Как катерина взаимодействует с темным царством. Конфликт Катерины с «темным царством


Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".

Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Макашова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

Г(О)БОУНПО ПУ № 2 г. Липецка

Тема урока: «Трагическая остротаконфликта Катерины с «темным

царством».

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока:ММП (мультимедийный проектор), экран , презентация, опорный

конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса

А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос : «Является ли

самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы ? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

Завязка - на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты

про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,

ничего из себя не доказываю». Первое столкновение(д. I , явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых

явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже

значительной остроты.Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?

Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабанихане терпит в людях чувства

собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и

покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катеринув детстве и в семье мужа. Со ставьте

таблицу.(Слайд 7)

Обратимся к Д. I явл.7. Прочитайте , как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д. I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность,

уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями

христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и

закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на

цветок. С нею заоднои красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой

простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто

светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в

своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы.

«Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из -под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка

на воле», «маменька души не чаяла»,

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как

будто из- под неволи».

«работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами,

ходила в церковь, слушала странниц и

богомолок, вышивала по бархату золотом,

гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет

бояться, меня и подавно. Какой же это

порядок- то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ

птицы); независимость; чувство

собственного достоинства; мечтательность

и поэтичность (рассказ о посещении

церкви, о снах); религиозность;

решительность (рассказ о поступке с

лодкой).

Черты «темного царства»: полное

подчинение; отказ от своей воли; унижение

упреками и подозрениями; отсутствие

духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное -жить в согласии

сосвоими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное -подчинить, не

дать жить по- своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают

непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I , явл. 2

В этом разговорераскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы,

внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать –то я не умею, скрыть-

то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять

удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл . 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису.Все мысли Катерины

сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом

она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

- Д.II , явл.3 ,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону.С чувством облегчения произносит Тихон

свою реплику: «Да- с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует,

чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю

матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается

возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо,

сконфузившись, как бы извиняясь перед женой,произносит: «Не заглядывайся на

парней». Цель Кабанахи -привести к полной покорности домашних и прежде всего

своенравную Катерину.

-Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Всцене проводов Тихона обнаруживается, докаких крайностей доходитдеспотизм

Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять

Катерину. Эта сцена объясняет решение Катериныпойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь;

то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее,

к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное

чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,

простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных

побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает

тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От

нее героине нужно слишком много.

Читаем Д. II , явл.10.«Монолог с ключом».(Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?

Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных

предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.

Речь становится болеесдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает

него раз, хоть издали- то!Да хоть и поговорю- то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта

часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается,

задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю- то, что я себя

обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Д. IV , явл.3. Очем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее

лихорадка бьет; бледная такая, мечется подому, точно чего ищет. Глаза как у

помешанной!».

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13 )

Д. IV , явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как

нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается».

Мрачный колорит усиливается и сценой действия -вместо панорамы Волги -узкая

галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и

держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и

намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей

правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя

виноватой, для нее -пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы

прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не

пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели

обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть

неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

-Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее

высокая нравственность, совесть героинивосстает против обмана, который вошел в ее

жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать- то я не умею, скрывать- то ничего не могу».

На возражение Варвары: «А по- моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто

было», Катерина отвечает: «Не хочу я так.Да и что хорошего!» Для Катерины

нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной

жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою

вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!..

Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные,

возвышенные стремления, полные могущества и красоты», -писал о Катерине-

Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15 )

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену

не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять еес собой, но тот ей

отказывает.

-Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современномуспециалисту- психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы,

помогающие преодолеть душевный кризис.Один из таких механизмов хорошо вам

известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает

позитивные последствия решения, в другой -негативные последствия. Давайте по-

пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте

пьесы. Составляем таблицу, используяцитаты. (Слайд 16,17)

Накануне реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупнейшим общественным событием. Самое главное в произведении открытие Островского - народный героический характер. Две основные мысли положил он в основу пьесы: мощное отрицание застоя и гнета неподвижного «темного царства» и появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды. Все это было ново по сравнению с «натуральной школой». В каждой талантливой написанной драме есть основной конфликт - то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.

Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах «внутренних», когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрываются человек и общество, в котором он живет. Каков же основной конфликт в «Грозе»? Может быть, это противоречие между самодурством и приниженностью? Нет. В пьесе превосходно показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают духу Кабанихе и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается.

Острое, непримиримое противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении.

Конфликт «Грозы» своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Сам Островский определил свое произведение как драму, но это дань традиции. Действительно, с одной стороны, «Гроза» - это социально-бытовая драма, но с другой - трагедия. Как для драмы, для этого произведения характерно особое внимание к быту, стремление передать его «плотность». Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Это собирательный образ поволжских городов России. Город расположен на берегу Волги, всегда символизирующей Россию. Вот почему немаловажную роль в произведении играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!».

Другие герои пригляделись к ней и вполне равнодушны. Прекрасная природа, картина ночного гуляния молодежи, песни, рассказы Катерины о детстве - все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» «насущного хлеба», здесь купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», здесь приказные потеряли человеческий облик, научившись за деньги строчить кляузы. Жители не видят нового, не знают о нем, да и не хотят знать. Все сведения здесь получают от невежественных странниц, которые убеждают людей, что именно Калинов - земля обетованная.

Люди «Грозы» живут в особом состоянии мира - кризисном, катастрофическом. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу жизни. Внешне все обстоит благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны: их временное торжество лишь усиливает напряженность. Она сгущается к концу первого действия: даже природа, как в народной десне, откликается на это надвигающейся на Калинов грозой.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в «Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.

В центре этого замкнутого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха - Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению.

Даже странницы в доме Кабановых другие, из числа тех ханжей, что «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают-то они о «последних временах», о близкой кончине мира. Здесь царит фанатическая религиозность, которая на руку столпам общества, злым ворчанием встречающим живую жизнь. Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины - «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины. Колебания героини, полюбившей Бориса, муки ее совести Добролюбов счел «невежеством бедной женщины, не получившей теоретического образования». Долг, верность, совестливость со свойственным революционной демократии максимализмом были объявлены «предрассудками», «искусственными комбинациями», «условными наставлениями старой морали», «старой ветошью». Получалось, что Добролюбов смотрел на любовь Катерины так же не по-русски легко, как и Борис.

Возникает вопрос, чем же отличается тогда Катерина от других героинь Островского, таких как, например, Липочка из «Своих людей…»: «Мне мужа надобно!… Сыщите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку». Вот уж для кого «условные наступления морали» действительно не имеют никакого нравственного авторитета. Эта девушка грозы не испугается, сама геенна огненная таким «протестанткам» нипочем!

Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе», Добролюбов в статье «Луч света в темное царстве» справедливо подметил «сосредоточенную решительность» Катерины. Однако в определении ее истоков он полностью ушел от духа и буквы трагедии Островского. Разве можно согласиться, что «воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей» ?

Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной. Конфликт «Грозы» вбирает в себя тысячелетнюю историю России, в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувстия национального драматурга.

Когда свершилось падение Катерины, она становится смела до дерзости. «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она. Эта фраза предрешает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Отсутствие надежды на прощение и толкает ее на самоубийство, грех еще больший с точки зрения христианской морали. Но для Катерины уже нет никакой разницы, все равно она уже душу погубила. Не почувствовав первозданной свежести внутреннего мира Катерины, нельзя понять жизненной силы и мощи ее характера. Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.

Героиня Островского - поистине луч света в «темном царстве». В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.

В образе Катерины Добролюбов видел воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. «…Конец этот кажется нам отрадным, - пишет критик, - легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…» В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта - Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим - останавливается у первой станции железной дороги…».

А уже коли очень мне здесь опостынет,

так не удержат меня никакой силой.

А. Островский

На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са-мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка-терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве».

Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», — вспо-минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», — рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди-лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе-жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши-тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки-нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо-ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян-ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате-рина в отчаянии.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да-ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате-рины, когда она видит изображение геенны огненной. Материал с сайта

Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа-ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу — все равно».

