Картины в технике у син. Основы китайской живописи у-син


С древнейших времен наибольшей ценностью для мастера, творца, да и для простого ремесленника был его инструмент. Для скрипача — скрипка, для резчика — лобзик, а для художника — кисть. Древняя китайская живопись и каллиграфия отличается разнообразием и особой, восточной утонченностью линий. Именно причудливым сплетением простейших линий и создавались в древности и создаются сейчас шедевры китайской живописи. Одной из главенствующих составляющих для создания картины в китайском стиле, кроме навыков и таланта, является кисть. Также в древние времена в Китае ценнейшими атрибурами живописца, каллиграфа, ученого считалась бумага, тушь и тушечница. Без этих предметов не мог состояться ни один образованный человек тех времен. К выбору этих письменных принадлежностей каждый художник и каллиграф подходил с особым трепетом и вниманием, ведь от них во многом зависел конечный результат работы и творчества. И если во времена древних китайских династий купить кисти было не так просто, то сейчас это не составит вам большого труда — в нашем интернет-магазине всегда можно купить профессиональные кисти, кисти для каллиграфии и кисти для живописи .

Выбор кисти для китайской живописи — занятие важное и ответственное, ведь от грамотности этого выбора зависит то, насколько точно вы сможете воплотить ходожественный замысел. Наш магазин предлагает большой выбор кистей для вашего творчества

Чтобы купить кисти для китайской живописи , необходимо иметь хотя бы небольшие познания о том, какой должна быть правильная кисть. В Древнем Китае изготовление кистей было таким же кропотливым и сложным занятием, как и каллиграфия — кисть создавалась в семьдест этапов, стоила дорого, поэтому купить кисти мог далеко не каждый. Традиционная кисть должна быть очень упруга, с аккуратным острым кончиком. Волоски не должны быть растрепаны, а сама кисть должна быть округлой формы. Специфика изготовления настолько уникальна, что даже в наше время невозможно механизировать этот процесс полностью — для придания изделию завершенного вида пучок вращают во рту языком, чтобы придать округлость и упругость. Правильные китайские кисти выполнены только из натурального ворса. Раньше их делали из шерсти зайца, колонка и козла, придерживаются этих традиций и сейчас. Натуральные кисти хорошо удерживают чернила и впитывают жидкость. Для каждого вида живописи и стиля каллиграфического письма предназначаются определенные кисти, их насчитывается более двухсот; часто они маркируются, чтобы было понятно, для чего именно предназначена та или иная.

Классификация кистей для живописи и каллиграфии не ограничивается стилем творчества. Все кисти различаются также по размеру (маленькие, средние, большие и очень большие), жесткости (жесткие, мягкие, комбинированные) и длине ворса (короткий, средний и длинный). Зная точно, для каких видов работ будут использоваться кисти, у нас можно без труда купить их самых разных видов: например, для изображения цветов, животных и листьев используют мягкие кисти, изготовленные из шерсти козы или овцы, а иногда из меха кролика. Если планируется прорисовка мелких деталей, то лучше купить кисти художественные повышенной жесткости — из волос лошадей, медведей и барсуков. Такие кисти всегда использовались в китайской живописи в стиле гунби. Достоинства обоих этих видов сочетают комбинированные кисти. Конечно, в арсенале художника должны быть разные инструменты. Поэтому умелым живописцам и только обучающимся этому искусству наш магазин предлагает купить набор кистей.

Профессиональные кисти требуют соответствующего ухода — после каждого использования их нужно мыть с мылом, тщательно полоскать и сушить. Причем при сушке кисти необходимо держать в подвешенном состоянии до полного высыхания, и только затем при необходимости надевать колпачок для транспортировки во избежание деформации пучка.

В живописи акварелью качество материалов — важный фактор. Поэтому я то и дело тестирую разные кисти, краски, бумагу.

