Как хоронят в японии. Apparat — Журнал о новом обществе


В древние времена в Японии хоронили людей разными способами, включая такие экзотические, как погребения в воде или на дереве. Но все-таки обычно применяли два способа захоронения: воздушное и закапывание в земле или ингумация. Воздушное захоронение заключалось в том, что тело оставляли в горах или просто в любой безлюдной местности. Как правило, простой народ использовал воздушное захоронение, а знатные люди временно выставляли тело умершего, потом закапывая его в земле.

В старой Японии тело к похоронам готовили все жители деревни. Они мыли его, одевали в белое. Буддийские священники проводили отпевание. После этого все вместе несли тело к месту захоронения или кремации.

Сейчас, когда в Японии умирает человек, близкие договариваются со священником и ритуальным агенством о дате похорон. Обычно похороны происходят на второй день. Однако возможен и перенос даты, если смерть пришлась на начало или конец года или на день, который считается неблагоприятным.

Усопшего укладывают головой на север. Чтобы отпугнуть злых Ухов, на грудь или рядом с головой кладут нож. Рядом постоянно горят свечи и благовония. Во время всего траура, который может длится до 49 дней, на входной двери вывешивается извещение о смерти.

По окончании всех ритуалов тело усопшего кладут в гроб, который может быть обычным, куда покойник помещается лежа, либо в виде ящика, где покойник может находится в положении сидя. Затем гроб заколачивают и несут в крематорий. После сожжения родственники собирают останки умершего в маленькую урну. Правда, в зависимости от состояния родных, урна может быть и большой и стоить очень дорого.
Урна устанавливается на специальный алтарь, где находится 49 дней, если умерший – мужчина и 35 – если это женщина. Каждый седьмой день у алтаря собираются родные и друзья для поминальных служб.

Все эти дни родные носят траур. В это время им нельзя развлекаться и ходить на праздники. Считается, что на 49 день завершается процесс очищения духа усопшего. После этого урну с прахом помещают в кладбищенскую землю.

Кладбище обычно находится в какой-нибудь зеленой зоне. Рядом обязательно – буддийский храм. Устройство могилы подчиняется законам фэн-шуя. Однако в современной Японии все труднее становится найти хорошее место.

После похорон ежедневно, потом ежемесячно, потом ежегодно проводятся ритуальные обряды. Умершего ждут на День поминовения всех усопших и на все другие большие праздники. Для этот родные идут на кладбище с приношением. На могилу кладут еду, ароматические палочки, цветы.

Современные похороны

После смерти

Так как в Японии имеет место переплетение верований (см. Религия в Японии), то похороны обычно проходят по буддистским обрядам. После смерти губы умершего увлажняют водой - это называется церемонией Предсмертной воды (яп. 末期の水 мацуго-но мидзу ) . Семейную гробницу укрывают белой бумагой, чтобы уберечь покойного от нечистых духов. Это называется камидана -фудзи. Небольшой столик, декорированный цветами, благовониямии свечами ставится рядом с кроватью умершего. На грудь покойного могут положить нож, чтобы отогнать злых духов.

Извещаются родственники и начальство, а так же выдается сертификат о смерти. Ответственность за организацию похорон по обычаю берет на себя старший сын. После связываются с храмом, чтобы определить дату церемонии: некоторые полагают, что определенные дни будут более благоприятны. Например, некоторые дни, которые по суеверным представлениям бывают раз в месяц, называются томобики (яп. 友引 ) ; в эти дни все дела кончаются неудачей, а похороны влекут за собой еще чью-либо смерть. Тело омывают, а отверстия затыкают хлопком или марлей. Для мужчин последней одеждой служит костюм, а для женщин - кимоно . Хотя иногда кимоно используют и для мужчин, но, в целом, это не особо популярно. Также для улучшения внешнего вида наносят макияж. Затем тело кладут на сухой лед в гроб, туда же помещают белое кимоно, сандалии и шесть монет, для того, чтобы пересечь реку Сандзу ; также в гроб кладут вещи, которые покойный любил при жизни (например сигареты или конфеты). Далее гроб устанавливают на алтарь так, чтобы голова смотрела на север или на запад (так преимущественно поступают буддисты, чтобы подготовить душу для путешествия в Западный Рай).

