Грант Вуд «Американская готика. Американская готика Пара слов о детстве художника


Многие гении и творцы в области искусства бывают не признаны критиками и обществом при жизни. Спустя годы их начинают понимать и чувствовать, твердо веря, что художник или поэт имел свой особый взгляд на вещи. Вот тогда-то ими начинают восхищаться, причисляя к невероятно талантливым людям своей эпохи. Именно так случилось с Вудом Грантом, который почти сто лет назад изобразил свое видение жизненного уклада жителей Нового света в картине "Американская готика". Он был достаточно сложным художником, со своим характером и почерком.

Пара слов о детстве художника

Многие критики и эксперты в области искусства считают, что прежде чем анализировать картину, тем более ту, что вызвала огромный общественный резонанс, необходимо немного изучить самого создателя шедевра. Это нужно сделать лишь для того, чтобы понять мотивы или посыл художника. Говоря о Вуде Гранте, картина "Американская готика" которого до сих пор вызывает споры и определенные разногласия среди экспертов мира, стоит сказать, что ранние годы его были ничем не примечательны.

Родился он на маленькой сельскохозяйственной ферме на самой окраине того самого, что в Америке. Помимо него в семье было еще двое мальчиков и девочка. Отец семейства отличался вспыльчивым нравом и строгостью. Он довольно рано ушел из жизни. У Гранта были близкие и доверительные отношения с матерью, возможно, из-за этого он вырос очень чувствительным, ранимым и самым талантливым из всех детей в семье.

Непризнанный гений

Повзрослев и выбрав для себя художественную стезю, Грант написал достаточное количество картин, однако его работы не были оценены должным образом. Его не признавали в искусстве, часто даже не воспринимая всерьез его творчество.

О времени, в которое была написана картина

"Американская готика" американского художника Гранта Вуда была написана в 1930 году. Это время было достаточно непростым по ряду причин:

  1. Во-первых, в 1929 году в Америке начался экономический кризис, который, кстати, нисколько не помешал стремительным шагам государства в области строительства и промышленности. В стране возводились новые, доселе неизвестные высотные здания. Это был период новизны и технологий.
  2. Во-вторых, во всем мире так же стремительно, как и промышленность, набирал обороты фашизм. Новое веяние и идеология Адольфа Гитлера укреплялись в сознании людей, которые стремились к совершенному будущему.
  3. В этот список, пожалуй, стоит добавить еще и факт, который касается лично самого художника. Вуд Грант к тому времени уже достаточное количество времени прожил во Франции и немецком Мюнхене. Некоторые критики посчитали, что эти скитания по миру добавили картине "Американская готика" немало от европейского уклада жизни.

После всего вышеизложенного можно попытаться составить некое представление о художнике, о его характере и жизни. Ну а когда это будет сделано, стоит преступить непосредственно к анализу картины "Американская готика".

Все дело в деталях

Проанализировать полотно можно только если его детально описать. Итак, на первом плане изображены два человека: женщина и мужчина, который по всей видимости значительно старше ее. Вуд Грант неоднократно говорил, что пытался показать отца с дочерью, однако доподлинно известно, что он изобразил свою родную сестру и дантиста Байрона МакКиби. По словам художника, последний отличался достаточно веселым нравом. Правда, на картине "Американская готика" он предстает сдержанным человеком, если не сказать суровым. Его взгляд направлен прямо в глаза смотрящему на холст человеку, и невозможно понять, что произойдет дальше: то ли он улыбнется, то ли разозлится. Его лицо прорисовано настолько детально, что можно разобрать каждую морщинку, которых на нем предостаточно.

Взгляд женщины направлен вбок, куда-то за пределы картины. Мужчина и его дочь стоят в центре, причем женщина держит под руку пожилого человека. У него в руках вилы, направленные своими остриями вверх, которые он держит достаточно сильной хваткой. Создается впечатление, будто изображенные Вудом Грантом люди пытаются защитить свой дом, на фоне которого они нарисованы.

Дом представляет собой старое строение в американском стиле. Еще один нюанс, который обнаруживается при детальном рассмотрении: на картине все сделано руками людей: рубашка мужчины, передник женщины, да, впрочем, и мансардная крыша.

