Сравнительная характеристика ларры и данко в рассказе старуха изергиль сочинение. Ранние романтические рассказы горького Чем смысл жизни данко


План
Введение
В рассказе М. Горький описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Основная часть
Данко - сильный человек, который умер ради людей.
Данко верит в собственные силы.
Данко готов жертвовать собой.
Основные черты характера Ларры - индивидуализм, эгоистичность, гордыня.
Ларра стремится возвыситься над людьми.
Заключение
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» автор, используя две легенды, рассказанные Изергиль, описывает образ жизни двух героев: Данко и Ларры.
Данко - сильный человек, который умер ради людей. Отличительной чертой его характера является гордость. Данко обладал сильным характером: готов был ценой собственной жизни провести людей через непроходимый лес. Сила духа, внутреннее совершенство в библейских сказаниях воплощалось во внешне красивых людях. В древности считалось, что человек красивый внешне, хорош и внутренне: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, а не тратит «силы на думу да тоску». Герой готов помочь людям выйти из тьмы, обрести настоящую свободу. Обладая сильным характером, Данко берет на себя роль вожака, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не трусит, не боится трудностей в пути. Сначала люди охотно идут за ним, но у них не хватает силы духа вынести все тяготы пути. Они начинают роптать: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Данко готов жертвовать собой до конца: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая темный путь своим сердцем, Данко вывел людей из непроходимой чащи леса, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». В финале сказания Данко погибает. Перед читателем возникает вопрос: поняли ли люди то, что сделал для них Данко. Один осторожный человек наступил «на гордое сердце ногой». Данко обладал такими чертами характера, которые не позволили ему поступить по-другому. Он вырвал своё сердце из груди и осветил им путь, так как считал это единственно верным для себя решением.
В рассказе «Старуха Изергиль» Данко противопоставлен Ларру. Ларра тоже обладает сильным характером. Основные черты его личности - индивидуализм, эгоистичность, гордыня. Выше всего на свете Ларра ставит свои эмоции, чувства, переживания, желания, не заботясь о том, что хотят окружающие его люди. Он стремится возвыситься над людьми. Автор обрекает Ларру на вечное одиночество. Гордыня - смертный грех, именно она разрушила человеческое в сердце Ларры.
Противопоставление Данко и Ларры помогает автору раскрыть образ рассказчицы - Старухи Изергиль, которая, рассказывая о своем идеале и антиидеале, уверена, что ее жизнь посвящена любви. Изергиль думает, что она ближе к самопожертвованию и безграничной любви Данко, но на самом деле ей присущ индивидуализм, эгоистичность Ларры. Так автор раскрывает собственную позицию, своё отношение к жизни.

Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа "Старуха Изергиль". Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ "Старуха Изергиль". Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.

В рассказе "Старуха Изергиль" большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.

В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.

Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.

Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.

Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.

Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.

В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.

Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.

Произведение "Старуха Изергиль" представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек - это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого

    Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»

  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского

    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.

  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина

    Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом

  • Сочинение Почему часто ссорились в семье Кашириных в произведении Детство Горького

    В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.

  • Образ и характеристика Дуняши в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Пьеса «Вишневый сад» - это последняя пьеса, написанная А.П. Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор таковой ее не считал. Более того, он то считал ее довольно смешной комедией пародийного стиля

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Омукчанова Раиса Петровна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ КХСОШ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), с.Крест-Хальджай
Наименование материала: доклад
Тема: Данко и Моисей, Ларра и Каин (библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"
Дата публикации: 16.03.2018
Раздел: полное образование

Данко и Моисей, Ларра и Каин

(библейские истоки рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Введение ___________________________________________________________________

Глава 1. Горький и религия ____________________________________________________

Глава 2. О рассказе Горького "Старуха Изергиль"__________________________________