Отпевание

Традиционное оформление конверта для денег

Буддийский алтарь с венками, портретом усопшего и похоронными табличками

Люди приходят в черном. Мужчины надевают черный костюм с белой рубашкой и черным галстуком, и женщины надевают либо черное платье, либо черное кимоно. Если семья умершего была привержена буддизму, то гости обычно приносят с собой чётки, которые называются дзюдзу (яп. 数珠 ) . Гости могут принести в знак соболезнования деньги в специальном конверте, декорированном серебряным и черным цветами. В зависимости от взаимоотношений с умершим и его благосостояния эта сумма может варьироваться от 3 000 до 30 000 иен. Гости вместе с родственниками садятся поближе, и буддистский священник начинает читать отрывок из сутры. Каждый член семьи трижды воскуривает ладан перед покойным. В то же время, гости выполняют те же ритуалы в других местах. Как только священник заканчивает чтение, отпевание заканчиваются. Каждый приглашенный гость дарит подарок, стоимость которого составляет половину или четверть денег, которые он преподносит в конверте. Близкие родственники могут остаться и отслужить в течение ночи вигилию .

Похороны

Похороны обычно проходят на следующий день после отпевания. Так же раскуривается фимиам и священник читает сутру . Во время церемонии покойному присваивается новое буддийское имя - каймё (яп. 戒名 каймё: ) . Это позволяет не тревожить душу умершего, когда упоминается его настоящее имя. Длина и престиж имени зависят от продолжительности жизни умершего, но чаще всего от размера пожертвований, сделанных семьей храму. Таким образом, имена ранжируются от бесплатных и дешевых до редких, которые могут стоить миллион иен или больше. Высокие цены, устанавливаемые храмами являются в Японии частой темой дискуссий, тем более, что некоторые храмы оказывают на многие семьи давление, чтобы те купили более дорогое имя. Как правило, кандзи , используемые в этих каймё , являются очень старыми и не используются в обычных именах так что мало кто может их прочесть. В конце церемонии, до того, как гроб поместят в украшенный катафалк и отвезут в крематорий, гости и родственники могут возложить к голове и плечам покойного цветы. В некоторых регионах Японии принято, чтобы самый близкий родственник умершего заколотил гроб гвоздями, используя камень вместо молотка.

В настоящее время человек, посетивший похороны считается оскверненным. Прежде чем войти в свой дом, он должен осыпать себе плечи мелкой солью, а также бросить немного соли на землю и ступить на нее ногами, чтобы очиститься и сверху, и снизу, и не принести в дом скверну, - пакетик с этой солью получает каждый участник похоронной церемонии перед уходом домой. При посещении кладбища такой ритуал не проводится, поскольку осквернения при этом, видимо, не происходит.

Кремация

Кремация в Японии, иллюстрация 1867 года

Перемещение костей из праха в урну, иллюстрация 1867 года

Процесс перемещения костей

Культ предков и поминальные службы

Считается, что после смерти покойник не покидает свою семью, а продолжает быть ее членом, но будучи в новом состоянии на высшей ступени семейно-родовой иерархии.

Поминальные службы зависят от местных обычаев. Обычно за смертью следует целый ряд таких служб - например, в течение первых 7 или 49 дней после смерти; или же на 7-й, 49-й и 100-й день - все зависит от обычаев. Проводить поминальные службы принято четыре раза в год: на Новый год , праздник Обон , в дни весеннего и осеннего равноденствия (Хиган).