Если обратить внимание за задний план картины "Американская готика", то создается впечатление, будто Грант Вуд не уделил ему должного внимания. Деревья представлены в виде геометрических фигур и они абсолютно не прорисованы, обобщены. Кстати, если присмотреться, то на картине очень много геометрии: треугольная крыша, прямые линии окон, вилы, которые перекликаются с кантом на рубашке мужчины.

Тона, в которых написано полотно, можно охарактеризовать как достаточно спокойные. Пожалуй, это все описание картины "Американская готика", из которого становится понятно, почему многие американцы видели в ней себя: такие дома были практически у всех семей, живущих как на западном, так и на восточном побережье материка.

Оценка общества

Картина "Американская готика" произвела фурор. Кто-то был в восторге, но были и недовольные. Жители посчитали такое изображение их уклада жизни насмешкой художника, а одна дама даже пригрозила физической расправой над Грантом Вудом. Она обещала откусить ему ухо. Многие люди обвиняли художника в антипатии ко всему новому, обзывая его консерватором и ханжой, ведь он изобразил старинный домик на пороге новой цивилизации. Сам художник как-то сказал о своей картине: "Я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал...".

Спустя век

Стоит отметить, что спустя время картина все еще остается на пике популярности. На нее делают пародии, ею восхищаются, ее не понимают. Но все это нисколько не помешало "Американской готике" стать своеобразным символом уклада жизни тех лет. Спустя почти столетие критики смогли рассмотреть в ней непоколебимый дух американских первопроходцев. Ну и последнее, о чем необходимо упомянуть: Грант Вуд смог "зацепить" огромное количество людей своим шедевром, заставляя общественность обсуждать, спорить о картине "Американскую готику".

Этому способствовали и витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад.

Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности – дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. Неодинаковые, но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными – это усиливало художественный эффект, производимый витражом. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился, играл. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Великолепна «темно-пурпуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.

В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол (Сент-Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации – их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

Беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора отличают стиль готической книги. В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи – научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, около 1320). Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события – это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

Готическое искусство – важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.

Американская готика - Грант Вуд. 1930. Холст, масло. 74 x 62 см



Без преувеличений можно сказать, что картина «американская готика» является одной из самых узнаваемых в мире, сравнимой с , или . За годы своего существования шедевр стал жертвой множества пародий и мемов. Существует даже весьма зловещее толкование сюжета. Но какой же смысл вкладывал в свою «Американскую готику» сам автор?

Картина была создана в 1930 г. во время Великой депрессии. В городе Элдон Грант Вуд приметил аккуратный дом, созданный в стиле плотницкой готики. Художник захотел изобразить дом и его потенциальных жителей – отца и дочь, старую деву (по другим данным это жена и муж). В качестве моделей выступили сестра живописца и его личный дантист. Необычная экспозиция картины – это ничто иное, как подражание фотографиям тех лет.

Герои изображены очень чётко и ясно. Мужчина смотрит на зрителя, в его руках крепко сжаты вилы. Женщина со строгим пучком на затылке смотрит в сторону, на ней передник со старомодным узором. Автор позволил из лаконичной причёски девушки выбиться лишь одному пучку. В суровых лицах героев и их сжатых губах многие искусствоведы находят враждебность и откровенное уродство. Другие же очень авторитетные исследователи угадывали в работе сатиру на чрезмерную замкнутость и ограниченность жителей маленьких городков.

Между тем, сам Вуд сетовал, что публика неверно трактует его работу – он видел в сельских жителях именно ту, действенную силу, которая может противостоять экономическим проблемам, вызвавших Великую депрессию. Эти жители городков и деревень полны решимости и отваги бороться с проблемами. Художник говорил, что герои его работы – образ собирательный, ассоциирующийся у него со всей Америкой. Однако жители городка Элтон не вняли объяснениям автора, они были возмущены и разгневаны тем, как Вуд представил их в своей работе.

Дочь это или жена? Ответ на этот вопрос также очень интересен. Зритель склонен «считывать» эту героиню, как жену, сестра же Вуда, которая была моделью, настаивала на том, что это дочь. Ей просто хотелось видеть себя в знаменитой работе моложе, ведь во время позирования ей было всего 30 лет.

