Сценарий играй баян гитара пой. Сценарий внеклассного мероприятия "мой дальний берег детства, где звучит аккордеон"


муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская школа искусств имени Ф. Шопена»

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство,

все звуки собраны в него!»

(для учащихся ДШИ и ДМШ от 6 до 16 лет)

подготовила

преподаватель по классу аккордеона

Мосиенко Тамара Ивановна

Калининград 2017

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство, все звуки собраны в него!»

класса преподавателя Мосиенко Т.И.

Ведущий - Здравствуйте дорогие друзья! Здравствуйте уважаемые коллеги, родители, ребята!

На свете существует много музыкальных инструментов, старинных и благородных, современных и модных, но нами выбран аккордеон, и это не случайно. Аккордеон - это красота, мобильность и актуальность, а также великолепные исполнительские возможности.

Кажется, что музыка звучит даже в самом названии инструмента "Аккордеон" . Оно певучее и яркое, горделивое и величественное, но в то же время простое и дружелюбное, ведь слово "аккорд", от которого происходит название инструмента, обозначает "согласие".

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике. Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник, ни большой концерт.

Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.

То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.

Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.

Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон - как волшебство,
Все звуки собраны в него.

А ведь современный аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крымские татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

1. Е. Дербенко Праздничный вальс

К. Брюн «Парижское танго»

Ведущий - Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев. Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках. На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон . Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон.

Музыка на войне помогала выстоять, не сломиться советским солдатам и одержать победу. Хотя потери велики. И мы свято чтим память тех солдат, чьей кровью завоевана Великая Победа!

2. Андрей Яковлевич Эшпай «Москвичи»

Словацкая полька

Ведущий - Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т. к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом.

На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

    В.А. Моцарт Менуэт

«Фокстрот» муз. неизвестного автора

Ведущий - "Трудно ли научиться играть на аккордеоне? Ведь у него так много кнопок, клавиш, различных рычажков и приспособлений". В этом вопросе часто чувствуется и восхищение и сомнение. А между тем так много кнопок и клавиш инструменту нужно как раз для того, чтобы на нем было легче играть. Действительно, нажатием одной кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд, что делает более легким исполнение простых мелодий песен и танцев. Поэтому начинающий аккордеонист принимает участие в концертах наравне с более опытными исполнителями.

А сейчас выступят учащиеся младших классов:

    Д.п. Барашечки, «Частушка»

    Филиппенко «Цыплятки», Д.п. «Елочка»

    Р.н.п. «Полянка», Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку», р.н.п. «Светит месяц»

Ведущий - В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения.

Аккордеон! Ах, как ты грациозен,

Красою звука ты пленил,

Мне четверть века ты уж мил,

И одному тебе пишу в стихах

И в прозе….

Твой мелодичный… перелив

Звучит всегда во мне, даже во сне…

О, мой красавец! Ты так мощно сложен!

Что руки тянутся к клавишам твоим

Чтоб утонуть в силе и слабости твоих звуков глубин…

О, сколько одухотворенья даришь ты…

И хочется взлететь, не чувствуя земли! (Нельзина О.Г.)

    Доренский «Рыжий ковбой», Р.н.п. «Ты, канава»

Ведущий - «Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши, и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил».

8. Б.н.п. «Жили у бабуси два весёлых гуся» обр.М. Товпеко

Л. Феррари Вальс «Домино»

Ведущий - Можно удивляться тому, что аккордеону всего 185 лет, ведь принципиальных открытий в изобретении этого инструмента нет - и звучащий металлический язычок, и мехи известны людям с глубокой древности, а объединить все в единое целое смогли лишь в XIX столетии. Немеций мастер Фридрих Бушман изобрел ручную гармонику, когда ему потребовалось упростить свой труд по настройке органов в 1822 году.

Другой венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствовал ее и дал ей имя - аккордеон. Еще в год своего рождения (1829) аккордеон стал известным и любимым инструментом, как и положено новорожденному.