Глава 3. Данко и Моисей_______________________________________________________

Глава 4. Ларра и Каин_________________________________________________________

Вывод ______________________________________________________________________

Использованная литература ____________________________________________________

Приложение _________________________________________________________________

Введение

Данная работа посвящена исследованию нравственных истоков создания образов

Данко и Ларры, героев рассказа А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Актуальность темы исследований состоит в том, что сейчас идет переоценка творчества

Горького,

которого

советское

"пролетарским

писателем,

"буревестником революции" и под этим углом рассматривали все его произведения. С

пошатнулся:

начались

открытия

разоблачения,

предпринимались попытки "сбросить Горького с корабля современности", но сделать это

оказалось все же невозможно, тем более, что, параллельно заметному падению интереса к

этому писателю в России, внимание к нему на Западе только возрастало. Чем объяснить

"непотопляемость" Горького? Время показало, что его произведения всегда современны и

всегда вызывают живой интерес у читателей. Это можно доказать на примере рассказа

"Старуха Изергиль"

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений -

рассказ "Старуха Изергиль". Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей

жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом

юноше Данко, который любит людей больше, чем себя - беззаветно, всем сердцем. Данко -

настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи

своему народу - он способен на подвиг.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

"негативный"

избранным,

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов, и убивает одну девушку.

Надменный, эгоистичный Ларра и отважный, жертвующий собой во имя жизни

вдохновило

Горького

создание

литературоведы объясняют это революционным настроением писателя, но, мы, изучив

жизнь и творчество писателя, пришли к совсем другому решению этой проблемы.

Объект исследования : рассказ Горького "Старуха Изергиль"

Предмет исследования : создание образов Данко и Ларры

Цель исследования :

доказать, что поводом для создания легенды о Ларре и Данко

послужили библейские истории.

Гипотеза исследования : образы Ларры и Данко созданы на основе христианской морали.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Изучить факты жизни А.М. Горького, связанные с христианством;

2. Подробно изучить страницы из Библии, посвященные Моисею и Каину;

3. Сделать сравнительный анализ легенды о Данко и библейской истории о Моисее;

4. Сопоставить образы Ларры и библейского грешника Каина;

5. Обобщить изученное и исследованное, сделать вывод.

Глава 1. Горький и религия.

“ Максим Горький “ – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков,

Много говорит о писателе. Имя “ Максим “, взятое писателем в память об отце, в то же

время выражает его декларируемый максимализм. ”Горький” – потому что рассказывает

горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том,

чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения

на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд

объясняется

биографически:

действительно, с детства жизнь его не баловало. Но

горьковская “ горечь” объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и

природным характером, возможно даже наследственностью.

Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние

годы его жизни. В начале 1900- х гг.- времени массового преклонения

перед ним, вышло даже книга “Максим Горький в карикатурах и анекдотах”.

Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде,

заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает

краткий “ послужной список “ популярного писателя:

1878-й год. Поступил “мальчиком “ в магазин обуви.

1879 – Был учеником чертежника.

1880 годы –Служил поваренком на пароходе.

1883г – Работал в крендельном заведении.

1884г.- Был пильщиком дров.

1884г- Перешел на занятия грузчика.

1885г- Состоял хлебопеком в пекарне.

1886г – Был хористом в мелкой оперной труппе.

1887г – Торговал яблоками.

1888г – Покушался на самоубийство.

1889г – Занял должность железнодорожного сторожа.

1890г – Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной

1890г – Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.

1891г- Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.

1892г – Служил рабочим в железнодорожных мастерских.

1892г- Написал первый рассказ.

1903г – Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались

популярными среди интеллигентных читателей всех стран.

“ Сказочна вообще судьба этого человека, - много лет спустя писал Бунин.- Молва

твердит: “ Босяк, поднялся со дна моря народного… “

А в словаре Брокгауза другое:

Горький – Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде

вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь

богатого купца – красильщика…» Все это так – и не так.