Вилы являются центральным элементом картины. Строгие, прямые линии зубцов этого сельскохозяйственного инструмента читаются и в других деталях полотна. Швы рубашки мужчины почти идеально повторяют контуры вил. Кажется, вся работа состоит из обращения к прямым вертикальным линиям – экстерьер дома, шпиль, вытянутые окна и сами лица персонажей. Дантист Байрон Маккиби, которого мы видим в образе отца-мужа, вспоминал, что художник как-то отметил: ему нравится его лицо, потому что оно сплошь состоит из прямых линий.

Публика с интересом отнеслась к работе Гранта Вуда, едва она появилась на выставке в Институте искусств Чикаго. Это поразительно, но не все согласились с авторской трактовкой произведения, хотя и признавали, что живописцу удалось очень точно «схватить» американский национальный дух. После того, как Великая Депрессия уступила место обычной стабильной жизни, зритель, наконец, смог увидеть картину глазами создателя, разглядеть не суровых, но непоколебимых американцев, которые готовы не драться, а противостоять всем неприятностям.

Художник: Грант Деволсон Вуд

Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

История создания

Такие критики, как Гертруда Штайн и Кристофер Морли, считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков. Однако во времена Великой депрессии отношение к картине изменилось. Она стала рассматриваться как изображение непоколебимого духа американских первопроходцев.

По числу копий, пародий и аллюзий в массовой культуре «Американская готика» стоит наряду с такими шедеврами как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Крик» Эдварда Мунка.

Грант Вуд «Американская готика»

Художник: Грант Деволсон Вуд
Название картины: «Американская готика»
Картина написана: 1930 г.
Биверборд, масло.
Размер: 74 × 62 см

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

История создания

В 1930 году в городе Элдон (англ. Eldon) штата Айова Грант Вуд заметил маленький белый домик в стиле плотницкой готики. Он захотел изобразить этот дом и людей, которые по его мнению могли бы в нём жить.

Сестра художника Нэн послужила моделью для дочери фермера, а моделью для самого фермера стал Байрон МакКиби (Byron McKeeby), зубной врач художника из города Сидар-Рэпидз (Cedar Rapids) в штате Айова. Вуд писал дом и людей по отдельности, сцены, как мы её видим на картине, никогда не было в действительности.

Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском Институте Искусств. Судьи оценили её как «юмористическую валентинку», но хранитель музея убедил их выдать автору приз суммой в 300 долларов и убедил Институт Искусств приобрести картину, где она остаётся и по сей день. Вскоре картину напечатали в газетах Чикаго, Нью-Йорка, Бостона, Канзас-Сити и Индианаполиса. Однако после публикации в газете города Седар-Рэпидз последовала негативная реакция.

Жители Айовы были разгневаны на то, как художник изобразил их. Одна фермерша даже угрожала откусить Вуду ухо. Грант Вуд оправдывался, что он хотел сделать не карикатуру на жителей Айовы, а собирательный портрет американцев. Сестра Вуда, оскорблённая, что на картине её можно принять за жену человека вдвое старше неё самой, начала утверждать, что «Американская готика» изображает отца с дочерью, однако этот момент сам Вуд никак не комментировал.

Ключевым направлением искусства Средневековья была готика .

Она охватывала культуру, развивавшуюся в большинстве регионов Западной, Центральной, а также Восточной Европы.

Возникла готика в Северном регионе Франции в 12 в., а уже в следующем столетии она появилась в Англии и Германии, а затем в Австрии, Чехии и Испании. Позднее готический стиль достиг Италии. После интенсивной трансформации образовалась «итальянская готика», а в завершении 14 века — интернациональная. Восточноевропейские художники с готическим направлением познакомились позднее, на их родине оно продержалось немного дольше – почти до 16 столетия.

В период Возрождения этим определением уничижительно обозначали все художество Средневековья, признанное «варварским» . Но вначале 19 в. для мастерства 10-12 вв. употребили понятие романского стиля и, соответственно, ограничили хронологические рамки готического стиля. В нем выделились фазы: ранний период, зрелый и поздний.

В европейских странах правила католическая церковь, поэтому идеология готики сохраняла феодально-церковные устои. По назначению готика была в основном культовой и тематически религиозной. Ее сравнивали с вечностью и «высшими» силами.