В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • конфликт катери с темным царством
  • сочинение на тему конфликт катерины с темным царством
  • конфликт катерины с темным царством сочинение
  • когфликт татьяны с темным царством
  • гроза конфликт катерины с темным царством

При анализе образа Катерины Кабановой, безусловно, в центре внимания окажутся монологи героини, раскрывающие ее чувства, богатый и сложный душевный мир.

Анализ первых сцен приоткрывает некоторые черты характера Катерины: порывистость, откровенность, гордость. Стремление поддержать мужа заставило её нарушить «этикет» и вмешаться в разговор старших членов семьи. Важно понимать, что вызывает недовольство Кабанихи. Поведение Катерины, которое нам кажется совершенно естественным, на самом деле противоречит общепринятым нормам той эпохи: Катерина, по всем традициям младшая в семейной иерархии, обращается к свекрови на ты, возражает ей, демонстрирует свою обиду. Всё это расценивается Марфой Игнатьевной как дерзость и просто невоспитанность. Упрёки Кабанихи Тихону действительно необоснованны, а вот раздражение против Катерины вполне закономерно и естественно с точки зрения той системы правил, по которой живёт Кабаниха.

По-настоящему раскрывается героиня в своём монологе (действие 1, явление 7). Читая его, мы можем ощутить лирическую приподнятость, выразительность речей Катерины, их поэтическую образность и эмоциональную напряжённость.

Наблюдая, как развиваются мысли героини (микротемы монолога) мы увидим, что главная тема, развёрнутая в нём, — это изменения в душевной жизни героини. Они лишь отчасти связаны с изменениями внешних обстоятельств.

«Отчего люди не летают!»

«...Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем...»

«...Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле...»

«...Да здесь всё как будто из-под неволи...»

«...И до смерти я любила в церковь ходить!..»

«...А какие сны мне снились. ...какие сны!., будто я летаю, так и летаю по воздуху...»

«...И теперь иногда снится, да редко, да и не то».

«...И что-то со мной недоброе делается... быть греху какому-нибудь!.. Такой-то на меня страх!.. Перед бедой перед какой-нибудь это!..»

Катерина с удивлением вглядывается в собственную душу, в которой открылись новые, неведомые ей самой и страшные для неё самой глубины. Она ищет прежнюю себя и потому стремится памятью в светлую безмятежную юность. На минуту становится прежней: резвой и своевольной — и снова возвращается в тревожное «теперь». Задумаемся, что означает хрестоматийная фраза: «Почему люди не летают?», отчего повторяется в монологе Катерины образ птицы, мотив полёта? Нетрудно понять, что в этих словах и образах воплощается мечта о свободе, о душевной ясности, о гармонии с миром. Всего этого лишилась теперь героиня. Вместо полёта ей снится падение, пропасть. Вместо счастья светлой молитвы — лукавый шёпот соблазна.

Жажда полёта и страх греха — вот два полюса душевной жизни героини, одинаково могучие. Полюбив «другого», Катерина обречена на трудную нравственную борьбу. Она знает, как должна поступить, но уже почти уверена, что не сможет. Ей не за что удержаться, она уже решила, что, увидевшись хоть раз с любимым, не пойдёт домой ни за что на свете.

Не менее важна в монологе тема неволи. Только одной фразой объясняет Катерина, чем образ жизни в доме мужа отличается от прежнего. «Да здесь всё как будто из-под неволи». Думается, на этих словах стоит остановиться, чтобы прочувствовать всю силу и значение этой короткой реплики. Да, в доме Кабановых «всё то же», что было в родительском: молитвы, рукоделье, беседы странниц, гулянье в саду. Быт всё тот же, и всякий, кто воспринимает его только как внешний распорядок жизни, не заметит никакой разницы. Почему же Катерине так тяжело и душно в этом доме? Именно потому, что для неё этот быт — не форма, а сама жизнь. Она так искренне и глубоко любила всё это, так была счастлива всем этим. И что же? Теперь это всё вменено ей в обязанность, регламентировано и подчинено строгому контролю. Попробуем представить, что подобное происходит с нами; какое любимое, наилюбимейшее дело не опротивеет нам на другой же день?