И у нас в России этот диковинный инструмент полюбили сразу, но дальнейшая судьба его протекала не так легко и гладко, как может показаться на первый взгляд.

Аккордеон пытались вытеснить и даже запретить, приговаривая его тем самым к забвению, усмотрев в нем иностранные корни. Однако, аккордеон Демиана, имевший 5 кнопок на правой клавиатуре и 5 готовых аккордов на левой, больше походил на баян, чем на аккордеон, с традиционной фортепианной клавиатурой для правой руки. А такой инструмент был впервые сделан не на Западе, как считают, многие, а у нас в России, в городе Ельце. Елецкая гармоника так и называлась - Елецкая рояльная.

Правда, современную форму инструмент с фортепианной клавиатурой приобрел позже и не у нас - к 20 годам XX столетия. Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

    Юбер Жиро "Под небом Парижа"

Под небом Парижа прекрасная песня,

Летает так нежно, на город глядя.

Из сердца мальчишки взлетела та песня,

Что в небе летит не спеша.

В небе Парижа, у Нотр – Дама

Аккордеон эту песню поёт.

Нередко случается всякая драма,

Но песня к добру всех ведёт.

Под небом Парижа прекрасную песню

Вдруг гимном своим назовут

Порадует гимн благой своей вестью,

И люди его пропоют. (А. Корнилов)

    Э. Жиро «Под небом Парижа»

Родригес Танго «Кумпарсита»

Ведущий - В последние годы обновился неизмеримо расширился аккордеонистов. Ими исполняются не только многочисленные переложения классических произведений, но и оригинальные сочинения А.Холминова, Н.Чайкина, К.Мяскова, К.Пино, Г.Болла.

Немецкий аккордеонист и композитор Альберт Фоссен написал много пьес для аккордеона эстрадного плана, среди них известная пьеса "Карусель", "Летящие листья" - требующие от исполнителя известной виртуозности.

Финский аккордеонист Унто Ютила сочинял музыку для детей, делал обработки народных мелодий. Сюита "Картинки детства", "Французский визит" - яркие примеры его творчества.

Говоря о сольном исполнительстве на аккордеоне, многие любители музыки сразу называют имя - блестящего исполнителя и прекрасного араржировщика.

Первопроходцем сольного исполнительства на аккордеоне является . А между тем Ю.Шахнов не учился игре на аккордеоне, он был пианистом, а освоить аккордеон его заставил случай. В музыкальную команду Крондштата, где служил матросом Ю.Шахнов, привезли новенький аккордеон, и попросили Юрия что-нибудь сыграть. Услышав в ответ, что он даже видит аккордеон впервые, получил приказ взять, освоить и показать. Вот и стал пианист Юрий Шахнов аккордеонистом. Другой музыкант, всемирно известный скрипач Яша Хейфиц очень хорошо играл на аккордеоне, он не был для него мимолетным увлечением, аккордеон являлся для него источником наслаждения и вдохновения.

Юрий Дранга стал стал первым советским лауреатом на международном конкурсе аккордеонистов в городе Клингентале. Клингенталь - небольшой город в Германии, он замечателен тем, что треть населения города занята в музыкальной промышленности.

Ценнейшее качество аккордеона - управляемость звуком при помощи меха. Его глубокий, густой, "дышащий" звук может передать всю гамму чувств - от глубокой печали, до безудержного веселья. Поэтому аккордеон тонко чувствует стихию народного музицирования.

Аккордеон может менять свой голос подражая голосам других инструментов. За это его называют многотембровым.

Характерное аккордеонное звучание, серебристое, приятно вибрирующее, может смениться могучим голосом, который поет и рокочет, как орган или целый оркестр.

    Е. Дербенко «Ночной экспресс»

Ведущий - Сегодня аккордеон продолжает свое развитие, продолжает свою историю, сопровождаемую любовью не только тысяч музыкантов, но и многочисленной массы слушателей.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные, Баян «Микс», Валерий Дранга. А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов.

