Темы сочинений по поэме "кому на руси жить хорошо". Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо" Кому на руси жить хорошо тема


Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так:

Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. («Помещик»)

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси.

Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы:

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с жёнами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми.
Покуда делу спорному
Решенья не найдут —
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси? (пролог)

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю. (пролог)

Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения.

Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир»)

Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир»)

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого.

Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них смотреть.

Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости

Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание:

Висит
Яков над барином, мерно качается,
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой,причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!».
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного
Помнить до судного дня!

В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументальном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, можно сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в своей поэме "Мертвые души", Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо?" уделяет особое внимание настоящему положению народа, замечает и обращает внимание читателей на пороки и недостатки, жалеет многострадальных людей. Главная цель автора – понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому "Кому на Руси жить хорошо?" – действительно народная поэма-эпопея. Но в чем же еще это проявляется?

О многом говорит сам замысел произведения, который становится понятным уже из названия. Автор ставит цель найти счастливого человека во всей необъятной Руси, но в этих поисках перед читателем появляется картина будничной жизни всего русского народа. Поэтому замысел произведения можно назвать глобальным.


Некрасов решил, что для воплощения этого замысла больше всего подходит жанр путешествия. Но, в отличие от автора "Мертвых душ", Некрасов сделал главными героями, глазами которых мы видим всю Россию, не чиновника, а целую группу истинно народных героев – крестьян "из временнообязанных", которые живут в "Пустопорожней волости, Терпигоревом уезде". Главным героям нельзя дать однозначную оценку: с одной стороны, это вполне реальные персонажи, что подчеркивается указанием на их социальный статус, действительно существовавший в пореформенной России. С другой стороны, названия волости и уезда, очевидно, являются не только вымышленными, но и обобщающими, то есть перед нами уже полусказочные, полубылинные персонажи. Былинные мотивы особенно заметны в начале поэмы: герои "сошлись на перекрестье дорог и заспорили", потом "положили домой не ворочаться", пока не найдут счастливого человека. Завязка, видимо, взята из фольклора.

Воплотить свой замысел до конца Некрасову не удалось, он умер, не успев закончить поэму. Но, хотя произведение осталось незавершенным, в нем действительно предстала вся Русь, весь ее народ. Конечно, автор хотел показать жизнь буквально всех сословий России, от крестьян до царя. Удалось же осветить, помимо быта крестьян, быт духовенства и помещиков. Казалось бы, эти два сословия всегда угнетали трудовой народ, но автор справедлив; он не идеализирует попа и помещика, однако и не ругает их. Описания жизни этих героев гармонично вписываются в общую структуру произведения, благодаря им читатель видит Россию глазами других представителей ее народа, ведь, например, у помещика своя трагедия: он понимает, что люди мельчают, патриархальная Русь рушится на глазах, погребая под собой и плохое, и хорошее. Вдобавок, с помощью образа помещика автор вводит тему крепостного права, высказывает идею, что "порвалась цепь великая: одним концом по барину, другим – по мужику".

Особое место в произведении занимает обобщенный образ женщины-крестьянки – Матрены Тимофеевны. Некрасова всегда волновала горькая участь русской женщины, и в своей поэме он уделяет много внимания описанию жизни "губернаторши". Матрена умет находить радость в своей нелегкой жизни, но автор не раз подчеркивает ужасы и лишения, которые терпят русские крестьянки. Описание судьбы Матрены заканчивается утверждением, что мужички "не дело затеяли" – искать счастливых среди женщин.

Об отдельных типичных представителях народа идет речь и в рассказе "о Якове верном, холопе примерном", и в описаниях "сельской ярмонки". Снова и снова звучит мотив лишений, которым подвергается простой народ; жестокая месть Якова своему господину, рассказ солдатика о войне – все это вызывает у читателя не просто сочувствие и сострадание, а откровенную боль за ни в чем не повинных людей. Интересны и образы Власа и Клима, хотя они, в общем, противопоставлены друг другу, у них одна беда – произвол, творящийся в России, это беда всего народа.

Наряду с обобщенными образами Некрасов описывает и группы людей. В первую очередь, это, конечно, вахлаки.

Их игра с Последышем на самом деле не что иное, как модель отношений крестьян с помещиком в эпоху крепостного права. С едкой иронией и гневом автор описывает самодурство Утятина. Эта тема получает и продолжение. Автор специально описывает жизнь крестьян до смерти и после не. Сыновья покойного не желают отдавать обещанные луга, подчеркивается, что и после отмены крепостного права помещики обманывают крестьян, и, к сожалению, это тоже соответствовало реалиям жизни народа.