Она характеризовалась символико-аллегорическим образом мышления и условным изобразительным языком.

Этот стиль сменил романский, а в дальнейшем полностью вытеснил его. Понятие данного направления обычно применяют к архитектурным объектам. Также оно охватило живопись, орнамент, книжную миниатюру, скульптуру и прочее.

Стоит отметить, что его зарождение в архитектуре, в особенности именитых соборов, совпадало с триумфальной эпохой романской живописи, а именно фресковой.

Со временем ключевую роль в декоре храмов взяли на себя иные виды декоративного искусства, в результате чего живопись оттеснилась на другой план. Замена в зданиях соборов времен готики сплошных стен большими окнами послужила причиной полного исчезновения жанра монументальной росписи, занимавшей особое место в романском стиле. Фреску сменил витраж – уникальная разновидность живописи, в которой картины составляются из кусочков расписных стекол, скрепленных тонкими свинцовыми полосками и обрамленных арматурой из железа.

Художники готического искусства

Готические черты в художестве появились на несколько десятков лет позже возникновения таковых в образцах архитектуры. Отметим, что во Франции и Англии произошел переход от романского направления к готическому в 1200-ом г., в Германии – в 1220-ых, а в Италии – примерно в 1300-ом.

Особенностью готического художества являются вытянутые фигуры.

Живопись подчинялась жестким канонам. Мастера кисти на своих картинах изображали трехмерность пространства довольно редко. Такая перспектива была случайной и весьма сомнительной.

На исходе 14 столетия в искусстве появилось стремление к элегантному и утонченному письму, а также возник интерес к сюжетам реальной жизни. Постоянными элементами в живописи стали мельчайшие детали растительного и животного мира.

Появилась интернациональная готика – это направление позднего периода Средневековья, который объединил живопись многих стран.

Во Франции 13-14 веков расцвело искусство книжной миниатюры . В ней проявлялось светское начало. Так, к примеру, светская литература расширила спектр иллюстрированных рукописей. Стали создавать богато расписанные псалтыри и часословы для домашнего пользования.

Рукопись готических времен изменила внешний вид страниц. Так, иллюстрация наполнилась звучными по чистоте цветами, включила реалистические элементы, совместила растительную орнаментику, библейские и бытовые сцены. Характерной чертой рукописей 13 века был бордюр, обрамляющий поле страницы.

Художники помещали на страницы завитки орнамента, украшающего поля, линии, обрамляющие маленькие фигурки, и комические либо жанровые сцены. Содержание рукописей не всегда имело с ними связь. Это были фантазии миниатюристов. Назывались они «дролери»– то есть забавы. В миниатюрах поздней готики с особой непосредственностью выражались тенденции реализма, были проделаны первые успехи в передаче бытовых картин и пейзажей. Вскоре художники устремились к достоверному и подробному изображению натуры.

Наиболее известными представителями книжной миниатюры эпохи готики стали братья Лимбурги.

Christ in Glory, Братья Лимбург Miniature of the Earl of Westmorland with His Twelve Children, Братья Лимбург The Madonna and the Child, Братья Лимбург

Выбор редакции
Ступеньки… Сколько десятков за день нам приходится их преодолевать?! Движение – это жизнь, и мы не замечаем, как пешим ходом наматываем...

Если во сне ваши враги пытаются помешать вам, то вас ждет успех и благополучие во всех ваших делах. Разговорить во сне со своим врагом -...

По указу Президента, наступающий 2017 год будет годом экологии, а также особо охраняемых природных объектов. Подобное решение было...

Обзорывнешней торговли России Торговля между Россией и КНДР (Северной Кореей) в 2017 г. Подготовлен сайтом Внешняя Торговля России на...
Уроки № 15-16 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 класс Учитель обществознания Касторенской средней общеобразовательной школы № 1 Данилов В. Н. Ф инансы...
1 слайд 2 слайд План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение 3...
Иногда некоторым из нас приходится слышать о такой национальности, как аварец. Что за нация - аварцы?Это коренное проживающее в восточной...
Артриты, артрозы и прочие заболевания суставов для большинства людей, особенно в пожилом возрасте, являются самой настоящей проблемой. Их...
Территориальные единичные расценкина строительные и специальные строительные работы ТЕР-2001, предназначены для применения при...