Давно пристрастилась к китайским кистям для живописи и каллиграфии, поэтому редко покупаю традиционную «белку» — слишком уж они мягкие и плохо собранные. Но поскольку ученики меня спрашивают, решила купить новую кисть из белки. Вдруг качество стало лучше, и ее можно рекомендовать?.. Выбрала в «Леонардо» самую приличную из имеющихся — кисть №10 от Гаммы. В склейке она собрана красиво, в тонкий кончик. Цена достаточно демократичная, 278 рублей.

Сравним эту кисть со сходной китайской из овечьей шерсти.

Вот так кисти выглядят, если их промыть и высушить. Китайская продолжает держать форму.

При работе недостатки сборки беличьей кисти от Гаммы становятся очевидны. После первого мазка волоски кисти расходятся, и тонкий кончик уже не собрать… Для следующего ровного мазочка кисть придется оглаживать, чтобы она приняла ровную форму. А вот такого же размера и формы китайская мягкая кисть форму прекрасно держит. И в работе она более приятна.

Если чуть приплющить кисть, то становится понятно, почему так происходит. Смотрите, какая ровная «стрижка» у китайской кисти, и какие хаотичные волоски, да еще с крючочками у гаммовской:

Именно поэтому беличьими кистями в чистом виде я давно не работаю. И многие спрашивают меня, чем же особенны традиционные китайские кисти, и где купить настоящие, качественные? Об этом я уже писала - рассказала о своих кистях.

И вот приятная неожиданность. После этой публикации компания «Синий Феникс» связалась со мной и попросила протестировать их кисти, насколько они пригодны для живописи акварелью? Снимаю шляпу перед профессионализмом этих ребят! Кисти прислали быстро, в качественной упаковке. Теперь я могу быть спокойна, что этому магазину можно доверять!

Итак, результаты тестирования присланных мне кистей.

Качество всех кистей отличное. Превосходно собраны. Ворс, если и вылазит, то 3-4 волоска в самом начале пользования.

Однако нужно понимать, что эти кисти создавались для традиционной китайской живописи и каллиграфии, поэтому они специфичны. Самое непривычная длина ручки и балансировка кисти. Эти кисти невозможно держать близко к ворсу, как привыкли держать ручку. Традицонно такие кисти держат за центр или самый кончик черенка. Это дает свободу движений и красивый мазок. Именно тот, что предполагается. Насколько эти кисти способны заменить привычные нам кисти для акварели?

Жесткая контурная кисть 1503.

Длина ручки 20 см, длина кисти 1,5 см, диаметр у основания кисти 0,3 см. Состав: заячья шерсть.

А вот каллиграфические линии — гвоздики ей делать очень легко. Для написания маленьких иероглифов, думаю, она очень хороша. Однако для работы акварелью вряд ли подойдет.

Жесткая кисть 2005.

Длина ручки 22 см, длина кисти 2 см, диаметр у основания кисти 0,5 см. Состав: высококачественная волчья шерсть.

Достаточно мягкая, нечто среднее между белкой и колонком. Можно выполнять небольшие по размеру заливки. Хороша для рисования листиков. Дает красиво оформленный мазок с тонким кончиком.

Жесткая кисть 3609

Длина ручки 23 см, длина кисти 3,6 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: шерсть из хвоста волка и овечья шерсть с небольшим добавлением синтетики.

Отличная кисть! Аналог колонка. Широкий спектр действий — от крупных заливок (до формата а4) до тонких линий. Прекрасно собрана, упругая, хорошо держит воду и отдает ее. Очень приятна в работе! Можно сказать, что эта универсальная кисть — мой фаворит из всех представленных. Она хороша именно как качественная кисть для начинающих — легкая в работе, предсказуемая в поведении, удобная в руке.

Комбинированная кисть 3808.

Длина ручки 24 см, длина кисти 3,8 см, диаметр у основания кисти 0,8 см. Состав: высококачественная овечья шерсть и волчья шерсть.

Именно эта кисть показана выше в сравнении с белкой.