В течение нескольких дней празднования Обон на алтарь предкам ставится специфическое угощение - не только варёный рис и зеленый чай, которые и так полагается ставить каждый день, но еще и суп мисо - то есть традиционную еду японцев. Причем в магазинах еда в эти дни продается уже приготовленная и украшенная для предков. Все это укладывается в маленькие посуды. Зачастую вчерашняя еда не выкидывается, а накапливается, и в последний день празднования, когда души предков отправляются обратно, эту еду грузят на крошечные лодочки и пускают плыть в море. В них же ставят бумажные фонарики со свечками. Но в настоящее время во избежание загрязнения моря фонарики потом сгоняют к берегу и сжигают. Существует обычай в первый год празднования Обон посылать семье умершего продукты, которые могут быть поставлены на алтарь в качестве подношения, или деньги на эти продукты. Зачастую присылают именно те продукты, которые человек любил при жизни. Однако для еды предкам предоставляются необычные палочки. Палочки ломают пополам и вертикально втыкают в еду, что противоречит правилам японского этикета, потому что это считается плохой приметой, так как раньше так втыкали палочки в рис у изголовья покойника. Сейчас же используются укороченные (в соответствии с посудой) красные лакированные палочки. В день прихода и ухода предков перед домом принято жечь сухие стебли и солому, чтобы осветить ими дорогу .

Интересно, что в настоящее время в японском доме культ предков справляется перед буддийским алтарем с табличками, на которых написаны имена покойных. Однако алтарь имеется только в главном доме - хонкэ (яп. 本家 "основной дом" ) , доме старшего сына, унаследовавшего старшинство от отца. В доме, например, младшего сына - бункэ (яп. 分家 "частичный", "отделившийся дом" ) иметь алтарь не полагается до тех пор, пока в доме не случится чья-нибудь смерть. Однако и в этом случае на алтаре будет стоять табличка с именем преставившегося, а не с именами родителей или бабушки с дедушкой, не говоря уже о более дальних предках .

Как уже было сказано, умерший продолжает считаться членом семьи и с ним действительно общаются, как с живым. Например, школьник, получив аттестат, несет показать его покойным бабушке и дедушке, представляя его на коленях перед алтарем с кратким рассказом об обстоятельствах получения. Также предкам рассказывают и о важных покупках и зачастую могут оставить новое имущество у алтаря на несколько дней .

Службу могут повторять на 1-й, а иногда на 3-й, 5-й, 7-й и 13-й и еще несколько раз вплоть до 39-го или 50-го года со дня кончины. Фотографию умершего обычно помещают около семейного алтаря или на нем.

Однако предок не всегда остается в семье в виде посмертной таблички и будучи объектом почитания, считается, что после того, как сменится два поколения, память о покойном утрачивается. В таком случае глава дома или сжигает табличку, или бросает ее в море, или имя соскабливается с нее, или она передается в буддийский храм. Интересно, что в некоторых местах считается, что предок тогда становится ками , то есть синтоистским божеством. Таким образом этой словесной формулой из узко-семейного предка-покровителя покойный переводится на уровень божества - покровителя всей общины, хотя специальные почести ему уже не воздаются .

Ритуальный бизнес в Японии

Японские похороны одни из самых дорогих в мире. По данным Японской ассоциации потребителей , средняя стоимость похорон колеблется около 2,31 млн иен (USD 25 000). В эту сумму включено питание персонала, обслуживающего похороны (401 000 иен) и услуги священника (549 000 иен). В целом доход от такого бизнеса составляет порядка 1,5 трлн иен. И это приходится на 45 000 похоронных бюро. За 2004 год в Японии скончалось 1,1 млн человек (в 2003 - 1,0 млн.). Ожидается что эта цифра вырастет из-за увеличивающегося среднего возраста (см. демографическая ситуация в Японии). По оценкам деятелей похоронного бизнеса к 2035 году ожидается 1,7 млн смертей и 2 трлн дохода к 2040 году.

Имеется ряд причин, объясняющий такую высокую стоимость похорон. Прежде всего в Японии цены и без того одни из высочайших в мире. Однако более весомой причиной является то, что родственники умерших с большой неохотой ведут переговоры о ценах и не пытаются их сравнивать, так как они не хотят, что бы появилось мнение, что они пытаются сэкономить на похоронах близкого человека. И этим злоупотребляют похоронные бюро, нарочно завышая цены и предлагая не лучшие условия даже для семей, которые с трудом могут себе это позволить. Зачастую агенты достаточно-таки агрессивно давят на родственников, заставляя подписать дорогие контакты. Более того, во многих случаях окончательная стоимость похорон не называется до их завершения. Исследование 2005 года показало что, в 96 % случаев свободный выбор услуг не соответствовал требованиям и многие решения были приняты за клиентов. 54,4 % похоронных служб предлагали на выбор прайс-листы и каталоги для выбора между различными вариантами.