    Фоссен «Карусель»

Ведущий - На этом заканчивается наш концерт. Приходите, дорогие гости, к нам ещё. Будем рады дарить вам своё мастерство. Спасибо вам за ваши аплодисменты и поддержку.

Интернет-источники

    Стихи про аккордеон - http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-akkordeon

    Стихи про музыкальные инструменты.

Праздник "Весёлая гармонь", приуроченный ко Дню пожилого человека, проведен 29 сентября 2013 года в деревне Городище Череповецкого района Вологодской области .

1. Вступительное слово ведущих. Поздравление пожилых людей, рассказ о популярном в русских деревнях инструменте - гармони.
2. Игра для детей и взрослых «Угадай мелодию». В исполнении гармониста звучат популярные мелодии, которые угадывают дети и взрослые (подпевают).

"Барыня" (народная)
"Ветка сирени" (В. Залкин)
"В лесу родилась елочка"
"Напилася я пьяна" (народная)
"Смуглянка" (Я. Шведов, А. Новиков)
"Молодая" (Е. Амирамов)
"Ой, мороз, мороз" (народная)
"Ламбада" (Kaoma )
"Облака, белогривые лошадки" (С. Козлов, В. Шаинский)
"Ваше благородие, госпожа удача" (Б.Окуджава, И. Шварц)
"Синий платочек" (К. Галицкий, Е. Петерсбургский)
"Вот кто-то с горочки спустился" (народная)
"Пусть бегут неуклюже" (А.Тимофеев, В.Шаинский)

"Старый клен" (М.Матусовский, А. Пахмутова)
"Бесаме мучо" (Консуэло Веласкес )
"Стою на полустаночке…" (И. Китаев, М. Анчаров)

3. Игра «Любовь дроздов»
Все встают в круг, рассчитываются на "Дрозд первый" и "Дрозд второй", после чего «первые» приседают, «вторые» расправляют крылья. Под звуки гармони «вторые» выходят вперед, внутрь круга, а «первые» теснятся друг к другу. Первые встают лицом ко вторым, образуя внутренний круг. Когда играет гармонь (например, "Танец маленьких утят"), круги идут в разные стороны. Музыка остановилась - останавливаются и круги.

По команде все начинают произносить слова и показывать на ту часть тела, о которой идёт речь. Слова следующие: «Ты дрозд, и я дрозд, у тебя нос и у меня нос, у тебя щёчки алые и у меня щёчки алые, мы с тобой два друга (жмут руки), любим мы друг друга (обнимаются)».


4. Развлечение для детей и взрослых «Кабачковая игра»

Присутствующие образуют большой круг, два участника получают по кабачку. Под музыку кабачки начинают перекидывать по кругу, когда музыка останавливается те, у кого в руках оказались овощи, выходят внутрь круга. Выходят и те, кто уронил кабачок в процессе передачи. Тем, кто находится внутри круга, ведущий дает задания, которые те под музыку должны выполнить:

и зобразить котов на раскаленной крыше (песня "Чёрный кот")
танцующих слонов (песня "Эй, вы там, наверху!")
танцующего Дмитрия Медведева (под песню «Американ-бой»)
женщин, собирающихся в театр (песня "Виновата ли я")
кривоногих футболистов (футбольный марш)
отрывок из балета «Лебединое озеро»
бабусю, у которой пропали гуси (под песню «Жили у бабуси»)

пьяного гостя на свадьбе (песня «Ах, эта свадьба-свадьба»)

5. Творческая мастерская для детей.
Заранее на территории проведения праздника необходимо спрятать бумажных птиц, выполненных в технике оригами из обычной белой бумаги. Приглашаем детей найти слетевшихся на звук гармони птиц и раскрасить их за столом (краски, карандаши, фломастеры приготовлены заранее). Птицы с пожеланиями затем будут подарены присутствующим пожилым людям.