Удручающее впечатление производит описание жизни дворовых без барина в части "Крестьянка". Здесь простой народ критикуется, Некрасов дает понять, что народ все-таки сам кузнец своего счастья и во многих своих бедах виноват сам.

Новое звучание приобретает былинная тема при описании уже не совсем реальных народных характеров. Это, конечно, Савелий и Гриша Добросклонов. Савелий – представитель патриархальной Руси, истинный "богатырь святорусский", что подчеркивается при его портрете. Гриша же – богатырь нового типа. Некрасов неспроста упоминает в связи с Савелием Ивана Сусанина. Время могучих богатырей прошло, теперь черед умных и самоотверженных борцов, готовых спасать народ не только от захватчиков, но и от угнетателей.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – новый народный герой. В его уста Некрасов вкладывает собственные идеи, он становится носителем правды.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Матушка Русь!

Гриша – один из немногих, кто смотрит в будущее с надеждой, он готов бороться за него, он верит в свою родину.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо?" Некрасов показал всю жизнь русского народа без прикрас. Но это произведение нельзя было бы назвать народной поэмой-эпопеей, если бы в нем не звучал голос самого автора.

Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет, –

Где ж коровка наша? –

Увели, мой свет.

Барин для приплоду

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси святой!

Здесь выражена основная идея всего произведения: нет во всей России счастливого человека, везде царит горе.

"Кому на Руси жить хорошо?" – это зеркало души России, Н.А. Некрасов продолжил традиции Радищева и Гоголя в изображении жизни простых людей, вывел несколько интересных образов, ставших символами русского народа.

Кому на Руси жить хорошо? Данный вопрос по-прежнему волнует многих людей, и этим фактом объясняется повышенное внимание к легендарной поэме Некрасова. Автор сумел поднять тему, которая стала вечной в России – тему подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения отчизны. Именно служение высокой цели делает русского человека счастливым, как доказал писатель на примере Гриши Добросклонова.

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» - эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

  1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
  2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.
  3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
  4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
  5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
  6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.
  7. О чем поэма?

    Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

    В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

    Главные герои и их характеристика

    О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, - коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

    1. Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
    2. Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
    3. Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
    4. Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
    5. Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
    6. Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
    7. Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
    8. Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
    9. Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.

    Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

    Тема

  • Основная тема произведения - свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
  • Тема счастья . Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
  • Тема родины . Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
  • Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
  • Мистический мотив . Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» - символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

  • В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» - проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков - настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
  • Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
  • Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
  • Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Идея произведения

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» - рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе - раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

Конец

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша - борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

Критика

Рецензенты внимательно отнеслись к произведению Некрасова, ведь сам он был важной персоной в литературных кругах и имел огромный авторитет. Его феноменальной гражданской лирике посвящались целые монографии с подробнейшим анализом творческой методики и идейно-тематического своеобразия его поэзии. К примеру, вот, как о его стилистике отзывался писатель С.А. Андреевский:

Он извлек из забвения заброшенный на Олимпе анапест и на долгие годы сделал этот тяжеловатый, но покладистый метр таким же ходячим, каким со времени Пушкина до Некрасова оставался только воздушный и певучий ямб. Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство.

О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе вдохновенно рассказывал Корней Чуковский, приводя этот пример писательского труда в качестве эталона:

Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.

Смерть поэта стала неожиданностью и ударом для многих его друзей и коллег. Как известно, на его похоронах выступил Ф.М. Достоевский с проникновенной речью, навеянной впечатлениями от прочитанной недавно поэмы. В частности, среди прочего он сказал:

Он, действительно, был в высшей степени своеобразен и, действительно, приходил с «новым словом».

«Новым словом», прежде всего, стала его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Никто до него так глубоко не осознавал крестьянского, простого, житейского горя. Его коллега в своей речи отметил, что ему Некрасов был дорог именно тем, что преклонялся «перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях». Однако его радикальные взгляды на переустройство России Федор Михайлович не поддерживал, впрочем, как и многие мыслители того времени. Поэтому критика отреагировала на публикацию бурно, а в некоторых случаях и агрессивно. В этой ситуации честь друга отстаивал известный рецензент, мастер слова Виссарион Белинский:

Н. Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям.

Довольно таки колко, припомнив, видимо, профессиональные разногласия, о произведении высказался И. С. Тургенев:

Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, - жгутся.

Писатель либерального толка не был сторонником своего бывшего редактора и открыто выражал свое сомнение в даровитости его, как художника:

В белыми нитками сшитых, всякими нелепостями приправленных, мучительно высиженных измышлениях скорбной музы г. Некрасова - ее-то, поэзии, нет и на грош”

Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех поэтов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Кому на Руси жить хорошо?» — с этого вопроса начинается поэма. Герои, отправляющиеся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси», обращаются с вопросом к представителям разных сословий и получают разные ответы. Порой перед нами предстают противоположные идеалы счастья. Однако главная цель героев — найти «счастие мужицкое». Кто они, счастливые? Как совместить личное счастье с общественным? Эти вопросы ставит автор перед собой и своими героями.