Однако в последнее время в сфере ритуальных услуг произошли некоторые изменения. И некоторые похоронные бюро стараются предложить более конкурентоспособные и гибкие цены, чем стандартные похоронные службы. Они предлагают организацию похорон от 200 000 иен, несколько стандартно завышенных услуг, а так же различные дополнительные варианты на выбор. Многие из новых бюро ритуальных услуг учреждены иностранцами. Более того с некоторых пор отели с уменьшением количества свадеб начали предлагать ритуальные услуги. Таким образом конкуренция возрастает, потому что для того, чтобы оставаться на плаву старые похоронные бюро вынуждены снижать цены. Другим нововведением является то, что человек заказывает все услуги до своей смерти и вносит ежемесячную плату (например в размере 10 000 иен) до покрытия всех расходов.

История

Периоды Дзёмон и Яёй

Одной из форм захоронения до появления курганов был обряд, когда тело в погребальной лодке отправляли по морским волнам. Возможно, что в начале курганного периода и сам саркофаг имел форму лодки. При раскопках одного из курганов на Кюсю был обнаружен рисунок, где изображен человек с веслом, стоящий на корме лодки типа гондолы, на носу было нечто вроде двух мачт с парусами, на лодке также сидит птица. В верхней части лодки справа находится круглый диск, напоминающий солнце, а слева поменьше - вероятно лунный. Ниже сидящая жаба. Изображение луны, солнца, жабы и птицы вместе встречается и в Китае и Корее и, должно быть представляет путешествие души в обитель мертвых.

Примечателен тот факт, что, судя по текстам, сама усыпальница нередко называлась фунэ (яп. 船 фунэ , «лодка») , а вход в нее фунэири (яп. 船入 фунэири , «вход в лодку») . Вероятно с понятием лодки связывалось и архаистическое верование в марэбитогами,

Японские похороны – одна из тех вещей, которые раскрывают японскую культуру и показывают, что такое Человек в японском представлении. Сегодня мы затронем эту не совсем позитивную тему. Из статьи вы узнаете, как и какие обряды проводятся на похоронах в Японии, как проходят поминки и сами похороны.

Чаще всего можно услышать, что похоронные ритуалы сочетают в себе синтоистские и буддийские традиции. В синтоизме, национальной религии Японии, можно встретить множество ритуалов, включающих похоронные обряды, которые появились в процессе развития сложной культурной истории японского архипелага, например: подготовка похорон старшим сыном или старшим мужчиной в семье или омовение тела покойного. Буддийские похоронные обряды «пришли» в Японию извне, и смысл их заключался в том, чтобы помочь покойному отправиться в загробный мир, а его душе переродиться, в случае если она не вырвется из круговорота жизни и смерти.

Самый сильный толчок к сращиванию религий произошёл в 1638 году, когда японцев потребовали официально принять буддизм в храме.

Ирония в том, что это сделали с целью искоренить христианство, а не запретить синтоизм. В то время закон предписывал установить буддийские алтари в японских домах, поэтому многим семьям пришлось перенести синтоистские алтари в другие комнаты.

В настоящее время практически все японские семьи нанимают буддийского священника для проведения похоронных ритуалов. Однако семьи и друзья проводят их в соответствии с синтоистскими традициями.

Японские похоронные традиции

Когда человек умирает, его тело, если возможно, должно провести дома последнюю ночь в футоне, в котором раньше спал покойный. Вокруг него укладывают лёд, а лицо накрывают белой тканью. Семьи, включая детей всех возрастов, и друзья должны незамедлительно принести свои соболезнования. Нередко люди садятся рядом с телом покойного, прикасаются к нему и разговаривают с ним так, как будто он ещё жив.