Савватеевич,

разжалованного

офицеров,

краснодеревщик,

управляющего

пароходной

конторой

Астрахани, жил вдали от семьи и в1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все,

что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего

назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии- от деда – передалась ему некая

неудовлетворенность,

протеста.

Интересно:

Горького,

проявлял

способности

рисованию,

профессиональным

живописцем.

Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но,

по определению

знакомых, рисовал он «в стиле Босха», - а это не просто сатира, это

своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, -

но некая наследственность «горечь»проявилась и в нем.

Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично.

В 1897г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель

остался круглом сиротой. В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со

временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно.

Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания,

повышенная температура и слабость, - все это способствует мрачному, пессимистическому

взгляду на жизнь.

Горький считал себя атеистом. Но это значит, что он вырос вне религиозного

воспитания

автобиографическая

трилогия

Детство»

университеты» изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это

пособие для воспитателя: как не надо учить вере.

Васильевича

Каширина,

владельца

красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он

был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но

благочестие его было формальное, внешнее.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, - вспоминал Горький в

повести «Детство», - она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие». Бог,

которому покланялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

Псалтири,

церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и,

уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением

стилизоваться

библейской

обучение

вспоминал

тихонькая, пугливая тетка Наталья.

Ну, говори, пожалуйста: « Отче наш, иже еси…»

И если я спрашивал: «Что такое яко же» - она, пугливо оглянувшись, советовала:

Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: « Отче наш …» Ну?

Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово « яко же» принимало скрытый смысл

и я нарочно искажал его: «Яков в же», «я в коже».За невыученными молитвами следовало

непременное распоряжение деда: «высечь» . Естественно, такая методика способствовало

укоренению в Православии.

Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его

самого воспринимал скорее по Ренану, чем по Евангелию – как историческую личность,

чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал, что

Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего, что есть в человеке.

«Бога –нет, Леонидушка.- писал он в письме Леониду Андрееву. - Есть – мечта о нем…

Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только». Но сыну своему

подарил Новый Завет с надписью: «Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире»,

А в одном из писем ему же писал:»Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно

знать». В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910г. замечает: «Хорошая книга,

согласись, знать ее надобно»; и Максиму: «Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее

надобно знать». Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу,

но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему

пришлось слишком рано без прикрас увидеть «соль, переставшую быть соленой», а

положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты,

милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая,

показана

«Детстве»

горьковский

напоминает

праведников

Никифорова

восклицает

парохода

показывая

открывающуюся

панораму

Новгорода, - Вот он, батюшка, Нижний – то! Вот он какой, Богов!». «Долгие молитвы

всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка

подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.

Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи

Про бога!

Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя яхонта, под

серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и

цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…».

«Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой» - вспоминал

писатель. Но жестокость и равнодушие жили

и в бабушкином раю:

«Вот твой ангел

Господу приносит: «Лексей дедушке язык высунул». А Господь и распорядится: «Ну,

пускай старик посечет его!» И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем,

кому радостью». Такого рая и такого суда мальчик не принимал.

Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском

народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое

мировоззрение было чуждо.

В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет

похвальную

формальное

образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий

писатель оказался «в людях». «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня - не место тебе,

а иди- кА ты в люди»- сказал ему «благочестивый» дед, а короткая бабушка ничего не

возразила.

Действительно, как было упомянуто в юмористическом «послужном списке» Горького,

ему довелось побывать и «мальчиком» при магазине модной обуви, и учеником (а

одновременно

прислугой)

чертежника,

посудником

пароходах

«Добрый»

«Пермь».Некоторое

учеником

иконописной

мастерской,

иконописного мастерства не проникся: « Уродливо написанные иконы не нравились мне;

продавать

рассказам

представлял

Богородицу

красивой,

картинках

журналов,

изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <…>

Иконопись никого не увлекает: какой- то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд

действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему.

Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные

кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их;

«левкас»,

карандашом

подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены,

ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и

алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, - только одни ризы или латы

и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым,

того, что должно оживить из – нет, но кажется, что оно уже было и чудесно исчезло,

оставив только свои тяжелые ризы…».