Кисть мягкая, но упругая. Аналог хорошего качества белки. Хороша для заливок формата до А3. Подобно беличьей кисти, требует достаточного количества воды, однако кисть хорошо собрана, может давать красивый мазок с тонким кончиком. Ручка кисти показалась толстоватой — мне это не очень удобно.

Жесткая кисть 3909.

Длина ручки 22 см, длина кисти 3,9 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: конская щетина, мех енота.

Упругий длинный ворс. Великолепная кисть для рисования листьев бамбука… В акварели будет полезна мастерам, работающим на больших форматах (А3 и больше), но не для заливок, а для крупных и мелких динамичных мазков. Удлиненный ворс прекрасно справляется с тонкими линиями, создает очень красивый мазок в форме листа бамбука с тонким изящным кончиком.

Жесткая кисть 4810.

Длина ручки 23 см, длина кисти 4,8 см, диаметр у основания кисти 1 см. Состав: высококачественный конский волос, свиная шерсть и небольшое количество овечьей шерсти.

Удлиненный упругий ворс. Для нас это странная кисть — она подобна линеарной, но только очень толстая. То есть, как и линеарную, ее сложно контролировать — ее кончик живет своей жизнью. Будет хороша для мастеров, ценящих в акварельной живописи динамику и спонтанность мазков. Ей можно делать заливки форматов А4-А3. Но в целом эта кисть для более виртуозной работы.

"У-Син" в переводе с китайского языка означает - 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись "У-син" ,является не только техникой рисования "одним движением", но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.

Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение - это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.

Согласно теории У-син существует 5 энергий - дерево, огонь, земля, металл, вода - каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка - это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.

Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.

Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно.

Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.

Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. (Рис. 1)

Рис. 1 Дерево

Рис. 2 Огонь.

Огонь - это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.

Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, - всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. (Рис.2)

Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.

Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.(Рис.3)

Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. (Рис. 4)

Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода - бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино. (Рис.5)

Рис. 5: Вода

Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.

Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

Какие китайские кисти подходят для акварели и где их купить – один из часто задаваемых мне вопросов. Поэтому решила написать об этом статью и собрать в нее ссылки на интернет-магазины, где можно приобрести качественные кисти для акварели.

Только предупреждаю, что по кистям в магазине сужу по описанию и картинке. Качество могу гарантировать только откликами моих учеников, которые там их заказывали.

Традиционные китайские кисти, используемые в каллиграфии и живописи гохуа, предназначаются для туши и минеральных красок. В соответствии с их назначением, все они имеют разную форму и состав ворса. Ворс в таких кистях только натуральный.

Кисти собираются вручную. Именно поэтому в китайской живописи кисть считается “драгоценностью”, наряду с тушью и рисовой бумагой. Стоимость хороших (действительно хороших, профессиональных кистей) даже в Китае сильно кусается.

Однако для акварели можно подобрать вполне бюджетные кисти. По крайней мере они будут очень сильно выигрывать в цене между профессионального качества белкой или колонком, ничем не уступая в качестве.

Сравнительный обзор:

Однако, запомните, хорошая китайская кисть не может стоить дешевле 200 рублей !

Кисти, продаваемые в канцтоварах или сувенирных магазинах – именно сувенирные, для профессиональной работы не предназначены.

Я не претендую на глубокое знание китайских кистей. В данном случае покажу вам те, что есть у меня, и выскажу свое сугубо субъективное мнение.

Какие китайские кисти для акварели подходят?

Это часть моей коллекции китайских кистей. Поскольку я несколько раз выезжала в Китай на обучение гохуа и каллиграфии, то что-то покупала сама, что-то нам давали преподаватели.

У каждого из них были свои требования к кистям, и они приносили нужные именно для их сюжетов или стиля.

Итак, кисть первая. Вернее, “кисти”. У меня их кучка. Поскольку они действительно дешевые. Относятся к ученическим, для детей и студентов, для обычного ежедневного письма.

Это кисть из ворса козы . Она достаточно мягкая, при работе ворс держит плохо, требует постоянного заполнения раствором туши – краски. Аналог нашей белки .

