры и ис-то-рии им. Г.Иб-ра-ги-мо-ва, фи-ли-а-ла НИИ нац. школ, бы-ли про-ве-де-ны экс-кур-сии по ис-то-ри-чес-ким мес-там го-ро-да и рес-пуб-ли-ки, ор-га-ни-зо-ва-ны те-ма-ти-чес-кие вст-ре-чи с участ-ни-ка-ми Ок-тябрьс-кой ре-во-лю-ции, ве-те-ра-на-ми вой-ны и тру-да. На-ла-ди-ли пе-ре-пис-ку с му-зе-я-ми дру-гих го-ро-дов, нап-ри-мер Моск-вы, Ки-е-ва, Уль-я-новс-ка, Че-ля-бинс-ка, Ле-нинг-ра-да, Таш-кен-та, в ре-зуль-та-те та-кой раз-нос-то-рон-ней ра-бо-ты на-ко-пил-ся бо-га-тый ма-те-ри-ал, сре-ди ко-то-рых до-ку-мен-ты о пер-вом учи-те-ле шко-лы В.Бах-ти-я-ро-ве, (он был сов-ре-мен-ни-ком Г.Ту-кая, участ-во-вал в из-да-нии «Ђль ис-лах», до-ку-мен-ты о вы-пуск-ни-ках шко-лы ны-не про-фес-со-ра Уни-вер-си-те-та Друж-бы на-ро-дов Г.С.Га-лиул-ли-не (в на-чаль-ных клас-сах у нас учил-ся), о Г.Ги-ма-дут-ди-но-ве, о ко-то-рой соз-дан фильм «Воз-рож-ден-ная ле-ген-да», о поэ-те-фрон-то-ви-ке М.Сад-ри и дру-гих за-ме-ча-тель-ных вы-пуск-ни-ках.

На базе гимназии ежегодно проводятся семинары для представителей района, города республики на темы: «Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения истории родного края», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Открытый урок для учащихся Татарской национальной гимназии г. Саратова, данный директором Татарской гимназии № 1 г. Казани Шамсеевой Г.Г., в марте 2002г., послужил началом положительного опыта работы по обмену образовательными и воспитательными технологий. Огромная роль изучения истории родного края в воспитании и формировании личности была подчеркнута на VI-Московской международной выставке-форуме «Школа – 2002».За проведение семинара «Воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению, и самореализации» гимназия стала дипломантом VI-Московской международной выставки-форума «Школа – 2002».

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы гимназии и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина.

Имеются регионы, с которыми возможен сетевой проект: Саратов, Самара, Башкортостан, Пермь

5. Обоснование необходимости проекта .

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

    Цели и задачи проекта .

Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия.

2. Создание музея.

3. Определение направления музея.

4. Пополнение и обновление экспозиций музея.

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

7. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

        Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей .

Основные стратегии:

1. Создание или обновление поисковой группы музея.

2. Изучение краеведческой литературы.

3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4. Создание экспозиций, разделов музея.

5. Оформление интерьера музея.

6. Создание совета и актива музея.

7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8. Организация группы экскурсоводов.

9. Открытие кружка «Юный историк».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

13. Создание кинолетописи проекта.

14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (имеется в Татарской гимназии № 1 г. Казани и музей истории и этнографии Саратовский татар - в г. Саратове). Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Бо-лее 20 лет в Татарской гимназии № 1 ра-бо-та-ет кру-жок юных ис-то-ри-ков. В дни под-го-тов-ки 50-ле-тия шко-лы на ба-зе ис-то-ри-чес-ко-го круж-ка на-ча-лась ра-бо-та по по-ис-ку ма-те-ри-а-лов по ис-то-рии шко-лы. Воз-ник-но-ве-ние и раз-ви-тие шко-лы тес-но свя-за-но с прош-лым и нас-то-я-щим Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды, поэ-то-му, од-нов-ре-мен-но шло изу-че-ние ис-то-рии мик-ро-ра-йо-на. Ра-бо-ту на-ча-ли с изу-че-ния кра-е-вед-чес-кой ли-те-ра-ту-ры, в том чис-ле и ме-му-ар-ной. За-тем был ус-та-нов-лен кон-такт с му-зе-я-ми, ар-хи-ва-ми, науч-ны-ми уч-реж-де-ни-я-ми.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В Казани руководителем музея является учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ Шамсутдинова Гульчира Хафизовна, научным консультантом – доктор исторических наук, профессор Р.Г. Фахрутдинов. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, психолог. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

    Рабочий план реализации проекта .

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Проведение интерактивного семинара в режиме on line для учителей, классных руководителей, родителей г. Казани и г. Саратова на тему «Роль музея родного края в воспитании и формировании личности».

Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск»,

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

    «Наш край в да-ле-ком прош-лом»

    «Бул-гарс-кий пе-ри-од ис-то-рии род-но-го кра-я»

    «Воз-ник-но-ве-ние Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма куп-ца сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма ре-мес-лен-ни-ка Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «У-час-тие та-тар в кресть-янс-кой вой-не под пред-во-ди-тельст-вом Е.Пу-га-че-ва».

    «Е.Пугачев в Казани»

    «О-бу-че-ние де-тей до ре-во-лю-ци-и»

    «З-на-ме-ни-тые де-я-те-ли нау-ки и куль-ту-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Г. Тукай и Ново–Татарская слобода», «К.Насыри и Ново–Татарская слобода»

    «Ре-во-лю-ци-о-не-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Молодежное движение Ново – татарской слободы»

    «Из ис-то-рии та-тарс-кой шко-лы»

    « Развитие промышленности в Ново – Татарской слободе»

    «На-ши вы-пуск-ни-ки – участ-ни-ки Ве-ли-кой Оте-чест-вен-ной вой-ны»

    «От школы до гим-на-зи-и»

    «На-ша гор-дость – вы-пуск-ни-ки»

    "Все начинается с учителя…”

    « Сотрудничество науки и школы»

    « Наши выпускники – медалисты»

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн -ринга «Лучший знаток истории родного края»

Введение операции «Ветеран». Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Находка».

Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».

Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество гимназии и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

Создание кинолетописи проекта.

Конкретные ожидаемые результаты. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

В Гимназии достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.

    Механизм оценки результатов.

Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

    Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

Выбор редакции
Как приготовить филе минтая в фольге - вот что необходимо знать каждой хорошей хозяйке. Во-первых, экономно, во-вторых, просто и быстро,...

Салат «Обжорка «, приготовленный с мясом — по истине мужской салат. Он накормит любого обжору и насытит организм до отвала. Этот салат...

Такое сновидение означает основу жизни. Сонник пол толкует как знак жизненной ситуации, в которой ваша основа жизни может показывать...

Во сне приснилась крепкая и зеленая виноградная лоза, да еще и с пышными гроздьями ягод? В реале вас ждет бесконечное счастье во взаимной...
Первое мясо, которое нужно давать малышу для прикорма, это – крольчатина. При этом очень важно знать, как правильно варить кролика для...
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...
Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...
Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...