Утром медленная процессия относит тело в место, где будут проходить похороны. В зависимости от возможностей семьи это может быть храм или более светское место.

По прибытии тело одевают, помещают в гроб, который может быть простым или красиво оформленным. Над лицом покойного на крышке гроба расположено небольшое окошко. Затем гроб переносят в специальное место со свечами, статуями и цветами. Портрет усопшего ставят посреди свечей и ладана, который должен всё время гореть рядом с гробом.

Японские поминки

Начинаются поминки, которые в Японии проводятся перед самими похоронами. Гости приносят деньги в специальном похоронном конверте, обвязанным чёрной и белой верёвкой. Количество денег определяется тем, насколько близок человек был к покойному.


Затем священник садится перед гробом и начинает читать сутру. В это время члены семьи умершего по очереди подходят к гробу, чтобы выразить уважение усопшему.

Обычно каждый присутствующий должен взять гранулированный ладан, подержать его у своего лба и кинуть в горелку, затем помолиться и поклониться портрету покойного, а затем его семье.

После того как все закончили этот ритуал, и священник закончил читать сутру, гости уезжают, а семья и близкие родственники остаются в соседней комнате. Начинается ночное бдение. Обычно оно состоит из долгих неофициальных разговоров, лёгкой трапезы, среди которой из напитков может быть пиво или сакэ, и ночным отдыхом.

Похороны

На следующие утро семья возвращается к покойному, и вся процедура повторяется снова. Так как это уже непосредственно похороны, одежда должна быть соответствующей: чёрный костюм с галстуком и белой сорочкой для мужчин, и чёрное платье или кимоно для женщин.

Считается, что похороны заканчиваются когда семья, родственники и друзья попрощались с покойным. Гроб открывают, гостям и семье раздают цветы, чтобы те положили их к умершему. В некоторых традициях именно в это время прибивают крышку гроба. Затем все идут в крематорий, куда должны отнести гроб. При желании семья может и там зажечь ладан. Разжечь печь может ближайший родственник покойного или работники крематория. Пока огонь горит, родственники отправляются на похоронный банкет.

Кремация

После того, как все поели, родственники собираются в другом помещении, куда персонал крематория заносит внутрь ещё горячую плиту с оставшимися костями. Обычно работники ещё объясняют где какая кость, какой болезнью мог болеть усопший и как применение лекарств повлияло на кости.


Каждый присутствующий специальными палочками (одна бамбуковая, другая ивовая, что символизирует мост между двумя мирами) передаёт кости умершего, чтобы поместить их в урну. Это единственный случай, когда два человека касаются палочками одного предмета. В других случаях это будет напоминать окружающим о похоронном обычае и считаться неуважительным.

Матери могут попросить своих детей брать палочками и передавать кости головы, которые, по поверьям, помогают развить умственные способности. Кто-то может брать определённые кости, чтобы те помогли справиться с болезнью или травмой.

Буддийские мемориальные традиции

Собранные кости возвращаются в дом, и их ставят на буддийский алтарь, чтобы через некоторое время захоронить на семейном кладбище. Портрет усопшего помещают неподалёку.

Буддизм предполагает серию поминальных церемоний после смерти. Они такие же, как и во время похорон (жжение ладана, чтение сутр священником, молитвы), но менее формальные. Обычно они проводятся в доме семьи усопшего.

Строгие буддийские традиции предписывают проводить такие церемонии каждые семь дней после смерти до 49-го дня. Часто, когда у родственников нет возможности приехать или отпроситься с работы, до 49-го дня проводят 2-3 такие церемонии. Так начинается почитание предков. С этого момента, согласно буддизму, ещё одна церемония должна быть на сотый день и затем каждый год до пятидесятилетней годовщины.