Для помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина счастье осталось в прошлом. Эти герои жалеют о временах крепостного права: «крепь» позволяла им своевольничать, проводить время в праздности и чревоугодии, потехах псовой охоты... «Покой, богатство, честь» — вот формула счастья, которую выводит поп, но на поверку оказывается, что ни покоя, ни богатства, ни чести в жизни священнослужителя нет.

Крестьянский мир предстаёт перед нами в главе «Счастливые». Казалось бы, сейчас мы, судя по названию главы, получим ответ на главный вопрос поэмы. Так ли это? Счастье солдата заключается в том, что беднягу не убили в сражениях, не забили палками, наказывая за «великие и малые» провинности. Каменотёс счастлив тем, что, работая, он гонит прочь нужду от семьи. Крестьянин-белорус, натерпевшись от голода в прошлом, радуется сытости в настоящем... Таким образом, счастье для этих людей состоит в отсутствии несчастья.

Далее в поэме предстают образы народных заступников. Чистая совесть, доверие людей — вот счастье Ермилы Гирина. Для Матрёны Тимофеевны Корчагиной, наделённой силой духа, чувством собственного достоинства, представление о счастье связано с семьёй, детьми. Для Савелия счастье — это свобода. Но имеют ли и они то, о чём говорят?..

На Руси никому не живётся хорошо. Почему на Руси нет счастливых? Виновато ли одно крепостное право, привычка к рабству? Двинется ли страна к счастью, если воспоминания о крепостном праве исчезнут? Так склонен думать Гриша Добросклонов. Но для Некрасова это только часть правды. Вспомним «Элегию» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»): «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..».

Проблема счастья переводится автором в нравственную плоскость. Ключевой темой поэмы делается тема греха. Многочисленные крестьянские грехи, соединяясь с господскими, тяжёлым крестом ложатся на Русь. Грешны все, даже лучшие: Ермила Гирин выгородил брата из рекрутчины ценой вдовьих слёз; Савелий ответил на притеснение убийством... Возможно ли счастье за счёт другого? И каковы они всё-таки — пути, ведущие к народному счастью? Подлинное счастье — борьба за народное благо. Жить для других — вот идеал Гриши Добросклонова. С точки зрения автора, единственный возможный путь к счастью — путь искупления, жертвы, подвижничества. Матрёна Корчагина ложится под плети, Савелий изнуряет себя обетом, Ермила Гирин идёт в острог, Гриша выбирает «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Несмотря ни на что, финал поэмы оптимистичен. Автор приводит нас к заключению о том, что, во-первых, счастье народа будет возможно лишь тогда, когда он станет полноправным хозяином своей земли. Во-вторых, счастливым может быть только тот, кто выполняет свой долг перед народом, видит цель жизни в его освобождении от греха рабства, холопства, нищеты, пьянства, дикости, а значит — во всеобщем счастье. Только в борьбе «за воплощение счастия народного» человеку «вольготно, весело живётся на Руси».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Для урока литературы в 10 классе

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Образовательная: проверить степень понимания поэмы. Развивающая: продолжить обучение навыкам написания классного сочинения. Воспитательная: воспитывать любовь к классической литературе, патриотические чувства.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Смысл названия поэмы Ирония и сатира в поэме Мотивы времени и пространства в поэме

4 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы? 2. Русский национальный характер в изображении Некрасова. 3. Как живётся попу, помещику и царю? 4. Образы борцов за народное дело 5. Изображение народа в поэме 6. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме

5 слайд

Описание слайда:

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Н.А. Некрасов – певец народа. 1 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 2. а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже). б) Народное понятие счастья: - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян; - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»; - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян; - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу. в) Две возможные дороги к счастью: - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям; - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье. 3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

6 слайд

Описание слайда:

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1. Попытка найти счастливого среди простого люда. 2. Счастье юной Матрены Корчагиной. 3. Ад среди мужниной родни. 4. Трагическая смерть Демушки. 5. «Губернаторша». III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

7 слайд

Описание слайда:

3. Кому на Руси жить хорошо? Таким вопросом задаются семь мужиков-странников. Этот вопрос интересовал и самого автора произведения «Кому на Руси жить хорошо», Николая Алексеевича Некрасова. Ответ – его многолетний, но так и незавершённый труд- поэма-эпопея о жизни народа в пореформенный период отмены крепостного права.

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...