Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству. Б) Дайте определения терминам


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по искусству

(мировой художественной культуре)

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2015-2016 учебный год

11 класс

ШИФР_________________

Максимальное количество баллов - 141

Время выполнения - 4 часа
Задание № 1 (36 баллов)
В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе. Поясните свой выбор.


п

о

л

и

е

г

т

м

т

и

р

Р

г∙

а

и

в

и

к

а

н

й

я∙

с

н

г∙

н

о

м∙

е

с

и∙

р

т

р

а

р

л

ю

з

л∙

т

р

п

и∙

м

и

к

с

м

Слова-символы

Определения

Название

вида искусства, период распространения,

краткая характеристика


Музыкальное западноевропейское искусство ХХ века.

Пример

культурного

наследия,

пояснение выбора

Задание № 2 (10 баллов)

Рассмотрите репродукцию работы скульптора Вадима Сидура.

1. Напишите 15 определений (одиночных или развёрнутых), которые помогут воспроизвести, порождаемое ей настроение.

2. Дайте произведению название, поясните его выбор.

Ответ:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3 (15 баллов)

Французским художникам Ренуару, Моне, Дега, Писсаро, Мане принадлежит огромное количество картин, но у каждого из художников есть произведение, наиболее полно выражающее его творчество. Укажите, какое из этих произведений кто создал.


1

2

3

4

5

Задание № 4 (30 баллов)

2. Определите и опишите кратко функцию цвета в этих произведениях, эмоциональную доминанту каждого из них. Обоснуйте ответ.

3. Сделайте вывод-обобщение о функциях и возможностях синего цвета в искусстве.

Ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5 (35 баллов)

Вы куратор проекта выставки, посвященной истории русского портрета.

1. Вспомните 10 - 15 известных портретов, принадлежащих кисти русских художников 19 – 20 веков.

2. Наметьте основные группы экспонатов, расположите их в хронологической последовательности. Обоснуйте свой выбор.

3. Предложите общее название выставки.
Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6 (15 баллов)

Вы проводите экскурсию в музее Лондона в зале французской классической живописи, нужно рассказать об этом произведении. Оформите Ваш ответ в форме развернутого эссе.

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Соберите слова-символы (определения, фамилии) и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Приведите примеры произведений искусства этого времени.

4. Напишите название культурно-исторической эпохи или явления, к которой относятся найденные слова.

5. Дополнительные сведения.

Ш К М, Б О Г
Ш И И З И Т А
В А Н, Р Л Ы Р
К Т С Е А Л , И
А, Р Ы В , Н Е В
П Е Е Р А Т И
И Н, П О В, Г Е.
Слова-символы Определение, пояснение. Произведения искусства (названия 1-2 картин)
Шишкин Иван Иванович, художник-передвижник, вторая половина XIX века Картины: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Карабельная роща», «Дубы» и др.
Реализм В переводе «действительный» - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. С начала XIX века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет, одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. П.А. Федотов стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. Во второй половине XIX века было организовано Товарищество художников-передвижников. Критический реализм в их творчестве достигает большой глубины психологических обобщений. Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок», «На пашне. Весна». Павел Андреевич Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
«Богатыри» «Богатыри» - картина Виктора Михайловича Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет, куплена П. М. Третьяковым для своей галереи, где хранится по сей день. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. «Аленушка», «Витязь на распутье», «Снегурочка», «Иван Царевич на сером волке», «Богоматерь с младенцем» и др.
Левитан Исаак Ильич, русский художник, мастер «пейзажа настроения», вторая половина XIX века «Март», «Тихая обитель», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Владимирка», «Озеро. Русь» и др.
Выставка Публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В данном случае, выставка картин художников-передвижников. Выставки картин в музеях России и мира.
Репин Илья Ефимович Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. XIX -XX вв. «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали», «Портет писателя Л.Н. Толстого» и др.
Перов Василий Григорьевич - русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, был создателем обличительных жанровых картин «Тройка», «Утопленница», «Охотники на привале», «Рыболов» , «Птицелов», «Рыбная ловля», «Спящие дети» и др.
Ге Николай Николаевич, художник-передвижник, вторая половина XIX века «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?» Христос и Пилат», «Распятие» и др.
Культурно-историческая эпоха, явление. Россия. Вторая половина XIX века. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники , целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки.
Дополнительные сведения. В 1863 г. четырнадцать выпускников Академии художеств покинули ее в знак протеста против академических догм, так как традиционно тема дипломной работы должна была быть написана на историческую или религиозно-мифологическую тематику. Под руководством И. Н. Крамского (1837-1887) и при участии критика В. В. Стасова и мецената П. М. Третьякова с 1870-х гг. было создано Товарищество передвижных выставок. Диапазон творчества передвижников был необычайно широк: историческая живопись и социально-бытовая, портрет, пейзаж.

Критерии оценки ответа.



1. Участник расшифровывает 8 слов – по 2 балла за каждую расшифровку. Максимально 16 баллов .



2. Участник дает 8 пояснений расшифрованным словам. (Называет имя художника, указывает особенности творчества и др.) – по 2 балла за каждое пояснение. Максимально 16 баллов .