Японские похороны (яп. со:ги?) включают в себя отпевание, кремацию покойного захоронение в семейной могиле и периодические поминальные службы. По данным 2007 года около 99,81 % умерших в Японии были кремированы. Большинство из них после были погребены в семейных могилах, но в последние годы набирает популярность рассеивание праха, погребение в море или запуск капсул с покойными в космос. В среднем стоимость японских похорон составляет 2,3 миллиона иен, что является одной из наиболее высоких в мире. Одной из основных причин такой дороговизны является нехватка мест на кладбищах (особенно это касается Токио). Другая — это завышение цен в японских похоронных залах, а так же нерешительность родственников умершего обговаривать условия похорон и сравнивать цены. В последние годы все больше и больше японских семей предпочитают выбирать более скромные и менее дорогостоящие условия похорон.
Так как в Японии имеет место быть переплетение верований (см. Религия в Японии), то похороны обычно проходят по буддистским обрядам. После смерти губы умершего увлажняют водой — это называется церемонией Предсмертной воды (яп. мацуго-но мидзу?). Семейную гробницу укрывают белой бумагой, чтобы уберечь покойного от нечистых духов. Это называется камидана-фудзи. Небольшой столик, декорированный цветами, благовониямии свечами ставится рядом с кроватью умершего. На грудь покойного могут положить нож, чтобы отогнать злых духов.
Извещаются родственники и начальство, а так же выдается сертификат о смерти. Ответственность за организацию похорон по обычаю берет на себя старший сын. После связываются с храмом, чтобы определить дату церемонии: некоторые полагают, что определенные дни будут более благоприятны. Например, некоторые дни, которые по суеверным представлениям бывают раз в месяц, называются томобики (яп. ?); в эти дни все дела кончаются неудачей, а похороны влекут за собой еще чью-либо смерть. Тело омывают, а отверстия затыкают хлопком или марлей. Для мужчин последней одеждой служит костюм, а для женщин — кимоно. Хотя иногда кимоно используют и для мужчин, но, в целом, это не особо популярно. Также для улучшения внешнего вида наносят макияж. Затем тело кладут на сухой лед - для самых практичных гроб, туда же помещают белое кимоно, сандалии и шесть монет, для того, чтобы пересечь реку Сандзу; также в гроб кладут вещи, которые покойный любил при жизни (например сигареты или конфеты). Далее гроб устанавливают на алтарь так, чтобы голова смотрела на север или на запад (так преимущественно поступают буддисты, чтобы подготовить душу для путешествия в Западный Рай).
Несмотря на то, что в прежние времена на похороны было принято одевать белые одежды, сейчас люди приходят в черном. Мужчины надевают черный костюм с белой рубашкой и черным галстуком, и женщины надевают либо черное платье, либо черное кимоно. Если семья умершего была привержена буддизму, то гости обычно приносят с собой чётки, которые называются дзюдзу (яп. ?). Гости могут принести в знак соболезнования деньги в специальном конверте, декорированном серебряным и черным цветами. В зависимости от взаимоотношений с умершим и его благосостояния эта сумма может варьироваться от 3 000 до 30 000 иен. Гости вместе с родственниками садятся поближе, и буддистский священник начинает читать отрывок из сутры. Каждый член семьи трижды воскуривает ладан перед покойным. В то же время, гости выполняют те же ритуалы в других местах. Как только священник заканчивает чтение, отпевание заканчиваются. Каждый приглашенный гость дарит подарок, стоимость которого составляет половину или четверть денег, которые он преподносит в конверте. Близкие родственники могут остаться и отслужить в течение ночи вигилию.
Похороны обычно проходят на следующий день после отпевания. Так же раскуривается фимиам и священник читает сутру. Во время церемонии покойному присваивается новое буддийское имя — каймё (яп. каймё:?). Это позволяет не тревожить душу умершего, когда упоминается его настоящее имя. Длина и престиж имени зависят от продолжительности жизни умершего, но чаще всего от размера пожертвований, сделанных семьей храму. Таким образом, имена ранжируются от бесплатных и дешевых до редких, которые могут стоить миллион иен или больше. Высокие цены, устанавливаемые храмами являются в Японии частой темой дискуссий, тем более, что некоторые храмы оказывают на многие семьи давление, чтобы те купили более дорогое имя. Как правило, кандзи, используемые в этих каймё, являются очень старыми и не используются в обычных именах так что мало кто может их прочесть. В конце церемонии, до того, как гроб поместят в украшенный катафалк и отвезут в крематорий, гости и родственники могут возложить к голове и плечам покойного цветы. В некоторых регионах Японии принято, чтобы самый близкий родственник умершего заколотил гроб гвоздями, используя камень вместо молотка.
В настоящее время человек, посетивший похороны считается оскверненным. Прежде чем войти в свой дом, он должен осыпать себе плечи мелкой солью, а также бросить немного соли на землю и ступить на нее ногами, чтобы очиститься и сверху, и снизу, и не принести в дом скверну, - пакетик с этой солью получает каждый участник похоронной церемонии перед уходом домой. При посещении кладбища такой ритуал не проводится, поскольку осквернения при этом, видимо, не происходит