6. Шуточная викторина для взрослых «Я знаю о гармони всё!»
Из числа гостей вызываются три участника, которые себе выбирают «красные кнопки», в роли которых выступает кто-то из зрителей. Образуются пары игроков. Для того, чтобы дать ответ, участник нажимает на голову присевшей «красной кнопки», которая издает звук «биип», после чего звучит ответ. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов (выделены жирным шрифтом).

1. Слово «гармонь» произошло от слова
А) гармоничный
Б) гормон

В) гарем

2. Какое из слов не обозначает вид гармони?
А) меховушка
Б) черепанка
В) тальянка

3. Название «Частушка» обозначает
А) честная
Б) частая
В) тушка в час

4. Правая часть гармони, на которой расположены клавиши называется
А) гриф
Б) планка

В) мех

5. Как гармонь ласково называют в народе?
А) гармоника
Б) гармонюлечка
В) гармошка

7. На стихи какого поэта написана песня «Одинокая бродит гармонь» («Снова замерло все до рассвета»)?
А) Михаил Танич
Б) Афанасий Фет
В) Михаил Исаковский

8. В каком из городов Вологодской области была сконструирована гармонь очень маленьких габаритов, которая имела гриф, продолговатые клавиши и не имела аккордов. Эта мелодическая гармонь пользовалась особой популярностью у профессиональных исполнителей.
А) Череповец
Б) Устюжна
В) Вологда
https://pp.vk.me/c304612/v304612593/510c/K1hZwJ-vS_U.jpg

9. Семейная династия ведущих передачи «Играй, гармонь любимая» на 1 канале
А) Заболоцкие
Б) Заволокины
В) Заиграйкины

10. Как называется эта русская народная песня, традиционно исполнявшаяся под гармошку? (звучит музыка)
А) «Виновата ли я»
Б) «Златые горы»
В) «Коробейники»

Награждается пара победителей (участник + человек-«красная кнопка»), которым предлагается исполнить песню «Златые горы».

7. " Битва частушечников" - награждаются самые активные участники, победителем становится гость, спевший наибольшее количество частушек.
8. "Битва плясунов" - награждаются самые активные участники, победителем битвы объявляется самый зажигательный танцор.

9. "Битва певцов".
Гости делятся на две команды и по очереди исполняют свои любимые песни.
10. Поздравление пожилых людей.
Приглашаем детей показать раскрашенных птиц и рассказать о своих бабушках и дедушках. Под песню «Голубой вагон» дети строятся в паровозик и бегут за ведущим змейкой, выбирая, кому из пожилых подарить свою раскрашенную птичку.

11. Заключение. Благодарность активным зрителям и организаторам праздника.
12. Чаепитие. Чай из самовара, сладости.

"Играй, баян".

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались, чтобы познакомить вас двумя замечательными инструментами.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов. Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.
Давайте с ним мы и познакомимся.

Ансамбль учащихся народного отделения

- Две рождественские песни обр. С. Лихачева

- Г. Свиридов «Романс»

Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника.

Евсеева Варвара – Г. Шендерев «Песня»

- р.н.п. «Поставлю я ведерочки на лед»

В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармонику возрастал. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания.

Красавин Степан –

От гармони он родился,

С пианино подружился

Он и на баян похож

Как его ты назовешь? (Аккордеон)

У нас сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.

Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей.

Скрейдель Виктория – Иванов «Песня без слов»

- Р. Бажилин «Краковяк»

Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян. В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным.

Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. В 2017 году баяну исполнится 110 лет!

Ганин Иван – муз. Е. Дербенко «Не кукуй, кукушечка»

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

Александр Левенштейн – р.н.п. «Как под яблонькой» обр. Аз. Иванова

Разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу можем назвать год рождения и имя мастера, создавшего замечательный инструмент аккордеон – это Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им . И вскоре, еще в год своего появления на свет, Демиана стал известным инструментом.

