Конспект урока по литературному чтению на тему Л. Н


Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок».

Класс: 2 «Б»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемый результат

Предметные умения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

Осуществлять анализ текста:

Находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);

Личностные УУД:

Умение осознавать и определять свои эмоции;

Умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.

Метапредметные УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цель урока;

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Работать по плану;

Определять степень успешности своей работы и работы других.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

2) Артикуляционная разминка.

3) Сообщение темы урока.

3. Изучение нового материала.

3) Словарная работа.

4) Физкультминутка.

5)Чтение учителем рассказа.

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

4. Первичное закрепление нового материала.

3) Выборочное чтение.

4) Работа с пословицами.

5) Чтение по ролям.

5. Рефлексия.

6. Выставление отметок за урок.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте!

С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?

Что этому способствовало?

Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

II . Актуализация знаний и сообщение темы урока.

1) Интонационная разминка.

"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.

А теперь выделите то слово, на которое я укажу.

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2) Артикуляционная разминка.

Надуваем и спускаем «шарик».

Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)

« У речушки, у речонки

Собрались одни девчонки».

Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.

«Ра» - сильный дождь идет с утра;

«Со» - накачано колесо;

«Жи» - очень острые ножи;

«Ши» - в ясли ходят малыши;

«Ча» - молоточком я стучу;

«Ры» - у всех девочек шары;

«Чи» - а у мальчиков мячи;

«Рок» - вот и начался урок.

3) Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".

III . Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.

Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)

У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.

Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом

2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.

Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.

Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.

3) Словарная работа.

Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.

Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.

Немой – лишенный способности говорить.

Пострелец - озорник, сорванец.

Слобода – шёл по своей стороне, улице

4) Физкультминутка.

Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,

И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,

Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,

Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.

Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.

5)Чтение учителем рассказа.

Понравился вам рассказ?

6) Чтение рассказа учащимися.

7) Беседа по вопросам.

Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)

Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)

Кто повстречался на его пути? (На его пути повстречались собаки)

Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)

О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)

8) Работа над правильностью чтения

IV . Первичное закрепление нового материала.

1) Чтение цепочкой, деление текста на части

Расположите в правильном порядке

2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».

– Если глаза устали, выполните такие упражнения:

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

Посмотрите в окно вдаль одну минуту.

3) Выборочное чтение.

Ответьте на вопросы словами из текста.

Кого он увидел в школе?

«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»

О чём спросил учитель Филиппка?

«- Ты что? - закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего

не говорил. - Да ты кто? - Филипок молчал. - Или ты немой?»

Что ответили ребята?

«- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»

4) Работа с пословицами.

Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.

Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?

О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)

Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)

5) Чтение по ролям.

Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.

Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)

V . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Что вы взяли для себя из этого урока?

V I . Выставление отметок за урок.

Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.

VII. Домашнее задание.

с. 138-140 чтение по ролям

Открытый урок по чтению 4 класс. Тема: «Филипок» Л. Толстой

Подготовила и провела учитель начальных часов

Овечкина Ирина Александровна

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие :

. познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Филипок»

. учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;

. учить выборочному чтению;

. расширение словарного запаса.

Коррекционно-раз вивающие:

. коррекция устной речи через чтение по ролям;

. коррекция развития мышления (установление причинно-следств енных закономерностей наступления весны) ;

. расширение кругозора.

Воспитывающие:

. способствовать воспитанию познавательного интереса;

. воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность :

З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Чтение 4 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение» 2012, мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация

Ход урока

I Орг. момент

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого выполним несколько упражнений:

а) Артикуляционные упражнения :

«Бегемотик»

«Лягушка»

«Горка»

б) Дыхательные упражнения:

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

в) Ч и с т о г о в о р к и:

ЛО-ЛО-ЛО - снежное покрывало

ЕГ-ЕГ-ЕГ - выпал в среду первый снег

СУ-СУ-СУ - лежит снег в лесу

ГА-ГА-ГА - завывает вьюга

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ - метёт снежная метель

г) Игра «Слова в словах»

Из первого столбика слов уберите по одной или две буквы чтобы получилось новое слово

Парк-пар

Клён-лен

Шарф-шар

Тесто-сто

Удача-дача

Гроза-роза

III Повторение изученного

Какой раздел по чтению мы с вами изучаем?

(«Идет волшебница зима»)

Какое произведение о зиме мы с вами изучали на прошлом уроке?

Давайте его прочитаем.

Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Дети читают стихотворение (по желанию наизусть)

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселье, радость…)

IV Сообщение темы и цели урока

А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.

Х Л КМ Н У ТОЛСТОЙ ВРЧП

V Изучение нового материала

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

Полное собрание сочинений - 90 томов. Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.

В то время было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.