Смерть и похороны в Японии

Японцы в своем большинстве исповедуют буддизм и верят в обязательную самсару, то есть переселение душ умерших в один из 6-ти миров. Буддистские взгляды и традиции, таким образом, сказались и на погребальном японском обряде.

Еще на него повлияла традиционная японская религия синтоизм, который обожествлял природу и разделял все сущее на чистое и нечистое. С его точки зрения смерть воспринималась как нечто крайне нечистое. Поэтому самого покойного необходимо очистить, как и участников похорон после церемонии.

Смерть

близких в Японии воспринимается как тяжкая утрата (несмотря на веру в то, что дух умершего воплотится в новой жизни). Поэтому скорбеть, в том числе и публично, и даже плакать считается делом обычным. Однако очень бурные чувства в связи с кончиной родных людей японцы все же не выражают из-за сдержанности, к которой призывают национальные культурные коды.

Сразу после того, как в семье кто-либо умер, родные приглашают в дом буддистского священника и представителя похоронного агентства. Первый должен позаботиться о душе, второй - о теле покойного. Но еще до этого необходимо провести древнейший обряд под названием «посмертный глоток воды» (мацуго-но мидзу).

Для этого все члены семьи по очереди (которая организуется согласно наибольшей родственной близости каждого из присутствующих) должны обтереть рот покойного ватой, обернутой вокруг палочки для еды и смоченной в воде. Далее необходимо очистить тело. Раньше это делали близкие, теперь им чаще всего помогает представитель агентства, а иногда вообще родные не принимают в обмывании участия.

Вначале тело моют горячей водой, потом обтирают спиртом или другой дезинфицирующей жидкостью. Пропитанные спиртом или сакэ ватные тампоны кладут в рот, ноздри и анальное отверстие, чтобы не вытекали нечистоты (бальзамировать тела в Японии не принято).

Облачают

умершего по-разному. Часто для этого выбирают традиционное кимоно - кекатабира. Раньше оно всегда было белым (то есть траурного цвета) с написанными на нем сутрами. Теперь белый цвет неизменно используется для женской и детской погребальной одежды, мужчину же можно хоронить и в черном костюме с белой рубашкой или в цветном кимоно.

Облачают в смертную одежду покойного по традиции Сакигото - то есть в ином (а именно обратном) порядке, чем обычно одеваются живые. Например, пуговицы застегивают снизу вверх, кимоно запахивают справа налево и т.д. Все это делается, чтобы отделить мир мертвого от мира живых. На ноги усопшего обычно надеваются гетры (только к кимоно, а к костюму - носки) и соломенные тапочки. В таком виде покойного кладут в гроб на предварительно расстеленное белое полотно. Женщин покрывают косынкой и белым покрывалом, а на мужское тело набрасывается простеганное одеяло, которое надо вывернуть наизнанку. Лицо покойного подкрашивается и накрывается белой тканью, в руки, кладутся четки, а через плечо надевается матерчатая сумка.

Вся эта одежда и атрибутика как бы говорит о том, что человек приготовлен к паломничеству, чтобы стать Буддой. Кстати, в Японии, когда говорят о чьей-либо смерти, используют иносказание "стал Буддой". А для отпугивания злых духов в гроб кладется нож: у головы или на грудь.