Кондауров Никита – Чешский та нец «Полька»

Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода идеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов

- Муз. Р. Бажилина «Петрушка»

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне и аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Ирина Силакова – Франк «Пьеса для фисгармонии»

Баянист играет песни

Песни родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской, веселей.

- р.н.п. «Ах, Самара – городок» обр. Мотова

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Джабраил Гасанов – муз. Е. Дербенко «Подмосковная кадриль»

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена советских и российских исполнителей известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов.

Михаил Верченко – муз. П. Норбак «Дрожащие листья» обр. Ф. Липса

Несомненно, баян и аккордеон с любовью названы людьми - “душой русского народа”. Они пользуются большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знают “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, многообразие звучания – вот что так привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей.

Ансамбль преподавателей – «Любитель рыболов»

- И. Дунаевский «Школьный вальс»

Вот на этом самом месте

Выступлениям конец.

Как поэт сказал однажды

«А кто слушал – молодец!»

Мы желаем вам, ребята,

Вечно с музыкой дружить!

Всем спасибо за внимание.

Концерт окончен. До свидания!

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель проекта: концерт-презентация инструментального ансамбля выпускников как итог обучения в учреждении дополнительного образования.

Задачи проекта:

  • повышение исполнительского мастерства игры на различных музыкальных инструментах, как в сольной, так и в ансамблевой практике;
  • активизация творческой деятельности учащихся и повышение профессиональной компетенции преподавателей;
  • инициирование интереса преподавателей и учащихся к новым цифровым технологиям в интерпретации музыкально-художественного замысла;
  • расширение педагогического и исполнительского репертуара в учреждениях дополнительного образования детей.

Форма проекта: концерт-презентация.

Оборудование: афиша концерта (Приложение 1 ), музыкальные инструменты, три микрофона, экран и компьютерная презентация, содержащая детские фотографии участников ансамбля (Приложение 2 ).

Ведущие: Лиза, Дима, Артём, Елена Валерьевна.

Зал подготовлен к проведению мероприятия: на стене висит афиша, на сцене – музыкальные инструменты, микрофоны, возле сцены – экран и компьютер.

Лиза: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем концертную программу инструментального ансамбля Детской музыкальной школы №1 им. М.П.Мусоргского города Великие Луки. Руководители ансамбля Елена Евгеньевна Богатырёва и Елена Валерьевна Демьяненко. Наш ансамбль совершенно уникален, так как он объединяет выпускников разных лет и разных отделов школы. В этом году инструментальный ансамбль стал Лауреатом международного конкурса – фестиваля «Волшебная феерия» в г. Санкт-Петербург.

Дима: Давно сданы экзамены и зачёты, получены свидетельства об окончании музыкальной школы, но нас уже несколько лет связывает настоящая дружба, любовь к музыке и творчеству. Время неумолимо движется вперёд, и нам уже совсем скоро станут открытыми новые дороги, связанные с выбором профессии, жизненным становлением.
Этот год совместного творчества последний. Но время, проведённое в музыкальной школе, не забудем никогда. Нашу концертную программу мы назвали очень символично – «Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон».

Лиза:

Участники ансамбля после представления по очереди выходят на сцену и начинают играть на своем музыкальном инструменте. Исполняется произведение Т.Хейда «Чарльстон».

Елена Валерьевна: Представляем участников ансамбля: Артём Гусев – ударные, Кирилл Сафонов – бас-гитара, Елизавета Демьяненко – синтезатор, домра, Мария Сергеева – фортепиано, Анна Доценко – скрипка, Борис Бельков – баян, Дмитрий Станкевич – баян, Артемий Абрамцев – баян.