    Знакомство с произведением

Название нового произведения вы тоже определите сами.

.и. и. о. кплф

Перед вами запись. Выполним задание вместе.

В названии одно слово, я написала только гласные, их 3, рядом написаны согласные. Ваша задача найти для каждой согласной своё место.

1 согласная буква обозначает звук, являющийся парным к звуку в

2 согласная обозначает звонкий непарный согласный звук, который есть в имени писателя, с которым мы сегодня знакомимся

3 согласная прячется в последнем звуке слова урок

4 согласная найдётся в алфавите сразу за буквой о

Какое слово получилось?

Рассмотрите обложку и предположите о ком эта книга?

В какое время происходят события?

а) Первичное знакомство с произведением

Послушайте текст, проверьте и уточните свои предположения.

(слайд-фильм «Филипок»)

Совпало ли ваше предположение с содержанием данного произведения?

б) Словарная работа

Могли события произведения произойти на самом деле или это лишь выдумка автора? В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе.

К какому жанру относится произведение «Филипок»? (Это быль)

Что означает слово «быль»? (Быль - это то, что было в действительности, в жизни). Давайте посмотрим в словаре Ожегова

В тексте вам встретились незнакомые слова давайте прочитаем, что они означают.

Поденная работа- работа по отработанным дням.

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок - озорник, сорванец.

Сенцы, сени -помещение между жилой частью и крыльцом.

Бедовый - шустрый, смелый.

Лавка - большая скамейка.

4. Физминутка

в) чтение учащимися

чтения произведения по цепочке

чтение произведения по цепочке. (1-3 часть, стр. 132 - 133)

1 ) чтение первой части (с.132) "цепочкой":

Какие действующие лица появились здесь?

( Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята ).

Что узнали о матери? (мать ушла на подённую работу )

Что узнали об отце? (отец уехал в лес )

Что узнали о бабушке? (бабушка сидела на печке )

Что узнали о ребятах? (ребята ушли в школу )

Что узнали о Филипке? (что Филипок был маленький и не ходил в школу )

А как он собирался в школу? (Стал искать шапку, своей не нашел. Взял старую отцовскую и пошел в школу )

2) чтение второй части (с.132-133) "цепочкой ":

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село.)

Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.)

Как звали собак, которые залаяли на Филипка? (Волчок, Жучка )

Кто отогнал этих собак? (вышел мужик и отогнал собак )

Как назвал мужик Филипка? (пострелёнок )

3 ) чтение третьей части (с.133) про себя. Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе?

- Куда прибежал Филипок? (в школу )

Что он услышал на крыльце? (как гудят голоса ребят )

Почему он не заходил в класс? (на него нашел страх, что учитель его прогонит )

Почему не хотел идти домой? (боялся что собака заест )

Кто подтолкнул его в школу? (баба с ведром )

г) Работа в группах

Восстановление деформированного плана рассказа.

Давайте поверим, насколько внимательно вы читали эти части произведение.

У вас на столах есть маленькие листочки Вам нужно расположить их в правильной последовательнос ти

Учащиеся восстанавливают события в том порядке, в каком они происходят в рассказе.

Скучно дома

Скучно дома

Филипок отправляется в школу

Филипок отправляется в школу

Знакомая дорога

Знакомая дорога

Опасная часть дороги

Опасная часть дороги

Раздумье на пороге школы

Раздумье на пороге школы

Кто главный герой рассказа? Давайте охарактеризуем его и составим его паспорт

Характеристика главного героя

Паспорт героя

1. Как зовут?

2. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) - У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) - Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

    Проверка полученных знаний

Давайте выполним тест и посмотрим как вы запомнили части рассказа которые мы прочитали.

А) И. Суриков

Б) Н. Некрасов

В) Л. Н. Толстой

2. Как называется произведение

А) «Детство»

Б) «Филипок»

В) «Сад друзей»

3. С кем Филипок остался дома?

А) с братом;

Б) с дедушкой;

В) с бабушкой .

4. Клички собак, напугавших мальчика .

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

5. Почему мальчик по дороге упал?

А) испугался;

Б) споткнулся и упал;

В) уронила собака

    Рефлексия деятельности на уроке

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающи й аппарат - фонограф. Писатель решил использовать его, прежде всего для диктовки ответов на письма. Он говорил, что иногда ему "хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге". Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.

Однажды в гости ко Льву Николаевичу пришли школьники. Они попросили писателя показать им "чудо-аппарат", так появилась запись " Обращение к учащимся школы


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

Формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

Обогащать словарный запас

Учить анализировать поступки героев

Учить работать с деформированным текстом

Развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать внимательное отношение к людям

Развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

Воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети должны познакомиться с новым литературным произведением

Научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

Научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

Репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

Репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

Фонохристоматия для начальной школы

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Раздаточный материал Старославянский алфавит

Карточки со словами для работы в парах

Карточки с деформированным планом для работы в группах

Карточки-картинки для составления картинного плана

Гусиные перья и чернила

Презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

7) Составление словесного портрета главного героя.