Факты из жизни А.М. Горького

автобиографическая

трилогия

"Детство"

университеты"

изобилует подробностями церковного благочестия.

Псалтири,

церковнославянскую

раньше русской, хорошо знал Священное Писание;

3. Работая на пароходе, с поваром Смурым читал жития святых;

4. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки Акулины Ивановны:

"Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: "Расскажи про

5. Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской.

6. Горький хорошо знал молитвы, жития святых, церковную службу.

7. Сыну своему подарил Новый Завет с надписью: Дарю тебе, дорогой мой, одну из

лучших книг в мире!"

Вывод: Горький считал себя атеистом, но нравственной проповеди Христа никогда не

отрицал, он считал, что Бог - это выдуманное человеком воплощение всего лучшего, что

есть в человеке.

Глава 2. О рассказе А.М. Горького "Старуха Изергиль"

Героями ранних произведениями Горького становятся люди гордые, сильные, смелые,

которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений –

рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергил о своей жизни и рассказанных ею

легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко,

который любит людей больше, чем себя – беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий

герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу

– он способен на подвиг.Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по

непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу,

появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и

пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить

Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его,

чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной

красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой,

несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому

что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что

чувствует

читатель,

представляя

воображении

пламенным

держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному,

возвышенному

противопоставляет

«негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на

окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил

девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый

человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и

еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором

времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг

на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть

совершенное

преступление,

осуждает

одиночество.

общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. « В его глазах, - Изергиль, -

было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира».

Гордость,

чудеснейшая

характера.

свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит

ничего обывательского и « общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает

абсолютную

общества,

моральных

принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изегриль о Ларре,

который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно

для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической

оболочке. Герой обрел в бессмертии и быть свободным от него. Ларра был обречен на

одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по

мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего

и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи

Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о

Изергиль

гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с

восхищением

говорит о

любви к подвигу: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где

это можно».

рассказе

«Старуха

Изергиль»

исключительные

характеры,

возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для

него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю, противоречивость натуры первой,

кажущуюся бесполезность подвига второго бесконечную отдаленность от всего живого

третьего,

подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободу в разных ее

проявлениях.

Однако для того чтобы по – настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть» ,

недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь

главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена

человека – дело его». В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед!

и – выше – вот кредо настоящего.

Глава 3. Данко и Моисей

1. Жизнь пророка Моисея

Книга "Исход" повествует о том, что родители Моисея принадлежали

царствовании

Иосифа". Каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в

Ниле всех новорожденных младенцев - израильтян мужского пола. В ту пору в семье

Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иоховед удалось скрывать младенца у себя

дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила

его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона. она,

младенца,

согласилась

кормилицу-израильтянку.

Иоховед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. "И вырос младенец, и

она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына".

Возмужав,

заинтересовался

порабощенных

соплеменников и "вышел к своим братьям". Увидев однажды, как один из надсмотрщиков

избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его

тело в песке. После этого Моисей оказался свидетелем ссоры между двумя евреями,

дошедшей до драки. Один из них сказал: "Не хочешь ли ты меня убить, как Моисей?".

Моисей испугался, он понял, что его дело уже известно. Спасаясь от гнева фараона,

Моисей бежал в землю мидиалистов, где женился на дочери местного жреца, котоая

родила ему сыновей Гершона и Эницера. Долгие годы Моисей пас овец.

И однажды Бог окликает Моисей из неопалимой купины - горевшего, но

несгоревшего куста - и открывает ему свое Якве. господь сказал ему, чтобы он вывел

народ свой из жестокого угнетения. Он пошел спасать сынов Израилевых со своим братом

Аароном. Тогда народ поверил ему. Он повел их через море, дал им пищу и делал для них

все, что они пожелают.