Участники ансамбля под аплодисменты зрителей спускаются в зал и садятся на первый ряд. После прочтения соответствующих их музыкальному номеру стихов, выходят на сцену и исполняют произведения без объявления (Приложение 3 ). Во время исполнения произведений на экране демонстрируются детские фотографии исполнителей.

Артём:

Он спит на сцене немотою скованный, как чёрный аист посреди пути.
За струнными решётками Бетховены трагически томятся взаперти.
Бессильны половодья клятв торжественных, угрозами наполненные рты.
Но десять слабых, десять пальцев женственных расковывают цепи немоты.
Они волшебны, пальчики точёные! Едва коснётся клавишей рука
И аист, поднимая крылья чёрные, нас, как детей, уносит в облака.

С. Рахманинов «Музыкальный момент» Des-dur (рояль).

Лиза:

Средь листьев, ветвей, под улыбкою солнца
В струящемся платье стояла Она.
Глаза под вуалью ресниц как оконца,
В которых пылает и плачет душа.
В красивых руках её спутница – скрипка,
Усталые пальцы сжимают смычок.
О чём ты грустишь, о, загадка – блондинка,
Что спрятала Ты за скрипичным ключом?

Г. Венявский «Романс» (скрипка, рояль).

Лиза:

Д.Палиев «Концертная пьеса для барабана» (малый барабан, рояль).

Дима:

И.Цветков «Романтическое интермеццо» (синтезатор).

Артём:

Что-то звучало, текло, бередило, ласкало,
Дух занимался – забыто и сладко-знакомо…
Дивная, давняя музыка к нам проникала
Через окно или щели панельного дома.

Р.Бажилин «Ветер перемен» (два баяна, синтезатор, бас-гитара).

Дима:

Р.Бажилин «Упрямая овечка» (баян, синтезатор).

Лиза:

О чем ты мне, музыка, пела?
Чего ты желала, куда ты звала?
Текла, растворяясь во мне без остатка,
Лилась благодатным питьем,
И было так больно, так трудно, так сладко
В счастливейшем детстве моем…

С.Медведев «Воскресный луна-парк» (баян, синтезатор).

Лиза:

Перекатился вечер в ночь довольно плавно.
Луна мерцала в невесомых облаках.
Ты мне тогда сказал о самом главном,
И мы с тобой болтали до утра...

Р.Бажилин «Лунный свет» (баян, синтезатор).

Дима:

Ты, смеясь, предложила станцевать вместе танго.
Мы взлетели на сцену средь бликов огней.
Два пружинистых тела в танце дико сплетались,
Вызывая огромный восторг у друзей.

Танго «Брызги шампанского». Транскрипция Т.Кривенцовой, Н.Петуховой (баян, рояль, ударные).

Артем:

Уставшие души – туман. Сладострастная нота!
И хочется слушать скользящие звуки фокстрота.
И думать не стоит… За столиком в старой кофейне
Прислушайтесь, – стонет фокстрот вне пространства и времени

А.Доренский «Фокстрот» (баян, синтезатор).

Дима:

Весь золотой, кофейный, лиловый по краям,
Аккордеон трофейный попал однажды к нам.
От края и до края прошла – дорог не счесть! –
Богатая, чужая, сверкающая вещь.
Ремни нежны и узки, весь в перламутре он.
Как плакал он по-русски, чужой аккордеон!

Р.Бажилин «Листок из песен военных лет» (баян, синтезатор).

Артем:

Е.Баев «На ранчо» (домра, баян, синтезатор, бас-гитара).

Артём:

То «в поле звенят бубенцы»,
То «слышится песнь ямщика»…
Поют о России певцы
Те песни, которым века.
Как сладок мотив горевой,
Как горьки простые слова!
Плывёт над твоей головой
Российских небес синева!

Русская народная песня в обработке В.Дителя «Ах вы, сени, мои сени» (домра, баян, синтезатор, бас-гитара).