Обратите внимание, что у такой кисти ворс напрямую вставлен в бамбуковую палочку. По моим наблюдениям в большинстве случаев с крупными кистями это признак ученических, дешевых кистей. Профессиональные идут с пластмассовым наконечником.

Это кисть “Белое облако” . Тоже полностью из ворса козы. Но в отличие от предыдущей она лучше собрана, отлично держит форму за счет более упругого ворса в середине.

В гохуа обычно используется для изображения цветов. Считается мягкой. Поэтому в акварели ее можно рекомендовать для больших заливок.

Она будет аналогом хорошей дорогой белки , хотя чуть более упруга.

Для ориентировки приведу размеры моих кистей и ссылку на подобные в интернет-магазине.

Белое облако – диаметр 14 мм, длина ворса – 50 мм

Кисть смешанного ворса, коза сверху, внутри – волк.

Вот так выглядит, если распушить:

Она отлично держит воду, упругая. Будет аналогом хорошо собранного колонка.

Я ей делаю все: и заливки, и детали, и мелкие детали. Одну такую уже “износила”, она начала вылезать. Вторая пока держится…

Диаметр 11 мм, длина ворса – 38 мм.

Похожие в магазине:

Еще одна кисть такого же рода, но крупнее:

Диаметр 15 мм, длина 55 мм.

Еще одна. Кисть из темного ворса. Не знаю, что за зверь. Должен быть волк, но вполне может быть, что нет. Потому как мягкая. Похожа на не очень упругую кисть из колонка.

Диаметр 8 мм, длина 30 мм.

Не вразумительная кисть. Хотя были у меня более крупные кисти из волка, раздала ученикам.

Вот они были хорошие, упругие. И для заливок, и для письма мазками.

И еще немного о тонких каллиграфических кистях

Они имеют длинный ворс и тонкий кончик. Хороши для рисования тонких линий, веточек деревьев.

Первая по ворсу это, наверно, барсук.. Держит ворс, не переламывается в работе. Исконное ее назначение – кисть для гунби, для контурной обводки рисунка.

У ценителей восточной культуры нередко возникает вопрос — относится ли китайская живопись у-син к традиционной китайской живописи гохуа?

Термин «у-син » берет свое начало из Древнего Китая. Современная интерпретация этого слова, звучит как «пять элементов» или «пять фаз». Философия у-син говорит о том, что изначальная материя разделилась на две составляющих — Янь и Ян. А мужское и женское начало в свою очередь стали прародителями пяти стихий — Дерева, Огня, Металла, Земли и Воды. Эти стихии, согласно философии у-син , перетекают друг в друга и оказывают непосредственное влияние друг на друга. Этим всем они создают все то, что нас окружает по сей день.

Те, кто знаком с китайской живописью гохуа , известно, что она строится на основных принципах инь и ян.

Живопись у-син не является областью традиционной китайской живописи гохуа. Это направление разработано в нашей стране не так давно. Человек всегда стремился к постижению и переосмыслению опыта прошлых поколений, что касается и китайских живописцев.

Тех, кого интересует обучение живописи у-син и курсы китайской живописи у-син, могут найти гораздо больше для себя знаний и стремлений к творчеству в традиционной китайской живописи гохуа.

Если Вы хотите заниматься живописью У-син, то больше внимания обратите на китайскую живопись Гохуа. В изучение традиционной живописи Вы найдете ответы на все вопросы. Добро пожаловать в нашу школу китайской живописи!

Не знаете, что подарить любителю живописи? Приобретите сертификат на наши мастер-классы! Это уникальный шанс отвлечься от повседневных забот и погрузиться с головой в удивительный творческий процесс.

Выбор редакции
По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...

Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...

1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...
Против политики «военного коммунизма» с оружием в ру-ках поднялись красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-мор-ской базы Балтийского...
Даосская оздоровительная системаДаосскую оздоровительную систему создавало не одно поколение мудрецов, которые тщательнейшим образом...