На этом этапе странствования происходит первое военное столкновение с

амаленитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В битве

израильтяне одерживают победу благодаря Моисею.

Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай. Моисей во

всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых Бог объявляет себя единым Богом

Израиля. Синайское откровение, дарование Закона и заключение Завета - кульминация

Исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моисея. Сорок дней проводит

изготовить

вещественного бога. Аарон изготовляет золотого тельца, которого народ богом, выведшим

его из Египта. Моисей, возмущенный грубым нарушением второй из десяти заповедей, в

разбивает

врученные

скрижали,

заповеди

записаны.Господь хотел уничтожить этот отступивший от него народ. Моисей отвергает

это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет свое решение.

Начинается отчуждение между Моисеем и народом, освобожденным им от

рабства. "Моисей поставил себе шатер.. вдали от стана и называл его скинией собрания".

Моисей вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых

скрижалях. После разговора с богом лицо Моисея озаряется светом. С тех пор, появляясь

перед народом после каждой беседы с богом, Моисей закрывает лицо покрывалом.

Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для

Моисея. Он ведет народ кружным путем. Но еще более горькое разочарование постигает

Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются. разгневанный бог вновь

решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у бога

прощения.

сорокалетнего

пребывания

приближается

Ханаану. Моисей, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил.

Моисей умирает в земле Моавитской после того, как сам бог показывает

ему с горы Нево всю землю Израиля, "никто не знает место погребения его даже до сего

дня... И оплакивали его сыны Израилевы... тридцать дней".

2. Сравнительная таблица строк, взятых из легенды о Данко и из книги Исход в

Библии.

1. И вот пришла однажды тяжелая пора:

явились откуда-то иные племена и прогнали

прежних в глубь леса. там были болота, от

них шел такой смрад, что люди гибли один

за другим.

Фараон поставил над народом израильских

начальников,

изнуряли

р а б о т а м и.

Е г и п т я н а м и

о с о б о й

жестокостью

принуждали

израильтян

старались

невыносимо жестокой.

2. Но тут явился Данко и спас их всех один.

страдание

уповающего

избавителя в лице Моисея.

3. Его сердце загорелось ярче, чтобы спасти

горящего

тернового куста.

4. Повел их Данко. Дружно все пошли за

ним - верили в него.

израильтяне

поверил народ Господу и Моисею.

утомленные им пали духом. В злобе и гневе

обрушились

человека,

шел впереди их. И стали упрекать его в

неумении управлять ими.

Когда они пришли в пустыню, то все стали

роптать на Моисея и Аарона.

6. И вот вдруг он разорвал себе грудь и

вырвал из нее свое сердце.

спустился

скрижалей,

написано 10 заповедей.

расступился

остался сзади. Все люди сразу окунулись в

море солнечного света и чистого воздуха.

Взошел Моисей с равнин, и показал ему

Господь всю землю и сказал: Вот земля, о

радостный

свободную

засмеялся

потом упал и - умер.

Бог сказа: "Я дал тебе увидеть ее глазами

твоими, но в нее ты не войдешь". И умер

там Моисей и погребен на долине.

3. Что общего в историях о Данко и Моисее?

1. Причина: народ, пламенно любимый этими героями, оказался в трудном положении, из-

за любви к своем народу Данко и Моисей отважились на их спасение.

2. Испытания, выпавшие на их долю: Данко и Моисей вели свой народ через тернии,

тяжким был их путь. Не выдержав трудностей, народ возроптал на них. Но наши герои не

обозлились, они смогли их простить.

3. Способность к самопожертвованию: чтобы иметь возможность дальше вести народ,

Данко и Моисей решились на поступок, который вдохновил людей и дал им надежду.

4. Финал: Данко и Моисей спасли свой народ, но сами погибли, так и вступив на

обетованную землю.