Лиза:

Дышала ночь магнолией в цвету,
Звезду поймал ты в руки на лету
И протянул, смеясь,
А я вдруг обожглась об эту неземную красоту.
Нас аромат магнолий опьянял,
Ты со звездою сравнивал меня.
И, ночью изумлён, звучал баян,
Даря нам танго, полное огня.

А.Пьяццолла «Либертанго» (скрипка, рояль, три баяна, бас-гитара, ударные).

Артем:

Сыграй, Музыкант! Не жалей чудо-струны,
Поведай о странствиях давних своих,
О том, где бывал, да и прибыл откуда,
О том, как жилось тебе в странах других.
Ты спой о тяжелых скитаниях дальних,
Как юность наивностью горы брала,
О том, как мечталось в рассветах тех ранних.
О чести и дружбе, что крылья дала.
Да спой о грядущем! Пусть будет манящим,
Пьянящим, зовущим в чудесный рассвет,
В котором прекраснее, чем в настоящем,
Где следом за верой – надежда во след.

Кубанская строевая песня в обработке Е.Быкова «Распрягайте, хлопцы, коней» (скрипка, рояль, три баяна, бас-гитара, ударные).

Лиза: Дорогие друзья! Наш концерт подходит к концу. И я ещё раз хочу сказать, что годы, проведённые в музыкальной школе, - это, несмотря ни на что, лучшие годы нашего детства.

Дима: Мы научились играть на разных музыкальных инструментах. Научились дружить, хотя порой ссорились, мирились, обижались друг на друга, на преподавателей. Мы, как и все, не всегда удачно сдавали экзамены... Но мы были здесь СЧАСТЛИВЫ, счастливы тем, что нас всегда выслушают, помогут, поддержат, похвалят, что в нас верят, нас любят и свято хранят для нас чувство волшебной светлой сказки.....

Лиза:

Муз. Д. Тухманова, сл.А.Фадеева «Чистые пруды» (вокал, баян, синтезатор). На последнем припеве песни все участники ансамбля выстраиваются для поклона.

Список литературы:

  1. Альбом для юношества /Сост. В.М.Евдокимова. – М.:Музыка, 1989. – Вып.4
  2. Бажилин. Р.Н. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки. – Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Бажилин. Р.Н. Композиции для аккордеона с фонограммой: учебное пособие. – М., 2009.
  4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). – М., 2005.
  5. Вечер лирики /Сост. А.Кафанов. – М., 1965.
  6. Венявский Г. Избранные романсы. – М., 1998.
  7. Доренский А.Т . Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2009.
  8. За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона /Сост. И.П.Лунин. – М., 1991. – Вып.10
  9. Интернет-ресурсы.
  10. Композиции из репертуара Даугавпилсского трио аккордеонистов /Сост. В.А.Ушаков. – Спб., 2001.
  11. Медведев С. Браво, маэстро! Пьесы для аккордеона. – Спб., 2002.
  12. Мелодии, которые всегда с тобой. Транскрипции для аккордеона/баяна (дуэтов аккордеонов/баянов) и фортепиано /Сост. Т.В.Кривенцова, Н.И.Петухова. – Спб., 2003.
  13. Рахманинов С. Музыкальные моменты. – М.:Музыка, 1998.
  14. Рядченко И. Сладкая соль. – М.:Правда, 1967.
  15. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Старшие классы /Сост. И.М.Красильников, В.П.Чудина. – М.:Классика – XXI, 2008.
  16. Хрестоматия домриста. Трёхструнная домра. Старшие классы ДМШ /Сост. Н.М.Бурдыкина. – М.:Музыка, 2003. – Ч.1.

Сценарий тематического концерта «В гостях у аккордеона»

Здравствуйте дорогие друзья.

Здравствуйте уважаемые родители, ребята.

Сегодня мы пригласили Вас на концерт, который называется «В гостях у аккордеона». Я думаю, что в зале собрались истинные любители и ценители народной и эстрадной музыки, исполняемой на аккордеоне.

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике.

Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник в сельском клубе, ни большой концерт, транслируемый по телевидению.

А ведь аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крым. татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

Концертные номера

Р.н.п «Камаринская» - исп. Пономаренко С.

Крымскотатарская народная мелодия «Кхалабалык»

Крымскотатарская народная шуточная песня «Кхалайлы казан» - исп. дуэт Эмурлаев Ахмет и его папа Энвер Серверович

Р.н.т. «Кардиль» - исп. Москаленко А.

Укр.н.п. «И шумит и гуде» - исп. Жданов Ж.

Р.н.п. «Во поле береза стояла» - исп. дуэт аккордеонистов Эмурлаев А. и Ускова К.

Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев.

Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках.

На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон.

Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон

Концертные номера

Эд. Калмановский «Алеша» - исп. Эмурлаев А.

В. Баснер «На безымянной высоте» - исп. Ускова К.

Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т.к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

«Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши,

и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил»

Концертные номера

Бетховен «Романс» - исп. Кузьмищев Р.

Афанасьев «Гляжу в озера синие» - исп. Ансамбль балалаек

Р.н.п. «Светит месяц» - исп. Гимаев Т.

Шуровский «Козак» - исп. Гимаев Т.

Сколько стихов, песен и шуточных и лирических посвящены аккордеону.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом. На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

Концертные номера

И.С. Бах «Ария» - исп. Москаленко А.

Циполи «Фугетта» - исп. Томилин Г.

В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения и включают в них элементы джазовой гармонии.

Концертные номера

Доренский «Марш силовых акробатов» - исп. Ускова К.

Доренский «Верхом на пони» - исп. Пивоваров М.

Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные.

А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов. И инструменты уже у них стоят более 20 тыс. евро.

Вот и наша школа названа в честь Г. Г. Шендерева, который и сам участвовал в конкурсах и много писал произведений для таких молодых талантливых исполнителей.

Концертные номера

Г. Шендерев «Русский танец» - исп. Томилин Г.

И еще немножко информации об аккордеоне.

На развитие образования большую позитивную роль аккордеонной школы оказала Прибалтика. Именно там были созданы не только первые школы игры, но и первые консерватории, где обучались аккордеонисты. Ведь консерваторское образование в России для аккордеонистов – исполнителей отсутствовало вплоть до 1970г. В 1975г. в Германии одним из победителей конкурса стал исполнитель на клавишном аккордеоне Ю. Дранга. Его сын П. Дранга продолжает покорять высокие олимпы на конкурсах аккордеонистов и в наше время.

В России (г. Москве) существует лучший в мире самый обширный Музей гармоники. Есть чуть меньше музей национальных гармошек в Германии, Италии, и музей аккордеона в Америке. Самые известные ведущие западные фирмы, которые производят аккордеоны это немецкие и итальянские.

Наши инструменты немного не дотягивают до западного уровня. Но кто знает, может и из наших ребят кто-то станет известным музыкантом, композитором, а может и создателем новых моделей аккордеона.

Концертные номера

Р.н.п. «Ах, улица широкая» обр. Суркова

Завальный «Лирический танец»

Н. Бажилин «Летний дождик»- исп. Ансамбль аккордеонистов

Эмурлаев А., Томилин Г., Пономаренко С., Москаленко А., Ускова К.

Из распахнутых навстречу окон

Все играет и поет аккордеон

Льются звуки удивительной красы

Подпевают в ход осипшие басы.

Торжествует и живет через века,

Разверну, как душу он свои меха

С черно-белых клавиш льется чистота

И звучит в его аккордах доброта

По басовым кнопкам пальчики снуют

То взлетают они вверх, вниз бегут

И скрипят устало старые ремни

Будто просят музыканта – отдохни.

Вот и наш концерт подошел к завершению. Будем рады снова увидеть Вас в нашем концертном зале на очередной встрече «В гостях у аккордеона»

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...