Беда не только в вечных придирках и попрёках Кабанихи, свекровь отняла у Катерины всё пространство её душевной жизни, отравила всё, что та любила прежде, и не дала ничего взамен. Свекровь фактически не позволяет Катерине любить мужа, поскольку не любить должна жена, а бояться. И самой ей не нужна дочерняя любовь Катерины, требуется только почтительность и послушание. Детей Кабановым не дал Бог. Что же остаётся этой душе — такой сильной, деятельной, богатой, душе с такой жаждой полёта?

Жизнь нашла решение. «Беззаконная» страсть оказалась выходом для души, ограниченной во всех законных стремлениях. Так, уже в первом монологе героини Островский обозначает двойственность конфликта, в который она втягивается. Внешний конфликт — её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное, искреннее, индивидуальное в чувствах и отношениях людей. В этом конфликте Катерина, подобно другим «горячим сердцам» Островского, готова на непримиримую борьбу. Но другое противоречие разрывает её собственную душу: требования совести и потребности сердца сталкиваются в неразрешимом конфликте, предопределяя гибель героини.

Движение действия на первых порах способствует сердечным стремлениям Катерины. Каждый сюжетный поворот приближает её к пугающей и желанной пропасти: обещание Варвары, отъезд мужа, получение ключа от садовой калитки, устроенное Варварой свидание — и голос совести на время умолкает, заглушённый торжеством любви.

Обращаясь к этим эпизодам, можно проследить за тем, как пытается Катерина побороть себя, как цепляется за каждую соломинку: гонит от себя Варвару, ластится к мужу, просит взять её с собой, умоляет взять с неё страшную клятву, хочет забыться в труде и молитве и, даже взяв ключ, всё ещё уговаривает себя: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть...»

Предлагаем подумать и над тем, почему никто из близких не захотел помочь Катерине в её борьбе. Легко убедиться в том, что в действиях Варвары и Тихона эгоизм и равнодушие преобладают над всеми другими чувствами. Катерине действительно не за кого ухватиться.

Не станет опорой для неё и любимый человек. Читая сцену первого свидания, мы убеждаемся в том, насколько Катерина нравственно сильнее своего избранника. Она мужественно и прямо глядит в глаза роковой судьбе; до конца понимая, что ее ждёт, она принимает всю ответственность на себя. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — восклицает Катерина в ответ на трусливые обещания Бориса сохранить в тайне их связь.

Катерина переступила черту страха, пошла вопреки своей совести. Обрела ли она свободу? Похожа ли её любовь на тот полёт души, о котором она мечтала в первой сцене?

Островский подсказывает нам ответ. Приземлённая сцена привычного свидания Вари и Кудряша не только служит контрастом предшествующему лирическому объяснению, но и заставляет взглянуть на это объяснение «по-житейски». Простой вопрос: «Ну что, сладили?» — обдаёт героев духом пошлости и заставляет Катерину спрятать лицо. Зевая, прощается Варвара со своим дружком, и мы понимаем, что к такому итогу придут и Борис с Катериной, если научатся жить в согласии с общим законом города Калинова: делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было. Не случайно встреча влюблённых происходит не на высоком волжском берегу, а в заросшем овраге.

Но, к несчастью или к счастью, подталкивая Катерину на свою дорожку, Варвара не рассчитала её характера, не поверила словам невестки: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Подчинившись всеобщей лжи внешне, Катерина тем сильнее страдает от душевной муки. Голос больной совести снова берёт верх над любовью и требует выхода, эта борьба достигает кульминации и разрешается публичным покаянием.

Если вы правильно оценили характер героини, для вас не составит труда ответить, было ли покаяние Катерины спровоцировано случайными обстоятельствами (гроза, появление старой барыни, встреча с Борисом), или оно было неизбежной развязкой любовной истории.