Далее по неизменному японскому обычаю особым образом оформляется место у гроба, который ставится рядом с семейным алтарем головой на север, причем лицо усопшего должно быть повернуто в сторону запада. У изголовья гроба ставят перевернутую ширму и особый столик с ладаном и другими благовониями в курильницах, цветами, водой и рисом в чашке с воткнутыми в него вертикально палочками для еды. Иногда на нем можно увидеть рисовые булочки. На стену же вешается рисованный портрет умершего. При этом японцы никогда не используют на похоронах фотографических изображений.

Заупокойные службы

у японцев проходят в 2 дня. Вечером 1-ого дня проводят так называемое короткое заупокойное бдение (оно длится 3 часа), перед которым усопшему дают посмертное имя (кайме). Это имя нужно потому, что, по вере, умерший становится учеником Будды, монахом, который должен теперь называться по-другому, чем в жизни. На первую службу приходят все, кто хочет выразить соболезнования семье.

В конце нее принято зачитывать телеграммы с соболезнованиями и говорят речи о покойном, а потом организуются короткие поминки. На столе во время них не бывает мясного, но всегда угощают сладостями, чаем и сакэ. Ночью в современной Японии около тела можно не присутствовать. На 2-ой день в храме проходит панихида перед похоронами.

Похороны

в Японии обычно назначают на вторые сутки после кончины человека. Считается хорошим знаком, если на них приходит много народа. Одежды скорбящих - это обязательно черные кимоно, платья и костюмы. Пришедшие приносят деньги в конвертах из специальной бумаги с серебристым узором. Они обвязаны черными тонкими ленточками.

Последнее прощание с покойным происходит после храмовой службы у алтаря, после чего гроб заколачивается (часто родственниками), помещается в украшенный катафалк, и траурная процессия отправляется в крематорий.

Кремация

Наиболее популярный способ погребения в Японии. Когда она осуществляется, провожающие в соседней комнате должны рассказывать друг другу веселые и трогательные случаи из жизни умершего.

По истечении положенного на кремацию времени (обычно на это уходит два - два с половиной часа) служащие крематория выносят прах на подносе, с которого родные перекладывают его в урну палочками.

Вначале стараются выбрать кости ног, потом - таза и позвоночника, далее - рук и головы. Впоследствии урну с пеплом вмуровывают в памятник на кладбище, который стоит на могиле с семейными захоронениями.

Памятники у японцев

всегда каменные и по возможности массивные и красивые. На них нет портретов - только имена. Зато формы камней бывают самыми разнообразными, вплоть до скульптурных композиций и сложных мемориальных сооружений.

Поминают

своих умерших японцы обычно в дни весеннего и осеннего равноденствия. Это обычно 20 либо 21 марта и 23 либо 24 сентября.

В эти дни все, кто может, стараются посетить и привести в порядок родовые могилы и зажечь на них свечи и фонари, чтобы осветить душам предков путь по загробному миру. В некоторых провинциях подобный праздник мертвых отмечается в апреле.

Выбор редакции
Порядок уплаты НДС, сдачи декларации по налогу, нововведения по НДС в 2016 году, штрафы за нарушения, а также подробный календарь сдачи...

Чеченская кухня одна из древнейших и самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо -...

Пицца с сосисками готовится несложно, если есть качественные молочные сосиски или, хотя бы, нормальная вареная колбаса. Были времена,...

Для приготовления теста потребуются ингредиенты: Яйца (3 шт.) Лимонный сок (2 ч. ложки) Вода (3 ст. ложки) Ванилин(1 пакетик) Сода (1/2...
Планеты - являются сигнификаторами или же показателями качества энергии, той или иной сферы нашей жизни. Это ретрансляторы, принимающие и...
Узники Освенцима были освобождены за четыре месяца до окончания Второй мировой войны. К тому времени осталось их немного. В погибло почти...
Вариант сенильной деменции с атрофическими изменениями, локализующимися преимущественно в височных и лобных долях мозга. Клинически...
Международный женский день, хоть и был изначально днем равенства полов и напоминанием, того, что женщины имеют те же права, что мужчины,...
Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их...