Глава 4. Ларра и Каин

История о Каине

Каин и Авель – дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин,

был земледельцем. Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель

также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля

и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло

лицо его. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты огорчился и отчего поникло лицо

твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго,

от дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он ты господствуй над ним».

Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого

умершего на земле человека обагрила землю.

Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на

земле. К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть!

Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодровствовать, молиться и побеждать грех

силой Господа.

(Детская библия, Бытие 4:2-12)

Ларра и Каин

1. Там жило могучее племя, они пасли стада

и на охоту за зверями тратили свою силу и

мужество, пировали после охоты, пели

песни и играли с девушками.

1. Авель пас овец, а Каин был

земледельцем.

2. Все с удивлением смотрели на сына орла

и видели, что ничем не лучше их, только

глаза его были холодны и горды, как царя

2. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин

сильно огорчился, и поникло лицо его.

3. Когда пришли старейшины, он

разговаривал с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их, и они сказали ему, что их

чтут, им повинуются тысячи таких, как он,

и тысячи вдвое старше его.

3. Тогда сказал господь Каину: «Почем ты

огорчился и отчего поникло лицо твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли

лица? А если не делаешь доброго, от

дверей грех лежит; он влечет тебя е себе, он

ты господствуй над ним».

4. Девушка оттолкнула его, да и пошла

4. Однако Каин не преодолел греха и

прочь, а он ударил ее и, когда она упала,

встал на грудь ее, девушка, вздохнув,

извилась змеей и умерла.

продолжал завидовать брату. Однажды,

когда оба брата были в поле, Каин напал на

Авеля и убил его.

5. И сказал самый мудрый: «Наказание есть.

Это страшное наказание, вы не выдумаете

такого в тысячу лет. Наказание ему – в нем

самом. Пустите его, пусть будет он

свободен! Вот его наказание!

5. И сказал Господь: «Когда ты будешь

возделывать землю, она не станет более

давать силы своей для тебя; ты будешь

изгнанником и скитальцем на земле.

Наказание больше, нежели снести можно»

6. Он пал на землю и долго бился головой

об нее. Но земля отстранялась от него,

углубляясь от даров головы его. «Он не

может умереть» - с радостью сказали люди.

6. И сказал Господь: «За то всякому, кто

убьет Каина, отмстится всякому». И сделал

Господь знамение, чтобы никто,

встретившись с ним, не убил его.

7. Ему нет жизни, и смерть не улыбается

ему. И нет ему места среди людей. Вот как

был поражен человек за гордость!

7. И пошел Каин от лица Господня,

поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Основная мысль этих произведений .

Ларра и Каин совершили страшный грех, они оба нарушили одну заповедей Бога:

не убий! Какое наказание ждет их? В Библии Бог решил наказать Каина

бессмертием, он изгнал его с родной земли, сделал скитальцем и велел не бивать

его. Горький тоже решил наказать Ларру одиночеством, дал ему свободу, но эта

свобода была без людей. Оказывается, человек не может жить без общения. Ларра

ищет смерть, но не может найти ее. Такое страшное наказание Горький взял из

Вывод

В биографии Горького мы нашли факты, подтверждающие, что писатель не

отрицал христианскую нравственность.

История Моисея схожа с легендой о Данко и по сюжету, и по характеру героев,

которых объединяет пламенная любовь к своему народу.

В легенде о Ларе и в библейской истории о Каине красной линией проходит

мысль, что отвержение от своего народа – это и есть самое страшное наказание.

Изученное и следованное приводит к выводу, что А.М. Горький при создании

рассказа «Старуха Изергиль» использовал библейские истории.

Использованная литература

Горький А.М. Избранное. М, «Детская литература», 1982.

Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

Детская библия. Изд. Российское библейское общество, М, 1994.

Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

Жигалов М.П., Великий писатель России. Изд. «Детская литература»

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои - смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами - о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб - выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша - “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода - делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел - одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек - все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко - смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “"Что сделаю я для людей?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко - это символ жертвенного служения людям, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...