Конечно, такой исход закономерен. Для горячего сердца Катерины невыносимее всего притворство и ложь. Лучше терпеть позор, побои мужа, попрёки свекрови, чем носить в себе грех неисповеданный, ненаказанный, неотмоленный. Обратившись к последнему монологу Катерины, мы видим, что покаяние не принесло ей облегчения. Страх и муки совести теперь сменяются отчаянием. Внешний гнёт стал ещё невыносимее, любовь к Борису ещё сильнее и безнадёжнее — он уезжает и не берёт её с собой. Заметим, что и в момент последнего прощания Катерина ни в чём не винит Бориса, ничего не требует от него, себя обвиняет в том, что его сгубила. Совесть Катерины спокойна: за свой грех героиня расплатилась достаточно. Но ей нечем и незачем жить. Последний отчаянный порыв к воле задохнулся в беспросветной калиновской жизни.

Мотив полёта сменяется в последних монологах ключевым образом могилы. Дом для неё настоящая могила, где её похоронили заживо и на веки вечные. Катерина уверена, что душа её погибла, она замучена, нравственно истощена, она видит себя уже мёртвой, отпеваемой и не хочет лгать, притворяясь живой. Под деревцом могилушка отраднее, чем опостылевшие стены дома-склепа. Можно по-разному относиться к её последнему роковому выбору, но нельзя не увидеть в нём ту же правдивость, которая свойственна всем поступкам Катерины. Драматург до конца выдерживает правду её характера, в этом его мастерство. И как бы мы ни сочувствовали героине, как бы ни осуждали её, мы со всей ясностью понимаем: другой финал для Катерины невозможен.

Сравнение Катерины с Варварой позволяет оттенить искренность, чистоту, глубину души главной героини, сознательность её бунта против удушающих законов «тёмного царства».

Вполне допустимо и даже закономерно и сопоставление Катерины с Кабанихой. Сила натуры отличает их от всех окружающих. Умная и властная купчиха Кабанова легко может «прекратить» даже ругателя Дикого. Она способна сказать нелестную правду в глаза и «разговорить» — утешить, успокоить душевным словом. Лютость ее с домашними не от скверного характера идёт, а закономерно следует из житейской премудрости, впитанной с самого детства. Задача старших — поучать, а младших — слушать и набираться ума-разума. Упреки родных, по её мнению, спасают молодых от чужих насмешек, от нелепых и опасных поступков. В её жизненной философии есть своя правота, но вся она основана на недоверии к человеку, на подавлении живых чувств, свободных проявлений души. Новая эпоха теснит Марфу Игнатьевну. Даже её собственный сын не считает нужным запугивать жену, довольствуясь любовью, а не страхом. Провозглашаемые Кабанихой ценности во многом близки и Катерине. Обе они видят в грозе Божий суд. Только Марфа Игнатьевна, в отличие от Катерины, считает себя безгрешной, она не сомневается в своих правах и в правоте. Но при всём своем уме Кабанова не понимает, что, загоняя в угол своих домашних, ужесточая давление, она сама готовит взрыв протеста, бунт против её власти.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Выбор редакции
Предлагаю приготовить вкуснейшую армянскую бастурму. Это отличная мясная закуска к любому праздничному застолью и не только. Перечитав...

Грамотно продуманная обстановка влияет на производительность труда сотрудников, внутренний микроклимат в коллективе. Кроме этого...

Новая статья: молитва чтоб соперница отстала от мужа на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось...

Кондратова Зульфия ЗинатулловнаУчебное заведение: Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней...
Выпускник Ленинградского Высшего военно-политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова сенатор Сергей Рыбаков сегодня считается знатоком...
Диагностика и оценка состояния нижнего отдела спиныБоль в пояснице слева, нижней части спины с левой стороны возникает из-за раздражения...
Малое предприятие "Пропал без вести" Не так давно автору этих строк довелось услышать от знакомой дивеевчанки Оксаны Сучковой такую...
Наступил сезон созревания тыквы. Раньше у меня каждый год возникал вопрос, что же можно ? Рисовая каша с тыквой? Оладушки или пирог?...
Большая полуось а = 6 378 245 м.Малая полуось b = 6 356 863,019 м.Радиус шара одинакового объема с эллипсоидом Красовского R = 6 371 110...