8) Работа над планом.

3. Итог урока.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • а ш - обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • а к - парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о - гласный звук
  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

Получилось слово школа.

Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

пострелёнок

бедовый

Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

Слайд №9

Физкультминутка

3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

Кто является главным героем?

Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Слайд №10

Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

Почему Филипок решил пойти?

Как мальчик собирался в школу?

Где находилась школа?

Знал ли малыш дорогу?

Какие опасности встретились ему на пути?

Почему Филипок не решался войти в школу?

Как он вёл себя, зайдя в класс?

Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последова- тельности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века, писать будете гусиными перьями.

Опасная часть дороги

Скучно одному

Знакомая дорога

Филипок собирается в школу

Раздумья на пороге школы

Встреча с учителем

Филипок становится учеником

Мальчик отправляется в школу

Группе слабомотивированных учащихся предлагается составить картинный план рассказа (представлены 2 вида картинного плана)

Слайд №13 (№14-15)

9) Проверка составленного плана.

а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.

б) Проверка по картинному плану.

3. Итог урока.

С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

4. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Слайд №16

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

Слайд №17

Библиография.

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.

3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.

4. Литературно-художественная фонохристоматия для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть - ТДА

Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.H. Толстого «Филипок»; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности детей; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его книги; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

III. Проверка домашнего задания

— Расскажите о своей семье.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Высказывания детей.)

— Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.)

— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.)

— Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом.

2. Первичное чтение и словарная работа

(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)

Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням {поденная работа, плата).

Слобода — большое село, деревня. Постреленок — непоседа, шалун.

Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских Домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

3. Обсуждение рассказа

— С чего начинается рассказ?

— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?

— Что приключилось с мальчиком по дороге?

— Как развивались события в школе?

— Как мальчик начал складывать свое имя?

— Чем закончился рассказ?

V. Физкультминутка

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок,

Прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

VI. Закрепление изученного

1. Повторное чтение

(Рассказ читают учащиеся.)

2. Тест по рассказу

— Проверим, внимательно ли вы читали.

1. С кем Филипок остался дома?

а) с братом;

б) с дедушкой;

в) с бабушкой. +

2. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался;

б) споткнулся; +

в) уронила собака.

3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего

а) что учитель прогонит; +

б) что учитель заставит учиться;

в) что ребята будут смеяться.

4. Какое задание учитель дал Филипку?

а) решить задачу;

б) написать свое имя;

в) сложить свое имя. +

б) Костюшка; +

VII. Рефлексия

— За что похвалили бы себя?

— Что захотелось сделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— О чем он?

— Что вам особенно в нем понравилось?

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова —

Причесала языком.

Г. Ладонщиков

III. Постановка целей урока

Сегодня мы будем учиться делить текст на части, а затем пересказывать по составленному плану от имени автора и от имени героя.

IV. Работа по теме урока

1. Составление плана рассказа

— Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.)

1. Опасная часть дороги в школу.

2. Знакомая дорога.

3. «Ты погоди хвалиться...»

4. Филипок отправляется в школу.

5. Встреча с учителем.

6. Скучно дома.

7. Раздумья на пороге школы.

8. Филипок в классе. (Ответ. 6,4, 2, 1,7,8,5,3.)

2. Пересказ текста

— По полученному плану перескажите текст.

V. Физкультминутка

Зарядка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Раз-два, раз-два!

Хватит, хватит — прибежали,

Потянулись, подышали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над пересказом

— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.)

— Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

(Дети выполняют задание.)

2. Работа с пословицами

— Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают примеры из жизни, когда можно их употребить.)

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

Выбор редакции
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...

Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...

Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...

Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...
Гормоны – это химические посланники, которые вырабатываются железами внутренней секреции в весьма незначительных количествах, но которые...
Отправляясь в летний христианский лагерь, дети ожидают многого. На протяжении 7-12 дней им должна быть обеспечена атмосфера понимания и...
Рецепты приготовления его существуют разные. Выбирайте понравившийся и в бой!Лимонная сладостьЭто простое лакомство с сахарной пудрой....
Салат «Ералаш» - это причудливая феерия, яркая и неожиданная, вариант богатой «овощной тарелки», предлагаемой рестораторами. Разноцветные...
Блюда, приготовленные в духовке в фольге, очень популярны. Таким способом готовятся мясные, овощные, рыбные и другие блюда. Ингредиенты,...