3. Участник приводит примеры произведений искусства этого времени – по 2 балла за каждое определение. Максимально 32 баллов .

4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху, явление – 4 балла.

5. Дает дополнительные сведения о художниках, картинах, о других видах искусства этого времени – до 16 баллов.

Оценка: 84 балла.

Задание 3.

Всероссийская олимпиада школьников по Искусству

Мировая художественная культура) 2015-1016 учебный год

муниципальный этап

ЗАДАНИЯ для 10 класса

Задание 1. 40 б.

В клетках квадрата написаны слова-символы. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какой-либо квадрат дважды.

1. Соберите слова-символы и запишите их в таблицу.

2. Дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название эпохи, художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определенной Вами эпохе.

Поясните свой выбор.

А Н Т, Р, П Т Е
К А З Е А Н О
У М Е Д Р Г
З Л, В С, О О М
Ы, К А А Л Л Е
Ф Р Р Д А, Э
Н О Е Г К О Л
Т О Н. Е З И

Задание 2. 32 б.

А. Среди перечисленных терминов три объединены общим признаком. Найди и зачеркни лишний термин в каждой колонке. (12б.)

Б. К характеристике какой древнейшей цивилизации относятся следующие строки, о каком памятнике идёт речь, где он находится? (12б.)

  1. «Его особенность в сложной, асимметричной планировке, а главное украшение - скульптуры кариатид, девушек, поддерживающих карниз. Их фигуры величавы и стройны, складки одежды драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?» (4б.)

________________

  1. «Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно глядит он куда-то на восток... Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу». (4б.)

_________________

  1. «Главное его назначение сводилось к концентрации всех духовных сил и помыслов человека, который здесь приобщался к идее вечности и единства мира. Его называли “храм всех богов”. Не случайно в настоящее время именно в нём создана усыпальница великих людей страны». (4б.)

_________________

В. Какие утверждения верны? Отметьте знаком + (8б.)

1. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к внутреннему миру человека, создали новый тип героя. (2б.)

2. Характерной особенностью театра эпохи классицизма стало создание закона трёх единств: места, времени и действия. Этим нормам следовали в своём творчестве Мольер, Бомарше, Вольтер и Дидро. (2б.)

3. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена необычен: он написан на текст оды немецкого поэта И.В. Гёте. Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и хора слилось воедино, призывая к братству всех людей на земле. (2б.)

4. Русский портрет второй половины XVIII века представлен творчеством трёх выдающихся художников: Ф.Рокотова, Д.Левицкого, Д.Бортнянского, запечатлевших облик своих современников в жанре парадного, камерного, костюмированного, семейного портрета. (2б.)

Задание 3. 28 б.

Прочитайте текст.

2. Назовите памятник, о котором говорится в предложенном тексте и его создателя. (4б.)

3. Назовите художественные средства этого произведения и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения. (по 4б.)

4. Определите и напишите эмоциональные доминанты каждого произведения. (по 6б.)

Еще поныне дышит нега

В пустых покоях и садах;

Играют воды, рдеют розы,

И вьются виноградны лозы,

И злато блещет на стенах.

Я видел ветхие решетки,

За коими, в своей весне,

Янтарны разбирая четки,

Вздыхали жены в тишине.

Я видел ханское кладбище,

Владык последнее жилище.

Сии надгробные столбы,

Венчанны мраморной чалмою…

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

Задание 4. 26 б.

1.В. Жуковский: «Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное. И точно, приходит на мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь. Те, перед которыми совершается это видение, стоят тоже на небесах: на земле этого не увидишь».

2. Ее имя в переводе с древнего языка означает «прекрасная пришла». О ее портрете в царском головном уборе сказано, что это одно из самых восхитительных и поэтичных женских изображений, не менее знаменитых, чем Венера Милосская или «Джоконда» Леонардо. Археолог, нашедший этот портрет, записал в своем дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!» Сама жизнь светится в этом дивном изваянии.

3. Это храм богов, покровителей императорского дома, прославляющий гордую объединительную мечту империи… Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом. Ни до, ни после в античном мире не сооружались такие грандиозные купольные своды… Некоторая тяжеловесность искупается небывалым простором, открывающимся перед изумленным посетителем внутри храма. Подлинно – царство света!

4. 5. 6.

Задание 5. 27 б.

Просмотрите видеофрагмент (видеофрагмент будет демонстрироваться дважды с интервалом в 10-15 минут)

1. Напишите название произведения.(4б.)

3. Определите и напишите эмоциональную доминанту эпизода. (9б.)

4. Дополнительные сведения (до 10б.)

Задание 6. 82 б.

А. Даны изображения архитектурных сооружений разных стилей. (60 б.)

1. Соберите номера сооружений в группы по стилям (8б.+16б. =24б.).

2. Напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,

расположив группы в хронологической последовательности (20б.).

3. Дополнительные сведения (до 16 б.).

№ 1 № 2 № 3 № 4

№ 5 № 6 № 7 № 8

Б. Установи соответствие и запиши выбранную цифру в таблицу. (22 б.)

Задание 7. 38 б.

Определите художественное полотно по фрагментам.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...